Зимой ездить на велосипеде на летней резине не рекомендуется, так как летняя резина теряет свою эффективность при низких температурах и на скользкой поверхности. Это может привести к снижению сцепления с дорогой, увеличению тормозного пути и, как следствие, повышенному риску падений и аварий.
Для зимних условий лучше использовать специальные зимние шины или шины с шипами, которые обеспечивают лучшее сцепление и безопасность. Правильный выбор резины значительно улучшит ваши велосипедные поездки в холодное время года.
Можно ли зимой ездить на велосипеде на летней резине
Если Вам нравится кататься на велосипеде в любых погодных условиях и вы не планируете прятать его на зиму в кладовку или на балкон, важно заранее подготовиться к холодному сезону, чтобы Ваши поездки были как можно более комфортными и безопасными.
Безусловно, зимняя езда на велосипеде обладает множеством преимуществ, поскольку именно в это время года открываются веломаршруты, недоступные в летний период. Например, вы можете проезжать по замерзшим озерам и рекам или с ветерком мчаться по грунтовым лесным дорогам, где даже грузовики застревают в теплую пору. Кроме того, можно организовать экстремальные гонки по заснеженным лесным тропам или пофантазировать с трюками и прыжками, заранее насыпав снег в качестве защитных матов. Зачем же отказываться от любимого хобби из-за погоды на полгода? В то же время, зимняя езда на велосипеде требует особой подготовки и ухода за транспортом.
Как подготовить велосипед к катанию зимой?
Зимой, катаясь на велосипеде, вы сталкиваетесь с множеством неблагоприятных условий: снег, мороз, соль для roads и грязь, что может быстро износить ваш новый велосипед, превращая его в ненужный хлам, если не предпринять соответствующие меры предосторожности. Важно уделить должное внимание безопасности во время езды и заранее выбрать подходящие шины, а также убедиться в исправности тормозов.
Покрышки (зимняя резина)
Если у Вас есть автомобиль, то Вы наверняка знаете, что ездить зимой на летней резине по скользкой дороге, мягко скажем, неприятно — автомобиль рыскает из стороны в сторону, а торможение и разгон проходят весьма вяло. Не стоит и говорить, что для велосипеда, у которого, в отличии от авто, всего два колеса, выбор зимней резины крайне важен. В сущности, выбор зимней резины зависит от того, где Вы собираетесь кататься и сколько вы готовы потратить денег на её покупку. Причём сразу оговорюсь, что покупать стоит именно комплект покрышек, иначе эффективность существенно снижается.
Если Вы планируете часто кататься по льду или по плотно утрамбованному снегу, то Вам, скорее всего, стоит выбрать шины с повышенным количеством шипов (обычно от 200 до 350), размещённых в три или четыре ряда как в центральной, так и в боковой частях протектора. На таких покрышках Вы будете уверенно себя чувствовать даже на скользком льду, не говоря уже о плотном снегу. Единственным недостатком таких зимних шин является их стоимость (комплект из двух покрышек обойдётся примерно в 6 000 рублей).
| Nokian Freddie’s 336 SW | Nokian Hakka SW300 |
Если вам больше нравится кататься по снегу или просто по городским улицам, имеет смысл выбрать зимнюю шину с меньшим количеством шипов (от 50 до 200). Она прекрасно подойдет для таких условий, и стоимость такой покупки будет примерно на полтора раза ниже, чем в предыдущем варианте.
| Nokian 54-584мм (650B) | Nokian Mount Ground W160 |
Возможно, что Вы не захотите тратиться на покупку столь дорогого, но всё же необходимого зимой аксессуара. В таком случае стоит попробовать сделать зимнюю резину самому. Как? Да очень просто: необходимо взять старую покрышку и вкрутить со стороны камеры саморезы, учитывая рисунок протектора, так, чтобы они выпирали примерно на 2 мм.
Важно быть осторожным, чтобы головки саморезов не повредили камеру в процессе поездки. Количество саморезов должно составлять примерно 100-150, чтобы добиться заметного результата. Такая покрышка, безусловно, будет менее эффективной и более тяжелой по сравнению с заводскими моделями, однако, при ограниченных финансах, она станет достаточно хорошей альтернативой.
Многие интересуются, какое давление в шинах оптимально для зимних велосипедных поездок, но однозначного ответа на этот вопрос нет — это зависит от личных предпочтений. Главное — избегать чрезмерного перекачивания или, наоборот, недостатка давления в шинах. Также стоит помнить, что давление в шинах при комнатной температуре значительно выше, чем в холодную погоду на улице.
