Для совершенствования техники низкого старта наиболее полезными являются упражнения, которые развивают скорость реакции и силу ног. Например, использование старта с блоков или выполнение специальных спринтерских упражнений помогает спортсменам отработать правильную позицию и мгновенное движение вперед.
Также стоит обратить внимание на тренировки, направленные на развитие координации и прыжковую подвижность, так как это способствует улучшению общего физического состояния и повышению эффективности старта. Регулярная практика таких упражнений значительно увеличивает шансы на успешное исполнение техники низкого старта в соревнованиях.
Раздел: Легкая атлетика. Совершенствование техники низкого старта и стартового разгона
Совершенствование техники низкого старта и стартового разгона. Одно из важнейших мест в физическом воспитании учащихся принадлежит бегу. На уроках легкой атлетики с техникой бега связаны и другие двигательные действия: прыжки в длину и в высоту с разбега, а также метания. Поэтому, в первую очередь необходимо решать задачи обучения школьников технике бега.
Научные данные показывают, что примерно у 90% детей 7–10-летнего возраста отмечается целый ряд нерациональных движений и ошибок в беге, а именно: неполное разгибание опорной ноги при отталкивании; фаза опоры более продолжительна во времени, чем фаза полета; постановка ноги с пятки и наружного свода стопы; перекрестная работа ног, т.е. след, например, правой ноги заходит влево за среднюю линию. В связи с этим, возникает необходимость формировать правильные двигательные навыки в беге с первых лет обучения в школе.
Упражнения для закрепления и совершенствования техники низкого старта 1. Бег с низкого старта с колодок в горку. 2. Бег с низкого старта с колодок по различным сигналам, заменяющим стартовые команды (например: «Гоп!», «Беги!» и т.п.). 3. Бег с низкого старта с колодок с затягиванием команды: «Марш!» после команды: «Внимание!» на 3–5 сек.
4. Бег с низкого старта с колодок после выполнения кувырка вперед. 5. Бег с низкого старта с колодок после прыжка в длину с места. 6. Из положения «На старт!» бросок набивного мяча вперед с последующим быстрым стартом, пытаясь догнать летящий мяч.
Оценить 3684 0
Содержимое разработки
№ 8 Сабақтың жоспары-конспект/ План-конспект урока №8
Та рау/Раздел: Легкая атлетика.
Білімділік мақсаты/ Образовательные задачи:
1. Совершенствовать технику низкого старта и стартового раз гона .
2. Совершенствовать технику прыжка в длину с разбега: скорость, длина шагов в начале и в конце разбега.
3 . Проверить двигательную подготовленность, прыжок в длину с мест а .
Сабақ мақсаты/ Цель урока:Совершенствовать технику низкого старта и стартового разгона.
Тәрбиелік мақсаты/ Воспитательные задача:
1.Способствовать здоровому образу жизни учащихся.
Құрал-жабдықтар/ Инвентарь и оборудование: свисток, эстафетная палочка.
Өткізілетін орны/ Место проведения: спортивный зал
Сабақтың мазмұны/ Содержание урока
Әдістемелік нұсқау/ Методические указания
Сабақтың кіріспе дайындық бөлігі/ Вводно-подготовительная часть урока
1. Построение, сдача рапорта.
2. Сообщение темы и задач урока.
3. Строевые упражнения в движении.
4. Ходьба и её разновидности:
а)ходьба на носках;
б) ходьба на пятках;
в) ходьба в полуприседе;
г)ходьба в приседе;
д)прыжки вверх на каждый шаг.
5. Бег и его разновидности:
а) бег в медленном темпе;
б)бег с захлестыванием голени;
в) бег с высоким подниманием бедра;
г) бег в шаге;
д) ускорение с набеганием.
6. ОРУ в движении: 1. И.п. – о.с. 1–2 – прыжки перекатом с пятки на носок с подскоком на правой ноге, взмах руками вперед-вверх – вдох; 3–4 – то же на левой ноге, взмах руками вниз-назад – выдох – 20–25 м. 2. И.п. – руки за голову. Ходьба выпадами с поворотом к впереди стоящей ноге – 20 м. 3. И.п. – руки в стороны, кисти в кулак. 1–4 – круговые вращения рук вперед; 5–8 – то же назад.
