Легкая атлетика – это универсальный вид спорта, который объединяет различные физические упражнения, включая бег, прыжки и метания. Каждый из этих элементов развивает силу, скорость, выносливость и координацию, что позволяет спортсменам достичь хороших результатов в разных дисциплинах.
Кроме того, легкая атлетика способствует формированию командного духа и здоровой конкуренции, объединяя людей с общими целями и стремлениями. Это делает её доступной и привлекательной для всех возрастов и уровней подготовки.
1. Легкая атлетика – это вид спорта, который объединяет упражнения: а) Ходьба, бег, прыжки, метания и составленные из этих видов многоборья; б) Ходьба, бег, прыжки и метания; в) Бег, прыжки, кросс; г) Ходьба, метания. 2. Гладки
1. Легкая атлетика представляет собой спортивную дисциплину, включающую в себя такие упражнения, как: а) Ходьба, бег, прыжки, метания и их комбинации в формате многоборья; б) Ходьба, бег, прыжки и метания; в) Бег, прыжки, кросс; г) Ходьба и метания. 2. Гладкий бег охватывает следующие виды: а) Бег на короткие дистанции, бег в естественных условиях, эстафетные соревнования; б) Бег на краткие, средние, длинные и сверхдлинные дистанции, а также бег на время; в) Бег по улицам и шоссе; г) Бег с барьерами и кросс.
3. К циклическим движениям можно отнести: а) прыжки и метания; б) ходьбу и бег; в) бег и прыжки; г) ходьбу и метания. 4. Порядок фаз в метаниях выглядит следующим образом: а) удержание снаряда, разбежка, заключительное усилие, полет снаряда; б) удержание снаряда, подготовка к заключительному усилию, заключительное усилие, полет снаряда; в) удержание снаряда, подготовка к разбегу, разбежка, подготовка к заключительному усилию, заключительное усилие, вылет и полет снаряда; г) удержание снаряда, заключительное усилие, вылет и полет снаряда.
5. В спринте используется старт: а) средней высоты (полунизкий); б) низкий; в) высокий; г) любой из указанных. 6. К бегу на средние дистанции относят бег: а) от 400 до 1500 м; б) от 500 до 2000 м; в) от 500 до 3000 м; г) от 200 до 4000 м. 7. Разбег в прыжках с высоты с использованием техники “перешагивание” выполняется под углом: а) 75-90 градусов; б) 60-75 градусов; в) 30-45 градусов; г) 25-50 градусов.
8. Результат в прыжках в длину зависит от: а) начальной скорости и угла вылета; б) начальной скорости и угла отталкивания; в) начальной скорости и угла атаки; г) от техники выполнения. 9. Цикл в ходьбе включает в себя: а) период опоры, фазы заднего и переднего шага; б) периоды одиночной и двойной опоры, переход опоры; в) период одиночной и двойной опоры, фазы заднего и переднего шага, фазу перехода опоры; г) период опоры, фазу перехода опоры.
10. Длинные дистанции включают: а) диапазон от 3000 до 10 000 м; б) диапазон от 2000 до 10 000 м; в) диапазон от 5000 до 10 000 м; г) диапазон от 3000 до 5000 м. 11. Для коротких дистанций длина стартового разбега составляет: а) от 10 до 12 беговых шагов; б) от 6 до 10 беговых шагов; в) от 15 до 20 беговых шагов; г) от 9 до 15 беговых шагов. 12.
Задача отталкивания в прыжках заключается в: а) изменении направления движения центра масс тела; б) точном попадании на площадку отталкивания; в) удержании равновесия прыгуна; г) точном приземлении. 13. При прыжках в высоту с использованием техники "перешагивание" приземление происходит: а) на маховую ногу; б) на толчковую ногу; в) на обе ноги; г) на спину. 14.
Если скорость снаряду сообщается в процессе разбега, скачка, поворота, то это будет: а) предварительная скорость; б) заключительная скорость; в) начальная скорость; г) обычная скорость. 15.
Угловые параметры, определяющие отталкивание: а) угол позиции, угол атаки, угол вылета; б) угол положения, угол отталкивания, угол амортизации; в) угол установки, угол атаки, угол амортизации; г) угол установки, угол отталкивания, угол вылета. 16.
Во время ходьбы таз перемещается по осям: а) продольной, вертикальной, поперечной; б) поперечной, сагиттальной, продольной; в) поперечной, сагиттальной, вертикальной; г) продольной, вертикальной, сагиттальной. 17.
В метательных упражнениях дальность полета зависит от: а) начальной скорости, угла вылета; б) начальной скорости, угла вылета, сопротивления воздуха; в) начальной скорости, высоты запуска снаряда, аэродинамических свойств снаряда, сопротивления воздуха; г) начальной скорости, угла вылета, высоты запуска снаряда. 18.
Источником движущих сил в ходьбе и беге являются: а) взаимодействие внешних и внутренних сил; б) работа мышц; в) сила реакции опоры, сила тяжести, сила сопротивления среды; г) сила реакции опоры, работа мышц. 19. Под каким углом устанавливается колодка в низком старте: а) передняя – 60-80, задняя – 45-50 градусов; б) передняя — 45-50, задняя — 45-50 градусов; в) передняя — 45-50, задняя — 60-80 градусов; г) передняя — 35-50, задняя — 65-70 градусов. 20. Стипль-чез – это вид бега, который проводится: а) в естественных условиях; б) на беговой дорожке стадиона с однотипными барьерами; в) на беговой дорожке стадиона с барьерами и ямой с водой; г) на беговой дорожке стадиона и ямой с водой.
Ответ(ы) на вопрос:
1в 2в 3г 6г 29а) в естественных условиях
Легкая атлетика: основы знаний (в вопросах и ответах)

Легкая атлетика является одним из основных видов спорта не только в программе Олимпийских игр, но и составной частью всех звеньев системы физического воспитания. Широкие возможности варьирования нагрузки, простота и разнообразие легкоатлетических упражнений позволяют успешно использовать их в занятиях людей разного возраста, пола и различной степени физической подготовленности. Большинство из этих упражнений могут выполняться не только на стадионе, но и на простейших площадках или просто на местности. Кроме того, известно, что хорошая легкоатлетическая подготовка позволяет достигнуть успехов во многих других видах спорта.
В учебных заведениях физической культуры легкая атлетика выступает в качестве ключевой (основной) дисциплины. Изучение данного курса предполагает приобретение необходимых теоретических знаний, а также практических навыков, которые будут полезны для самостоятельной педагогической деятельности в различных областях, связанных с физкультурой.
В процессе прохождения дисциплины студент должен:
• изучить историю легкоатлетического спорта;
• освоить технику основных (базовых) легкоатлетических упражнений на уровне правильного показа;
• овладеть основами методики обучения технике наиболее широко используемых в физкультурно-спортивной практике легкоатлетических упражнений;
• обладать навыками составления четкого плана-конспекта урока по легкой атлетике;
• овладеть практическими навыками проведения урока по физической культуре в школе, тренировочного занятия и занятия оздоровительной направленности на материале легкой атлетики;
• знать правила соревнований, научиться организовывать и проводить легкоатлетические состязания низового уровня.
В данном пособии изложен основной программный материал, представленный в вопросах и ответах, который регламентирует объем теоретической подготовки, дает возможность студентам самостоятельно осваивать и подкреплять необходимые знания и навыки, полученные на практических занятиях. Материал структурирован так, чтобы способствовать наиболее эффективному его усвоению студентами, и включает следующие составляющие: I – блок, способствующий усвоению знаний в предметной области (дисциплине); II – блок, направленный на формирование необходимых умений по освоению основных легкоатлетических видов; III – блок контроля уровня сформированности знаний, умений и способов деятельности в предметной среде.
Учитывая специфику школьных уроков по легкой атлетике, выделены те методы и средства обучения бегу, прыжкам и метаниям, которые дают наибольший эффект при занятиях с детьми различных возрастных групп и разной степени подготовленности. При этом для лучшего усвоения основной (базовый) материал, который необходимо знать студентам, выделен жирным шрифтом.
Данное пособие можно рассматривать как оригинальный самоучитель по данной дисциплине, который будет особенно полезен для студентов как дневной, так и заочной форм обучения, не специализирующихся на легкой атлетике, помогая им в самостоятельном изучении теоретических и практических аспектов учебного курса.
Автор также надеется, что знакомство с пособием и практическое применение содержащегося в нем материала будет полезным и для преподавателей, которые свою педагогическую деятельность связывают с легкой атлетикой – популярным, интересным и увлекательным видом спорта.
Тема 1. Введение в легкую атлетику
1. Дайте определение понятия «легкая атлетика»
Легкая атлетика – вид спорта, объединяющий упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях и составленные из этих упражнений многоборья. Термин «легкая атлетика» происходит от древнегреческого «атлетикос» – борьба, упражнение. Атлетами греки называли людей, которые занимались физическими упражнениями, отличались гармоничным развитием, силой, быстротой, ловкостью и выносливостью. В наибольшей мере данными качествами обладают многоборцы.
У нас в стране слово «атлет» впервые встречается с XVIII в., а сочетание «легкая атлетика» – с XIX в.
Термин «легкая атлетика» является условным и происходит от поверхностного восприятия простоты выполнения ее дисциплин, в отличие от тяжелой атлетики. Многие упражнения легкой атлетики не могут быть названы «легкими». Этот вид спорта часто называют «королевой спорта».
Объясняется это тем, что ее программа во всех крупнейших соревнованиях, включая и Олимпийские игры, является самой обширной по количеству комплектов медалей – легкоатлеты разыгрывают 47 комплектов медалей. Кроме того, Международная ассоциация легкоатлетических федераций (ИААФ) включает в себя стран-членов больше, чем любая другая организация в мире, – 214. ИААФ дает следующее определение термину «легкая атлетика»: «соревнования на стадионе, бег по шоссе, спортивная ходьба, кросс и бег по горам (горный бег)».
Легкая атлетика относится к числу популярнейших и наиболее массовых видов спорта, так как не требует дорогостоящих условий для занятий. Этим обусловлена ее высокая распространенность, в том числе и в экономически слаборазвитых странах Азии, Африки и Латинской Америки. За всю историю чемпионатов мира с 1983 г. по настоящее время медали на них завоевывали спортсмены около 100 стран.
2. В чем заключается оздоровительное, прикладное, воспитательное и образовательное значение легкоатлетических упражнений?
Разнообразие, доступность и всестороннее воздействие на организм человека легкоатлетических упражнений, возможность достаточно четкого дозирования нагрузки, сравнительная простота оборудования мест занятий создают условия для использования данных упражнений в оздоровительных целях, начиная с детского возраста.
Легкая атлетика способствует гармоничному развитию различных групп мышц, а также помогает формировать правильную осанку, укрепляет организм и способствует развитию иммунной защиты от простуд. Бег, прыжки и метания оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую систему и дыхательные органы. Оздоровительный эффект легкой атлетики усиливается благодаря тренировкам на свежем воздухе.
Немаловажную роль играет практическое, прикладное значение легкой атлетики. Здесь легкоатлетические упражнения не имеют себе равных. Качества и навыки, которые приобретаются в ходе занятий легкой атлетикой, находят самое широкое применение как в трудовой деятельности, так и в военной подготовке. Нет вида спорта, в котором бы легкоатлетические упражнения не использовались в качестве тренировочных средств.
Занятия легкоатлетическим спортом имеют большое воспитательное значение. Они воспитывают выносливость, вырабатывают волю, настойчивость, дисциплинированность, умение преодолевать трудности, создают привычку к здоровому образу жизни, формируют характер.
В процессе занятий бегом, прыжками и метаниями человек не только развивает определенные физические качества, но и приобретает полезные знания и навыки из области построения и планирования занятий упражнениями, развития тех или иных групп мышц, режима дня и т. д. Именно в этом заключается образовательное значение легкоатлетического спорта.
Велико также зрелищное, эстетическое значение легкой атлетики. Соревнования по бегу, прыжкам, метаниям, и особенно по эстафетному бегу, представляют собой захватывающее зрелище, играют большую агитационную роль в пропаганде занятий спортом.
Согласно мнению знаменитого российского специалиста и популяризатора физической культуры начала XX века Г. А. Дюперрона (1909), совокупность физических тренировок, относящихся к общему определению «легкая атлетика», представляет собой наилучший вид спорта, преимущества которого очевидны в трёх аспектах: польза для физического состояния, польза для психического здоровья и польза для спортивных достижений.
3. Каковы меры безопасности и профилактика травматизма при проведении занятий и соревнований по легкой атлетике?
При проведении занятий по отдельным видам легкой атлетики необходимо соблюдать следующие правила:
перед занятиями бегом осмотреть предстоящую трассу, убрать все лишние предметы с беговой дорожки; проводить бег только в одном направлении, а барьеры расставлять только по ходу бега; при беге на короткие дистанции ставить каждого участника на отдельную дорожку, не привязывать финишную ленту к стойкам; предупредить спортсменов, чтобы они не останавливались резко после бега;
во время занятий прыжками следить, чтобы было достаточно жесткое место отталкивания, исключающее скольжение ноги в момент толчка; место приземления должно быть хорошо подготовлено: яма для прыжков в длину достаточно глубоко вскопана и выровнена, в ней должно быть достаточное количество песка; в прыжках в высоту поролоновые маты должны быть плотно и ровно уложены; при выполнении всех видов прыжков не допускается нахождение посторонних предметов в местах приземления; следует четко соблюдать очередность попыток, а после нескольких попыток необходимо рыхлить песок в яме или выравнивать маты;
На уроках по метаниям используется только исправный инвентарь, который должен быть соответствующего веса и размеров в зависимости от возраста и физической подготовки учащихся; не допускается проведение состязательных метаний; занимайтесь только с той стороны, где находится метающая рука, а сами оставайтесь позади метателя; перед каждым броском необходимо предупреждать находящихся поблизости, а те, кто находится в зоне броска, должны стоять лицом к метающему; метать и собирать снаряды разрешается только по команде преподавателя (строго запрещена передача снарядов в воздухе); перед началом метания рекомендуется выполнять специальные упражнения для подготовки мышц и связок локтей и плечевых суставов, а при сырой погоде внимательно вытирайте снаряды; при метании диска и молота зона броска должна быть огорожена защитной сеткой.
При подготовке оборудования к соревнованиям, в дополнение к уже сказанному, необходимо помнить, что перед каждым соревнованием надо обязательно проверять сетки ограждений, правильное их крепление к стойкам, прочность самих стоек. Ограждение должно быть таким, чтобы не возникла опасность отскока или рикошета снаряда в сторону спортсмена или вылета над верхом ограждения. Очень важно также делать тщательный осмотр стоек для прыжков с шестом и в высоту, надежность укладки мест приземления, наличие дополнительных матов. Жесткие элементы конструкции основания должны быть прикрыты поролоновыми матами.
Когда проводятся соревнования по кроссу, очень важно обратить внимание на организацию и порядок подготовки участников, их проход к месту регистрации и старта, организованное начало забега, эвакуации участников на финише. Место выхода участников на трассу кросса после старта должно быть достаточно широким, чтобы исключить образование «пробок» и опасных для бегунов столкновений.
Бокс
Наша школа за свою историю воспитала не один десяток чемпионов по боксу, в том числе и международного уровня.
Бадминтон
Необходимость постоянно следить за воланчиком — лучшая тренировка для глаз
легкая атлетика
Спорт Олимпийского уровня, охватывающий беговые дисциплины, спортивную ходьбу, многоборья, различные забеги, кроссовые соревнования и технические направления
каратэ
Зародившееся на древнем Востоке и прошедшее путь до настоящего времени, каратэ является эффективнейшей самозащитой без применения какого-либо вида оружия.
Рукопашный бой
Победа должна быть завоевана только в честном бою!
Плавание
Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом.
- Главная
- Родителям и обучающимся
- Спортивные направления
Лёгкая атлетика
Легкая атлетика – один из древнейших видов спорта. Более 2800 лет – вот возраст легкой атлетики (если брать во внимание I Олимпийские игры 776 г. до н.э.). Единственным видом состязаний на первых Олимпийских играх был короткий бег – «дромос», или бег на один стадий, который равен длине стадиона, 192,27 м – отсюда возникло слово «стадион». Постепенно программа Олимпийских игр систематически усложнялась. Добавлялись такие виды, как прыжок в длину, метание диска и др.
В наше время легкая атлетика занимает важное место в физической культуре, являясь как средством, так и способом физического совершенствования личности. Общая физическая подготовка играет ключевую роль в физическом развитии детей школьного возраста. Легкая атлетика охватывает все аспекты системы физической культуры: физкультурное образование, спорт, реабилитацию через движение и адаптивную физическую культуру.
Основными средствами в легкой атлетике являются 4 группы упражнений: ходьба, бег, прыжки, метания. Занятия легкой атлетикой проводятся круглогодично как в помещениях, так и на открытом воздухе. При выполнении легкоатлетических упражнений в работу вовлекается значительное количество мышц человека, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. В процессе занятий развиваются кондиционные (быстрота, силовые качества, выносливость, гибкость) и координационные способности.
Легкая атлетика как вид спорта объединяет более 120 видов.По преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков, цели действия виды делятся на ходьбу и бег, где решается задача преодоления дистанций с максимальной скоростью, прыжки, где спортсмены стремятся преодолеть максимальное расстояние в полете, метания, где необходимо послать снаряд на максимальное расстояние. Комплексным видом, включающим в себя соревнования в беге, прыжках и метаниях, являются многоборья, где результат определяется суммой очков, набираемой по результатам в каждом виде в соответствии со специальными таблицами. Программа Олимпийских игр и чемпионатов мира по легкой атлетике включает в себя 24 вида для мужчин и 23 вида для женщин.
Перечень видов легкой атлетики в программе крупнейших международных соревнований
| Мужчины | женщины | |
| Ходьба | 20 км, 50 км | 20 км |
| Бег | 100 м, 200 м, 400 м, 800 м, 1500 м, 5000 м, 10000 м, 42 км 195 м, 110 м с барьерами, 400 м с барьерами, 3000 м с препятствиями, эстафеты 4×100 м, 4×400 м | 100 м, 200 м, 400 м, 800 м, 1500 м, 5000 м, 10000 м, 42 км 195 м, 100 м с барьерами, 400 м с барьерами, 3000 м с препятствиями, эстафеты 4×100 м, 4×400 м |
| прыжки | прыжок в длину, прыжок в высоту, прыжок с шестом, тройной прыжок | прыжок в длину, прыжок в высоту, прыжок с шестом, тройной прыжок |
| метания | толкание ядра, метание диска, метание копья, метание молота | толкание ядра, метание диска, метание копья, метание молота |
| многоборья | десятиборье: бег 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, бег 400 м, бег 110 м с барьерами, метание диска, прыжок с шестом, метание копья, бег 1500 м | семиборье: бег 100 м с барьерами, толкание ядра, прыжок в высоту, бег 200 м, прыжок в длину, метание копья, бег 800 м |
На чемпионатах мира в закрытых помещениях как мужчины, так и женщины соревнуются в 13 видах: бег на 60 м, 400 м, 800 м, 1500 м, 3000 м, 60 м с барьерами, прыжки в высоту, в длину, с шестом, тройной прыжок, толкание ядра, многоборье.
Бег и прыжки играют ключевую роль во многих игровых видах спорта, поэтому при выборе спортивной дисциплины для ребенка стоит учитывать его физическую подготовленность. Легкая атлетика служит превосходным способом развития физических качеств, координации, закаливания и укрепления всех систем организма. Эстафеты и игры, основанные на легкоатлетических упражнениях, делают занятия более эмоциональными, способствуют воспитанию командного духа, взаимопомощи и целеустремленности. Регулярная ходьба и бег являются важнейшими средствами для оздоровления, улучшают аэробную выносливость, позитивно сказываются на состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышечном тонусе и активизируют обменные процессы.
© ГБУ ДО "КСШ (к)", 2021




