Определение и особенности двигательной реакции: что это такое

Определение и особенности двигательной реакции: что это такое

Двигательная реакция — это ответ организма на внешние или внутренние стимулы, проявляющийся в виде определенных движений. Эти реакции могут варьироваться от простых рефлексов, таких как сокращение мышц при прикосновении к горячему объекту, до сложных координированных действий, требующих участия различных групп мышц и высших аналитических процессов мозга.

Двигательные реакции играют ключевую роль в обеспечении адаптивного поведения, позволяя организму реактивно реагировать на изменения в окружающей среде. Они являются основой физической активности и могут быть развиты и усовершенствованы через практику и обучение.

Развитие быстроты , как физического качества человека

Современные взгляды на быстроту как на физическое качество человека трактуют её как совокупность функциональных характеристик, позволяющих осуществлять двигательные действия в кратчайшие сроки. Физиологические механизмы, отвечающие за проявление быстроты, в первую очередь связаны со скоростными показателями нервных процессов и отражают многофункциональную природу центральной нервной системы. Скоростные способности обладают своей уникальностью. В статье представлены упражнения и методики, направленные на развитие быстроты. Улучшение физических качеств является важной частью здорового образа жизни.

Сапожникова Милана Ириковна

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

с углубленным изучением отдельных предметов»

муниципального образования город Уфа Республики Башкортостан

«Улучшение скорости как физической характеристики человека»

учитель физической культуры МБОУ «Школа №45 с углубленным изучением отдельных предметов»городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Сапожникова М.И.

— Описание скорости как физической характеристики человека и ее разновидности

— Цели совершенствования скоростных навыков

— Реакция в спорте

— Методика развития быстроты

— Упражнения для развития быстроты

— Средства развития комплексных форм быстроты

В соответствии с современными представлениями быстрота как физическое качество человека — это комплекс функ­циональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных дейст­вий в минимальный отрезок времени. Физиологический механизм проявления быстроты, связанный прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС).

Различают элементарные и комплексные формы быстроты.

Элементарные формы в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и двигательными навыками обеспечивают комплексные формы быстроты в конкретном виде двигательной деятельности:

Комплексные формы так же, как и элементарные, специфичны для разных видов спорта. Например, способность быстро набирать скорость на старте, т. е. стартовое ускорение, характерна для спринтерского бега, конькобежного и гребного спорта, бобслея, футбола, тенниса; высокая дистанционная скорость — для циклических видов спорта и различных прыжков при выполнении разбега.

Двигательная реакция может быть простой и сложной. Простая ре­акция — это ответ определенным движением на заранее известный, но вне­запно появляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета).

Скорость простой реакции у опытных атлетов варьируется от 0,1 до 0,2 секунды. Это критически важно в стартовых фазах спринтерского забега, плавания и других видов спорта. Сложная реакция включает в себя реагирование на движущийся объект и выбор действия. Реакция на движущийся объект состоит в восприятии его визуально (например, мяч или соперник), оценке направления и скорости движения, выборе стратегии действий и их реализации.

Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0,2-1,0 с. Реакция вы­бора связана с нахождением нужного двигательного ответа на поведение партнера, противника или на изменение окружающей обстановки. От бы­строты сложной реакции зависит успешность действий в спортивных иг­рах и единоборствах.

Быстрота одиночного движения важна при метаниях, ударах по мя­чу, ударах клюшкой, уколах в фехтовании и т. д.

Частота движений (темп) играет первостепенную роль во многих циклических видах спорта.

Существенную роль играет фактор наследственности. Так, время простой реакции в процессе тренировки улучшается всего на 0,1 с. Это обстоятельство, как уже было ранее отмечено, следует учитывать при выборе для занятий того или иного вида спорта.

Многообразие форм проявления быстроты указывает на то, что данное физическое качество нельзя сводить только к скорости передвижения, как это иногда ошибочно делается.

Актуальность данной темы объясняется тем, что развитие быстроты реагирования на действия партнёра или соперника, в профессиональной деятельности и спорте имеют огромное значение.

Характеристика быстроты и форм ее проявления

Формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. В частности, тренировка в быстроте реакции почти не сказывается на частоте движений; стартовое ускорение мало влияет на скорость бега по дистанции. Однако последние исследования показали, что такая независимость наблюдается только при обособленном изучении показателей быстроты, а в целостных двигательных актах между ними имеется связь.

С учетом этого на практике все же необходимо дифференцированно подходить к совершенствованию различных форм быстроты, основываясь на их значимости для данного вида двигательной деятельности. Важно также, что в отношении быстроты прямой перенос (явление, аналогичное переносу навыков) имеет место лишь в сходных по координации движениях.

Выделяют несколько основных способов выражения скорости:

1. Быстроту простой и сложной двигательной реакции.

2. Быстроту одиночного движения.

3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела или переключением с одного действия на другое при отсутствии значительного внешнего сопротивления.

4. Частоту движений.

Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности.

Быстрота двигательной реакции, как ответ на внезапно появляющийся сигнал определенным движением или действием, имеет большое значение для рукопашного боя. В условиях поединка может быть один или несколько одновременных или последовательных раздражителей (действий противника), поэтому и выделяют простую и сложную реакции (реакция на движущийся объект или реакция выбора соответственно),

В простой реакции выделяют два ее компонента:

1. Латентный (запаздывающий), обусловленный задержками, накапливающимися на всех уровнях организации действия в ЦНС. Латентное время простой двигательной реакции не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.

2. Моторный, за счет совершенствования, которого в основном и происходит сокращение времени реакции

Простые реакции обладают выраженным переносом скорости: занятия различными скоростными упражнениями способствуют улучшению быстроты простой реакции, и те, кто быстро реагирует в одних условиях, будут также быстро реагировать и в других.

При напряженной мышечной работе у хорошо тренированных людей наблюдается уменьшение времени простой двигательной реакции и повышение возбудимости нервно-мышечного аппарата (НМА); у менее тренированных — время реакции ухудшается, происходит снижение возбудимости ЦНС и функционального состояния НМА. После интенсивной кратковременной мышечной работы может происходить уменьшение времени реакции и за счет ослабления тормозных процессов в связи с перевозбуждением ЦНС.

Задачи развития скоростных способностей

Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст – сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

Вторая задача – максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

Третья задача – совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем – через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты.

В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен (например, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь невысокую частоту движений; способность выполнять с высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гарантирует высокой дистанционной скорости и наоборот). Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особенности скоростных способностей поэтому требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности. [6, с. 33].

Реакция в спорте

Реакция – это осознаваемое ответное действие на определенный сигнал.

Все типы реакции обладают идентичной структурой: восприятие сигнала (предварительная фаза); осознание сигнала (основная фаза, латентный период); ответное действие (исполнительная фаза).

Типичный пример реакции – старт в спорте. Например, пловец, приготовившийся к старту, по команде «Внимание!» принимает исходное положение.

С этого момента до стартового выстрела проходит предварительный период реакции. От выстрела до начала движения спортсмена – основной латентный период реакции. От начала стартовых движений до отрыва от стартовой тумбочки – исполнительный.

В психологии спорта различают простые и сложные реакции.

Простые реакции характеризуются одним сигналом и одним, заранее известным, ответным действием. Сложные реакции определяются двумя и более сигналами, одним или несколькими ответными действиями.

В простых реакциях выделяют три типа: сенсорный, моторный и нейтральный. Тип реакции зависит от направленности внимания спортсмена. Например, если стартующий спортсмен ожидает команду к началу выполнения действий (на старте), то у него появляется сенсорный тип реакции. Если же спортсмен сосредоточился на предстоящих движениях, то эта реакция у него моторного типа. При нейтральном типе реакции у спортсмена нет акцента внимания.

Сложные реакции типичны для всех видов спорта, где есть противоборство соперников (бокс, фехтование, виды борьбы, спортивные игры).

Представители этих видов спорта, как правило, владеют значительным арсеналом приемов нападения, защиты, обманных действий, но все не знают заранее, как себя вести в данный момент, какой применить прием, поэтому их реакции носят характер выбора. Такие реакции тоже отличаются быстротой, но у них более длительный, по сравнению с простыми реакциями, латентный период, возникающий в результате большого количества информации, поступающей в головной мозг и требующей переработки.

Быстрота реакции в спорте имеет огромное значение. Часто исход спортивной борьбы зависит от того, насколько своевременно и рационально реагирует спортсмен на изменения в соревновательной ситуации или насколько своевременно он выполняет стартовое действие. Быстрота реакций поддается совершенствованию с помощью специальных упражнений.

Методика развития быстроты

Чтобы улучшить скорость простой реакции, рекомендуется многократное и максимально быстрое выполнение тренировочных движений или заданий по определенному сигналу. В индивидуальных тренировках в качестве сигнала могут выступать звуки падающих объектов, записи на магнитофоне и прочие подобные знаки. Эффективность увеличивается при выполнении упражнений в облегченных условиях.

К упражнениям такого рода можно отнести выполнение стартов под команду (сигнал) под уклон до 15 градусов или с помощью резинового амортизатора. Например: бег со старта на 10-15 метров х4-6 повторений х 2-3 серии. Необходимо помнить, что продолжительность упражнений для решения данной задачи не должна превышать 4-5 секунд.

Однако, во многих случаях приходится сталкиваться со сложными реакциями, для реализации которых необходимо: 1) адекватно оценить ситуацию; 2) принять двигательное решение; 3) оптимально его выполнить. При этом необходимо помнить, что чем больше имеющихся альтернатив для принятия решения, тем более затруднено само его принятие и длительнее время реагирования. Наиболее существенное уменьшение времени сложной реакции наблюдается при сокращении ее моторного компонента.

Чем менее трудным и более автоматизированным является движение, тем меньшее напряжение при этом испытывает нервная система и тем короче реакция и быстрее движение. Отрабатывая технику в различных "стандартных" комбинациях ударных и защитных действий, как раз и решаются проблемы ускорения принятия решений.

Гипоксия, сильное и продолжительное нервное напряжение могут привести к ухудшению времени сложной реакции. Под влиянием утомления ухудшается и точность мышечно-суставного чувства.

Сложные реакции на движущийся объект (РДО) идентифицируются в основном с быстротой реагирования на удары и передвижения соперника. Время реакции может составлять от 0,25 до 1,0 секунды. На сенсорную ее фазу уходит примерно 0,05 секунды. Основное значение для быстроты реагирования на действия противника имеет способность увидеть перемещающийся с высокой скоростью объект.

На это и должна быть направлена тренировка. Тренировочные требования должны при этом постепенно усложняться путем: 1) увеличения скорости перемещения; 2) внезапности появления объекта; 3) сокращения дистанции реагирования. В самостоятельной работе для этого можно использовать подвижные игры с малым мячом или специальные упражнения. Точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием ее быстроты.

Сложность реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки , ведь противник может и атаковать в самой неожиданной последовательности. При тренировке такой реакции необходимо идти по пути постепенного увеличения числа возможных альтернатив, что и используется при отработке связок ударов и защит различной сложности.

Во всех видах единоборств у мастеров большую роль в сокращении времени сложной двигательной реакции выбора играет фактор предвосхищения ситуации, когда опытный боец реагирует не столько на само движение, сколько на подготовительные действия к нему противника. Это связано с тем, что в каждом движении есть две фазы:

1) познотоническая, выражающаяся в трудноуловимом изменении позы человека и перераспределении напряжения мышц;

2) непосредственно само движение. Мастера способны реагировать на начальную фазу. Это, к примеру, позволяет объяснить уклонение от атак противника на ближней и средней дистанции, когда время удара меньше времени, необходимого для принятия защитных мер. К сожалению, самостоятельно, без партнера, прорабатывать в упражнениях сложные реакции с выбором из множества альтернатив, а также предвосхищая действия соперника, практически невозможно.

Несмотря на важность быстроты реагирования на действия противника, в рукопашном бою все же наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных двигательных действий — ударов, защит, изменений положения тела, перемещений и т.д.

Максимальная скорость движений, которую может проявлять человек, зависит не только от быстроты его двигательной реакции, но и от других способностей:

динамической, силы, гибкости, координации, уровня владения техникой. Поэтому скоростные способности считают комплексным двигательным качеством.

Скоростные способности человека очень специфичны, и прямого переноса быстроты в координационно не схожих движениях у хорошо физически подготовленных людей, как правило, не наблюдается. Это говорит о том, что если Вы хотите повысить скорость выполнения каких-то специфических (ударных или защитных) действий, то должны тренироваться преимущественно в скорости выполнения именно этих действий.

Для развития скоростных Способностей используют упражнения, которые должны соответствовать по меньшей мере трем основным критериям:

1) возможности выполнения с максимальной скоростью;

2) освоенность упражнения должна быть настолько хорошей, чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его выполнения;

3) во время тренировки не должно происходить снижение скорости выполнения упражнений. Снижение скорости движений свидетельствует о необходимости прекратить тренировку этого качества и о том, что в данном случае начинается работа над развитием выносливости.

При выполнении серии движений с максимальной частотой какому-либо сегменту тела вначале сообщается кинетическая энергия, которая затем гасится с помощью мышц-антагонистов, и этому же сегменту придается обратное ускорение, и т.д. В связи с этим, с ростом частоты движений активность мышц может стать настолько кратковременной, что мышцы не успевают за такие малые промежутки времени полностью сокращаться и расслабляться.

В процессе тренировки мышцы функционируют в изометрическом режиме. Следовательно, важно развивать не только скорость сокращения активных мышц, но и скорость их расслабления. Профессиональные спортсмены выделяются умением сокращать время на произвольное расслабление работающих мышц при выполнении движений с максимальной частотой. Этого можно достичь благодаря постоянному контролю за процессом быстрого расслабления мышц во время скоростных упражнений, а также тренировкам навыков релаксации, включая аутотренинг.

При решении задач изучения и совершенствования техники скоростных движений (ударов, защит) необходимо учитывать и возникающие при этом трудности сенсорной коррекции при их выполнении. Для решения этой задачи рекомендуется соблюдать два правила:

1. Изучение необходимо проводить на скорости, близкой к максимальной (как говорят, в 9/10 силы), для того, чтобы биодинамическая структура движений по возможности не отличалась при их выполнении на предельной скорости и чтобы был возможен контроль над техникой движений, такие скорости называются контролируемыми).

2. Необходимо варьирование скоростью выполнения упражнения от предельной до субмаксимальной.

Важным условием повышения эффективности и экономичности серий скоростных движений в рукопашном бою выступает возможность использования энергии рекуперации эластических структур мышц и связок, т.е. способности накапливать энергию их упругой деформации в подготовительных фазах и реализация этой энергии в рабочих фазах движений. Вклад такой "неметаболической" энергии в общем объеме энерготрат увеличивается с повышением скорости движений. Поэтому необходимо повышенное внимание к развитию гибкости и улучшению эластичности мышц, обеспечивающих основные действия в бою, и целенаправленное совершенствование способности к рекуперации энергии.

В ходе поединка бойцы обычно сталкиваются с необходимостью комплексного проявления различных форм быстроты и скоростных движений: одиночных и серийных ударов, принятия защиты, передвижений, а также быстроты перехода от защиты к атаке и наоборот. При этом увеличение скорости выполнения одиночных ударов почти не отразится на частоте выполнения их серией, или быстроте реакции на действия противника, или на скорости передвижения. Поэтому в тренировках необходимо развивать все возможные формы проявления быстроты, необходимые для эффективного ведения рукопашного боя. И тот, кто этого не поймет, и не будет целенаправленно работать над решением проблемы, может остаться беспомощным перед своими противниками, даже обладая хорошей техникой.

В самостоятельных тренировках, направленных на развитие быстроты, рекомендуется применять аналитический метод, основанный на относительно избирательном совершенствовании отдельных ее форм. Ниже приводятся наиболее простые и достаточно эффективные для самостоятельного решения поставленных задач упражнения. Следует лишь помнить, что работу над совершенствованием быстроты и скорости движений нельзя проводить в состоянии физического, эмоционального или сенсорного утомления. Обычно такая тренировка сочетается с работой технической или скоростно-силовой направленности, а в некоторых случаях и с развитием отдельных компонентов скоростной выносливости.

Упражнения для развития быстроты

1. Выполнение отдельных ударов рукой или ногой с максимальной скоростью: а) в воздух; б) на снарядах. Можно для проверки использовать следующий прием:

подвесить газетный лист и наносить удары по нему — если скорость в финальной части удара достаточно высокая, то лист легко "протыкается" ударной частью руки или ноги.

Данное упражнение следует выполнять по 5-10 отдельных повторений в одной серии. При уменьшении скорости ударов необходимо остановить выполнение. Это упражнение можно начинать с утяжелителями, но позже обязательно переходить на безотягощенный вариант, сосредоточившись на достижении максимальной скорости и контроле техники. Время отдыха между сериями составляет 1-2 минуты.

2. Нанесение серий ударов в воздух или на специальных снарядах (грушах, мешках, подушках, макиварах) с максимальной частотой. Всего выполняется 5-6 серий по 2-5 ударов в течение 10 секунд, которые повторяются 3-4 раза через 1-2 минуты отдыха, в течение которого необходимо постараться полностью расслабить мышцы, выполняющие основную нагрузку в упражнениях. 3. Последовательное нанесение серий по 10 ударов руками или ногами с последующим 20-секундным отдыхом. Всего упражнение выполняется в разных вариациях в течение 3 минут.

4. Выполнение серий ударов рукой по теннисному мячу, прикрепленному на длинной резинке к держателю на голове (рис.185).

5. Поочередное выполнение с максимальной частотой в течение 10 секунд сначала ударов руками, а затем бега на месте с последующим отдыхом в течение 20 секунд. Всего упражнение выполняется в течение 3 минут (рис.186).

6. Выполнение максимального количества ударов руками в прыжке вверх на месте (рис.187).

7. Выполнение фиксированных серий ударов в прыжках вверх на месте с концентрацией усилия в одном из них. Начинать необходимо с двух ударов, затем постепенно увеличивать их количество.

8. "Бой с тенью", в процессе которого осуществляется выполнение одиночных ударов или серий по 3-4 удара с максимальной скоростью в сочетании с передвижениями, обманными финтами и разнообразными защитами, представляя перед собой конкретного противника: техничного или "силовика", высокого или низкого и т.д. Выполнять в течение 2-3 раундов продолжительностью по 2-3 минуты каждый. Отдых между раундами 2-4 минуты.

9. Бег со старта из различных положении, в том числе из положения сидя, лежа лицом вниз или вверх, в упоре лежа, лежа головой в противоположную сторону. Выполнять: [5-6 раз по 10-15 метров через 1,0-1,5 минуты отдыха] х 3-4 серии через 2-3 минуты отдыха. Это упражнение можно выполнять и по сигналу (стуку подброшенного вверх предмета).

10. Быстрый бег в парке или в лесу с уклонами, блоками и уходами от встречных веток кустов и деревьев. Чередовать серии: быстрый бег до 10 секунд с последующей ходьбой 1-2 минуты. Всего выполнять 3-4 раза. Обратить внимание на меры безопасности.

11. Ритмичные перемещения двух сложенных вместе ладоней рук с максимальной частотой. Движения могут выполняться вправо-влево (А), вверх-вниз (Б) или — круговые (В), в нескольких сериях по 5-10 секунд (рис.188).

12. Перемещение в разных стойках вперед-назад или вбок на два, три или четыре шага. Данное упражнение необходимо выполнять в ритме, чередуя его с подскоками на месте по 10-20 раз подряд.

13. Потряхивание с максимальной частотой кистями рук или ступнями ног вправо-влево или вверх-вниз (рис. 18 9,190). Выполнять 2-3 серии через 1-2 минуты отдыха, который заполняется медленным, расслабленным и плавным выполнением различных связок и формальных комплексов.

Желательно, чтобы интервалы отдыха были активными. Для этого используйте медленное, расслабленное и плавное выполнение различных связок и формальных комплексов.

Средства развития комплексных форм быстроты

В качестве средств развития комплексных форм быстроты применяются упражнения, выполняемые с максимальной или близкой к ней скоростью. Техника упражнений должна быть настолько хорошо освоена, чтобы все внимание обращалось не на нее, а на скорость передвижения.

Повторный метод – является ведущим.

Он предполагает проведение одной или нескольких серий упражнений; число повторений упражнений в каждой серии ограничивается способностью поддержиать заданную скорость. Интервалы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить относительно полное восстановление и не допустить заметного снижения скорости от повторения к повторению.

В частности, для бегунов-спринтеров может быть выбран следующий вариант: 2 серии с последовательным пробеганием 80, 120, 150, 200 м в каждой из них или 10 раз по 100 м.

Кроме повторного находит применение переменный метод. С этой целью осуществляется, например, скоростной бег в гору с небольшим углом подъема, затем по ровной поверхности и под гору; плавание против и по течению и т. п.

Эффективными методами также являются игровой и соревновательный методы.

Улучшение физических характеристик представляет собой важнейший аспект активного образа жизни. К ним относятся такие качества, как ловкость, выносливость, сила, гибкость и, разумеется, скорость. Достичь высокой скорости сразу и за один день невозможно. Для этого требуется регулярное выполнение физических упражнений, а также соблюдение определенного порядка в их выполнении.

И тогда можно действительно достигнуть оптимума, а затем держать себя в форме. Быть быстрым – быть первым!

Список литературы:

1.Захаров Е. Рукопашный бой: Самоучитель

2.И. П. Березин, Ю. В. Дергачев "Школа здоровья"

3.Л. А. Лещинский "Берегите здоровье"

4. Назаренко, Людмила Дмитриевна. Средства и методы развития двигательных координаций [Текст] : монография. – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2003

5. Холодов, Жорж Константинович. Теория и методика физического воспитания [Текст] : Учеб. пособие для вузов физ. культуры / Холодов, Жорж Константинович, Кузнецов, Василий Степанович. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Академия, 2001.

Определение и особенности двигательной реакции: что это такое

-80%

Биомеханические аспекты двигательных реакций

Биомеханические аспекты двигательных реакций

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные.

Простая реакция представляет собой ответ на заранее предопределённый сигнал (который может быть слуховым, зрительным или тактильным) с помощью заранее известного движения. Например, это можно наблюдать в подсчете времени реакций спринтера на стартовый выстрел или в скоростной стрельбе по силуэтам.

Основной метод при развитии быстроты простой двигательной реакции – метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно появляющийся (заранее обусловленный) сигнал с установкой на сокращение времени реагирования.

Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее ил защитное действие, элементы игровых действий и т. п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной комaндами (вариативные ситуации).

Добиться значительного сокращения времени простой реакции – трудная задача. Диапазон возможного сокращения её латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10 – 0,15 с.

Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.

Сложная двигательная реакция – это когда заранее не известно, что именно надо делать в ответ на сигнал и каким будет этот сигнал.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, хаpaктеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуаций действий(спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т. п.).

Большинство сложных двигательных реакций – это реакции выбора (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта сложными реакциями являются реакции на движущийся объект (мяч, шайбу, соперника).

В двигательных реакциях различают:

• Сенсорный этап – с момента возникновения сигнала до появления первых признаков мышечной активности (определяется по возникновению электрической активности в соответствующих мышечных группах – с помощью ЭМГ);

• Премоторную фазу (от появления электрической активности мышц до начала движения). Этот компонент наиболее стабилен и составляет 0,25 – 0,60 мс.

• Моторную фазу – от начала движения до его завершения.

