Правила поведения на лыжах важны для обеспечения безопасности как лыжников, так и окружающих. Основное правило заключается в том, чтобы всегда контролировать свою скорость и направление, избегая резких маневров, особенно на узких трассах и в местах, где могут находиться другие лыжники. Важно также поддерживать дистанцию до других спортсменов и уступать дорогу тем, кто движется вниз по склону.
Кроме того, необходимо правильно оценивать свои силы и выбирать трассы, соответствующие уровню подготовки. При столкновении с другим лыжником стоит проявлять внимательность и готовность помочь, а также сообщить о происшествии на специальном пункте безопасности. Соблюдение этих правил поможет сделать катание на лыжах безопасным и приятным для всех участников.
Кодекс поведения на лыжне
Михаил Афанасенков (группа А.И. Сафронова) Я никогда не видел эти правила написанными в явном виде, я сформулировал их сам на основании многолетнего опыта наблюдений поведения как "воспитанных", так и "невоспитанных" лыжников. Итак,
Правило первое. Как разминуться с ВСТРЕЧНЫМИ лыжниками
- Основное правило — лыжня "делится пополам". За несколько секунд до встречи необходимо
- "перестроиться вправо" — шагнуть правой лыжей в область вне лыжни, утоптанную палками, а затем левой лыжей — на правую колею лыжни. При этом движение вперёд продолжается.
- закинуть левую руку с палкой за спину, острием палки вправо, от лыжни
- в сам момент встречи можно дополнительно отклонить корпус чуть вправо, чтобы не толкаться плечами.
К моему большому сожалению женщины меньше пользуются Интернетом, чем мужчины, а более старшие — меньше чем молодые. Однако для немногих таки читающих эту страничку женщин-"прогульщиц" хочу подчеркнуть наболевшее: обратите внимание, что ни "женского", ни "пенсионного" исключений НЕТ! Тем не менее гуляющие со скоростью 3км/ч дамочки почему-то считают что мужчины им чем-то обязаны и ни в какую не уступают дорогу. Странно, почему они не ездят на автомобилях по встречной полосе на этом же основании? Особенно возмущает такое поведение в плюсовую погоду со свежим снегом, когда малейший сход с глянцевой лыжни на целину приводит к обледенению жидкой мази и дикой потере скорости (при том что дамочкам при их черепашьей скорости лишние 10 секунд ничего не решают и клистиром они не намазаны).
Правило второе. Как обогнать впереди идущего лыжника
- Отдышитесь, оцените своё состояние, свои возможные потребности (высморкаться, раздеться, одеться и т.д.). Если ваша скорость явно больше скорости впередиидущего, а "тормозящих" потребностей не наблюдается, можно начинать обгон. В противном случае лучше отложить. Не слишком приятно уступать одному и тому же человеку по десять раз (обогнал, остановился сморкаться, вновь обогнал, остановился отдышаться, вновь обогнал, остановился раздеться и т.д. каждые две минуты)
- Если Вы идёте не один (но первым в паре или группе), перед каждым обгоном дождитесь ВСЕХ своих спутников, возможно потребность в отдыхе или остановке есть у них. Можно даже явно спросить их "обгоняем?". Обгон в этом случае производится сразу всей группой, чтобы не заставлять уступать несколько раз.
- Если Вы идёте в паре/группе не первым, а первый нагоняет "чужого" лыжника, либо сократите дистанцию до минимума, чтобы обгонять плотной группой, либо скажите "вожаку" чтобы не торопился если не хотите обгонять (требуется отдых и т.п.)
- Первый (или единственный) из обгоняющих громко и вежливо должен ПОПРОСИТЬ уступить дорогу (например "РАЗРЕШИТЕ ПОЖАЛУЙСТА"). У спортсменов принято более короткое "хоп!" или "лыжню!", но на туристских маршрутах это звучит всё же нагловато.
- Как только обгоняемый отреагировал, начинаем его обгонять. Не раньше, ибо неизвестно в какую сторону он будет "уступать". Нормальная реакция обгоняемого — шаг "на поллыжни" вправо, так же как при встрече, освобождая левую половину лыжни и замедляя ход. Однако часто встречаются и другие варианты: поллыжни влево, вся лыжня вправо, вся лыжня влево, просто остановка без схода с лыжни. Соответственно поступает и обгоняющий — обходит со свободной стороны, а в случае простого "тормоза" — слева.
