Какие виды легкоатлетических многоборий представлены на Олимпийских играх

Какие виды легкоатлетических многоборий представлены на Олимпийских играх

В программу Олимпийских игр входят два основных легкоатлетических многоборья: десятиборье и семиборье. Десятиборье проводится среди мужчин и включает в себя десять различных видов состязаний, таких как бег на 100 метров, прыжки с места, метание диска и другие. Семиборье, предназначенное для женщин, состоит из семи дисциплин, включая бег на 800 метров и прыжки в высоту.

Оба многоборья требуют от атлетов универсальности и высокой физической подготовки, так как спортсмены должны успешно выступать в различных видах, демонстрируя навыки в спринте, метаниях и прыжках. Эти соревнования привлекают большое внимание зрителей благодаря своей динамичности и разнообразию.

Легкая атлетика: олимпийские дисциплины и соревнования

Ниже представлен перечень олимпийских видов спорта в лёгкой атлетике. Переходя по предоставленным ссылкам, вы сможете ознакомиться с информацией о конкретной дисциплине (соревнованиях) на Олимпийских играх: статистика участников, медали и места с 4-го по 8-ое, списки чемпионов и призёров, а также доступ к полным результатам и дополнительным сведениям.

мужчины, 2500 м стипльчейз — 1900

мужчины, 2590 м стипльчейз — 1904

мужчины, 3000 м стиплчейз — 1920/2024

сильный пол, 3200 метров с препятствиями — 1908

сильный пол, 4000 метров с препятствиями — 1900

мужчины, 3000 м командный бег — 1912/1924

мужчины, 3 мили (4828 м), командный забег — 1908

мужчины, 5000 м, командный забег — 1900

мужчины, 4 мили (6436 м), командный забег — 1904

мужчины, 3000 м ходьба (по стадиону) — 1920

мужчины, 3500 м ходьба (по стадиону) — 1908

мужчины, 10 км ходьба (по стадиону) — 1912/1952

мужчины, 10 миль (16093 м) ходьба (по стадиону) — 1908

ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ МНОГОБОРЬЯ

Какие виды легкоатлетических многоборий представлены на Олимпийских играх Какие виды легкоатлетических многоборий представлены на Олимпийских играх Какие виды легкоатлетических многоборий представлены на Олимпийских играх Какие виды легкоатлетических многоборий представлены на Олимпийских играх Какие виды легкоатлетических многоборий представлены на Олимпийских играх

В олимпийскую программу сегодня включены 2 вида много­борья: десятиборье — для мужчин и семиборье — для женщин. Если мужское десятиборье стало олимпийским видом в 1912 году, то женщины начинали соревноваться на Олимпийских играх в многоборьях с пятиборья в 1964 году. Кроме классических видов ранее в соревнования включалось пятиборье — для мужчин и женщин. Если классическое мужское пятиборье сохранилось в своем виде до наших дней (бег на 200 и 1500 м, прыжки в длину, метание копья и диска) и используется сейчас в тренировочных целях, то программа женского пятиборья изменялась 3 раза, а в 1981 г. была заменена на семиборье, которое отвечает требованиям более гармонического физического развития женщин. Зимой в помещении многоборцы соревнуются в следующих видах: мужчины – семиборье, женщины – пятиборье.

Мужское десятиборье состоит из десяти видов, которые проводятся в течение двух дней подряд в следующем порядке:

Первый день — 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, 400 м.

Второй день — 110 м с/б, метание диска, прыжок с шестом, метание копья, 1500 м.

Семиборье для женщин включает в себя семь дисциплин, которые проходят на протяжении двух последовательных дней в следующей последовательности:

Первый день – 100 м с барьерами, высота, толкание ядра, 200м .

Второй день — прыжок в длину, метание копья, 800 м.

Юноши на официальных соревнованиях соревнуются в восьмиборье, которое

проводятся в течение двух дней подряд в следующем порядке:

Первый день — 100 м, прыжок в длину, толкание ядра и 400 м.

