Классификация видов спорта может быть отнесена к типу иерархической классификации, поскольку она организует спортивные дисциплины на основе различных критериев, таких как сезонность, форма проведения (индивидуальный или командный) и специфика активности (летние или зимние виды). Такая структура позволяет удобно группировать виды спорта по схожим характеристикам и облегчает их анализ и сравнение.
Кроме того, классификацию можно рассматривать как функциональную, так как она помогает определить целевую аудиторию, целевые навыки и физические характеристики, необходимые для успешного участия в каждом виде спорта. Это способствует более глубокому пониманию разнообразия спортивной практики и формированию информированных рекомендаций для начинающих спортсменов.
Реферат «Теория спорта. Спорт в системе физической культуры. Классификация видов спорта. Спортивное движение»
Физическая культура является неотъемлемой частью мирового культурного наследия, представляя собой уникальную самостоятельную сферу. Это не только характерный процесс и результат человеческой активности, но и средство для достижения физического развития личности. Физическая культура удовлетворяет социальные нужды в взаимодействии, играх и развлечениях, а также предоставляет различные формы самовыражения через активное участие в полезной общественной деятельности. В своей основе она включает целенаправленные двигательные активности в виде физических упражнений, способствующих формированию необходимых умений и навыков, физической подготовки, а также оптимизации здоровья и работоспособности.
Физическая культура включает в себя как материальные, так и духовные ценности. К материальным относятся спортивные объекты, инвентарь, специальное оборудование, спортивная форма и медицинское сопровождение. Духовные ценности включают информацию, произведения искусства, различные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, а также этические нормы, которые регулируют поведение людей в сфере физической культуры и спорта, и другие аспекты.
Физическая культура и спорт служат мощным инструментом для социального формирования личности, активного развития ее индивидуальных и личностных качеств, а также повышения профессионально значимых характеристик и двигательной активности. Таким образом, физическая культура и спорт представляют собой ключевые условия, в то время как физическое воспитание является основным средством для всестороннего и гармоничного развития личности. В разных уголках мира по-разному воспринимают значение физической культуры и спорта. Некоторые люди с большим энтузиазмом относятся к физическому воспитанию и спорту, тогда как другие считают это бесполезной тратой времени. Однако, есть и те, кто понимает важность спорта, и, к счастью, таких людей значительно больше, чем первых.
Причем у каждого из них может быть разное отношение к физической культуре и спорту : кто-то предпочитает смотреть их по телевизору, кто-то просто предпочитает заниматься каким-то видом спорта или общефизической подготовкой, а для кого-то спорт — это средство к существованию. Среди последних могут быть действующие спортсмены, тренеры, врачи, директора различных спортивных обществ, спортивные попечители и т. д. И каждый из них вносит свой вклад в развитие спорта на нашей планете.
Следует подчеркнуть, что физическая культура и спорт на всех уровнях приносят значительную пользу как отдельным людям, так и обществу в целом. Поэтому вопросы развития физкультуры и спорта в нашей стране остаются особенно важными.
Актуальность проблемы физической культуры и спорта в современном обществе заинтересовала таких экспертов, как Л. И. Лубышева, Н. Н. Визит, А. Г. Антилиев, И. А. Арнольдов, С. Н. Артановский, М. М. Бахтин, А. Д. Боронников, В. Н. Горелова, В. В. Левченко и многих других.
В то же время предлагаемая тема еще недостаточно изучена. Эти вопросы исследуются достаточно узким кругом специалистов, более того, одним из основных недостатков обсуждаемых и решаемых проблем является локальный характер их исследования, отсутствуют работы, в которых исследования проводились бы одновременно на теоретическом и практическом уровнях.
1. Категоризация спортивных дисциплин
Спортивные дисциплины обычно подразделяются на основе следующих характеристик:
1. Циклические дисциплины (плавание, гребля, беговые соревнования легкой атлетики, велоспорт);
2. Скоростно-силовые виды (прыжки, метание, тяжелая атлетика);
3. Виды спорта связанные с координацией движений (художественная гимнастика, спортивная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду);
4. Боевые искусства (бокс, борьба);
5. Командные виды спорта (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, водное поло);
6. Двоеборье и многоборье (лыжное двоеборье, легкоатлетическое десятиборье; современное пятиборье);
Спортивная дисциплина представляет собой активность, включающую постоянный набор соревновательных действий, основанных на международных нормативах, а также специфической подготовке атлетов.
