Скоростной барьер при воспитании быстроты — это тот предел, который спортсмен или человек в целом может воспринимать как максимальный уровень своих скоростных способностей на данный момент. Превышение этого барьера требует не только физической подготовки, но и психологической работы, поскольку важно преодолеть собственные ограничения и установить новые ориентиры.
Преодоление скоростного барьера связано с регулярными тренировками, внедрением новых методик и подходов. Это включает в себя как физические упражнения, так и развитие ментальной устойчивости, что позволяет эффективно увеличивать скорость и достигать новых результатов.
«Скоростной барьер»: причины возникновении и способы его устранения
После достижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий.
Методика воспитания быстроты внутренне противоречива. С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многократно повторять, с другой — многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа, и в следствии этого, к стабилизации параметров движения.
Стабилизируются не только пространственные характеристики, но и временные — скорость и частота. Образуется так называемый «скоростной барьер». Стабилизация скорости — главная причина, мешающая значительному повышению скоростных возможностей.
Причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом усилиями, вследствие применения одних и тех же методов, методических приемов, средств и условий занятий. В результате возникают условия к образованию двигательного динамического стереотипа, т.е. стойкой системности нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Это приводит к стабилизации скоростных параметров движений.
Для предупреждения «скоростного барьера» на занятиях с начинающими не следует спешить с узкой специализацией и использовать средства и методы при их широкой вариативности, проводить всестороннюю предварительную физическую подготовку на протяжении многих лет.
Основная задача подготовки начинающих состоит в том, чтобы не специализируя спортсмена в каком-либо одном упражнении, а применяя иные средства и широко их варьируя, добиваться относительно высоких результатов.
В тренировке квалифицированных спортсменов: на определенных этапах уменьшается объем работы в избранном виде скоростных упражнений и увеличивается удельный вес скоростно-силовых и других обще-подготовительных и специально-подготовительных упражнений.
Для преодоления скоростного барьера в занятия необходимо включать упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приемы.
Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение
Самый распространенный способ облегчения условий проявления быстроты в упражнениях, отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения, — уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях.
Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом занимающегося. Стремясь облегчить достижение повышенной скорости в таких упражнениях, используют следующие приемы, выполняемые в условиях, облегчающих увеличение темпа и частоты движений:
а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил (например, непосредственная помощь преподавателя (тренера) или партнера с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических и других упражнениях);
б) ограничивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т.п.);
в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.);
г) применяют дозированно внешние силы, действующие в направлении перемещения (например, механическую тягу в беге).
Стабилизация скорости движения или скоростной барьер
3) Количество попыток должно быть таким, чтобы время выполнения упражнений было бы примерно одинаковым. Если скорость выполнения падает, то работу на быстроту следует прекратить, т.к. в этом случае воспитывается не быстрота, а скоростная выносливость;
4) Отдых между попытками – до полного восстановления организма;
5) Быстроту лучше всего воспитывать на фоне отдыха. Поэтому ее воспитание планируется в начале учебно-тренировочного занятия или микроцикла;
6) Сенситивный период развития быстроты – 9 – 14 лет, когда мышцы наиболее способны к быстрой смене сокращения и расслабления.
Быстрота двигательной реакции и скорость одиночного движения зависят от наследственности, а частота движений – от среды.
Стабилизация скорости движения или скоростной барьер
Динамический стереотип формируется не только при овладении движением, но и тогда, когда спортсмен часто преодолевает соревновательную дистанцию с одним и тем же временем. Это ни что иное, как скоростной барье р. Спортсмен продолжает тренироваться, но не может выйти из скоростного барьера. В этом случае следует разрушить динамический стереотип на скорость. Это делается двумя путями:
1) «забыть» соревновательную дистанцию, а пробегать отрезки длиннее или короче нее;
2) разрушить скоростной барьер можно, изменив условия работы, т.е. пробегать дистанцию в усложненных или облегченных условиях.
У новичков в целях предотвращения формирования скоростного барьера следует идти по пути применения разнообразных средств скоростно-силовой работы и при этом часто не применять соревновательную дистанцию как средство скоростной работы.
1. Надайте характеристику видам рухової реакції та розкрийте методи її виховання.
Двигательная реакция — это процесс, начинающийся с восприятия информации, которая побуждает к действию, и заканчивающийся в момент начала движения-ответа. Информацией, побуждающей к действию, как правило,? 2-й: передача возбуждения от рецепторов к ЦНС;
3-й: «осознание» полученного сигнала в ЦНС и формирование сигнала-ответа; 4-й: передача сигнала-ответа к мышцам; 5-й: возбуждение мышц и ответ определённым движением.
По сути, время двигательной реакции — это время скрытого периода, т.е. 1 от начала восприятия раздражителя до начала ответа на него (так называемое латентное время).
Раздражитель может быть один, может быть несколько. Если раздражи-
несколько, то они могут быть либо одновременными, либо последовательными. Во всех этих случаях у человека будут разные реакции. Различают простые и сложные реакции:
Простая двигательная реакция — это ответ заранее обусловлен ным двигательным действием на заранее обусловленный, но внезапно появ ляющийся сигнал.
Примерами простых реакций являются старт в беге, скоростная стрельба по силуэтам, бросок набивного мяча по ожидаемому сигналу и т.п. В первом примере (старт в беге) чем меньше времени пройдёт от момента выстрела стартёра до момента начала движения бегуна, тем выше у последнего уровень быстроты простой реакции.
Латентное время простой реакции у нетренированных людей составляет 0,2-0,3 с, у хорошо тренированных спортсменов — 0,1-0,2 с.
В двигательной деятельности человека в быту, на производстве, в спорте (особенно в спортиграх и единоборствах) большое значение имеют сложные реакции. В этом случае ориентирование человека при выполнении двигательных действий осуществляется с помощью комплексной деятельности анализаторов (зрительного, слухового и др.).
Комплексная сенсорная деятельность позволяет на основе информации от отдельных анализаторов формировать целостное представление относительно положения тела в пространстве и времени и эффективно реагировать адекватной формой поведения, осуществляя взаимодействия с предметами, спортивными снарядами, партнёрами и соперниками. Именно от точности оценки движений во времени и пространстве зависит своевременность и адекватность реагирования на постоянно и быстро изменяющиеся ситуации.
К сложным реакциям относятся:
• Реакция на движущийся объект — это способность человека наи более быстро и точно реагировать на нестандартные перемещения определён ного объекта (объектов) в условиях дефицита времени и пространства.
В основе реакции на движущийся объект лежит умение постоянно удерживать его в поле зрения, определять пространственные и временные параметры перемещения объекта и оперативно подбирать адекватные движения-ответы. Чаще всего этот вид реакции встречается в спортиграх и единоборствах.
1. Визначте поняття – витривалість як фізична якість. Охарактеризуйте види втоми. Розкрийте методику розвитку витривалості.
В физиологии различают следующие фазы утомления:
— фаза компенсированного утомления, когда за счет волевых усилий человек может продолжать выполнять работу с той же интенсивностью;
— фаза декомпенсированного утомления, когда прилагаемые волевые усилия не в состоянии заставить выполнять человека работу с той же интенсивностью, т.е. скорость выполнения упражнений снижается.
Утомление у разных людей наступает в разно время, что свидетельствует о различном уровне развития выносливости.
Выносливость – способность человека противостоять утомлению или способность длительно время выполнять определенную работу, не снижая ее эффективности.
Выделяют следующие виды утомления, а, следовательно, и выносливости:
— умственное (шахматы, шашки);
— сенсорное (стрельба из лука, пистолета);
— эмоциональное (во время соревновательной деятельности);
— физическое (связано с мышечной работой).
— общая – выносливость к продолжительной работе умеренной интенсивности, включающая функционирование всего мышечного аппарата;
— специальная – выносливость к определенному виду деятельности (выносливость пловца, гребца, спринтера, прыгуна, боксера, борца и т.д.).
В зависимости от количества мышечных групп, участвующих в работе, выделяют:
— локальное или местное утомление, в работе задействовано до 1/3 мышц;
— региональное, когда в работе задействовано от 1/3 до 2/3 мышц;
— глобальное или общее утомление наблюдается, когда в работе задействовано более 2/3 мышц.
Для развития специальной выносливости используются соревновательные упражнения или упражнения, близкие к ним по динамической и кинематической структуре.
Для развития общей выносливости используются упражнения циклического характера, такие как бег, ходьба, плавание, ходьба на лыжах, гребля и т.д.
mydocx.ru — 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав — Пожаловаться на публикацию