Повторить 6–8 раз. ОРУ на месте: 1. И.п. – ноги врозь, руки на пояс. 1–4 – круговые вращения туловища вправо; 5–8 – то же влево. Повторить 5–6 раз. 2. И.п. – упор присев, левую ногу назад на носок. 1 – смена положения ног прыжком; 2 – и.п. Повторить 8–10 раз. 3. И.п. – упор, лежа на согнутых руках.
1 – разгибание рук в локтевых суставах; 2 – и.п. Повторить 8–10 раз. 4. Бег: медленный – 20 м, с высоким подниманием бедра – 20 м, с захлестыванием голени назад – 20 м, прыжками с ноги на ногу – 20 м, семенящий – 20 м, ускорения – 2 –3х30 –40 м
Обратить внимание на готовность класса к уроку.
Краткость и четкость в изложении.
Четкость выполнения предварительной и исполнительной команды.
Дистанция 2 шага, следит сзади идущий. Следить за осанкой, при ходьбе на носках ноги не сгибать, руки точно в стороны.
Дистанция 2 шага.
Руки работают вдоль туловища, частота работы ног близка к max
Бег с max усилием.
Частота вращения близка к max .
Наклон глубже, рука прямая.
Руки не опускать.
Наклон глубже, ноги не гнуть в коленном суставе.
Сабақтың негізгі бөлігі/ Основная часть урока
1. Совершенствовать технику низкого старта и стартового раз гона.
По команде «На старт!» бегун становится впереди колодок, приседает и ставит руки впереди стартовой линии. Пальцы рук образуют упругий свод между большим пальцем и остальными, сомкнутыми между собой. Прямые ненапряженные руки расставлены на ширину плеч. Туловище выпрямлено, голова держится прямо по отношению к туловищу. Тяжесть тела равномерно распределена между руками, стопой ноги, стоящей впереди, и коленом другой ноги.
Стартовый разгон. Очень важно после старта быстрее достичь в фазе стартового разбега скорости, близкой к максимальной.
Правильное и стремительное выполнение первых шагов со старта зависит от выталкивания тела под острым углом к дорожке, а также от силы и быстроты движений бегуна
2. Повторить технику прыжка в длину с разбега: скорость, длина шагов в начале и конце разбега.
– прыжки в шаге с 3–5 шагов разбега с приземлением в положение «шага» – 3–4 раза; – прыжки с 5–7 шагов разбега через две линии на расстоянии 2 м одна от другой с дальнейшим пробеганием –3–4 раза; – прыжки с увеличением длины разбега, отталкиваясь от дорожки перед ямой, – 4–5 раз. В полетной фазе прыгун летит в положении «шага» до половины длины прыжка, затем подтягивает толчковую ногу к маховой, а колени согнутых ног – к груди, готовится к приземлению. Рука, одноименная маховой ноге, к 1/3 полетной фазы поднимается сзади через сторону вверх. Перед приземлением руки движутся сверху вперед, затем вниз и назад. Ноги, разгибаясь в коленных суставах, выносятся как можно дальше вперед. 2. Техника приземления при прыжках в длину:– прыжки с места в длину (одиночные, двойные, тройные) с далеким вынесением ног при приземлении, садясь в яму, и с выходом вперед (вперед-в сторону) – 6–8 раз;3 Эстафетный бег — передача палочки
— передача эстафетной палочки на месте в парах
— в медленном беге
— в беге в зонах передачи (в среднем беге, в быстром беге)
4. Бег до 4 мин. С ускорением по 60 м.
Выполнить упражнение 3-5р.– выполнение команд «На старт!»,
С устранением ошибок – 2–3 раза; – то же, но с самостоятельным выходом со старта. Акцентировать внимание на активное отталкивание с колодок двумя ногами. Не спешить выпрямляться; повторить 3–4 раза по 15–20 м. Выполнить упражнение 3-5р.Руки расположены на ширину плеч
Выполнить упражнение 3-5р
Учащиеся метают поточно или одновременно (для этого должны быть размечены секторы с цифровыми показателями).
Исправлять ошибки при выполнении передачи палочки в эстафетном беге: держание палочки за середину, опускание руки. Замедление скорости бега передающим ещё до передачи эстафеты.
Қорытынды бөлім/ Заключительная часть урока
1. Построение в шеренгу.
2. Домашнее задание.
3. Подведение итогов.