Спортивное достижение — показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретном результате.
Многообразная соревновательная деятельность, характерная для современного спорта, делится на несколько групп, в каждую из которых входят родственные виды спорта, основанные на использовании различных физических упражнений и характерных особенностях ведения спортивной борьбы. В принцип деления видов спорта на группы положены различные признаки: структура двигательных действий, способности и качества, являющиеся основой достижений в данном виде. Так, Л. П. Матвеев подразделяет виды спорта на группы по особенностям предмета состязания и характеру двигательной активности.
К первой группе относятся виды спорта с предельно активно двигательной деятельностью соревнующихся, результаты которой зависят от собственных двигательных возможностей спортсменов и выявляются в процессе соревнования (гимнастика, плавание, легкая атлетика и тяжелая атлетика, спортивные игры и др.).
Вторая категория охватывает виды, основа которых заключается в управлении различными транспортными средствами, такими как мотоцикл, яхта, автомобиль и т.п.
Третья группа — виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального спортивного оружия (лука, винтовки и др.).
В четвертую группу включаются виды спорта, где сопоставляются результаты модельно конструкторской деятельности спортсмена (автомодели, авиамодели и т. п.)
Г. Бергер считает, что, исходя из профессиональной деятельности спортсменов, можно выделить ряд черт их характера:
1. Спортсмены, чья работа ориентирована на непосредственное соперничество, как правило, обладают более выраженной доминантностью. В случае неудач они склонны винить в этом окружающих, а не себя, а также проявляют агрессию, что не редко прослеживается и в их жизни вне спорта.
2. Спортсмены, занимающиеся «неопределенными» видами спорта, например, такими как теннис (или в спортивных играх, где распределение ролей между партнерами неопределенно, например защитник в американском футболе, более уверены в себе, свободнее себя чувствуют в неопределенных ситуациях, а также обладают рядом качеств, которые позволяют им легко приспосабливаться к внешним изменениям.
В этом разделе представлены различные шкалы, позволяющие оценить различные виды спортивной активности. Задано, что определенный вид спорта можно разместить в разных позициях на большинстве из указанных шкал. Оценка того или иного вида спорта может быть полезна тренеру, спортсмену и исследователю по следующим причинам:
1. Исследователь более тщательно сможет проанализировать данный вид спортивной деятельности;
2. Тренер или специалист будет более внимателен к психологическим стрессам, присущим данному виду спорта;
3. Спортсмен сможет более тщательно оценить требования, предъявляемые к нему в избранном виде спорта, и сравнить их с собственными психическими возможностями;
4. В спортивной области данные шкалы могут быть восприняты как объективные инструменты для оценки характеристик как спортсмена, так и тренера.
Различные виды спорта можно классифицировать по степени агрессивности, которая допустима или поощряется в рамках существующих правил соревнований.
• Виды спорта, в которых спортсменам приходится то проявлять агрессивность, то сдерживать свое поведение и действия, связаны с большим стрессом. Однако степень психического стресса в агрессивном виде спорта зависит от целого ряда факторов, в том числе и от характера спортивной деятельности, требующей проявления известной степени агрессивности спортсменом, а также от внутренне присущей потребности участника в агрессивных действиях, его способности направлять и контролировать проявление собственной агрессивности, от уровня его спортивного мастерства. На суд читателя предлагается следующая шкала оценки агрессивности.
Косвенная враждебность по отношению к противнику. Существуют спортивные дисциплины, в которых спортсмены могут физически ощущать агрессивное настроение соперников, но это, как правило, проявляется косвенно. Например, гандболист способен нанести удар мяча своему оппоненту (или вратарю), а волейболисты и теннисисты также могут причинять боль друг другу мощными ударами. Подобное поведение часто наблюдается у игроков с высоким уровнем агрессивности.
Агрессивность, ориентированная исключительно на объекты. Итоговые классификации европейских психологов включают в себя виды спорта, где агрессивные действия направлены лишь на предметы, именуемые «параллельными». Игрок в гольф может достаточно решительно нанести удар по мячу, однако его соперники лишь становятся свидетелями этой агрессивности, не испытывая ее на себе.
Отсутствие непосредственной или косвенной агрессивности. Во многих видах спорта внешняя агрессивность по отношению к соперникам или объектам окружающей среды не наблюдается. Однако даже в таком эстетическом виде спорта, как фигурное катание, иногда спортсмены проявляют агрессивность в связи с монотонной и трудной тренировочной работой. Однако проявлять агрессивность по отношению к среде или соперникам у них нет возможности.
В различных спортивных дисциплинах можно встретить разнообразные проявления агрессивности, как прямой, так и косвенной. К примеру, в американском футболе атлеты зачастую демонстрируют косвенную агрессивность через удары ногами и броски, а также непосредственное проявление агрессивного поведения по отношению к противнику. В футболе и хоккее также присутствуют возможности для проявления как прямой, так и косвенной агрессивности. Игроки выполняют удары и броски по очереди, одновременно вступая в активные физические столкновения и силовые единоборства с оппонентами.
2. Спортивное движение
Под функциями спорта понимают – объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
Характеристика специфических функций спорта :
1) Соревновательно-стандартная – в центре спортивной деятельности находится конкуренция, целью которой является полное раскрытие человеческих возможностей в ходе соревнований, направленных на завоевание победы или достижение личного успеха в спортивных мероприятиях.
2) Эвристически-достиженческая функция – для спорта характерна творческая, поисковая деятельность в совершенствовании системы подготовки, поиске новых средств, методов тренировки
Характеристика социальн-общественных функций спорта.
1. Формирование личности – занятие спортом открывает широкие горизонты не только для физического и спортивного роста, но и для развития моральных, эстетических, интеллектуальных и трудовых качеств.
2. Оздоровительный аспект – проявляется в благотворном воздействии спорта на общее состояние и функциональные возможности человеческого организма.
3. Эстетическая – раскрывается в том, что спорт несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека (привлечение внимания, граничит с искусством).
4. Социализация индивида – спорт выступает одним из значительных элементов, способствующих интеграции людей в общественные процессы, их участию и накоплению опыта социальных взаимодействий (активное вовлечение населения в спорт и общественную жизнь).
5. Коммуникативная функция – спорт является фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, укрепление мира на земле (МОК – объединяет двести национальных олимпийских комитетов).
6. Экономическая функция – средства, вложенные в развитие спорта, окупаются в повышении уровня здоровья, продления жизни населения (здоровое население приносит прибыль бизнесу и соответственно самим себе. Пример – «японские компании»).
Спортивное движение – это социальное движение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.
3. Ключевые аспекты развития спортивного движения
Спорт в нашей стране и во всем мире развивается по двум основным направлениям (рис. 1) : массовый общедоступный спорт; спорт высших достижений.
Массовый (общедоступный, ординарный) спорт представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, повышения общей и специальной работоспособности, достижения физического совершенства. При этом обычная спортивная деятельность не становится доминирующей в индивидуальном образе жизни спортсмена. Она строится в зависимости от той, которая занимает доминантное место в жизни.
Рис. 1 Структура спортивного движения
Массовый доступный спорт охватывает: спортивные мероприятия в учебных заведениях, профессионально-ориентированный спорт и оздоровительный спорт (спортивно-оздоровительная деятельность, фитнес и спорт для людей с инвалидностью). Во многих странах эти категории входят в инициативу «Спорт для всех», которая включает миллионы участников.
Студенческий спорт — система отечественного и международного спортивного движения, направленная на развитие спорта в студенческих коллективах, проведение соревнований среди студентов, в том числе Всемирных студенческих игр (Универсиад, пропаганду достижений в популярных в студенческой среде видах спорта.
Спорт высокой квалификации представляет собой деятельность, стремящуюся удовлетворить интерес к конкретной спортивной дисциплине. Она включает в себя долгосрочную и регулярную подготовку, направленную на достижение максимальных спортивных результатов.
Достижения в «большом» спорте возможны только благодаря постоянной тренировочной работе с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена. Высокая «стоимость» каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших достижений.
В то же время спорт высших достижений как бы вырастает из массового общедоступного спорта, стимулирует его спортивное движение и создает ориентиры достижений. Современный спорт высших достижений неоднороден. В настоящее время в нем наметился ряд направлений:
• — любительский спорт высших достижений;
• — это мир профессионального спорта.
Любительский спорт высших достижений — сфера собственно спортивной деятельности, принципиально не сводимой к коммерческим отношениям, не являющаяся основным занятием, профессией для занимающихся им. Занятия спортом проходят параллельно с учебой, службой в армии, работой.
В этой сфере обеспечивается максимальное выявление и развитие природной одаренности и личностных качеств индивида через неуклонное продвижение к новым спортивным достижениям. Для прогресса некоммерческого спорта требуются соразмерные субсидии со стороны государства, спонсоров, всего общества. Экономические затраты окупаются не прибылями, а существенными социальными ценностями.
Студенты, школьники и военнослужащие обычно являются представителями любительского спорта высших достижений, что позволяет им считать себя любителями. Атлеты-любители практически всегда планируют свои тренировки, ориентируясь на главные турниры: Чемпионаты России, Европы, мира и Олимпийские игры.
Успех на этих соревнованиях способствует увеличению их рейтинга, а в будущем, перейдя в профессионалы, они могут добиться более высоких доходов.
Профессиональный спорт — своеобразная отрасль бизнеса, функционирует не только по законам самого спорта, но и по закономерностям получения финансовой прибыли, коммерции, доходного предпринимательства на материале спортивного зрелища.
На динамику соревнований среди профессиональных спортсменов влияют определенные цели. Основная задача заключается в успешных выступлениях в серии последующих стартов. Это позволяет спортсмену получать денежное вознаграждение за каждое участие в зависимости от его «ценности» на «спортивном рынке». Поэтому некоторые профессионалы не стремятся достичь состояния наивысшей готовности или «спортивной формы», а лишь поддерживают высокий уровень подготовки в течение длительного времени, достигая максимальной готовности всего лишь два-три раза в год.
В последние десятилетия в развитии любительского спорта высших достижений наблюдается непрерывное стремление к профессионализации. Это прежде всего выражается в значительном расширении календаря международных соревнований, что справедливо возведено в ранг одной из тенденций развития современного спорта. Эта тенденция наиболее ярко проявляется в проведении соревнований на Кубки мира по различным видам спорта, «Гран-При» и международных коммерческих стартов.
В то же время на систему соревнований спортсменов-любителей оказывает решающее влияние подготовка к Олимпийским играм, Чемпионатам мира, Европы и другим региональным играм. В связи с этим у любителей главной целевой установкой является успешное выступление именно в этих стартах, которые, как правило, проходят в разные годы. Это требует от любителей такого построения процесса подготовки, которое обеспечивает им выход в состояние наивысшей готовности — «спортивную форму» — именно в сроки главных состязаний сезона и не чаще одного-трех раз в год.
Однако так называемые любительский и профессиональный спорт по отдельным признакам непрерывно сближаются, но до полного слияния и идентификации еще очень далеко (и вообще это может не произойти, особенно в связи с целевыми установками и выбором ограниченного числа параметров индивидуальной специфической соревновательной деятельности для спортсменов, готовящихся к Олимпийским играм и Чемпионатам мира. Многочисленные наблюдения показывают, что находиться длительное время в состоянии спортивной формы невозможно. Поэтому сегодня можно уверенно говорить о том, что успешное выступление на крупнейших соревнованиях несовместимо с неуправляемым использованием коммерческих стартов и их чрезмерным количеством.
Для достижения успеха на Олимпийских играх и Чемпионатах мира важно правильно комбинировать множество соревнований с интенсивными тренировками, в ходе которых атлеты должны добиться пиковой формы в нужное время.
Спорт — составная часть физической культуры, соревновательная деятельность, подготовка к ней, специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью. Спорт в нашей стране и во всем мире развивается по двум основным направлениям: массовый общедоступный спорт; спорт высших достижений.
Развитие массового спорта в современном российском обществе – это актуальный вопрос чрезвычайной важности. Массовым спортом каждый человек занимался хотя бы раз в жизни: спорт как учебный предмет входит в программы всех типов учебных заведений и военно-физической подготовки в армии. В этой форме реализуются, прежде всего, общие образовательно-воспитательные, подготовительно-прикладные, оздоровительные и рекреационные задачи спорта. Рекорды в спорте высших достижений, победы в официальных международных, национальных и других спортивных соревнованиях создают моральный стимул развития массового спорта.
Область массового оздоровления населения и спортивная социальная система активно взаимодействуют со сферами здравоохранения, науки, культуры, воспитания и образования. Спортивная деятельность оказывает серьезное влияние на социально-экономические и политические процессы в любом современном обществе. В связи с этим, государственная пропаганда «здорового образа жизни» и развитие человеческого потенциала занимают особое место в процессе формирования спорта как уникальной инфраструктуры современного массового движения, направленного на улучшение уровня здоровья граждан.
1. Дембо А. Г., Попов С. Н. и др. О классификации видов спорта. /Теория и практика физической культуры. № 2, 1966.
2. Демин В. А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности. /Автореф. канд. пед. наук. — М. : 1974.
3. Джамгаров Т. Т. Классификация видов спорта и соревнований с психологической точки зрения. /В сб. Психология и современный спорт. — М. : ФиС, 1982.
4. Кретти Дж. Б. Психология в современном спорте. — М. : ФиС, 1978.
5. Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена. -М. : ФиС, 1979.
6. Психология спорта высших достижений /Под ред. А. В. Родионова. — М. : ФиС, 1979.
7. Синайский М. М., Попов И. А. Классификация соревновательных действий атлетов по показателям результатов. — М. : Теория и практика физической культуры, № 2, 1996.
8. Толковый словарь спортивных терминов. /Сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский. — М. : ФиС, 1993.
9. Бауэр В. Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России / В. Г. Бауэр // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 1.
10. Зотова Ф. Р. О современных тенденциях в развитии спорта / Ф. Р. Зотова, А. С. Чинкин, Н. В. Ларшина. Специфика спорта как социального института / Н. В. Ларшина // Олимпийское движение и социальные процессы: материалы Х Всероссийской научно-практической конференции. – Москва: Советский спорт, 2001.
12. Посьелло К. Спорт как многогранное социальное явление / К. Посьелло // Отечественные записки. – 2006. – №6.
13. Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 2.
Материалы на данную тему:

Стенгазета «7 февраля — День зимних видов спорта» Совсем скоро в нашей стране будут отмечать,ещё совсем молодой праздник "День зимних видов спорта".Создание этого праздника было приурочено.

Физкультурный досуг «Друзья спорта» в рамках проекта «Неделя спорта» Доброе время суток, милые друзья и уважаемые коллеги! Очень рада видеть Вас на моей страничке. Закончился учебный год, много было сделано,.

Фото и видео репортаж о ледовом шоу в преддверии Дня зимних видов спорта Двадцатого января по инициативе международной федерации лыжного спорта с 2012 года мы празднуем всемирный день снега или Международный.

Фотоотчет «Зимние спортивные мероприятия в России» Спорту в нашей стране всегда отводилось значительное внимание. В советскую эпоху жители как городов, так и сельских местностей активно вовлекались в спортивную деятельность с самого школьного возраста.

Фотоотчёт «Международный день зимних видов спорта» Зима — это весело, снежно и очень активно, а пребывание на улице в холодные месяцы можно сделать невероятно занимательным и повод повеселиться.

Картотека загадок ко Дню зимних видов спорта в России на МAAM Сегодня я хочу Вам предложить подборку загадок ко Дню зимних видов спорта в России на МААМ, которые взяты из источника-интернет. Данный.

Фотоотчет «Торжество Дня зимних видов спорта в детском саду» Этот праздник впервые отметили в нашей стране в 2015 году, и его дата выпала на 7 февраля. В дальнейшем было принято решение об изменении даты празднования.
Значение физической культуры в современном школьном образовании В настоящее время наблюдаются серьезные изменения в российском образовательном процессе, что требует активных реформ в области физического воспитания.
Сценарий познавательного мероприятия для школьников «День зимних видов спорта» Сценарий познавательного мероприятия для школьников «День зимних видов спорта». Праздник, который посвящён зимней Олимпиаде в Сочи. (слайд.
Классификация видов спорта
В данной статье исследуются актуальные виды спорта, классифицируемые по различным категориям, типам и направлениям. Освещается концепция массового спорта, чьей главной задачей является поддержание, укрепление и профилактика здоровья среди различных групп населения.
Спорт многогранное явление в жизни человека. Появившись ещё в древности, спорт развивался вместе с человеческим обществом, отвечая его запросам, техническому развитию и культуре социума. В настоящее время спорт представляет собой сложное общественное явление. Являясь продуктом развития, он относится к элементам общественной культуры, приобретая различные черты в зависимости от конкретных социальных условий.
В современном мире большое разнообразие различных видов спорта, в которых непросто разобраться даже сведущему человеку. Так, во всем мире их насчитывается более 200. Например, в России распространено около 150 видов спорта, различные по правилам соревнований, действиям, предмету состязания, способам ведения спортивной борьбы [1, 4].
Прежде чем рассмотреть классификацию спорта, следует остановиться на определении вид спорта. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дается следующее определение: «Вид спорта – часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном настоящим Федеральным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование» [3].
В рамках Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» можно выделить различные виды спортивной активности:
1) массовый спорт или спорт «для всех» – часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях;
2) детско-юношеский спорт – часть спорта, направленная на спортивную подготовку несовершеннолетних граждан в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, а также на участие таких граждан в спортивных соревнованиях, в которых спортсмены, не достигшие возраста восемнадцати лет или иного возраста, указанного в этих целях в федеральных стандартах спортивной подготовки, являются основными участниками;
3) спорт элитных достижений – сектор спорта, посвящённый получению выдающихся результатов спортсменами на официальных всероссийских и международных соревнованиях;
4) профессиональный спорт – направление спорта, сосредоточенное на организации и проведении профессиональных спортивных мероприятий [3].
Каждый из этих типов определяется особенностями целевых установок и ведущими функциями; особенностями контингента занимающихся; критериями оценки эффективности; особенностями материально-технического обеспечения; особенностями значения для занимающихся данным видом спорта [2, с. 32-33].
Массовый спорт является наиболее популярным в мире. Он охватывает различные группы людей, чьи действия направлены на поддержание и улучшение здоровья, физическое развитие, а также на повышение спортивных навыков и умений, улучшение осанки и формы тела. Поскольку массовый спорт представляет собой широкую спортивную активность множества людей, он делится на несколько категорий. Далее кратко рассмотрим основные виды массового спорта:
– школьный спорт и студенческий спорт включены в учебно-воспитательных процесс, поэтому основная их цель дать базовую физическую подготовку и повысить эффективность физических способностей школьников и студентов.
– профессионально-прикладной спорт характеризуется созданием особых двигательных навыков и развитием приоритетно значимых для профессиональной деятельности физических качеств (пожарно-прикладной спорт, спорт для спасателей, военное, морское, милицейское многоборья, различные виды боевых и восточных единоборств и т.д.).
– кондиционный спорт используется для поддержания оптимального физического состояния занимающихся, необходимого уровня работоспособности и сохранения их индивидуальных умений.
– это спортивная деятельность, ориентированная на укрепление здоровья и восстановление тела после травм и болезней, а также на поддержание оптимальной выносливости.
– адаптивный спорт ориентирован на инвалидов, выступает как средство реабилитации, приобщения людей с ограниченными возможностями к общественно-полезной деятельности, служит эмоциональной разрядкой, повышает физическую выносливость [1, с. 15].
Согласно классификации Л.П. Матвеева, в основе которой лежат особенности предмета состязаний и характер двигательной активности, существует 6 видов спорта:
– спортивные дисциплины, отличающиеся высокой физической активностью и максимальным проявлением психофизических особенностей участников (большинство спортивных направлений);
– спортивные категории, которые обязательно предполагают управление специализированными техническими средствами передвижения (автомобили, мотоциклы, яхты, самолеты и другие);
– виды спорта, двигательная активность в которых подчиняется системе правил поражения цели из специального оружия (стрельба пулевая, стрельба из лука, дартс и т.д.);
– спортивные направления, основанные на модельно-конструкторской активности участников (авиамоделирование, судомоделирование и так далее);
– виды спорта, характеризующиеся абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (шашки, шахматы, бридж и т. д.);
Также, виды спорта можно классифицировать по типу проявления физических, технических и тактических способностей занимающихся. Это деление имеет шесть подгрупп:
1) скоростно-силовые (прыжки, спринтерский бег, метания, тяжелая атлетика, велосипедный спринт и т.д.);
2) спортивные дисциплины, требующие сложной координации (фигурное катание, акробатика, гимнастика, горнолыжный спорт, прыжки в воду и т.д.);
3) циклические, которые характеризуются проявлением выносливости в перемещении в пространство (бег, плавание, лыжные гонки, гребля, шоссейные велогонки и т.д.);
4) спортивные игры (футбол, волейбол, водное поло, теннис и т.д.);
5) виды единоборств (такие как бокс, борьба, фехтование и другие);
6) комплексные турниры [4, с. 13].
Как мы видим, дифференциация спортивной деятельности по видам различается в зависимости от классификатора. Кроме того, виды спорта делятся на: зимние и летние, олимпийские и неолимпийские игры.
Следовательно, можно подчеркнуть, что спортивная дисциплина представляет собой исторически устоявшийся формат спортивной активности, который развивался как независимая категория, обладая своими особенностями, регламентами и определёнными методами действий. Из-за разнообразия спортивных направлений и их распространения, каждый человек имеет возможность выбрать подходящий для себя вид и развиваться как физически, так и духовно.




