Вид спорта на велосипеде называется велоспорт. Он включает в себя различные дисциплины, такие как шосейные гонки, маунтинбайк, велотрек, а также BMX и различные виды циклетного поломета.
Велоспорт требует от спортсменов высокой физической подготовки и хорошо развитых технических навыков, что делает его популярным и востребованным как среди профессионалов, так и среди любителей во всем мире.
Виды и дисциплины велоспорта
Велосипедный спорт, подобно другим видам циклических состязаний (таким как бег или лыжи), предъявляет высокие требования к спортсменам, стремящимся как можно быстрее преодолеть установленную дистанцию. Самыми распространёнными направлениями в велоспорте являются шоссейные гонки, кросс-кантри и трековые соревнования.
Знаете ли вы о таких дисциплинах, как фигурная езда или велополо? Ознакомившись с нашим материалом, вы сможете оценить, насколько разнообразен и интересен велосипедный спорт.
История велоспорта
Первый велосипед, созданный в 1817 году немецким профессором Карлом фон Дрезом, носил название «машина для бега». Однако первая в мире велогонка, вошедшая в историю, прошла лишь через пятьдесят лет: 31 мая 1868 года в парке Сен-Клу, расположенном в пригороде Парижа, спортсмены состязались на расстоянии 2000 метров.
Спустя два года на территории Франции между Руаном и Парижем стартовала первая длительная шоссейная гонка на 120 км, которая считается прародительницей бреветов (несоревновательных веломарафонов). В то время гонщики ездили на тяжёлых деревянных велосипедах, и средняя скорость победителя была равна 11 км/ч.

К завершению 19 века многодневные велогонки начинают набирать популярность. Наиболее знаменитой из них является гонка «Париж-Брест-Париж» протяжённостью 1200 километров, которая впервые проводилась в 1891 году. В настоящее время это самый известный бревет, но до 1951 года он остаётся соревнованием для профессиональных велогонщиков.
Стоит отметить, что российский велоспорт также начал своё развитие в конце 19-го века. В 1891 году прошёл первый Всероссийский чемпионат на дистанцию 7,5 вёрст (8 км).
А вот спустя три года состоялся первый веломарафон из Москвы в Нижний Новгород. Правда, дороги того времени были так плохи, что до финиша добрались только два участника.
Велоспорт стал частью Олимпийских игр с их основания в 1896 году. Однако чемпионат мира по шосейному велоспорту состоялся лишь в 1921 году в Копенгагене.
Следует отметить, что до 1996 года на Олимпийских играх велоспорт оставался исключительным для мужчин, в то время как на мировых чемпионатах женщины стали участвовать с 1958 года.
Виды и дисциплины в велоспорте
Как уже упоминалось в начале статьи, велоспорт представляет собой разнообразное направление, которое включает не только шоссейные и трековые гонки, но также даунхилл, фигурную езду и даже соревнования с мячом на велосипедах. Однако стоит отметить, что шоссейные гонки охватывают гораздо больше, чем просто групповые или индивидуальные гонки на время.
Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!
Шоссейный велоспорт
Это самый популярный вид в велосипедном спорте и та основа, с которой велоспорт вообще начинался.
Гонки на шоссе бывают групповыми и индивидуальными: в таком виде шоссе представлено в программе Олимпийских игр. В групповой гонке все участники стартуют в одно время и могут ехать расстояние вплоть до 200 км. Здесь работает не только сила и выносливость, но и тактика: командная либо же индивидуальная.
Индивидуальная гонка на время – это гонка с раздельным стартом. Вот тут уже нет речи о тактике: только личная способность крутить педали так мощно, как это возможно.
В рамках чемпионатов, первенств и коммерческих стартов спортсмены выступают и в других видах:
- Критериум – кольцевая гонка с промежуточными финишами на определённых кругах. Выигранный финиш приносит призовые очки, и в данном виде победителем становится тот, кто набрал наибольшее количество очков.
- Командная гонка – то же, что и гонка с раздельным стартом, но уже в составе команды от 4 до 6 человек. Задача: финишировать первыми, финиш засчитывается по последнему участнику команды.
- Парная гонка – гонка с раздельным стартом, но не индивидуально, а парами.
- Многодневная гонка – гонка продолжительностью не менее двух дней. В каждый из дней нужно проехать заданную дистанцию, двигаясь в группе. На разных этапах победители могут меняться, но победителем всей многодневки станет тот, кто преодолел все этапы за наименьшее время.
- Гонка в гору – то же, что и индивидуальная гонка на время, но с отличием в виде постоянного подъёма в гору на протяжении 10-15 км.
Трековый велоспорт
Дерево вместо асфальта, движение по кругу вместо прямой – вот первое, на что обратит внимание человек, незнакомый с велосипедным спортом. В гонках на треке используется модифицированный шоссейный велосипед с одной фиксированной передачей и без тормозов. И, пожалуй, трек – самый медалеёмкий вид.
Гонки на велотреке бывают следующих типов:
- Спринт – заезд на расстояние в 2-3 круга. Проводится в несколько этапов с участием в каждом до четырёх гонщиков. В финал выходят победители каждого конкретного заезда.
- Командный спринт – тоже короткая гонка, но уже с участием команд, состоящих из трёх спортсменов. После старта первый гонщик помогает команде развить скорость, выбывая по окончании круга. С ним же покидает трассу второй гонщик, а задача третьего участника – не потерять набранный ход, потому что время всей команды зависит от его финиша.
- Гонка по очкам – массовая гонка с одновременным стартом и промежуточными финишами на кругах.
- Гонка на выбывание – в этом состязании участник, пересекающий линию очередного промежуточного финиша последним, выбывает из гонки.
- Индивидуальная гонка преследования – гонка с одновременным стартом двух человек, стартующих с противоположных сторон трека.
- Командная гонка преследования – аналогична индивидуальной, но с той разницей, что с противоположных сторон трека стартуют уже команды, состоящие из 4х спортсменов. Гонка тяжела тем, что здесь необходимо взаимодействие в команде для достижения результата.
- Мэдисон – парная гонка, в которой напарники поочерёдно сменяют друг друга до момента промежуточного финиша с начислением очков. То есть соревнование между гонщиками начинается только перед промежуточным финишем каждые 20 кругов.
- Скрэтч – групповая гонка с одновременным стартом не более 24 человек. Интересна тем, что здесь из гонки выбывает отставший на один круг участник, а вот в обратном случае, когда один из велосипедистов обгонит всех на один круг, он автоматически станет победителем.
- Гит – индивидуальный заезд на время на 1 км, 500 м и 200 м. Старт бывает с места и с ходу.
- Кейрин – гонка за мотоциклом, который, впрочем, нельзя обгонять. За 2,5 круга до финиша мотоцикл покидает полотно, и вот тут уже спортсмены показывают всё, на что они способны. Победитель, разумеется, тот, кто первым окажется на финише.
- Омниум – трековое многоборье. В омниум включены 4 дисциплины, в которых спортсмены соревнуются в один день. Многоборье состоит из скрэтча, темповой гонки, гонки на выбывание и гонки по очкам.
Велокросс
В велокроссе (или, по-другому, в циклокроссе) используется похожий на шоссейник велосипед, но с отличием в широкой и зубастой резине, как того требует трасса по пересечённой местности с включением грязевых участков.
На трассе спортсменов ожидают естественные и искусственные препятствия, поэтому довольно часто гонщики спешиваются и преодолевают препятствия с велосипедом на плече.
С пейзажами здесь нет никаких сложностей:
- Групповая гонка
- Гонка с индивидуальным стартом
Горный велоспорт (Маунтинбайк)
Именно горный велосипед, или ещё маунтинбайк (МТБ), получил популярность у широких слоёв населения. В то же самое время горный велоспорт значительно уступает шоссейным и трековым гонкам как вид профессионального спорта.
В соответствии с ландшафтом в горном велоспорте используются разные по конструкции велосипеды, но для обывателя, впрочем, отличия будут заметны не сразу.
Можно подумать, что циклокросс и МТБ, как гонки, не имеют отличий, однако если взглянуть на трассу профессиональной горной велогонки, можно усомниться, проедет ли здесь велосипед вообще. Трамплины, каменные и скальные участки – часть всего того, что ждет маунтинбайкеров.
Кросс-кантри XC – наиболее популярное направление в горном велоспорте и, если так можно сказать, самое безопасное. Этот вид первым из МТБ стал частью Олимпийских игр, что случилось в 1996 году.
- Олимпийский кросс-кантри (ХСО) – гонка продолжительностью примерно 1-2 часа по кольцевой трассе (рекомендуемая длина круга 4-6 км). ХСО – единственная дисциплина маунтинбайка, включенная в Олимпийские игры.
- Марафонский кросс-кантри (XCM) – длинная гонка на 2-8 часов (60-120 км) без повторения точек дистанции. В этом виде сложность трассы необязательное условие.
- Гонка на время (XCT) – индивидуальный заезд так же, как и в шоссейном велоспорте.
- Кросс-кантри по короткой кольцевой трассе (XCC) – критериум на 10-15 км с разыгрыванием промежуточных финишей.
- Спринт с выбыванием (элиминатор, ХСЕ) – короткая гонка по малой кольцевой трассе (500-1000 м) в несколько этапов.
- Гонка от одного пункта до другого (XCP) – как понятно из названия, в этой гонке участники стартуют в одном месте, а финишируют в другом. Протяжённость трассы обычно составляет от 25 до 60 км.
Даунхилл – скоростной спуск по максимально сложному рельефу с естественными и искусственными препятствиями. Продолжительность такой гонки составляет не более 5 минут, а расстояние – не более 3,5 км.
Ошеломительный даунхилл “от первого лица”
Апхилл – дисциплина, противоположная даунхиллу. Задача гонщиков состоит в том, чтобы показать лучший результат на скоростном подъёме.
4-кросс (4X) – гонка, похожая на трековый спринт. Старт даётся одновременно для 4-х велосипедистов. На следующий этап попадает победитель каждого из промежуточных заездов.
Кросс-трасса является сложной, что делает её довольно опасной, особенно из-за одновременного старта и потенциальной возможности столкновений между участниками во время соревнования. Гонка продолжается от 30 до 60 секунд.
Фрирайд – технически похож на даунхилл, но здесь главная цель не максимально быстрое время, а экстрим и связанная с ним зрелищность.
Параллельный слалом – как и в лыжном спорте, в слаломе спортсмены стартуют со склона горы, преодолевая препятствия. Из слова «параллельный» ясно, что для гонщиков созданы две аналогичные трассы и победит тот, кто быстрее других окажется внизу.
BMX
Велосипед BMX (расшифровывается как Bicycle Motocross, а переводится как велосипедный мотокросс) не спутать ни с каким другим. Колеса диаметром 20 дюймов, низкое седло, маленькая рама.
И хотя в России BMX всё ещё воспринимается как экстремальное увлечение подростков, с 2008 года направление представлено на Олимпийских играх.
Такой велосипед предназначен не для длительной быстрой поездки, но для выполнения трюков и скоростной езды по искусственно усложнённым трассам:
- BMX-рейс – классическая гонка по извилистой трассе без выполнения трюков.
- Гонка на время – старт даётся отдельно для каждого участника, побеждает тот, кто покажет наименьшее время прохождения дистанции.
- BMX-верт – гонка в рампе (сооружение, похожее на разрезанную пополам трубу). Суть такова: спортсмен разгоняется с одного конца рампы, заезжает на другой конец трубы и, вылетая из неё, должен выполнить в воздухе различные трюки. Оценивается оригинальность трюков, их сложность и точность исполнения.
- BMX-дёрт – гонка с выполнением трюков в воздухе и с преодолением трамплинов.
- Флэтленд – выполнение трюков на ровной поверхности, например, вращение на одном колесе. Главное условие – нельзя касаться земли частями тела.
Верт, дёрт и флэтленд часто объединяют под одним названием «фристайл».
Велоспорт в помещении
Велоспорт в помещении, который скрывает под своим наименованием художественный велоспорт и велобол, наравне с шоссейным и горным признан Международным союзом велосипедистов (UCI). Это значит, что ежегодно формируется календарь соревнований, проводятся чемпионаты и кубки мира. На сегодня вид наиболее популярен в Германии.
- Художественный велоспорт – фигурное катание на велосипеде, где спортсмены показывают номер под музыкальное сопровождение, а судьи присуждают оценки за качество исполнения.
- Велобол – исключительно мужская дисциплина. В матче соревнуются две команды по два игрока в каждой. По мячу ударяют передним или задним колесом. Цель, как и в футболе, – забить мяч в ворота команды соперника.
Как проходят чемпионаты мира по велоспорту
На международной арене за соревнования отвечает Международный союз велосипедистов (UCI) со штаб-квартирой в Швейцарии. На уровне стран за развитие велоспорта отвечают национальные организации, как, например, в нашей стране Федерация велосипедного спорта России.
Чемпионаты мира по велоспорту (UCI) проводятся ежегодно с новой страной на каждый год, но, если говорить о частях света, то центр велосипедной жизни – это Европа, и именно европейским странам выпадает честь проводить у себя ЧМ. На весь последующий год победителю ЧМ даётся право выступать в белой майке с цветными полосами на груди, так называемой «радужной майке».
Гонка на выбывание – один из этапов мужского омниума на чемпионате мира 2016
Разумеется, чемпионы выявляются в каждом из многочисленных видов велоспорта. Так, мировые первенства бывают не только на шоссе или треке, но и по велокроссу, BMX, маунтинбайку и т.п.
В нашей стране Федерация велосипедного спорта России проводит национальные чемпионаты на шоссе, треке, в горном велоспорте и BMX.
Чемпионат России по шоссейному велоспорту проводится в дисциплинах:
- Критериум
- Многодневная гонка
- Индивидуальная гонка
- Групповая гонка
- Смешанная эстафета
- Командная гонка
- Парная гонка
- Индивидуальная гонка на время в гору
Чемпионат России по велоспорту на треке проводится в дисциплинах:
- Гит с ходу 1000 м (мужчины), 500 м (женщины)
- Командная гонка преследования 3 км
- Мэдисон
- Командный спринт
- Спринт
- Кейрин
- Гит с места 1000 м (мужчины)
- Командная гонка преследования 4 км
- Омниум
- Индивидуальная гонка преследования 4 км (мужчины), 3 км (женщины)
Чемпионат России по горному велоспорту проводится в дисциплинах:
- Олимпийский кросс-кантри
- Марафонский кросс-кантри
- Гонка в гору
- Критериум
- Элиминатор
- Эстафета
Чемпионат России по BMX проводится в дисциплинах:
- Гонка на время
- BMX-рейс
- Фристайл
Велоспорт как часть других видов
Велогонки можно встретить и в других видах спорта. Первое, что приходит на ум, – это, конечно, триатлон. В семействе триатлона велоэтапы включены в дуатлон (бег-велосипед-бег), зимний триатлон (бег-горный велосипед-лыжи), аквабайк (плавание-велосипед).
Спортивное ориентирование также не могло обойти использование велосипеда в своих дисциплинах, так что ориентирование на велосипеде, наряду с ориентированием на лыжах и бегом, занимает свою нишу в этом прикладном виде спорта.
Мало кто знает, что велосипедные гонки имеют свое место и в альпинизме, особенно в беговом его направлении – скайраннинге. Одним из видов скай-гонок является высотный дуатлон – SkyBike. В таких соревнованиях участники не только восходят на вертикальный километр или участвуют в коротком забеге на высоту, но также продолжают маршрут на горном велосипеде.
В скайраннинге есть командная гонка на длинную дистанцию SkyRaid, где спортсмены вольны совмещать бег с вело- и лыжной гонкой, скалолазанием.
Тур де Франс – самая популярная велогонка
Le Tour de France, неофициально именуемая «Большая петля», – старейшая и самая авторитетная многодневная велосипедная гонка, проводимая с 1903 года. В 2020 году событие состоялось, несмотря на пандемию коронавируса, в 107-й раз (однако даты проведения были сдвинуты).
Изначально Тур де Франс является рекламным проектом французской газеты L’Auto. Тогда, в конце 19-го века, L’Auto в конкуренции проигрывала другому французскому изданию Le Velo. И вот в поисках решения, способного повысить продажи газеты, редакция увидела его в проведении многодневной велогонки, потому что однодневные гонки показали себя эффективным инструментом продаж.
Первый Тур де Франс состоял из 6 этапов (2500 км) и собрал 60 спортсменов. Редакция не прогадала: число подписчиков издания выросло с 25 тысяч до 65 тысяч человек.
Ежегодно точка старта и маршрут гонки меняются, чтобы дать возможность жителям разных регионов Франции увидеть событие мирового масштаба вживую, но неизменным остаётся финиш на Елисейских полях в Париже. На официальном сайте многодневки заранее публикуется запланированный маршрут с профилем высот, ведь трасса гонки в первую очередь интересна огромными наборами высоты.
Лучшие моменты Тур де Франс 2019
Знаете, сколько километров проезжают гонщики в рамках Тур де Франс? От 3 до 4 тысяч км, поделённых на 21 этап! То есть средняя протяжённость одного этапа не меньше 140 км.
И поскольку гонка поделена на условные отрезки, победитель определяется по суммарному времени, которое должно быть наименьшим среди всех гонщиков. Таким образом, не выигрывая ни одного этапа, можно всё-таки стать победителем всего тура, прибывая на финиш в первых рядах.
Выразительная характеристика Тур де Франс – это призовые майки, которые олицетворяют успехи отдельных гонщиков.
- Жёлтая майка выдаётся лидеру многодневки, у которого на данный момент лучшее время.
- Зелёную майку носит лучший спринтер.
- Гороховая майка идентифицирует лучшего горного гонщика.
- Белую майку надевает лучший молодой гонщик, возраст которого меньше 25 лет.
- Наконец, самому агрессивному гонщику присуждают специальный белый номер на красном фоне.
Участники команд не представляют национальные сборные от стран. Например, два российских гонщика, принимавшие участие в Тур де Франс 2020 года, Ильнур Закарин (CCC Team) и Павел Сиваков (INEOS Grenadier), катаются в составе польской и британской команд соответственно. Когда-то в Туре были представлены российские команды (хотя в них, конечно, были зарубежные гонщики) «Катюша» и «Тинькофф», но на сегодня они прекратили свое существование.
Если же каждый гонщик едет на отдельном велосипеде, то почему они разбиты на команды? Профессиональный велоспорт – это командный вид спорта, где все участники собраны для помощи какому-либо гонщику для победы в одном или нескольких этапах.
Например, из более чем 160 участников Тур де Франс на подиум нацелены не более 15-ти человек. Все остальные участники команд помогают лидеру в этом: прикрывают его от ветра, реагируют на атаки соперников, забирают призовые места в протоколе на отдельных этапах, раздёргивают пелотон.
Велогонки для любителей
Если самые престижные и авторитетные забеги, а также лыжные марафоны открыты для всех желающих любителей, то в велоспорте такого нет.
Всемирно известные велогонки Париж-Рубэ, Тур де Франс, Джиро д’Италия, Тур Фландрии – доступны для участия только профессиональным командам. На них не сможет заявиться даже профессиональный спортсмен из сборной, если у него нет контракта с той или иной командой.
Тем не менее в мире, а особенно в Европе, существует достаточно легендарных, красивых и массовых велосипедных гонок. Выбирайте гонку по душе и присоединяйтесь к многочисленному сообществу велосипедистов!
Виды велоспорта: всё, что вы хотели знать
Сегодня у нас познавательно-спортивный выпуск. Поговорим о самых популярных видах велоспорта, расскажем, чем они примачательны.
Шоссе
Давайте погрузимся в мир легкости, аэродинамики и гладко выбритых ног. Это мир велогонок на шоссе. По всему миру проходят множество соревнований, отличающихся дистанциями, требованиями к физической подготовке участников, местами проведения и количеством гонщиков. Разнообразие впечатляющее, и вот некоторые из видов этих дисциплин.
Первое,что приходит в голову при этой фразе – Тур де Франс.
Это шоссейная многодневная велогонка, которая является самой известной и престижной во всем мире.

Маршрут и старт Тура меняются каждый год, но неизменным остаётся финиш на Елисейских полях в Париже. Старт в разные годы давали в Нормандии, Лондоне, на Корсике, в Брюсселе, в Монако. Петлю делают по всей Франции, чтобы жители разных регионов страны смогли стать свидетелями события мирового значения.
Еще одной классической шоссейной велогонкой является Париж – Рубэ. Старт ежегодно проводится в середине апреля на севере Франции. Особенность Париж-Рубэ заключается в том, что значительная часть гонки проходит по равнинным участкам, которые уложены брусчаткой.
Если вы не супер-прорайдер с целой командой, но прокатиться по легендарным маршрутам хочется, то решение есть.
Paris-Roubaix Challenge – ещё одна гонка, предлагающая всем любителям проследовать маршрутом легендарной профессиональной гонки Париж – Рубэ.

По сложному маршруту с брусчатыми участками любители велоспорта проезжают за сутки до того, как в стартовых воротах покажутся профессионалы.
Для любителей дорогу не закрывают от автомобилей, но за безопасностью участников следят многочисленные волонтеры. Финиш любительского заезда, как и у профессионалов, расположен на велодроме в Рубэ, однако велосипедисты, не финишировавшие до 17:30, не смогут на него попасть: велодром закроют для установки конструкций профессиональной гонки. Так что, вы можете не быть райдером на спонсорстве, но приложить усилия все равно придется немаленькие.
Что делать, если вы хотите гоняться на любительском уровне в России? Gran Fondo Russia. Проводится с мая по сентябрь по всей московской области. Дистанции бывают разные: до 40 км, 60-70 км, 95-120 км.
Gran Fondo – это одна из самых известных в мире серий шоссейных велогонок, которая привлекает как профессионалов, так и любителей этого спорта на единую трассу. С 2016 года события Gran Fondo проходят и на территории России. Трассы Gran Fondo Russia проходят по красивейшим маршрутам вблизи крупных городов, объединяя в себе элементы как велогонки, так и длинного велопутешествия.

Добавим к нашему гиду по шоссейным гонкам еще один российский старт. Это более редкий формат – Uphill – гонка в гору. Фестиваль велоспорта “3 горы” проходит в Красной Поляне и включает три апхилл-гонки в течение трех дней – Роза рейс на 8 км, Поляна рейс на 5 км и Лаура рейс с дистанцией в 17 км.
Участвовать можно как в одной гонке, так и заявиться на все три сразу. Небольшая дистанция заездов не означает, что они получатся короткими по времени и легкими: от старта до финиша участники будут ехать по горному серпантину с уклонами до 11%. Например, у 17-километровой Лауры рейс средний градиент 8%.
Еще один вид соревнований – бреветы. Если Апхилл-формат это, своего рода, спринтерский формат, то бреветы – стайерский. Суть в преодолении огромной дистанции по определенному маршруту с ограничением по времени. Участники едут в свободном темпе, останавливаются на отдых и ночевки. Бреветы проводятся велоклубами по всему миру.
Важно, что это не спортивное состязание, здесь нет соперников: все участники, которые уложились в лимит, получают звание рандоннер. Слово образовано от французского randonnée — долгая прогулка. Это справедливо, учитывая дистанции, которые начинаются с 200 км и доходят до 2200 км.
Теперь давайте перейдем к технике и немного поговорим о велосипедах. Их можно описать тремя словами: легкость, скорость, аэродинамика. Большая часть велосипедов сделана из карбона, реже используются алюминиевые байки. Это связано со стремлением производителей и гонщиков получить максимально легкий и быстрый велосипед.
Часто это может доходить до решений вроде использования керамических подшипников, 3D-печати легчайших седел или создания полностью кастомных велосипедов. И это логично. Ввиду продолжительности гонок малейшие детали становятся решающими. Даже экономия десятых секунд в сумме может стать причиной победы или поражения
Велотрек
Следующая дисциплиной велогонок являются гонки на треке. Они подразумевают преодоление спортсменами дистанции за установленное время, оно определяется хронометражным устройством. Для заездов оборудуются специальные велотреки, их еще называют велодромы.
Вообще, гонки на велотреке делятся на разные виды. Есть гонки на время, гонки-преследования, командные спринты и не только. То есть прям отдельный мир, который, тем не менее, многим схож с миром шоссейного велоспорта. Например, тягой к все той же скорости и аэродинамике.

Основная идея катания на велодроме заключается в том, чтобы постепенно увеличивать скорость и удерживать ее на протяжении длительного времени. Условия на треке практически идеальные — нет ветра, нет палящего солнца, поверхность ровная, а связь с велосипедом ясная. Поэтому для велотрека вполне реально поддерживать скорость около 40-50 км/ч в течение целого часа. Естественно, такие показатели доступны только подготовленным спортсменам.
В гонках на велотреке используют велосипеды с фиксированной передачей. Всё направлено на простоту и чтобы райдер не отвлекался, а мог сосредоточиться исключительно на движении. Простота для фикса важна, ведь разгонять и поддерживать скорость проще на велосипеде, который максимально аэродинамичен и лёгок.
Unbound Gravel
Теперь к относительно новой велодисциплине. В сентябре прошлого года представители UCI (международного союза велосипедистов) сообщили мировому сообществу о том, что в 2022-м году стартует серия этапов нового велосипедного чемпионата.
К обширной семье различных велосипедных дисциплин официально добавили гревел. Направление ведь очень перспективное – все больше людей проникаются гравийниками.
Предполагается, что новая серия гонок пройдет на разных континентах и вберет все лучшее, что давали старты любительских гревел-состязаний за годы своего развития.

Маршруты, как правило, пролегают не по густо населенным местам со множеством красивых мест и видов. Во-вторых, такие дороги как правило имеют крайне низкий трафик или же не имеют его вовсе. В-третьих, подобные гонки все ещё проводят без машин-техничек и при полном самообеспечении, что позволяет любителям чувствовать себя наравне с профессиональными.
Ну и главное – мы прекрасно знаем, что все велосипедисты, вовлеченные в любительский спорт, любят страдать.
Изматывающая дистанция (как правило 100 и более километров), часто тяжелый рельеф, возможность получить прокол или упасть на технически сложном участке. Звучит интригующе, правда? Азарта добавляет точно.
Сейчас сегмент гравийных велосипедов один из самых динамичных и интересных во всем, что касается велосипеда. Велосипедные бренды предлагают свои оригинальные решения абсолютно во всем.
Рули имеют разнообразные формы, подседельные штыри и выносы с амортизацией, демпферы в вилках и задних перьях, а также активные подвески, различные крепления и аксессуары, предназначенные для комфортного туризма – перечислять всё это крайне сложно.
Циклокросс
Циклокросс – это очень специфическая дисциплина в велоспорте. Маршруты в основном проходят по бездорожью. На циклокроссовых гонках вам встретится грязь, песок, трава, гравий, ступеньки, колдобины, да всё что угодно. Гонка измеряется кругами, а не километрами, обычно длина круга в пределах 2,5 — 3,5 км. 90% маршрута можно проехать, остальное придётся бежать, неся велосипед на себе.
В зависимости от класса гонки, продолжительность составляет от 30 минут до часа.

Интересная особенность циклокросса заключается в необходимости спешиваться и переносить велосипед на себе, преодолевая преграды. Преграды обычно имеют высоту не более 40 см, и смельчаки перепрыгивают их на велосипеде. Но грязь, песок и сыпучая поверхность просто не позволяют проехать некоторые участки, а значит нужно уметь быстро спешиться, схватить велосипед и пробежать.
Внешне он очень похож на шоссейный: гнутый руль, сравнительно узкие покрышки, легкий вес, жёсткая вилка. Но велосипед для циклокросса имеет некоторые особенности: посадка более прямая, элементы рамы имеют большие зазоры, чтобы грязь не застревала и помещались толстые покрышки.
Кросс-кантри
Заметили как мы плавно подошли к МТБ дисциплинам. Начили с ультимативных шоссейных болидов, постепенно “покидая асфальт”. На очереди кросс-кантри. На мой взгляд, именно кросс-кантри сочетает в себе две полярные идеологии. Шоссейную с ее тягой к легкости и скорости и горную с необходимой прочностью и контролем на сложном рельефе.
"Кросс-кантри" в переводе с английского означает "пересеченная местность". Поэтому под данным термином подразумевается направление в велосипедном спорте, где гонка проходит по пересеченной местности. При этом необходимо отличать кросс-кантри от прогулки на велосипеде по лесу.

Трассы для гонок оборудуются профессионально, с учетом требований, предъявляемых МОК. А для езды по этим трассам требуются гоночные кантрийные байки. Кроме того, для занятий этим видом спорта нужна хорошая физподготовка, выносливость и быстрота реакции, так что это вовсе не так легко как может показаться.
Когда речь заходит о кросс-кантри, на ум сразу приходит Кубок мира, организованный под управлением UCI, а также разнообразные региональные турниры.
Такие соревнования подразделяются на три вида в зависимости от трассы.
- Классическая гонка. Подразумевает преодоление 3-6 кругов по трассе протяженностью 5-9 км. Время заезда в этом случае составляет не более 2 ч.
- Шор-трек — 6-9 кругов на короткой дистанции.
- Марафон — заезд на большие дистанции, длящийся 2-8 ч.
Трассы для кросс-кантри бывают крайне разнообразны в плане сложности. К примеру, часто можно встретить трассы без каких-либо техничных секций. Такие делают специально для того, чтобы принять участие в гонке мог любой желающий.
Разумеется, на большинстве известных трасс техничные секции – обязательный элемент. Они включают в себя дропы, нырки, сады камней, контруклоны. Сложность может доходить до того, что не все подготовленные райдеры решаются проезжать такие штуки. Именно поэтому победу в состязании могут обеспечить только выносливость и систематические тренировки. Однако не следует забывать и про железного коня — от него немало зависит в жесткой борьбе, где счет ведется буквально на секунды.
Для кросс-кантри характерно два типа велосипедов: хардтейлы и двухподвесы с традиционным ходом подвески в 100мм.

Такие велосипеды являются наиболее распространенным, так как эти велосипеды наиболее универсальны, оборудованы трансмиссиями с широким диапазоном, вес карбоновых рам, как правило, меньше килограмма.
Общий вес кантрийных велосипедов может не выходить за пределы 8,5 килограммов, при условии, что это гоночные байки. Речь, правда, сейчас идёт о хардтейлах.
Двухподвесы в кросс-кантри встречаются все чаще. Это логично ввиду того, что трассы становятся технически очень сложными, а двухподвесы позволяют лучше проезжать такие техничные участки. Их рамы весят около пары килограммов из-за особенностей конструкции. В остальном все то же самое.
Кросс-кантри может показаться чем-то легким во всех смыслах этого слова, но это не так. В гонках надо прикладывать очень много сил и быть выносливым. Но за то, вы получаете заряд адреналина и полноту велосипедных переживаний.
Эндуро
Как насчет того, чтобы более подробно обсудить тему выносливости?
Поговорим про эндуро-гонки, ведь дословно "эндуро" переводится как "вынести, выдержать, вытерпеть". И это чистая правда. Такова задача райдера в этой дисциплине.
Гонки с одиночным или групповым стартом, в ходе которых необходимо преодолеть трассу с природными и рукотворными преградами, временами с совершенно непроходимыми спусками и агрессивными подъемами. Суть чем-то похожа на кросс-кантри, тоже на выносливость, только с значительно более агрессивными препятствиями. Потому эндуро-велосипеды и обладают подвеской с большим ходом в 150 – 180 мм. Еще чуть-чуть и были бы полноценные даунхилл-двухподвесы. Стоит ли говорить, что в эндуро уже нет места хардтейлам?
В полноценных соревнованиях по эндуро-серии длительность проведения гонки может растягиваться на несколько дней и включать в себя несколько спецучастков.

Райдеры проезжают эти спецучастки, перебираются своим ходом на другие склоны и готовятся к диким спускам уже на новых спецучастках. Спуск может длиться как 2 минуты, так и 20 минут по слабо изученным трассам. И слабо изученные они не потому что эндуро-райдеры плохо усваивают информацию, а потому что таковы правила соревнований – не иметь возможность хорошо обкатать трассу.
Одно из самых зрелищных соревнований в дисциплине эндуро – это «Megavalanche». В котором сотни гонщиков стартуют на заснеженной горе, а на пути у них предстоят и каменистые спуски, и тягучие подъемы, и снова спуски, и все это может растянуться на 1 час времени.
Для суровых условий – суровые байки. Эндуро-велосипеды, помимо огромных ходов подвески, могут иметь как традиционный вариант колес на 29 дюймов, так и колеса разного диаметра спереди и сзади. Обычно 29 спереди и 27.5 сзади. Такое решение позволяет сочетать накат и игривость.
Однокоронная вилка и задний амортизатор часто имеют функцию блокировки. Всё для того, чтобы подвеска не раскачивалась и позволяла эффективно вкручивать на более-менее гладких подъемах. Часто используют телескопические подседельные штыри, позволяющие во время движения поднять седло, что также полезно на подъемах.
Даунхилл
И теперь переходим к самому хардкорному велоспорту. Это даунхилл. Название тоже говорит само за себя. Скоростной спуск с горной возвышенности по специально подготовленной трассе. На ней присутствует много технически сложных участков, усложняющих жизнь.
Время спуска составляет примерно 5 минут, а длина траектории достигает 2 километров. Старт происходит индивидуально с учётом времени, и тот, кто окажется самым быстрым, становится победителем.
Велосипеды в данной дисциплине одни из самых тяжелых и прочных. Хода подвески достигают 200 мм., вилки двухкоронные, с широченными ногами в 40 – 49 мм. Вынос руля минимальный 30 – 40 мм, а руль наоборот максимально широкий – 780 – 800 мм. Покрышки из мягкого компаунда, потому как им предстоит из всех сил цепляться за мелочи грунта там, где другие сорвутся.

Все это делается для повышения контроля, управляемости и для “выживаемости” велосипеда и райдера после приземления с 5-и метровых обрывов. А вот ехать на таком байке вверх настоящая боль, но обычно это и не нужно.
Райдеры одевают всевозможные шлемы, наколенники, налокотники, фиксаторы шеи, щитки на голени и другие защиты, оберегающие кости владельца.
- Urban DH – весьма опасные соревнования на улочках городов, находящихся на склонах гор. Трассы могут выходить за пределы городков, могут и обратно в них заводить. Нередко улицы могут быть настолько узкими, что легкий поворот ни туда приведет к «выходу райдера из строя»;
- Mini DH – тот же классический даунхилл, но на трассах меньшего масштаба. Например, может проводиться в городских парках.
Фрирайд
Red Bull Rampage. Это фрирайд-соревнования по маунтинбайку, которые проводятся в штате Юта, США. Здесь лучшие маунтинбайкеры планеты пытаются максимально эффектно проехать трассы на по невероятному рельефу с острыми хребтами и большими дропами. Их задача – впечатлить судейскую коллегию, выполняя невероятные трюки на огромной скорости.

Правила довольно просты – нужно спуститься с горы к ее подножию, и сделать это без остановок и самым зрелищным способом. У горы нет естественного пути вниз, поэтому спортсменам приходится читать рельеф, пересекать секции, перепрыгивать через целые участки и искать свой уникальный путь вниз. Райдеры должны подобрать такую линию спуска, которая лучше всего подойдет их стилю катания.
Именно поэтому для многих Rampage – самое зрелищное и ожидаемое событие в мире маунтинбайка.
BMX Racing
Менее хардкорной, но не менее зрелищной и сложной дисциплиной является BMX-рейсинг. Дисциплина создавалась с целью подготовить детей к мотокроссу, но со временем, в этот спорт втянулись и более взрослые участники.
Этот вид спорта поражает своей зрелищностью и элементом неожиданности. Почему элемент неожиданности? Всё из-за того, что участник соревнований состязается с семью другими атлетами на уникально подготовленной грунтовой трассе. Её длина обычно варьируется от 300 до 400 метров. Трасса изобилует трамплинами, валами и крутыми поворотами.

Победителем становится тот, кто первым пересечет финишную прямую. Прохождение дистанции займет всего 30–40 секунд, но в течение этого времени нужно будет продемонстрировать навыки, которые оттачиваются на тренировках годами.
По сравнению с привычными стилями катания на BMX, велосипеды для BMX-рейсинга имеют ощутимо более длинную геометрию и почти всегда оснащаются контактными педалями.
Следующая дисциплина концептуально похожа на BMX-рейсинг. Называется фокросс – гонки, где четыре райдера борются за первенство на трассе. Первые двое финишировавших переходят в следующий этап, проигравшие выбывают. Допускается даже некоторая контактная борьба.

Велосипед для фокросса – это чаще всего алюминиевый или карбоновый хардтейл с длинной рамой низкой ростовки, лёгкой и упругой вилкой с ходом около 100 мм, колёсам 26 или 27,5 дюймов, покрышками 2,1-2,35 дюйма и лёгким, но достаточно прочным навесным оборудованием. Для особо злостных трасс используются короткоходные и среднеходные двухподвесы




