Какие виды велоспорта существуют

Какие виды велоспорта существуют
Содержание

Велоспорт включает в себя несколько видов, каждый из которых имеет свои особенности и цели. К числу основных направлений относятся шосейный велоспорт, где спортсмены соревнуются на гладких асфальтированных покрытиях, и MTB (горный велосипед), в котором акцент делается на езду по пересеченной местности. Также популярны трековый велоспорт, фристайл и bmx, которые выделяются специфическими трассами и элементами соревнований.

Каждый вид велоспорта привлекает свою аудиторию и требует определенных навыков и подготовки. Участие в соревнованиях, популярных фестивалях и просто прогулки на велосипеде способствуют не только физической активности, но и развитию сообщества любителей велоспорта, что делает его культурным феноменом в современных городах.

Все о велоспорте

Смотреть на спортсменов, мастерски кружащих педали, действительно захватывающе. Однако истинный поклонник — это тот, кто понимает не только то, что транслируется на экраны или что можно увидеть с места зрителей на стадионе. Важно иметь представление о «корнях» велоспорта и о его истинной сути.

История возникновения

В мире

Велосипедный спорт относительно молод по сравнению с такими дисциплинами, как легкая атлетика, бег, плавание и стрельба. Его история тесно связана с историей самого велосипеда. Идея передвижения на колесах с использованием исключительно силы мускулов велосипедистов пришла в голову людям ещё в древние времена. Однако именно в XIX веке достижения в механике и промышленности сделали возможным создание нужной материальной базы. В первой половине XIX века на рынке встречались либо очень тяжелые велосипеды (более 40 кг), либо немного более легкие «костотрясы».

Как те, так и другие едва были пригодны для соревнований. Первое задокументированное велосоревнование прошло в последний весенний день 1868 года в парке парижского района Сен-Клу. Для гонок использовались «костотрясы», и участники проезжали десятки километров, что стало настоящим испытанием для них.

Так, победитель первых шоссейных гонок Париж-Руан преодолел дистанцию 120 км за 10 часов 45 минут.

По современным меркам такая скорость особо не впечатлит и спортивных ходоков. Вскоре появились более легкие и скоростные машины «пауки». Именно на таком велосипеде было совершено первое кругосветное путешествие со средней скоростью 60 км за сутки. Но и «пауки» были только компромиссным решением — от ничтожного толчка они опрокидывались. Спортсмены очень скоро от них отказались, чему поспособствовало создание в 1885 году пустотелой пневматической шины.

На самом деле, именно с этого периода следует начинать отсчет истории современного велоспорта. Спустя всего несколько лет возникают различные категории велогонщиков, а в 1890-х годах даже организовываются международные чемпионаты. Велоспорт был представлен на первых Олимпийских играх нового времени и сразу стал одной из спортивных дисциплин. Тогда уже состоялись соревнования в 5 типах трековых заездов и шоссейных гонок. Однако полноценная олимпийская программа по велоспорту сформировалась лишь спустя значительное время.

В России

Любовь к велосипедам начала развиваться и в нашей стране достаточно рано. Убедительно подтверждено, что первый официальный велогонка прошла в Москве 24 июля 1883 года. Участникам было предложено два маршрута — 1,605 м и 8,025 км. В числе конкурсантов оказалось 3 зарубежных спортсмена. Спустя чуть больше года, в сентябре 1884-го, состоялся заезд на Марсовом поле.

Общества велосипедистов в 1890-е годы организуют строительство первых треков с твердыми покрытиями. Постепенно растет и число участников заездов. В последующие два десятилетия появляется несколько громких имен, которые знали даже за границей. Серьезной проблемой, однако, оказалась коммерциализация велогонок. Ведущие фирмы «скупали» лучших спортсменов, брали под контроль сами соревнования.

Велотрек, по сути, стал ареной не только для спортивных состязаний, но и местом конкуренции между разными производителями велосипедов. Такое мнение придерживались даже известные велогонщики. К началу 1910-х годов складывалось ощущение, что велоспорт постепенно теряет свои спортивные элементы. Однако все изменилось в 1920-е годы, когда вновь стартовали крупные соревнования. Они проходили в тех же двух столицах, но к ним присоединились и новые регионы: Сибирь и Украина.

Уже в 1923 году проходит первый национальный чемпионат. Однако настоящая эра развития начинается после спартакиады 1928 года. А 12 августа 1937 года на старт выходит первая многодневная гонка в истории нашей страны. Стоит отметить, что успех на Олимпийских играх не пришел моментально; первая попытка в 1952 году оказалась неудачной.

На Олимпиадах 1976 и 1980 годов наши спортсмены показали достойные результаты.

В 1988 году отечественная команда завоевала 4 золотые медали. Следующая золотая награда была получена в 1996 году. Однако сегодня ранее достигнутые успехи в значительной степени утеряны. Наши спортсмены редко участвуют в зарубежных и международных соревнованиях. К тому же государственная поддержка велоспорта практически отсутствует; остается надеяться, что текущие сложности — это лишь временный этап перед новым успехом.

Классификация дисциплин

Длительная история велосипедного спорта и широкое разнообразие видов велосипедов, трасс не могли не привести к появлению самых разных категорий соревновательных дисциплин. И этот процесс не окончен. Вполне вероятно, что в ближайшие несколько месяцев или лет список соревновательных программ пополнится новыми позициями. Потому энтузиасты и профессионалы могут выбрать то направление, которое им больше всего по душе.

Самый важный момент, который нужно учесть: все или практически все виды велоспорта делятся дополнительно на мужские и женские соревнования. Начать общий разбор уместно с гонок по шоссе. Суть очень проста: велосипедисты стараются проехать по обычной автомобильной дороге с твердым покрытием за возможно меньшее время. Именно эта дисциплина больше всего приковывает внимание публики, и именно ее охотно финансируют спонсоры.

В рамках Олимпийских игр организуются как индивидуальные, так и командные шоссейные заезды.

Но на обычных шоссе организуют и заезды, не входящие в официальную программу ОИ. Сюда относятся, в частности:

  • многодневные гонки:
  • критериум;
  • командные гонки;
  • соревнования по скорости подъема в гору.

Разумеется, подобные занятия не носят чисто любительского характера – в них также участвуют профессионалы, но статус соревнований заметно ниже. Индивидуальная гонка подразумевает раздельный старт. Это означает, что спортсмены начинают движение поочередно, через заранее утвержденные промежутки времени. В групповой (коллективной) гонке старт происходит одновременно. У команд появляются отдельные элементы тактики прохода дистанции, призванные помочь в опережении соперников.

Критериумом принято называть круговые велогонки по городским улицам. После прохождения определенного числа кругов проходят промежуточные финиши с зачислением баллов. Прыжки не практикуются. Зрители максимально близки к спортсменам. Многодневные гонки проходят в несколько этапов, каждый из которых включает групповое соревнование и проезд на время.

Довольно популярны и гонки на треке овальной формы с уклоном. Длина и ширина дорожек меняется сообразно выбранной дисциплине. Покрывают треки деревом либо бетоном. В спринте надо проехать 2 или 3 круга, и острая борьба разгорается на последних 200-300 м.

В командном спринте короткие расстояния преодолевают уже группы по 3 гонщика. Каждый их них проезжает по одному кругу, развивая максимум скорости, а затем выбывает. По трекам устраивают и гонки на время, и гонки по очкам. Второй вариант соревнований зачислен в программу ОИ.

Скретч — групповой заезд при одновременном старте: максимум 24 участника, опережение более чем на круг приравнивается к автоматической победе. Выделяют также индивидуальное и групповое преследование. Групповая гонка преследования заслуженно признана наиболее сложной разновидностью трековых соревнований.

Такая дисциплина, как кейрин, придумана в Японии. Участники стартуют одновременно, а перед ними едет мотоцикл, который нельзя обгонять. Он уезжает с трека, когда до финиша остается 2,5 круга. Потом идет классическая гонка на скорость.

Маунтинбайк — это спортивная дисциплина, связанная с использованием специализированных горных велосипедов. Этот вид спорта характеризуется высокой степенью экстремальности и осуществляется исключительно в условиях, где отсутствует какое-либо дорожное покрытие.

Легко заметить велосипед, относящийся к категории маунтинбайк — они достаточно популярны среди городских любителей велоспорта.

Что касается мотокросса по пересеченной местности, то этот вид велоспорта сокращенно именуется BMX. Шины на велосипедах широки, как у маунтинбайков, но диаметр колес меньше, а гонщики садятся весьма низко.

Кросс-кантри имеет сокращенное наименование XC. Именно эту дисциплину считают одним из идеальных вариантов велосипедных соревнований. Подразумевает ряд трасс, на которых есть спуски с возвышенности. Активно используются естественные преграды, к ним добавляются по мере необходимости и искусственные преграды. На Олимпийских играх велосипедисты соревнуются и в кросс-кантри.

Некоторые гонщики предпочитают дерт. Такое название получил один из стилей экстремального катания. Трасса особого образца дополняется земляными трамплинами. Через эти трамплины приходится совершать прыжки. Дополнительную зрелищность добавляет совершение трюков при нахождении в воздухе.

Однако как раз этот элемент не обязателен для ездоков.

Скоростной спуск, он же даунхилл, является экстремальной ветвью маунтинбайка. Спортсмены едут вниз по горному склону и стараются развить максимальную скорость. Даунхилл — это обязательно гонки с препятствиями, которые носят как естественный, так и искусственный характер. Только самые лучшие гонщики с превосходным снаряжением могут участвовать в таких заездах.

Не менее высокие требования к спортсменам, впрочем, предъявляет и фрирайд. Само название намекает на свободное комбинирование самых разных элементов, позаимствованных у других стилей. Но именно неоднозначность и сложный состав дисциплины сильно затрудняют прохождение трассы. Вероятность травмы во фрирайде очень велика.

Необходимо применять велосипеды с прочными рамами и высокоэффективными дисковыми тормозами.

Иногда можно встретить и «параллельный слалом», создатели которого явно вдохновлялись лыжными гонками. Двое участников заезда одновременно начинают движение вниз по параллельным траекториям. Им приходится:

  • прыгать с трамплинов;
  • проходить по обрывистым участкам;
  • совершать резкие повороты.

Байкер-кросс требует широкой трассы. Длина ее составляет около 250 м. Несмотря на столь небольшую протяженность, маршрут спортсменов насыщен всевозможными преградами.

Рейсинг — один из видов BMX. Рейсеры едут по трассе с множеством разворотов и трамплинов. В гонке может участвовать от 2 до 8 спортсменов. Победителем объявляются финишировавшие первыми. Трюки выполнять не нужно, и они даже не приветствуются, поскольку мешают проезду на скорость.

Другая ветвь BMX, известная как флетленд, сосредоточена на осуществлении множества трюков на равной поверхности. Зрители и профессионалы привыкли сравнивать этот стиль велоспорта с хореографией.

Очень большой интерес в последнее время вызывает бревет. Тут уже требуется не столько скорость, сколько общая физическая подготовка и выносливость. Ведь этот вид состязаний именуется еще веломарафоном. Существуют соревнования, когда спортсмены едут несколько суток, преодолевая в общей сложности тысячи километров. Бреветом можно заниматься только на шоссе, и участникам присваивается официальная классификация.

Масштабные соревнования

Основная часть соревнований по шоссейному велоспорту проходит в европейских странах весной, летом или осенью (когда погода позволяет). Почти всегда стараются прокладывать маршрут так, чтобы он укладывался в территорию одной страны. Известно:

  • крупных гонок в Бельгии;
  • во Франции;
  • 8 в Италии;
  • 5 в Испании.

От 1 до 3 шоссейных соревнований в течение сезона организуют в Англии, в Швейцарии, Голландии и ФРГ. Но стоит отметить и заезды, проходящие в странах, совсем не ассоциирующихся с велоспортом. Так, норвежские велосипедисты в мае участвуют в «Туре фьордов», а в августе — в «Арктической гонке». Август сопровождается также проведением «Тура Дании» и «Тура Польши». В течение одной из апрельских недель проходит «Тур Турции».

Недельные соревнования организуют в мае в Калифорнии и в августе в Колорадо. Однодневные Гран-при проходят в сентябре в Квебеке и в Монреале. Когда в районах умеренного климата наступает зима, велогонщики отправляются соревноваться в Австралию, Эмираты, Малайзию или Оман. Основными гонками планеты, не считая олимпийских, признан Мировой тур, объединяющий 28 более частных гонок. Они не проходят только в Африке, Южной Америке и Антарктиде.

В Мировом туре, продолжающемся 52 недели, должны участвовать те команды, которые согласны соревноваться во всех заездах сезона. Традиционно отправной точкой считается австралийский «Тур Даун Андер». А заканчивается он чемпионатом мира. Всего для участия отбирают не более 18 команд. В каждой из них может быть не более 30 участников, роли которых во время гонки строго распределены заранее.

Мировой тур является продолжением того велоспорта, который пришел в упадок в начале прошлого века. Фактически в нем соревнуются не только ездоки, но и спонсоры (изготовители велосипедов). Все команды ездят на технике Shimano, SRAM, Campagnolo. Использовать байки других брендов строго запрещается правилами. При этом велосипеды еще и классифицируются по видам гонок.

Внутри Мирового тура принято выделять три самых престижных этапа (Гран-туры):

  • Тур-де-Франс;
  • Джиро Италия;
  • Вуэльта Испания.

Чуть уступают по статусу такие гонки, как:

  • Милан-Сан-Ремо;
  • Тур Фландрии;
  • Париж-Рубэ;
  • Льеж-Бастонь-Льеж;
  • Ломбардия.

Спортсмены более низкого уровня обычно соревнуются в:

  • Евротуре;
  • Панамериканском чемпионате на шоссе;
  • азиатском чемпионате;
  • локальных гонках меньшего масштаба.

Всё о велоспорте — как он развивался и какие дисциплины включает

Данная статья предназначена для тех, кто стремится глубже узнать о велоспорте и осознать, как увлечение велосипедами и их первые соревнования развились в профессиональную сферу, охватывающую более 70 уникальных дисциплин.

Первые гонки на велосипедах
  • Льеж — Бастонь — Льеж — стартовала в 1892 году. Первый вариант маршрута в 250 км проходил от Спа до Бастони и обратно. Из 33 участников того заезда до финиша добралось только 17;
  • Классика Брюсселя — впервые эта гонка прошла 12 августа 1893 года. Маршрут между двумя столицами, Парижем и Брюсселем, составляет 397 км;
  • Париж — Рубе — проводится с 1896 года. Далеко не все участники справляются с сочетанием булыжников и бездорожья на этом маршруте даже сегодня.

Чуть позже стали организовывать многодневные гонки. Самая известная из них, Тур де Франс, впервые была проведена в 1903 году.

Как сформировался профессиональный велоспорт

Какие виды велоспорта существуют

Велотрек Нео Фалирон и гонщики из Франции Леон Фламан и Поль Массон

В первых гонках могли участвовать все желающие, кто мог себе позволить велосипед. Но постепенно оформилось разделение участников на профессионалов, любителей и новичков. Среди велосипедистов-любителей были проведены первые международные соревнования — Чемпионат 1893 года в Чикаго. Он включал в себя три программы — спринт, гонка с лидером и гонка на 10 миль.

Велоспорт был представлен на первых в современной истории Олимпийских играх, которые проводились в 1896 году. Тогда в Афинах был построен велотрек «Нео Фалирон», на котором разыграли 5 комплектов медалей. Шестой комплект был разыгран в шоссейной гонке на 87 км по маршруту Афины — Марафон — Афины.

Важным шагом для развития велогонок как спорта, стало создание в 1900 году Международного союза велосипедистов (UCI или УСИ). UCI стал регламентировать правила отдельных дисциплин, организовывать чемпионаты мира и другие соревнования. Позже внутри UCI появились две международные федерации, координирующие любительский и профессиональный велоспорт (ФИАК и ФИКП).

В мире профессионального велоспорта существует уникальная система, основанная на классификации и награждении лидеров гонок. Это выражается в цветных майках. Каждое соревнование имеет свои специфические цвета, например, на многодневной гонке Джиро д’Италия лидер общего зачета получает розовую майку, в то время как лидер спринтерского состязания носит сиреневую (цикламеновую) майку, а гонщик, набравший наибольшее количество очков в горной категории, удостоен синей майки.

Развитие велосипедного спорта в России

Увлечение велосипедами в конце 19 века не могло обойти стороной Российскую империю. В Петербурге и Москве появились велосипедные клубы, активно строились велотреки из дерева или цемента. Но несмотря на интерес к велотранспорту, ездить на нем в городах долгое время запрещал закон.

В 1891 году были организованы первые крупные соревнования под названием «Первый ездок России». Гонщики участвовали в заезде по треку, протяженностью 7,5 версты. А через три года состоялся веломарафон от Москвы до Нижнего Новгорода. Добраться до конца этого маршрута смогли только двое участников. В 1895 году была проведена не менее сложная гонка Петербург — Москва.

Российские велосипедисты участвовали и в международных соревнованиях. В 1896 году на первенстве мира в Копенгагене гонщик Михаил Дьяков из Петербурга занял первые места в гонках на 1 и 10 миль и второе место в лидерской гонке на 100 км.

В советское время велосипедный спорт стал более массовым и популярным. С середины 20-х годов проводилось множество соревнований и веломарафонов. Тогда же была разработана спортивная классификация по шоссе и треку, нормативы присвоения спортивных разрядов.

В 1952 году Советский Союз стал членом УСИ, и в этом же году советские спортсмены впервые приняли участие в Олимпийских играх. Всего через 8 лет Виктор Капитонов завоевал золотую медаль в групповой гонке на шоссе.

Появление новых велосипедных дисциплин: маунтинбайка и BMX

В середине 20 века в США стали появляться клубы любителей кататься на велосипедах вне шоссе. Их участники адаптировали свои байки под условия бездорожья. Когда к этому движению подключились профессиональные инженеры, появился новый тип велосипеда — горный или маунтинбайк.

В 80-х количество поклонников экстремальной езды быстро росло и в 1990 году прошел первый Чемпионат мира по маунтинбайку, а с 1996 года дисциплина стала олимпийской. В этом направлении появилось множество стилей и отдельных дисциплин, у каждой из которых свои требования к оснащению велосипеда и особенностям трассы. Существует международная ассоциация горных велосипедистов — IMBA.

BMX стал зарождаться примерно в 60-е годы, когда подростки пытались подражать трюкам мотокроссменов на своих велосипедах с маленькими колесами. Долгое время это направление оставалось андеграундным. Первой официально признанной BMX дисциплиной стали гонки по трассам — Racing. В 2008 году эта дисциплина была добавлена в олимпийский зачет.

Виды велоспорта и их особенности

Любителям велосипедных прогулок наверняка будет интересно узнать о тех видах велоспорта, которые наиболее популярны в мире, и, возможно, появится желание разнообразить свой досуг и приобщиться к ним. Нужно сказать, что понятие «велоспорт» гораздо шире, чем вид спорта и все, что с ним связано.

С велоспортом, независимо от его вида, связывается определенный стиль жизни, круг общения и интересов. Для многих активный досуг становится профессиональным поприщем и хобби, нередко приносящим хороший доход. Причем это может касаться как участия в соревнованиях, обучения, так и организации велопоходов и отдыха в стиле зеленого туризма. Велосипедные туры — это также хорошая профессиональная альтернатива для начинающих велосипедистов.

В зависимости от темперамента и привычек люди выбирают гонки на велосипедах, преодоление естественных препятствий на горной или холмистой местности, выполнение трюков, велоигры. Это одновременно и хобби, и возможность вести активный и здоровый образ жизни.

Основные виды велоспорта широко развиты, а некоторые являются Олимпийскими видами спорта.

Перечислим основные виды

♦ шоссейные гонки (подразумевают преодоление дистанции на скорость и время);

♦ трасса, соревнования на велосипедах по закрытым маршрутам с наклонами к горизонтали, с углами поворота 42° и 12.5°

♦ вариант трека – спринт (подразумевает прохождение двух или трёх кругов на треке); ♦ майнтинбайк (гонки с препятствиями на горных велосипедах);

♦ BMX, гонки на велосипедах в условиях извилистых трасс с множеством трамплинов и поворотов;

♦ велоигры: велобол и велополо.

Если вы хотите заняться велоспортом профессионально, вам будет интересно узнать, что существуют профессиональные организации, которые занимаются регуляторной политикой. Прежде всего, это организованный в 1900 году Международный союз велосипедистов (UCI — Union Cycliste Internationale), а также Федерация велосипедного спорта России, которая занимается организацией как профессиональных, так и любительских соревнований.

Известные виды велоспорта

Виды велоспорта разнообразны, но только некоторые из них стали особенно популярными. Прежде всего это шоссейный велоспорт, в котором велосипедисты должны проехать дистанцию за лучшее время. Речь идет об олимпийских видах спорта, к ним относится групповая и индивидуальная шоссейные велогонки. Новости велоспорта особенно детально освещают все наиболее известные соревнования этого вида.

Также популярны не олимпийские гонки: многодневные треки, шоссейные гонки в гору, командные гонки. Эти виды особенно привлекательны для любителей. Отметим, что групповая велогонка также пользуется большой популярностью у новичков, причем цель состоит не в победе, а в участии, так как шоссейные треки подразумевают преодоление расстояния в 50-200 км.

Еще один вариант гонки по трассе – это критериум (гонки по кругу). Этот вид спорта многие любят наблюдать с трибуны: действительно захватывающе и вызывает чувство настоящего драйва.

К самым популярным и исторически сложившимся видам спорта относится спринт. Это старейший вид спорта, который в программу соревнований вошёл еще в XIX веке. Победа часто зависит от маневров велосипедиста, Важен правильный выбор велосипеда для достижения нужных аэродинамических характеристик.

Отметим, что тип спринта – скретч, подразумевает групповую гонку с ограниченным количеством спортсменов, не более 24 человек. Побеждает автоматически тот спортсмен, который выбился на 1 круг вперед.

Маунтинбайк, представляющий собой гонки на велосипедах по горным маршрутам, приобретает все большую популярность среди молодежи. В качестве городской альтернативы этому виду спорта выступает BMX. Эти экстремальные соревнования требуют не только физической выносливости, но и внимательности при выборе велосипеда, как и в других спортивных дисциплинах. Неудивительно, что велосипеды и велоспорт продолжают оставаться взаимосвязанными на протяжении более ста лет.

Отрадно, что количество любителей велоспорта с каждым годом все увеличивается, также растет и количество инноваций в велосипедной индустрии, чтобы сделать отдых или профессиональную деятельность более приятной и удачной.

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий