Количество этапов в коротких дистанционных эстафетах: что нужно знать

Количество этапов в коротких дистанционных эстафетах: что нужно знать
Содержание

В эстафете на короткие дистанции, такой как 4×100 метров, участвуют четыре спортсмена, каждый из которых пробегает свою часть дистанции. Каждый участник передает эстафету следующему на этапе передачи, что делает соревнование динамичным и напряжённым.

Существует также эстафета на 4×400 метров, где также четыре участника, но дистанция каждая значительно длиннее. Успех команды зависит не только от скорости, но и от точности передачи эстафеты между участниками.

Эстафетный бег

Оценить Количество этапов в коротких дистанционных эстафетах: что нужно знать Количество этапов в коротких дистанционных эстафетах: что нужно знать Количество этапов в коротких дистанционных эстафетах: что нужно знать Количество этапов в коротких дистанционных эстафетах: что нужно знать Количество этапов в коротких дистанционных эстафетах: что нужно знать 3425 0

Содержимое разработки

Эстафетный бег. Методика обучения

(на примере эстафетного бега 4*100м)

Эстафетный бег, история вида4 стр.

Виды эстафетного бега, разряды5 стр.

Общие правила эстафетного бега6 стр.

Методика обучения эстафетному бегу

(на примере эстафетного бега 4*100метров)9 стр.

Эстафеты в школе: 1000 вариантов

Список литературы22 стр.

Уважаемые коллеги, учителя ФК, тренера-педагоги, цель этой работы – отразить методику обучения эстафетного бега, единственного командного вида легкой атлетики, который отличается очень высокой скоростью бега и зрелищностью.

Здесь представлена краткая история эстафетного бега, его виды и общие правила, техника и методика обучения (на примере эстафетного бега 4*100метров), а так же развитие физических качеств на уроках с помощью всевозможных эстафет.

Работа адресована учителям физической культуры, тренерам, широкому кругу спортсменов и любителям лёгкой атлетики.

ЭСТАФЕТНЫЙ БЕГ, ИСТОРИЯ ВИДА.

Эстафета – название, заимствованное из итальянского языка, где слово « staffa » означает «стремя». Легко понять, что в прежние времена, чтобы самым быстрым способом доставлять донесения, гонцам приходилось менять лошадей, перескакивая из «стремени в стремя», — это позволяло сохранять максимальную скорость передвижения.

Эстафетный бег появился в программах спортивных соревнований уже в конце XIX в. Эстафеты 4*100 м и 4*400 м стали проводиться на Олимпийских играх с 1912 г. Золотые награды в эстафетном беге на Олимпийских играх обычно завоёвывали американские спортсмены. Хотя в последние годы многое поменялось. На играх в Пекине 2008 г. Мужская сборная Ямайки, ведомая, ныне уже пятикратным рекордсменом мира, Усейном Болтом обержала убедительную победу в эстафете 4*100 м с мировым рекордом 37.10с. Сборной США принадлежит, только рекорд в эстафете 4*400м – 2,54,29мин.

Эстафета 4*100м для женщин была впервые проведена на Олимпийских Играх 1928 г. В разные времена спортсменки многих стран добивались успехов в этом виде. В настоящий момент мировой рекорд – 41.37с принадлежит представительницам ГДР, установленный в 1985г.

Эстафета 4*400м впервые была проведена на Олимпийских Играх 1972 г. До сих пор мировое достижение в этом виде 3,15,18 мин. принадлежит спортсменкам СССР.

ВИДЫ ЭСТАФЕТНОГО БЕГА. РАЗРЯДЫ

Взрослые бегуны, а также юноши и девушки старшего возраста, имеющую беговую подготовку, соревнуются в эстафетах 4*100м., 4*200м., 4*400м., в смешанных эстафетах 400-300-200-100м (или в обратном порядке) и 100-200-400-800м. Соревнования в эстафетах проводятся и на средних дистанциях: 10*1000 м., 4*1500м.

Разрядные нормы (мужчины)

При авто. нормы увелич. на 0,15с

При авто. нормы увелич. на 0,15с

При авто. нормы увелич. на 0,15с

При авто. нормы увелич. на 0,15с

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭСТАФЕТНОГО БЕГА

Линии шириной 5 см должны быть прочерчены поперек дорожки, чтобы обозначить дистанции этапов и отметить коридоры для передачи. Каждая зона передачи должна быть 20 м в длину, с центром в середине этой зоны. Они начинаются и заканчиваются по краям линий, ближайшим к линии старта в направлении бега.

Центральная линия зоны первой передачи в эстафете 4 х 400 м (или второй зоны передачи в эстафете 4 х 200 м) должна соответствовать линии старта в беге на 800 м). Зоны передачи второго и последующих этапов в эстафетах 4 х 400 м представляют собой линии, проведенные в 10 м со стороны старта/финиша. Дуга, пересекающая дорожку при входе на противоположную прямую и показывающая место, где бегунам второго этапа (4 х 400 м) и третьего этапа (4 х 200 м) разрешается перейти на общую дорожку, должна быть идентичной дугообразной линии в беге на 800 м. Эстафеты 4 х 100 м и, если возможно, 4 х 200 м нужно проводить полностью по отдельным дорожкам. В эстафетах 4 х 200 м (если соревнование не проводится полностью по отдельным дорожкам) и 4х400 м первый круг, а также часть второго круга до линии после первого виража нужно целиком проводить по отдельным дорожкам.

Вэстафетах 4 х 100 м и 4 х 200 м участники команды, за исключением первого бегуна, могут начать бег не более чем за 10 м до начала зоны передачи эстафетной палочки. Четкая отметка должна быть сделана на каждой отдельной дорожке, чтобы обозначить это место.

В эстафете 4 х 400 м при первой передаче эстафетной палочки, которая осуществляется спортсменами, остающимися на своих дорожках, бегущему второй этап не разрешается начинать бег вне своей зоны передачи, и он начинает бег в этой зоне. Точно также бегуны третьего и четвертого этапов начинают бег в своих зонах передачи.

Бегуны второго этапа в каждой команде могут перейти на общую дорожку после того, как они пересекли линию после первого виража, которая должна быть отмечена дугообразной линией шириной 5 см поперек дорожки и флагом не менее 1.50 м высотой, расположенным с каждой стороны дорожки. Бегуны третьего и четвертого этапов в эстафете 4 х 400 м должны быть расставлены под руководством назначенного судьи в том же порядке (от первой к последующим дорожкам), какой занимают члены их команды после пробегания 200 м. После пробегания этой отметки принимающим эстафету спортсменам не разрешается менять расположение в начале зоне передачи. Если какой-то спортсмен не следует этому Правилу, по его вине команда дисквалифицируется. В других эстафетных соревнованиях, когда бег проводится не по отдельным дорожкам, ожидающий бегун может занять положение внутри общей дорожки по мере того, как к нему приближается бегун предыдущего этапа, при условии, что он не толкает другого участника и не мешает ему продолжать бег.

Контрольные отметки. Если вся эстафета или ее первый этап проводится по отдельным дорожкам, спортсмен может сделать одну контрольную отметку на своей дорожке, используя самоклеющуюся ленту размером максимум 5 см х 40 см, которую нельзя будет перепутать по цвету с другими постоянными разметками.

Для гаревой или травяной дорожки он может оставить контрольную отметку на своей дорожке, прочертив ее. В любом случае не может быть использована никакая другая контрольная отметка. Эстафетная палочка представляет собой цельную, гладкую, полую трубку, круглую в сечении, сделанную из дерева, металла или другого твердого материала. Длина палочки должна быть в диапазоне 28 — 30 см.

Ее вес должен быть не менее 50 г, а длина в окружности — 12-13 см. Она должна быть выкрашена в такой цвет, чтобы ее легко можно было увидеть во время соревнования. На протяжении всего соревнования эстафетную палочку нужно держать в руке. Если она упала, то поднять ее должен тот спортсмен, который уронил палочку.

Он может сойти с дорожки, чтобы поднять ее, при условии, что при этом не сокращает дистанцию. Если эта процедура выполнена правильно и при этом спортсмену другой команды не нанесено ущерба, падение эстафетной палочки не приводит к дисквалификации. Во всех видах эстафет палочку нужно передавать только в специальной зоне.

Передача палочки начинается только с того момента, когда принимающий бегун впервые до нее дотрагивается, и завершается, когда она оказывается в руке только у принимающего бегуна.. Спортсменам не разрешается носить перчатки или наносить на руки какое-то вещество для обеспечения лучшего захвата палочки.

В зоне передачи решающим является только положение палочки, а не тела или конечностей спортсменов. Передача палочки вне зоны приведет к дисквалификация. Спортсмены перед получением и/или после передачи палочки должны оставаться на своих дорожках или в зонах до того, пока дорожка не освободится, чтобы не помешать другим участникам. Если какой-то спортсмен умышленно мешает члену другой команды, заняв чужую дорожку на финишном участке своего этапа, его команда будет дисквалифицирована. Оказание помощи за счет подталкивания или других подобных методов ведет к дисквалификации.

Если эстафетная команда стартовала в соревновании, разрешается заменять только двух спортсменов на последующих этапах. Замены в эстафетной команде могут быть сделаны только из числа уже заявленных на этот или другой вид спортсменов. Состав команды и порядок бега в эстафете должен быть официально объявлен не позднее чем за один час до опубликованного времени первого вызова на первый забег в каждом круге соревнования. Дальнейшие изменения могут быть сделаны только по медицинским показаниям (заверенным медицинским сотрудником, назначенным Оргкомитетом) только до последнего вызова на определенный забег, в котором участвует команда. Если спортсмен, стартовавший в предыдущем круге, был заменен запасным, он не может возвращаться в команду.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭСТАФЕТНОМУ БЕГУ

(на примере эстафетного бега 4*100метров)

Обучать технике эстафетного бега целесообразно после того, как усвоена техника бега на короткие дистанции. Основная задача обучения состоит в том, чтобы научить занимающихся четко передавать и принимать эстафету на высокой скорости бега. Ниже указана последовательность обучения технике эстафетного бега, перечислены частные задачи, средства для их решения и даны методические указания.

Задача 1. Создать представление о технике эстафетного бега.

Средства: 1. Сообщить сведения о видах эстафетного бега. 2. Объяснить и показать технику передачи эстафетной палочки в 20-метровой зоне на максимальной скорости. 3. Показать кинокольцовки передачи эстафеты сильнейшими бегунами. 4. Объяснить значение расчета и точности движений в передаче эстафеты.

Задача 2. Научить технике передачи эстафетной палочки.

Средства: 1. Объяснением и демонстрацией создать представление о способе передачи эстафетной палочки снизу. 2. Передача эстафетной палочки правой и левой руками, стоя на месте, без предварительной имитации и с предварительной имитацией движений рук при беге. 3. Передача эстафетной палочки по сигналу преподавателя при передвижении шагом. 4. То же по сигналу передающего.

5. Передача эстафетной палочки по сигналу передающего при передвижении медленным, а затем быстрым бегом. Контрольную отметку устанавливает преподаватель (тренер). 6. Передача эстафетной палочки при быстром беге по отдельной дорожке.

Методические указания. Упражнения в передаче эстафетной палочки на месте выполняются парами, двумя шеренгами и по кругу. Передающий находится уступом в противоположную сторону от руки, держащей эстафету. Так же выполняются упражнения в передаче эстафетной палочки в передвижении шагом и медленным бегом.

Задача 3. Научить старту бегуна, принимающего эстафету.

Средства: 1. Старт на прямой из положения с опорой на одну руку. 2. Старт на отдельной дорожке на повороте (при выходе на прямую) с опорой на одну руку. 3. Старт на отдельной дорожке на прямой (при входе в вираж). 4. Определение расстояния от начала разбега до контрольной отметки. 5. Старт на отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки.

Методические указания. При овладении стартом на дорожке в зоне нужно следить за тем, чтобы принимающий бежал у внешней линии дорожки на 2-м и 4-м этапах и у внутренней — на 3-м этапе. Переходить к изучению старта, согласованного с бегом передающего, целесообразно только после того, как достигнут стабильный навык старта и бега по задней стороне дорожки.

Задача 4. Добиться передачи эстафеты на максимальной скорости в 20-метровой зоне.

Средства: 1. Передача эстафеты на максимальной скорости в зоне (устанавливаются индивидуальные контрольные отметки для команды по этапам). 2. Командный эстафетный бег на полную дистанцию с участием двух и более команд.

Методические указания. Техника передачи эстафеты изучается и совершенствуется при беге в 1/2—3/4 интенсивности и на максимальной скорости в конце разминки или вскоре после нее.

В основном совершенствование в технике передачи эстафеты проводится парами (связками), которые тренируются на своем месте, т. е. в начале или в конце поворота. Вначале занимаются пары бегунов 1-го и 2-го и 3-го и 4-го этапов. После этого второй бегун совершенствует передачу с третьим, наконец все четверо вместе. Разумеется, эта последовательность в связи с задачами может изменяться. Очень важно, чтобы бегун, передавший эстафетную палочку, выходил со своей дорожки только тогда, когда снизит скорость, а участники других команд, принявшие эстафеты, пробегут вперед.

При составлении команды участников эстафеты следует расставлять по этапам, учитывая следующие обстоятельства. В связи с тем, что бегун, стартующий в зоне, всегда бежит медленнее в момент передачи, нежели догоняющий его бегун, целесообразно ставить на 1-й этап слабейшего, на следующий — второго по силам бегуна и т. д. Это позволит передать эстафету при лучшем соотношении в скорости обоих бегунов.

Вместе с тем учитывается и то, что одни спринтеры умеют и любят бегать со старта, а другие имеют худшие результаты в беге со старта, но успешно участвуют в эстафете. Нельзя забывать также тех, кто хорошо бегает по повороту и финишной прямой. После того как все кандидаты в команду детально изучены, следует распределить их по этапам и начать тренировку.

Тренировка в эстафетном беге на короткие дистанции — это в первую очередь спринтерская подготовка и совершенствование техники передачи эстафеты. Основные условия для этого — постоянство состава эстафетной команды и длительная практика. Тренировка эстафетной команды включается как органическая часть в спринтерскую тренировку. Это не должно намного увеличивать нагрузку спортсменов. Например, по ходу тренировочного занятия бегуны должны пробегать несколько раз 100 м. Вместо этого лучше провести эстафету 4×100 м. Бег с ускорениями, с ходу, прикидки могут оканчиваться передачей эстафеты. Ускорения можно начинать вместе с приемом эстафеты и т. д.

Совершенствование в эстафетной технике при беге с максимальной интенсивностью, а также прикидки следует проводить как часть спринтерской тренировки в середине или даже в конце занятий, перед заключительной частью. Особенно важно почаще пробегать всю дистанцию эстафеты: только при этом достигается привычность движений и точный расчет контрольных отметок. Перед соревнованием в конце разминки следует провести передачу эстафеты в связках. Очень важно при этом установить, если требуется, поправки к расстоянию до контрольных отметок. Это необходимо главным образом при ветре — встречном, попутном.

В процессе тренировки и соревнований постоянный состав эстафетной команды может достигнуть очень большой точности выполнения всех движений.

Эстафеты в школе: 1000 вариантов

Местом проведения эстафет может быть любая площадка, отвечающая требованиям по технике безопасности. Нагрузка регулируется увеличением или уменьшением расстояния до фишки; количеством эстафет и их сложностью. Участники делятся на 2–3 команды, учитывая место проведения, количество эстафет и наличие инвентаря. Эстафеты можно комбинировать

Будет эффективнее проводить меньше перестроений в полосе препятствий. Например, бег до фишки спиной вперед, а назад – обычный бег или прыжками на двух ногах. Если эстафета без предметов, то можно передачу сделать хлопком по руке. В качестве эстафетной палочки можно использовать любой мяч, кубик, несколько мячей или предметов и др

Для четкого выполнения задания передавать эстафету предлагается в стартовой площадке (за линией старта). Ориентирами в эстафетах могут быть флажки, кегли, фишки, кубики и др. По усмотрению, каждая эстафета может оцениваться как за быстрое, так и за качественное исполнение

Эстафеты без предметов

Индивидуальные

1 . Бег (в роли эстафетной палочки можно применять любой предмет).

2 . Бег спиной вперед.

3. Спортивная ходьба: руки за головой;

схлопками на каждый шаг; бег с подскоками.

4 . Короткие шаги; широкие шаги.

5 . Бег: правым боком, левым боком.

6. Прыжками: правым боком, левым боком;

н оги скрестно (в полете менять положение ног).

7 . Руки держать на голеностопном суставе; на коленях.

8. Прыжки: на правой ноге, на левой, на обеих.

9. Бег в полуприседе, руки на поясе, в полном приседе, руки на коленях.

10. Ходьба или бег с различными движениями рук:

а) руки в стороны, вращение в кистевых суставах; 11. Подражание зверям и птицам: б) вращение в локтевых суставах; а) «прыжки кенгуру»; в) вращение рук вперед; б) «зайца»; г) вращение рук назад; в) ходьба на внешней стороне стопы – «медведь»; д) «ножницы»; г) на пятках, руки назад – «пингвин»; е) «полет птицы»; д) «страус» – руки изображают хвост, бег широкими шагами; ж) «брасс»; е) «лиса» – мягкий бег; з) поднимание и опускание рук. ж) «прыжки лягушки»; з) бег «рака».

12. Бег с опорой на руки:

а) ногами вперед; б) головой вперед;

а ) 1-й партнер спиной вперед; назад – 2-й спиной вперед, руки в «замке» в локтевых суставах.

б) 1-й руки назад, 2-й держит за руки; назад – меняются ролями; в) 2-й может положить на плечи 1-му или на пояс.

14. Бег на руках: 2-й держит за ноги 1-го – он

передвигается на руках; назад – меняются ролями.

1 5. 1-й бежит спиной вперед, 2-й держит за руки и направляет; назад – меняются ролями;

а) боком прыжками; б) скрестным бегом.

1 6. 2-й делает поворот, взявшись за руки с 1-м, затем 1-й и т.д.

1 7. 1-й правой рукой берет левую руку 2-го, а левой над головой за правую руку партнера.

1 8. Бег «на трех ногах»: партнерам связывают по одной ноге (у 1-го – правую, у 2-го – левую).

1 9. 1-й прыгает на одной ноге, 2-й держит другую ногу;

назад – меняются ролями.

20. «Чехарда» (каждый должен выполнить

о пределенное количество прыжков).

2 1. 1-й встает ноги врозь, 2-й проползает под партнером,

затем меняются ролями и т.д. (определенное количество проползаний).

Эстафеты в парах с предметами

Эстафеты с мячом

2 3. Бег или прыжки:

а) мяч зажимается грудью или животами; б) можно зажать плечами; в) головами.

2 4. Мяч держать двумя руками с партнером:

а) впереди; б) сзади; в) сбоку.

2 5. Бег в обруче (при передаче эстафеты

снимать обруч и влезать в него через ноги).

2 6. 1-й катит обруч, 2-й – проползает в него

туда и обратно; назад – меняются ролями.

27. Взять обруч двумя руками, вращаться

с партнером, передвигаясь вперед.

Эстафеты с гимнастической палкой

28. Взять гимнастическую палку двумя руками:

а) палка впереди; б) сзади; в) над головой.

29. «Муравьи несут соломинку»:

а) на плече; б) над головой; в) сбоку (можно 2 палки).

3 0. «Двое на коне» (палку держать двумя

руками между ног).

3 1. Палку держать на ноге (можно идти,

Э стафеты со скакалкой

32. Прыжки через скакалку: в паре с продвижением

3 3. 1-й бежит на всю длину скакалки, затем стоит,

пока 2-й выполнит то же самое и т.д.

34. Средством переправы может быть: мяч, обруч,

гимнастическая палка, скакалка и т.д.

3 5. Участник должен обежать колонну, затем с

впередистоящим партнером, переправиться;

2 -й выполняет то же самое.

36. Команды по одному переправляются на

противоположную сторону (передача эстафеты хлопком по руке).

Эстафеты с предметами

С мячом

М яч можно держать двумя руками:

а ) над головой; б) за головой; в) за спиной; г) на плече и др.

В ести мяч ногой; катить мяч одной или двумя руками.

Отбивать мяч одной или двумя руками.

Н ести мяч, стукнуть в обруче.

В каждом обруче стукнуть мячом.

а ) вести мяч ногой; б) катить между предметами.

« Меткий стрелок» (от линии бросить

мяч в обруч – дополнительное очко,

п одобрать мяч и назад бегом, передать его).

Мяч зажимается двумя эстафетными палочками,

г имнастическими палками.

Бег с тремя (четырьмя, пятью) мячами (можно

применять много других предметов).

а) мяч зажимается между ступнями ног; б) между коленей (выполнять бег или прыжки).

Забить мяч в ворота ногой или рукой, затем взять

м яч, назад – бег с мячом.

Бежать или катить мяч по узкому коридору,

можно по скамейке.

Сгимнастической палкой

Изображение пловца на лодке. В полуприседе или

в приседе, взявшись за конец или середину.

« Велогонщик» или «конник-спортсмен»

( палку держать между ног за конец или середину).

Палку держать вертикально одной рукой.

а) за спиной; б) за головой; в) на плече; г) перед грудью.

С отмериванием отрезка длиной палки (расстояние до фишки).

Собручем

Катить обруч (можно между предметами).

Д обежать до обруча, пролезть через него

(можно сделать препятствия).

а ) над головой; б) перед собой; в) за спиной; г) бег в обруче; д) на поясе; е) одной рукой.

П робежать через обручи.

Бег «змейкой» и пролезть через обручи.

Со скакалкой

П рыгать через скакалку с продвижением вперед

(вращать одной рукой сбоку).

Бег со скакалкой.

Д обежать до скакалки, сделать определенное

С о скамейкой

Преодоление скамейки как препятствия:

а) с опорой на руки; б) на коленях с опорой на руки (разными способами); в) на животе с подтягиванием рук.

– прыжки через скамейку; – прыжки на скамейку и соскок; – бег по скамейкам и через них.

Сквадратами из линолеума

Бег между препятствий; бег или прыжки по «кочкам»

(на одной, на двух ногах; расположение «квадратов»

по усмотрению учителя).

Размещение «квадратов» на одной линии. Прыжки,

н азад – бег между препятствий.

П реодоление расстояния с помощью двух «квадратов».

В каждый «квадрат» или обруч нужно положить кубики

или другие предметы; 2-й участник должен собрать их и т.д.

1 -й участник должен собрать предметы, находящиеся

в обруче или за чертой, передать 2-му – он должен

вернуть в и.п. и т.д.

С эстафетными палочками

У частник должен добежать до «квадрата» или обруча, стукнуть определенное количество раз.

У частник должен стукнуть определенное количество раз в каждом «квадрате» палочкой.

Склюшкой

В ести клюшкой теннисный мяч или малый мяч между препятствиями (расположение препятствий см. в эстафетах №№ 68, 69).

Вести по узкому коридору (отметить мелом или двумя шнурами).

В ести мяч клюшкой, загнать мяч в лунку – ограниченное место;

назад – бег (мяч и клюшку нести в руках).

Вколоннах

Ведущий должен передать мяч 1-му участнику, тот возвращает и приседает, затем ведущий передает 2-му и т.д. до последнего; замыкающий передает и встает предпоследним, пока не встанут все.

Мяч передавать над головой до последнего, замыкающий встает впереди колонны и т.д. Передача мяча в колоннах: 1-й передает мяч 2-му, тот передает мяч назад и уходит в конец колонны и т.д. до и.п.

К атить мяч под ногами, передача мяча под ногами (см. эстафету № 79).

Передача мяча с боку, правого или левого: 1-й – с правого, 2-й – с левого и т.д.

Вшеренгах

Две шеренги лицом друг к другу; передача мяча партнерам впереди себя; передача за спиной.

Передача мяча впереди через одного участника.

Участники становятся в 2 шеренги на определенном расстоянии; 1-й бежит с мячом (может катить мяч или отбивать) между участниками команды до последнего; мяч передают до направляющего и т.д., пока 1-й не встанет на свое место.

Составление «паровозика» (1-й берет 2-го за руки и т.д., пока вся команда не перебежит линию финиша).

а ) одну руку вперед, другую через плечо; б) правую руку вперед, левую руку через правый бок; в) руки на плечи партнерам; г) руки на пояс; д) держась за руки (одну назад, другую вперед).

«Вьюн»: 1-й делает поворот, 2-й берется за его пояс и поворачивается, затем 3-й за 2-го и т.д., пока вся команда не выполнит поворот.

И гроки передают мяч ученикам встречной колонны, после передачи бегут в конец своей колонны.

1-ые передают мяч водящим и бегут на их места, пока те передают 2-ым и бегут в конец колонны и т.д.

Игроки передают мяч ученикам встречной колонны и бегут в конец колонны; они выполняют то же самое с другой стороны.

Спреодолением препятствий

Через 1-ю скакалку нужно перелезть, под 2-ю пролезть; назад то же самое.

«Мышеловка»: участники должны пролезть под скакалками.

П ройти по скакалке, натянутой на полу, с различным положением рук (по усмотрению учителя).

С учетом инвентаря, его количества и размера площадки учитель составляет полосу препятствий по своему усмотрению.

Э стафеты в кругах

«Вызов номеров». Учитель называет любой номер, ученики под этими номерами должны обежать свою команду с внешней стороны, забежать в «ворота» (где вышел), поднять мяч вверх.

« Вызов номеров». В двух колоннах (в любых простых или комбинированных эстафетах). В двух командах количество участников должно быть одинаково. Ученики стоят спиной к ведущему, который находится с мячом в кругу. Учитель называет любой номер ученика, ведущий дает ему мяч, тот возвращает и поднимает мяч вверх.

а) мяч передавать партнеру справа (слева); мяч, сделав круг, доходит до 1-го, тот поднимает его вверх; б) можно катить по полу.

Мяч через одного в любую сторону. Если количество учеников четное, то эстафету проводить 2 раза и начинать со 2-го (ведущий, получивший мяч, поднимает его вверх).

В еселые эстафеты

Б ег в бумажной кепке (руками не держать); бег по газетам.

Бег с зажженной свечой (если свеча потухает, то команда считается проигравшей).

« Бег кота в сапогах» (лыжные ботинки большого размера); бег в «корзинках» из линолеума.

Бег с теннисной ракеткой (можно для бадминтона) и мячом на ней (можно подбрасывать).

Б ыстрые эстафеты

«Быстрый автограф»: нужно подбежать и быстро написать свое имя.

« Реши пример»: на стуле лежит карточка с заданиями (например, 5 – * = 3 – каждый ученик решает один пример).

Н ачальное слово, например, «стол» (последняя буква – начало 2-го) – «лицо» и т.д. Например, «космодром»: 1) «сок»; 2) «сом» и т.д. Карточка, например,

Конкурс капитанов

1. Прыжки через скакалку (количество раз за 30 сек.). 2. Показать способы прыжков через скакалку (кто больше). 3. Выпить сок через трубочку (кто быстрее). 4. Надуть воздушный шар (у кого быстрее лопнет). 5. Кто быстрее съест печенье и свистнет.

Условные обозначения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1)Макаров А.Н. и др. Лёгкая атлетика: учеб. Для учащихся отд-ний физ.воспитания пед. Уч-щ / А.Н Макаров, П.З. Сирис, В.П.Теннов; Под ред. А.Н.Макарова. – 2-е изд.дораб. – М.:Просвещение, 1990. – 208 с.

2)Озолин Э.С. Спринтерский бег. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 159 с.

3)Чернова Т. Эстафеты в школе: 1000 вариантов // www .spo.1september.ru/2007/07/3.htm

4) Маслаков В. Эстафета 4х100 м Подготовка команды // www .athletics.in.ua/…/100-m-relay-team-training.html

Эстафетный бег — презентация

    В любительских соревнованиях продолжительность эстафетного бега никак не регламентируется, но вот в легкой атлетике эстафетный бег- это спринтерская дистанция, помноженная на 4 этапа. Официальные эстафеты проводят в заключительный день легкоатлетических стартов. Эстафетный бег — это командный вид легкой атлетики. Различают следующие виды эстафет: а) по беговой дорожке; б) кольцевые по городу (старт и финиш в одном месте); в) звездные по городу (старт в разных местах, финиш в одном месте для всех команд).

    Изображение слайда

    Слайд 3: История

    Эстафеты существовали издревле. Записи о них ведутся еще со времен Древней Греции, но современная история легкоатлетических эстафет отсчитывается с 1908 года. когда эту дисциплину включили в программу Олимпийских игр. В первый олимпийский год этафетой были не привычные 4х100 и 4Х400 м, а шведская эстафета с разной дистанцией для каждого этапа-200 м-200м- 400м-800м. только в 1912 году эстафетный бег приобрел тот вид, который существует и по сей день.

    Изображение слайда

    Слайд 4: Виды эстафетного бега

    Виды эстафет делятся на традиционные и нетрадиционные. Традиционные регламентируются Международной ассоциацией легкоатлетических федераций IAAF, проводятся на оборудованных стадионах и позволяют устанавливать и фиксировать рекорды, а также квалификацию спортсменов. IAAF установлены: олимпийские дистанции 4х100 и 4х400 метров; в них участвуют как мужские, так и женские команды; дистанции для мировых рекордов: 4х100, 4х200, 4х400 т 4х800 метров; в них участвую как мужские, так и женские команды; дистанции на 4х1500 метров; здесь мировые рекорды могут устанавливать только мужчины. Все остальные дистанции, не регламентированные IAAF, относятся к категории нетрадиционных и фиксирование рекордов в них допустимо только на уровне данных соревнований, если они носят регулярный характер. К нетрадиционным относятся: шведская эстафета.

    Изображение слайда

    Слайд 5: Шведская эстафета. Отрезки её дистанций составляют 100х200х400х800 метров, начиная с меньшего, или же в обратном порядке – с большего. Составы команд, участвующих в шведской эстафете, могут быть и мужскими и женскими и смешанными; Эстафеты в любой форме, с любыми дистанциями, с любым составом команд, по любым трассам – условия зависят только от организаторов соревнований. Для традиционных эстафет существуют регламентированные IAAF правила, по которым проводится квалификация атлетов и установление мировых рекордов. Для нетрадиционных эстафет установленные правила являются только рекомендацией и могут меняться в зависимости от организации праздника, условий его проведения и дистанций

    Изображение слайда

    Слайд 6: Эстафетная палочка

    Эстафетная палочка представляет собой цельную гладкую полую трубку, круглую в сечении, сделанную из дерева, металла или другого твердого материала. Согласно правилам проведения соревнований, эстафетная палочка должна иметь вес не менее 50 г, длину 28—30 см и длину в окружности 12—13 см.

    Изображение слайда

    Слайд 7: Правила передачи эстафетной палочки

    — п ередача осуществляется только в зоне, равной 20 м (по 10 м в каждую сторону от начала этапа); при этом запрещается какая-либо помощь одного бегуна другому (подталкивание и т.п.). — с портсмен, закончивший этап, может сойти с дорожки лишь в том случае, если убедился, что не помешает остальным бегунам. — в случае утери палочки во время бега ее можно поднять и продолжать бег дальше. — е сли же палочка утеряна при передаче, ее может поднять только передающий бегун.

    Изображение слайда

    Слайд 8

    Наиболее сложной из всех видов является эстафета 4 х 100 м, так как передача эстафетной палочки в ней происходит на максимальной скорости. Правила соревнований разрешают спортсмену, принимающему эстафету, начинать бег за 10 м до зоны передачи. Это позволяет бегуну раньше достигнуть максимальной скорости и выполнить передачу в середине зоны, с меньшим риском нарушить правила. Поэтому на каждом этапе спортсмен начинает разгон в тот момент, когда передающий достигает контрольной отметки, расположенной примерно в 7—8 м от места старта принимающего бегуна. Чтобы осуществить такую передачу, оба бегуна, передающий и принимающий, должны иметь одинаковую скорость в зоне передачи и произвести ее в тот момент, когда они находятся на расстоянии 1,5 м друг от друга. С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробегают на первом этапе 110 м, на втором — 130 м, на третьем — 130 м, на четвертом — 120 м.

    Изображение слайда

    Слайд 9: Способы передачи палочки

    Существует два способа передачи эстафетной палочки: 1. снизу-вверх (а) 2. сверху-вниз (б)

    Изображение слайда

    Слайд 10

    При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке передающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отгибается в сторону от ладони, четыре пальца сомкнуты, плоскость ладони смотрит вниз-назад. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением снизу- вверх между большим пальцем и ладонью.

    Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть. Во втором способе рука отводится также назад чуть в сторону и несколько выше, при этом ладонь смотрит вверх. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением сверху-вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть.

    Изображение слайда

    Слайд 11: Способы передачи эстафетной палочки

    Эстафетный бег может осуществляться: 1) без перекладывания эстафетной палочки; 2) с перекладыванием эстафетной палочки. Обычно первый способ используется в коротких эстафетах, где передача происходит на высоких скоростях, второй способ используется во всех остальных эстафетах.

    Изображение слайда

    Слайд 12: Рассмотрим технику эстафетного бега 4×100 м

    На нервом этапе бегун стартует с низкого старта в вираж. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а указательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорожку у стартовой линии

    Изображение слайда

    Слайд 13

    Для того чтобы бегун первого этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку партнера. Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольной отметки, принимающий бегун начинает стартовый разгон.

    В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, лучше по краям беговой дорожки, в зависимости от руки, осуществляющей передачу. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый догоняет второго, передающий бегун за два беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После выполнения передачи бегун, принявший эстафету, продолжает быстрый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегаиия зоны передачи другими командами он покидает дорожку.

    Изображение слайда

    Слайд 14

    Бегун второго этапа несет эстафетную палочку в левой руке и осуществляет передачу бегуну третьего этапа в правую руку. На третьем этапе бегун бежит по виражу, как можно ближе к бровке, и передает эстафету четвертому участнику команды из правой руки в левую. Данный порядок передачи эстафеты является наиболее совершенным и применяется всеми сильнейшими командами. Передача эстафетной палочки осуществляется вышеописанными способами.

    Изображение слайда

    Слайд 15: Эстафета на 400м

    В других видах эстафетного бега передача всегда осуществляется из левой руки в правую. Спортсмен, принявший палочку, сразу перекладывает ее в левую руку. В эстафетном беге 4 х 400 м и во всех остальных эстафетах дополнительного разбега не дается, и участники должны стартовать, находясь в 20-метровом коридоре.

    Действия бегуна, принимающего палочку, зависят от того, с какой скоростью его товарищ по команде заканчивает свой этап. Бегуны второго этапа в эстафете 4 х 400 м осуществляют переход на общую дорожку после того, как пересекли линию первого виража. Бегуны третьего и четвертого этапов должны быть расставлены под руководством судьи в том порядке, какой занимают их члены команды после пробегания 200 м. После пробегания этой отметки не разрешается менять расположение спортсменов в зоне передачи.

    Изображение слайда

    Слайд 16: Важные моменты

    1. При рациональной технике передачи эстафеты бегун, принимающий палочку, должен осуществлять бег и прием эстафеты не оглядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно бегун, принимающий эстафету, стартует или с высокого, или с низкого старта с опорой на одну руку.

    При высоком старте бегун поворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную отметку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну руку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки или, опустив голову, смотрит назад иод неопорной рукой. 2. Очень важный элемент техники в момент передачи — бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу. 3.Важно найти оптимальную «фору» для начала бега, т.е. начинать бег при такой длине «форы», когда совпадение скоростей передающего и принимающего происходит на середине зоны передачи. Расстояние между бегунами в момент передачи равняется длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету.

    Изображение слайда

    Слайд 17

    Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются: • показатели индивидуальных результатов спортсменов на соответствующих дистанциях; • надежность передачи эстафетной палочки; • согласованность действий партнеров команды; • целостность единого коллектива. При составлении команды обычно стремятся расставить спортсменов так: слабейший бегун — на первом этапе, следующий по силам — на втором и т.д.

    Однако имеется ряд обстоятельств, которые наменяют это правило. В эстафете 4 х 100 м нужно учитывать, что отдельные спортсмены значительно хуже бегут по виражу, чем по прямой. Умение быстро стартовать, четко принимать и передавать палочку также может изменить место участника в команде. В эстафете 4 х 100 м и на более длинных дистанциях часто приходится учитывать тактические замыслы противников и в зависимости от этого распределять участников по этапам.

    Анализ техники эстафетного бега


    Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу. Мгновенные 10 документов в портфолио.Денежная премия.

    Анализ техники эстафетного бега.docx
    Текстом
    Картинками

    Анализ техники эстафетного бега Эстафетный бег пользуется большой популярностью у зрителей. В легкой атлетике различают следующие виды эстафетного бега: — эстафетный бег, проводимый на стадионе.

    Сюда относятся: 4х100 м, 4х400 м — это классические виды; — эстафеты на любые дистанции и с любым количеством этапов, а также шведские эстафеты, например: 800 + 400 + 200 + 100 (или в обратном порядке); — эстафеты, проводимые вне стадиона, например на улицах городов. Они отличаются разной длиной и количеством этапов, участниками (могут бежать только мужчины, или смешанные, где бсгут и мужчины, и женщины).

    Рациональная техника, специальная методика тренировки, система отбора спортсменов и психологическая подготовка — все это является основными критериями для создания хорошей эстафетной команды. Техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от техники бега соответствующих видов. Особенностью техники эстафетного бега является техника передачи эстафетной палочки на высокой скорости в соответствии с видом эстафеты. Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются: — показатели индивидуальных результатов спортсменов на соответствующих дистанциях; — надежность передачи эстафетной палочки; — согласованность действий партнеров команды; — целостность единого коллектива. В соответствии с правилами соревнований в эстафетном беге палочку нужно передавать в коридоре длиной 20 м. В эстафете 4 х 100 м бегунам II, III и IV этапов дается дополнительный разбег от начала коридора в пределах 60

    10 м, что позволяет набрать более высокую скорость к месту передачи эстафетной палочки. С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробегают на I этапе 110 м, на II — 130 м, на III 130 м, на IV — 120 м. Поэтому при расстановке участников команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности.

    В эстафетном беге 4 х 400 м и всех остальных эстафетах дополнительного разбега не дается, и участники должны стартовать, находясь в 20-метровом коридоре. Скорость бега в этих эстафетах ниже, и поэтому не дается дополнительного разбега. Эстафетный бег может осуществляться: 1) без перекладывания эстафетной палочки; 2) с перекладыванием эстафетной палочки.

    Обычно первый способ используется в коротких эстафетах, где передача происходит на высоких скоростях, второй способ используется во всех остальных эстафетах. Для обеспечения эффективной передачи бегунам важно иметь чувство пространства, чтобы при приеме эстафетной палочки точно и своевременно начать стартовый разбег (в момент пересечения передающим контрольной отметки), а также чувство скорости, чтобы при передаче эстафеты поддерживать максимально доступную скорость в зоне передачи, а при приеме стабильно и максимально быстро наращивать скорость бега к 15-метровой отметке зоны передачи.

    Критерием эффективности техники передачи эстафетной палочки является время ее нахождения в коридоре. Для спринтеров высокого класса этот показатель составляет в среднем 1,80—1,90 секунд у мужчин и 2,05— 2,15 секунд у женщин. Наибольшую скорость бега спортсмены достигают на 15 — 16-м метре зоны передачи.

    При нерациональной технике передачи эстафетной палочки потери времени на этапе составляют в среднем 0,1—0,3с. Рассмотрим технику эстафетного бега 4 х 100 м. На I этапе бегун стартует с низкого старта в вираж, как при старте на 200 м. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а указательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорожку у стартовой линии . Для того чтобы бегун I этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку своему партнеру.

    Бег по дистанции осуществляется с максимальной скоростью. Сложность заключается в передаче эстафетной палочки в ограниченной зоне на высокой скорости. Существуют два способа передачи эстафетной палочки: снизу — вверх и сверху—вниз.

    При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке передающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отводится в сторону плоскости ладони, четыре пальца сомкнуты, ладонь смотрит прямо назад. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением снизу—вверх между большим пальцем и ладонью.

    Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть . При втором способе рука отводится также назад чуть в сторону, но плоскость ладони смотрит вверх. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением сверху—вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть.

    Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольную отметку, принимающий бегун начинает стартовый разгон. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый догоняет второго, передающий бегун за 2 беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты.

    После выполнения передачи бегун, принявший эстафету, выполняет быстрый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегания зоны передачи другими командами он покидает дорожку.

    Бегун II этапа несет эстафетную палочку в левой руке, и будет осуществлять передачу бегуну III этапа в правую руку. На III этапе бегун бежит по виражу как можно ближе к бровке и передает эстафету на IV этапе с правой руки в левую руку. Передача эстафетной палочки осуществляется вышеописанными способами.

    В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, т. е. по краям беговой дорожки в зависимости от руки, осуществляющей передачу . При рациональной технике передачи эстафеты бегун, принимающий палочку, должен осуществлять бег и прием эстафеты, не оглядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно бегун, принимающий эстафету, стартует или с высокого старта, или с низкого старта с опорой на одну руку.

    При высоком старте бегун поворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную отметку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну руку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки, или, опустив голову, смотрит назад под неопорной рукой . Очень важный элемент техники в момент передачи — бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу.

    Важно найти оптимальную «фору» для начала бега, т. е. начинать бег при такой длине «форы», когда совпадение скоростей передающего и принимающего происходит на середине зоны передачи. В других видах эстафет, но со скоростью передачи эстафетной палочки меньшей, чем максимальная, применяют такие же способы передачи, но бегун, принявший эстафетную палочку, может переложить ее в удобную для себя руку при беге на дистанции.

    Чем меньше скорость осуществляемой передачи, тем хуже подготовка спортсмена. Основная задача при передаче эстафетной палочки — как можно быстрее передать ее, не потеряв время на самой передаче. Расстояние между бегунами в момент передачи равняется длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету. Это расстояние может несколько увеличиться за счет наклона вперед при передаче передающего бегуна . Такое расстояние может быть выдержано только при рациональной технике передачи эстафеты на соответствующей скорости бега. Если расстояние сокращается, то возможен обгон принимающего бегуна передающим, и наоборот, при увеличении расстояния между бегунами передача может не состояться или будет выполнена вне коридора.

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий