Сердечник лыжи — это основная структура, отвечающая за её жесткость, прочность и гибкость. Обычно сердечники изготавливаются из различных материалов, таких как дерево, пенопласт или композитные вещества, что влияет на поведение лыжи на снегу и её летные характеристики.
Правильный выбор сердечника позволяет добиться оптимального сочетания легкости, маневренности и стабильности, что особенно важно для профессиональных спортсменов и любителей горных лыж. Каждый тип сердечника предназначен для определенного стиля катания и условий, в которых предполагается использовать лыжи.
Коротко о беговых лыжах
В классическом стиле лыжи располагаются строго параллельно друг к другу. Обычно этот стиль используется на подготовленных лыжных трассах, но иногда его практикуют и на пересеченной местности, где нет лыжни. Если Вы планируете просто наслаждаться лыжными прогулками, то, скорее всего, выберете классический стиль и Вам понадобятся классические лыжи.
Лыжи для конькового стиля
При коньковом катании лыжник выполняет движения, похожие на те, что используются в конькобежном спорте: он отталкивается от снега внутренней стороной лыжи, перемещая вес тела на скользящую лыжу. Это движение затем повторяется другой ногой. Коньковый стиль идеально подходит для хорошо укатанных широких трасс и обеспечивает значительно более высокую скорость по сравнению с классическим стилем.
Коньковый стиль предполагает активную работу рук и корпуса. Отталкивание палками происходит в согласовании с ритмом работы ног.
Лыжи для конькового хода, как правило, на 15 см короче классических. У них центральная ось тяжести расположена ближе к носу.
Лыжи универсального типа (смешанный стиль)
Универсальные лыжи позволяют кататься по различным трассам, сочетая по желанию классический стиль с коньковым. Лыжник сам, в зависимости от участка трассы, выбирает в каком стиле бежать. Универсальные беговые лыжи обладают усредненными характеристиками, поэтому, если вы еще не решили, какой стиль катания вам ближе, то имеет смысл остановить свой выбор именно на них.
Лыжи для бэккантри
Для походов по труднопроходимым местам необходимы лыжи с высокой жесткостью и широкой скользящей поверхностью не менее 59 мм. В некоторых случаях лыжи могут быть усилены металлическим кантованием. Эти лыжи являются сравнительно дорогими и прошли множество специальных испытаний на прочность, так как их качество играет решающую роль в успешности похода или экспедиции, а порой и в жизни человека, который решается на встречу с дикой природой.
Структура лыж
Основными элементами конструкции современных беговых лыж являются скользящая и верхняя поверхности и сердечник.
Скользящая поверхность изготавливается из пластика – недорогого спрессованного (extruded) пластика или более дорогого высокомолекулярного спеченного (sintered) полиэтилена с различными добавками (к примеру, графита, фтора, карбона). Скользящая поверхность имеет пористую структуру, и поэтому впитывает и удерживает применяемые для нее различные мази и парафины.
Сердечник играет ключевую роль в определении таких параметров лыжи, как вес и жесткость. На сегодняшний день существует четыре основных типа сердечников для лыж:
· Полностью деревянный сердечник. Это наиболее простые и доступные модели для любителей.
· Деревянный сердечник с воздушными каналами(Airchanell). Для любителей.
· Ядро из пенопластов: акрил и пропилен (Densolite). Этот сердечник является исключительно легким решением для опытных поклонников и атлетов, занимающихся тренировками.
· Сотовая структура сердечника(Nomex Core). Самый легкий на сегодняшний день тип сердечника. Используется в спортивных моделях.
Существует два типа конструкции лыж:
Sandwich («Сэндвич») — лыжа, сердечник которой находится в конструкции из четырех частей: верхняя и скользящая поверхности и две боковые стенки.
Кэп (Cap) — это специальная конструкция лыжи, в которой верхняя часть словно обвивает сердечник и крепится непосредственно к канту. Данная технология способствует созданию прочного канта и повышает жесткость на кручение. Обычно, лыжи с кэп-конструкцией отличаются большей долговечностью. Гоночные лыжи спортивного типа обычно оснащены конструкцией «кэл», тогда как прогулочные нередко выполняются по технологии «сэндвич».
Геометрия лыж
В любой лыже выделяются три части: носок, т алия, пятка.
· Носовая часть — это передняя зона лыжи.
· Задняя часть — это пятая лыжи.
· Талия или колодка — средняя часть лыжи.
Твердость лыж
Классические лыжи обычно мягче коньковых. При отталкивании в классическом стиле катания лыжнику нужно полностью продавить лыжу. Чем выше уровень мастерства лыжника, тем более жесткие лыжи ему нужны. Если взять классические беговые лыжи профессионального (спортивного) уровня, то они будут значительно жестче, чем лыжи для начинающих. Уровень катания лыжника должен быть высоким, иначе жесткие классические лыжи будут проскальзывать.
Инструменты и мази для подготовки лыж
Для подбора необходимых именно для Ваших лыж парафинов и мазей и инструментов для их нанесения лучше обратиться к консультанту-эксперту.
Вспомогательные принадлежности для лыж
Часто рекомендуют вместе с лыжами купить и чехол к ним. Так их удобнее хранить и защитить от загрязнения держащей мазью Вашу одежду. Отчистить мазь с одежды без растворителя или смывки очень трудно. Бывают чехлы на 2-3 пары, в котором помещаются и лыжи и палки.
Также удобно пользоваться лыжными связками на липучках. Тогда вероятность того, что скользящая поверхность лыжи при перевозке будет повреждена палками или креплениями.
Советы по хранению лыж
Поскольку в большинстве лыж, особенно популярных моделей, применяется дерево, важно избегать хранения их рядом с обогревателями или на солнечной стороне балкона. Также стоит держать смазочные материалы вдали от горячих мест и солнечного света.
Из чего делают горные лыжи

Производители горных лыж используют современные материалы, тем самым максимально улучшая прочность изделий и снижая их вес. Чем щепетильнее изготовитель подходит к этому вопросу, тем комфортнее и приятнее лыжнику покорять горные вершины. Сегодня расскажем, из чего делают горные лыжи и из каких конкретно материалов состоят разные элементы этого спортивного инвентаря.
Сердечник- ясень;
- клён;
- тополь;
- осину;
- бамбук.
Ясень и клён предоставляют превосходную прочность и стойкость к износу, что делает их идеальными для изготовления горных лыж, подвергающихся значительным нагрузкам
Ясень и клён предоставляют превосходную прочность и стойкость к износу, что делает их идеальными для изготовления горных лыж, подвергающихся значительным нагрузкам
Тополь и осина имеют более мягкие свойства, их чаще используют в универсальных моделях. Для скитуринга предпочтительнее оборудование с сердечником из бамбука.
Возможно использование такого экзотического дерева, как каруба. Материал отличается идеальным соотношением веса и прочности. Его можно встретить в топовых, дорогих моделях.
Композитные слои

Композитные слои предусмотрены для того, чтобы усиливать сердечник, улучшать характеристики инвентаря. Популярный материал для композита – стекловолокно. Оно уже многие десятилетия успешно применяется производителями горных лыж, имеет отличные характеристики.
Но относительно недавно появилась альтернатива – карбоновое волокно. Оно гораздо легче, прочнее, но и стоимость выше. Обычно его используют в инвентаре для скитуринга, где крайне важна лёгкость.
Инновация в области лыжного производства – использование графена, созданного из атомов углерода. Этот материал обладает невероятной лёгкостью и непревзойдённой прочностью. Даже такие материалы, как сталь и алмаз, не могут сравниться с его характеристиками. Графен был открыт только в 2004 году, и его разработчики получили за это Нобелевскую премию по физике.
Путём добавления графена в конструкцию лыж, удаётся снизить их вес на 20% по сравнению с традиционными моделями, не влияя при этом на скорость и устойчивость при движении.
В композитных слоях Встречается титанал – инновационный алюминиевый сплав. Благодаря ему удаётся погасить большую часть вибраций во время движения и обеспечить ровный ход. Материал добавляет веса, но зато прекрасно подходит для изготовления моделей с высоким уровнем торсионной жёсткости. Для этого изготовители могут добавлять по несколько титаналовых пластин.
Скользящая поверхность
Нижняя поверхность лыж отвечает за скольжение. Современные производители покрывают её сверхвысокомолекулярным полиэтиленом, толщина которого составляет всего 1–2 мм. Ещё в качестве скользящего покрытия используют спечённый полиэтилен, микропоры которого заполняют воском в процессе парафинирования, что улучшает скольжение.

Топшит
Топшит – это защитное покрытие для горных лыж, предназначенное для предотвращения воздействия влаги. Кроме того, он обеспечивает пространство для художественного оформления инвентаря. На его поверхность наносят графику, тексты, эмблемы и названия марок. Обычно он изготавливается из полиэтилена, полиамида и различных типов пластиков.
Изображения на топшит наносятся следующим образом:
- трафаретной печати;
- сублимации;
- цифровой печати.
Как видите, горные лыжи имеют многоуровневое строение. В них используются разные материалы, от которых зависит поведение спортивного инвентаря на снегу. Поэтому при покупке не поленитесь узнать у продавца, из чего состоит конструкция.
Как выбрать горные лыжи? И чем плохие отличаются от хороших?

Меня зовут Владимир Данилов, я — инструктор по горным лыжам. В этом обзоре расскажу, как выбрать лыжи в зависимости от ваших целей, какие отличия между бюджетными и премиум моделями, что означают различные термины в названиях, а также с чего начинать при выборе новых лыж. Начнём!
Сперва — две ремарки
Первая: словосочетание «дешёвые лыжи» в сезоне 2023/2024 выглядит безусловным анахронизмом. Даже самые простые, базовые модели стоят непривычно много. Это, конечно, грустно, но не отменяет той градации, что существовала и будет существовать в горных лыжах. Поэтому привыкаем к новым ценникам и ощущению, что 70 000 рублей — это, в принципе, и не дорого.
Вторая: дать исчерпывающую информацию о той или иной модели можно только покатавшись на ней. Причем в идеале — в режиме теста, когда по одним и тем же склонам и в одних и тех же условиях проезжаешь на разных парах. То, что тестер должен обладать высоким техническим мастерством, чтобы прочувствовать нюансы, даже не обсуждается.
Ну а теперь точно — погнали.
Ключевые отличия между лыжами
Первое, что отличает лыжи в разных ценовых сегментах — это материал сердечника. Состав, составные части, внутренности — называйте, как угодно. Можно выделить три категории компонентов:
- Синтетические материалы. Пластик, пена, поролон — на сленге это называется так, хотя производитель будет упорно пихать в название модные и дорогие словечки, чтобы жижа внутри лыжи приобрела хоть какой-то вес в глазах покупателя;
- Дерево. Классический материал, который с давних пор и по сей день используют при изготовлении лыж. В том числе — спортивных для этапов Кубка Мира;
- Металл. Как правило, имеется в виду титанал — сплав на основе алюминия с добавлением титана и других металлов.
Цена и поведение лыжи на склоне будут едва ли не в первую очередь зависеть именно от «внутренностей» — материалов, из которых изготовлен сердечник:
- Самые дешёвые лыжи производят исключительно из синтетических материалов — той самой «пены». Они лёгкие и дешёвые — то, что нужно для прокатных или «женских» моделей. Целевая аудитория — клиенты прокатов, начинающие лыжники и барышни-тусовщицы, чьи лыжи обычно стоят у ресторана, а не режут вельвет;
- Лыжи средней ценовой категории и такого же назначения уже имеют деревянный сердечник. Такой состав обеспечивает более стабильное поведение лыжи на склоне, лыжу меньше трясёт и срывает с дуги. Но — такие лыжи и дороже, и тяжелее;
- Лыжи околоэкспертного уровня и выше имеют в составе полный набор достижений народного хозяйства: к дереву добавляются титанал, карбон, системы виброгашения и прочие радости. Всё это обеспечивает стабильность лыжи на высоких скоростях и при больших углах закантовки: там, где «пластиковая» лыжа прогнётся во всех плоскостях и сорвётся с дуги, экспертная сохранит торсионную жёсткость (грубо — не скрутится) и вырежет нужный радиус.
Что такое геометрия лыжи и на что она влияет
Геометрия — три цифры, которые обозначают ширину носка, талии и пятки лыжи. Ну, и четвёртая цифра, которая характеризует радиус бокового выреза. Чтобы было понятнее, сравним лыжи для слалома (SL), слалома-гиганта (GS) и универсальные (модель Head e-Titan):
| SL | e-Titan | GS | |
| Ростовка (длина) | 165 | 170 | 188 |
| Носок | 120 | 133 | 98 |
| Талия | 67 | 84 | 65 |
| Пятка | 103 | 115 | 84 |
| Радиус бокового выреза | 12,5 | 15,7 | 30,1 |
На что стоит обратить внимание:
- Разным лыжам — разные задачи. Оттого и геометрия у них принципиально разная. Так, слаломные лыжи выпускают в ростовках 155-170 см (мужская классика — 165 см) при радиусе 11-13 метров. А лыжи для слалома-гиганта выпускаются в ростовках 183, 188, 193 см, и имеют радиус бокового выреза >30 метров — почти в 2,5 раза больше, чем у слаломной лыжи;
- На радиус бокового выреза влияет не только длина лыжи, но и ширина носка, талии и пятки. Взгляните, насколько шире носки и пятки универсальной и слаломной лыж по сравнению с лыжей для гиганта;
- «Универсальные» лыжи имеют геометрию, принципиально отличную от трассовых (спортивных) моделей. Если в двух словах — они шире + имеют рокер в носке (загнутую кверху переднюю часть). Для чего это нужно: узкая талия трассовой лыжи позволяет легче создавать большие углы закантовки (то, что требуется при катании карвингом), а широкая универсальная лыжа не так сильно зарывается в рыхлый снег на разбитой трассе/вне трасс. Рокер в носу выполняет ту же функцию: лыжа легче всплывает в глубоком снегу, но хуже цепляется носком на входе в поворот на жёсткой трассе;
- Радиус бокового выреза = радиус поворота. Это если совсем грубо и простым языком. Чем меньше радиус, тем охотнее лыжа поворачивает. Так, слаломная лыжа даже на минимальной скорости уже стремится в поворот и позволяет практически с места создать нужные углы закантовки, а гигантской для этого нужна скорость, иначе есть риск хлопнуться внутрь поворота, не имея достаточных внешних сил для баланса. Обратная сторона медали — «гонять на прямых» на слаломной лыже не слишком комфортно: широкие носок и пятка загребают снег, а малейшая закантовка уводит лыжу с курса.
Почему дорогие лыжи бесполезны для 99% катающихся?
Чтобы оценить преимущества и характеристики каждой индивидуальной лыжи, необходимо знать технику катания. Что это подразумевает:
- Если вы не умеете правильно закантовывать и загружать лыжи в нужных фазах поворота, лыжа сперва не прогнётся, как это подразумевалось инженерами, а затем не «выстрелит» вас в новый поворот. То есть дорогие и тяжелые компоненты сердечника, — дерево и металл, — просто не сработают. Подробнее об ошибках в технике можно почитать в этом и этом разборах;
- Без правильной закантовки не сработает и радиус — плоская лыжа, под что бы она ни затачивалась, везёт только вперёд. Поэтому, катаясь на плоских лыжах, можно заметить разве что минимальную разницу между SL и GS (хотя на деле она колоссальная). Все остальные будут ехать +/- одинаково;
- Плоские лыжи сводят на нет и смысл спортивной заточки на 87°. Да, точеный на такой угол кант будет лучше «держать» — но это всё равно, что ездить на машине по магистрали на 4-й передаче для лучшего разгона. Ну глупость же?
- Если совсем коротко, более жесткая (= более дорогая) лыжа с остро заточенным кантом, несомненно, даст несколько больше контроля на крутом жёстком склоне, чем пластиковая поделка нижнего сегмента. Значит это ровно одно: не стоит покупать самые дешевые лыжи, если уже пробуете кататься «по-взрослому», но не стоит и покупать верхние модели — в большинстве случаев это будет бестолковая трата денег.


Ну и какие лыжи мне тогда покупать?
Я выскажу своё личное мнение, а уж доверять ему или нет — каждый решит сам. В конце концов, чувство обладания чем-то дорогим и элитным — это тоже одно из удовольствий. В остальном дела обстоят так:
- Абсолютное большинство катающихся оценивают свой уровень выше, чем он есть на самом деле. Причем значительно выше;
- Для того, чтобы дорасти до экспертных или околоэкспертных лыж, сперва нужно потратить их двойную стоимость на инструктора. Или тройную;
- Если вы не готовы тратить столько денег, времени и сил, а хотите «просто кататься» в свою законную неделю в году — разумно ограничиться приличными «середнячками» — лыжами с деревянным сердечником, без титанала или с его незначительным количеством, с радиусом бокового выреза 12-16 метров, талией 65-80 мм, в ростовке 165-175 см (для мужчин обычного роста и телосложения);
- Маркетинга в лыжах много. И опирается этот маркетинг на желание клиента обладать чем-то безусловно «топовым» и его ошибочные представления, что этому «топовому» он уже соответствует.
Теперь перейдем к конкретным рекомендациям. В качестве примера будет использоваться бренд Head: во-первых, на момент составления текста в их каталоге уже доступны модели сезона 2023/2024, во-вторых — предоставлено очень исчерпывающее и детальное описание каждой модели. Наконец, в-третьих, Head — один из немногих брендов, который все еще официально поставляется в Россию в достаточных количествах.
Но сперва…
Подписывайтесь на мой Telegram-канал о горных лыжах. Современная техника катания, события на курортах, особенности снаряжения и масса всего интересного — от действующего инструктора. Подписывайтесь — это интересно.
Лыжи для тех, кто хочет просто кататься
Shape V4 — самая доступная лыжа с комбинированным сердечником (дерево+композит). Для круизного катания подходит по всем параметрам. Разве что радиус бокового выреза коротковат, поэтому оптимальная ростовка — 170 см. Модель Shape V5 — всё то же самое, только добавлена система виброгашения EMC F. А предыдущая модель линейки, Shape V2 — та самая «пластиковая» лыжа для прокатов и фотосессий.

e-Real Joy — версия для девушек. Принципиальной разницы с Shape V4 нет, разве что есть более короткие ростовки — 143 и 148 см, специально для барышень невысокого роста и небольшого веса.

WC Rebels e.XSR — это лыжи, предназначенные исключительно для трассы. Ширина талии составляет 72 мм (по сравнению с 74-75 мм в других моделях), отсутствует рокер в носке, а также присутствует полностью деревянный сердечник и система амортизации. Эти лыжи чуть более комфортны на жёстких трассах по сравнению с Shape V4 и e-Real, хотя разница будет незначительной. Поэтому можно смело выбирать любую из трёх моделей, ориентируясь на цвет.

Лыжи для тех, кто хочет совершенствоваться
WC Rebels e.SLR и WC Rebels e.GSR — близнецы-братья. Разница только в наборе ростовок (e.SLR от 149 до 170, e.GSR — от 156 до 177) и радиусе бокового выреза (в одной и той же ростовке у e.GSR радиус на два метра больше; носок-талия-пятка, разумеется, тоже на 2-3 мм отличаются). Возможно, лучшая лыжа как для тех, кто действительно хочет учиться и развиваться, так и для тех, кто этому учит.
У меня самого в арсенале e.GSR — и для работы на склоне, и для самостоятельных тренировок. Принципиальное отличие этих лыж от тех, что приведены выше — два слоя титанала по 0,6 мм. Этого достаточно, чтобы лыжа действительно ехала на кантах по хорошему радиусу, но при этом не «выстреливала» так, что через час катания ноги забиты от постоянной работы.

Лыжи для тех, кто хочет хвастаться
Скорее всего, консультанты в магазинах предложат вам выбрать лыжи из серии SuperShape — их воспринимают как идеальные универсальные модели с рокером и более широкой, чем у гоночных вариантов, геометрией. Возможно, это действительно так. Однако меня интересует нечто другое.
Модель WC Rebels e.SLR/e.GSR и лыжи из линейки SuperShape обладают абсолютно одинаковой конструкцией: деревянное сердечник + два титановый листа толщиной 0,6 мм. Они имеют аналогичную спечённую основу и такую же систему амортизации. Основное отличие заключается только в геометрии (ширина 66-68 мм для первой группы и 72-84 мм для второй) и типе прогиба (камбер и рокер соответственно). Кроме того, крепления имеют незначительные отличия.
Самое интересное — ценник: e.SLR/e.GSR стоят 85990 руб, а линейка SuperShape — 113 990 руб. Переплата 28 000 руб — очевидно, за дополнительные 115-200 граммов металла и пластика. Но никак не за маркетинг, уверяю вас.

Вполне возможно, что лыжи из серии SuperShape (e-Magnum, e-Rally, e-Titan) значительно превосходят трассовые модели e.SLR/e.GSR в условиях реального использования, и такая большая разница в цене может быть оправдана. Тем не менее, я вновь напомню о новомысле, который уже высказывался: чтобы по-настоящему ощутить все преимущества, необходимо иметь весьма высокий уровень мастерства. И даже в этом случае завышенная, на мой взгляд, цена может не найти оправдания. Что уж говорить о «среднестатистическом» горнолыжнике, который просто не воспринимает эти детали.
Какой вывод можно сделать? Если вы хотите кататься на самых крутых лыжах и хвастаться этим — непременно покупайте SuperShape. Или вообще спортцех. Хотите поработать над техникой и научиться по-настоящему чувствовать и понимать лыжи — выбирайте «дешёвенькие» e.SLR/e.GSR. И денег на инструктора сэкономите, и по трассе они едут получше.
Традиционно большой выбор в «Спорт-Марафоне», «Канте» (вот промокод на скидку в этих магазинах). Альтернативные бренды (Nordica, Dynastar, K2) — в «Триал-Спорт». Есть горнолыжный отдел в «Спортмастере». Ну, и никто не отменял местные магазины — например, в Ростове-на-Дону это «Велопрестиж».
Как научиться кататься?
Если мне удалось убедить вас, что даже самые дорогие лыжи всё же не повезут вас, как Марко Одерматта, на подиум Кубка Мира, то вам будут весьма интересны многодневные курсы по горным лыжам, которые я провожу на курортах Эльбрус и Архыз в сезоне 2023/2024. Курсы разбиты по уровням и тематикам, выбирайте подходящие:
- L1 — новички;
- L2 — продолжающие;
- L3 — опытные лыжники;
- L4: карвинг, повороты малого радиуса, катание по буграм.




