Должные величины мпк (медицинской первичной классификации) и дмпк (дипломированной медицинской первичной классификации) представляют собой стандарты, используемые для оценки медицинской квалификации и подготовки специалистов в области здравоохранения. Эти величины помогают определять уровни компетенции и необходимые навыки, которые должны иметь медицинские работники для качественного оказания медицинских услуг.
Мпк и дмпк служат ориентиром как для образовательных учреждений, так и для медицинских организаций, обеспечивая единый подход к подготовке кадров. Они способствуют повышению качества медицинского обслуживания и обеспечению безопасности пациентов, так как гарантируют, что специалисты обладают необходимыми знаниями и навыками для своей профессии.
«Основы здорового образа жизни студента»
124. Что такое здоровье человека (по определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения)? • состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов
125. Что такое оздоровительная тренировка? • система физических упражнений, направленных на повышение физического состояния до безопасного уровня, гарантирующего здоровье
«Практические основы физического воспитания»
126. В какой части самостоятельного тренировочного занятия изучаются спортивная техника и тактика, осуществляется тренировка, развитие волевых и физических качеств? • в основной части
127. В какой части урока решается задача восстановления индивидуально возможной подвижности (гибкости) занимающихся? • в подготовительной
128. В какой части урока решается задача формирования жизненно необходимых и спортивных навыков, а также развития волевых и физических качеств занимающихся? • в основной
129. Как быстро с возрастом теряется гибкость? • быстрее других физических качеств
130. Как влияют на здоровье анаболические препараты, которые применяются с целью увеличения мышечной массы человека? • влияют отрицательно
131. Какая сила мышц человека имеет решающее значение для выполнения подтягивания в висе на перекладине? • относительная сила мышц
132. Какой вид спорта может отрицательно повлиять на формирование осанки? • езда на велосипеде
133. Какой метод развития выносливости в основном направлен на повышение функциональных возможностей сердца и является небезопасным для организма? • интервальный метод тренировки
134. Какой режим работы мышц более эффективен для силовой подготовки? • комбинированный
135. Какой учет тренировочной нагрузки позволяет анализировать показатели тренировочных занятий? • текущий учет
Расчет должных величин МПК
где МПК — показатель, найденный по таблице или рассчитанный по формуле Карпмана.
1. Рассчитайте ДМПК Рассчитайте процент ДМПК.
2. Полученные данные занесите в таблицу.
| Метод определения МПК | МПК, мл/(мин • кг) | ДМПК | % ДМПК |
| По таблице 5 | |||
| По формуле Карпмана |
3. Сделайте заключение о функциональных возможностях системы дыхания.
Задание 1. Дайте определение следующим понятиям:
Секреторная функция ЖКТ –
Моторная функция ЖКТ –
Нарисуйте схему строения системы пищеварения. Отметьте её основные элементы.

Сформулируйте роль системы пищеварения в обеспечении процессов обмена веществ. Назовите её функции
Назовите основные процессы протекающие в этой системе, укажите отделы в которых они протекают
Назовите отделы обеспечивающие моторную и секреторную функции ЖКТ
Охарактеризуйте роль отмеченных вами отделов в обеспечении процессов пищеварения
Назовите отдел в котором происходят процессы пристеночного пищеварения. Назовите его отличительные особенности.
ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
Задание 1. Дайте определение следующим понятиям:
Калорический коэффициент питательных веществ –
1. Характеристика обмена веществ.
Согласно научным данным, изложенным в любом учебнике биологии известно, что все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее необходимые для своей жизнедеятельности питательные вещества и выделяя в нее продукты этой жизнедеятельности. Одна сторона обмена заключается в том, что вследствие целого ряда сложных химических превращений вещества полученные организмом из окружающей среды уподобляются органическим веществам живого организма и из них строится его тело.
Другая сторона обмена вещества проявляется в том, что сложные органические соединения распадаются в организме на простые, при этом утрачивается их сходство с веществами организма, а в результате их распада выделяется энергия необходимая для реакций биосинтеза.
Из сказанного следует, что любой организм, в том числе и организм человека, непрерывно (а может иногда) потребляет одни вещества и выделяет совершенно другие (которые не потреблял). Так ли это?
Вспомнив что методом физиологического исследования может являться не только эксперимент, но и наблюдение, попробуйте эмпирическим путем доказать наличие (или отсутствие) обмена веществ в организме человека.
С о д е р ж а н и е р а б о т ы.
I. Проанализировав свой жизненный опыт и ежедневную практику, попробуйте составить максимально полный список потребляемых вашим организмом веществ (но не продуктов) и соответственно выделяемых из вашего организма веществ:
Потребляемые организмом вещества: Выделяемые из организма вещества.
1. ________________________________ 1. ________________________________
2. ________________________________ 2. ________________________________
3. ________________________________ 3. ________________________________
4. ________________________________ 4. ________________________________
5. ________________________________ 5. ________________________________
6. ________________________________ 6. ________________________________
7. ________________________________ 7. ________________________________
8. ________________________________ 8. ________________________________
9. ________________________________ 9. ________________________________
10. ________________________________ 10. ________________________________
Учитывая такое свойство живых систем, как единство химического состава, оставьте в списке потребляемых веществ только те, которые будут иметь отношение к обеспечению этого свойства. Эти вещества и являются физиологической основой обмена.
Не вошедшие в этот список вещества, будут являться либо компонентами внутренней среды, в которой осуществляется жизнедеятельность, либо молекулами регуляторами, обеспечивающими адекватность и направления обмена веществ в зависимости от условий внешней и внутренней среды.
Соответственно, и в списке выделяемых веществ оставьте только те, которые являются продуктами химических превращений веществ оставшихся в левой части списка, т.е. имеющих отношение к поддержанию единства химического состава. Эти вещества и будут являться продуктами обмена.
Вещества являющиеся продуктами физических процессов или продуктами жизнедеятельности из списка следует удалить.
1. Составьте окончательный список веществ, теперь уже продуктов обмена и попробуйте найти между ними соответствие (что из чего получилось или что во что превратилось), если такое соответствие на ваш взгляд имеется.
Потребляемые организмом вещества: Выделяемые из организма вещества.
1. ________________________________ 1. ________________________________
2. ________________________________ 2. ________________________________
3. ________________________________ 3. ________________________________
4. ________________________________ ________________________________
II. Для каждого вещества, являющегося участником обмена, из составленного вами списка, определите каким образом (через какую систему органов) поступает оно в организм и куда конкретно доставляется. Кроме того, укажите, как оно используется в процессах пластического и энергетического обмена.
По той же схеме опишите где и в результате какого процесса, образуется выделяемое вещество и как (через какую систему органов) удаляется из организма.
| Потребляемые вещества | Пути поступления (системы) | Место использования в процессе обмена веществ | Процесс обмена веществ в котором используется |
| Удаляемые вещества | Процесс обмена веществ в результате которого образуется | Место образования в процессе обмена веществ | Пути удаления |
Установите соответствия между:
путями поступления веществ участвующих в обмене в организм и удаления из организма продуктов обмена;
местами конечного использования веществ участвующих в обмене и местами образования веществ – продуктов обмена;
физиологическими процессами, в которых используются поступающие в организм вещества участвующие в обмене и образуются вещества – продукты обмена;
III. Зная соответствия между потребляемыми и удаляемыми веществами, путями их поступления и удаления, местами использования, а самое главное, зная физиологические процессы в ходе которых и происходит обмен, попытайтесь проследить, хотя бы схематично основные пути обмена веществ в организме.
Оформление протокола.
Постройте схему основных потоков вещества в организме. По возможности подробно укажите в схеме места и процессы, в результате которых происходит превращение потребляемых веществ в выделяемые (обмен веществ).
Максимальное потребление кислорода (МПК)
Дано определение МПК. Приведены значения МПК у нетренированных людей и спортсменов различного возраста, пола и специализации. Описаны прямые и косвенные методы оценки МПК у человека. Показана взаимосвязь МПК с процентом медленных мышечных волокон.

МПК (максимальное потребление кислорода)
Определение
МПК (максимальное потребление кислорода, англ. VO2 max — maximal oxygen consumption) – максимально возможноя скорость потребления кислорода организмом при выполнении физической работы (С.С. Михайлов, 2009). Другими словами, МПК характеризует собой то предельное количество кислорода, которое может быть использовано организмом в единицу времени.
Значение МПК
У нетренированных молодых людей МПК обычно равно 3-4 л/мин., у спортсменов высокого класса, выполняющих аэробные нагрузки МПК составляет 6-7 л/мин. Для исключения влияния на эту величину массы тела МПК рассчитывают на 1 кг массы тела. В этом случае у молодых людей, не занимающихся спортом, МПК равно 40-50 мл/мин кг, а у хорошо тренированных спортсменов 80-90 мл/мин кг.
В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский и И.А. Гудков (1988) приводят следующие значения МПК для нетренированных (таблица 1) и тренирующихся (таблица 2) мужчин и женщин.
МПК и его оценка у нетренированных здоровых людей (В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский и И.А. Гудков, 1988)
| Пол | Возраст, лет | МПК (мл/мин. Кг) | ||||
| Очень высокое | Высокое | Среднее | Низкое | Очень низкое | ||
| Мужчины | >55 | 49-54 | 39-48 | 33-38 | ||
| 25-34 | >52 | 45-52 | 38-44 | 32-37 | ||
| 35-44 | >50 | 43-50 | 36-42 | 30-35 | ||
| 45-54 | >47 | 40-47 | 32-39 | 27-31 | ||
| 55-64 | >45 | 37-45 | 29-36 | 23-28 | ||
| >64 | >43 | 33-43 | 27-32 | 20-26 | ||
| Женщины | >44 | 38-44 | 31-37 | 24-30 | ||
| 20-29 | >41 | 36-41 | 30-35 | 23-29 | ||
| 30-39 | >39 | 35-39 | 28-34 | 22-27 | ||
| 40-49 | >36 | 31-36 | 25-30 | 20-24 | ||
| 50-59 | >34 | 29-34 | 23-28 | 18-22 | ||
| >59 | >32 | 27-32 | 21-26 | 16-20 | ||
Более подробно строение и функции мышц описаны в моих книгах:
- Гипертрофия скелетных мышц человека
- Биомеханика опорно-двигательного аппарата человека
МПК у спортсменов и его оценка в зависимости от пола, возраста и спортивной специализации (В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский и И.А. Гудков, 1988)
| Пол | Возраст, лет | Спортивная специализация | МПК (мл/мин. Кг) | ||||
| Очень высокое | Высокое | Среднее | Низкое | Очень низкое | |||
| Мужчины и женщины | До 18 лет | Группа А | >70 | 62-70 | 53-61 | 45-52 | |
| Группа Б | >60 | 54-60 | 47-53 | 40-46 | |||
| Группа В | >56 | 46-56 | 41-45 | 35-40 | |||
| Мужчины | 18 лет и старше | Группа А | >78 | 68-78 | 57-67 | 46-50 | |
| Группа Б | >68 | 60-68 | 50-59 | 42-49 | |||
| Группа В | >58 | 51-58 | 46-50 | 41-45 | |||
| Женщины | 18 лет и старше | Группа А | >69 | 60-69 | 50-59 | 40-49 | |
| Группа Б | >59 | 52-59 | 44-51 | 36-43 | |||
| Группа В | >50 | 46-50 | 41-45 | 36-40 | |||
Группа А – лыжные гонки, бег (800 м и более), спортивная ходьба, современное пятиборье, велогонки (1 км и более), конькобежный спорт (1500 м и более), гребля академическая, на байдарках и каноэ, плавание (200 м и более), биатлон, лыжное двоеборье.
Группа Б – спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), спринтерские дистанции в легкой атлетике, беге на коньках, велоспорте, плавании; фигурное катание, легкоатлетические многоборья, прыжки в воду, художественная гимнастика.
Группа В – спортивная гимнастика, тяжелая атлетика, легкоатлетические метания, стрельба пулевая и стендовая, стрельба из лука, конный спорт, автомотоспорт.
Где используется МПК
С точки зрения биохимии МПК характеризует максимальную мощность аэробного пути ресинтеза АТФ: чем выше величина МПК, тем больше значение максимальной скорости тканевого дыхания. Это связано с тем, что практически весь поступающий кислород используется в этом процессе.
В спортивной практике МПК используется для характеристики относительной мощности аэробной работы, которая выражается потреблением кислорода в процентах от МПК. Например, относительная мощность работы, выполняемой с потреблением кислорода 3 л/мин. спортсменом, имеющим МПК, равное 6 л/мин, будет составлять 50% от уровня МПК, или 50% критической мощности (С.С. Михайлов, 2009).
МПК и физическая работоспособность
МПК является одним из распространенных и точных методов оценки физической работоспособности (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2005). Это связано с тем, что величина потребляемого мышцами кислорода эквивалентна производимой ими работе. Следовательно, потребление организмом кислорода возрастает пропорционально мощности выполняемой работы.
Факторы, влияющие на уровень МПК
Величина МПК зависит от функционального состояния кардио-респираторной системы, от содержания в крови гемоглобина, а в мышцах – миоглобина, от количества и размеров митохондрий (С.С. Михайлов, 2009).
Методы оценки МПК
МПК может быть определен прямым и косвенными методами.
Прямой метод оценки МПК
Прямой метод оценки МПК предполагает использование велоэргометра или тредбана и оборудования для анализа выдыхаемого воздуха. При этом исследуемый должен выполнять работу «до отказа», что не всегда достижимо. Поэтому было разработано несколько косвенных методов оценки МПК.
Косвенные методы оценки МПК
К косвенным методам определения МПК относятся метод Astrand-Rhyming; тест Купера, расчет на основе величины PWC170 и др.
Метод Astrand-Rhyming
Для оценки МПК этим методом нужна ступенька высотой 40 см для мужчин и 33 см для женщин, метроном; секундомер; медицинские весы; устройство для регистрации ЧСС.
Участник тестирования выполняет степ-тест в течение 5 мин. Темп восхождения на ступеньку – 22,5 цикла за минуту. Для того чтобы каждый удар метронома соответствовал одному шагу его устанавливают на показатель 90 уд/мин. В конце пятой минуты нагрузки регистрируется ЧСС.
При отсутствии устройства для регистрации ЧСС, пульс подсчитывают пальпаторно в течение 10с восстановления после физической нагрузки. До или после нагрузки определяется масса тела тестируемого с точностью до 1 кг. В результате оценивается ЧСС за одну минуту после выполнения регламентированной нагрузки.
Расчет МПК (в л/мин) осуществляется по номограмме представленной на рис. 1. Сначала по горизонтали на уровне показателя массы тела участника тестирования определяют соответствующую точку на шкале ПК (потребление кислорода). Потом на шкале, которая находится в левой части рисунка, находят зарегистрированную в конце нагрузки ЧСС. Две точки соединяют прямой, а на месте пересечения ее со средней линией получают искомое значение МПК.

Тест Купера
Тест должен выполняться на дорожке стадиона. После старта участники тестирования пытаются в течение 12 мин. преодолеть как можно большую дистанцию. Регистрируется расстояние (с точностью до 1 м), которое исследуемый преодолел за 12 минут.
Следует отметить, что во время выполнения теста можно временно переходить на ходьбу или останавливаться на отдых. При наличии неприятных ощущений у тестируемого выполнение теста прекращается.
По показателям данного теста можно непрямым способом рассчитать значения МПК. Для этого используется следующая формула:
МПК=0,0268 х (преодоленная дистанция) – 11,3,
где: МПК, мл/кг мин. , а преодолеваемая дистанция – мили.
Определение МПК на основе PWC170
Взаимосвязь между МПК и PWC170 описывается формулой: МПК = 1,7 PWC170 +1240
Для определения МПК у высококвалифицированных спортсменов циклических видов спорта В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский и И.А. Гудков (1988) предлагают следующую формулу: МПК = 2,2 PWC170 +1070
Взаимосвязь МПК и композиции мышечных волокон
Установлена взаимосвязь между содержанием в мышцах медленных мышечных волокон I типа и МПК (А.В. Самсонова, А.А. Крестинина, 2014). Полученные результаты свидетельствуют о том, что между процентным содержанием мышечных волокон I типа в m. vastus lateralis и МПК существует достоверная корреляционная зависимость (r = 0,807, p≤0,001). Наиболее адекватной моделью, описывающей исходные данные является линейная (рис.1). Коэффициенты регрессии достоверны (р≤0,001), стандартная ошибка предсказания равна 6,0, уравнение регрессии имеет вид:
где: х – процент медленных мышечных волокон в m. vastus lateralis, Y– МПК, мл/кг мин, рис.2.

Для элитных спортсменов, представителей разных видов спорта также существует высокая корреляционная зависимость между значением МПК и процентом содержания в мышцах мышечных волокон I типа (r=0,888, p≤0,01), (рис.3). Коэффициенты регрессии достоверны, (p≤0,01), стандартная ошибка предсказания равна 4,3. Уравнение регрессии имеет вид:
где: х – процент медленных мышечных волокон в m. vastus lateralis, Y– МПК, мл/кг мин, рис.3.

Литература
- Михайлов С.С. Спортивная биохимия. – М.: Советский спорт, 2009.– 348 с.
- Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. – М.: Физкультура и спорт, 1988.– 208 с.
- Самсонова А.В., Крестинина А.А. Взаимосвязь между уровнем МПК и композицией мышечных волокон в скелетных мышцах человека//Труды кафедры биомеханики университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2014.- Вып. 8.- С. 45-51.
- Сергиенко Л.П. Непрямые методы определения максимального потребления кислорода (обзор) / Л.П. Сергиенко // Слобожанський науково-спортивний вiсник, 2015.– № 1.– С. 109 -122.
- Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. возрастная: Учебник. — М.: Олимпия Пресс, 2005.- 528 с.
- Staron R.S., Hikida R.S., Hagerman F.C., Dudley G.A., Murray T.F. Human Skeletal Muscle fiber Type Adaptability to Various Workloads //Journal of Histochemistry and Cytochemistry. – 1984. – Vol. 32. – No.2. – P. 146-152.
- Gollnick P.D., Armstrong R.B., Saubert IV C.W., Piehl K., Saltin, B. Enzyme activity and fiber composition in skeletal muscle of untrained and trained men //Journal of Applied Physiology. – 1972. – Vol. 33. – 3. – P. 312-319.
Подпишитесь на мои каналы
на YouTube и в Telegram!
Похожие записи:
Сила упругости
Дано определение силы упругости и расчет её численного значения, подробно рассмотрена природа силы упругости. Приведены примеры использования силы…
Модуль Юнга (модуль упругости)
Дано описание жизни и открытий английского ученого-экциклопедиста Томаса Юнга. Рассмотрена история открытия…
Закон Гука
Дано описание жизни и открытий Роберта Гука. Подробно рассмотрен закон Гука, его применимость и примеры расчета силы…
Типы конституции по А.А. Богомольцу
Описана биография Александра Александровича Богомольца и типы конституции человека, основанные на состоянии соединительной ткани: астеническая; фиброзная; пастозная…
Типы телосложения по Шевкуненко-Геселевичу
Описана краткая биография В.Н. Шевкуненко и А.М. Геселевича, а также классификация типов телосложения человека: долихоморфного, мезоморфного и брахиморфного…
Способы восстановления мышц после силовой тренировки
Приглашение к участию в анкетном опросе, посвященному способам восстановления мышц после силовой тренировки. Анкетный опрос проводит магистрантка кафедры…