Тормоза
Если ваш велосипед оснащён тормозами типа V-brake, то вас поджидает неприятный сюрприз: зимой их эффективность резко падает, и зачастую они работают очень слабо. Это происходит из-за того, что на ободе может образовываться лёд; после первого торможения снег на ободе начинает таять, а затем снова замерзает. В итоге колодки просто скользят по ободу, не создавая необходимого трения. Как результат, полноценное торможение велосипеда возможно только после 3-10 оборотов колёс, а 10 оборотов — это примерно 20 метров пути, пройденного почти без тормозов!
Поэтому для зимнего катания лучше всего будет приобрести дисковые тормоза (механические или гидравлические в данном случае не очень важно — тут стоит руководствоваться своими финансовыми возможностями). Если же средства или конструкция велосипеда не позволяют установить два дисковых тормоза, то стоит поставить хотя бы один на переднее колесо (в случае установки на заднее колесо эффективность торможения останется невысокой, так как в этом случае колесо просто будет идти юзом на скользкой поверхности). Конечно же дисковые тормоза зимой также работают чуть похуже, так как и на них может образовываться наледь, однако, в отличии от тормозов типа V-brake они гораздо быстрее очищаются после начала торможения (примерно за один оборот колеса).
| Передний дисковый тормоз после 5-минутной поездки | Задний дисковый тормоз после 5-минутной поездки |
В любом случае стоит порекомендовать всё время поддерживать тормоза в рабочем состоянии. Для этого необходимо всего лишь слегка нажать на тормоз во время движения велосипеда и проехать немного в таком положении. При этом Вы почувствуете, что поначалу колодки проскальзывали, а потом уже начали цеплять обод или диск. Такую процедуру следует проводить, в зависимости от погодных условий, раз в 10-20 минут, чтобы в случае необходимости резко затормозить велосипед Вас не подвёл.
Велофонари/веломигалки
Зимой темнеет очень рано, да и на стёклах автомобилистов частенько или грязь, или замёрзшая "незамерзайка", поэтому велосипедисту надо быть особенно заметным на дороге. Для этого следует приобрести (если у Вас ещё почему-то нет) красную веломигалку на заднюю часть велосипеда и белую — вперёд (хотя правила дорожного движения предписывают только наличие белого и красного светоотражателей).
Назад лучше всего приобрести светодиодную веломигалку — они светят значительно ярче, чем фонари с обычной лампой накаливания и потребляют меньший ток, что в итоге приводит к увеличению времени работы от аккумуляторов. Вперёд же можно поставить или светодиодный фонарь, или фонарь с галогенными лампами, который светит гораздо дальше светодиодного, но зато и потребляет больше тока.
Также будет весьма полезно, если вы добавите к велосипеду дополнительные светоотражающие элементы и наденете специальный светоотражающий жилет поверх своей одежды, который доступен в большинстве строительных и спортивных магазинов.
Шлем
Если у Вас его почему-то нет, то уж к зиме его следует непременно купить. Велошлем поможет защитить Вашу голову при падениях на скользкой поверхности (которые зимой весьма вероятны), убережёт от тяжких последствий лёгкого ДТП, да и в конце концов, в случае падения сосульки, будет не лишним. Многие говорят, что кататься в шлеме холодно, однако если надеть его на шапку, то будет вполне комфортно, и многие велосипедисты делают именно так.
Допустим, Вы преобрели или смастерили сами всё необходимое для того, чтобы кататься зимой на велосипеде. Однако, чтобы велосипед прослужил Вам долго, необходимо знать и соблюдать ряд правил ухода за ним в холодное время года.
Как обслуживать велосипед зимой?
Зимой все части велосипеда изнашиваются значительно быстрее, чем летом — цепь и кассета быстрее ржавеют и стираются, втулки забиваются грязью из-за задеревеневших сальников и как следствие разрушаются подшипники, смазка в различных трущихся деталях загустевает и теряет свои свойства, под воздействием влаги окисляются тросы и их рубашки — словом, практически каждая часть велосипеда в той или иной степени страдает от зимних покатушек.
Цепь
Зимой цепь практически мгновенно облепляется грязью, солью и прочей гадостью, которая летит с дороги. Поэтому её необходимо своевременно и весьма внимательно чистить после каждой зимней велопокатушки (о том, как правильно это делать, читайте в статье "Уход за велоцепью").
Важно тщательно проверять состояние передних и задних переключателей скоростей, поскольку во время поездки в них накапливается значительное количество снега, что негативно сказывается на процессе переключения.
| Передний перключатель | Задний переключатель |
Втулки и каретка
Как было сказано выше, грязь с дороги отлично попадает в них через задеревеневшие сальники, а вот достать её оттуда можно только путём разборки втулки и каретки. Естественно, каких-то регулярных сроков обслуживания не существует — всё зависит от километража и условий, в которых эксплуатировался велосипед, однако рекомендуется производить полную разборку и чистку где-то раз в два месяца при средней интенсивности катания — иначе к лету придётся менять все подшипники, а может даже и эти детали в сборе. Конечно же при сборке следует не забыть смазать очищенные детали.
Рама
Весьма сильно от зимнего катания на велосипеде страдает и рама, особенно не очень высокого качества. В результате резкого перепада температур (если, к примеру велосипед храниться у Вас в квартире) в лакокрасочном покрытии могут образовываться микротрещины, в которые попадает влага, замерзает там, и тем самым увеличивает их размеры. В итоге, металл, из которого изготовлена рама, подвергается прямому агрессивному воздействию соли и других дорожных реагентов, и в итоге рама может попросту поржаветь (конечно, если материал не устойчив к коррозии). В любом случае, стоит внимательно осматривать велосипед на предмет трещин или сколов в краске, и, в случае необходимости, подкрашивать их. Также, по возможности, старайтесь не выносить велосипед сразу на мороз из тепла или с мороза в тепло — лучше, оставлять его на время в помещении со средней температурой — например, в подъезде (при этом внимательно следите, чтобы Ваш велосипед не украли!).
Амортизаторы
Наверняка у Вас на велосипеде есть хотя бы передний амортизатор, и хорошо, если он масляный или воздушный. Однако на большинстве велосипедов установлена вилка с эластомером внутри (грубо говоря, кусок резины или каучука, который обладает высокой эластичностью), который на морозе дубеет и перестаёт выполнять свои функции. В этом случае амортизационная вилка на Вашем велосипеде превращается в жёсткую. С этим поделать ничего уже нельзя — таково свойство материала. Впрочем, зимой можно погонять на велосипеде и с такой жёсткой вилкой.
С задним амортизатором на морозе случается примерно та же история — он хуже выполняет свои функции, и, как Вы уже догадались, с этим также остаётся только смириться.
Во время эксплуатации различных типов вилок в зимний период желательно очищать грязь под резиновыми пыльниками после каждой поездки. Если пыльники отсутствуют, стоит рассмотреть возможность их установки на зимний сезон.
Резюмируя вешесказанное, можно сделать вывод, что во время зимнего катания на велосипеде необходимо следить за его чистотой и своевременно устранять возникшие неполадки. В таком случае Вы получите огромное удовольствие от зимнего катания и не испортите свой велосипед. Кстати, некоторые велосипедисты специально для зимних велопутешествий приобретают себе второй велосипед — намного ниже уровнем, чем их основной (частенько в роли зимнего велосипеда выступают и "ашан-байки"), чтобы, в случае чего, просто его выкинуть и купить для этих же целей новый.
Техника езды на велосипеде зимой
Наверное, не стоит объяснять, что зимой дороги скользкие и ездить на велосипеде нужно с большой осторожностью и очень внимательно. Тем не менее можно дать несколько рекомендаций, которые позволят Вам избежать неприятных ситуаций на зимней дороге:
- при движении зимой лучше всего выбирать дороги с сухим асфальтовым покрытием или плотно утрамбованным снегом;
- старайтесь избегать движения по узкой колее — при попытке выехать из неё очень высока вероятность падения;
- не стоит ездить по снежной каше — сил уходит много, а толку мало;
- старайтесь избегать загруженных автомобильных дорог. Помните, что зимой, как правило, обочины завалены снегом и разъезд с автомобилем может быть весьма затруднён и опасен;
- старайтесь быть готовым к внезапному попаданию на скользкий участок дороги, припорошенный снегом;
- избегайте резких действий, поворачивайте и тормозите плавно, адекватно оценивая дорожную обстановку;
- постарайтесь подготовить велосипед к зиме, как это было описано выше и не пренебрегайте средствами безопасности.
Кататься на велосипеде зимой можно ничуть не хуже чем летом, особенно если к этому готовы Вы и Ваш байк — главное желание. Удачи на зимних дорожках!
| Советуем прочитать: | Как выбирать велосипед | Выбор GPS навигатора | Велосипеды с мотором |
На велосипеде зимой: советы начинающим
Зима завершилась, но судя по снегопаду в минувшие выходные, средняя полоса через сугробы будет продираться до конца апреля. Добавим прелести гололёда в уравнение… и вот, даже не знаешь, на чём передвигаться безопаснее. Поговорим об этом…
Вы же обращались с просьбой рассказать о велосипеде, поэтому я и делаю это.
Зимнее катание на велосипеде, вопреки распространенному заблуждению, не требует никаких конкретных специализированных деталей или элементов одежды. Но чтобы катание в зимнее время было безопасным и комфортным, я дам несколько полезных советов начинающим. Велосипед. В целом, при температуре воздуха до -10°C кататься можно абсолютно на любом велосипеде. Но если вы хотите передвигаться быстро, безопасно и без вреда для велосипеда и здоровья, вам стоит обратить внимание на некоторые элементы.
Все дальнейшие рекомендации рассчитаны на тех, кто планирует кататься условно регулярно, а не пару раз за зиму.
Тип велосипеда. Сейчас всё большее распространение получает фэтбайк, и это отличный вариант велосипеда для передвижения по рыхлому покрытию и целине. Если вы живете там, где плохо чистят дороги, то чем уже будет колесо, тем сложнее передвигаться. На фэте же ширина покрышки от 4 до 5,2 дюймов, что дает огромную площадь контакта.
Отличным примером зимней велосипедной экспедиции может служить путешествие Кейт Лиминг через Антарктиду (1850 км). При этом если у вас нет фэтбайка и вы не готовы тратить деньги на покупку второго велосипеда, то смело катайтесь на своем.
Шины. Начинающие водители часто задаются вопросом: выбирать зимние или летние? Давайте проанализируем это. Летние и зимние шины имеют различные составы резины – зимняя не теряет свою эластичность при низких температурах. На практике, если у вас есть летняя шина с крупными шипами и П-образным профилем, то можно вполне использовать её в зимний период (при условии, что вы не будете выполнять резкие маневры).
Но если посмотреть на это с точки зрения безопасности, то лучше купить зимнюю резину. И здесь есть две группы: зимняя без шипов и зимняя с шипами (она тоже делится на несколько групп).
Среди нешипованных вариантов можно назвать только NOKIAN Rollspeed W. Удобно на ней будет кататься только по очищенным дорогам, отличие от летней только в том, что она не дубеет морозе.
Лучше выбрать шипованную, и тут есть несколько вариантов. Существуют различия по количеству шипов и по форме, начнём с формы. Шипы бывают цилиндрические и конические, последние лучше держат при маневрировании на скользкой поверхности, но более дорогие. Цилиндры дешевле, но проскальзывают на льду при маневрировании.
По количеству шипов покрышки бывают от одно- до шестирядных. Идеальной для передвижения по чищенному городу однорядной покрышкой на цилиндрических шипах я бы назвал Schwalbe SNOW STUD. Но если смотреть с точки зрения практичности, то самой универсальной покрышкой для зимы смело можно назвать четырехрядную KENDA KLONDIKE, шипованную цилиндрическими шипами. По соотношению цена-качество-доступность она, пожалуй, самый лучший вариант. И, наконец, если вам нужно постоянно передвигаться по скользким поверхностям, то лучше, чем шестирядный Schwalbe ICE SPIKER PRO, шипованный коническими шипами, вам не найти.
Вилка. Существует мнение, что зимой использование вилки с амортизатором является вредным, однако на практике это не соответствует действительности. Конструкция вилки очень проста и надежна, поэтому катание зимой с такой вилкой не вызывает серьезных проблем. Единственное, что может создать неудобства – это пружинно-эластомерная вилка, так как эластомер при низких температурах теряет свою эластичность, и вилка фактически перестает функционировать.
Все остальные типы вилок – пружинная, масляная, воздушная – будут работать. Вопрос только в правильной смазке, поэтому переходим к следующему пункту.
Смазка. Изначально велосипед не рассчитан на эксплуатацию при минусовых температурах. С завода идёт летняя смазка, которая дубеет при минусовых температурах. А когда смазка дубеет, она перестает выполнять свои функции – защитные и смазывающие. Поэтому если вы живете в регионе, где зима длится долго, то перед катальным сезоном стоит менять смазку на зимнюю в основных узлах – втулках, каретке, вилке и рулевой.
Педали и обувь. Пальцы ног и рук замерзают быстрее всего, так что их нужно правильно защищать. О руках мы ещё поговорим дальше, а сейчас – ноги. Если вы используете контактные педали, то вам нужны специальные неопреновые велобахилы на обувь и тёплые носки.
Но контактная обувь не самая теплая, плюс быть пристегнутым к педалям на потенциально скользком покрытии не самая удачная идея, на мой взгляд. Поэтому я советую зимой использовать обычные «топталки», тёплые носки и зимнюю обувь. Для дополнительного утепления и защиты от ветра можно приобрести специальные зимние велобахилы (существуют варианты как для топталок, так и для контактов).
Одеяние. Начнем с того, что выбор гардероба обусловлен предполагаемым темпом активности. Если вы собираетесь медленно прогуливаться по парку, лучше выбрать наряд, который будет сохранять тепло. Однако если вы намерены двигаться более активно, стоит подобрать одежду легче и удобнее. Важно, чтобы в начале, пока вы еще не прогрелись, вам было не жарко, а именно прохладно.
Разогревшись в тёплой одежде, вы получите две проблемы. Первая – перегрев, вторая – повышенное потение. Перегрев может привести к тепловому удару, а с учётом холода на улице так же может вызвать судороги. Вспотев, вы намокнете, и как только остановитесь, станете моментально замерзать, что часто приводит к воспалению лёгких и бронхов. Именно поэтому одеваться при активном зимнем катании нужно правильно.
Голова. Лучший вариант – флисовая балаклава и шлем. Шлем защитит вас от травм при каких-либо неприятностях, плюс он создает дополнительную защиту от ветра. Балаклава защищает шею (щитовидку, горло) и уши от обморожения.
Встречается мнение, что удобнее и правильнее кататься с повязкой на лице (бандана, маска, шарф), но на самом деле это не так. Когда вы дышите через ткань, на ней образуется конденсат и в дальнейшем мешает дыханию. Если же минус сильный, то ткань покрывается изморозью, что ещё больше мешает нормальному дыханию.
Плюс часть тёплого воздуха с конденсатом поднимается из-под ткани вверх и покрывает реснички, которые слипаются, мешая моргать. Еще есть нос, который особо не скроешь, и гайморовы пазухи. И то и другое нужно обязательно защитить, ибо скорости на велосипеде даже зимой превышают скорость ходьбы и бега, а значит встречный поток охлаждает уязвимые места, которые разогреты вашим движением. Самый оптимальный вариант для меня – зимний детский крем: продается почти в любой аптеке.
И в завершение – глаза. Зимой, даже при небольшой отрицательной температуре и скорости выше 10 км/ч, глаза начинают сильно слезиться, что затрудняет обзор и негативно сказывается на зрении. Если у вас нет очков или вы предпочитаете контактные линзы, то горнолыжная маска станет наилучшим решением. Однако, если у вас, как и у меня, нестандартные параметры зрения и линзы противопоказаны, а очки необходимы, существует два выхода: двигаться медленнее или приобрести специальные спортивные очки, которые позволяют вставлять и линзы с диоптриями, и защитные стекла (обычно они бывают белыми, желтыми, черными и антибликовыми).
Корпус. Стандартная тема для активного зимнего спорта – три слоя. Нижний – влагоотводящий (чаще всего специальное термобелье), средний – греющий (самый оптимальный вариант – флис) и верхний – ветрозащитный. Купить специальную куртку для зимнего катания на велосипеде в России не так просто, поэтому я нашел отличный заменитель – горнолыжная или сноубордическая куртка. Её крой позволяет удобно сидеть на велосипеде и не сковывает движения, часто у таких курток удлиненная спина, что дополнительно защищает поясницу (и все жизненно важные органы).
Руки. Лучше варежек для сноуборда пока ничего не придумали. Правда в варежках не так удобно работать с манетками фирмы shimano, если же у вас манетки sram или грипшифты, то смело берите варежки. В остальных случаях вам подойдут перчатки для горнолыжки, они чуть холоднее, но не критично, тем более что вопрос с теплозащитой зависит напрямую от бренда и вашего бюджета.
Ноги. Здесь есть два варианта: заранее заказать и купить достаточно дорогие штаны для зимы (в России таких просто нет, ближе всего находил из Германии), или купить две пары для комбинации. С первым вариантом все понятно, остановимся подробнее на втором. Когда вы вкручиваете зимой, вам важно защитить три области на ногах: паховую, переднюю бедренную группу мышц и колени.
Самый простой и доступный вариант – поддеть лёгкие беговые леггинсы с тканью виндстоп (почти все будут с тканью именно на нужных местах), а сверху надеть зимние леггинсы-полукомбинезон с начёсом (купить такие без проблем можно в сети магазинов decathlon). Плюс полукомбинезон дополнительно защитит вам поясницу. Одевшись таким образом вы без проблем сможете кататься зимой и не просто кататься, а получать от этого настоящее наслаждение.
Где кататься? На самом деле это не столь важно, всё зависит от вас и вашего велосипеда. На фэтбайке гораздо комфортнее перемещаться по местам, где нет чистки. Однако в зимний период (после снегопадов) безопаснее использовать тротуары вместо дорог для автомобилей, так как снежные отвали, которые не всегда своевременно убираются, сужают проезжую часть, и передвижение становится неприятным и даже опасным. Лично зимой я почти никогда не выезжаю на автомобильные дороги, тогда как летом мне редко приходится оказываться на тротуарах.
Еще несколько советов Следите за давлением в покрышках, если у вас не фэтбайк, то минимальное значение не должно опускаться ниже значения, указанного на борту покрышки, иначе это приведет к срыву клинчеров и, как следствие, разрыву покрышки или отрыву ниппеля (если у вас камерная версия). Помните, что на холоде воздух сжимается, поэтому если вы дома в тепле накачали до нижнего значения давления, на улице это значение уйдет за допустимый минимум.
Пятно контакта. Тут все зависит от того, где вы планируете катать и какая у вас покрышка. Если дорога покрыта лёгкой «кашей» из снега, то лучше накачать давление побольше, тогда пятно контакта уменьшится, и покрышка будет прорезать «кашу» до жёсткого грунта. Если же вам нужно передвигаться по твердой ровной поверхности или целине, то лучше спустить давление до минимума, тем самым увеличив пятно контакта.
Питьё. Пить обязательно, желательно горячее. Для велосипедов продаются специальные темобутылочки в держатель. Но туда влезают и обычные пол-литровые термосы. Но если у вас нет держателя, то термос можно возить в рюкзаке.
Сладкий чай вполне подойдет.
Зимой день короток и темнота наступает рано, поэтому фонарик становится необходимостью. Сзади можно использовать недорогой габаритный фонарь на батарейках, но спереди требуется качественная фара. Если ваша фара оснащена встроенным аккумулятором или использует стандарт 18650 (то есть любой литиевый элемент), старайтесь носить её в кармане в светлое время суток, чтобы сохранить тепло, так как литий быстро теряет заряд при низких температурах. Отличным вариантом для зимнего пользования является фара с внешним литиевым аккумулятором, который можно положить в карман или сумку вместе с каталитической грелкой или химическим тепловым элементом. Такой подход позволяет аккумуляторам работать значительно дольше, чем 2-3 часа.
Разогрев. Очень важно кататься разогретым, поэтому прежде чем выйти на улицу, рекомендуется немного размяться: приседания, растяжка. А на улице не сразу крутите на пределе, а прокатитесь парочку километров наращивая темп, чтобы ваш организм почувствовал нагрузку и подстроился под изменяющийся метаболизм. Плюс это позволит избежать резкого перегрева.
Одевайтесь правильно, катайтесь аккуратно и всё у вас будет хорошо!
Как подготовиться к езде на велосипеде зимой

Велосипед – экологичный вид транспорта. Несмотря на то, что большинству привычнее кататься на велосипеде в теплый период года, многие люди не отказывают себе в поездках и зимой.

Расскажем, что нужно для езды на велосипеде зимой, как одеваться и какие правила соблюдать, отправляясь на велопрогулку.
Зима является идеальным периодом для тренировки, улучшения и отработки навыков катания. Сложные условия катания требуют большего мастерства, однако после завершения зимнего сезона можно уверенно считать себя профессионалом.
Одежда для катания на велосипеде зимой
Правильно подобранная одежда – важное условие для комфортной и безопасной езды на велосипеде в холодный период года. Одежда должна отвечать следующим требованиям:
- быть непродуваемой и непромокаемой;
- не стеснять движений и не уменьшать обзор;
- иметь оптимальные теплоизолирующие свойства;
- быть заметной для водителей и пешеходов.
Оптимальный вариант – одеваться слоями. Принципа трехслойной экипировки придерживаются профессиональные велогонщики, которые тренируются и в холодное время года. Но его легко реализовать и любителям, адаптировав под условия города.

Это самый важный функциональный слой, который отвечает за отведение влаги от тела, сохранение тепла и дыхание кожи.
Статья по теме
Если надето неправильное белье, даже фирменная верхняя одежда окажется бесполезной.
Зимой для катания на велосипеде отлично подойдут универсальные повседневные или спортивные термобелья, выполненные из тонкой мериносовой шерсти, а также специальные модели из гибридных материалов, созданные для интенсивных нагрузок и предназначенные для профессиональных спортсменов.
Для передвижения в условиях города достаточно первого варианта: термобелье из мериносовой шерсти эффективно отводит влагу, оставаясь при этом сухим, снижает теплопотери и предупреждает переохлаждение.
Терморегулирующие свойства шерсти помогают поддерживать температурный баланс и исключают перегрев в помещении.
Терморегулирующие свойства шерсти помогают поддерживать температурный баланс и исключают перегрев в помещении.
Подборка товаров
2. Изоляционный слой.
Оптимальным вариантом будет поддевка из флиса – легкого, износостойкого материала, обладающего отличными теплоизоляционными качествами, хорошо выводящего влагу и пропускающего воздух.

Это непромокаемая, непродуваемая куртка, которая обеспечит защиту от ветра и снега. Она не должна быть слишком теплой или громоздкой.
Если вы носите шерстяную водолазку, а ваша куртка на флисовой подкладке, то в утепляющем слое нет необходимости.
Это непромокаемая, непродуваемая куртка, которая обеспечит защиту от ветра и снега. Она не должна быть слишком теплой или громоздкой.
Куртки-пуховики, кожаные куртки, длинные пальто и шерстяные модели не являются подходящими вариантами.
Для комфортной езды на велосипеде и качественного утепления всех частей тела в зимнее время понадобится следующая одежда.
- Штаны. Лучше всего использовать штаны для беговых лыж – они узкие, непромокаемые и непродуваемые, быстро сохнут и легко очищаются от грязи. Или полукомбинезон из влагозащитной ткани. Если вы добираетесь на железном коне до офиса, не стоит ехать в брюках или джинсах – они могут запачкаться, запутаться и порваться, привести к падению. Лучше переодеться по приезде. Альтернативное решение − аккуратно закатывать брюки на 2−3 оборота вверх. В этом случае понадобятся термоноски с высоким голенищем, почти до колена.
- Обувь. Теплые треккинговые ботинки хорошо подходят для катания. Можно ездить и в привычных повседневных ботинках, если они теплые, плотно сидят на ноге и имеют подошву с протектором. Для дополнительной защиты можно приобрести специальные неопреновые велобахилы на обувь. Во время катания стопы практически находятся без движения и могут замерзнуть. Поэтому обязательно надевайте термоноски , которые защитят от переохлаждения на улице, а в помещении не дадут ногам вспотеть.
Подборка товаров
- Шапка. Идеальная модель для велопрогулок – это балаклава : ее конструкция обеспечит защиту головы, лица и шеи от холода. Также подойдет плотная облегающая шапка, например, из мериносовой шерсти: голова будет в тепле и не вспотеет.
Подборка товаров
- Шарф. Если приобрести балаклаву, необходимости в шарфе нет. Если же используется обычная шапка, нужно дополнить ее шарфом. Оптимально подходят снуды, которые легко надеваются через голову и не мешают при езде.
Подборка товаров
- Перчатки . Без этого аксессуара о комфортной езде говорить не приходится – руки быстро мерзнут на холоде и от попутного ветра, переохлаждаются и перестают слушаться, что негативно сказывается на управлении велосипедом. Предпочтительны вязаные модели из шерсти, подобранные по размеру.
Выбор продукции
- Шлем. Безопасность – превыше всего! Шлем нужно правильно подобрать по размеру и только потом – по дизайну.
- Очки. Подойдет или горнолыжная маска, или мотоциклетные очки с пластмассовыми дужками.
При выборе одежды старайтесь выдержать грань между теплом, комфортом и свободой движений. Если вы катаетесь редко, можно адаптировать подходящие вещи из повседневного гардероба.
Если же велосипед для вас – круглогодичный вид транспорта, лучше не экономить и приобрести специальную экипировку, начиная от термобелья и заканчивая специальной верхней одеждой и обувью.
Подготовка и обслуживание велосипеда зимой

Грамотная подготовка велосипеда к зиме – важное условие для комфортного и безопасного катания. Профессиональные спортсмены имеют отдельный велосипед для холодного периода года, но, зная все тонкости, вполне можно обойтись и одним железным конем.
До прогулки нужно подержать велосипед в подъезде или на неотапливаемом балконе, чтобы рама «привыкла» к холоду. По возвращении домой надо делать то же самое. А также очищать раму от налипших снега, наледи, соли для предупреждения коррозии.
Для катания в зимний период используются жесткие вилки или вилки, оснащенные воздушно-масляными либо пружинно-масляными амортизаторами. Однако пружинно-эластомерные модели не подходят, так как эластомер теряет свои качества при низких температурах. Каждый раз после поездки вилку необходимо тщательно очищать от соли.
— Тросики и рубашки.
Невозможность переключения скоростей или срабатывания тормозов – серьезная проблема на дороге. Это может случиться из-за попадания влаги внутрь рубашек тросов. Поэтому перед началом холодного сезона эти элементы нужно проверить, а зимой – периодически смазывать.
Дисковые гидравлические либо механические тормоза надежны и эффективно работают даже при неблагоприятных погодных условиях. Ободные тормоза требуют хороших навыков катания и высокой скорости реакции, поскольку эффективность их в зимнее время снижается.
Во избежание заклинивания переключатели периодически нужно обрабатывать смазкой с влагоотталкивающими свойствами.
Даже при бережном использовании на цепь могут накапливаться снег, грязь и химикаты, применяемые на дорогах. Регулярно необходимо производить ее чистку и смазку.
Следует приобрести зимние покрышки, позволяющие уверенно передвигаться даже по льду. От обычных моделей они отличаются составом, структурой и рисунком протектора, шириной (35 миллиметров и больше). Резина может быть шипованная и без шипов. Предпочтительна шипованная. На продвинутых покрышках есть до 350 шипов, расположенных в несколько рядов, но для обычного катания по городским улицам достаточно модели с 50–200 шипами, расположенными в 2 ряда.

Если же зима выдалась теплая, на дорогах нет наледи, можно использовать обычную резину, но не лысую, а с хорошим протектором, обеспечивающим сцепление с поверхностью. На таких покрышках достаточно легко кататься по свежевыпавшему снегу либо утрамбованному пласту.
При смене температуры (выходе из помещения на улицу) давление в шинах падает, поэтому камеры при необходимости нужно подкачивать. Но во избежание повреждения перекачивать их нельзя. А вот если камеры будут слегка прогибаться под весом человека, увеличивается площадь соприкосновения с заснеженной дорогой и, соответственно, безопасность передвижения.
Полноразмерные, максимально закрывающие колеса крылья обеспечат лучшую защиту от грязи в условиях города. Заднее крыло должно быть до середины колеса, переднее – выдвигаться далеко вперед. Для чистых загородных дорог достаточно легких быстросъемных крыльев.
Зимой продолжительность светового дня становится менее продолжительной, а видимость ухудшается во время дождя или снега, поэтому оснащение велосипеда осветительными приборами является необходимым. Фонари следует монтировать на руль и заднюю часть велотранспорта, также рекомендуется использовать светоотражатели на спицах. Важно заранее подумать о батарейках – при низких температурах они быстрее разряжаются, а в условиях повышенной влажности могут подвергаться коррозии.
Обслуживание велосипеда зимой потребует больших усилий и времени, нежели в теплый период года.
После каждой прогулки необходимо тщательно очищать раму и движущиеся части от снега, наледи, песка и соли, проверять детали на целостность и работоспособность, наносить водоотталкивающую смазку на основные узлы.
Все поломки важно сразу устранять – это гарантия долгого срока службы транспортного средства и вашей безопасности!
Особенности и правила езды на велосипеде зимой
Другая температура, влажность и состояние дороги – все это нужно учитывать велосипедисту. Простые правила помогут удержать велосипед даже на скользком дорожном покрытии и насладиться прогулкой.

Несколько рекомендаций для зимней велоезда. Постарайтесь ездить по хорошо утрамбованному снегу, выполняйте повороты аккуратно и с плавным радиусом. Используйте специальные велодорожки и старайтесь не выезжать на проезжую часть.
Одевайтесь правильно, соблюдайте правила вождения и заряжайтесь отличным настроением во время зимних велопрогулок!




