В легкой атлетике существует множество видов многоборья, однако одним из наиболее распространенных и несуществующих типов является «пятипоряд» — это вымышленный вид, не имеющий официального статуса и правил. В отличие от традиционных многоборий, таких как десятиборье для мужчин и семиоборье для женщин, «пятипоряд» не включен в международные соревнования и не имеет зафиксированных дисциплин.
В то время как существующие многоборья объединяют различные виды легкоатлетических соревнований, «пятипоряд» остается исключительно в области фантазий и концептуальных идей, не имея реального воплощения в спорте. Таким образом, данный вид многоборья можно рассматривать как неофициальный и несуществующий в рамках легкой атлетики.
Какого вида многоборья в легкой атлетике не существует
В системе физического воспитания легкая атлетика занимает главенствующее место благодаря разнообразию, доступности, дозируемости, а также ее прикладному значению. Различные виды бега, прыжков и метаний входят составной частью в каждый урок физической культуры образовательных учреждений всех ступеней и тренировочный процесс многих других видов спорта.
— приобретение умений и навыков научно-методической деятельности;
— формирование комплекса двигательных навыков и физических качеств, необходимых в профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту
Легкая атлетика — наиболее массовый вид спорта, способствующий всестороннему физическому развитию человека, так как объединяет распространенные и жизненно важные движения (ходьба, бег, прыжки, метания). Систематические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни.
Классифицировать легкоатлетические виды спорта можно по различным параметрам: группы видов легкой атлетики, половой и возрастной признаки, места проведения. Основу составляют пять видов легкой атлетики: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья.
Классификация легкоатлетических видов спорта по половому и возрастному признакам: мужские, женские виды; для юношей и девушек различных возрастов.
В последней спортивной классификации по легкой атлетике у женщин насчитывается 50 видов спорта, проводимых на стадионах, шоссе и пересеченной местности, и 14 видов спорта, проводимых в помещении, у мужчин — 56 и 15 видов спорта, соответственно.
Следующая классификация видов спорта приводится по местам проведения тренировок и соревнований: стадионы, шоссейные и проселочные дороги, пересеченная местность, спортивные манежи и залы.
По структуре легкоатлетические виды спорта делят на циклические, ациклические и смешанные, а с точки зрения преобладающего проявления какого-либо физического качества: скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростной выносливости, специальной выносливости.
Виды легкой атлетики делят на классические (К) (олимпийские) и неклассические (все остальные).
На сегодняшний день в программу Олимпийских игр у мужчин входит 24 вида легкой атлетики, у женщин — 22 вида легкой атлетики, которые разыгрывают самое большое количество олимпийских медалей.
Рассмотрим группы видов легкой атлетики.
Ходьба
Ходьба — циклический вид, требующий проявления специальной выносливости, проводится как у мужчин, так и у женщин.
У женщин проводятся заходы: на стадионе — 3, 5, 10 км;
- в манеже — 3, 5 км;
- на шоссе — 10, 20 км.
У мужчин проводятся заходы: на стадионе — 3, 5, 10, 20 км;
- в манеже — 3, 5 км;
- на шоссе — 35, 50 км.
Классические виды (К):
- у мужчин — 20 и 50 км,
- у женщин — 20 км.
Бег
Бег делится на категории: гладкий бег, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, кроссовый бег.
Гладкий бег — циклический вид, требующий проявления скорости (спринт), скоростной выносливости (300—600 м), специальной выносливости.
Спринт, или бег на короткие дистанции, проводится на стадионе и в манеже. Дистанции: 30, 60, 100 (К), 200 (К) м, одинаковые для мужчин и женщин.
Длинный спринт проводится на стадионе и в манеже. Дистанции: 300, 400 (К), 600 м, одинаковые для мужчин и женщин.
Бег на выносливость:
— средние дистанции: 800 (К), 1000, 1500 (К) м, 1 миля — проводится на стадионе и в манеже у мужчин и женщин;
— длинные дистанции: 3000, 5000 (К), 10 000 (К) м — проводится на стадионе (в манеже — только 3000 м), одинаковые для мужчин и женщин;
— сверхдлинные дистанции — 15; 21,0975; 42,195 (К); 100 км — проводится на шоссе (возможен старт и финиш на стадионе), одинаковые для мужчин и женщин;
— ультрадлинные дистанции — суточный бег проводится на стадионе или шоссе, участвуют и мужчины, и женщины. Также проводятся соревнования на 1000 миль (1609 км) и 1300 миль — самую длинную дистанцию непрерывного бега.
Барьерный бег — по структуре смешанный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Дистанции: 60, 100 (К) м у женщин; 110 (К), 300 м и 400 (К) м у мужчин (последние две дистанции проводятся только на стадионе).
Бег с препятствиями — по структуре смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у женщин и мужчин на стадионе и в манеже. Дистанции у женщин — 2000 м; дистанции у мужчин — 2000, 3000 (К) м. В скором времени этот вид бега и у женщин станет олимпийским.