Второй день – 110 м с/б, прыжок в высоту, метание копья и 1000 м.

Девушки же соревнуются по программе семиборья.

Программа зимних соревнований в помещении как у мужчин, так и у женщин имеет несколько сокращенный вид.

Первый день – 60 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту.

Второй день – 60 метров с барьерами, прыжок с шестом, 1000 метров.

Женщины (пятиборье).Соревнования проводятся в один день в последовательности:

60 м с/б, прыжок в высоту, толкание ядра, прыжок в длину, 800 м.

Отличительной особенностью соревнований юношей, юниоров по многоборьям является использование веса снарядов, размеров барьеров, которые соответствуют спортсменам данной возрастной группы.

Учитывая большую физическую нагрузку, которую испытывают многоборцы во время соревнований должен соблюдаться интервал не менее 30 минут между окончанием одного вида и началом следующего. Рекомендуется, чтобы интервал времени между финишем последнего вида в первый день и стартом первого вида во второй день был не менее 10 часов.

Многоборцы соревнуются в каждом виде согласно действующих правил соревнований по легкой атлетике для данного вида с исключениями:

· в прыжке в длину и в каждом из метаний каждому участнику предоставляется только по три попытки;

· в случае отсутствия автоматического хронометражного прибора время каждого участника должно фиксироваться тремя хронометристами независимо друг от друга;

· в беговых видах спортсмен дисквалифицируется, если он совершил два фальстарта.

На протяжении каждого вида может применяться только одна система хронометража.

Спортсмены, не принявшие участие в беговых или технических дисциплинах, не могут участвовать в дальнейших видах и считаются отказавшимися от соревнований.

После завершения вида, результат спортсмена переводится в очки в соответствии с существующими счетными таблицами ИААФ. Победителем является спортсмен, набравший наибольшее количество очков после всех видов многоборья.

В случае равенства очков победителем объявляется участник, который в большем количестве видов набрал больше очков, чем другой участник (участники) с такой же итоговой суммой. Если это не разрешает проблему равенства, то победителем объявляется спортсмен, набравший наибольшее количество очков в одном виде.

Многоборцы – это разносторонне развитые атлеты, которые показывают достаточно высокие результаты во всех видах многоборья. Виды многоборья условно можно разделить на следующие группы:

· скоростно-силовые (спринтерский и барьерный бег, прыжки в длину и высоту);

· преимущественно силовые (метания);

· сложнокоординационные (прыжок с шестом);

· выносливость (бег на средние дистанции).

Важным в начальной подготовке юных многоборцев является вопрос о том, с каких видов начинать подготовку. Возможно несколько вариантов начальной подготовка многоборцев, где определяющим фактором будет индивидуальные возможности и предрасположенность занимающихся:

· начальными видами являются спринтерский бег, прыжки в высоту и толкание ядра. Сторонники этого направления считают, что спринтерский бег определяет успех в пяти видах десятиборья, прыжок в высоту выраба­тывает прыгучесть, необходимую для всех прыжков, а толкание ядра — силу.

· первичные дисциплины – это технически требовательные виды спорта, при которых нужно установить определенный уровень технической подготовки (барьерный бег, прыжки с шестом, метание копья).

· начальная подготовка основывается на относительно прос­тых видах легкой атлетики: спринтерском беге, прыжках в длину, высоту и толкании ядра. Использование дидактических правил от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному в большей мере соответствует успешному начальному обучению юных деся­тиборцев и семиборок.

Анализ динамики выступлений наших лучших десяти­борцев последних лет показывает, что большинство из них имеют более низкие результаты в видах 1-го дня, особенно в беге на 100 и 400 м, по сравнению с лучшими многоборцами мира. В то же время наши спортсмены часто значительно сильнее в трех сложно технических видах 2-го дня (110 м с/б, шест, копье).