- Контролируйте движение палки, обращённой к уступившему, не отталкивайтесь ею, чтобы случайно не задеть его при обгоне.
- Поравнявшись с уступившим вам поллыжни, скажите дежурное "спасибо". Поравнявшись с уступившим Вам всю лыжню, скажите искреннее "большое спасибо". Обогнав "просто затормозившего", не ругайтесь и не бросайте косых взглядов — он, остановившись, в какой-то степени всё же Вам уступил.
Правило третье. Вас обгоняют
- Если догоняющий вас сзади сокращал дистанцию медленно (т.е. разрыв скоростей невелик), не торопитесь уступать ему лыжню до явной его просьбы — это может спровоцировать его "выкладываться". Пусть решит сам — обгонять или нет.
- В остальных случаях можете либо сами уступить поллыжни, шагнув вправо, либо дождаться просьбы. Тут кому как удобнее — некоторых например нервирует "сопение сзади" и они предпочитают скорее уступить.
- Не пытайтесь в ответ на просьбу уступить ускорять свой темп и играть в "гонки". Даже у спортсменов это дурной тон, а в лыжных прогулках это вообще недопустимо. И не пытайтесь оценивать класс лыжника по внешнему виду и снаряжению. Я уже упоминал что беговые лыжи — очень демократичный вид спорта, результат не слишком сильно зависит от возраста, пола или снаряжения. Пенсионерка на деревяшках вполне способна обогнать цветущего мужика на навороченных гоночных лыжах, если у него недостаточная подготовка, как бы ему не было это обидно 😉 Не обижайтесь и не выпендривайтесь — просто уступите.
- Если Вы идёте последним в плотной группе, помогите обгоняющему тормознуть ваших товарищей, окликните их сами по именам чтобы притормозили. Для группы вполне нормально не уходить с лыжни ("демократический принцип"), а просто дать себя оббежать сбоку, замедлив или остановив движение.
Приложение
Выдержки из ОФИЦИАЛЬНЫХ ПРАВИЛ FIS ДЛЯ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
Уважение к окружающим. Каждый лыжник должен вести себя так, чтобы не подвергать никого опасности и не наносить вреда.
Знаки: направление движения и стиль катания. Лыжник должен обращать внимание на маркировку и знаки (щиты – указатели) на лыжной трассе. Лыжник должен двигаться в указанном направлении, использую разрешенный лыжный ход.
Выбор лыжни. В местах, где проложены 2 лыжни и более, следует двигаться по правой лыжне. Группа лыжников должна двигаться по правой лыжне друг за другом. По лыжне для конькового хода необходимо передвигаться, прижимаясь к правому краю.
Обгон. Обгонять можно справа или слева. Впереди идущий лыжник не обязан уступать дорогу. Однако он должен уступить, если может сделать это безопасно.
Встречные движения. При движении навстречу друг другу каждый лыжник должен уйти вправо. Лыжник, двигаясь вниз по склону, имеет преимущество.
Палки. Если обгоняете вы или обгоняют вас, а также при движении навстречу друг другу палки следует держать близко к телу.
Выбор скорости передвижения в соответствии с обстоятельствами. Каждый лыжник, особенно на склонах, должен выбирать скорость и действовать в соответствии со степенью своего мастерства, характером местности, плотностью движения и уровнем видимости. Он должен держаться на достаточно безопасном расстоянии от впереди идущих лыжников. В случае необходимости, можно упасть, чтобы избежать столкновения.
Освобождение пути. Лыжник, не передвигающийся по трассе, должен ее покинуть. Если лыжник упал, он должен как можно быстрее освободить путь.
Оказание помощи. При несчастных случаях оказывать помощь обязан каждый.
Обязанность предоставлять сведения. При несчастном случае, каждый, будь-то свидетель или участник событий, виновный или нет, должен сообщить информацию о себе.
(Источник: «Методическое письмо Федерации Лыжных гонок России»)
ПРАВИЛА ДЛЯ СОРЕВНУЮЩИХСЯ
· Уступайте дорогу более быстрому гонщику, который просит об этом, крича: «Лыжню», «Гоп», «Эй», или что-нибудь подобное. На спусках это правило работает лишь условно: более медленный гонщик должен освободить путь более быстрому только в том случае, если это не доставит неудобств ему самому.
· Находясь за спиной коллеги, по-возможности, не наступайте ему на лыжи и палки. Нет необходимости держаться вплотную, так как в противном случае палки идущего впереди лыжника окажутся в опасной близости от ваших глаз. На спусках принципиально важно, чтобы гонщик, следующий за впереди катящимся лыжником, соблюдал осторожность – если лыжники заденут друг друга, упадут оба.
· Обгоняйте быстро. Лучше совершать обгон до длинного спуска, иначе вы моментально попадёте в затор. С тактической точки зрения, можно слегка толкнуть соперника и таким образом отбить у него охоту сидеть у вас за спиной.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПОДГОТОВЛЕННОЙ ЛЫЖНЕ
1. Необходимо уступать лыжню тем, кто быстрее.
2. Издавать громкий крик «Гоп!», чтобы вам уступили лыжню, следует лишь в том случае, если вы бежите на время. В остальных случаях больше подходят фразы: «Извините» или «Добрый день».
3. Кататься коньком следует так, чтобы не портить классическую лыжню. На большинстве лыжных трасс справа находится лыжня для классического хода, а рядом слева — дорожка для конька. Отклоняясь слишком сильно вправо, вы будете бороздить и затаптывать лыжами классическую лыжню. «Классистам» это очень неприятно, поскольку им потом приходится передвигаться без лыжни.
4. Когда трасса проходит по кругу и направление движения не указано, лыжники должны двигаться против часовой стрелки.
5. Катаясь на беговых лыжах на горнолыжном склоне, подниматься наверх следует по краю горнолыжной трассы или непосредственно рядом с линией подъемника.
6. На перекрестках, также как и на автомобильной дороге, правая сторона имеет преимущество перед левой.
7. Если лыжная трасса широкая, оставляйте место для обгона. Если вы катаетесь группой, то старайтесь следовать друг за другом.
8. Домашних животных на лыжню лучше не брать. Собачий помет может стать причиной падений и, в любом случае, является безобразием.
Мы будем Вам признательны за любые предложения, замечания и мысли по оформлению и содержанию страницы. Пишите по E-Mail. WEB-дизайн: М.Куркин, Л.Ливеровский, WEB-программирование: Д.Глотов, В.Денега, П. Рузин, Е.Шехова, Логотип: А. Антонов. Любая часть этой публикации может быть воспроизведена только по согласованию с автором (и переводчиком).
Подписанные материалы выражают личное мнение автора. Ссылка на сайт велоклуба "КАРАВАН" обязательна.
Как вести себя на лыжне: правила поведения и безопасности при катании на беговых лыжах
Беговые лыжи, как вид активного досуга, неуклонно набирают популярность. Когда взрослые и дети выходят на лыжню, это замечательно, но когда желающих кататься слишком много, ситуация чревата столкновениями и конфликтами.
Новичок, не знающий правил поведения на лыжне, может испортить себе первое впечатление о лыжах. Чтобы такого не происходило, мы подготовили руководство по лыжному этикету. Изучите его и запомните, если на вашей лыжной базе нет подходящего свода правил.

Основные правила поведения на лыжне
1. Изучите схему движения по трассе и не катайтесь на ней против принятого направления. Если такой схемы нет, всегда двигайтесь против часовой стрелки.
2. Не ходите пешком, не бегайте и не катайтесь на велосипеде по подготовленным лыжным трассам. Исключения для всего этого могут быть, но в таком случае держитесь края и убедитесь, что не портите классическую лыжню.
Что касается велосипеда, допустимо использовать фэтбайк, но только в том случае, если лыжня не мягкая. Если велосипедист оставляет за собой колею глубже полутора сантиметров, он должен покинуть трассу.
Кроме того, при езде на велосипеде вы должны понимать, что преимущество движения сохраняется за лыжниками. На лыжах нет тормозов, поэтому ответственность за то, чтобы никому не мешать, лежит на велосипедистах. Следите за палками лыжников, инвентарь может быть хрупким и дорогим.
3. Сходите с лыжни, чтобы пропустить ратрак – машину для прокладки лыжной трассы.
4. Используя коньковый стиль передвижения, не катайтесь поверх лыжни для классического хода. Многократный прокат по классической колее портит её и делает неудобным катание для тех, кто бегает классическим стилем.