Эстафетный бег — по структуре смешанный вид, очень близкий к циклическим видам, командный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости. Классические виды 4х 100 м и 4х400 м проводятся у мужчин и женщин на стадионе. В манеже проводятся соревнования по эстафетному бегу на 4 х 200 м и 4 х 400 м, одинаковые для мужчин и женщин.
Также могут проводиться соревнования на стадионе с различной длинно этапов: 800, 1000, 1500 м и разным их количеством. Проводятся эстафеты по городским улицам с неодинаковыми этапами по длине, количеству и контингенту (смешанные эстафеты — мужчины и женщины).
Раньше большой популярностью пользовались так называемые шведские эстафеты: 800 + 400 + 200 + 100 м — у мужчин, и 400 + 300 + 200 + 100 м — у женщин.
Кроссовый бег — бег по пересеченной местности, смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловкости. Всегда проводится в лесной или парковой зоне. У мужчин дистанции — 1, 2, 3, 5, 8, 12 км; у женщин — 1, 2, 3, 4, 6 км.
Легкоатлетические прыжки
Легкоатлетические прыжки делятся на две группы: прыжки через вертикальное препятствие и прыжки на дальность. К первой группе относятся: а) прыжки в высоту с разбега; б) прыжки с шестом с разбега. Ко второй группе относятся: а) прыжки в длину с разбега; б) тройной прыжок с разбега.
Первая группа легкоатлетических прыжков:
а) прыжок в высоту с разбега (К) — ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже;
б) прыжок с шестом с разбега (К) — ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, гибкости, ловкости, один из самых сложных технических видов легкой атлетики. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.
Вторая группа легкоатлетических прыжков:
а) прыжки в длину с разбега (К) — по структуре относятся к смешанному виду, требующему от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, гибкости, ловкости. Проводятся у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже;
б) тройной прыжок с разбега (К) — ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.
Легкоатлетические метания
Легкоатлетические метания можно разделить на следующие группы: 1) метание снарядов, обладающих и не обладающих аэродинамическими свойствами с прямого разбега; 2) метание снарядов из круга; 3) толкание снаряда из круга.
Причем надо обратить внимание, что в метаниях разрешается выполнять по технике любой вид разбега, но финальное усилие выполняется только по правилам. Например, метать копье, гранату, мяч нужно только из-за головы, над плечом; метать диск можно только сбоку; метать молот — только сбоку; толкать ядро можно со скачка и с поворота, но обязательно толкать.
Метание копья (К) (гранаты, мяча) — ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метание выполняется с прямого разбега, мужчинами и женщинами, только на стадионе. Копье обладает аэродинамическими свойствами.
Метание диска (К), метание молота (К) — ациклические виды, требующие от спортсмена силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метания выполняются из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, только на стадионе. Диск обладает аэродинамическими свойствами.
Толкание ядра (К) — ациклический вид, требующий от спортсмена проявления силовых, скоростно-силовых качеств, ловкости. Выполняется толкание из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, на стадионе и в манеже.
Многоборья
Классическими видами многоборья являются: у мужчин — десятиборье, у женщин — семиборье. В состав десятиборья входят: 100 м, длина, ядро, высота, 400 м, 110 м с/б, диск, шест, копье, 1500 м. У женщин в семиборье входят следующие виды: 100 м с/б, ядро, высота, 200 м, длина, копье, 800 м.
К неклассическим видам многоборья относятся: восьмиборье для юношей (100 м, длина, высота, 400 м, 110 м с/б, шест, диск, 1500 м); пятиборье для девушек (100 м с/б, ядро, высота, длина, 800 м). В спортивной классификации определены: у женщин — пятиборье, четырехборье и троеборье, у мужчин — девятиборье, семиборье, шестиборье, пятиборье, четырехборье и троеборье. Четырехборье, раньше оно называлось «пионерским», проводится для школьников 11—13 лет. Виды, которые входят в состав многоборья, определяются спортивной классификацией, замена видов не допустима.
Жилкин А. И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с. ЧАСТЬ 1 ОСНОВЫ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ КАК ВИДА СПОРТА. Глава 1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА» . С. 3-8.
- Назад
- Вперёд
Тесты по физической культуре раздел легкая атлетика(8 класс)


Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу. Мгновенные 10 документов в портфолио.Денежная премия.
На своих уроках по итогам пройденного материала провожу контрольный урок. Где принимается контрольные нормативы и обязательно теоретические тесты .Вот один из вариантов тестирования. Тесты по легкой атлетике для 8 класса, который состоит из 25 вопросов с несколькими вариантами ответов. Есть ключ к ответам.
Текстом
Картинками
Проверка знаний по легкой атлетике. 8 класс 1.Какой вид старта применяется в беге на короткие дистанции? а) высокий, б) средний, в) низкий, г) любой. 2. Сколько попыток дается участнику соревнований по прыжкам в высоту? а) две попытки на каждой высоте, б) три попытки на каждой высоте, в) одна попытка на каждой высоте, г) четыре попытки на каждой высоте.
3. Упражнения, содействующие развитию выносливости целесообразно выполнять в… а) в конце подготовительной части занятия, б) в начале основной части занятия, в) в середине основной части занятия, г) в конце основной части занятия 4. Чем отличается кроссовый бег от длительного бега? а) техникой бега, б) скоростью бега, в) местом проведения занятий, г) работой рук. 5. Как влияет на бег чрезмерный наклон туловища бегуна вперёд? а) сокращает длину бегового шага; в) способствует выносу бедра вперёдвверх; б) увеличивает скорость бега; г) помогает скоординировать движения.
6. Какого вида многоборья не бывает? а) пятиборья; в) девятибовья; б) семиборья; г) десятиборья. 7. Из каких фаз состоит бег на короткие дистанции? а) стартование, разгон, финиширование; старт, б) стартовый разбег, бег по дистанции, финишный рывок; в) набор скорости, финиш; г) стартовый разгон, бег вперёд, финишный толчок.
8. Что делают с ядром в лёгкой атлетике? … а) метают; б) толкают; в) бросают; г) кидают. 9. Как называется один из видов бега с искусственными препятствиями? а) стептест; б) стретчинг; в) стиплчез; г) фартлек. 10. Какого вида прыжков в длину с разбега не существует? а) согнув ноги; в) согнувшись; б) прогнувшись; г) ножницы. 11.
Что необходимо делать по правилам соревнований, если при метании снаряд (мяч, граната, копьё) вышел за пределы сектора? а) разрешается дополнительный бросок; б) результат засчитывается; в) попытка засчитывается, а результат нет; г) спортсмен снимается с соревнований. 12.Какой контроль над физической нагрузкой при самостоятельных занятиях лёгкой атлетикой является наиболее эффективным? а)по частоте дыхания; б)по частоте сердечных сокращений; в)по самочувствию ;г)по чрезмерному потоотделению.
13.В программу Олимпийских игр включены следующие виды эстафетного бега… а) 4х100 м;; б) 4х200 м; в) 4х400 м г) 4х 600 м; 14. К циклическому виду лёгкой атлетики относится … а) прыжок с шестом; б) метание молота; в) бег 100 м; г) тройной прыжок. 15. К ациклическому виду лёгкой атлетики относится … а) ходьба; б) прыжок в высоту; в) бег с барьерами; г) марафонский бег.
16. «Королевой спорта» называют… а) спортивную гимнастику б) лёгкую атлетику 17. В беге на длинные дистанции в лёгкой атлетике основным физическим качеством, определяющим успех, является… в) шахматы г) лыжный спорт а) быстрота б) сила в) выносливость г) ловкость 18.
На дальность полёта спортивных снарядов при метании в лёгкой атлетике не влияет… а) начальная скорость вылета снаряда б) угол вылета снаряда в) высота точки, в которой снаряд покидает руку метателя г) температура воздуха при метании 19. Кросс – это? а) бег с ускорением б) бег по искусственной дорожке стадиона в) бег по пересечённой местности г) разбег перед прыжком 20. Владимир Куц, Валерий Борзов, Виктор Санеев, Валерий Брумель – чемпионы Олимпийских игр: а) в лёгкой атлетике б) в плавании в) в борьбе и боксе г) в хоккее 21.К видам лёгкой атлетики не относится … а) прыжки в длину б) спортивная ходьба в) прыжки с шестом г) прыжки через коня 22. Что из перечисленного не относится к упражнениям лёгкой атлетики? а) бег б) лазание в) прыжки г) метания 23.Какя из дистанций считается спринтерской а)800м б)1500м в)100м 24. Какой вид прыжков используется как тренировочное средство и контрольное упражнение? а) прыжок в длину с разбега; б) тройной прыжок;, в) прыжок в длину с места;. г) прыжок в высоту с разбега; д) прыжок с шестом е) прыжок «лягушкой» 25 Отсутствие разминки перед соревнованиями (или перед основной нагрузкой в тренировке) чаще всего приводит к… а)экономии силы б)улучшение спортивного результата в)травмам. ключ к вопросам вопрос ответ вопрос ответ вопрос ответ 8 б 17 в 9 в 18 г 1 в 10 г 19 в 2 б 11 в 20 а 3 г 12 б 21 г 4 в 13 абв 22 б 5 а 14 абг 23 в 6 в 15 ав 24 в 7 б 16 б 25 в
Тесты по физической культуре раздел легкая атлетика(8 класс)
Тесты по физической культуре раздел легкая атлетика(8 класс)
Тесты по физической культуре раздел легкая атлетика(8 класс)
Тесты по физической культуре раздел легкая атлетика(8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ МНОГОБОРЬЯ


В олимпийскую программу сегодня включены 2 вида многоборья: десятиборье — для мужчин и семиборье — для женщин. Если мужское десятиборье стало олимпийским видом в 1912 году, то женщины начинали соревноваться на Олимпийских играх в многоборьях с пятиборья в 1964 году. Кроме классических видов ранее в соревнования включалось пятиборье — для мужчин и женщин. Если классическое мужское пятиборье сохранилось в своем виде до наших дней (бег на 200 и 1500 м, прыжки в длину, метание копья и диска) и используется сейчас в тренировочных целях, то программа женского пятиборья изменялась 3 раза, а в 1981 г. была заменена на семиборье, которое отвечает требованиям более гармонического физического развития женщин. Зимой в помещении многоборцы соревнуются в следующих видах: мужчины – семиборье, женщины – пятиборье.
Мужское десятиборье состоит из десяти видов, которые проводятся в течение двух дней подряд в следующем порядке:
Первый день — 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, 400 м.
Второй день — 110 м с/б, метание диска, прыжок с шестом, метание копья, 1500 м.
Женское семиборье состоит из семи видов, которые проводятся в течение двух дней подряд в следующем порядке:
Первый день – 100 м с барьерами, высота, толкание ядра, 200м .
Второй день — прыжок в длину, метание копья, 800 м.
Юноши на официальных соревнованиях соревнуются в восьмиборье, которое
проводятся в течение двух дней подряд в следующем порядке:
Первый день — 100 м, прыжок в длину, толкание ядра и 400 м.
Второй день – 110 м с/б, прыжок в высоту, метание копья и 1000 м.
Девушки же соревнуются по программе семиборья.
Программа зимних соревнований в помещении как у мужчин, так и у женщин имеет несколько сокращенный вид.
Первый день – 60 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту.
Второй день – 60 м с/б, прыжок с шестом, 1000 м.
Женщины (пятиборье).Соревнования проводятся в один день в последовательности:
60 м с/б, прыжок в высоту, толкание ядра, прыжок в длину, 800 м.
Отличительной особенностью соревнований юношей, юниоров по многоборьям является использование веса снарядов, размеров барьеров, которые соответствуют спортсменам данной возрастной группы.
Учитывая большую физическую нагрузку, которую испытывают многоборцы во время соревнований должен соблюдаться интервал не менее 30 минут между окончанием одного вида и началом следующего. Рекомендуется, чтобы интервал времени между финишем последнего вида в первый день и стартом первого вида во второй день был не менее 10 часов.
Многоборцы соревнуются в каждом виде согласно действующих правил соревнований по легкой атлетике для данного вида с исключениями:
· в прыжке в длину и в каждом из метаний каждому участнику предоставляется только по три попытки;
· в случае отсутствия автоматического хронометражного прибора время каждого участника должно фиксироваться тремя хронометристами независимо друг от друга;
· в беговых видах спортсмен дисквалифицируется, если он совершил два фальстарта.
На протяжении каждого вида может применяться только одна система хронометража.
Любой спортсмен, который не стартовал в беговом или техническим виде, не допускается к участию в последующих видах, и считается, что он отказался от участия в соревнованиях..
После завершения вида, результат спортсмена переводится в очки в соответствии с существующими счетными таблицами ИААФ. Победителем является спортсмен, набравший наибольшее количество очков после всех видов многоборья.
В случае равенства очков победителем объявляется участник, который в большем количестве видов набрал больше очков, чем другой участник (участники) с такой же итоговой суммой. Если это не разрешает проблему равенства, то победителем объявляется спортсмен, набравший наибольшее количество очков в одном виде.
Многоборцы – это разносторонне развитые атлеты, которые показывают достаточно высокие результаты во всех видах многоборья. Виды многоборья условно можно разделить на следующие группы:
· скоростно-силовые (спринтерский и барьерный бег, прыжки в длину и высоту);
· преимущественно силовые (метания);
· сложнокоординационные (прыжок с шестом);
· выносливость (бег на средние дистанции).
Важным в начальной подготовке юных многоборцев является вопрос о том, с каких видов начинать подготовку. Возможно несколько вариантов начальной подготовка многоборцев, где определяющим фактором будет индивидуальные возможности и предрасположенность занимающихся:
· начальными видами являются спринтерский бег, прыжки в высоту и толкание ядра. Сторонники этого направления считают, что спринтерский бег определяет успех в пяти видах десятиборья, прыжок в высоту вырабатывает прыгучесть, необходимую для всех прыжков, а толкание ядра — силу.
· начальные виды – технически сложные, где необходимо заложить определенную техническую базу (барьерный бег, прыжки с шестом, метание копья).
· начальная подготовка основывается на относительно простых видах легкой атлетики: спринтерском беге, прыжках в длину, высоту и толкании ядра. Использование дидактических правил от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному в большей мере соответствует успешному начальному обучению юных десятиборцев и семиборок.
Анализ динамики выступлений наших лучших десятиборцев последних лет показывает, что большинство из них имеют более низкие результаты в видах 1-го дня, особенно в беге на 100 и 400 м, по сравнению с лучшими многоборцами мира. В то же время наши спортсмены часто значительно сильнее в трех сложно технических видах 2-го дня (110 м с/б, шест, копье).
Поэтому на первых этапах многолетнего цикла — начальной подготовки и начальной специализации — следует уделять основное внимание более простым видам многоборья: спринту, прыжкам в длину и высоту, толканию ядра, развивая параллельно качества выносливости. В сложно технических видах нужно больше работать над техническим мастерством. Это, по-видимому, принесет более ощутимые результаты. В то же время на ранних этапах многолетней подготовки следует избегать натаскивания на тот или иной вид многоборья.
Лучшие современные десятиборцы показывают результаты на уровне мастера спорта в отдельных видах (за исключением бега на выносливость), а семиборки в своих лучших выступлениях достигают уровня мастера спорта международного класса (тоже за исключением бега на 800 м), что позволяет им успешно выступать и в отдельных видах легкой атлетики. Если говорить о наборе очков, то для успешного выступления на крупнейших соревнованиях необходимо набирать в каждом виде многоборья 900-1000 очков и тогда можно рассчитывать на попадание на пьедестал. Лидерами современного многоборья как у мужчин, так и у женщин, традиционно являются атлеты США, но последнее десятилетие высококлассные многоборцы появляются в Чехии, Франции, Прибалтике и других странах Европы. Достижения российских многоборцев в первую очередь связаны с победой И.Пресс на Олимпиаде-1964 года.
Тренировка в многоборьях должна быть разносторонней. Она должна предусматривать более широкий круг упражнений, чем программы десятиборья и семиборья. Начинающие многоборцы используют средства из других видов спорта, особенно из таких, как гимнастика, акробатика, лыжный спорт, плавание, а также игры.
На этапах начальной специализации следует стремиться к росту спортивных достижений за счет совершенствования техники видов многоборий, а не за счет повышения физических качеств, особенно таких, как сила.
Следует предостеречь от форсированной подготовки в отстающих видах многоборья в ущерб разносторонности используемых средств. Поэтому не рекомендуется в раннем возрасте передавать на время юного многоборца тренеру — специалисту в отдельной дисциплине для подтягивания отстающего вида.
Контрольные вопросы:
1. Какие виды многоборий представлены на официальных соревнованиях по легкой атлетике.
2. Назовите виды легкой атлетики, в которых соревнуются мужчины-многоборцы летом и зимой.
3. Назовите виды легкой атлетики, в которых соревнуются женщины-многоборки летом и зимой.
4. Охарактеризуйте основные правила поведения соревнований многоборцев.
5. Опишите особенности тренировки в многоборьях.
ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
Для достижения эффективности тренировочного процесса необходимо четко планировать подготовку юных легкоатлетов. В настоящее время применяются следующие виды планирования: однодневное (на одно-два тренировочных занятия), недельное (микроцикл), этапное (2-8 недель — мезоцикл), период (осеннее-зимний или весеннее-летний — макроцикл) и перспективное (от годичного до многолетнего). Система планирования предполагает установление целей, задач и определение основных показателей подготовки: спортивных результатов, контрольных нормативов, тренировочных и соревновательных нагрузок. Управление процессом подготовки осуществляется тренером на основании обобщения личного практического опыта и изучения закономерностей совершенствования тренированности и спортивной формы и предусматривает:
1. Составление перспективных индивидуальных планов тренировки, отражающих передовую систему подготовки по данному виду легкой атлетики.
2.Выявление индивидуальных особенностей учеников (уровень развития функциональных возможностей организма, двигательных и волевых качеств, технической подготовленности и др.).
3. Четкое определение в каждом виде средств и методов общей и специальной физической и технической подготовки легкоатлетов.
4. Систематическое повышение годовых нагрузок в, непрерывном многолетнем тренировочном процессе.
5. Комплексное развитие качеств двигательной деятельности, в первую очередь наиболее отстающих, в сочетании с совершенствованием техники движений.
6.Изменение тренировочной нагрузки за счет волнообразного характера динамики ее компонентов (объема и интенсивности).
7. Оперативный текущий учет тренировочных средств, самочувствия и анализа эффективности подготовки (ежедневный и еженедельный учет и анализ тренировки позволяют своевременно обнаружить имеющиеся отклонения).
8. Создание устойчивого психологического состояния спортсмена в условиях напряженной спортивной борьбы (применение средств психологической подготовки, воспитание и самовоспитание волевых качеств, саморегулирующая тренировка и т. п.).
Перспективные многолетние планы тренировки составляются как для группы спортсменов (новичков, спортсменов юношеских разрядов, III и II разрядов), так и для одного спортсмена, достигшего I разряда.
Общий перспективный план подготовки спортсмена, группы может включать следующие разделы:
1. Краткая характеристика (спортсмена или группы).
2. Цель многолетней подготовки и главные задачи по годам.
3. Этапы и сроки подготовки.
4. Главные соревнования на каждом этапе.
5. Спортивно-технические показатели по этапам.
6. Основная направленность тренировочного процесса по этапам.
7. Число занятий, соревнований и отдыха по этапам.
8. Тренировочная нагрузка по этапам.
9. Контрольные нормативы по этапам.
10.Перспективы в учебе, работе; повышение уровня специальных знаний.
11.Сроки врачебного контроля и диспансеризации.
12.График учебно-тренировочных сборов и места занятий.
Групповые перспективные планы целесообразно разрабатывать на 2 года, индивидуальные — на 4 года.
Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основное направление подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований по различным сторонам подготовки спортсмена, а также конкретные показатели плана по годам, соответствующие уровню развития спортсменов данной группы.
Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер на основе анализа предшествующего опыта подготовки (фактическое выполнение группового плана) с учетом особенностей того или иного спортсмена.
Определение цели и задач в индивидуальных перспективных планах должно основываться на всестороннем учете возможностей юных спортсменов и условий для их полного проявления.
Индивидуальный перспективный план на 4 года включает следующие разделы:
1. Краткая характеристика спортсмена (фамилия, имя, отчество, год рождения, партийность, рост, вес, продолжительность занятий легкой атлетикой и данным видом, уровень развития основных качеств и специальных знаний, отношение к тренировке, личные качества, поведение на соревнованиях, недостатки в подготовке).
2. Цель подготовки на 4 года (например, добиться права участия в молодежных играх, Универсиадах, Чемпионате России, показать результат мастера спорта).
3. Задачи подготовки по годам. Указываются конкретные задачи по совершенствованию физической, технической, тактической подготовки и определяются нормативы по годам.
4. Основные соревнования (по годам), сроки и планируемый результат.
5. Основные средства и методы подготовки. Кратко характеризуются главные средства и методы ОФП, технической, тактической и психологической подготовки.
6. Число тренировочных занятий и соревнований, применение основных тренировочных средств и контрольные нормативы по годам (план и выполнение).
7. Распределение основных средств тренировки по периодам или этапам.
8. Перспективы в учебе, работе. Знания, которыми должен овладеть спортсмен.
9. Врачебный контроль. Полный осмотр в физкультурно-спортивном диспансере 2 раза в году — осенью и весной; текущие осмотры раз в месяц и перед соревнованиями.
10. Заключение тренера по годам или периодам подготовки.
Таким образом, индивидуальный четырехлетний перспективный план является документом, в котором находит место сочетание элементов многолетнего планирования с годовым.
К конкретному составлению годового плана можно приступить только после ознакомления с утвержденным календарем соревнований, детального анализа всех сторон подготовки в предыдущем спортивном сезоне, определения цели и конкретизации задач.
В зависимости от задач могут уточняться стратегические цифры годового объема основных тренировочных средств. Для успешного решения отдельных задач целесообразно предусматривать в плане значительные изменения в нагрузке по соответствующим средствам подготовки.
В настоящее время круглогодичная тренировка для ходоков, марафонцев, метателей диска, копья и молота, а также многоборцев строится по принципу одного цикла.
Подготовительный период (30 недель) — октябрь-апрель — состоит из пяти этапов:
втягивающий (3-4 недели) — октябрь;
· первый базовый (10-12 недель) — ноябрь-январь;
· зимний соревновательный (до 6 недель) — январь-февраль;
· второй базовый (5-6 недель) — март-апрель;
· предсоревновательный (3-4 недели) — апрель-начало мая.
Соревновательный период (16-18 недель) — май-середина сентября.
Переходный период (3-4 недели) — сентябрь.
Для остальных видов легкой атлетики планирование разрабатывается по принципу двух циклов. Выделяются два полугодичных цикла: осенне-зимний и весенне-летний, каждый из которых состоит из подготовительного и соревновательного периодов. Периоды включают этапы, характеризующиеся определенной направленностью в использовании тренировочных средств.
Структура первого осенне-зимнего макроцикла подго товки (21-22 недели).
Подготовительный период — октябрь-середина января (16-18 недель):
· первый этап общей физической подготовки (4-6 недель).
· второй этап специальной физической подготовки (5-7 недель).
· третий этап специальной физической и технической подготовки (5-7 недель).
Зимний соревновательный период (6 недель).
Структура второго весенне-летнего макроцикла подго товки (26-30 недель).
Подготовительный период — март-май (10-12 недель):
· первый этап общей физической подготовки (3 недели).
· второй этап специальной физической подготовки (3-4 недели).
· третий этап специальной физической и технической подготовки (4-5 недель).
Соревновательный период — май-середина сентября (16-18 недель).
Заключительный период — сентябрь (2-4 недели).
В годичном цикле подготовки наибольшая по объему нагрузка должна быть выполнена в ноябре-декабре и марте-апреле.
Кульминация развития спортивной формы: зимой — с 15 февраля по 15 марта (4 недели) и летом — с 15 июля по 15 сентября (8 недель).
При наличии показаний со стороны врачебного и педагогического контроля конец сентября и начало октября могут отводиться для лечебно-профилактических целей. При отсутствии таких показаний эти дни должны быть включены в подготовительный период.
На протяжении года осуществляется комплексная тренировка с применением широкого круга средств подготовки, направленных на укрепление организма, совершенствование его функциональных возможностей, улучшение координации движений, повышение волевых качеств.
Периоды и этапы годичной подготовки отличаются один от другого задачами, соотношением тренировочных средств, величиной нагрузки, ее объемом и интенсивностью, психической напряженностью. Однако границы между периодами носят условный характер. Один период по своему содержанию постепенно переходит в другой, что объясняется необходимостью плавного изменения объема и характера тренировочных нагрузок.
Подготовительные периоды отличаются наибольшей тренировочной нагрузкой, создающей фундамент для дальнейшего роста результатов. Только выполнение большой нагрузки со значительным объемом разнообразных средств вызовет в организме нужные функциональные изменения, приведет к развитию важнейших физических и волевых качеств.
Разносторонняя комплексная тренировка в подготовительном периоде должна обеспечить не только высокий уровень двигательных навыков и качеств, но и необходимую связь между ними.
В соревновательном периоде решается задача достижения наивысших результатов в том или ином соревновании. Соревнования в этот период являются одним из главных средств подготовки. Тренировочная нагрузка, ее объем и интенсивность на соревновательных этапах имеют значительные колебания.
С приближением ответственных соревнований общая нагрузка снижается, а изменение интенсивности происходит соответственно особенностям вида легкой атлетики. Планирование тренировки строится на основе недельного цикла или цикла с другим числом дней. Объем основных средств тренировки за неделю отмечается в плане в конкретных цифрах, а в конце каждой недели показатели суммируются.
Непрерывное развитие необходимых качеств и эффективная реализация их при совершенствовании техники осуществляются изменением недельного объема и интенсивности тренировочных средств на различных этапах тренировки. Наибольший эффект в решении данной проблемы достигается при комплексном построении занятий с большим числом повторений отдельных средств в недельном цикле подготовительного (3-4 раза) и соревновательного (2-3 раза) периодов. В подготовке спортсменов можно выделить следующие этапы:
1. Улучшение состояния здоровья и общей физической подготовки (ОФП) (переходный и начало подготовительного периода).
2. Совершенствование специальной физической подготовки (СФП) в сочетании с технической подготовкой (ТП) (подготовительный период).
3. Совершенствование технической подготовки (соревновательный период).
4. Достижение высших результатов (соревновательный период)..
Следует подчеркнуть ориентировочный характер недельных объемов тренировочных средств, особенно при переходе от одного периода к другому. Рекомендуемые соотношения основных средств специальной подготовки могут и должны меняться в связи с необходимостью решения индивидуальных задач в ходе тренировочного процесса. Варьирование объема и интенсивности с учетом меняющегося соотношения основных тренировочных средств и методов является своеобразным пультом управления тренировкой.
С учетом специфики местных условий (погодные условия и условия для занятий) могут иметь место некоторые отклонения в периодизации, расстановке акцентов и длительности этапов в круглогодичной тренировке. Однако общая схема построения, последовательность в постановке и решении основных задач по этапам должны быть постоянными.
Во всех случаях подготовительный период начинается с фундаментальной общей физической, а затем углубленной специальной подготовки.
Подготовка в октябре ведется по плану — 4 недели ОФП. Под влиянием такой тренировки постепенно повышаются функциональное состояние и работоспособность организма спортсмена. Очень важно на этом этапе соблюдать постепенность в нарастании нагрузки, осуществляя самоконтроль за изменением работоспособности. Объективным показателем воздействия тренировочной нагрузки может служить ЧСС, измеряемая ежедневно утром (лежа и стоя). По мере повышения тренированности или снижения нагрузки ЧСС уменьшается.
Преждевременное и слишком большое увеличение объема тренировочных средств приводит к накапливанию утомления, перенапряжению и нарушению деятельности центральной нервной системы (ЦНС), а также к травмам опорно-двигательного аппарата.
После 4 недель тренировки в новом сезоне сокращается время на ОФП. Постепенно нарастает нагрузка в средствах специальной подготовки для развития специальной выносливости и скоростно-силовых качеств применительно к избранному виду. Большее внимание уделяется и совершенствованию техники движений в своем виде в усложненных условиях.
С данного этапа проявляется характерная особенность — волнообразное нарастание нагрузки. Объясняется это следующими причинами: в тренировке легкоатлетов объем и интенсивность имеют неравномерный, волнообразный характер в годовом цикле, внутри каждого периода, в каждом недельном цикле.
Повышение нагрузки осуществляется на протяжении 2 недель. В этот период наблюдается некоторое несоответствие между нагрузкой и функциональными возможностями спортсмена. Субъективно это проявляется в снижении желания тренироваться, в повышении утомления. В связи с этим следует провести неделю профилактического снижения нагрузки.
С наступлением периода зимних соревнований объем тренировочной нагрузки, и в первую очередь общей физической и специальной силовой и беговой подготовки, снижается, что позволяет продолжать повышение интенсивности в основных упражнениях. Управление спортивной формой, подведение легкоатлета к соревнованиям составляют главную задачу этого периода. Тренер гибко и точно руководит подбором средств тренировки, их сочетанием, а также изменением объема и интенсивности как в недельном цикле, так и в отдельных тренировках. Тренировка ведется по плану 4 соревновательных недель до окончания этого периода.
После окончания зимних соревнований, завершающихся в последнюю неделю февраля, следует второй цикл подготовки и соревнований. Построение тренировки осуществляется по принципам первого цикла. Тренер, вооружившись средствами и методами тренировки, имеет возможность глубоко и всесторонне воздействовать на организм спортсмена, вызывать определенные функциональные изменения, постоянно совершенствовать физические качества спортсмена и технику его движений.
На весеннем этапе нагрузка в целом остается большой. Характерным является возрастание интенсивности в специальной подготовке, увеличение числа повторений основного упражнения в различных условиях (усложненных, обычных, облегченных) при сохранении объема скоростно-силовой подготовки. Тренировка ведется по плану — 1-2 недели ОФП (до конца марта), дальше — 7-8 недель СФП (до середины мая) и 3 недели техническая подготовка (до начала июня).
В соревновательном периоде нагрузка значительно снижается, главным образом за счет объема. Интенсивность в применении основных средств тренировки достигает наибольшей величины и чередуется со средней и выше средней интенсивностью. Тренировка осуществляется по планам соревновательных и технических недель, которые чередуются в зависимости от соревнований и их масштаба, а также самочувствия спортсмена. Необходимо включать в тренировки средства для поддержания и некоторого развития специальных скоростно-силовых качеств и специальной выносливости.
Лечебно-профилактический период характеризуется постепенным снижением тренировочной нагрузки. Она зависит от того, насколько напряженно прошел сезон для каждого легкоатлета. Активный отдых на протяжении 3 недель ОФП должен включать различные игры, плавание, прогулки или кроссы на местности. В этот период необходимо самым серьезным образом заняться профилактикой и лечением старых травм.
С повышением квалификации спортсмена от I разряда до мастера спорта и выше все больше изменяется равномерность в распределении объема и интенсивности основных средств тренировки на протяжении сезона. На подготовительный период приходится все больший удельный вес тренировки как по нагрузке, так и по средствам, способствующим развитию скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости и координации движений. Этот процесс проходит в тесной связи с совершенствованием основного двигательного навыка, а также техники своего вида. В соревновательном периоде в этом процессе основное место отводится работе по совершенствованию скорости и ритма основного упражнения и поддержанию уровня развития специальных качеств. Продуманная подготовка и участие в 5-6 зимних соревнованиях, затем переключение спортсмена на средства подготовительного периода и далее участие в серии летних соревнований позволяют ускорить темпы роста результатов за спортивный сезон, особенно у молодых легкоатлетов.
Таким образом, планирование подготовки состоит из точного (в соответствии с задачами тренировки) выбора основных средств и методов и распределения их по дням недельного цикла, подбора недельных циклов определенной направленности на этапах, определения нагрузок по этапам, периодам и на год.
Разумное изменение объема, интенсивности нагрузок, регулирование психического напряжения, обеспечение необходимого соотношения основных тренировочных средств и методов, а также оптимального соотношения функциональных возможностей спортсменов и тренировочной нагрузки и составляют основу системы управления процессом подготовки юных спортсменов.
Контрольные вопросы:
1. Какие существуют виды планирования.
2. Что должен включать в себя перспективный план подготовки учебно-тренировочной группы.
3. Что должен включать в себя индивидуальный перспективный план подготовки легкоатлета на 4 года.
4. В каких видах используется круглогодичная тренировка по принципу одного цикла.
5. В каких видах используется круглогодичная тренировка по принципу двух циклов.
6. Дайте характеристику выбору средств и планированию физической нагрузки в подготовительном периоде тренировки.
7. Особенность тренировки в соревновательном периоде.
8. Роль и место переходного периода в тренировочном процессе легкоатлетов.