Поэтому на первых этапах многолетнего цикла — начальной подготовки и начальной специализа­ции — следует уделять основное внимание более простым видам многоборья: спринту, прыжкам в длину и высоту, толканию ядра, развивая параллельно качества выносливо­сти. В сложно технических видах нужно больше работать над техническим мастерством. Это, по-видимому, принесет более ощутимые результаты. В то же время на ранних этапах многолетней подготовки следует избегать натаскива­ния на тот или иной вид многоборья.

Лучшие современные десятиборцы показывают результаты на уровне мастера спорта в отдельных видах (за исключением бега на выносливость), а семиборки в своих лучших выступлениях достигают уровня мастера спорта международного класса (тоже за исключением бега на 800 м), что позволяет им успешно выступать и в отдельных видах легкой атлетики. Если говорить о наборе очков, то для успешного выступления на крупнейших соревнованиях необходимо набирать в каждом виде многоборья 900-1000 очков и тогда можно рассчитывать на попадание на пьедестал. Лидерами современного многоборья как у мужчин, так и у женщин, традиционно являются атлеты США, но последнее десятилетие высококлассные многоборцы появляются в Чехии, Франции, Прибалтике и других странах Европы. Достижения российских многоборцев в первую очередь связаны с победой И.Пресс на Олимпиаде-1964 года.

Тренировка в многоборьях должна быть разносто­ронней. Она должна предусматривать более широкий круг упражнений, чем программы десятиборья и семиборья. Начинающие многоборцы используют средства из других видов спорта, особенно из таких, как гимнастика, акробатика, лыжный спорт, плавание, а также игры.

На этапах начальной специализации следует стремиться к росту спортивных достижений за счет совершенствования техники видов многоборий, а не за счет повышения физических качеств, особенно таких, как сила.

Следует предостеречь от форсированной подготовки в отстающих видах многоборья в ущерб разносторонности используемых средств. Поэтому не рекомендуется в раннем возрасте передавать на время юного многоборца тренеру — специалисту в отдельной дисциплине для подтягивания отстающего вида.

Контрольные вопросы:

1. Какие виды многоборий представлены на официальных соревнованиях по легкой атлетике.

2. Укажите, какие дисциплины легкой атлетики существуют для соревнований среди мужчин-многоборцев в летний и зимний сезоны.

3. Назовите виды легкой атлетики, в которых соревнуются женщины-многоборки летом и зимой.

4. Охарактеризуйте основные правила поведения соревнований многоборцев.

5. Опишите особенности тренировки в многоборьях.

ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

Для достижения эффективности тренировочного про­цесса необходимо четко планировать подготовку юных легкоатлетов. В настоящее время применяются следующие виды планирования: однодневное (на одно-два тренировочных занятия), недельное (микроцикл), этапное (2-8 недель — мезоцикл), период (осеннее-зимний или весеннее-летний — макроцикл) и перспективное (от годичного до многолетнего). Система планирования предполагает установление целей, задач и определение основных показателей подготовки: спортивных результатов, контрольных нормативов, трени­ровочных и соревновательных нагрузок. Управление про­цессом подготовки осуществляется тренером на основании обобщения личного практического опыта и изучения законо­мерностей совершенствования тренированности и спортив­ной формы и предусматривает:

1. Составление перспективных индивидуальных планов тренировки, отражающих передовую систему подготовки по данному виду легкой атлетики.

2.Выявление индивидуальных особенностей учеников (уровень развития функциональных возможностей орга­низма, двигательных и волевых качеств, технической подготовленности и др.).

3. Четкое определение в каждом виде средств и методов общей и специальной физической и технической подготовки легкоатлетов.

4. Систематическое повышение годовых нагрузок в, не­прерывном многолетнем тренировочном процессе.

5. Всестороннее развитие навыков двигательной активности, прежде всего у тех, кто отстает, в сочетании с улучшением техники выполнения движений.

6.Изменение тренировочной нагрузки за счет волно­образного характера динамики ее компонентов (объема и интенсивности).

