Высокие требования к быстроте реакции, как в циклических, так и в ациклических движениях, обусловлены динамичностью современных видов спорта и физической активности. Эти качества критически важны для достижения высокого уровня спортивных результатов, так как скорость реакции влияет на эффективность выполнения технических элементов и общую конкурентоспособность.
Кроме того, развитие быстроты реакции способствует улучшению координации движений, повышению уровня адаптивности и снижению вероятности травм. Регулярные тренировки и специализированные методики подготовки помогают спортсменам достигать оптимальных показателей в обоих типах движений, что является залогом их успеха на соревнованиях.
Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих отдельные физические качества
Вопрос акцентированного воспитания и улучшения основных физических характеристик — выносливости, силы, быстроты, гибкости и ловкости — представляет собой меньшую сложность на начальных этапах регулярных занятий физическими упражнениями. В этот период новички, как правило, одновременно совершенствуют все эти качества. Не зря на этой фазе подготовки наиболее эффективен комплексный подход к тренировкам, т.е. общефизическая подготовка (подробнее об этом см. в гл. 9). Однако с увеличением уровня подготовленности в конкретном физическом качестве величина взаимного положительного влияния («переноса») постепенно снижается. При высоком уровне тренированности развитие одного физического качества начинает затормаживать прогресс в другом.
Спортивные дисциплины, которые в первую очередь способствуют развитию выносливости. Формирование выносливости в рамках тренировочного процесса является эффективным методом увеличения работоспособности, основанной на способности центральной нервной системы и нескольких функциональных систем организма противостоять утомлению.
К спортивным дисциплинам, активно развивающим общую выносливость, относятся все циклические виды спорта, где физическая нагрузка продолжается достаточно длительное время и сопровождается преимущественным увеличением аэробного (кислородного) обмена в организме: спортивная ходьба, бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции, велоспорт (шоссейные гонки, кросс, определенные дистанции на треке), лыжные гонки и биатлон, плавание, большинство дистанций в конькобежном спорте, спортивное ориентирование, триатлон.
Высокий уровень обшей выносливости — одно из главных свидетельств отличного здоровья человека. С помощью регулярных занятий видами спорта, развивающими общую выносливость, можно в значительной мере улучшить отдельные показатели физического развития, повысить функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Общая выносливость влияет на способность проявлять специализированную выносливость не только в конкретных спортивных дисциплинах, но и в разнообразных трудовых процессах.
Следовательно, виды спорта, способствующие развитию общей выносливости, могут быть полезны для всех профессиональных областей. Тренировки в этих спортивных направлениях, которые проходят с низким уровнем нагрузки (пульс до 130 ударов в минуту), но продолжаются в течение длительного времени, являются отличным способом активного отдыха и восстановления работоспособности.
Если и есть отдельные случаи достижения спортивных высот молодыми людьми, начавшими регулярную систематическую и упорную тренировку в студенческом возрасте, то большая часть этих случаев относится к видам спорта, развивающим преимущественно общую выносливость. Оптимальные возможности к достижению наивысших спортивных результатов в этих видах спорта находятся в пределах 22—21 лет.
Перед началом занятий данными видами спорта важно сразу настроиться на серьезную и напряжённую работу, которая связана с развитием способности и стойкости к утомлению (терпения) как в процессе соревнований, так и в тренировках.
Описание видов спорта, которые в первую очередь способствуют развитию силы и скоростно-силовых качеств. Знаменитый спортсмен Ю. Власов утверждал: «В каждом человеке заложен потенциал для формирования силы. У природно сильного человека имеются задатки для достижения высших результатов. Однако именно воля определяет силу».
Тем временем в различных спортивных дисциплинах и жизненных обстоятельствах сила может проявляться в разных формах, сочетаясь с другими физическими характеристиками. Поэтому отдельные аспекты силовых качеств делятся на такие категории, как абсолютная сила, относительная сила, силовая выносливость и скоростно-силовые качества. Каждое из этих качеств связано с определёнными видами спорта, разнообразными методами их развития и разными целями, которые ставятся для достижения успеха в спорте, работе и жизни.