4. Организованный уход.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
Отметить положительные и отрицательные стороны урока.
Упражнения для совершенствования техники финиширования
Однако даже самая современная методика обучения не избавляет от ошибок. К сожалению, не всегда можно дать занимающемуся прочувствовать мышечные ощущения при правильном выполнении, а именно они, в конце концов, являются определяющими для становления рациональной техники бега.
Педагогу-тренеру необходимо выявить основную ошибку и работать над ее устранением, что, как правило, приводит и к исчезновению второстепенных недостатков в технике.
В технике бега существует несколько основных причин возникновения ошибок. Одной из них является неправильное представление учеником техники двигательного действия, другой — недостаточная координация движений студента. И устранять ошибки нужно именно с нее. Третьей причиной возникновения ошибок является недостаточный уровень развития кондиционных качеств.
Если требовать от студента выполнить движение, к которому он еще не готов, это может привести к возникновению ошибки, которую впоследствии будет очень трудно исправить. Следовательно, параллельное развитие ведущих двигательных качеств обязательнр при работе над становлением и совершенствованием спринтерского бега.
Отдельной причиной ошибок часто бывает разный уровень развития мышечных групп, обеспечивающих движение того или иного звена тела. Поэтому, кроме высокого уровня развития двигательных качеств, требуется еще гармоничное развитие всех мышечных групп, обеспечивающих выполнение движения.
Ниже приводятся основные типичные ошибки, встречающиеся в технике спринтерского бега при выполнении старта и стартового разбега и способы их устранения (табл. 5.1). |
Для успешной работы над техникой бега тренер должен четко знать, какие группы мышц работают в том или ином движении в процессе выполнения низкого старта и бега, и, основываясь на этих знаниях, корректировать процесс развития мышечных групп учеников.
Основными группами мышц, наиболее активно работающими в спринтерском беге, являются:
> наружная группа мышц таза (основные — ягодичные большая средняя и малая) выпрямляет согнутое вперед туловище, отводит и разгибает бедро;
> передняя группа мышц бедра (основные — портняжная и четырехглавая мышца бедра, в которую входит прямая мышца бедра, широкие — внутренняя, латеральная и промежуточная), некоторые мышцы которой перекрывают два сустава тазобедренный и коленный, принимает участие в сгибании бедра и разгибании голени;
> задняя группа мышц бедра (основные — полусухожильная, полуперепончатая и двуглавая) разгибает бедро и сгибает голень
> передняя группа мышц голени (основные — передняя большеберцовая, длинный разгибатель пальцев, длинный разгибатель большого пальца) разгибает стопу, поднимая ее вверх;
> задняя группа мышц голени (основные — трехглавая мышца голени, состоящая из двух головок икроножной и лежащей под ними камбаловидной мышцы) сгибает голень в коленном суставе и стопу.
Таблица. 1. Ошибки, встречающиеся при выполнении старта и стартового разбега
Ошибки Причины
Способы устранения
Ошибки, встречающиеся при выполнении команды «На старт»
Большой прогиб спины в поясничном отделе
Голову опустить вниз, спину выпрямить
«Сед на ногах», плечи далеко от стартовой линии
Недостаточная сила мышц рук
Туловище «подать» вперед, голову опустить вниз, ось плеч вывести за стартовую линию
Голова поднята вверх. Занимающийся смотрит вперед
Недостаточное развитие координационных способностей
Голову опустить вниз, ось плеч вывести за стартовую линию
Ошибки, встречающиеся при выполнении команды «Внимание»
Таз поднят слишком высоко. При этом сзади стоящая нога почти выпрямляется в коленном суставе. Полноценного отталкивания нс получается
Недостаточное развитие силы, мышц передней поверхности бедра, неправильное представление положения по команде «Внимание»
Согнугь ноги в коленных суставах, опустить таз. Преподавателю: ввести ограничитель амплитуды подъема таза (чаще всего преподаватель держит руку, ограничивая амплитуду движения вверх, что не позволяет студенту излишне выпрямить ноги и поднять таз слишком высоко)
Таз поднят недостаточно высоко
Низкое расположение стоп на стартовых колодках. Углы в коленных суставах меньше оптимальных
Разогнуть ноги в коленных суставах, поднять таз.
