Бег, плавание и гребля относятся к аэробным упражнениям, которые направлены на развитие выносливости и сердечно-сосудистой системы. Эти виды активности способствуют улучшению обмена веществ и укреплению мышц, а также помогают поддерживать общую физическую форму.
Кроме того, все три упражнения могут быть выполнены как на открытом воздухе, так и в закрытых помещениях, что делает их универсальными и доступными для различных условий и уровней подготовки. Они также оказывают положительное влияние на психологическое состояние, снижая уровень стресса и повышая настроение.
Классификация физических упражнений
Классификация физических упражнений подразумевает логическое упорядочение их в виде систематизированной группы с делением на категории и подкатегории на основе определённых характеристик. Важность классификации определяется тем, какой признак стал её основой и насколько он значим с точки зрения науки и практики. Если основным признаком является тот, который имеет значение для физического обучения, такая классификация способствует более точной навигации среди разнообразия упражнений, а также помогает в рациональном выборе и целесообразном использовании. Существует множество разнообразных классификаций физических упражнений, например, основанных на формальных признаках: упражнения с использованием снарядов, упражнения на снарядах и упражнения без снарядов, что было характерно для немецкой и сокольской гимнастической школ. Также классификации могли быть построены на основании более узких признаков, таких как анатомический аспект, как в шведской гимнастике, ориентированной на развитие внешних форм тела, или на утилитарных признаках, как в классификации Эбера во Франции.
На данный момент не разработана единственная научная классификация упражнений. Сложность заключается в том, что организовать упражнения на основе их объективных возможностей для достижения целей комплексного физического развития и образования, а также объединить их таким образом, чтобы можно было выбирать самые эффективные, является довольно трудной задачей.
Данная тема остается актуальной, поскольку регулярно появляются новые виды упражнений, включая экстремальные. Физические упражнения обычно классифицируют в зависимости от исторически сложившихся условий, таких как гимнастика и спортивные игры. Внутри этих категорий также существуют подгруппы, как, например, в гимнастике — спортивная гимнастика, аэробика, шейпинг, художественная гимнастика и эстетическая гимнастика.
Такая классификация не отличается достаточной четкостью, не отражает глубокого взаимопроникновения и изменения сложившихся ранее средств и методов физической культуры. Распространенной является классификация упражнений по требованиям, которые предъявляются к физическим качествам человека, по некоторым дополнительным признакам.
Скоростно-силовые виды активности выделяются высокой интенсивностью, мощным усилием и максимальной нагрузкой — это включает спринтерский бег, метания, прыжки и работу со штангой. Упражнения, которые требуют в первую очередь проявления выносливости, относятся к циклическим видам — бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, ходьба, плавание и гребля на определённых дистанциях.
К категории упражнений, где проявляются координационные и другие навыки в условиях строго регламентированной последовательности движений, относятся гимнастика и акробатика, прыжки в воду, фигурное катание и синхронное плавание. К группе упражнений, сочетующих различные физические качества в условиях меняющихся режимов активности и постоянного изменения ситуации, можно отнести борьбу, бокс, фехтование и спортивные командные игры.
В ряде специальных дисциплин пользуются частными классификациями физических упражнений. В биомеханике принято подразделять их на локомоторные (направленные на передвижение тела в пространстве), вращательные, перемещающие (связанные с перемещением внешних физических тел).
В физиологии упражнения подразделяются на те, которые выполняются в различных диапазонах физиологической интенсивности деятельности (максимальные, субмаксимальные, высокие и умеренные). Существуют распространенные классификации упражнений в зависимости от характеристик движений, в которых выделяются группы циклических, ациклических и комбинированных действий. Важное методическое значение имеет распределение упражнений в соответствии с их конкретными целями в процессе освоения специфических двигательных навыков, включая подготовительные и основные упражнения, а также общую и специальную подготовку. Классификации, основанные на разнообразных признаках, имеют как научное, так и практическое значение. Они взаимно дополняют друг друга и в совокупности способствуют лучшему пониманию многообразия явлений, их свойств и взаимосвязей.
В любой классификации существует предположение, что упражнение имеет устойчивые свойства, включая эффект воздействия, зависящий от того, кто выполняет данное упражнение, каким образом оно выполняется, под чьим контролем проходит тренировка и в каких условиях осуществляется занятие. Для того чтобы адекватно оценить возможный эффект упражнения, недостаточно просто знать его место в классификации — требуется анализировать каждое упражнение в сочетании с методикой и другими параметрами его применения.
Педагогические классификации физических упражнений
Систематизация физических упражнений на основе известных исторически систем физической подготовки.
По этой классификации физические упражнения делятся на 4 группы:
- гимнастические упражнения, характеризующиеся многообразием искусственно созданных движений и действий, эффективность которых оценивается избирательностью воздействия на строение и функции организма, а также правильностью, красотой и координационной сложностью всех движений;
- игровые упражнения, состоящие из естественных видов действий (бега, бросков и т.п.), которые выполняются в разнообразных вариантах в соответствии с изменяющейся игровой ситуацией и оцениваются по эффективности влияния на организм в целом и по конечному результату действия;
- туристические физические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде, греблю в естественных природных условиях, эффективность которых оценивается комплексным воздействием на организм и результативностью преодоления расстояния и препятствий на местности;
- спортивные упражнения объединяют ту группу действий, исполнение которых искусственно стандартизировано в соответствии с Единой спортивной классификацией и является предметом специализации для достижения максимальных спортивных результатов. Классификация физических упражнений по признаку особенностей мышечной деятельности (или признаку преимущественных потребностей в проявлении физических качеств, или признаку преимущественного влияния на развитие физических качеств):
- скоростно-силовые упражнения, которые требуют от занимающихся проявления максимальных усилий за относительно короткий отрезок времени (бег на короткие дистанции, прыжки и т.д.);
- физические упражнения, требующие проявления выносливости (плавание 800 м и более, бег свыше 1500 м);
- физические упражнения, требующие проявления координации движений при строгой регламентации условий выполнения (прыжки в воду, акробатика и т.д.);
- физические упражнения, требующие комплексного проявления двигательных качеств при постоянно меняющихся уровнях усилий в соответствии с изменяющимися условиями (игры, единоборства).
Классификация физических упражнений по их значению для решения образовательных задач:
- основные (или соревновательные) упражнения;
- подводящие упражнения, т.е. действия, облегчающие освоение основного упражнения благодаря наличию в них некоторых движений, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений;
- подготовительные упражнения, т.е. действия, способствующие развитию тех физических качеств, которые необходимы для изучения основного упражнения.
Классификация физических упражнений по признаку преимущественного развития отдельных мышечных групп.
Данная классификация предусматривает выделение упражнений для мышц рук и плечевого пояса, туловища и шеи, ног и таза.
Классификация физических упражнений по видам спорта.
Настоящая классификация представлена в государственном документе «Единая спортивная классификация Республики Беларусь».
Статьи по теме
>




