Средняя скорость велосипеда по трассе зависит от различных факторов, таких как тип велосипеда, уровень подготовленности cyclistа, состояние дороги и погодные условия. Обычно для опытных велогонщиков средняя скорость на ровном асфальте может достигать 25-35 км/ч, в то время как любители, как правило, могут поддерживать скорость около 15-25 км/ч.
Кроме того, на скорость влияют такие аспекты, как уклон трассы и наличие ветерка. Например, на гористых участках скорость может значительно снижаться, в то время как на спусках возможно увеличение. В общем, для достижения стабильной средней скорости важно подобрать оптимальный темп и учитывать окружающие условия.
Cредняя скорость от чего зависит и как увеличить до 25-30 км/ч

Средняя скорость на велосипеде является ключевой характеристикой для велосипедиста. Если вы катаетесь ради удовольствия, то на скорость не стоит обращать особое внимание — положительные эмоции от поездок не зависят от нее. Однако, даже при обычной езде велосипед выполняет транспортную функцию, и увеличение средней скорости может позволить вам исследовать больше интересных мест. Учитывая, что повысить среднюю скорость зачастую несложно, стоит задуматься об этом.
Здесь речь идет о комфортной средней скорости, а не о достижениях в спорте, которые требуют значительных усилий и могут потребовать дней на восстановление.
Также следует учитывать, что если вы собираетесь кататься в группе, ваша средняя скорость будет определять, с какими командами и в каком формате вы сможете проводить время.
Средняя скорость что такое и как меряется
Средняя скорость поездки это длина маршрута, который вы проехали, разделенная на время его прохождения. Меряется средняя скорость любым велокомпьютером.
Существует два вида средней скорости — одна рассчитывается без учета остановок, другая — с их учетом. Остановки могут происходить по различным причинам, например, для отдыха или на светофоре. Во многих велокомпьютерах есть возможность настройки измерения средней скорости. Приложения, такие как Strava, имеют свои методы расчета; по умолчанию Strava не учитывает время остановок (время во время остановки не засчитывается).
Если вы ездите в группе, особенно в большой, то средняя скорость без учета остановок может составлять 10-13 км/ч. Когда учитываются остановки, этот показатель возрастает до 17 км/ч и выше.
Важно понимать что скорость которую вы держите на маршруте и средняя (с учетом остановок) заметно отличаются. Если вы едете со скоростью 25 км/ч, то средняя будет заметно меньше. На нее сильно влияют любые притормаживания и ускорения.
Средняя скорость от чего зависит
Скорость, с которой движется велосипедист, определяется рядом факторов, среди которых наиболее важными являются:
- Физическая и техническая подготовка велосипедиста. На начальном уровне техника ключевой элемент увеличения скорости;
- Дорожное покрытие трассы. Самое скоростное покрытие асфальт, сухие и плотные грунтовки тоже комфортны;
- Рельеф трассы. Даже небольшой уклон очень сильно влияет на скорость. Плюс требуют технической подготовки. Для поездок по пересеченному рельефу среднюю скорость нужно увеличивать;
- Погодные условия, прежде всего ветер;
- Тип велосипеда и его адекватность условиям поездки;
- Сколько человек участвует в заезде;
Некоторые параметры легко регулировать, в то время как другие остаются вне контроля
Средняя скорость велосипедиста разной подготовки
Обычно распределение скоростей представлено в следующем виде.

Я упрощу задачу и разобью актуальные для читателей материалы скорости на 4 группы
Первая группа — самая очевидна, это 10-15 км/ч. Если вы умете ездить на велосипеде, но с детства не катались и купили любой не складной велосипед с колесами 26″/27.5″/28″ и передачами, то это ваша стартовая скорость. Тут важно отметить что с точки зрения затраты усилий разницы между 10 и 15 км/ч нет, это вопрос психологии и самой базовой велотехники (педалирования, переключения передач). Большинство велосипедистов проходят этот этап очень быстро, за несколько поездок. Велосипед доступен для всех, есть велосипедисты для которой такой скорости более чем достаточно.
Диапазон скоростей 10-15 км/ч предполагает что вы катаетесь один или вдвоем-втроем, например, речь идет о семейных выездах с детьми.
Следующий скоростной диапазон — 15-20 км/ч, доступен для любого здорового велосипедиста за несколько месяцев регулярного катания пару раз в неделю по 1-2 часа. Увеличение скорости идет в основном за счет техники и вкатывания. Кроме увеличения скорости предполагается что вы легко справляется с движением по трассе с небольшим наклоном. Поездка вверх не создает проблем, при поездке вниз вы ускоряетесь. С этой скоростью уже может пробовать кататься в разнородной компании.
Первые две группы это большинство российских велосипедистов на велосипедах с амовилкой и толстыми колесами. Наблюдать их движение можно на различный велофестивалях. Первая, тихоходная, группа выделяется неумением въезжать даже в небольшие горки, типа туннелей на садовом кольце Москвы.
Если говорить о массовых веловыездах, то к ним присоединятся постоянно катающиеся люди. Думая над этим текстом два раза покатался в компании, в одном случае средняя скорость была 17.1 км/ч, в другом 17.3 км/ч. При этом были куски которые группа ехала со скоростью более 25 км/ч. Так что важно понимать и вашу комфортную максимальную скорость. Вы не должны мучаться в досуговых велопоездках.
Как увеличить среднюю скорость
С дальнейшим увеличением средней скорости, выше 20 км/ч, ситуация усложняется.
Во-первых, уже нужно начинать разбираться с техникой езды на велосипеде. Базовая техника — техника педалирования, оно должно быть темповым, а не силовым.
Также нужно понять зачем на велосипеде передачи и как им пользоваться.
Есть смысл рассмотреть и более сложные аспекты, например, крепление ног к педалям.
Фиксация ног сразу увеличит вашу среднюю скорость на несколько километров
Во-вторых, дальнейшее увеличение скорости зависит от типа вашего велосипеда. Если вы ездите на гравеле, то вам намного легче зайти в диапазон 20-25 км/ч по асфальтовой дороге, чем при катании на псевдогорном велосипеде с шипастой резиной весом 17кг с псевдоамовилкой. На влияние велосипеда на скорость я остановлюсь в конце текста.
С скоростью 20-25 км/ч уже можно выезжать в достаточно сложные поездки на 60-100 км/ч. Для упомянутых выше групповых выездов такие скорости сильно упростят поездку.
Следующий скоростной диапазон — 25-30 км/ч, потребует регулярного катания и технической подготовки. Тут тип велосипеда оказывает еще большое влияние. Это скорости неспортивных велогрупп на гравелах в городе или подготовленных групп загородом.
Скорости более 30 км/ч уже требует серьезный подготовки, это уход в область любительского спорта-физкультуры. Считается что заявляться в любительские шоссейные соревнования можно проезжая 100 км/ч со скоростью не меньше 30 км/ч по равнине.
Важно понимать, что велоспорт — самый сложный и рискованный вид соревнований на скорость. Тренироваться на поездки на результат даже в любительских соревнованиях можно только с опытным тренером и при консультации со спортивным врачом. Любительские тренировки несут разнообразные риски, от проблем с сердцем и суставами, до травматизма. Огромное количество людей эти риски не дооценивают.
Средняя скорость профессиональных велосипедистов
На примере результатов самой знаменитой велогонки — Тур Де Франс.
Победитель Тур де Франс 2022 и 2023 Йонас Вингегор установил рекорд средней скорости гонки в 2022 году — 42,03 км/ч (впервые привысила 42 км/ч). Суммарная длина всех этапов, включая горные, более 3000 км.
Средняя скорость Рохана Денниса в гонке на время с раздельным стартом Тур де Франс 2015 года составила 55,45 км/ч. Длина трассы около 25 км.
На данный момент рекорд в командной гонке (которая в последние годы не организуется) принадлежит команде Orica-GreenEDGE, показанному на Туре 2013 года, когда они разогнались до средней скорости 57,84 км/ч на дистанции 25 км.

Продолжительность поездки
Рассматривать среднюю скорость в отрыве от продолжительности поездки на велосипеде бессмысленно. Базово речь идет о поездка продолжительностью один час. По мере вкатывания будет расти не только скорость, но и продолжительно поездки. Два-три часа не должны создавать никаких проблем, естественно вкатываться нужно постепенно.
Следующий этап покататься 2-3 часа, отдохнуть, подкрепится и проехать еще 2-3 часа. Так, даже при средней скорости 15 км/ч вы сможет проехать 50-60 и более километров за пяти часовой выезд. Два часа на велосипеде — 25-30 км, отдых и еще 25- 30 км. Тема подробно раскрыта в материале:
Зависимость средней скорости от велосипеда
Один и тоже велосипедист на одной и той же трассе может показать сильно отличающие средние скорости. Если речь идет по поезде на велосипеде по асфальту, то разница может быть значительна. У одного и того же велосипедиста, при тех же усилиях средняя скорость на шоссейнике или гравйинике может быть выше скорости велосипедиста на горном велосипеде базового уровня на несколько километров в час (до 5 км/ч точно).
При этом если шоссейник съедет в сложные условиях, например, на бездорожье, у внедорожного велосипеда появятся преимущества и его средняя скорость вырастет.
От класса велосипедов одного типа средняя скорость также зависит. Критично понимать что едет велосипедист, а не велосипед. И условный переход с шоссейника за 1500-2000$ на велосипед за 10000$ с точки зрения скорости мало что даст любителю.
Подробный англоязычный материал по теме скорости на велосипеде от 12 июля 2023 года — «Средняя скорость велосипеда: какова типичная скорость велосипедиста?». Хорошо переводится гугл или яндекс переводчиком. В тексте ответы на несколько главных вопросов:
- Ключевые факторы, влияющих на среднюю скорость вашего велосипеда;
- Как тип велосипеда, на котором вы ездите, влияет на среднюю скорость велосипеда?
- Cпособы улучшить среднюю скорость шоссейного велосипеда
Без велокомпьютера контролировать скорость сложно, крайне полезно дополнительно приобрести датчики скорости и каденса.
Версия 1.0 от 24.07.2023 опубликовано 24.07.2023
С актуальными новостями из мира гравелов и велосипедов других типов вы можете познакомиться на сайте VELO.GRAVELO.RU. Публикуются новости о новых моделях велосипедов, скидках, интересных веломероприятиях — все что может заинтересовать велосипедиста. Также на сайте описание характерных моделей велосипедов и аксессуаров, есть и раздел с тестовыми испытаниями.
Я не предлагаю конкретных советов по выбору велосипедов, но если вас привлекает бренд Shulz, у вас есть возможность воспользоваться промокодом на скидку 7%.
Автор будет благодарен за любые комментарии, идеи и пожелания. Если у вас есть вопросы — пишите, постараюсь помочь. Могу дополнить какую-то тему или дать рекомендации по выбору велосипеда — гравела, туринга и не только. Контакты автора.
Также ГРАВЕЛО можно обсудить на специальной странице. Любые идеи, комментарии и пожелания также приветствуются. Для авторизации можно воспользоваться своим аккаунтом в социальных сетях FB и VK.
Ассортимент гравелов и турингов
С российским рынком гравелов и турингов можно познакомиться в разделе Гравел в России. Приведена структура рынка велосипедов, доступные в России бренды гравелов и турингов, их дистрибьюторы. Описан ассортимент основных велосипедных брендов — предлагаемые типы велосипедов, их особенности, например, какие материалы рамы используются.
Подробный материал описывает сезонность поставок велосипедов. Два материала про ценообразование — про стоимость гравелов и турингов в России — от примерно 50000 рублей и про более дешевые велосипеды для путешествий и велопоездок (20-40000 рублей).
Как выбрать гравел или туринг
Выбирая велосипед нужно ответить на несколько простых вопросов о том как вы планируете ездить. Вопросы и комментарии по возможным ответам расписаны в двух текстах на GRAVELO.
- Очевидные вопросы – по каким дорогам вы планируете ездить, какие дистанции — ежедневные и общие, автономность поездок, какой рельеф поездок…
- Менее очевидные – в компании или в одиночку планируете кататься, с какими целями, при какой погоде…
Ответы на эти вопросы смогут прояснить для вас очень важный момент – какой багаж вы планируете возить на велосипеде. Вес багажа в существенной степени определяет тип оптимального для вас велосипеда…
Ответив на вопросы выше вы сможете понять на велосипеды какого типа вам смотреть.
На что обращать внимание при выборе велосипеда можно познакомиться в серии материалов:
Велосипед состоит из несколько частей — фреймсет (рама и вилка), вилсет (колеса), группсет (оборудование), седла, руля и педалей. Каждый тип поездок предъявляет свои требования к оборудованию.
В нескольких статьях рассмотрены геометрические параметры и характеристики рам. Представлен обзорный текст, а также несколько более детализированных материалов, посвященных размерам, геометрии и использованным материалам велосипедных рам (факты и заблуждения). Отдельно обсуждаются вилки — их геометрия и материалы. Также имеется информация о колесах. В области трансмиссии ключевыми темами являются выбор системы с одним или несколькими передними звездами (необходимость в переднем переключателе) и обсуждение диапазона и шага передач велосипеда (таблица скоростей).
Раздел про другие типы велосипедов
На ГРАВЕЛО есть и общевелосипедный раздел:
В разделе рассмотрены вопросы выбора универсального велосипеда, иллюзорность параметра «цена/качество» при выборе велосипеда. Подробный материал чем отличаются простые велосипеды от объектов похожих на велосипеды которые не прослужат и 100 часов.
Посмотреть техническую информацию по выбору велосипеда и видео велопутешествий можно в подборке видео и профильных видеоканалов на ВЕЛО.ГРАВЕЛО
Проект находится в разработке, некоторые темы только обозначены, планируется углубление и детализация. Если есть комментарии и пожелания пишите. Буду благодарен за перепосты.
С актуальными новостями из мира гравелов и велосипедов других типов вы можете познакомиться на сайте VELO.GRAVELO.RU. Публикуются новости о новых моделях велосипедов, скидках, интересных веломероприятиях — все что может заинтересовать велосипедиста. Также на сайте описание характерных моделей велосипедов и аксессуаров, есть и раздел с тестовыми испытаниями.
Средняя скорость езды на велосипеде, с какой скоростью едет обычный человек или велогонщик по трассе, треку, городу

Средняя скорость езды на велосипеде – примерно 20-25 км/ч, но в зависимости от велосипеда, условий и физической подготовки она может очень сильно различаться. Например, если на городском велосипеде обычно едут 12-18 км/ч, то профессиональные спортсмены в гонке на велотреке дистанцию 4 км проезжают со скоростью около 60 км/ч, а на лигераде – более 90 км/ч!
Содержание статьи:
- Средняя скорость в разных дисциплинах
- Как сильно влияет мощность велосипедиста
- Как сильно влияет аэродинамика
- Мировые рекорды скорости на велосипеде
Средняя скорость в разных дисциплинах
В разных спортивных дисциплинах скорость довольно сильно различается. Возьмём для примера профессиональных велогонщиков из некоторых дисциплин:
- В гонках кросс-кантри по пересечённой местности средняя скорость обычно составляет около 20-25 км/ч.
- В даунхилле, где нужно максимально быстро спуститься по очень сложной трассе со всевозможными камнями, корневыми секциями и т.п. – 30-35 км/ч.
- В триатлоне, где нужно сначала проплыть около 4 км, потом проехать на велосипеде 180 км и пробежать 42 км, скорость на велоэтапе около 40 км/ч.
- По трассе в многодневных шоссейных гонках Гранд-туров (Тур де Франс, Джиро д’Италия, Вуэльта Испании) средняя скорость около 40 км/ч на дистанции в несколько тысяч километров. В часовой же гонке рекорд – 55 км/ч.
- В тайм-триале в командной гонке преследования на 4 км едут более 60 км/ч.
- На треке в рекордном заезде на дистанции 200 метров с ходу средняя скорость составила 79 км/ч.
Но не всегда корректно рассматривать среднюю скорость как таковую. Ведь если ехать никуда не торопясь, то она будет ниже, чем могла бы. Или в городе она будет меньше на 30-50% из-за остановок на светофорах, плотного трафика и т.д. Поэтому в некоторых случаях под средней мы будем понимать крейсерскую скорость.
Крейсерская скорость – это максимальная скорость, при которой возможно длительное движение.
Что касается любительского катания, то без предварительной подготовки скорость, как правило, будет заметно ниже, чем у профессиональных спортсменов. Также на неё влияют тип и характеристики велосипеда. На городском велосипеде средняя скорость составляет около 12-18 км/ч, на горном – 20-25 км/ч, а на шоссейном – 25-30 км/ч. Эти значения могут варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону в зависимости от физической подготовки, качества велосипеда или направления ветер.
Ветер может очень сильно помогать или мешать движению. Например, по своему личному опыту могу сказать что при крейсерской скорости в безветренную погоду 25-27 км/ч на горном кросс-кантрийном велосипеде при сильном встречном ветре я еду около 14 км/ч, а при попутном – 30-35.
Вообще, сопротивление воздуха – это основной фактор, ограничивающий скорость езды на велосипеде. При увеличении скорости в 2 раза, аэродинамическое сопротивление возрастает в 4, а прикладываемые усилия – до 8 раз!
Как сильно влияет мощность велосипедиста
Усилия, затрачиваемые велосипедистом при езде, принято измерять в Ваттах (Вт) в виде показателя мощности.
Для ясности: 735,5 Вт соответствует 1 метрической лошадиной силе (л.с.). Это значит, что за 1 секунду вы сможете поднять груз весом 75 кг на высоту 1 метр.
А теперь представьте, что вам нужно поднимать по 75 кг на 1 метр каждую секунду в течение, например, минуты. Выдавать мощность как раз около 1 л.с. (на шоссейном велосипеде ∼ 750 Вт, на горном ∼ 850 Вт) требуется, чтобы ехать на велосипеде со скоростью 50 км/ч!
Но нужно оговориться, что это при высокой посадке, а если улучшить аэродинамику, то можно очень значительно сократить необходимую мощность. Например, для тех же 50 км/ч на шоссейном велосипеде с низкой посадкой уже нужна будет мощность около 550 Вт, а если взять «разделочный» велосипед (для гонок с раздельным стартом или TT – Time Trial) с руками на аэробаре (лежак на руле) и в аэрошлеме – около 400 Вт.

Но и 400 Вт очень серьезная нагрузка для человеческого организма, которую даже хорошо тренированный спортсмен сможет выдавать только несколько минут. Если взять примерные показатели мощности шоссейных велогонщиков высокого (но не элитного) уровня в зависимости от времени, то будут примерно такие результаты:
- несколько часов – 280-300 Вт (38-40 км/ч),
- 10-20 минут – 380-420 Вт (43-45 км/ч),
- 1 минута – 500-600 Вт (48-52 км/ч),
- секунд – 800-900 Вт (57-60 км/ч).
И в то же время велогонщики-спринтеры могут на длинной дистанции показывать уровень любителя, а кратковременно (до 10 сек.) выдавать мощность до 1800-2000 Вт (около 80 км/ч на гоночном трековом велосипеде)!
Чтобы понять, почему так сильно отличаются показатели в зависимости от специализации (стайер – выносливый человек или спринтер – бегун, гонщик на короткие дистанции) и так резко сокращается время после превышения «критического порога» мощности, нужно подробнее остановиться на некоторых физиологических особенностях организма. Дело в том, что мышцы состоят из 3-х типов волокон, у каждого из которых своё назначение. Для простоты будем условно называть их 1-й, 2-й и 3-й тип.
- 1-й тип мышечных волокон (медленные окислительные или красные) предназначен для длительных, не слишком напряжённых нагрузок и отвечает за выносливость. Эти волокна относительно медленно сокращаются, зато не утомляются и могут работать часами и даже сутками практически на одном уровне. Энергию они получают из жиров (предпочтительно) и углеводов, но процесс расщепления жиров более медленный и для «сжигания» необходимо большое количество кислорода. Упражнения, направленные на работу этого типа волокон ещё называют аэробными (от слова «аэро» – воздух). Запасов жира в организме достаточно много (в норме от 8 до 22% от массы тела, у спортсменов 5-12%; у женщин значения выше) и хватает до 5 суток непрерывной работы.
Волокна 1-го типа обеспечивает поддержание крейсерской скорости на велосипеде в течение нескольких часов. Если же нагрузка возрастает, кислорода становится недостаточно, а энергии требуется больше – подключается 2-й тип волокон.
- Волокна 2-го типа (быстрые окислительно-гликолитические или промежуточные) быстрее сокращаются, более сильные и могут работать без кислорода (анаэробно) – на внутренних запасах углеводов в виде гликогена. Но время работы волокон этого типа ограничено двумя факторами.
Во-первых, запасами углеводов в организме, которых, в зависимости от интенсивности нагрузки, хватает от 20-40 до 60-90 минут. Во-вторых, при бескислородном расщеплении гликогена, в мышцах образуется побочный продукт – молочная кислота.
Точка ПАНО имеет большое значение, потому что до её прохождения велосипедист может ехать часами примерно на одном уровне, а после – время резко сокращается. Но в командной велогонке можно «схитрить»: первый спортсмен в группе едет с превышением уровня ПАНО, а те, кто двигаются за ним, прикладывают значительно меньше усилий при той же скорости, т.к. «спрятаны» от встречного потока воздуха. Когда первый велосипедист устаёт, он уступает своё место следующему, уходит назад и едет тратя меньше усилий и восстанавливая нормальный уровень молочной кислоты. Двигаясь таким образом группа может показывать среднюю скорость на 3-5 км/ч выше, чем одиночный велосипедист и на профессиональном уровне это колоссальное преимущество.
По сути, крейсерскую скорость определяют 3 момента: аэродинамика (посадка, обтекаемость и т.д.), велосипед (вес, покрышки, давление в них, потери на трение в узлах и т.д.) и на каком уровне мощности находится точка ПАНО. С помощью тренировок на выносливость можно существенно повысить анаэробный порог. Например, у любителей уровень ПАНО обычно достигается при выдаваемой мощности 150-200 Вт, а у профессиональных спортсменов высокого уровня – около 300 Вт. Даже примерно зная свой уровень, можно понять на какую скорость можно рассчитывать на том или ином велосипеде.
К примеру, для оценки своей физической силы можно обойтись без измерительных приборов, просто поднявшись по лестнице и применив калькулятор.
- 3-й тип мышечных волокон (быстрые гликолитические или белые) включается в «экстренном» случае, когда 1-го и 2-го типа недостаточно и нужны сверхусилия. Это самые крупные и сильные волокна, но энергетических запасов в них хватает всего на 10-12 секунд работы в максимальном режиме и после этого требуется несколько минут отдыха для восполнения запасов. 3-й тип полноценно задействуется, например, в пауэрлифтинге, когда нужно поднять максимальный вес, в беге на спринтерские дистанции (до 400 метров) или в велосипедном спринте.
Генетическая предрасположенность определяет соотношение типов волокон в мышцах, которое в большинстве случаев составляет примерно 50% медленных (1-го типа) и 50% быстрых (2-го и 3-го типов). Однако в некоторых ситуациях доля быстрых или медленных волокон может достигать 80-90%, что существенно влияет на специализацию: у высококлассных спринтеров наблюдается большее количество быстрых волокон, тогда как у стайеров (бегунов или гонщиков на длинные дистанции) – больше медленных. Именно поэтому спринтер способен на короткий срок генерировать мощность около 2 кВт, в то время как стайер может постепенно двигаться со средней скоростью 35-40 км/ч в течение нескольких часов.
Как сильно влияет аэродинамика
На графике ниже можно посмотреть какая примерно мощность требуется для достижения той или иной скорости на горном и шоссейном (при низкой посадке) велосипедах.

Показатели могут варьироваться в зависимости от типа шин, массы транспортного средства, состояния дорожного покрытия и ряда других факторов.
Т.к. мощность, которую может развить человек ограничена и как-то существенно её повысить не представляется возможным, то для увеличения скорости самым эффективным средством остаётся улучшение аэродинамических свойств. Чем выше скорость, тем большее значение приобретают на первый взгляд незначительные моменты. Например, только на материале, из которого сшита велоформа, можно выиграть до 30 Вт мощности, а это разница в 1-1,5 км/ч. На скорость начинает влиять форма шлема, рамы, колёс, спиц и даже бритые ли у велосипедиста ноги!
Очень большую роль для аэродинамики играет посадка. На графике ниже видно, что если на скорости 30 км/ч разница в мощности между высокой посадкой и аэродинамической всего 75 Вт, то на 40 км/ч уже 180 Вт, а на 50 км/ч – 350 Вт!

Существуют и более радикальные способы в борьбе за аэродинамику – лежачие велосипеды (лигерады или рикамбенты). Есть как открытые варианты, так и закрытые с использованием обтекателей, но ни те, ни другие не признаются Международным Союзом Велосипедистов (UCI – франц. Union Cycliste Internationale), т.к. их конструкция отличается от стандартной. Соответственно и рекорды скорости на лигерадах являются неофициальными.

Для стандартного велосипеда средняя скорость в часовом рекорде езды (максимальное расстояние за 1 час) составляет 56 км/ч, а для лигерада в закрытом корпусе – более 90 км/ч! Такая огромная разница обеспечивается за счёт уменьшения лобового сопротивления. Например, если для 100 км/ч на обычном шоссейном велосипеде потребовались бы фантастические 4000 Вт мощности, то на лигераде, в полностью закрытом обтекаемом корпусе, нужно в 15(!) раз меньше – всего около 260 Вт! И хоть лёжа гонщик не может развить такую же мощность, как в вертикальном положении на классическом велосипеде, но улучшение аэродинамических свойств всё равно даёт колоссальный выигрыш в скорости.
Мировые рекорды скорости на велосипеде
Если говорить об относительно «честных» рекордах – на велосипеде стандартной конструкции и без посторонней помощи (признанных UCI) – то можно привести такие примеры:
- В гите (индивидуальная гонка на велотреке) на 200 метров с ходу лучшее время 9,099 секунды, при средней скорости 79,13 км/ч (Михаил Яковлев, 2022 г).
- В командной гонке преследования на 4 километра лучший результат в 2021 году показала сборная Италии, проехав дистанцию за 3 мин. 42 сек. – 64,86 км/ч.
- В часовой гонке официальный рекорд по версии UCI составляет 56,792 км (Филиппо Ганна, 2022 г).
- В велогонке Вуэльта Испании наивысшую среднюю скорость среди участников выдал Анхель Касеро в 2001 году. Она составила 42,53 км/ч в течение 23 дней (21 этап) на дистанции почти 3 тысячи километров.
- В Тур де Франс лучшую среднюю скорость показал в 2022 году Йонас Вингегор – 42,106 км/ч. Гонка состояла из 21 этапа протяжённостью 3349,8 км.
Среди не очень «честных» рекордов, отметим следующие:
» Максимальная скорость на лигераде в закрытом помещении достигла 144 км/ч (2016 год)
» Рекорд на спуске по горному склону на доработанном велосипеде – 227,72 км/ч (Эрик Барон, 2017 г)
» Самая высокая скорость, развитая человеком на велосипеде (за автомобилем, чтобы снизить сопротивление воздуха) – 296 км/ч (Денис Мюллер-Коренек, 2018 г)
- Калькулятор трансмиссии велосипеда (каденс, скорость, диапазон, средний шаг кассеты, передаточные числа)
- Настройка оптимальной посадки на велосипеде
- Правильное давление в колёсах велосипеда
Расскажите в комментариях на чём вы ездите и как быстро.
Средняя оценка 4.7 / 5. Количество оценок: 66
Все о скорости на велосипеде. Рекорды и достижения. Средняя и максимальная
При поездке на велосипеде вокруг тебя нет железной коробки, как при езде на автомобиле, и ты открыт ветру и другим погодным условиям. При катании на велосипеде под тобой нет тяжелого стального корпуса, как при езде на мотоцикле, и ты просто летишь над землёй. Скорость в подобных условиях ощущается максимально полноценно.
Очень многие начинающие велосипедисты переоценивают скорость, с которой они ездят. Заметив на компьютере цифры 25-30 км/ч, многие думают, что с этой скоростью они чаще всего передвигаются, и это есть средняя скорость. Но это не так, такую скорость может удерживать только опытный велосипедист, а спортсмены кроме того способны на невообразимые рекорды.
Рекорды скоростей на велосипеде

На велодроме максимальная скорость достигает 51,151 км/ч. В 1984 году на трековой гонке в Мехико итальянец Франческо Мозер проехал это расстояние за один час. Данный результат стал рекордом как по скорости, так и по выносливости. Сам рекордсмен в 1999 году признался, что поддерживать столь высокую скорость и не терять темп ему удалось благодаря кровяному допингу, который тогда не считался запрещенным.
Наибольшая скорость, достигнутая на прямом участке с аэродинамическим обтекателем, составила 133,78 км/ч. Этот мировой рекорд был установлен в 2013 году 26-летним голландским спортсменом Себастьяном Боуйером на дистанции в 200 метров. Он находился в горизонтальном положении на спине, а педали этого уникального велосипеда располагались спереди. Веломобиль был полностью закрыт легким обтекателем из углеродного волокна. Создание этого веломобиля стало результатом совместных усилий студентов Свободного университета Амстердама и Дельфтского технологического университета.
Максимальная скорость на дистанции в прямой линии, достигнутая при использовании воздушного мешка для укрытия велосипеда, составляет 268,83 км/ч. Этот выдающийся рекорд скорости на велосипеде был установлен 50-летним спортсменом из Нидерландов Фредом Ромпельбергом в 1995 году. Результат был достигнут на ровной поверхности высохшего соляного озера в штате Юта (Бонневильская соляная равнина) благодаря тому, что велосипед двигался за гоночным автомобилем, который создал обтекаемую оболочку и защитил велосипедиста от встречного воздушного потока. Безусловно, был создан специальный велосипед, который не предназначен для езды в обычных условиях.

В 2019 году американка Денис Мюллер-Коренек побила скоростной рекорд, поставленный спортсменом из Голландии Фредом Ромпельбергом, разогнавшимся на велосипеде почти до 269 км/ч в 1995 году. Девушка поставила рекорд на знаменитой трассе в штате Юта, активно использующейся гонщиками всего мира. Площадка для заездов представляет собой дно высохшего озера Бонневилль.

Максимальная скорость при спуске с горы составляет 222 км/ч. Этот рекорд скорости установлен на маунтинбайке (горном велосипеде) французом Эриком Бароном в 2000 году на обкатанной ледяной горнолыжной трассе во Французских Альпах. Для установки этого предела скорости был построен велосипед с улучшенной аэродинамикой, но с амортизированной вилкой и задним подвесом.
Сам спортсмен был одет в аэродинамический жёсткий костюм-скафандр. В 2002 году Эрик Барон, уже на сухом гравийном склоне вулкана Сьерра-Негро в Никарагуа смог разогнаться до 210,4 км/ч. Проехав около 400 метров велосипед под смельчаком, из-за невыносимой нагрузки на раму, разорвало на две части. Эрик Барон получил сильный перелом бедра, вывих левого плеча и шейного отдела позвоночника, многочисленные ушибы и порезы, но спортсмен выжил благодаря шлему и защитному костюму.

Труднодостижимые рекорды вдохновляют любого спортсмена, а обычному человеку, иногда выбирающемуся на велосипедные прогулки, намного интереснее узнать: с какой скоростью можно двигаться по обычным дорогам, не принимая участие в соревнованиях.
Для измерения скорости на велосипед, не так давно – пятнадцать-двадцать лет назад устанавливали большие, тяжелые и ненадежные механические спидометры. Сегодня каждый может позволить себе купить миниатюрный электронный велокомпьютер, который кроме текущей скорости и общего пробега отображает среднюю скорость движения, максимальную скорость, длину маршрута, темп в минуту, расход калорий, время в пути, и другу полезную информацию в более дорогих моделях.
Обычный велосипедист на современном горном велосипеде способен поддерживать среднюю скорость 18-20 км/ч на шоссе, проезжая расстояние в 10 км за полчаса. При этом на шоссейном велосипеде тот же велосипедист может развивать скорость от 20 до 25 км/ч на ровной асфальтированной дороге, преодолевая 10 км за 25 минут. Пол велосипедиста не имеет значения на таких скоростях. Средним велоездаком считается тот, кто занимается велоспортом приблизительно 20-50 часов в месяц или 1-2 часа ежедневно.
На небольших расстояниях около 10 км развивать среднюю скорость 18 км/ч может каждый, включительно и подростки от 12-14 лет. Более опытный велосипедист, проезжающий не одну тысячу километров в год, аналогичную дистанцию проедет в два раза быстрее. У него выше физическая сила, лучше техника езды и, как правило, более качественный велосипед. Такие люди благодаря натренированной выносливости могут удерживать скорость около 30 км/ч, на дистанции 100 км по шоссе. На такие расстояния средний велосипедист крайне редко выезжает, или не ездит вовсе.
В городских условиях необходимо: объезжать остановившиеся автомобили и общественный транспорт, останавливаться на перекрестках и переездах, притормаживать до входа в повороты и перед пешеходами, поэтому средняя скорость велосипедиста в городе всегда ниже, чем на шоссе, приблизительно на 5-10 км/ч.
Несмотря на то, что на шоссейном велосипеде можно ездить быстрее по асфальту, чем на горном, его нельзя рекомендовать для поездок по городу. Байкер сидит низко на шоссейнике и имеет плохую обзорность, а остановится аварийно на таком велосипеде без заноса не получиться. Горный велосипед, хотя и медленнее шоссейного при движении по твердому покрытию, но более предпочтителен для езды по городу. На маунтингбайке очень легко маневрировать благодаря широкому рулю, а отличное сцепление широких шин с асфальтом позволит мгновенно застыть на месте.
При езде по пересеченной местности, даже на горном велосипеде, невозможно развить максимальную скорость 30 км/ч. Поскольку вне асфальта на пути часто встречаются ямы, бугры, песок, при проезде которых скорость значительно будет снижаться. При езде на маунтигбайке по лесной дороге средняя скорость обычно составляет 15 км/ч.
С другой стороны, шоссейный велосипед, обладая узкими шинами и с большей нагрузкой на переднее колесо, совершенно не предназначен для поездок по лесным тропам. Средняя скорость, с которой можно двигаться на шоссейном велосипеде по песку, опавшим листьям или снегу, составит всего 5-8 км/ч. При попытках проехать через глубокий песок или снег на таком велосипеде переднее колесо может неконтролируемо занести в сторону или застрять в мягком грунте, что может привести к падению райдера через руль. Кроме того, при движении по гравийным или утрамбованным дорожкам без амортизаторов быстро появляется усталость из-за толчков, воспринимаемых руками и позвоночником.

Знатоки спорта могут преодолевать дистанцию в 100 километров, двигаясь с усредненной скоростью примерно 30 км/ч. Например, Руй Кошта, который выиграл групповую гонку на 242 км, в 2013 году прошел это расстояние со скоростью 36 км/ч.
Для примера приведем нормы получения разрядов велоспорт-шоссе в дисциплине «индивидуальная гонка на время» (РОССИЯ):
| Звание/разряд | Дистанция (км) | Время (минут) | Средняя скорость (км/ч) |
| МСМК мужчины | 50 | 64 | 46,88 |
| МСМК женщины | 25 | 35,5 | 42,25 |
| МС мужчины | 25 | 33 | 45,46 |
| МС женщины | 25 | 37,5 | 40 |
| КМС мужчины | 25 | 35,5 | 42,25 |
| КМС женщины | 25 | 40 | 37,5 |
Немного истории
По нормативам ГТО в СССР, чтобы получить золотой значок, необходимо было проехать на велосипеде:
| Возраст (лет)/пол | Дистанция (км) | Время (минут) | Средняя скорость (км/ч) |
| 19-28 мужчины | 20 | 43 | 27,91 |
| 18-28 женщины | 10 | 25 | 24 |
| 29-39 мужчины | 20 | 46 | 26,09 |
| 29-34 женщины | 10 | 27 | 22,22 |
Факторы, влияющие на скорость движения

Уровень подготовки велосипедиста
Скорость движения больше всего зависит от физической силы и выносливости наездника. Опыт ездока больше влияет на скорость езды, чем выбор типа велосипеда. При движении по шоссе опытный велосипедист на горном велосипеде сможет удержать на хвосте начинающих гонщиков на шоссейных велосипедах, сохраняя более высокую скорость даже при подъёмах в гору.
Сопротивление встречного воздуха
На скоростях 25-27 км/ч существенно тормозит движение велосипеда сопротивление воздуха. Если дует встречный ветер, то становится трудно двигаться уже на скорости 10-15 км/ч. На горном велосипеде с широким и высоко установленным рулём, а особенно, с низко опущенным седлом, намного тяжелее крутить педали на скорости 30 км/ч, чем на шоссейном велосипеде. У шоссейника имеется особенная деталь – узкий руль с нижним захватом (бараньи рога). При ощутимом сопротивлении встречного ветра наездник шоссейного велосипеда может пригнуться к рулю, захватив руль за нижнюю часть дуги, таким образом, значительно снизив нагрузку.
Полностью избавиться от давления встречного воздуха можно только заехав в воздушный мешок, под защитой впереди идущего автобуса или грузового автомобиля. Но пристраиваться сзади за автобус или грузовой автомобиль очень опасно, так как они могут резко затормозить или повернуть при объезде ямы.
Сопротивление качению
Особенно ощущается это противодействие в начале движения. На разгон с места из-за него уходит больше энергии, как у велосипедиста, так и у двигателя автомобиля. После начала движения сопротивление качению меньше сказывается на величине усилия, необходимого для разгона. С увеличением скорости движения это противодействие постепенно уменьшается.
Увеличение трения между шиной и дорогой в первую очередь повышает величину сопротивления качению. Узкую шину, которая продавила мягкий грунт тяжело оторвать от земли. Шина с широко расставленным протектором чрезмерно притирается к твердому асфальтному покрытию, к тому же при этом быстро стирается. Поэтому выбирать покрышки по ширине, площади и глубине протектора следует с учётом того, по каким дорогам вы будете ездить на велосипеде.
Уровень давления в шинах оказывает значительное влияние на сцепление между колесом и дорожным покрытием. Высокое давление в камере способствует более легкому движению колеса по асфальту и твердым поверхностям. Чтобы упростить передвижение по щебню, песку, грязи или снегу, настоятельно рекомендуется уменьшать давление в шинах.
Большой вес велосипеда сильно повышает величину сопротивления качению. Разогнать и толкать в гору тяжелый горный велосипед всегда сложнее, чем более легкий шоссейный.
Увеличение диаметра колеса уменьшает величину сопротивления качению. Велосипед для взрослых значительно дольше двигается накатом по прямой, чем детский. Кроме того большое колесо легче преодолевает неровности дороги, перекатываясь через маленькие ямки.
Трение в передаточных механизмах
Невозможно добиться высокой скорости на велосипеде, если цепь не смазана или загрязнена, а втулки и каретка подвержены износу. Для достижения максимальной скорости стоит инвестировать в качественные втулки и каретку, а также регулярно проверять и поддерживать их в смазанном состоянии.
Амортизаторы на велосипеде, особенно слишком мягкие, снижают скорость по ровному асфальту. Но они оказываются незаменимыми при преодолении участков дорог с мелкими неровностями. Амортизированная вилка при движении по городу оказывается не заменимой, тогда как от заднего подвеса можно и отказаться.
Вообще то, сильно придерживаться приведенных выше средних скоростей не стоит, тем более максимальных. Вы должны кататься на велосипеде с удобной для вас скоростью, получая удовольствие от поездки.
Часто задаваемые вопросы
Какая максимальная скорость велосипеда на велодроме?
Максимальная скорость на велодроме – 51,151 км/ч. В гонке на треке в Мехико итальянский спортсмен Франческо Мозер в 1984 году за один час проехал расстояние 51,151 км. Такой результат считается рекордом скорости и выносливости. Как признался в 1999 году сам рекордсмен: удерживать высокую скорость и не сбивать темп ни на секунду ему помог кровяной допинг, который в то время был не запрещён.
Какая максимальная скорость по прямой в аэродинамическом обтекателе?
Максимальная скорость по прямой, при установке на велосипед аэродинамического обтекателя – 133,78 км/ч. Этот мировой рекорд был поставлен 26 летним голландцем Себастьяном Боуйером в 2013 году на дистанции 200 метров. Спортсмен лежал на спине, у этого велосипеда педали установлены спереди, а сам веломобиль полностью закрыт сверхлегким обтекателем из углеродного волокна. Этот веломобиль был построен сообща студентами Свободного университета в Амстердаме и Дельфтского технологического университета.
Какая максимальная скорость при укрытии велосипеда в воздушном мешке?
В 2019 году американка Денис Мюллер-Коренек побила скоростной рекорд, поставленный спортсменом из Голландии Фредом Ромпельбергом, разогнавшимся на велосипеде почти до 269 км/ч в 1995 году. Девушка поставила рекорд на знаменитой трассе в штате Юта, активно использующейся гонщиками всего мира. Площадка для заездов представляет собой дно высохшего озера Бонневилль.
Какая максимальная скорость велосипеда при спуске с горы?
Максимально возможноя скорость при спуске с горного склона достигает 222 км/ч. Этот рекорд был установлен на маунтинбайке французом Эриком Бароном в 2000 году на подготовленной ледяной горнолыжной трассе в Альпах. Для достижения данного рекорда был сконструирован велосипед с усовершенствованной аэродинамикой, оборудованный амортизированными вилкой и задним подвесом.
Какая максимальная скорость на шоссейном велосипеде?
Максимальная средняя скорость на шоссейном велосипеде составляет 41,654 км/ч. Такую скорость смог держать на дистанции «Тур де Франс» американский шоссейный гонщик Лэнс Армстронг в 2005 году. На спусках с гор участники этого соревнования развивают скорость близкую к 90 км/ч.
Какая средняя скорость на велосипеде?
Средний велосипедист на современном горном велосипеде без чрезмерных усилий может держать среднюю скорость 18-20 км/ч по шоссе, проезжая 10 км за 30 минут. Такой же велосипедист на шоссейном велосипеде может передвигаться со средней скоростью 20-25 км/ч по прямой асфальтированной дороге, проезжая 10 км за 25 минут. Пол ездока не имеет решающего значения, на таких скоростях. Средним велосипедистом считается человек, который катается примерно 20-50 часов в месяц или 1-2 часа в день.
Какая средняя скорость на велосипеде при спуске с горы?
При езде по пересеченной местности, даже на горном велосипеде, невозможно развить максимальную скорость 30 км/ч. Поскольку вне асфальта на пути часто встречаются ямы, бугры, песок, при проезде которых скорость значительно будет снижаться. При езде на маунтигбайке по лесной дороге средняя скорость обычно составляет 15 км/ч.
Какая средняя скорость на велосипеде при езде по песку, опавшим листьям или снегу?
Средняя скорость движения шоссейного велосипеда при езде по песку, опавшим листьям, снегу составит 5-8 км/ч.
Какая средняя скорость велосипеда на расстоянии 100 км?
Высококвалифицированные атлеты могут преодолевать расстояния до 100 километров, поддерживая среднюю скорость приблизительно 30 км/ч. К примеру, Руй Кошта, который завоевал победу в гонке на 242 км, в 2013 году проехал данную дистанцию со средней скоростью 36 км/ч.
От чего зависит скорость велосипеда?
Сопротивление воздуха (аэродинамика).Качество дорожного покрытия.Фактор почв.Ветер.Давление в покрышках и рисунок протектора.Технические факторы: трение в различных частях механизма и т.п.
Какая комфортная скорость на велосипеде?
В городе комфортной скоростью на велосипеде считается около 15-20 км/чНа шоссе комфортная скорость велосипеда является около 25-30 км/чПод горку можно комфортно ехать на скорости 40-50 км/ч
Какая оптимальная скорость на велосипеде?
Конечно все зависит от физического состояния велосипедиста, а так же от класса велосипеда. На сегодняшний день оптимальной скоростью для велосипеда считается около 15-20 км/ч
Какой рекорд скорости на велосипеде?
Новый мировой рекорд скорости на велосипеде, 295,6 километра в час, установила американка Денис Мюллер-Коренек (Denise Mueller-Korenek).
Какая максимальная скорость обычного велосипеда?
Неподготовленный велосипедист на стандартном велосипеде способен развить скорость в пределах 30-35 км/ч, тогда как спортсмены на специализированных моделях могут значительно превышать это значение, гоняя за мотоциклистами, и достигать более 100 км/ч. На конкурсах их скорость иногда достигает 50 км/ч.