5. Если вы катаетесь на лыжах с собакой, держите её на поводке и под контролем. Никто не любит агрессивных и лающих собак, поэтому, если ваш пёс недружелюбен, возможно, его стоит оставить дома. Но если он воспитан, без проблем отправляйтесь вместе на лыжную прогулку, только не забудьте убрать за своим питомцем.
6. Не останавливайтесь и не собирайтесь с друзьями посреди перекрёстков, на поворотах или у подножия спуска. В этот момент тропа может быть пуста, но это не значит, что никто и дальше не появится на лыжне. Если вы по какой-либо причине остановились, отойдите в сторону и не загораживайте собой трассу.
7. На трассах с двусторонним движением держитесь правее, как если бы вы ехали на машине по автодороге. Также запомните, что те, кто спускается с горки, имеют преимущественное право проезда.
Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!
8. Если вы упали, сойдите с лыжни как можно скорее. Особенно это важно на спусках.
Это были базовые правила поведения. Теперь подробнее рассмотрим ещё несколько моментов, связанных с «лыжными ПДД».
Как разминуться со встречным лыжником
На трассах с двусторонним движением лыжня делится пополам. Увидев встречного лыжника, заранее перестройтесь вправо. Здесь важно запомнить, что тот лыжник, который движется под спуск, имеет преимущество, поэтому тот, кто поднимается, обязан уступить лыжню.
Некоторые трассы для классического хода проложены не в круг, а радиально. В таком случае, чтобы разминуться, выполните следующие действия:
- перестройтесь вправо, шагнув правой лыжей в область вне колеи, а затем левой лыжей – на правую колею;
- закиньте левую руку с палкой за спину, чтобы остриё палки смотрело вправо от лыжни;
- в момент встречи дополнительно отклоните корпус немного вправо, чтобы не столкнуться плечами с идущим навстречу.
Как произвести обгон
Если вы хотите обогнать идущего впереди
Более быстрый лыжник, обгоняющий более медленного, несёт ответственность за безопасный обгон. Когда дело касается конькового стиля, то обгоняющий должен сказать «лыжню!» или «хоп!» и сделать обгон слева. Нейтральнее и уважительнее будет прокричать «слева!».
Делайте обгон, как только лыжник впереди вас отреагировал и сместился в сторону, но не раньше. Вы не знаете заранее, в какую сторону он может уступить вам трассу. И лучше не играть в «догонялки», получив лыжню и остановившись на отдых, чтобы тот, кого вы обошли, снова приблизился к вам и ушёл вперёд.
Если же вы оба движетесь по нарезанной колее для классики, более быстрому лыжнику для обгона придётся выйти на трассу для конька, предварительно убедившись, что сзади по ней никто не едет, и совершить обгон одновременным бесшажным ходом. Не забывайте контролировать движение палками, чтобы не задеть уступившего.

Рекомендуем перед обгоном отдышаться и оценить своё состояние, чтобы у вас хватило сил на небольшое ускорение для опережения впереди идущего. В противном случае вы можете стать преградой движению для, казалось бы, более медленного лыжника.
По возможности поблагодарите того, кто уступил вам лыжню, и не бросайте косых взглядов, если кто-то не неопытности растерялся и остановился. В какой-то степени он всё равно даёт вам возможность обогнать его.
Если обгоняют вас
Несмотря на то, что ответственность за обгон лежит на том, кто собирается его сделать, у более медленных лыжников тоже есть обязанности, помимо того, чтобы уступить лыжню. Вот что следует помнить:
- когда догоняющий сокращает дистанцию медленно, не спешите уступать лыжню до соответствующей просьбы, поскольку это может спровоцировать его выкладываться, чтобы не причинять неудобств вам;
- не играйте в «догонялки» с обгоняющими, просто двигайтесь в своём темпе;
- не стоит резко менять траекторию движения, когда вы слышите, что сзади кто-то приближается.
Как вести себя во время массового старта
На массовом старте первые ряды должны занять те участники, которые способны бороться за высокие места и быстрый финиш. Новичкам и просто любителям лыжных прогулок следует остаться в последних рядах, чтобы не спровоцировать возникновение давки в первые секунды после выстрела стартового пистолета.
Правила довольно просты и объединяют всё то, что мы рассматривали выше.
- Всегда уступайте трассу более быстрому участнику и держитесь правой стороны лыжни.
- Не держитесь вплотную к другим лыжникам, так как неосторожное движение может спровоцировать падение, поломку инвентаря или несчастный случай из-за оказавшегося рядом с лицом остриём лыжной палки. Особенно важно держать дистанцию на спусках.
- Если решите кого-то обгонять, делайте это быстро и следите за тем, чтобы после обгона между вами оказалось комфортное расстояние.
- Используйте разрешённый стиль передвижения: очень некрасиво бежать коньком на классическом старте.
- Уважительно относитесь ко всем участникам, волонтёрам и организаторам.
Если вы не бежите старт, но оказались на лыжне в момент, когда она занята соревнованиями, вы, разумеется, должны уступать трассу всем без исключения участникам с номерами на груди.
Техника безопасности
Лыжные гонки – это вид спорта с более низким уровнем риска по сравнению с горными лыжами, где падения и серьёзные травмы случаются чаще. Тем не менее есть несколько нюансов, которые нужно брать в расчёт, чтобы тренировка была безопасной.
Как выполнять спуски и подъёмы на лыжах
Если вы новичок в этом виде спорта, найдите пологий склон в безопасном месте, где можно попрактиковаться в лазании (техника «ёлочка») и спуске (техника «плуг», когда делается двусторонний упор внутренними рёбрами лыж). Пока вы неопытны, нет ничего зазорного в том, что некоторые очень крутые и сложные подъёмы и спуски вы преодолеете пешком, сняв лыжи. Будьте постепенны и не заставляйте себя гнать со спуска на трясущихся коленках.
Чтобы замедлить скорость на спуске, осторожно поднимите одну лыжу и установите её под углом к трассе (техника «полуплуг»). Надавите на внутренний край этой лыжи так, чтобы она скребла снег, однако не слишком сильно, иначе вы можете зацепиться и слишком резко остановиться, упав по инерции.
Ни в коем случае не выставляйте палки вперёд! Бороздите ими снег позади себя.
Спустившись, не останавливайтесь сразу у подножия. Отойдите в сторону, либо продолжайте движение по лыжне.

Как правильно падать на лыжах
Если падения не избежать, заваливайтесь на один бок, предварительно присев на корточки.
Требования к одежде и снаряжению
Прежде чем вы отправитесь на лыжню, проверьте, правильно ли вы экипировались. Вот несколько советов, которые помогут вам приятно провести день.
Одевайтесь слоями
Катание на беговых лыжах – это аэробное занятие, и вы можете быстро перегреться, если оденетесь слишком тепло. Наденьте влагоотводящее, не хлопковое нижнее бельё, термобельё, лёгкую флисовую кофту, куртку-виндстоппер, тёплые флисовые подштанники, а поверх них лыжные либо беговые штаны.
Экипируйтесь по размеру
Палки и лыжи подбираются по росту и весу. Для коньковых лыж и классических нормы будут разными. Примеряя ботинки, выбирайте те, в которых ступня в тёплом носке не сдавливается и не болтается.
Возьмите рюкзак
Если наметили себе долгую поездку, прихватите с собой лёгкий беговой рюкзак и положите в него углеводное питание, жидкость, аптечку с первой помощью при обморожении и лыжную мазь.
Пользуйтесь манжетами
Чтобы вам было удобно переносить лыжи до того, как вы оказались на лыжне, купите один или два простых ремешка, которые зафиксируют пару лыж вместе.
Защитите себя от солнца
Даже в пасмурные дни отражённый от снега свет и его длительное воздействие могут вызвать ожоги и «снежную слепоту». Наносите на лицо солнцезащитный крем и надевайте тёмные очки с хорошей защитой от ультрафиолета. Очки также спасут от сопротивления воздуха на крутых спусках.
Наклейте защитный тейп на лицо
Катаясь в сильный мороз, позаботьтесь об открытых участках лица, наклеив на щёки и нос ветрозащитный тейп .
Как спастись от обморожения
Лучшее лечение – это профилактика. Адекватное потребление калорий, своевременная гидратация и защитная одежда позволят поддерживать температуру тела и не дадут вам почувствовать «мороз по коже».
1. Сделайте разминку. Выйдя с лыжами к трассе, не торопитесь надевать их и бежать. Разогрейтесь, сделав махи руками, попрыгав и побегав на месте. На лыжах ветер будет обдувать вас сильнее, чем в покое, поэтому важно начать тренировку уже разогретым.
2. Следите за сухостью одежды и обуви. В данном пункте речь не только о том, что одежда должна отводить влагу, но и о банальной просушке ботинок после каждой тренировки.
3. Используйте специальные приспособления. О тейпах на лицо мы уже говорили, но помимо них ещё есть грелки-самогревы для рук, ног, туловища, которые активируются при контакте с воздухом. Этот аксессуар будет согревать в течение 5-6 часов. Мази вроде «Никофлекса» также способствуют согреванию.
4. Возите в термобаке горячий чай. Понятно, что во время физической активности нужно пить, но зимой, в мороз, важно пить именно тёплый напиток. Чай, морс, компот – что угодно, лишь бы жидкость согревала вас изнутри.
5. Не доводите себя до голода. Запасите углеводный батончик во избежание истощения.
Если вы всё же чувствуете признаки обморожения, сразу же разотрите сухой рукой замёрзшую область до появления теплоты. После этого как можно скорее постарайтесь попасть в тёплое помещение. Оказавшись в тепле, снимите верхнюю одежду, обувь, перчатки и сухой, тёплой тканью разотрите замёрзшие конечности. После чего выпейте горячего чая.
При серьёзной степени обморожения и спутанном сознании пострадавшему необходимо вызвать скорую помощь. Не нужно растирать поражённые участки или опускать их в горячую воду, следует только осторожно раздеть и накрыть одеялом в ожидании врача.
Мы все хотим получать удовольствие от прогулок по снегу, поэтому следование правилам и элементарная вежливость помогут сделать эту прогулку лучше для всех. Беговые лыжи сейчас более популярны, чем когда-либо, но лыжное сообщество всё ещё относительно невелико. Давайте постараемся сохранить его дружелюбным, вежливым и безопасным для всех.
Правила поведения на склоне Международной федерации лыжников (FIS)

Правила поведения на склоне, были разработаны FIS (Federation Internationale de Ski — Международная федерация лыжников) для предотвращения несчастных случаев при катании. Они могут считаться идеальной моделью поведения для ответственного и осмотрительного лыжника и сноубордиста. Каждый лыжник и сноубордист обязан хорошо знать эти правила, уважать и соблюдать их.
1. Уважение к окружающим
Лыжник или сноубордист должен вести себя таким образом, чтобы не подвергать опасности и не наносить ущерб окружающим.
Комментарий: Лыжник или сноубордист ответственен не только за свое поведение, но и за неисправность своего снаряжения. Это так же относится к использованию новинок — недавно разработанного снаряжения.
2. Контроль скорости и траектории
Лыжник или сноубордист должен контролировать свое движение по трассе. Необходимо выбирать скорость и стиль катания соответственно своим способностям, особенностям рельефа, погодным условиям и плотности траффика на горе .
Комментарий: Столкновения часто случаются из-за того, что лыжники или сноубордисты едут слишком быстро, не следя за окружающими, не замечая их. Лыжник или сноубордист должен быть способен останавливаться, поворачивать и двигаться внутри границ своего поля зрения. В переполненной людьми области склона или в месте, где видимость ограничена, лыжник должен ехать медленно, особенно на границе крутого склона, в нижней части трассы и в области около подъемников.
3. Выбор направления
Лыжник или сноубордист, едущий сверху, должен выбирать траекторию своего движения таким образом, чтобы не создавать опасности лыжника или сноубордиста, находящимся впереди .
Комментарий: Горные лыжи и сноуборд это свободный спорт, где каждый может ехать где и как ему нравится, при условии, что он соблюдает настоящие правила и соизмеряет свое катание со своими возможностями и условиями на склоне. Лыжник или сноубордист, едущий впереди, имеет приоритет. Лыжник или сноубордист, едущий позади другого в том же направлении, должен сохранять достаточную дистанцию между ним и другим лыжником или сноубордистом для того, чтобы едущий впереди лыжник мог выполнять все свои движения свободно.
4. Обгон
Лыжник или сноубордист может совершить обгон другого лыжника или сноубордиста сверху, снизу, справа или слева, при условии, что он оставляет достаточно свободного места обгоняемому лыжнику или сноубордисту для любых намеренных и непреднамеренных движений.
Комментарий: Лыжник или сноубордист, обгоняющий другого лыжника, полностью ответственен за то, что выполняемый им маневр не создаст никаких сложностей для лыжника, которого он обгоняет. Эта ответственность сохраняется за ним до тех пор, пока обгон не будет выполнен. Это правило распространяется и на случай обгона (объезда) неподвижного лыжника.
5. Выход на склон, начало движения, движение вверх
Лыжник или сноубордист, выходящий на размеченную трассу, начинающий движение после остановки или движущийся вверх по склону, должен посмотреть вверх и вниз по склону для того, чтобы убедиться, что он может начать движение, не создавая опасности для себя и окружающих.
Комментарий: Опыт показывает, что выход на трассу и начало движения после остановки часто являются причиной несчастных случаев. Чрезвычайно важно, чтобы лыжник или сноубордист выходил на трассу внимательно и аккуратно, не создавая помех и не подвергая опасности себя и окружающих. Когда лыжник начал движение, даже медленное, он имеет преимущество, в соответствии с Правилом 3, перед более быстрыми лыжниками, приближающимися сверху или сзади.
Развитие карвинговых лыж и сноубордов позволяет их пользователям поворачивать и ехать вверх по склону. Таким образом, они едут в направлении, противоположном основному потоку, движущемуся вниз по склону. Поэтому они должны вовремя убедиться в том, что они смогут это сделать без того, чтобы подвергать опасности себя или окружающих.
6. Остановка на склоне
За исключением чрезвычайной необходимости лыжник или сноубордист должен избегать остановок на склоне в узких местах или там, где видимость ограничена. После падения в таких местах лыжник или сноубордист должен как можно быстрее освободить склон.
Комментарий: За исключением очень широких трасс остановки должны выполняться на краю трассы. Лыжник или сноубордист не должен останавливаться в узких местах и там, где другим будет сложно его увидеть сверху.
7. Подъем и спуск без лыж
Лыжник или сноубордист, поднимающийся вверх, как на лыжах так и без, а также спускающийся вниз без лыж должен придерживаться края трассы.
Комментарий: Движение против основного направления может создать неожиданную помеху для лыжников и сноубордистов. Следы от ног повреждают склон и могут создать опасность для лыжников и сноубордистов.
8. Соблюдение знаков и маркировки
Лыжник или сноубордист должен соблюдать знаки и маркировку трасс.
Комментарий: Уровень сложности трассы обозначается соответствующим цветом: черный, красный, синий и зеленый. Лыжник или сноубордист свободен в выборе того, по какой трассе ему спускаться. Склоны имеют и другие знаки, указывающие направление, предупреждающие об опасности и/или о закрытии трассы. Знаки закрытия трассы, как и знаки предупреждающие об опасности, должны быть хорошо заметны. Лыжник или сноубордист должен понимать, что предупреждающие знаки поставлены в его интересах.
9. Помощь при несчастных случая
При несчастном случае долг каждого лыжника или сноубордиста оказать посильную помощь пострадавшему.
Комментарий: Это основной принцип для всех спортсменов, они должны оказывать помощь пострадавшим при несчастном случае вне зависимости от того, возложена на них такая обязанность по закону или нет. Немедленная первая помощь должна быть оказана, соответствующие службы оповещены, а место, где произошел несчастный случай, помечено для предупреждения других лыжников. FIS выражает надежду, что все происшествия и нарушения правил движения на склоне будут подпадать под действие законодательства, близкого к тому, которое используется при разборе дорожно-транспортных происшествий, и что аналогичные взыскания будут налагаться на нарушителей во всех странах, где подобное законодательство еще не действует.
10. Идентификация при происшествиях
Все лыжники или сноубордисты, а также свидетели, вне зависимости от участия в происшествии, должны обменяться именами и адресами после происшествия.
Комментарий: Свидетели очень важны для составления подробного и правильного отчета об инциденте. Поэтому каждый должен помнить, что он обязан, как ответственный человек, предоставить информацию о том, чему он был свидетелем. Отчет службы спасения и администрации, также как и фотографии, серьезно помогают в определении меры гражданской и уголовной ответственности.