Сенсорный и прематорный компоненты образуют латентное время реагирования. С ростом спортивного мастерства длительность как сенсорного, так и моторного компонента в сложных реакциях сокращается. Однако в первую очередь сокращается сенсорная фаза (спортсмену нужно меньше времени для принятия решения), что позволяет более точно, спокойно и уверенно выполнить само движение.

Вместе с тем, как бы оно не сокращалось, нужно иметь возможность наблюдать объект реакции ( мяч, шайбу, противника и т. п.) достаточное время. Когда движущийся объект попадает в поле зрения, глаза начинают двигаться, как бы сопровождая его. Это движение происходит автоматически. Приблизительно через 120 мс.

После начала прослеживающего движения глаз происходит опережающий поворот головы примерно в то место прострaнcтва, куда передвигается объект и где он может быть «перехвачен». Поворот головы происходит также автоматически. Если поворот головы не успевает произойти и вообще если время наблюдения за движущимся объектом мало, успешность реакции уменьшается (рис. 4).

Рисунок 4. Число пойманных мячей (из 20) при разном времени возможного наблюдения за их полётом

Большое значение в сложных реакциях приобретает умение предугадывать действия противника (например, направления и хаpaктер удара или броска мяча или шайбы). Подобное умение называют антиципацией, а соответствующие реакции – антиципирующими.

Что касается моторной фазы реакции, то продолжительность её при разных вариантах технических действий различна. Например, для того чтобы поймать мяч, требуется больше времени, чем для того чтобы его отбить. У вратарей-гандболистов скорости движений при защите разных углов ворот различны; различны потому и расстояния, с которых они могут успешно отражать броски в разные секторы ворот (табл., по А. Голуху).

Скорость защитных действий вратарей и расстояния успешного отражения бросков в разные углы ворот (без антиципации) при игре в ручной мяч

НаправлениеСкорость движения вратаря, м/сРасстояние, броски с которого вратари отражают без антиципации
Броски с места, мБроски в падении, м
Правый верхний угол1,5611,313,7
Левый верхний угол1,5811,113,5
Правый нижний угол2,3410,412,4
Левый нижний угол2,3710,112,3
Максимальная скорость полёта мяча22,2 м/с27,7 м/с

Зоны, находясь на которых мяч невозможно перехватить или отбить, часто именуются «мертвыми зонами». Подобные принципы действуют и в других спортивных дисциплинах.

На рис. 5 показаны поражаемые участки ворот при игре в хоккей с шайбой, а также расстояния, при которых шайба, брошенная игроком высокого класса, уже не может быть отбита («мёртвые зоны»). Эти расстояния различны для разных зон, что объясняется различиями в моторной фазе реакции.

Рисунок 5. Поражаемые участки ворот в хоккее с шайбой и расстояния, с которых шайба не может быть отражена вратарём

Раздел статьи: Биомеханика

Гормоны

Гормоны контролируют все важнейшие процессы в организме, изменяя активность генов, процессы онтогенетического развития, дифференцировку тканей, формирование пола, размножение.

23 12 2024 23:46:38

Базовые понятия - итоговые: «спортивные результаты», «спортивные достижения», «спортивная квалификация»

Спортивные результаты измеряются в мин.

22 12 2024 3:49:31

Структура силовых способностей

Эффекторные импульсы, проходящие по моторным нервам, заставляют сокращаться мышечное волокно.

21 12 2024 16:13:55

Формы организации занятий

В рамках фронтальной модели проведения тренировок группа атлетов одновременно исполняет идентичные упражнения (иногда под счёт).

20 12 2024 5:34:26

Гипофиз

Различают 2 доли гипофиза — аденогипофиз и нейрогипофиз.

19 12 2024 8:31:59

Артерио-венозная разница по кислороду

%) и оттекающей от них венозной кровью (примерно 13 об.

18 12 2024 21:33:55

Двигательное умение

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: овладения необходимыми знаниями о технике действия, наличие двигательного опыта, достаточного уровня физической подготовленности, при творческом мышлении в процессе построения новой формы движений.

17 12 2024 11:51:44

Идеи воспитания и образование в русской педагогике |

align="right"> Раздел статьи: Введение в педагогику .

16 12 2024 7:23:42

Особенности методики физического воспитания

Для детей начальной школы ключевыми элементами на занятии служат задачи, направленные на улучшение основных двигательных навыков, таких как ходьба, бег, прыжки, метания и лазанье.

15 12 2024 16:55:23

Средства и методы развития гибкости

Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) – задача упражнений на растягивание.

14 12 2024 5:26:37

13 12 2024 6:19:29

Жиры

При окислении 1 г жира в организме человек получает 9,3 ккал энергии, больше, чем при окислении углеводов и белков.

12 12 2024 17:38:27

Педагогические конфликты. Поведение педагога в конфликтной ситуации

Конфликты могут быть конструктивные, направленные на развитие коллектива и улучшение качества работы, и деструктивные, направленные на удовлетворение только личных амбиций, притязаний, самоутверждение за счет других.

11 12 2024 19:17:24

Система образования в современной России |

> Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). К образовательным относятся учреждения следующих типов: .

10 12 2024 23:40:48

Биомеханика как учебная дисциплина. Её цели и задачи

Под самоорганизующейся системой понимают систему, обладающую способностью улучшать свою организацию, то есть совокупность связей между большим числом структурных элементов, определяющих функционирование системы в целом.

09 12 2024 11:16:51

Введение в педагогику |

> Документы о правах детей и образовании Декларация прав ребенка (20.11.59) Конвенция о правах ребенка (20.11.89) Закон « Об основных гарантиях прав ребенка Р Ф» (VIII) 1998 г. Закон Р Ф « Об Образовании» Концепция Федеральной целевой программы развития образования О региональном (областном) компоненте Стратегия развития образования на современном этапе .

08 12 2024 19:12:28

Всасывание продуктов переваривания пищи |

> Жиры всасываются большей частью в лимфу в виде жирных кислот и глицерина только в верхней части тонкого кишечника. Жирные кислоты нерастворимы в воде, поэтому их всасывание, а Всасывание холестерина и других липоидов происходит лишь при наличии желчи.(см.рис Переваривание и всасывание липидов) .

07 12 2024 16:44:39

Оплодотворение

У человека эякулят вводится во влагалище.

06 12 2024 19:19:30

Контроль за соревновательными воздействиями

Так, например, некоторые специалисты считают, что спортсмен находится в состоянии спортивной формы до тех пор, пока колебания его результатов в соревнованиях лежат в зоне 2-3%.

12 05 2024 2:22:22

Гигиена как отрасль медицины. Цели, задачи предмета гигиены. Методы изучения окружающей среды. Гигиена физической культуры и спорта.

Парксе считал, что «основная задача этой науки заключается в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, упадок жизни – наименее быстрым и cмepть – наиболее отдаленной».

04 12 2024 9:38:17

Закономерности переноса двигательных умений и навыков

Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий.

03 12 2024 20:52:13

Структура тактической подготовленности

От других тренировочных упражнений их отличает: 1) установка при выполнении данных упражнений ориентирована на решение тактических задач; 2) в упражнениях пpaктически моделируется отдельные тактические приёмы и ситуации соревновательной борьбы; 3) в некоторых случаях моделируются и внешние условия соревнований; 2) видами спортивной тактики (наступательной, оборонительной, контратакующей); 3) формами спортивной тактики (индивидуальной, групповой, комaндной).

02 12 2024 1:38:11

Нагрузка в занятии

Таблица № 1.

01 12 2024 17:11:56

Текущее планирование

План включает следующие разделы: 1.

30 ноября 2024 года, 0:25:39

Словесные методы (методы речевого воздействия)

Ряд традиционных общепедагогических методов (объяснительный рассказ, беседа, обсуждение) приобрели в физическом воспитании специфические формы.

29 11 2024 4:14:23

Сила сопротивления при движении в воде или атмосферном воздухе

Силы сопротивления очень зависят от формы тела и возрастают при увеличении скорости его движения относительно среды.

28 11 2024 9:55:13

Структура координационных способностей

Способность к овладению новыми движениями особенно важна в сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх и единоборствах, то есть там, где двигательная деятельность хаpaктеризуется особенно большим разнообразием и повышенной координационной сложностью.

27 11 2024 2:36:19

Мужская половая система |

align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» .

26 11 2024 17:25:38

Процесс, особенности и цели воспитания |

>• Целенаправленный процесс. Воспитание – это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющие формирование личности.• Взаимодействие. Процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели.• Многофакторность.

Во время воспитания выявляются как объективные факторы (условия, в которых развивается и формируется личность), так и субъективные (внутренние потребности и индивидуальные характеристики).• Динамичность, активность, изменчивость.• Протяженность. Воспитательный процесс, по сути, продолжается на протяжении всей жизни.• Непрерывность.

Это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.• Комплексность. Это означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.• Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями субъективных факторов: индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию, а также уровнем профессиональной подготовленности воспитателя, его мастерством, умением руководить процессов.• Двусторонний характер. Процесс воспитания идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю (прямая и обратная связь). .

25 11 2024 7:35:29

24 11 2024 1:18:27

Белки

Белки служат источником незаменимых аминокислот и так называемого неспецифического азота, необходимого для синтеза белка.

23 11 2024 22:38:36

Пищеварение в тонком кишечнике |

> .

22 11 2024 17:51:12

Волнообразность и вариативность нагрузок

Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии – она приобретает волнообразный хаpaктер как для относительно небольших структурных образований тренировочного процесса (микроциклов), так и для более продолжительных (мезоциклов, периодов).

21 11 2024 14:32:24

20 ноября 2024 года, 12:28:40

Основная педагогическая направленность занятий

В основных занятиях выполняется основной объём работы, связанной с решением главных задач подготовки.

19 11 2024 6:21:23

Система образования в Новое время на Западе |

align="right"> Раздел статьи: Введение в педагогику .

18 11 2024 11:45:39

Биодинамика бега

фазы опоры и фазы полёта.

17 11 2024 8:44:41

Урочные формы занятий в физическом воспитании и спорте

• Строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь.

16 11 2024 6:17:40

Четвёртый этап отбора

Ниже приведены наиболее общие морфологические хаpaктеристики спортсменов высокого класса, специализирующихся в различных видах спорта, а также оптимальные возрастные границы для достижения наивысших спортивных результатов.

15 ноября 2024 года, 1 час 48 минут 39 секунд

Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

Физическое воспитание – процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры.

14 11 2024 7:35:12

13 11 2024 16:29:43

Пищеварение в 12-перстной кишке

Поэтому пища здесь не задерживается и, основные процессы пищеварения происходят в нижележащих отделах кишечника.

12 11 2024 2:26:37

11 11 2024 3:21:41

Задачи, средства и методы технической подготовки

Основная информация поступает от двигательного аппарата – рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках и отражает изменения в длине мышц, степени их напряжения, направления и скорости движений, расположении различных звеньев тела и др.

10 11 2024 14:30:59

Артерио-венозная разница по кислороду |

align="right"> Раздел статьи: Лекции о дыхании .

09 ноября 2024 года, 21:40:43

Органолептические свойства воды

Прозрачность должна быть не менее 30см, а воды плавательных бассейнов -20 см.

08 11 2024 16:32:23

Второй этап отбора

В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся.

07 11 2024 8:14:51

Резюме по теме «Печень»

Структурной единицей печени является долька — крошечный участок паренхимы шестигранной формы, состоящий из гепатоцитарных балок и синусоидов- специфических внутридольковых капилляров, впадающих в центральную вену дольки.

06 11 2024 1:17:56

Теория и методика физической культуры 4 |

> Физическое воспитание детей среднего школьного возраста Особенности возрастного развития Задачи физического воспитания Средства физического воспитания Особенности методики физического воспитания .

05 11 2024 5:49:42

Половые железы |

align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах .

04 11 2024 8:35:59

Мы поговорим о том, как ромашка может влиять на артериальное давление человека – способна ли она повышать или же понижать его. Объясним, можно ли пить ромашковый чай и отвар, а также принимать аптечные средства для коррекции уровня АД.

Личный опыт приготовления и употрeбления отвара овса, лечебные свойства и противопоказания, польза напитка и вред фитина. Как правильно готовить и принимать.

Физические нагрузки после инфаркта миокарда и стентирования Реабилитация после стентирования сосудов сердца Польза спорта при реабилитации после

Дыхательная гимнастика при мерцательной аритмии сердца Какой должна быть профилактика при аритмии? Дыхательная гимнастика, йога, ЛФК Режим активности при

Пpaктичный или приятный

Сливочное масло найдется в любом холодильнике. Этот продукт питания мы, так или иначе, употрeбляем в пищу каждый день. Но знаете ли вы, что можно использовать сливочное масло для лица, для шеи и зоны декольте, для ухода за поврежденными волосами и потрескавшимися губами? У продукта, оказывается, есть не только прекрасные гастрономические свойства. Его можно использовать и в косметологии.

Мы поговорим о том, какое влияние оказывает лимонник на артериальное давление – повышает ли он его или понижает? Объясним, чем полезны ягоды, косточки, сок и другие части растения, а также предоставим рецепты настойки, чая и отвара.

• По месту учебы: школьные (уроки, учебные занятия, работа на пришкольном участке, в лаборатории) и внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии)

Отделения реаниматологии укомплектованы всей необходимой аппаратурой, лекарственными препаратами и опытным персоналом, что позволяет эффективно бороться с осложнениями и при потребности оказать неотложную помощь

Нетрадиционные методы терапии с использованием живых жуков, применяемые знахарями для лечения множества заболеваний, включая раковые, схемы приема и указания, а также альтернативные средства с аналогичными лечебными свойствами.

Диета после стентирования и инфаркта миокарда Особенности диеты после стентирования коронарных сосудов сердца Необходимость диеты для нормального

Какой чай пить при гипотонии Какой чай пить при гипотонии В настоящее время можно купить любой вид чайного напитка. Это черный, зеленый, красный,

Как долго проходит синяк и стадии гематомы мягких тканей. Стадии цветения гематомы мягких тканей и как долго держится синяк. Существует 3 стадии гематомы

Больше всего тревог у женщин в этот период вызывают различные выделения из влагалища

Да и маме очень приятно иметь лишнюю минутку для отдыха и для себя

Как показывает пpaктика, призывники с повышенным давлением могут оказаться в армии

Содержание Эфирное масло полыни — полезные свойства и применениеЭфирное масло полыни — полезные свойства и применениеСпособы.

Он уже, можно сказать, не помещается внутри, поэтому шевеления плода на 36 неделе беременности доставляют маме массу неприятностей, и бессонные ночи просто гарантированы

Итак, вам предстоит борьба с муравьями в квартире

Лечебная физкультура при повышенном внутричерепном давлении Упражнения для снижения внутричерепного давления Увеличение внутричерепного давления обусловлено проблемами с кровообращением

Можно ли есть чеснок после инфаркта миокарда Медики выяснили, чеснок и лук значительно улучшают здоровье сердца Полезными после перенесенного инфаркта

Слива на носу как долго она будет

Стерпится — слюбится, есть муж, а любовь приложится, — такие представления вроде бы актуальны только для традиционного общества, где жених и невеста друг друга не выбирали, и им приходилось притираться друг к другу уже после свадьбы

На сайте используются cookies

Научная электронная библиотека


Координационные способности – это совокупность психологических, морфологических, физиологических компонентов организма человека, единство которых в границах функциональной системы обеспечивает продуктивную двигательную деятельность, то есть умение целесообразно строить движение, управлять им и в случае необходимости быстро перестраивать его.

Они зависят от уровня двигательной подготовки и врожденных качеств спортсмена. Н.А. Бернштейн (1966) указывает, что координация – это преодоление избыточных степеней свободы органов движения, превращение их в управляемые системы. На основании информации от органов чувств, интегрирующейся в ЦНС, в движения вносятся непрерывные поправки, то есть происходит их сенсорная коррекция.

Таким образом, автор представляет ее как кольцо афферентно-эфферентных импульсов, которые приводят к формированию определенных двигательных актов, исходя из изменяющихся условий. При этом внешняя структура движений не меняется, благодаря использованию различных мышечных волокон, обеспечивающих поддержание позы, равновесия и т.д.

Координационная сложность выполняемых двигательных актов зависит от способности нервной системы и ее высших отделов к согласованной и оперативной переработке информации.

Структуры, обеспечивающие двигательную активность человека, расположены в различных отделах центральной нервной системы – от спинного мозга до коры больших полушарий. Повышение спортивной результативности во многом обусловлено совершенствованием координационной деятельности между нервными центрами.

Слаженность работы нейронных центров, ответственных за конкретные двигательные действия, определяется постоянным импульсным влиянием проприоцептивных рецепторов. При формировании стабильных двигательных навыков создается функциональная система, управляющая движением, а взаимосвязанные центры коры больших полушарий становятся единой целостной структурой. С увеличением уровня мастерства спортсмена отдельные функциональные регионы сливаются в группы, которые, как правило, располагаются в левом полушарии и функционально отделяются от остальных корковых областей. На электроэнцефалограмме это проявляется в виде типичного механизма формирования доминирующих очагов. Синхронизация кортикальных структур по электроактивности происходит с частотой, соответствующей темпу выполняемого (или представляемого) движения.

Таким образом, систематические занятия приводят к специфическим приспособительным реакциям на уровне центральной нервной системы, способствующим проявлению высокой координированности движений и совершенствованию функций нервно-мышечного аппарата.

Необходимый для адекватного ответа центральной нервной системы поток информации о длине мышц, степени их растяжения, расположения в пространстве звеньев тела и углах в суставах поступает от рецепторов сухожилий мышц, связок (проприорецепторов); об особенностях взаимодействия организма с внешней средой – от рецепторов кожи, вестибулярного аппарата и сенсорных систем.

Достижение высоких результатов в спорте возможно лишь при условии развития способностей точно оценивать и регулировать динамические, пространственные и временные параметры движения. Поэтому степень развития координационных способностей спортсмена зависит от его способности к переработке информации от различных сенсорных систем и обеспечения адекватного двигательного действия, то есть определяется уровнем его сенсомоторной координации.

Сенсомоторная координация (от лат. sensus – чувство, ощущение, motor – двигатель, со – вместе, ordinatio – расположение в порядке) – согласование во времени и пространстве двигательных действий. Еще И.П. Павлов, исследуя физиологические механизмы произвольных движений, обратил внимание на ассоциирование нейронов двигательного анализатора с многочисленными нейронами коры больших полушарий, при передаче импульсов от внешних и внутренних рецепторов.

Американские ученые также полагают, что сенсомоторная координация – это развитие, управление и коррекция движений с помощью сенсорных систем (органов чувств): зрительной, двигательной, вестибулярной, слуховой и др. При этом коррекция осуществляется корковыми структурами на двигательные единицы (Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл, 2001).

Физиологическим механизмом сенсомоторной координации является система обратной афферентации и она представляет собой сложный навык. На начальных этапах обучения выполняемые действия в составе сенсомоторной координации, могут состоять из отдельных реакций, затем они объединяются в пластичную систему. Уровень сложности проявлений сенсомоторной координации является отличительным признаком новичка от мастера.

С точки зрения физиологии, Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл (2001) описывают явление сенсомоторной координации следующей последовательностью событий:

– чувствительные рецепторы принимают сенсорные стимулы;

– импульс передается в центральную нервную систему (ЦНС). Участок, где заканчивается передача импульсов называется интеграционный центр;

– интеграционный центр ЦНС обрабатывает полученные данные и выбирает наиболее адекватный ответ;

– принятое решение передается двигательным нейронам;

– импульс от двигательных нейронов пересылается мышцам и осуществляется ответная реакция.

Система управления движениями достаточно сложная, она включает в себя структуры спинного мозга (интеграционный центр простого двигательного рефлекса); продолговатого мозга (вызывают подсознательные двигательные реакции, например, постуральный контроль); среднего мозга (проводящие пути); промежуточного мозга (формирование новых навыков), интеграционные центры таламуса начинают различать ощущения и двигательные действия достигают сознания; лимбической системы (обеспечивает эмоциональность двигательных действий), мозжечка (сенсомоторная координация позы и двигательного акта). Основная же координация деятельности различных звеньев тела и мышечных групп в пространстве и времени осуществляется корой больших полушарий (теменная доля, зона постцентральной извилины). Таким образом, координация двигательной деятельности осуществляется всеми структурами центральной нервной системы.

С позиции психофизиологии, деятельность в спорте, заключается, прежде всего, в пространственно-временной организации психомоторных реакций двигательных актов, которые являются специфичными для каждого вида спортивной деятельности. Важнейшими элементами такой организации являются:

– сенсорный процесс обнаружения и восприятия внешнего стимула, целью действий на который является двигательная реакция;

– центральные процессы переработки воспринятого стимула с его различением и оценкой;

– моторный процесс, определяющий начало движения.

По сложности протекания центрального процесса различают реакции простые и сложные. Простая сенсомоторная реакция – это ответ на внезапно появляющийся, но при этом заранее известный сигнал простым одиночным движением, также заранее известным. Скорость реакции оценивается либо по времени реакции с момента подачи сигнала до ответного действия, либо по общему времени реагирования. Продолжительность латентного периода простой реакции зависит, в основном, от скорости передачи нервных импульсов по всей рефлекторной дуге от рецепторов до двигательных единиц. Скорость двигательной реакции определяется интенсивностью предъявляемого стимула, интервала времени между стимулами, способностью к предвидению (антиципацией), видом сигнала (звуковой зрительный, и т.д.), текущим функциональным состоянием спортсмена.

Сложная сенсомоторная реакция зависит от центральных процессов переработки воспринятого стимула и может быть:

– ответом на выбор, когда требуется определить двигательное действие из множества доступных вариантов;

– реакцией различения, если вид выполняемого движения зависит от типа сигнала, при этом на другие сигналы не надо делать никакого движения;

– реакцией переключения, если при изменении смысловой связи подаваемых стимулов необходимо выбирать возможные двигательные акты;

– реакция задержки, которая заключается в том, что двигательное действие должно быть не столько быстрым, сколько своевременным (когда ответная реакция должна быть отделена от стимула определенным интервалом времени.

Сенсомоторная координация является проявлением индивидуальных свойств личности и субъективными условиями успешного осуществления двигательной активности, обнаруживается в быстроте и прочности овладения приемами двигательных действий. То есть, является основным условием проявления координационных способностей.

В ходе анализа научно-исследовательской литературы не было выявлено единого мнения относительно сенситивных периодов развития координационных способностей. Это можно связать с многообразием проявления координационных способностей, каждые из которых имеют свои физиологические механизмы, а так же тем, что в онтогенезе можно выявить несколько сенситивных периодов развития каждого из видов координационных способностей.

Так В.К. Бальсевич (1985) и Г.В. Доля (1973) утверждают, что координационные способности интенсивнее всего развиваются в дошкольном возрасте параллельно с освоением основных локомоций. Н.А. Фомин, Ю.А.

Вавилов (1991) выделяют возраст от 8 до 12 лет, поскольку для этого возрастного периода характерна пластичность ЦНС, интенсивное совершенствование проприоцептивного анализатора, выражающееся в частности, в улучшении пространственно-временных характеристиках движения. Л.В. Волков (1981) и В.А.

Ярмалюк (1989) высказывают мнение, что наиболее интенсивное развитие координационных способностей наблюдается в 11–12 лет и последующие годы идет уже их стабилизация. D.-D. Blume (1978) в своих работах указывает, что сенситивными периодами в дифференциации мышечных усилий – 6–10 лет, ритмичность движений 9–11 лет, ориентировка в пространстве 11–15 лет, равновесие 10–12 лет.

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий