Правила для велосипедистов включают соблюдение правил дорожного движения, использование защитного снаряжения, такого как шлем, а также передвижение по специально отведённым велосипедным дорожкам. Велосипедист должен быть внимателен к пешеходам и другим участникам движения, соблюдая дистанцию и скорость, адекватные условиям дороги.
Важно также следить за техническим состоянием велосипеда, регулярно проверяя тормоза, шины и освещение. При поездках в темное время суток обязательно необходимо использовать фонари и отражающие элементы, чтобы быть заметным на дороге и обеспечивать безопасность себе и окружающим.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ
Любой велосипедист, без разницы вышел он просто покататься на велосипеде и пересекает улицу только, чтобы доехать до парка, или же сел на велосипед, чтобы отправиться в долгое путешествие, должен знать и соблюдать правила дорожного движения. Особое внимание велосипедисты должны обратить на требования правил, относящихся непосредственно к ним. Знание ПДД поможет не только избежать неприятностей на дороге, но и суметь объяснить какое правило нарушил виновник, если всё-таки неприятности произойдут.
Рассмотрим основные термины:
Велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, которое может иметь также электродвигатель (до 0,25 кВт), автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Водитель — человек, управляющий транспортным средством.
Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Исходя из терминов видно, что велосипед в первую очередь "транспортное средство", а велосипедист — водитель, но когда он слезает с велосипеда и ведёт его рядом, он становится пешеходом.
Отсюда следует, что к велосипеду применяются все пункты ПДД относящиеся к транспортным средствам, а к велосипедисту, в зависимости от ситуации, как к водителю или пешеходу.
Правила Дорожного Движения Для велосипедистов
Ездить на велосипеде по улицам и проездам города разрешается лицам не моложе 14 лет и при обязательном условии, что велосипед соответствует росту велосипедиста (на скутерах и мопедах с 16 лет).
Движение велосипедистов в
возрасте от 7 до 14 лет возможно по тротуарам, пешеходным, велосипедным, велопешеходным дорожкам, а В пределах пешеходных зон. Но им запрещено ездить по велосипедным полосам, проезжей части и обочине.
Велосипедист обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Велосипед должен иметь исправные тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал, оборудован спереди световозвращателем и фонарём или фарой (для движения в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарём красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета.
Велосипедистам старше 14 лет разрешено Двигаться:
- по велосипедным, велопешеходным дорожкам или полосе для велосипедистов;
- по правому краю проезжей части;
- по обочине;
- по тротуару или пешеходной дорожке.
Но надо учесть, что каждый последующий пункт допускает движение только при условии, что предыдущий пункт отсутствует. Например, по обочине можно ехать только при отсутствии велосипедной дорожки или полосы, а также при невозможности езды по краю проезжей части.
Существуют и исключения:
- по проезжей части можно ехать, если превышает 1 метр;
- по проезжей части можно ехать, если движение осуществляется в колоннах.
- по тротуару или пешеходной дорожке можно ехать, если Вы сопровождаете велосипедиста возрастом до 7 лет или перевозите ребенка в возрасте до 7 лет.
Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80—100 м.
ВоДителям велосипеда запрещается:
- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (в этом случае нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу по пешеходному переходу);
- двигаться по автомагистралям;
- двигаться по дороге в тёмное время суток без включенного переднего белого фонаря.
- буксировка велосипедов, а Велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.
Кроме этого, водителям велосипеда, как и водителям других транспортных средств, запрещается (ПДД 2.7):
- управлять транспортным средством в
состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
- передавать управление велосипедом лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также не достигшим 14 лет;
- пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
- употреблять одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
- управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- пользоваться во время движения телефоном, не
оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.
Проезд перекрёстков:
- на перекрёстках действуют обычные правила приоритета (так, автомобиль, двигающийся по второстепенной дороге, должен уступить велосипеду, двигающемуся по главной). Автомобиль, поворачивающий направо, должен
пропустить велосипедиста, двигающегося рядом с ним по той же дороге прямо;
- на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрёстка, водители велосипедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге;
- на регулируемых велосипедисты должны сигналам специальных
светофоров, а при их отсутствии — сигналам обычных светофоров (не пешеходных).
Проезд пешехоДных переходов:
- на регулируемых пешеходных переходах велосипедисты должны подчиняться сигналам велосипедных или общетранспортных светофоров, а также регулировщиков (ПДД п. 6);
- на нерегулируемых пешеходных переходах велосипедисты, как и все прочие водители, должны уступать дорогу пешеходам (ПДД 14.1). Также следует уступать дорогу пешеходам, идущим к остановившемуся на остановке трамваю или от него (со стороны дверей), если трамвайные пути идут по проезжей части (ПДД 14.6);
- велосипедистам не разрешается разворачиваться на пешеходном переходе (ПДД 8.11); в этом случае нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу как пешеход;
- на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними запрещены остановка и стоянка (ПДД 12.4).
Сигналы, поДаваемые велосипедистом:
Велосипедист, как и другие участники дорожного движения, обязан подавать сигналы о планируемых маневрах. Так как у велосипедов нет световых сигналов поворота, водитель велосипеда обязан подавать сигналы руками перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой. Сигнализировать следует заблаговременно до начала поворота, а возвращать руку на руль непосредственно перед поворотом.
При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
- Перестроение или поворот направо — вытянутая правая или согнутая в локте левая рука;
- Перестроение или поворот налево — вытянутая левая или согнутая в локте правая рука;
- Остановка — любая из рук, поднятая вверх.
Лучше подавать сигналы вытянутой в сторону рукой, этот сигнал понимают все водители, а сигнал согнутой рукой в локте может ввести некоторых в заблуждение.
При езде в группе используется еще один знак, предназначенный не для автомобилистов, а для велотуристов, едущих за вами.
- Ямы справа: опущенная вниз правая рука.
- Ямы слева: опущенная вниз левая рука.
Знаки первым подает ведущий, члены группы их немедленно повторяют. Не стоит дожидаться, пока вы проедете или увидите яму, надо подавать знак немедленно за следующим перед вами велотуристом.
Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам.
Непосредственно к велосипедистам относятся только три дорожных знака:
предписывающий знак 4.4 «Велосипедная дорожка». Этот и только этот знак указывает на велосипедную дорожку; идущая вдоль дороги полоса асфальта, не отмеченная данным знаком, должна считаться либо обочиной, движение по которой велосипедистам разрешено, либо тротуаром, движение по которому велосипедистам запрещено;
запрещающий знак 3.9 «Движение на велосипедах запрещено».
предупреждающий знак 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой».
Тем не менее, водитель велосипеда обязан соблюдать и прочие транспортные знаки, касающиеся транспортных средств вообще, которые запрещают движение велосипедов.
- «Автомагистраль»;
5.3 «Дорога для автомобилей»;
- «Въезд запрещён»;
- «Движение запрещено»;
4.5 «Пешеходная дорожка»,
Основные опасности, подстерегающие велосипедиста.
Опасная привычка. Любимая опасная привычка велосипедистов — начинать движение, не посмотрев по сторонам налево, направо, не оглянувшись назад. Именно это — поворот влево, не глядя, — причина подавляющего большинства наездов на велосипедистов.
Пустынная улица. На таких улицах велосипедисты обычно ездят по проезжей части или недалеко от дороги. Например, катаясь наперегонки. Часто, не приостановившись и не оглядевшись, выезжают с ходу на проезжую часть.
Нерегулируемый перекресток. При движении по улицам с неинтенсивным движением велосипедисты часто пытаются проехать через нерегулируемый перекресток, не снижая скорости, особенно под уклон. При этом из-за домов, деревьев и других объектов, закрывающих обзор, они могут не заметить на пересекаемой дороге приближающийся к перекрестку транспорт. Общее правило безопасного вождения для велосипедистов (как и для водителей) такое: при приближении к перекрестку или пешеходному переходу скорость необходимо снижать всегда — и тем больше, чем обзор хуже.
Двор Дома. Конечно, двор дома — это место, где «хозяевами» являются пешеходы и велосипедисты, а водители машин находятся «на чужой территории». Однако в тесных дворах лучше не проезжать на велосипеде близко к движущейся машине: водитель может не заметить велосипедиста и совершить наезд. Лучше сойти с велосипеда и вести его за руль, пока автомобиль не отъедет на безопасное расстояние.
Велосипедиста не замечают. Внимание водителей на проезжей части всегда настроено на размеры автомобиля, и они легко могут упустить в своем наблюдении за дорожной обстановкой такой «малогабаритный» объект, как велосипед. Поэтому велосипедисту стоит ездить, помня в любой ситуации о том, что он может быть не замечен водителем. И вести себя очень осторожно.
Особенно часто водители не замечают велосипедистов в сумерки, в темное время суток, на плохо освещенных улицах и при неудовлетворительной светоотражающей экипировке велосипедиста. Кроме того, водитель не замечает велосипедиста, когда тот находится в «мертвой», не просматриваемой водителем зоне.
Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.
Велосипедисты тоже попадают в дорожно-транспортные происшествия и правила для них не отличаются от автомобильных:
- нельзя покидать место происшествия;
- нельзя трогать транспортное средство (т.е. велосипед);
- следует вызвать и дождаться сотрудников ГАИ.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации практически любое нарушение правил велосипедистом влечет за собой штраф в размере 800 рублей (ст. 12.29 ч. 2). Особой статьей прописан штраф за езду в состоянии алкогольного опьянения: его размер варьируется от 1000 до 1500 рублей (ст. 12.29 ч. 3).
За причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью другого участника дорожного движения штраф также находится в диапазоне от 1000 до 1500 рублей (ст. 12.30 ч. 2). На 1000 рублей могут оштрафовать за нарушение правил, повлекшее создание помех в движении транспортных средств (ст. 12.30 ч . 1).
Как мы увидели, водитель велосипеда должен быть грамотным участником дорожного движения, знать и выполнять правила езды на велосипеде, а также чувствовать свою ответственность на дороге. Не следует забывать и о безопасности — своевременное обозначение маневров, подача звукового сигнала и разумное уважение к более скоростным и тяжелым участникам дорожного движения — сохранят жизнь и здоровье велосипедиста и позволят эффективно наслаждаться катанием.
Правила безопасности при езде на велосипеде
![]()
Уважаемые родители! Напоминаем Вам о правилах безопасности при езде на велосипедах, скутерах и мопедах.
Состояние и экипировка велосипеда
1. Подбирайте велосипед под себя – под свой рост и вес. Важно, чтобы ехать на велосипеде вам было удобно.
2. Ваш велосипед должен быть оборудован световыми приборами –световозвращающими катафотами (впереди, сзади, на колѐсах) или велофонарями, они должны быть чистыми и правильно настроенными. Благодаря им вы будет заметны всем участникам движения, особенно в темное время суток.
3. Каждый велосипед и деталь, установленная на него, имеют ограниченный срок эксплуатации. Регулярно проверяйте все детали вашего велосипеда на предмет обнаружения трещин, вмятин, деформации и т.д. – это позволит вам застраховать себя от неожиданного выхода из строя вашего велосипеда.
Подготовка и состояние велосипедиста
1. Внимательно изучите инструкцию по эксплуатации вашего велосипеда – чем лучше вы знаете, как устроен и как работает ваш велосипед, тем проще вам будет эксплуатировать его.
2. Не ездите на велосипеде после приема медикаментов, нарушающих координацию движений или влияющих на скорость реакции, а В состоянии переутомления, опьянения.
Экипировка велосипедиста
1. Надевайте яркую одежду со светоотражающими полосками – это сделает вас более заметным на дороге для всех участников движения.
2. Надевайте облегающую одежду для того, чтобы ничего не попадало во вращающиеся части велосипеда и чтобы вы не зацепились за внешние препятствия.
3. Выбирайте обувь с твердой подошвой и грубым протектором, чтобы не скользить по педалям. Никогда не ездите босиком или в сандалиях.
4. Ездите в шлеме. Шлем защитит вас от травм головы при падениях. Шлем должен соответствовать стандартам безопасности и быть удобным.
Подготовка к поездке на велосипеде
1. Знайте и соблюдайте правила дорожного движения. Это снизит риск попадания в ДТП и избавит вас от конфликтов с водителями автомобилей.
2. Потренируйте где-нибудь на просторной площадке экстренное торможение – без блокировки колес и потери управляемости.
3. Всегда берите с собой деньги, аптечку, ремкомплект для велосипеда, мобильный телефон – все это может пригодиться вам в форс-мажорной ситуации.
4. Перед выездом из дома обязательно проверьте исправность тормозов велосипеда.
5. Избегайте использования предметов, свободно свисающих с руля. Они могут попасть в спицы или спровоцировать непрогнозируемый поворот руля.
6. Все части вашего велосипеда должны быть в исправности, чисты и хорошо смазаны.
Управление велосипедом
1. Не катайтесь в наушниках. Вы должны слышать все, что происходит вокруг.
2. Внимательно следите за дорогой: не опускайте голову и не «уходите в себя».
3. При движении крепко держите руль. Помните, что любая неровность дороги может резко дернуть руль в сторону, и он может выскочить из рук. В движении не убирайте с руля велосипеда обе руки одновременно.
4. Держите пальцы на тормозах, чтобы при возникновении малейшей сложной ситуации суметь быстро затормозить.
5. Не разговаривайте по телефону во время езды, даже если у вас гарнитура hands-free. Для разговора лучше остановитесь. Во время даже короткой стоянки отойдите вместе с велосипедом в сторону, чтобы не мешать другим участникам движения.
6. Всегда контролируйте вашу скорость движения. Сопоставляйте ее с состоянием дороги и возможным поведением других участников движения.
7. Не перевозите пассажиров, особенно если они закрывают вам обзор. Присутствие на велосипеде второго лица может помешать вам поддерживать равновесие. Перевозите детей только с использованием специального детского сидения и только в случае, если ваш велосипед рассчитан на это.
8. Избегайте езды в сырую погоду – в это время тормоза работают с меньшей эффективностью, поэтому принимайте во внимание увеличение тормозного пути. Помните, что в условиях мокрой погоды снижается видимость и сцепление с дорогой – при поворотах снижайте скорость.
Движение по дорогам
1. Если есть возможность, пользуйтесь специальными велодорожками.
2. Подчиняйтесь сигналам светофоров, требованиям дорожной разметки, дорожных знаков. Ездите только в разрешенном направлении по улицам (дорогам) с односторонним движением.
3. Притормаживайте перед перекрестками, не выскакивайте на перекресток из-за машин, как только загорелся зелѐный свет, так как есть риск столкнуться с машиной, доезжающей на желтый свет.
4. Держитесь подальше от автотранспорта, будьте готовы к его неожиданным маневрам на дороге: поворотам, торможениям, подрезаниям.
5. При объезде припаркованных машин старайтесь держать дистанцию с запасом на полностью открытую дверь.
6. Всегда внимательно следите за дорогой: рытвины, решётки водостока, мягкие и глубокие обочины могут стать причиной аварий и, как следствие, травм. Преодолевать железнодорожное полотно или решетки водостока нужно осторожно, направляя велосипед под углом 90°.
7. Перед препятствиями на дороге сбрасывайте скорость и притормаживайте заранее, не оставляйте это на последний момент.
8. Если вам надо объехать препятствие на дороге, то не забывайте сначала обернуться и посмотреть, не обгоняет ли вас сзади автомобиль (или другой велосипедист). Если у вас нет уверенности в состоянии дороги, лучше преодолейте препятствие или такой участок дороги спешившись.
9. Не ездите на велосипеде по автомагистралям с интенсивным движением автомобилей. Если вы едете по автодороге, будьте особенно внимательны, передвигайтесь как можно ближе к правому краю проезжей части либо по обочине, никогда не пользуйтесь полосой встречного движения.
10. Несколько велосипедистов должны двигаться в колонну по одному. Без крайней необходимости не обгоняйте велосипедиста справа.
11. Соблюдайте необходимую для остановки дистанцию до подвижного или неподвижного объекта во избежание столкновения с ним. Принимайте во внимание состояние дороги и вероятность того, что подвижный объект может экстренно затормозить.
12. Если вы едете по тротуарам и пешеходным дорожкам, двигайтесь осторожно – это территория пешеходов.
13. При движении по дорогам следует заблаговременно показывать руками специальные знаки для других участников движения. Так вы предупредит других участников движения о том, что вы собираетесь делать: o поворот направо (или перестройка в правый ряд) – вытянутая в сторону правая рука o поворот налево (или перестройка в левый ряд) – вытянутая в сторону левая рука o остановка – поднятая вверх левая или правая рука o опасность (яма, разбитое стекло, лужа) слева – опущенная вниз левая рука o опасность справа – опущенная вниз правая рука
14. Даже если вы уверены в своей правоте (например, при движении по главной дороге), уступайте дорогу – не все участники могут знать правила дорожного движения так же хорошо как вы.
15. Будьте готовы ко встрече с пешеходами, переходящими дорогу в неположенных местах, детьми, выбегающими на дорогу, к ямам и выбоинам, кирпичам и палкам, стеклам и масляным пятнам – ко всему, что может создать опасность для вашего движения.
16. Избегайте скоплений людей: после футбольных матчей, праздников, концертов, рынков и т.п. Толпа – это практически гарантированные неприятности