7. Оперативный текущий учет тренировочных средств, самочувствия и анализа эффективности подготовки (еже­дневный и еженедельный учет и анализ тренировки позволяют своевременно обнаружить имеющиеся отклоне­ния).

8. Создание устойчивого психологического состояния спортсмена в условиях напряженной спортивной борьбы (применение средств психологической подготовки, воспита­ние и самовоспитание волевых качеств, саморегулирующая тренировка и т. п.).

Перспективные многолетние планы тренировки состав­ляются как для группы спортсменов (новичков, спортсменов юношеских разрядов, III и II разрядов), так и для одного спортсмена, достигшего I разряда.

Общий перспективный план подготовки спортсмена, группы может включать следующие разделы:

1. Краткая характеристика (спортсмена или группы).

2. Цель многолетней подготовки и главные задачи по годам.

3. Этапы и сроки подготовки.

4. Главные соревнования на каждом этапе.

5. Показатели спортивной техники на этапах.

6. Основная направленность тренировочного процесса по этапам.

7. Число занятий, соревнований и отдыха по этапам.

8. Тренировочная нагрузка по этапам.

9. Контрольные нормативы по этапам.

10.Перспективы в учебе, работе; повышение уровня специальных знаний.

11.Сроки врачебного контроля и диспансеризации.

12.График учебно-тренировочных сборов и места занятий.

Групповые перспективные планы целесообразно разра­батывать на 2 года, индивидуальные — на 4 года.

Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основное направление подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возра­станию требований по различным сторонам подготовки спортсмена, а также конкретные показатели плана по годам, соответствующие уровню развития спортсменов данной группы.

Персонализированный план на будущее включает в себя четкие критерии, которые устанавливает тренер, исходя из изучения предыдущего опыта тренировки (реализация общего плана) с учетом индивидуальных характеристик каждого спортсмена.

Определение цели и задач в индивидуальных перспектив­ных планах должно основываться на всестороннем учете возможностей юных спортсменов и условий для их полного проявления.

Индивидуальный перспективный план на 4 года вклю­чает следующие разделы:

1. Краткая характеристика спортсмена (фамилия, имя, отчество, год рождения, партийность, рост, вес, продолжи­тельность занятий легкой атлетикой и данным видом, уровень развития основных качеств и специальных знаний, отношение к тренировке, личные качества, поведение на соревнованиях, недостатки в подготовке).

2. Цель подготовки на 4 года (например, добиться права участия в молодежных играх, Универсиадах, Чемпионате России, показать результат мастера спорта).

3. Задачи подготовки по годам. Указываются конкретные задачи по совершенствованию физической, технической, тактической подготовки и определяются нормативы по годам.

4. Основные соревнования (по годам), сроки и планируе­мый результат.

5. Основные средства и методы подготовки. Кратко характеризуются главные средства и методы ОФП, технической, тактической и психологической подго­товки.

6. Число тренировочных занятий и соревнований, применение основных тренировочных средств и контроль­ные нормативы по годам (план и выполнение).

7. Распределение основных средств тренировки по периодам или этапам.

8. Возможности в учебном процессе и профессиональной деятельности. Навыки, которыми необходимо обладать атлету.

9. Врачебный контроль. Полный осмотр в физкультурно-спортивном диспансере 2 раза в году — осенью и весной; текущие осмотры раз в месяц и перед соревнованиями.

10. Заключение тренера по годам или периодам подготовки.

Таким образом, индивидуальный четырехлетний пер­спективный план является документом, в котором находит место сочетание элементов многолетнего планирования с годовым.

К конкретному составлению годового плана можно приступить только после ознакомления с утвержденным календарем соревнований, детального анализа всех сторон подготовки в предыдущем спортивном сезоне, определения цели и конкре­тизации задач.

В зависимости от задач могут уточняться стратегические цифры годового объема основных тренировочных средств. Для успешного решения отдельных задач целесообразно предусматривать в плане значительные изменения в нагрузке по соответствующим средствам подготовки.

В настоящее время круглогодичная тренировка для ходоков, марафонцев, метателей диска, копья и молота, а также многоборцев строится по принципу одного цикла.

Подготовительный период (30 недель) — ок­тябрь-апрель — состоит из пяти этапов:

втягивающий (3-4 недели) — октябрь;

· первый базовый (10-12 недель) — ноябрь-январь;

· зимний чемпионат (продолжительность до 6 недель) — январь-февраль;

· второй базовый (5-6 недель) — март-апрель;

· предсоревновательный (3-4 недели) — апрель-на­чало мая.

Соревновательный период (16-18 недель) — май-се­редина сентября.

Переходный период (3-4 недели) — сентябрь.

Для остальных видов легкой атлетики планирование разрабатывается по принципу двух циклов. Выделяются два полугодичных цикла: осенне-зимний и весенне-летний, каждый из которых состоит из подготовительного и со­ревновательного периодов. Периоды включают этапы, характеризующиеся определенной направленностью в ис­пользовании тренировочных средств.

Структура первого осенне-зимнего макроцикла подго­ товки (21-22 недели).

Подготовительный период — октябрь-середина ян­варя (16-18 недель):

· первый этап общей физической подготовки (4-6 недель).

· второй этап специальной физической подготовки (5-7 недель).

· заключительный этап специализированной физической и технической подготовки (5-7 недель).

Зимний соревновательный период (6 недель).

Структура второго весенне-летнего макроцикла подго­ товки (26-30 недель).

Подготовительный период — март-май (10-12 не­дель):

· первый этап общей физической подготовки (3 недели).

· второй этап специальной физической подготовки (3-4 недели).

· третий этап специальной физической и технической подготовки (4-5 недель).

Соревновательный период — май-середина сентября (16-18 недель).

Заключительный период — сентябрь (2-4 недели).

В годичном цикле подготовки наибольшая по объему нагрузка должна быть выполнена в ноябре-декабре и марте-апреле.

Пик совершенствования физической подготовки: зимой — с 15 февраля по 15 марта (4 недели) и летом — с 15 июля по 15 сентября (8 недель).

При наличии показаний со стороны врачебного и педаго­гического контроля конец сентября и начало октября могут отводиться для лечебно-профилактических целей. При от­сутствии таких показаний эти дни должны быть включены в подготовительный период.

На протяжении года осуществляется комплексная тренировка с применением широкого круга средств подго­товки, направленных на укрепление организма, совершен­ствование его функциональных возможностей, улучшение координации движений, повышение волевых качеств.

Периоды и этапы годичной подготовки отличаются один от другого задачами, соотношением тренировочных средств, величиной нагрузки, ее объемом и интенсивностью, психической напряженностью. Однако границы между пери­одами носят условный характер. Один период по своему содержанию постепенно переходит в другой, что объясняется необходимостью плавного изменения объема и характе­ра тренировочных нагрузок.

Подготовительные периоды отличаются наибольшей тренировочной нагрузкой, создающей фундамент для даль­нейшего роста результатов. Только выполнение большой нагрузки со значительным объемом разнообразных средств вызовет в организме нужные функциональные изменения, приведет к развитию важнейших физических и волевых качеств.

Разносторонняя комплексная тренировка в подготови­тельном периоде должна обеспечить не только высокий уровень двигательных навыков и качеств, но и необходимую связь между ними.

В соревновательном периоде решается задача достиже­ния наивысших результатов в том или ином соревновании. Соревнования в этот период являются одним из главных средств подготовки. Тренировочная нагрузка, ее объем и интенсивность на соревновательных этапах имеют значи­тельные колебания.

С приближением ответственных со­ревнований общая нагрузка снижается, а изменение интен­сивности происходит соответственно особенностям вида легкой атлетики. Планирование тренировки строится на основе недельного цикла или цикла с другим числом дней. Объем основных средств тренировки за неделю отмечается в плане в конкретных цифрах, а в конце каждой недели показатели суммируются.

Непрерывное развитие необходимых качеств и эффектив­ная реализация их при совершенствовании техники осуществляются изменением недельного объема и интенсив­ности тренировочных средств на различных этапах трени­ровки. Наибольший эффект в решении данной проблемы достигается при комплексном построении занятий с боль­шим числом повторений отдельных средств в недельном цикле подготовительного (3-4 раза) и соревновательного (2-3 раза) периодов. В подготовке спортсменов можно выделить следующие этапы:

1. Улучшение состояния здоровья и общей физической подготовки (ОФП) (переходный и начало подготовительного перио­да).

2. Улучшение специальной физической подготовки (СФП) в сочетании с технической подготовкой (ТП) в процессе подготовки (подготовительный этап).

3. Совершенствование технической подготовки (соревно­вательный период).

4. Достижение высших результатов (соревно­вательный период)..

Следует подчеркнуть ориентировочный характер не­дельных объемов тренировочных средств, особенно при переходе от одного периода к другому. Рекомендуемые соотношения основных средств специальной подготовки могут и должны меняться в связи с необходимостью решения индивидуальных задач в ходе тренировочного процесса. Варьирование объема и интенсивности с учетом меняющегося соотношения основных тренировочных средств и методов является своеобразным пультом управле­ния тренировкой.

С учетом специфики местных условий (погодные условия и условия для занятий) могут иметь место некоторые отклонения в периодизации, расстановке акцентов и длительности этапов в круглогодичной тренировке. Однако общая схема построе­ния, последовательность в постановке и решении основных задач по этапам должны быть постоянными.

Во всех случаях подготовительный период начинается с фундаментальной общей физической, а затем углубленной специальной подготовки.

Подготовка в октябре ведется по плану — 4 недели ОФП. Под влиянием такой тренировки постепенно повы­шаются функциональное состояние и работоспособность организма спортсмена. Очень важно на этом этапе соблюдать постепенность в нарастании нагрузки, осуще­ствляя самоконтроль за изменением работоспособности. Объективным показателем воздействия тренировочной на­грузки может служить ЧСС, измеряемая ежедневно утром (лежа и стоя). По мере повышения тренированности или снижения нагрузки ЧСС уменьшается.

Преждевременное и слишком большое увеличение объе­ма тренировочных средств приводит к накапливанию утомления, перенапряжению и нарушению деятельности центральной нервной системы (ЦНС), а также к травмам опорно-двигательного аппарата.

После 4 недель тренировки в новом сезоне сокращается время на ОФП. Постепенно нарастает нагрузка в средствах специальной подготовки для развития специальной выносли­вости и скоростно-силовых качеств применительно к избран­ному виду. Большее внимание уделяется и совершенствова­нию техники движений в своем виде в усложненных условиях.

С данного этапа проявляется характерная особен­ность — волнообразное нарастание нагрузки. Объясняется это следующими причинами: в тренировке легкоатлетов объем и интенсивность имеют неравно­мерный, волнообразный характер в годовом цикле, внутри каждого периода, в каждом недельном цикле.

Увеличение нагрузки происходит на протяжении двух недель. В этот временной интервал можно заметить определенное несоответствие между уровнем нагрузки и функциональными способностями спортсмена. Субъективно это выражается в уменьшении стремления заниматься тренировками и в повышении усталости. Поэтому необходимо организовать неделю профилактического уменьшения нагрузки.

С наступлением периода зимних соревнований объем тренировочной нагрузки, и в первую очередь общей физической и специальной силовой и беговой подготовки, снижается, что позволяет продолжать повышение интенсив­ности в основных упражнениях. Управление спортивной формой, подведение легкоатлета к соревнованиям составля­ют главную задачу этого периода. Тренер гибко и точно руководит подбором средств тренировки, их сочетанием, а также изменением объема и интенсивности как в недельном цикле, так и в отдельных тренировках. Тренировка ведется по плану 4 соревновательных недель до окончания этого периода.

После окончания зимних соревнований, завершающихся в последнюю неделю февраля, следует второй цикл подготовки и соревнований. Построение тренировки осуще­ствляется по принципам первого цикла. Тренер, воору­жившись средствами и методами тренировки, имеет воз­можность глубоко и всесторонне воздействовать на орга­низм спортсмена, вызывать определенные функциональные изменения, постоянно совершенствовать физические каче­ства спортсмена и технику его движений.

На весеннем этапе нагрузка в целом остается большой. Характерным является возрастание интенсивности в специ­альной подготовке, увеличение числа повторений основного упражнения в различных условиях (усложненных, обычных, облегченных) при сохранении объема скоростно-силовой подготовки. Тренировка ведется по плану — 1-2 недели ОФП (до конца марта), дальше — 7-8 недель СФП (до середины мая) и 3 недели техническая подготовка (до начала июня).

В соревновательном периоде нагрузка значительно снижается, главным образом за счет объема. Интенсивность в применении основных средств тренировки достигает наибольшей величины и чередуется со средней и выше средней интенсивностью. Тренировка осуществляется по планам соревновательных и технических недель, которые чередуются в зависимости от соревнований и их масштаба, а также самочувствия спортсмена. Необходимо включать в тренировки средства для поддержания и некоторого разви­тия специальных скоростно-силовых качеств и специальной выносливости.

Лечебно-профилактический период характеризуется по­степенным снижением тренировочной нагрузки. Она зависит от того, насколько напряженно прошел сезон для каждого легкоатлета. Активный отдых на протяжении 3 недель ОФП должен включать различные игры, плавание, прогулки или кроссы на местности. В этот период необходи­мо самым серьезным образом заняться профилактикой и лечением старых травм.

С повышением квалификации спортсмена от I разряда до мастера спорта и выше все больше изменяется равномерность в распределении объема и интенсивности основных средств тренировки на протяжении сезона. На подготовительный период приходится все больший удель­ный вес тренировки как по нагрузке, так и по средствам, способствующим развитию скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости и координации движений. Этот процесс проходит в тесной связи с совершенствованием основного двигательного навыка, а также техники своего вида. В соревновательном периоде в этом процессе основное место отводится работе по совершенствованию скорости и ритма основного упражнения и поддержанию уровня развития специальных качеств. Продуманная подготовка и участие в 5-6 зимних соревнованиях, затем переключение спортсмена на средства подготовительного периода и далее участие в серии летних соревнований позволяют ускорить темпы роста результатов за спортивный сезон, особенно у молодых легкоатлетов.

Таким образом, планирование подготовки состоит из точного (в соответствии с задачами тренировки) выбора основных средств и методов и распределения их по дням недельного цикла, подбора недельных циклов определенной направленности на этапах, определения нагрузок по этапам, периодам и на год.

Разумное изменение объема, интенсивности нагрузок, регулирование психического напряжения, обеспечение не­обходимого соотношения основных тренировочных средств и методов, а также оптимального соотношения функцио­нальных возможностей спортсменов и тренировочной на­грузки и составляют основу системы управления процессом подготовки юных спортсменов.

Контрольные вопросы:

1. Какие типы планирования имеются?

2. Что должен включать в себя перспективный план подготовки учебно-тренировочной группы.

3. Что должен включать в себя индивидуальный перспективный план подготовки легкоатлета на 4 года.

4. В каких видах используется круглогодичная тренировка по принципу одного цикла.

5. В каких видах используется круглогодичная тренировка по принципу двух циклов.

6. Дайте характеристику выбору средств и планированию физической нагрузки в подготовительном периоде тренировки.

7. Особенность тренировки в соревновательном периоде.

8. Роль и место переходного периода в тренировочном процессе легкоатлетов.

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий