Передвижение на велосипеде требует соблюдения правил дорожного движения, которые обеспечивают безопасность как велосипедистов, так и пешеходов. Велосипедисты должны использовать защитные средства, такие как шлемы, и придерживаться обозначенных велосипедных дорожек, если таковые имеются. Важно также обращать внимание на сигналы светофоров и дорожные знаки, чтобы избежать аварийных ситуаций.
В дополнение к соблюдению правил, велосипедисты должны быть внимательными и прогнозировать действия других участников движения. Нельзя игнорировать необходимость сигнализировать о своих намерениях и соблюдать дистанцию от автомобилей и пешеходов, что поможет создать более безопасную дорожную среду для всех.
Памятка велосипедисту
Каждый день мы становимся частью движения на дорогах, выступая в ролях пешеходов, пассажиров или водителей, включая моменты, когда ездим на велосипеде.
Основные рекомендации для обеспечения безопасности:
— важнейшее умение при управлении велосипедами – это овладение балансом;
— сев за руль велосипеда ты считаешься водителем и должен соблюдать все правила дорожного движения;
— лица младше 14 лет запрещается кататься на велосипеде как по проезжей части, так и по обочинам, а также по пешеходным дорожкам;
— разрешается ездить на велосипеде только в безопасных зонах, вдали от транспорта, например, в парках на выделенных велосипедных маршрутах или во дворах;
— катаясь на велосипеде, надевайте шлем, чтобы защитить голову в случае падения.
Перед тем как отправиться из дома, велосипедист должен:
— удостовериться в исправности велосипеда;
— протестировать руль – насколько свободно он вращается;
— проверить шины – хорошо ли они накачены;
— проверить, в порядке ли ручной и ножной тормоза – смогут ли они остановить велосипед перед неожиданным препятствием;
— убедитесь, что звуковой сигнал вашего велосипеда функционирует, чтобы иметь возможность заблаговременно предупредить окружающих о своем появлении и избежать возможности столкновения.
Тщательно изучайте и следуйте Правилам дорожного движения!
Велосипедист, помни! От твоей дисциплины зависит твоя безопасность и безопасность окружающих тебя людей. Желаем тебе счастливого пути!
КЛЮЧЕВЫЕ УГРОЗЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ВЕЛОСИПЕДИСТАМИ:
- Опасная привычка.
«Любимая» опасная привычка велосипедистов — начинать движение, не осмотревшись по сторонам налево, направо, не оглянувшись назад. Именно это — поворот влево, не глядя — причина подавляющего большинства наездов на велосипедистов!
- «Пустынная улица».
На таких улицах велосипедисты обычно катаются по проезжей части или, находясь недалеко от дороги, например, катаясь наперегонки, часто, не приостановившись и не оглядевшись, выезжают с ходу на проезжую часть или пересекают ее.
- Нерегулируемый перекресток.
При движении по улицам с неинтенсивным движением («пустынным») велосипедисты часто пытаются проехать через нерегулируемый перекресток, не снижая скорости, особенно под уклон. При этом из-за домов, деревьев и других помех обзору они могут не заметить на пересекаемой дороге приближающийся к перекрестку транспорт. Общее правило безопасного вождения для велосипедистов (как и для водителей) такое: при приближении к перекрестку или пешеходному переходу скорость необходимо снижать всегда, и тем больше, чем обзор хуже.
Безусловно, двор дома представляет собой пространство, где основными «обитателями» являются пешеходы и велосипедисты, и водитель автомобиля, попавший сюда, ощущает себя «гостем». Тем не менее, в узких дворах, где велосипедистам необходимо проезжать рядом с движущимися машинами, стоит быть особо осторожными: водитель может не заметить велосипедиста и произвести столкновение. В таких случаях рекомендуется слезть с велосипеда и вести его, пока автомобиль находится поблизости.
- Велосипедиста не замечают.
Внимание водителей на проезжей части всегда настроено на размеры автомобиля, и они легко могут упустить в своем наблюдении за дорожной обстановкой такой «малогабаритный объект», как велосипед. Поэтому велосипедисту стоит ездить, помня в любой ситуации о том, что он может быть не замечен водителем. И вести себя очень осторожно! Особенно часто водители не замечают велосипедиста в сумерки, в темное время суток, на плохо освещенных улицах и при неудовлетворительной светоотражающей экипировке велосипедиста. Кроме того, водитель не замечает велосипедиста, когда тот находится близко позади — слева или справа, или прямо позади автомобиля, в «мертвой», не просматриваемой водителем зоне.
«Смотри и будь видимым» — это общее правило обязательно и для велосипедиста.
ЭТО ОБЯЗАН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ВЛАДЕЛЕЦ ВЕЛОСИПЕДА (СКУТЕРА):
— Кататься на велосипеде на дорогах можно с 14 лет, на мопеде (скутере) – с 16 лет.
— Велосипеды, мопеды (скутеры) должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд, причем максимально правее.
— Использование обочины разрешено, если это не мешает прохожим.
Водителям велосипеда и мопеда (скутера) категорически запрещается:
— Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.
— Перевозить пассажиров на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками (данное правило не распространяется на детей в возрасте до 7-ми лет).
— Транспортировать груз, размеры которого превышают 0,5 метра по длине или ширине, или груз, затрудняющий управление.
— Осуществлять движение по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки.
— Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
— Передвигаться по дороге без надетого мотошлема (для тех, кто управляет мопедом).
— Прежде чем покинуть дом, необходимо обязательно:
— проверить техническое состояние велосипеда, мопеда;
— осмотреть рулевое колесо — насколько свободно оно поворачивается;
— проверить шины — хорошо ли они накачаны;
— в порядке ли ручной и ножной тормоза — смогут ли они остановить велосипед, мопед перед неожиданным препятствием;
— работает ли звуковой сигнал велосипеда, мопеда, чтобы вовремя предупредить людей о своем приближении и не сбить их.
УВЕДОМЛЯЕМ, что согласно статье 12.29 части 2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, за нарушение правил дорожного движения лицами, достигшими 16-летнего возраста и управляющими мопедом или велосипедом, которые участвуют в дорожном движении, предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере 200 рублей.
ИЗУЧИТЕ ПРАВИЛА ДЛЯ СКУТЕРИСТОВ
К большому сожалению, проблемы скутеристов сейчас актуальны, как никогда, ведь скутер — это удобное средство передвижения, экономичное и маневренное. Данный вид транспорта пользуется большой популярностью у подростков и является одним из самых травмоопасных . Освоив за 5 минут азы управления мопедом во дворе, новоявленный скутерист выезжает на дорогу и часто рассуждает таким образом:
«Правила дорожного движения? Обычная безопасность? Шлем? Это не для нас! Полный газ, обгоняй автобус, соревнуйся с маршруткой, а лучше — на крайней левой полосе. И вперед! Пробка? Не беда! Протиснуться между тремя рядами машин, стоящих в заторе на двухполосной дороге, — проще простого. А что такое «интервал»?
Какое значение имеет, что этот знак запрещает движение скутеров и велосипедов? Нужно ехать, а не разбираться с правилами! И что с того, что сзади сидят двое друзей, а грузоподъемность скутера составляет всего 75 кг? Это тоже не для нас, кататься будем! Да и плеер на максимальной громкости не помешает…»
Не менее печальную картину можно увидеть за городом, в районе дачных поселков. Здесь возраст скутеристов снижается лет до 10. «Заботливые» родители, купившие ребенку развлечение на лето, не грузят себя и детей знаниями ПДД или хотя бы элементарной беседой на тему, где и как можно ездить. Можно даже показать личный пример, прокатив сразу все семейство. Правила обкатки?
Никто так не писал! Экипировка? Да ну, на что тратиться. Поэтому всех друзей-детей усаживаем назад, даем газ в пол и стремимся на ближайшую дорогу, где в ряд идут «КамАЗы» из соседнего карьера, а озлобленные пробками автомобили мчатся на всех парах. Кто окажется виноват в аварии?
Ну, уж точно не родители!
К сожалению, все описанное выше — не фантазии, а примеры из жизни. Данные нарушения на дорогах, в результате которых, в лучшем случае, гибнет техника, в худшем – люди, стали регулярными.
Уважаемые водители!
Неукоснительно придерживайтесь правил дорожного движения. Наличие или отсутствие водительского удостоверения на управление скутером с объёмом двигателя до 50 куб. см не освобождает вас от ответственности и необходимости ознакомиться с ПДД. Садясь за руль скутера, вы автоматически становитесь частью дорожного движения и должны строго следовать всем актуальным предписаниям ПДД:
Начнем с определения: «Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. Собственно к ним и относятся скутера.
Водитель транспортного средства обязан:
— Перед отправлением убедитесь в исправности технического состояния автомобиля и в пути следуйте Основным правилам допуска транспортных средств к использованию, а Выполнению обязанностей ответственных лиц по обеспечению безопасности на дорогах.
— Движение запрещено в случае неисправности функционирования тормозной системы, системы управления рулем, сцепного устройства (в составе автопоезда), отсутствия работающих фар и задних габаритных огней в темное время суток или при плохой видимости, а также недействующего со стороны водителя стеклоочистителя во время дождя или снегопада. Если во время поездки обнаружились другие проблемы, которые по приложению к Основным положениям делают эксплуатацию транспортных средств невозможной, водитель обязан их устранить; если это невозможно, ему разрешается двигаться к месту стоянки или ремонта, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности;
— По требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации ТС проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Определенные специальные нормы для мопедов:
ПДД РФ — раздел 16. Движение по автомагистралям
16.1. На автомагистралях запрещается:
— движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;
Правила дорожного движения Российской Федерации — пункт 19. Использование внешних световых сигналов и звуковых устройств
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни;
ПДД РФ — раздел 24. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных
24.1. Управление велосипедом, гужевой повозкой (санями), а также осуществление погонки вьючных, верховых животных или стада на дорогах разрешено лицам с 14 лет, а для мопедов — с 16 лет.
24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (санки), а Верховые и вьючные животные должны передвигаться исключительно по крайней правой полосе, по возможности в один ряд. Разрешено движение по обочине, если это не создает препятствий для пешеходов.
Колонны велосипедистов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов, верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.
24.3. Велосипедистам и мопедистам не разрешается:
— ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
— перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
— перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
— передвигаться по дороге, если поблизости есть велосипедная дорожка;
— поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
— двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
— буксировка велосипедов и мопедов запрещается, за исключением случаев буксировки прицепа, предназначенного для использования с велосипедом или мопедом.
24.4. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с проезжей частью, находящемся вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов обязаны пропускать транспортные средства, которые движутся по данной дороге.
Это основные правила для скутеристов, прописанные в ПДД. Но, выезжая на дорогу, водитель скутера становится полноправным участником дорожного движения и просто обязан знать предписания знаков, жесты регулировщика и т. д. А еще — в пробке не протискивайтесь между медленно движущимися машинами, соблюдайте интервал и рядность. Любая выбоина на дороге может стать причиной резкого маневра автомобиля, водитель которого в этот момент вряд ли будет смотреть по сторонам, не едет ли рядом скутер.
Всего 1,461 просмотров, из них 3 просмотра сегодня
Езда на велосипеде: правила и штрафы за нарушения ПДД
Велосипедисты могут передвигаться по велодорожкам, тротуарам или обочинам дорог в зависимости от возраста. Подростки до 14 лет обязаны ездить только с сопровождением. Если велосипедист нарушит ПДД, то получит штраф от 800 до 1500 руб. Он вправе получить компенсацию за травмы и понесенный моральный вред из-за столкновения с автомобилистом.
Если велосипедист виноват в аварии, он обязан возместить водителю ущерб его имуществу и вред здоровью. При отказе в добровольном возмещении автомобилист вправе обратиться в суд.
По статистике Госавтоинспекции, с каждым годом количество аварий с велосипедистами увеличивается: в 2017 году их произошло 5247, в 2018-м – 5323, в 2019-м – 5403, а в 2020-м – уже 5732. При этом за четыре года погибло около 1500 человек. Рекордсменами по происшествиям оказались Краснодар, Ростов, Курск, Орел и Нижний Новгород.

Правила движения на велосипеде
Дети в возрасте от 7 до 14 лет имеют право передвигаться исключительно по тротуарам, а также по пешеходным и велопешеходным дорожкам. В соответствии с пунктами 24.3-24.4 Правил дорожного движения «Дополнительные требования к движению велосипедистов», это также касается зон, предназначенных для пешеходов.

С 14 лет подростки и взрослые вправе кататься по правому краю проезжей части или обочине, если нет специальных дорожек. Велосипедисты могут передвигаться по дороге в колонне по одному или по двое (при максимальной ширине занимаемой проезжей части не более 0,75 м). Если по обочине кататься не получается, то велосипедист может занять тротуар (п. 24.5 ПДД).
Велосипедист перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой должен подавать соответствующие сигналы рукой. А вечером или ночью, в тоннеле – включить фонари согласно п. 19.1 ПДД. При их отсутствии рекомендовано передвигаться в светоотражающем жилете или использовать другие средства, например, катафоты по п. 24.10 ПДД.
В случае возникновения препятствий или угрозы другим участникам дорожного движения, а также при пересечении пешеходного перехода, велосипедист обязан двигаться в качестве пешехода согласно пунктам 24.6 и 24.8 Правил дорожного движения.

Что нельзя делать при езде на велосипеде- ездить по автомагистрали по п. 16.1 ПДД «Движение по автомагистралям»;
- кататься на велосипеде, держась за него одной рукой;
- перевозить груз, который мешает езде или длиннее велосипеда на 0,5 м;
- катать пассажиров, если для этого велосипед не предназначен, или катать детей до 7 лет без специального сиденья;
- буксировать велосипед по п. 24.8 ПДД.
Что грозит велосипедисту за неправильную езду
В случае, если велосипедист нарушает правила дорожного движения, например, не использует велодорожку или передвигается с попутчиком, а не строем, ему грозит штраф в размере 800 рублей по части 2 статьи 12.29 Кодекса об административных правонарушениях. Если же он при этом находится в нетрезвом состоянии, размер штрафа увеличится до 1000–1500 рублей согласно части 3 статьи 12.29 «Нарушение ПДД участниками дорожного движения».
Так, Анатолий Пирогов* из Архангельска пересек на велосипеде перекресток на красный сигнал светофора. Это увидел полицейский и выписал ему штраф 800 руб. по ч. 2 ст. 12.29 КоАП. Пирогов с наказанием не согласился и подал жалобу в Октябрьский районный суд г. Архангельска. Он считал, что инспектор нарушил его право и не дал времени для обращения к адвокату.
Изучив материалы дела, судья Наталья Чебыкина пришла к выводу, что инспектор разъяснил Пирогову его право на защиту. Это подтверждается подписью Пирогова в протоколе и рапортом сотрудника полиции. На основании этих обстоятельств суд оставил решение о штрафе без изменений (дело № 12-374/2020).
Велосипедист не согласился с решением и подал жалобу в Архангельский областной суд. Пирогов доказывал, что начал двигаться на мигающий красный сигнал светофора, а полицейский не разъяснил ему права. Но судья Александр Харлов согласился с мнением коллеги и не отменил штраф. Он обратил внимание, что красного мигающего режима у светофора нет.
Тем более после вынесения штрафа Пирогов его оспорил, значит, свои права знал, подчеркнула апелляция (дело № 7р-831). В вышестоящие инстанции велосипедист не обращался.
Когда велосипедист может рассчитывать на компенсацию морального вреда
При создании помех другим участникам движения велосипедист заплатит 1000 руб. по ч. 1 ст. 12.30 КоАП, а если это повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью – 1000–1500 руб. по ч. 2 ст. 12.30 КоАП «Нарушение ПДД лицом, участвующим в движении, с созданием помех или причинении вреда здоровью».
Кроме штрафа, пострадавший имеет право требовать от виновного велосипедиста возмещение морального ущерба за понесённые страдания. Например, Игорь Шишикин* выезжал на велосипеде на главную трассу и не уступил дорогу Людмиле Бабкиной*. В результате столкновения велосипедистов, Бабкина получила закрытый перелом лучевой кости с смещением.
По заключению эксперта, такие травмы относятся к средней тяжести вреда здоровью. Полицейские выписали Шишикину штраф 1000 руб. по ч. 2 ст. 12.30 КоАП.
В свою очередь, Бабкина обратилась в Колышлейский районный суд Пензенской области за компенсацией морального вреда в размере 250 000 руб. Ведь ей пришлось долгое время восстанавливать руку, до сих пор она не может ею работать и чувствует онемение. В дальнейшем она планирует оформлять инвалидность. Шишикин согласился с виной в травмах Бабкиной, но просил снизить размер компенсации до 30 000 руб.
Судья Сергей Прошкин ознакомился с выписками из медицинских карт и заключением специалиста, выслушал стороны — истца и ответчика, после чего постановил, что Бабкина получила перелом по вине Шишикина. В то же время суд уменьшил размер компенсации за моральный вред до 60 000 рублей, принимая во внимание неосторожность Шишикина, наличие у него двоих маленьких детей и отсутствие трудовой деятельности (дело № 2-266/2019). Велосипедист, признанный виновным, не обжаловал решение суда.
Что говорят эксперты о движении велосипедистов
Равиль Ахметжанов, руководитель юридического отдела Общества по защите прав автомобилистов, объясняет, что автомобилисты нередко сталкиваются с велосипедистами, которые движутся по тротуарам или проездам в жилых зонах. Водители зачастую неверно полагают, что имеют преимущество на дороге. Однако, если установлен знак «Жилая зона» и учитывая пункт 8.3 Правил дорожного движения «Начало движения. Маневрирование», водитель обязан уступить дорогу велосипедисту, прежде чем продолжить движение.
Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала отмечает, что иногда велосипедисты двигаются по тротуарам и совершают опасные маневры, рискуя жизнью окружающих. Помимо этого, водители ездят на машине как источнике повышенной опасности. Поэтому при причинении вреда здоровью или имуществу велосипедиста обязаны возместить ущерб по ст. 1064 ГК РФ.
Рубрика «Вопрос–ответ»

Глава юридической службы Европы Орест Мацала сообщает, что велосипедисты не обязаны оформлять страховку. Это означает, что они могут возмещать убытки автомобилистам исключительно по собственной инициативе. В случае отказа в добровольном возмещении ущерба или ремонте автомобилисту стоит обратиться в судебные органы.

Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала отмечает, что водитель обязан не покидать место аварии. В противном случае ему грозит лишение прав до 1,5 лет или административный арест до 15 суток по ч. 2 ст. 12.27 КоАП «Невыполнение обязанностей в связи с ДТП». Если пострадавший не говорил о причине травмы, то лучше заплатить ему и написать расписку. Так конфликт будет исчерпан. «В любом случае велосипедист имеет право на компенсацию, так как автомобиль является источником повышенной опасности», – отмечает эксперт.

Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала говорит, что водитель не будет наказан, если не нарушал ПДД. Но родители несовершеннолетнего потерпевшего вправе требовать компенсацию морального вреда. Его размер будет определен судом самостоятельно.

Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала поясняет, что велосипедист обязан возместить пешеходу ущерб его имуществу и вред здоровью. Для этого необходимо записать данные пешехода, сфотографировать или снять его на видео, вызвать полицию. Для фиксации ушибов пешеходу следует обратиться в травмпункт. Эксперт отмечает, что при отказе в добровольном возмещении пешеход вправе потребовать возмещение вреда от велосипедиста через суд.
* Фамилия и имя изменены редакцией.
- Марина Кеньшева