Преподавателю: (см. предыдущую ошибку)
Туловище слишком выведено вперед, плечи далеко за линией старта, большая нагрузка на руки
Слишком высокое расположение стоп в стартовых колодках, углы в коленных суставах больше оптимальных
Туловище «подать» назад, ось плеч оставить за линией старта. Распределить тяжесть между стопами и кистями рук. Стопы упереть в колодки. Проверить углы сгибания в суставах ног
Плечи находятся до стартовой линии, вся тяжесть тела расположена на ногах. Слишком большая нагрузка на ноги
Угол между бедром впереди стоящей ноги и туловищем больше оптимального
Туловище «подать» вперед.
Тяжесть распределить равномерно между стопами и кистями рук
Голова поднята вверх. Эта ошибка исправляется так же, как и на старте
Недостаточное развитие координационных способностей, боязнь смотреть на дорожку при выбегании
Ошибка исправляется так же, как и стартовая
Ошибки после стартового сигнала
Резкое движение головой вверх
Занимающийся нс может выбегать, не видя направления бега. Недостаточное развитие координационных способностей. Излишнее напряжение мышц шеи
Подбородок взять на себя и удерживать его в таком положении на первых шагах разбега. Смотреть вниз на свои колени или на 1 — 2 метра вперед, расслабить мышцы шеи и плечевого пояса. Из исходного положения взять «низкий старт» без опоры на колодки, руки опереть на дорожку на расстоянии 30 — 40 см впереди стартовой линии. Подняться до положения «Внимание» и выполнить несколько раз подряд быстрое движение маховой ногой вперед-назад по низкой траектории, почти касаясь дорожки носком ноги
Бедро маховой ноги в первом шаге поднимается слишком высоко
Несоответствующая физическому развитию установка стартовых колодок и выполнение стартовых положений, неправильное направление отталкивания из колодок (вверх)
Тянуться бедром вперед-вверх, стопу нести низко над дорожкой. Выполнить выбегание из и. п. «низкий старт» под наклонной планкой, которую держит тренер, стоя сбоку от студента.
Из и. п. «низкий старт» выполнить выбегание в «ворота» (на две стойки натягивается веревка или резинка).
При этом расположение «ворот» от линии старта и высота размещения резинки (веревки) на стойке может варьироваться
Резкое выпрямление туловища на первом шаге
Отталкивание вверх из стартовых колодок
Из и. п. «низкий старт» выполнить выбегание с партнером. Партнер располагается впереди стартующего лицом к нему и давит руками на плечи выбегающего бегуна, немного сдерживая его движение вперед и задавая нужный наклон туловища.
Из и. и. «низкий старт» выполнить выбегание с ограничением подъема ступни рукой партнера (в первом
шаге). Из и. п. «высокий старт» выполнить выбегание, туловище параллельно дорожке; при этом два партнера удерживают стартующего за отведенные назад выпрямленные руки
Обе руки при старте отводятся назад
Недостаточное развитие координации движений
Выбегание из и. п. «низкий старт» с опорой на одну руку, другая — отведена назад за спину. Выбегание из и. п. «низкий старт», одноименная впереди стоящей ноге рука смещена назад по отношению к стартовой линии на 25 — 30 см. Выполните выбегание из и. п. «высокий старт» с опорой на одну руку
Неполное (недостаточно сильное) отталкивание из колодок
отталкивания из стартовых колодок
Вытолкнуться, выпрыгнуть из колодок, стопами упереться в колодки.
Из и. п. «низкий старт» выполнить отталкивание из колодок и приземлиться на высокий поролоновый куб (выполняется в условиях зала).
И. п. то же, перед приземлением на мат сделать один шаг.
И. п. то же, выполнить выпрыгивание со стартовых колодок с последующим переходом в бег
Чрезмерное сгибание сзади стоящей ноги в коленном суставе или «захлест», закидывание пятки назад
Несоответствующая физическому развитию установка стартовых колодок и выполнение стартовых положений, неправильное направление отталкивания из колодок
Выполняя упражнения, стопу проносить низко, почти задевая дорожку (относится ко всем ниже перечисленным упражнениям). Выполнить выбегание из и. п. «высокий старт» с опорой на одну руку, маховая нога почти выпрямлена. (В этих упражнениях выпрямленная в и. п. маховая нога не позволяет спортсмену сделать «захлест».)
Выбегание из и. п. упор лежа на прямых руках и упор лежа на согнутых руках.
Разогнуть руки и одновременно подтянуть маховую ногу коленом к груди.
Из и. п. «низкий старт» выгибание, на сзади стоящую ногу прикрепить
Слишком длинный первый шаг
Непонимание техники отталкивания и выполнения первых шагов
На дорожку в месте постановки ноги положить отметку (кусочек пластыря, поролоновый кубик и т.д.), при этом ногу ставить на грунт до отметки
Короткие первые шаги в стартовом разгоне
Непонимание техники отталкивания и выполнения первых шагов
Выполнение стартового разгона по отметкам.
Из и. п. «низкий старт» выполнить выбегание прыжками на расстояние 10—15 м с постепенным переходом на обычный бег.
Из того же и. п. выполнить выбегание с подсчетом количества шагов на расстоянии 15—20 м. Сделать наименьшее количество шагов на данном расстоянии. И. п. то же. За плечи стартующего закрепить резиновый жгут, который удерживает партнер сзади. Бежать широкими шагами, проталкиваясь стопой
Лёгкая атлетика. Совершенствование низкого старта
![]()
Техника низкого старта в легкой атлетике В лёгкой атлетике для выбегания от стартовой линии используют два вида старта: высокий и низкий. Начиная с младших классов, надо ученикам успешно освоить оба данных вида, так как от этого напрямую будет зависеть показанный школьниками результат в беговых дисциплинах, особенно в спринтерских. В дальнейшем следует почти в каждую разминку включать хотя бы несколько выбеганий со старта.
Порядок обучения низкому старту такой же, как и высокому. Начинать следует с многократного правильного показа, большого числа выполнений отдельных стартовых команд (при многочисленных ошибках необходимо снова возвращаться к правильному показу, но теперь уже с помощью учеников, чтобы легче было объяснять неточности в выполнении).
Выбегания с низкого старта осуществляются учениками сначала самостоятельно, далее — под команду учителя на технику выполнения. После достаточного усвоения данного элемента можно использовать выбегания по команде наперегонки на дистанцию 15—25 м. Для обучения и совершенствования низкого старта, конечно, необходимы стартовые колодки. Но на занятиях физической культурой мы чаще всего используем для этого углубления в покрытии дорожки, сделанные самостоятельно каждым учеником. В таком случае низкий старт может одновременно принимать большая группа учеников или даже весь класс. «Работа» с беговыми колодками необходима лишь при подготовке к легкоатлетическим соревнованиям, в которых используется в беге низкий старт. На обычных же занятиях выбегание со стартовых колодок занимает много времени, что является для нас непозволительной роскошью.
Рекомендации по технике безопасности на занятиях по легкой атлетике
- Занятия по легкой атлетике проводятся на стадионах, специально оборудованных секторах, беговых дорожках, спортивных залах.
- Необходимо следить за чистотой и порядком на местах занятий.
- Нельзя пользоваться неисправным спортивным инвентарем и оборудованием.
- Лишние снаряды (стартовые колодки, барьеры, стойки и другой инвентарь не нужный на данном занятии) следует убрать.
- Не устраивать место финиша возле стенок зала.
- Занятия по бегу следует проводить в направлении против часовой стрелки.
- При проведении кросса или других массовых забегов трассу в многолюдных местах и место старта и финиша нужно обносить ограждениями.
- При проведении занятий, соревнований по бегу на короткие дистанции следить, чтобы бегуны занимали отдельные дорожки и строго следовали по ним.
- Перед началом занятий, соревнований нужно проводить интенсивную разминку.
- Занимающиеся должны знать методы профилактики спортивного травматизма и иметь навыки оказания первой доврачебной помощи.
- Легкая атлетика. Учебное пособие. 6-е издание 2009 А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук Москва, «Академия»
- Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. – Лёгкая атлетика: критерии отбора.-М.: Терра-спорт, 2000.-240 с.
- Филин В.П. – Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры.-М.: Физкультура и спорт,1987.-128с.
- Попов В.Б.,Суслов Ф.П., Германов Г.Н. – Лёгкая атлетика для юношества.-М.- Воронеж, 1999.-220 с.
- Озолин Н.Г., Травин Ю.Г. – Педагогические основы методики обучения легкоатлетическим упражнениям.-М., 1998.- 79 с.