Тяжелая атлетика — это вид спорта, в котором упражнения выполняются с максимальным мышечным напряжением при поднимании возможно больших тяжестей (в соответствующей весовой категории и в соответствующем упражнении — в рывке и толчке). Для этого применяются динамические и изометрические тренировочные упражнения со значительными мышечными напряжениями (см. гл. 9).
На занятиях тяжелой атлетикой совершенствуются в основном способности к максимальным мышечным усилиям групп мыши нижних конечностей, туловища и разгибателей рук. Успеха добиваются атлеты, умеющие регулировать степень возбуждения нервной системы, добиваться согласованной работы различных групп мыши на фоне максимальных мышечных и психических напряжений.
При поднимании значительного веса и возникающем при этом натуживании резко возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую систему из-за быстрого и резкого колебания кровенаполнения сердца и сосудов. При неправильной организации тренировки у тяжелоатлетов могут возникать отклонения в состоянии системы кровообращения.
Вот почему гиревой спорт с его многократными и разнообразными подъемами непредельного веса (гири 24 и 32 кг) больше соответствует бытовой и профессиональной деятельности, требующей проявления силы, чем занятия тяжелой атлетикой (штанга), где тренировка направлена на одноразовый подъем предельного веса. Основная особенность гиревого спорта — это продолжительность выполнения силового упражнения, требующего незаурядной силовой выносливости. Так, например, высокими достижениями в толчке двумя руками считаются подъемы более 30 раз (гири 32 кг) для атлетов массой до 60 кг и более 155—160 раз — для весовой категории свыше 90 кг. Поэтому в тренировочных планах гиревиков прочно обосновались упражнения на выносливость (пробежки в равномерном темпе до 15 км).
Атлетическая гимнастика — система упражнений с разнообразными отягощениями. Это самостоятельный общедоступный вид спорта, которым в последние годы активно занимаются и женщины.
Атлетическая гимнастика позволяет избирательно увеличивать массу отдельных групп мышц, что приводит к росту их силы и силовой выносливости, к совершенствованию телосложения. Следует отметить неодинаковый прирост массы мышечных групп у спортсменов разного типа телосложения (более подробно об этом см. гл. 9).
Возрастные особенности естественного становления силовых качеств человека позволяют добиваться высочайших спортивных резултьтатов в силовых упражнениях в студенческом возрасте и даже после окончания высшего учебного заведения.
Особую группу составляют виды спорта, связанные с развитием скоростно-силовых качеств. Это легкоатлетические метания (копья, лиска, молота), толкание ядра и прыжки. Особое место в подготовке спортсменов этой группы видов легкой атлетики имеет развитие силы и быстроты мышечного сокращения. Спортсмены, занимающиеся этими видами спорта, включают в свою подготовку большой объем упражнений со штангой и другими отягощениями для развития силы. Силовая подготовка — неотъемлемая часть тренировочного процесса и в целом ряде других видов спорта (хоккей, борьба), но там этот вид физических упражнений «растворяется» в комплексе других средств, приобретая не самостоятельное, а вспомогательное значение.
Характеристика видов спорта, развивающих преимущественно быстроту. Быстроту нельзя путать со скоростью передвижения (в беге, на коньках). Кроме быстроты реакции двигательного действия, скорость передвижения определяют и силовая подготовленность, и рациональность (техника) двигательного упражнения.
Научные исследования в области спорта и практические наблюдения неоднократно демонстрировали, что если человек обладает скоростными качествами в одной сфере спорта, это вовсе не гарантирует аналогичных результатов в другой. Прямой перенос быстроты движений возможен лишь в тех случаях, когда движения координационно схожи. В некоторых дисциплинах легкой атлетики, таких как спринт на 100 и 200 метров, а В беге с барьерами на 100 и 110 метров, предъявляются высокие требования к быстроте реакции и движений, а аналогичные требования существуют в конькобежном спорте (например, в беге на 500 метров), велоспорте (короткие дистанции на треке), фехтовании, боксе и других единоборствах, а Во многих командных играх. Однако в каждом из этих случаев быстрота проявляется по-особенному.
Чтобы воспитать быстроту движения у студентов, вернее, скоростно-силовые качества, требуются специально-организованные занятия, например в беге на 100 м. Такие занятия необходимы в связи с тем, что в студенческом возрасте уже прекращается естественное повышение быстроты и требуется специальная систематическая тренировка для совершенствования скоростных качеств в каждом виде спорта.
Физическое качество быстроты не имеет существенного значения в укреплении здоровья, коррекции телосложения. Однако воспитание быстроты — необходимый элемент в подготовке представителей Целого ряда спортивных дисциплин.
Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих координацию движении (ловкость). Ловкость определяет успешность овладения новыми спортивными и трудовыми движениями. Хорошая координация движений способствует обучению профессиональным умениям и навыкам. Поэтому воспитанию ловкости должно уделяться время в плане общей физической и спортивной подготовки студентов. Это обеспечивается достаточным разнообразием и новизной доступных упражнений из различных видов спорта для создания у] занимающихся запаса двигательных умений и совершенствования координационной способности.
Наибольший эффект в воспитании ловкости обеспечивают такие сложнокоординационные виды спорта, как спортивная акробатика, гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду, на батуте, прыжки на лыжах, слалом, фрейстайл, фигурное катание и спортивные игры.
Все эти виды (кроме спортивных игр) не оказывают значительного действия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, но предъявляют значительные требования к подготовке нервно-мышечного аппарата, к волевым качествам спортсменов.
Из-за сложности и длительности формирования координационных движений не имеет смысла начинать специализацию в этих видах спорта в студенческом возрасте, чтобы достичь высших спортивных результатов. Фундамент сложнокоординационных движений закладывается в детском возрасте и требует многолетней регулярной систематической тренировки.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .
Виды спорта, связанные с развитием скоростносиловых качеств
Легкоатлетические метания (копья, диска, молота), толкание ядра и прыжки. Особое место в подготовке спортсменов данной группы видов легкой атлетики имеет развитие силы и быстроты мышечного сокращения. Спортсмены, занимающиеся этими видами спорта, включают в свою подготовку большой объем упражнений со штангой и другими отягощениями для развития силы. Силовая подготовка — неотъемлемая часть тренировочного процесса в целом ряде других видов спорта (хоккей, борьба), но там этот вид физических упражнений «растворяется» в комплексе других средств, приобретая не самостоятельное, а вспомогательное значение.
Характеристика видов спорта, развивающих преимущественно быстроту
Спортивная наука неоднократно подтверждала, что если человек проявляет скоростные способности в одной спортивной дисциплине, то совсем необязательно, что он проявит их в другой, ибо перенос быстроты движений происходит лишь в аналогичных движениях. Быстроту нельзя путать со скоростью передвижения. Высокие требования к быстроте реакции, быстроте циклических и ациклических движений предъявляются в следующих видах спорта:
- — легкой атлетике (бег 100, 200 и 110 м с барьерами);
- — в конькобежном спринте (бег на 500 м);
- — велоспорте (в ряде коротких дистанций на треке);
- — фехтовании;
- — боксе и других единоборствах;
- — спортивных играх.
Тем не менее, в каждом отдельном случае скорость имеет свои особенности.
Чтобы воспитать быстроту движений у студентов, требуются специально организованные занятия при подготовке к выполнению обязательных зачетных нормативов, например в беге на 100 м. Специально направленные занятия необходимы в связи с тем, что в студенческом возрасте прекращается естественное повышение быстроты и требуется специальная систематическая тренировка для совершенствования скоростных качеств в каждом виде спорта.
Физическое качество быстроты не имеет существенного значения в укреплении здоровья, коррекции телосложения. Однако воспитание быстроты — необходимый элемент в подготовке представителей целого ряда спортивных дисциплин.




