Какова максимальная скорость катания на горных лыжах

Какова максимальная скорость катания на горных лыжах

Максимальная скорость на горных лыжах может достигать впечатляющих значений, особенно среди профессиональных спортсменов. На мировых чемпионатах и соревнованиях по фрирайду лыжники могут развивать скорость свыше 200 км/ч, что требует не только отличной физической подготовки, но и умения контролировать лыжи на сложных склонах.

Важно отметить, что такая высокая скорость сопряжена с большими рисками. Для обеспечения безопасности лыжников внедряются специальные правила и условия, чтобы минимизировать вероятность травм при спусках на максимальной скорости, а также для сохранения здоровья спортсменов.

Что такое рекорды скорости на лыжах?

Читайте об истории установления рекордов скорости на лыжах — кстати, совсем недавно в музее появились лыжи и шлем нашего рекордсмена Николая Пимкина (247,7 км/час).

Журнал: «Русская зима» № 1, 2010 год

Заезды на скорость — самый «быстрый» вид спорта в мире (за исключением «моторизованных» видов). Трассы крутизной до 45-50 градусов относительно короткие, разгон длится около 10 секунд. Но за это время лыжник успевает разогнаться по идеально подготовленной жесткой трассе до скорости, превышающей 200 км/ч.

После прохождения мерного участка лыжник начинает раскрываться, медленно гася скорость. Весь заезд длится немногим более 30 секунд, но количество выработанного за это время адреналина огромное. Это неудивительно: спортсмен должен на протяжении разгона и мерного участка поддерживать оптимальную аэродинамическую стойку, выдерживать вибрации лыж весом до 14.5 кг и при этом не упасть.

Хотя падения в этом виде спорта можно считать редкостью: по статистике, одно падение приходится примерно на сто заездов. Падение, к слову, может привести не только к переломам, но и к совершенно необычным для горнолыжников травмам — ожогам о снег.

СПЕЦИАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННАЯ ТРАССА СОСТОИТ ИЗ ТРЁХ УЧАСТКОВ

1. Разгонный. В зависимости от длины трассы может иметь несколько стартовых площадок. Соревнования начинаются тренировочным заездом, с нижней площадки — для адаптации спортсменов. Официальные заезды проходят с постепенным увеличением высоты старта и, соответственно, увеличением скорости.

2. Мерный. Расположен в нижней части склона в месте, где спортсмен развивает максимальную скорость. Выделен двумя красными полосами, нанесенными на снегу краской поперёк склона. Здесь установлены электронные секундомеры и производится расчёт средней скорости.

3. Участок торможения. Начало этого участка маркируется широкой зеленой полосой, нанесённой поперёк склона в 50 м ниже мерного участка. Участок должен иметь достаточную для торможения длину. На соревнованиях обязательно присутствие представителя FIS, который контролирует технику спортсменов и имеет право дисквалифицировать участника, а также следит за состоянием трассы, безопасностью спортсменов, погодными условиями и пр.

При скорости ветра свыше 15 км/ч (4 м/с), а также при недостаточной видимости или снегопаде соревнования прекращаются.

Соревнования длятся три дня, по два заезда в день. Сначала старт даётся с самой нижней точки, и постепенно его переносят все выше и выше, насколько позволяют погодные условия и подготовка спортсменов. После каждого заезда отсекают несколько спортсменов, занявших последние места. Таким образом, к финалу остаётся лишь 10 человек, которые стартуют с самой верхней отметки.

В основном, это не самая верхняя точка, так как организаторы особенно тщательно следят за безопасностью стартующих. Скорости из-за этого в последнее время снизились и не дотягивают до мирового рекорда.

КАТЕГОРИИ СОРЕВНОВАНИЙ

Соревнования по спидски проводятся в двух категориях: production, или downhill, с использованием стандартной экипировки для скоростного спуска и KL (аббревиатура Kilometro Lanzato), или S-1. Скорость в KL за счёт использования специального снаряжения выше на 10-20%.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

Первый неофициальный рекорд скорости на горных лыжах был установлен в 1874 году, когда Томми Тодд развил скорость в 141 км/ч. Несмотря на объяснимую неточность измерений, этот рекорд является совершенно удивительным, учитывая тот факт, что лыжник спускался без специальной одежды и снаряжения на достаточно примитивных деревянных лыжах.

Впервые в истории официальные соревнования по достижению максимальной скорости на горных лыжах были проведены в Санкт-Морице в 1930 году. Австриец Густав Лантчер промчался по специально подготовленной трассе, показав скорость 105,675 км/ч — это первый официально зарегистрированный рекорд.

С этого результата и началась история спидски. К началу 1990-х годов благодаря улучшению качества подготовки трасс при помощи снегоуплотнительной техники результаты резко возросли, поскольку спуски стали более безопасными. И в 1992 году демонстрационные заезды спидскиинга были включены в программу Олимпиады.

В настоящее время ежегодно проводятся 6-10 этапов Кубка мира, соревнования «спидмастерс» или «про», ставящие задачу установления новых рекордов, национальные чемпионаты и кубки. Один раз в два года проводится чемпионат мира.

ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ СПИДСКИ

1964 год. В Червинии на знаменитой трассе «Километр Ланчатзо» (Kilometro Lanzato) состоялся женский дебют. Австрийка К. Стаффнер показала скорость 143,027 км/ч. На этих же соревнованиях итальянец Луиджи Ди Марко разгоняется до 174,757 км/ч.

1978 год. В Портильо преодолён рубеж 200 км/ч. Стив Мак Кинни из США показывает результат 200,222 км/ч.

1984 год. «Рубеж 200» впервые покоряется «слабому полу». Американка Мелисса Домино в Лез Арк разгоняется до 200,780 км/ч.

На сегодняшний день пятеро спортсменов — мужчин имеют результат, превышающий 250 км/ч. Обладателем мирового рекорда с 2006 года является итальянец Симоне Оригоне. Его скорость 251,400 км/ч. У женщин обладательницей мирового рекорда является обаятельная и миниатюрная шведка Санна Тидстранд. В 2006 году она показала результат 242,590 км/ч.

За всю историю соревнований «рубеж 200» преодолели 335 мужчин, из них 11 в классе downhill, и 38 женщин.

В Советском Союзе в начале 1970-х годов в Кировске проводились соревнования по спидски с участием иностранных спортсменов.

Сейчас два российских спортсмена — Николай Пимкин и Павел Нуянзин (оба в прошлом МС по горным лыжам) входят в элитный клуб тех, кто преодолел рубеж в 200 км/ч.

ТРАССЫ

Трасса № 1 в мире Лез Арк, Франция. Высота старта 2710 м, финиша 2145 м, перепад высот 565 м, длина 1740 метров. На этой трассе в 2006 году Симоне Оригоне установил рекорд мира — 251,400 км/ч.

Трасса № 2Варс, Франция. Высота старта 2720 м, финиша 2285 м, перепад высот 435 м, длина 1220 м. Рекорд трассы 243,902 км/ч, Филипп Билли, 1997 год.

Трасса № 3Вербье, Швейцария. Высота старта 3330 м, финиша 2900 м, перепад 430 м, длина 880 м. Рекорд трассы 219,28 км/ч, Симоне Орегоне, 2010 год.

Трасса в Сален, ШвецияРекорд трассы 198,13 км/ч, Мерин Вундеринк, 2003 год.

Трасса в Идре, ШвецияВысота старта 872 м, финиша 711 м, перепад 161 м, длина 680 м.

Трасса в Сан Пикс, КанадаВысота старта 2080 м, финиша 1865 м, перепад 215 м, длина 325 м. Рекорд трассы 177,210 км/ч, Кенни Дэйл, 2002 год.

СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЙ КАТЕГОРИИ KL ЛыжиДлиной 238-240 см. Более широкие и толстые, чем лыжи DH, с почти плоскими носками и практически не гнущиеся. Основная компания-производитель — Atomic.

БотинкиОчень популярны старые Salomon SX-92 с откидывающейся пяткой и имеющие хорошую аэродинамику за счёт отсутствия клипс в передней части. Те, кому не посчастливилось достать Salomon, используют обычные, иногда снимая передние клипсы.

КомбинезонИзготавливается на заказ. Материал — полиуретан-полипропилен с наклеенной с внутренней стороны тканью и с карманами для спойлеров в зоне икроножных мышц. Материал очень скользкий, чтобы не только снизить сопротивление воздуха, но и при падении помочь лыжнику избежать переворотов, лыжник должен скользить по поверхности снега.

Основной производитель — небольшая фабрика в Анси Jonathan-Fletcher. Самостоятельно надеть комбинезон нереально, первое время процесс «влезания» у наших спортсменов даже с помощником занимал полчаса. Да и снять самому тоже затруднительно. Со временем, правда, материал немного растянулся.

ШлемСпециальной аэродинамической формы, учитывающий особенности стойки спортсмена. Шлемы производят несколько гонщиков в своих цехах-лабораториях.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ СОРЕВНОВАНИЙ

К участию допускаются женщины и мужчины не моложе 12 лет. Для выступления на международных соревнованиях по спидскиингу необходимо получить персональный FIS-код. Для этого надо запросить в штаб-квартире FIS специальную декларацию, прочитать её, подписаться под тем, что вы умеете кататься на горных лыжах и отдаёте себе отчёт в том, куда собираетесь, и завизировать в ФГССР. Необходима специальная страховка, обязательна защита спины и соответствующая экипировка.

Говорит Павел Нуянзин: «Стоять там наверху и спокойно смотреть вниз без предварительной психологической подготовки невозможно. Ноги подкашиваются от страха, и даже мысли не допускаешь, что отсюда можно прямо ринуться вниз».

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ДНЕВНИКА НИКОЛАЯ ПИМКИНА О СТАРТАХ ВЕСНОЙ 2009 ГОДА

17 апреля полетели с Пашей Нуянзиным в Женеву и далее в Вербье на финал Кубка мира и соревнования серии Pro-Speedmasters. Speedmasters — это не соревнования ветеранов-гонщиков, в speedski так называют заезды на установление рекордов трассы, и проводятся они обычно после окончания соревнований Кубка мира FIS.

20 и 21 апреля организаторами была предпринята попытка провести отменённый в Червинии этап, однако 21-го, когда большинство спортсменов уже находились внизу, на гору Мон-Фор село облако. Через час не успевшие стартовать замёрзшие спортсмены (куртки уже увезли) устроили голосование — продолжать ли мёрзнуть дальше, или ну его… Паша голосовал за «мёрзнуть дальше», однако чуда не произошло и соревнования отменили.

22 апреля. Первый день финала Кубка мира. «Ready? Go!». Филипп Мэй первый — 185,96 км/ч, Симоне второй — 184,80 км/ч, Пимкин третий — 184,22 км/ч. Проиграть рекордсмену мира 0,58 секунды?!

Паша приходит вечером с митинга капитанов команд и говорит, что на завтра — плохой прогноз погоды, однако утром светит солнце, все поднимаются наверх. Нервы на пределе, пытаюсь успокоиться, но мышцы всё равно закрепощены. Полуфинальный заезд: Мэй первый — 190,03 км/ч, Симоне второй — 188,48 км/ч, я восьмой — 187,01 км/ч. Паша (в полном непонимании причины) аж двадцатый.

Финал: Симоне опять первый — 198,27 км/ч, Мэй второй — 197,86 км/ч, я замыкаю десятку — 195,5 км/ч, Паша 22-й — 190,7 км/ч. Кубок мира завершён, вечером Симоне и Санне Тидстранд вручают Хрустальные глобусы.

Первый день серии Pro проходит по тому же сценарию, что и Кубок. Филипп Мэй опять первый (видимо у него нервы сдают в финалах) — 205,56 км/ч, Симоне второй — 205,09 км/ч, я пятый — 203,44 км/ч. Паша в нижней части протокола с результатом 195,4 км/ч. Говорит о решении прекращать выступать, несёт полный бред. Парня надо реально выручать.

Вечером вспоминаю занятия по психологии в институте и провожу психологическую обработку. Засыпаем.

25 апреля, финал. В Вербье — зеленая трава, а на горе Мон-Фор лёгкий мороз. Старт даётся очень рано, пока солнце не растопило склон, пока нет на горе вездесущих любопытных туристов, пока погода ещё не разгулялась и не поднялся ветер. Мы первые на склоне, и он весь принадлежит нам. Рестораны ещё не открыты, и нам приходится переодеваться прямо на улице, среди пустых столиков.

Ничего, мы и не к такому привыкли.

Тяжелее всего влезть в комбинезон. Он настолько плотный, что плохо тянется, и ты в нём ощущаешь себя как в скафандре, который тебе на несколько размеров мал. Дышать невозможно, так как грудная клетка сдавлена молнией. Но уже через час становится полегче. Можно даже сесть в «стойку». Начался сильный порывистый ветер.

Наверху спортсмены вынуждены ждать старта по несколько минут, пока не стихнет очередной порыв. Первая десятка стартует в обратном порядке.

Стартую пятым, показываю лучшую скорость — 208,6 км/ч. За мной стартует Морет Джонатан, призёр чемпионата мира и обладатель феноменального личного рекорда — 250,17 км/ч, однако сейчас его скорость 208,44 км/ч. Следующий «Flying Dutch» Мерийн Вундеринк. Мы с ужасом видим, что при подъезде к timing zone, на максимальной скорости он попадает в боковой порыв ветра и его начинает сносить в сторону.

Мерийн предпринимает колоссальные усилия чтобы устоять, но все-таки падает. К счастью, всё заканчивается благополучно, однако дальнейший старт задерживают на 40 минут. Мэй — 205,91 км/час, Симоне — 210,23 км/час. Через какое-то время до меня доходит: я второй!

Паша после проведённых накануне вечером психологических сеансов едет почти в свою силу и финиширует с личным рекордом 203,69 км/ч и занимает 13 позицию.

В финал допускают 15 человек. Паша среди них, однако, никто не сомневается, что проводить финальные заезды объективно опасно из-за сильного ветра, и на табло даже пишут финальную расстановку мест, ставя цифру 2 напротив моей фамилии. Не могу сказать, что испытывал какие-то чувства — просто сидел на скамеечке и ждал команды «на старт», которая прозвучала почти под вечер.

Ну как мог допустить президент Швейцарской федерации спидски, вице-чемпион мира и один из организаторов этих соревнований Филипп Мэй такую расстановку мест? В финале Симоне устанавливает новый рекорд трассы — 216,93 км/час, Мэй второй — 216,13 км/ч. Я занимаю пятое место с новым рекордом России — 210,07 км/ч и становлюсь чемпионом мира в своей возрастной группе. Паша с новым личным рекордом — 205,01 км/ч занимает 14-е место, он пятый в нашей группе.

СТАРТЫ СЕЗОНА 2009-2010

Николай Пимкин: «В прошлом сезоне всё пошло комом. За 8 часов до отлёта на первый этап Кубка мира во Францию выяснилось, что в связи с организационными неурядицами Павлу Нуянзину придётся лететь на соревнования одному».

Павел Нуянзин: «Винить в плохих результатах можно только себя. И я переживаю эту свою личную трагедию молча. Конечно, хочется видеть себя на пьедестале с медалями. Однако, несмотря на кажущуюся простоту этого вида спорта, здесь надо тренироваться до потери пульса, пока не научишься правильно складываться в стойку и удерживать её на больших скоростях».

А вот на финал Кубка мира из-за извержения вулкана в Исландии попасть не смог Павел, и в одиночестве стартовать пришлось уже Пимкину. По дороге, которая длилась больше двух суток, Николай заболел ангиной и в таком состоянии стартовал, заняв в полуфинале Кубка мира 16-е место, в финальный протокол он не попал.

В Pro-Speedmasters Пимкин также не рисковал, да и «драйва», как он говорит, не было — никто не болел и не поддерживал. В итоге он стал в финале десятым, чуть- чуть не дотянув до своего рекорда.

ЧТО ВПЕРЕДИ

Павел Нуянзин: «Мы включены в состав сборной команды Skiteam47.ru, а также стали членами федерации горных лыж и сноуборда Ленинградской области. Принято решение провести первый открытый чемпионат на приз Skiteam47.ru по спидскиингу на курорте «Красное озеро» в конце февраля или начале марта 2011 года.

161,9 км/ч – новый мировой рекорд скорости на горных лыжах

Интересно, что швейцарский горнолыжник Карло Янка немногим ранее во время суперкомбинации развил скорость до 158,77 км/ч. Однако, его показатели были мировым рекордом скорости на горных лыжах лишь 24 часа.

«Лауберхорн» в Венгене — самая длинная трасса на этапах Кубка мира по горнолыжному спорту. Именно здесь пояление все новых и новых рекордов скорости стало уже доброй традицией.

Спортивная лыжная дисциплина скоростной спуск — техника, история, особенности, лучшие трассы, снаряжение

Какова максимальная скорость катания на горных лыжах

Скоростной спуск это одна из спортивных олимпийских дисциплин в горнолыжном спорте. Она по праву считается королевой среди всех остальных как за свою зрелищность, так и за скорость, доходящую до 160 км/час. При скоростном спуске атлеты непременно должны иметь такие характеристики как идеальное чувство равновесия и координации движений, быстрое набирание скорости и легкости скольжения на менее сложных участках и в тоже время достаточно мощное телосложение. К тому же спортсменам необходима немалая смелость, ведь падения на такой скорости несут высокие риски тяжелых травм, и в истории они уже случались при неожиданных съездах с трассы, во время прыжков и поворотов.

История возникновения соревнований по скоростному спуску

Скоростной спуск и специальный слалом это самые старые дисциплины среди современных горнолыжных видов спорта. Соревнования по ним проводились уже на первом Мундиале в 1931 году, и на зимней Олимпиаде 1948 года. Состязания по скоростному спуску на Кубок мира первый раз состоялись зимой 1966/67 годов, когда FIS создала кубковые соревнования по горнолыжным дисциплинам.

Первоначально скоростной спуск, называемый также «свободным», был действительно настоящим свободным спуском вниз по крутому склону без всяких препятствий в виде ворот. В распоряжении атлета была вся трасса, и он сам выбирал наилучший путь. Звание лучшего горнолыжника всех времен и народов получил австриец Франц Кламмер, имевший за свою карьеру 25 Кубков мира и 5 специальных Кубков — рекорд, который пока никто не смог побить. Среди женщин же самой сильной горнолыжницей является американка Линдсей Вонн, 42 раза поднимавшаяся на высшую ступеньку пьедестала на Кубок мира и 8 раз на специальный.

Описание соревнований

Скоростной спуск это соревнование, на котором атлеты спускаются вниз по трассе с перепадом высот для мужчин от 800 до 1100 метров, для женщин от 450 до 800 метров с препятствиями в виде ворот с колышками как в слаломе-гиганте красного или синего цвета, с расстоянием между ними не менее 8-ми метров. Сама трасса проходит на крутом спуске по рельефу с естественными препятствиями в виде бугров и гребней, с которых спортсмены совершают прыжки с длиной полета 40-50 метров, а также с серией широких поворотов, трамплинов и почти отвесных прямых участков, и все это часто обледеневшее.

Соревнования на Кубке мира проходят на лучших трассах, подходящих под эту спортивную дисциплину, на которых горнолыжники развивают скорости в среднем 130 км/час. Как пример можно привести легендарную австрийскую Китцбюэль (Kitzbühel), которую многие эксперты считают самой престижной в мире, а также самой опасной. Здесь была несколько раз зарегистрирована скорость 150 км/час.

Хотя абсолютный рекорд (161,9 км/час) состоялся на трассе Лауберхорн (Lauberhorn) в Швейцарии, особенно трудной из-за рельефа со множеством поворотов-петлей, длины 4480 метров и времени прохождения в среднем за 2 мин. 20-30 сек.

Вдоль всей длины трассы по скоростному спуску обязательно должны быть приспособления для безопасности, например, сетки, способные задержать и смягчить удар спортсмена в случае съезда с трассы и падения. Этих правил безопасности не было с самого начала, они менялись и совершенствовались постепенно.

В последнее время добавилось то, что для лучшей видимости и большей безопасности на трассе проводят линии синего цвета, как поперечные (для лучшей видимости перепада высот), так и продольные ( для траектории), так, что получается дорожка. Эти линии синего цвета наносятся на снег цветной жидкостью, с ними лучше заметен рельеф, особенно на теневых участках.

Выезд за пределы дорожки не влечет за собой никаких штрафов. Обычно соревнование по скоростному спуску проходит в один заезд, побеждает тот, кто не пропустил ни одних ворот и показал меньшее время. Бывают иногда состязания в два этапа, но только из-за каких-то организационных или технических моментов, а также экспериментов по выведению новой формулы соревнований. В дни непосредственно перед соревнованием спортсмены делают от 1-го до 3-х спусков для тестирования трассы, т.е. состояния снега и запоминания особенностей трассы. Бывает и такое, что соревнования переносятся, если условия не позволяют съезжать на достаточной скорости.

Правила очередности лыжников на старте

4 года тому назад FIS изменила правила очередности лыжников на старте «Мы заметили, что телезрители не смотрят трансляции скоростных дисциплин с самого начала (скоростной спуск и супергигант), они включают канал после первого рекламного блока, когда 15 спортсменов уже вышли на старт. С 16-го аудитория собирается значительно больше. Мы хотим это изменить, и шагом к этому становится пересмотр правил. Каждый из первой десятки фаворитов выберет себе нечетный номер от 1 до 19, спортсмены из второго десятка получат четные номера со 2 по 20. С таким изменением, считаем, телезрители будут следить за трансляцией с самого начала», – сказал рейс-директор Кубка мира по горнолыжному спорту Маркус Вальднер.

Лыжное снаряжение

Что касается лыжного снаряжения, то лыжи при скоростном спуске должны быть очень длинными (от 215 см для мужчин и 210 см для женщин) для максимальной устойчивости при высокой скорости. Как и в гигантском слаломе и супергиганте, радиус дуги лыж минимален (50 метров).

Лыжные палки изогнуты для того, чтобы тело спортсмена лучше приспосабливалось к любому положению при набирании скорости и торможении. Весь набор лыжного снаряжения адаптирован к тому, чтобы воздух оказывал наименьшее сопротивление. Под лыжный костюм надеваются протекторы, мягкие, но прочные. Особенное внимание уделяется защите спины и позвоночника, чтобы предохранить от тяжелых травм. Лыжный шлем обязателен (с 2006/2007 годов он стал обязательным даже в специальном слаломе).

Терминология

При проезде по прямым участкам трассы с наиболее крутыми уклонами, спортсмен принимает положение «schuss» или «яйцо», которое еще называется «поиск скорости». В таком положении уменьшается сопротивление воздуха — ноги слегка расставлены, спина параллельно земле, руки вытянуты и дополнительно режут воздух, лыжные палки расположены параллельно спине.

Самые знаменитые трассы скоростного спуска

  1. Streif — Австрия
  2. Lauberhorn — Швейцария
  3. Saslong — Италия
  4. Stelvio — Италия
  5. Bird of Prey — США
  6. Planai — Австрия
  7. Kandahar — Германия
  8. Kandahar banchetta — Италия
  9. Olimpia delle Tofane — Италия
  10. Men’s Olimpic Downhill — Канада.
Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий