Для начинающего лыжника наиболее подходящим способом торможения является параллельный поворот с использованием скрестного или «плугового» положения. При этом лыжник должен развести носки лыж в стороны, что создает достаточное сопротивление и замедляет скорость. Этот метод позволяет не только тормозить, но и контролировать направление движения.
Важным аспектом является правильная техника выполнения поворотов, которая поможет начинающему лыжнику чувствовать себя более уверенно на склоне. Постепенное освоение этого способа торможения способствует развитию навыков и повышению уверенности на лыжах.
Тест с ответами: «Лыжная подготовка»
14. Главное условие в период первоначального обучения передвижению на лыжах состоит в: а) развитии специальных физических качеств б) создании правильного образа действия + в) выборе качественного лыжного инвентаря
15. Когда наши спортсмены-лыжники дебютировали на зимних Олимпийских играх: а) 1956 + б) 1984 в) 1989
16. Главная сила, действующая на лыжника при спуске: а) сила сопротивления воздуха б) сила тяжести + в) движущая сила
17. Каким нужно идти лыжным ходом, если впереди средний подъем: а) одновременным двухшажным б) одновременным одношажным в) попеременным двухшажным +
18. Какого способа передвижения на лыжах не существует: а) попеременный четырехшажный ход б) попеременный четырехэтажный ход + в) попеременный двухшажный ход
19. Более рациональный (экономичный) лыжный ход: а) попеременный двухшажный ход б) одновременный двухшажный ход в) попеременный четырехшажный ход +
20. Какой способ передвижения на лыжах существует: а) попеременный четырехэтажный ход б) попеременный двухшажный ход + в) постоянный четырехэтажный ход
21. Какое торможение на лыжах часто применяется на крутых склонах: а) торможение боковым соскальзыванием + б) торможение «упором» в) торможение «полуплугом»
22. Какой способ передвижения на лыжах существует: а) попеременный четырехэтажный ход б) попеременный четырехшажный ход + в) постоянный четырехэтажный ход
23. Важный прикладной вид физического воспитания, связанный с умением передвигаться на лыжах по снегу: а) лыжевая подготовка б) лыжное движение в) лыжная подготовка +
24. Высота лыжных палок при классическом ходе: а) рост ученика б) ниже на 3-4 см уровня плеч ученика + в) до уровня плеч ученика
25. Можно ли не уступать лыжню сопернику во время лыжной гонки: а) можно б) нет, обязан уступить в любом случае в) только в том случае, если до финиша остается 100 м и менее +
26. Длина лыж при классическом ходе: а) до уровня глаз ученика б) рост с вытянутой рукой + в) рост ученика
27. Какой лыжный ход самый скоростной: а) одновременный одношажный + б) попеременный двухшажный в) одновременный двухшажный
28. Тактическая подготовка помогает лыжнику: а) уверенно выступить на соревнованиях б) поддерживать скорость передвижения на дистанции в) грамотно построить ход борьбы на дистанции лыжных гонок +
29. Какого поворота на лыжах нет: а) поворота «полуплугом» + б) поворота на месте махом в) поворота переступанием
30. Процесс многолетней спортивной тренировки состоит из: а) различных взаимосвязанных видов подготовки + б) подготовки к соревнованиям и участия в них в) отдельных взаимосвязанных макроциклов
Торможение
Борьба со скоростью — основная забота новичка. «Сбросить» скорость, затормозить движение можно различными способами.
Торможение плугом — первое, с чем должен ознакомиться новичок. На пологом склоне на небольшой скорости из стойки прямого спуска вы начинаете отжимать пятки в стороны. Задники лыж расходятся, носки сближаются. Лыжи опираются на склон внутренними кантами. Возникает торможение, степень которого зависит от приложенных вами усилий.
Каковы эти усилия — вы испытаете сразу.

Рис. 28. Торможение плугом: а) верно, б) неверно
Колени надо согнуть, тело подать вперед. Вы как бы садитесь на носки лыж, которые должны быть друг от друга на расстоянии 5—10 см и ни в коем случае не пересекаться, — иначе падение неизбежно. Самое трудное в торможении плугом — не давать пересекаться носкам лыж. Чем круче вы поставите лыжи — тем сильнее будет торможение, тем большее усилие придется на ноги. Но во всех случаях на обе лыжи должно приходиться одинаковое давление.
Торможение плугом разучивают во время спуска, с пологой горы, последовательно разводя пятки лыж и снова возвращаясь в основную стойку. Освоив торможение на пологом склоне, переходят на более крутой.
Торможение полуплугом, или упором, не представит для вас труда, если вы хорошо овладели предыдущим способом. Здесь одна лыжа идет прямо или под небольшим углом. На другую, отведенную в сторону задником наружу и поставленную на внутренний кант, постепенно переносят всю тяжесть тела. Колено загруженной ноги сгибают. Усиливая давление на нагруженную ногу, почти полностью садясь на нее, вы активно тормозите, регулируя скорость спуска.

Рис. 29. Торможение упором
Спуск наискось — следующий важный этап в обучении новичка. Здесь осваивается основной элемент — умение держать вес тела на одной ноге.
Основа спуска наискось — перенос веса тела на нижнюю лыжу. Верхняя лыжа выдвинута вперед на полступни, плечи развернуты от склона. Чем круче склон, тем сильнее разворачивают туловище в сторону долины. Колено опорной ноги подается к склону. Опорная лыжа удерживается на склоне в основном за счет давления на внутренний кант.
Ее загружают тем больше, чем круче склон, чем направление спуска дальше от линии падения воды.

Рис. 30. Стойка спуска наискось: а) основная стойка; б) спуск с палками (упражнение); в) верно; г) неверно (положение лыж на склоне)
Загрузка нижней лыжи регулируется степенью отклонения туловища от склона, разворотом вперед плеча, ближнего к склону.
При спусках наискось характерной ошибкой новичков является отставание верхней лыжи — это сразу вызывает отклонение туловища назад, загрузку верхней лыжи.
При спуске наискось, так же как и при прямом спуске, руки должны быть впереди и ни в коем случае не уходить назад, за бедра.
Стойку спуска наискось хорошо отработать сначала на месте. Встать нужно поперек склона, лыжи параллельны. Вес на нижней лыже, верхняя несколько впереди: верхнее плечо впереди, колени согнуты, поданы к склону. Полезно сделать несколько приседаний (делаются за счет сгибания коленей, а не опускания таза). Отработав все это на месте, следует развернуть лыжи на склоне наискось — и вниз.
Рекомендуется сделать 10—15 спусков на каждой ноге.
Хорошим упражнением для разучивания спуска наискось будет спуск с палкой в руках, которую держат параллельно лыжам хватом снизу. Локти прижаты к бедрам. Верхнее плечо при этом автоматически разворачивается вперед, надо только сильнее подать его вперед.
Боковое соскальзывание — основа современной горнолыжной техники. Вначале боковое соскальзывание разучивают по элементам на месте. Исходное положение — стойка спуска наискось, почти поперек склона. Вес тела на нижней лыже, колени согнуты. Верхнее плечо и верхняя лыжа выдвинуты вперед.
Затем лыжи ставятся плоско, так, чтобы их скользящая поверхность полностью соприкасалась со снегом. Лыжник боком начинает соскальзывать под склон сначала медленно, потом быстрее. Поставьте лыжи на ребро — и соскальзывание прекратится.

Рис. 31. Боковое соскальзывание: а) основная стойка; б) «гирлянды»
При перенесении центра тяжести вперед быстрее соскальзывают носки лыж. Отклонение назад вызывает соскальзывание задников лыж. Упражнение полезно про- делывать 20 раз в последовательности: соскальзывание — торможение — остановка.
Затем боковое соскальзывание разучивают в движении. При спуске почти поперек склона (соблюдая стойку спуска наискось) необходимо быстро, но не очень резко присесть, сдвинуть пятки лыж в сторону-вниз и ввести лыжи в боковое соскальзывание. Поставив затем лыжи на кант (внутренний, обращенный к склону), вы прекратите соскальзывание и сможете двигаться наискось дальше.
За время спуска со склона в зависимости от его длины необходимо проделать около 10 соскальзываний. Затем упражнение повторяют в другом направлении.
Когда вы научитесь сочетать соскальзывание с продолжением движения на участках разной длины и различного рельефа, можно считать, что вы упражнение усвоили. Если в исходное положение для спуска наискось вы будете возвращаться небольшим прыжком, оставляя на снегу своеобразную гирлянду лыжного следа, считайте, что вы достигли идеального выполнения упражнения.
Перевод лыж в боковое соскальзывание облегчается, если в момент выталкивания задников лыж в сторону-вниз вы бедром и туловищем сделаете встречное движение.
Характерная ошибка при разучивании бокового соскальзывания — прямая нижняя нога. Колено почти не согнуто. Кроме того, часто пытаются ввести лыжи в положение бокового соскальзывания за счет прыжка, а не за счет плоского ведения лыж по склону. Колени должны быть согнуты. Нижнее колено закрывает носок ботинка.
Торможение боковым соскальзыванием наиболее совершенно. Здесь требуется значительно меньшая затрата сил, чем при торможении плугом. Чтобы сбросить скорость и остановиться при спуске наискось, нужно одновременно присесть и отжать обе пятки в сторону, стремясь повернуть лыжи в направлении поперек движения.
Во всех случаях вес тела находится только на нижней ноге. Верхнее плечо подается вперед. Попытка загрузить верхнюю лыжу приводит к потере равновесия. Не следует отклоняться назад — лыжи «уйдут» из-под вас.
Теперь вы уже хозяин положения — скорость вам послушна, перед препятствием можете затормозить. Переходите к сложным спускам.

Рис. 32. Торможение боковым соскальзыванием (концевой поворот)
Какой из способов торможения на лыжах больше всего подходит для начинающего лыжника
5 эффективных способов торможения на лыжах: от плуга до параллельного
"Торможение — это искусство, требующее чувствительности и осознания своих движений."
Для комфортного и безопасного катания на лыжах очень важно освоить различные способы торможения. Это позволит не только эффективно управлять скоростью, но и реагировать на непредвиденные ситуации на склоне.В этой статье мы подробно рассмотрим основные виды торможения, а также техники их выполнения. Вы узнаете, как правильно тормозить в экстренных случаях, как замедлять скорость плугом и какой является самым простым способом торможения на лыжах.
Виды торможения на лыжах
Существует несколько основных способов замедления скорости во время катания на лыжах. Каждый из них имеет свои особенности и подходит для определенных ситуаций.Рассмотрим основные виды торможения на лыжах:• Экстренное торможение• Торможение "плугом"• Торможение "пристройкой"• Торможение "параллельными"• Торможение "сидением"Освоив все эти способы, вы сможете эффективно управлять скоростью в любых условиях, что позволит получать максимум удовольствия от катания на лыжах.Экстренное торможениеЭкстренное торможение — это крайняя мера, которая применяется в ситуациях, требующих быстрой остановки.
Такая техника позволяет очень быстро сбросить скорость, но при этом может быть травмоопасной.Алгоритм выполнения экстренного торможения:1. Резко перенесите вес тела назад, на пятки.2. Одновременно разведите носки лыж в стороны, образуя широкий плуг.3. Удерживайте лыжи в таком положении, пока не почувствуете, что скорость значительно снизилась.4.
Постепенно возвращайте лыжи в параллельное положение, плавно переходя к другому виду торможения.Экстренное торможение следует применять только в случае крайней необходимости, так как оно может привести к потере контроля над лыжами и травмам. Поэтому важно отработать технику в безопасных условиях.Торможение "плугом"Торможение "плугом" является одним из наиболее распространенных и универсальных способов замедления скорости на лыжах.
Он позволяет плавно регулировать скорость, не теряя контроля над лыжами.Техника выполнения торможения "плугом":1. Разведите носки лыж, сохраняя пятки вместе. Таким образом вы образуете клиновидную форму "плуга".2. Перенесите вес тела на пятки, слегка согнув колени.3. Удерживайте лыжи в таком положении, постепенно увеличивая угол расхождения носков для большего торможения.4.
Для замедления скорости прижимайте лыжи к снегу, не допуская "парения" над поверхностью.5. Плавно возвращайте лыжи в параллельное положение по мере необходимости.Торможение "плугом" универсально и подходит для различных склонов и условий. Оно позволяет комфортно управлять скоростью, что делает его одним из базовых навыков в горнолыжном спорте.
"Контроль скорости — это не просто навык, а основа техники катания на лыжах." Любая техника катания начинается с умения правильно распределять вес и использовать края лыж для торможения ."
Торможение "параллельными"Торможение "параллельными" лыжами является более продвинутым способом замедления скорости. Он подходит для лыжников, освоивших базовые технике, и позволяет точнее контролировать скорость.Техника выполнения торможения "параллельными":1. Удерживайте лыжи в параллельном положении, сохраняя их ровное положение относительно склона.2.
Плавно перенесите вес тела на пятки, слегка согнув колени.3. Создавайте сопротивление снегу, прижимая лыжи к поверхности.4. Регулируйте степень торможения, плавно разворачивая лыжи по ходу движения.5. Для большего замедления можно слегка развести носки лыж.Торможение "параллельными" требует хорошего контроля над положением тела и лыж.
Оно позволяет точно управлять скоростью на различных участках склона.Торможение "сидением"Торможение "сидением" является одним из самых эффективных и управляемых способов снижения скорости на лыжах. Он подходит для опытных лыжников на пологих участках склона.Алгоритм выполнения торможения "сидением":1. Примите положение "сидя", слегка присев и отвесив таз назад.2.
Разведите носки лыж, сохраняя пятки вместе, образуя "плуг".3. Удерживайте лыжи в таком положении, прижимая их к снегу.4. Регулируйте степень торможения, плавно возвращая лыжи в параллельное положение.5. Поддерживайте равновесие, не допуская чрезмерного наклона корпуса назад.Торможение "сидением" позволяет очень точно контролировать скорость, обеспечивая максимальную устойчивость и безопасность. Оно особенно эффективно на пологих склонах.
Самый простой способ торможения
Одним из самых простых и доступных способов торможения на лыжах является торможение "пристройкой". Этот метод особенно подходит для начинающих лыжников, так как не требует сложной техники.Алгоритм выполнения торможения "пристройкой":1. Слегка разведите носки лыж, сохраняя пятки близко друг к другу.2. Перенесите вес на внешнюю лыжу, слегка наклонившись в ее сторону.3.
Удерживайте лыжи в таком положении, создавая сопротивление снегу.4. Плавно возвращайте лыжи в параллельное положение по мере необходимости.Преимущества торможения "пристройкой":• Простота исполнения, не требует специальных навыков• Позволяет постепенно замедлять скорость• Дает возможность сохранять контроль над лыжами• Подходит для катания на различных склонахЭтот способ торможения является отличным выбором для начинающих лыжников, так как помогает освоить базовые навыки управления скоростью.
Освоение разных видов торможения на лыжах
Владение различными способами торможения является ключом к безопасному и комфортному катанию на лыжах. Каждый из рассмотренных методов имеет свои особенности и подходит для определенных ситуаций.Экстренное торможение следует использовать только в крайних случаях, когда необходима мгновенная остановка. Торможение "плугом" и "пристройкой" являются наиболее универсальными и подходят для регулярного управления скоростью.Регулярная тренировка и отработка техник торможения на разных склонах позволит уверенно контролировать скорость в любых условиях. Это обеспечит максимум удовольствия и безопасности во время катания на лыжах.
"Чем лучше ты умеешь тормозить, тем увереннее чувствуешь себя на склоне." Уверенность на лыжах во многом зависит от способности вовремя остановиться или замедлиться, особенно на крутых или сложных участках.




