Форест Гамп, персонаж одноименного фильма, демонстрирует признаки умственной отсталости. Его IQ составляет 75, что указывает на наличие легкой умственной недостаточности. Несмотря на это, он обладает выдающимися способностями в некоторых сферах, таких как бег и игра на гитаре.
Кроме того, у Фореста наблюдаются трудности в социальных взаимодействиях и восприятии окружающего мира, что также может свидетельствовать о его невротических особенностях. Тем не менее, его доброта и искренность делают его личность уникальной и запоминающейся.
«Вот и все, что я могу сказать»: Почему в США разлюбили «Форреста Гампа»

Оскароносная трагикомедия Роберта Земекиса впервые вышла в российских кинотеатрах.
В прошлом году исполнилось 25 лет «Форресту Гампу» — драмеди Роберта Земекиса стало триумфатором «Оскара» и, по мнению многих критиков, лучшим фильмом десятилетия. Однако со временем всеобщая любовь в Америке сменилась порицанием в СМИ.
История мальчика «с особенностями», который пережил критическое время американской истории прошлого века и к тому же преуспел, по замыслу создателей должна была остаться вневременной притчей о победе торжествующего духа над немощной плотью. Однако выяснилось, что старые штампы сегодня, когда мир сталкивается с новыми вызовами, не работают. Рассказываем, что смущает американскую прессу в «Форресте Гампе» сейчас.
Неправильная инклюзивность

Вся коллизия фильма возникает из того, что главный герой — не от мира сего. Нам прямо говорится, что у Форреста очень низкий IQ, поэтому зрители воспринимали героя как глуповатого от природы. При этом никакой диагноз Гампа не проговаривается, а фактически он сочетает в себе черты высокофункционального аутиста и человека с ДЦП (он вынужден носить на ногах железные скобы, которые в ключевой момент фильма магически отбрасываются). Короче говоря, Форрест стал собирательным образом блаженного дурачка. Такая подача стигматизирует людей с теми или иными особенностями, что сегодня выглядит неприемлемым.
Проблемы воспитания

Мать Форреста учит ребенка преодолевать трудности. Несмотря на специфические черты сына, она настаивает на его обучении в обычной школе, вступая ради этого в сексуальную связь с директором. Совсем юный Гамп становится свидетелем этой сцены и, видимо, понимает, что его место в классе «куплено».
В то же время возможные последствия «материнской заботы» максимально сглажены, а неприязнь со стороны одноклассников обозначена лишь парой штрихов. Впрочем, как раз преследование школьных задир побуждает его научиться ходить без подпорок и даже бегать в знаменитой сцене «беги, Форрест, беги!». Так проявляется традиционалистское представление о закалке испытаниями, что неприемлемо в нынешних реалиях. В фильме издевательства сверстников делают героя сильнее, но в реальной жизни буллинг не приводит ни к чему хорошему, все наоборот.
Врожденный конформизм

Форрест всегда поступает так, как ему скажут. Практически все предложения со стороны принимаются им беспрекословно, включая членство в команде по бейсболу или пинг-понгу, службу в армии и последующее участие во вьетнамской войне.
Далее следуют политические кампании и рекламные контракты — всюду Форрест оказывается идеальной боевой единицей, пареньком, не задающим вопросов и готовым бесплатно подписаться на что угодно. И самое главное, он преуспевает во всем. Спортивный чемпион, герой войны, наконец, мультимиллионер — успех приходит к герою благодаря бездумной исполнительности. Доведенное до крайности воплощение американской мечты тем больше раздражает публику, чем дальше эта мечта от обывателя в реальной жизни.
Наивный консерватизм

Взбудораженные актуальной политической повесткой зрители не готовы довольствоваться полутонами. С фабульной точки зрения фильм Земекиса просто упивается ценностями старой-доброй Америки. Жизненный уклад тихого алабамского домика подается как должное, а необычный ребенок хорош лишь поскольку он соответствует принятым нормам.
Наиболее ярко это проявляется в намеренном противопоставлении судьбы Форреста и его возлюбленной, бунтарки Дженни. Хиппи, выступавшая против войны во Вьетнаме, богемная тусовщица позднее — она выглядит женщиной, бессмысленно потратившей жизнь, которую судьба в придачу наградила СПИДом за разгульную юность. Вообще, время американских перемен в 1970-е годы показано как враждебное, на контрасте с райским детством ранних 1960-х и успокоением 1980-х, когда к власти пришел президент Рейган. Фильм середины 1990-х, созданный во время максимального экономического благополучия «бумерской» Америки, утверждал святость неизменного порядка вещей и традиционных ценностей, символом которых стал простодушный добряк Гамп.
Роль женщины

Как уже сказано, мать героя фактически продает себя ради блага семьи. С другой стороны, в обычной жизни она показана патриархальной домохозяйкой с предрассудками, неотъемлемыми от «житейской мудрости». Еще проблемнее образ Дженни, которую в детстве растлил отец, в результате чего она «закономерно» стала стриптизершей. Девушка ведет беспутную жизнь и лишена устремлений.
Отказ выйти замуж за Гампа воспринимается как беда Дженни. Невинная в глазах героя, развратная в глазах мира — сильно изношенный образ роковой женщины. Сексуальная революция усилила важность расщепления образа мадонны-блудницы, заставив женщин, начиная с 70-х годов бороться с худшими аспектами обоих типажей. Тем более что в фильме нет альтернативной героини (мать Форреста на эту роль не подходит), или вообще другого значимого женского персонажа. Хуже только карикатурные проститутки, издевающиеся над Форрестом и его другом-калекой.
Сексуальная неловкость

Утрированная сексуальная невинность героя помешала Земекису выстроить романтическую линию, которая так необходима хорошей голливудской истории. Сюжет требовал хотя бы некоторой откровенности в изображении интимных моментов, что конфликтовало с идеей об «особенностях» Форреста. Сексуальная жизнь саванта — скорее тема для артхаусного кино, нежели блокбастера от Paramount.
В результате мы сперва наблюдаем героя в детстве, который узнает про связь матери с директором, в юности у него происходит неловкий петтинг с возлюбленной (в присутствии соседки по общежитию), и, наконец, еще через годы, Дженни как бы из жалости занимается с Форрестом сексом, чтобы наутро сбежать. А позже вернуться к нему с ребенком. Вскоре Дженни умирает от СПИДа, что порождает вопросы о здоровье новорожденного сына. Короче говоря, сегодня подобные, снятые на голубом глазу эпизоды, вызывают легкую оторопь.
Фейковая реальность

Несмотря на вроде бы патриотически-консервативную подоплеку фильма, его исторический контекст весьма упрощен. Форрест Гамп как-то случайно участвует в ключевых для Америки событиях: новые на тот момент компьютерные технологии помогли поместить Тома Хэнкса в хроникальные кадры.
Война, протесты, борьба за гражданские права — все это оставляет самого героя совершенно равнодушным. Как и встречи с чередой американских президентов или со знаменитостями: оказывается, именно маленький Форрест, танцующий на протезах, подсказал Элвису его движения на сцене, а Леннона Гамп натолкнул на сочинение великой песни «Imagine».
И все это сегодня кажется несерьезным: драмы Америки оказались фоном простой и бесцельной жизни. «Форрест не делает заявления!», — пишут сегодня американские критики. Действительно, метафорой всего фильма можно считать эпизод, где Гамп оказывается на сцене хипповского митинга в Вашингтоне и должен толкнуть речь про Вьетнам, но какой-то старый вояка отрубил микрофон, поэтому из выступления не слышно ни слова. «Вот, что я могу сказать о войне во Вьетнаме», — невозмутимо резюмирует он.
Когда герой отправляется на пробежку по Америке, за ним следуют «апостолы», убежденные, что его действия имеют политическую или философскую подоплеку. Но ничего подобного: парень просто бежит и просто устает, просто живет, а там, наверное, и просто умирает, без борьбы или идеи. «История, увиденная глазами идиота, предстает идиотической», — в сердцах высказываются журналисты.
Конечно, Форрест Гамп — не князь Мышкин. Однако здесь как раз можно увидеть политическую сатиру. Получается, что успеха в Америке может достигнуть только Иванушка-дурачок, а все ее марши, рекорды и войны не имеют смысла. И такой точки зрения «Форресту Гампу» сегодня не простят.
Форрест Гамп и герои нашего времени


—>
Сразу оговорюсь: конечно же, Форрест Гамп — не юродивый в привычном для русских, православном значении этого слова. Это человек, который из-за детского церебрального паралича сделался, с точки зрения окружающих, умственно неполноценным, калекой. Некоторое время он даже не мог ходить без специальных тротезов.
Но однажды, спасаясь от преследования одноклассников, он вдруг пустился бежать, забыв о своих протезах. Он впервые в жизни бежал так. что никто не мог его догнать. С тех пор он так и бегал от одноклассников, за мячом на поле для регби, под огнем во Вьетнаме, вынося из горящего леса своих товарищей.
"Идиот" Форрест Гамп проживает свою жизнь от рождения до зрелости — вместе со всей Америкой. Он становится участником исторически значимых событий, он как бы встроен в историю США 50-х-80-х годов. И это неслучайно, режиссер настойчиво педалирует эту связь: Гамп и американские президенты, Гамп и Элвис Пресли, Гамп и Джон Леннон, Форрест Гамп и противники войны во Вьетнаме.
Но стержень всего — личная история, история того, как Форрест влюбился. Однажды и на всю жизнь. И как этот американский малоразговорчивый "князь Мышкин" своей верностью завоевывает себе право на любовь, на авторитет, право стать мужем и отцом. И о том, какую высокую цену он заплатил за все это.
Я написал, что Форрест Гамп — юродивый. В каком смысле? Не в том только, что люди считают его умственно отсталым (в конце концов, слушая его речи, все яснее понимаешь, какой мудростью обладает этот человек на самом деле, как много в жизни он понимает и умеет открыть для других людей). Нет, не в умственной отсталости дело! Скорее, Форрест Гамп — человек отсталых, отставших от времени представлений, он думает о вере, любви, честности, патриотизме иначе, чем сейчас принято.
Для начала, это человек, который всегда носит в своей душе Христа, который живет по законам христианской Любви к Богу и ближнему. Когда его спрашивают: "Ты уже нашел Христа?", он совершенно серьезно отвечает: "Я и не знал, что Его нужно искать".
Он верит и в бессмертие души, поэтому для него вполне естественно, например, разговаривать с погибшим другом, с умершей женой на ее могиле — так, как будто он видит их прямо перед собой. Это не значит, что Форрест Гамп какой-то спиритист и, вызывая души покойников, общается с ними. Нет. Стоя у могилы жены, он заплачет и скажет: "Я так скучаю по тебе!" И в его словах будет такая горечь потери, что смотреть эти кадры без слез невозможно.

Форрест Гамп — юродивый, потому что для него ценность дружбы и верность слову остаются превыше всего. На мой взгляд, та ответственность, которую он несет за свои поступки, степень этой ответственности — и есть Любовь к ближнему, в самом светлом, самом полном ее понимании. Ответственность — это не только спасение товарищей на войне, когда, рискуя жизнью, Форрест выносит их одного за другим из-под обстрела. Это еще и верность собственному слову.
Однажды на фронте, во Вьетнаме, он обещает своему другу — негру Баббе — стать его компаньоном по ловле креветок. Когда Бабба погибает, у Форреста, казалось бы, не остается никаких обязательств перед ним. Но вот он покупает лодку и начинает креветочный бизнес, который на тот момент кажется практически безнадежным. Он делает это, потому что обещал!
Он постоянно думает о друге, которому дал зарок, о его семье. Содержание этой семьи он взял на себя и стал выплачивать матери Баббы его долю, как если бы ее сын был жив.
Еще один признак юродства — целомудрие. Форресту Гампу становится плохо при виде раздевающейся женщины, и это вначале списываешь на его болезненность, некую форму импотенции. Однако потом, много позже, видишь, что ему просто невыносима нечистота отношений, что плотская любовь для него слишком сокровенна, она — таинство.
Когда эта любовь станет подлинной и взаимной, все будет в порядке. И родится мальчик. Абсолютно здоровый, умный ребенок.
Заповедью Любви Форрест Гамп руководствуется во всех своих поступках. Мы привыкли думать, что любящий человек должен преследовать любимого, непрестанно напоминать о своих чувствах. Форрест Гамп, напротив, постоянно отпускает Дженни, женщину, которую любит больше всего на свете.
Он негодует, когда она уезжает с каким-то псевдореволюционером, но при этом он говорит ей только: "Ты должна быть дома, в штате Алабама. " — и все. Он ее не удерживает. Он терпит, ждет и побеждает любовью, смиренной и очень терпеливой любовью.

Форрест Гамп в какой-то момент говорит своей любимой Дженни: "Ты не выходишь за меня замуж, потому что думаешь, что я не умею любить. Ты ошибаешься. Может быть, я знаю о любви больше, чем многие". Впрочем, о какой любви он говорит? Только ли о любви между мужчиной и женщиной.
Пожалуй, Форрест Гамп юродивый еще и потому, что он патриот. И он не боится и не стыдится этого. Он готов всегда делать то, к чему призывает его родина, не спрашивая, зачем это нужно лично ему. Он патриот, и Америка как государство признает в нем героя.
Форрест Гамп, безусловно, — герой своего времени. Но кроме этого, он еще и герой своей страны. Согласно протестантской этике, святой или избранный Богом человек должен преуспевать во всех отношениях. Поэтому Форрест Гамп в конце концов достигает богатства, и любимая к нему возвращается, и в историю он встроен.
Он имеет все знаки американской благонадежности, соответствия идеалу — Американской мечте. Кажется, из кальвинистской идеи о предопределении следует, что если человек хорошо работает, преуспевает, достиг успеха без обмана — значит, это свидетельство Божиего внимания к нему, знак избранности. Если же он нищ, значит, Бог его не замечает, он не предызбран для жизни в раю.
Поэтому Форрест Гамп, безусловно, юродивый, но юродивый преуспевающий, т.е. своеобразное воплощение Американской мечты. Конечно, это не может быть упреком: трудно требовать от американцев (и стоит ли?), чтобы они стали снимать фильмы не о своих героях, а о русских юродивых.
В фильме о Форресте Гампе, однако, есть и очень существенный недостаток, характерный, мне кажется, для американского кино вообще, — это попытка обязательно делать кино-для-всех. Каждый воспринимает американские фильмы как хочет, как ему понятнее и ближе. Если кто-то видит в "Форресте Гампе" фильм про удачливого умственного урода — это его право. Если воспринимает ленту как трогательную мелодраму, и только — это тоже право зрителя. Получается, что американское кино, отказываясь брать на себя "учительские" функции, не воспитывает своего зрителя, но подстраивается под него.
Советское кино в этом отношении было, так сказать, диктаторским, очень требовательным. Это относится, кстати сказать, и к фильмам Тарковского, которые сложны для понимания, которые заставляют задуматься и требуют как минимум философской трактовки. Подобные киноленты — это кино-не-для-всех. Конечно, оно становилось более замкнутым, элитарным, но, мне кажется, это был честный путь. Кино несло ту самую учительную функцию, довольно высокую и важную.
Сегодня мы в своем магистральном кинонаправлении либо снимаем никому не нужную "чернуху", либо, вслед за американцами, идем по более легкому пути, пытаясь угодить всем. И в этом мы проигрываем и нашему прежнему кино, и современному американскому. Мы все равно отстанем от Америки, пытаясь сделать нашего героя "американским".
Размышляя о фильме "Форрест Гамп", я думал о том, что мы многое уже навсегда потеряли из того, что считали своим, уникальным. Мы потеряли коммунистические иллюзии, статус сверхдержавы, экономическую и военную мощь. Мы также почти разучились делать патриотическое и одновременно сердечное, человеческое кино — теперь его тоже снимает Америка. Даже о войне, которую мы привыкли считать НАШЕЙ, снят теперь американский фильм "Спасти рядового Райана", столь похожий на наши "Горячий снег", "А зори здесь тихие". "Освобождение".
В заключение я бы хотел высказать еще одно соображение, которое наверняка многими будет не понято и не принято. Мне видится, что единственный подлинно уникальный опыт, которым Россия может и должна открываться миру независимо от своего экономического и даже культурного расцвета или упадка, — наше особое переживание Православия, наш собственный опыт стремления ко Христу.
Здесь, наряду с другими народами, мы достигли собственных, выстраданных и реальных вершин. Если бы это было не так, мир не вчитывался бы с такой надеждой в книги Достоевского, не искал бы встречи с иконами Рублева. Надо перестать гоняться за "стандартами", а обратиться к тому единственному, нестандартному, но единому Началу, Которое соединило единожды нас и стало нашим, особенным путем в истории.
Конечно, фильм "Форрест Гамп" очень многогранный. Мои размышления о нем многими могут быть оспорены.
И я с этим тоже соглашусь.




