Правила движения на велосипеде подразумевают соблюдение тех же законов, что и для других транспортных средств. Велосипедисты обязаны передвигаться по правой стороне дороги, соблюдать дорожные знаки и сигналы светофора, а также быть внимательными к пешеходам и другим участникам дорожного движения.
Важно использовать защитное снаряжение, такое как шлем, и иметь исправный велосипед. Кроме того, рекомендуется кататься по велосипедным дорожкам, если они присутствуют, и заранее сигнализировать о своих маневрах, чтобы предотвратить аварийные ситуации.
Езда на велосипеде: правила и штрафы за нарушения ПДД
Велосипедисты могут передвигаться по велодорожкам, тротуарам или обочинам дорог в зависимости от возраста. Подростки до 14 лет обязаны ездить только с сопровождением. Если велосипедист нарушит ПДД, то получит штраф от 800 до 1500 руб. Он вправе получить компенсацию за травмы и понесенный моральный вред из-за столкновения с автомобилистом.
Если велосипедист виноват в аварии, он обязан возместить водителю ущерб его имуществу и вред здоровью. При отказе в добровольном возмещении автомобилист вправе обратиться в суд.
По статистике Госавтоинспекции, с каждым годом количество аварий с велосипедистами увеличивается: в 2017 году их произошло 5247, в 2018-м – 5323, в 2019-м – 5403, а в 2020-м – уже 5732. При этом за четыре года погибло около 1500 человек. Рекордсменами по происшествиям оказались Краснодар, Ростов, Курск, Орел и Нижний Новгород.

Правила движения на велосипеде
Дети от 7 до 14 лет могут ездить только по тротуарам, пешеходным или велопешеходным дорожкам, а В пределах пешеходных зон согласно п. 24.3-24.4 ПДД «Дополнительные требования к движению велосипедистов».

С 14 лет подростки и взрослые вправе кататься по правому краю проезжей части или обочине, если нет специальных дорожек. Велосипедисты могут передвигаться по дороге в колонне по одному или по двое (при максимальной ширине занимаемой проезжей части не более 0,75 м). Если по обочине кататься не получается, то велосипедист может занять тротуар (п. 24.5 ПДД).
Велосипедист перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой должен подавать соответствующие сигналы рукой. А вечером или ночью, в тоннеле – включить фонари согласно п. 19.1 ПДД. При их отсутствии рекомендовано передвигаться в светоотражающем жилете или использовать другие средства, например, катафоты по п. 24.10 ПДД.
При создании помех и опасности для других участников движения или пересечении пешеходного перехода велосипедист обязан передвигаться как пешеход по п. 24.6, 24.8 ПДД.

Что нельзя делать при езде на велосипеде
- ездить по автомагистрали по п. 16.1 ПДД «Движение по автомагистралям»;
- кататься на велосипеде, держась за него одной рукой;
- перевозить груз, который мешает езде или длиннее велосипеда на 0,5 м;
- катать пассажиров, если для этого велосипед не предназначен, или катать детей до 7 лет без специального сиденья;
- буксировать велосипед по п. 24.8 ПДД.
Что грозит велосипедисту за неправильную езду
Если велосипедист нарушает ПДД, в частности, едет не по велодорожке или передвигается с попутчиком, а не в колонне, то получит штраф 800 руб. по ч. 2 ст. 12.29 КоАП. Если он к тому же будет пьяным, то санкция увеличится до 1000–1500 руб. по ч. 3 ст. 12.29 КоАП «Нарушение ПДД лицом, участвующим в движении».
Так, Анатолий Пирогов* из Архангельска пересек на велосипеде перекресток на красный сигнал светофора. Это увидел полицейский и выписал ему штраф 800 руб. по ч. 2 ст. 12.29 КоАП. Пирогов с наказанием не согласился и подал жалобу в Октябрьский районный суд г. Архангельска. Он считал, что инспектор нарушил его право и не дал времени для обращения к адвокату.
После изучения материалов дела судья Наталья Чебыкина установила, что инспектор разъяснил Пирогову право на защиту. Это подтверждается его подписью в протоколе и рапортом полицейского. По этим основаниям суд оставил штраф в силе (дело № 12-374/2020).
Велосипедист не согласился с решением и подал жалобу в Архангельский областной суд. Пирогов доказывал, что начал двигаться на мигающий красный сигнал светофора, а полицейский не разъяснил ему права. Но судья Александр Харлов согласился с мнением коллеги и не отменил штраф. Он обратил внимание, что красного мигающего режима у светофора нет.
Тем более после вынесения штрафа Пирогов его оспорил, значит, свои права знал, подчеркнула апелляция (дело № 7р-831). В вышестоящие инстанции велосипедист не обращался.
Когда велосипедист может рассчитывать на компенсацию морального вреда
При создании помех другим участникам движения велосипедист заплатит 1000 руб. по ч. 1 ст. 12.30 КоАП, а если это повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью – 1000–1500 руб. по ч. 2 ст. 12.30 КоАП «Нарушение ПДД лицом, участвующим в движении, с созданием помех или причинении вреда здоровью».
Помимо штрафа, потерпевший может взыскать с виновника-велосипедиста компенсацию морального вреда за причиненные страдания. Так, Игорь Шишикин* выезжал на велосипеде на главную дорогу и не уступил путь Людмиле Бабкиной*. Велосипедисты столкнулись, и Бабкина получила закрытый перелом лучевой кости со смещением.
По заключению эксперта, такие травмы относятся к средней тяжести вреда здоровью. Полицейские выписали Шишикину штраф 1000 руб. по ч. 2 ст. 12.30 КоАП.
В свою очередь, Бабкина обратилась в Колышлейский районный суд Пензенской области за компенсацией морального вреда в размере 250 000 руб. Ведь ей пришлось долгое время восстанавливать руку, до сих пор она не может ею работать и чувствует онемение. В дальнейшем она планирует оформлять инвалидность. Шишикин согласился с виной в травмах Бабкиной, но просил снизить размер компенсации до 30 000 руб.
Судья Сергей Прошкин изучил выписки из амбулаторных карт и заключение эксперта, выслушал истца с ответчиком и определил, что Бабкина получила перелом по вине Шишикина. Вместе с тем суд уменьшил моральный вред до 60 000 руб. с учетом неосторожности Шишикина, наличия у него двух малолетних детей и отсутствия работы (дело № 2-266/2019). Виновник-велосипедист решение суда не обжаловал.
Что говорят эксперты о движении велосипедистов
Руководитель юридического отдела Общества защиты прав автомобилистов Равиль Ахметжанов поясняет, что часто водители сталкиваются с велосипедистами, проезжающими по тротуарам или проездам в жилой зоне. Автомобилисты ошибочно уверены в своем приоритете на дороге. Между тем при наличии знака «Жилая зона» и п. 8.3 ПДД «Начало движения. Маневрирование» водитель обязан пропустить велосипедиста и лишь затем продолжить движение.
Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала отмечает, что иногда велосипедисты двигаются по тротуарам и совершают опасные маневры, рискуя жизнью окружающих. Помимо этого, водители ездят на машине как источнике повышенной опасности. Поэтому при причинении вреда здоровью или имуществу велосипедиста обязаны возместить ущерб по ст. 1064 ГК РФ.
Рубрика «Вопрос–ответ»

Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала отвечает, что велосипедисты не обязаны получать страховку. По этой причине они могут только самостоятельно возмещать убытки автомобилистам. При отказе в добровольной передаче денег или ремонте водителю следует обратиться в суд.

Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала отмечает, что водитель обязан не покидать место аварии. В противном случае ему грозит лишение прав до 1,5 лет или административный арест до 15 суток по ч. 2 ст. 12.27 КоАП «Невыполнение обязанностей в связи с ДТП». Если пострадавший не говорил о причине травмы, то лучше заплатить ему и написать расписку. Так конфликт будет исчерпан. «В любом случае велосипедист имеет право на компенсацию, так как автомобиль является источником повышенной опасности», – отмечает эксперт.

Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала говорит, что водитель не будет наказан, если не нарушал ПДД. Но родители несовершеннолетнего потерпевшего вправе требовать компенсацию морального вреда. Его размер будет определен судом самостоятельно.

Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала поясняет, что велосипедист обязан возместить пешеходу ущерб его имуществу и вред здоровью. Для этого необходимо записать данные пешехода, сфотографировать или снять его на видео, вызвать полицию. Для фиксации ушибов пешеходу следует обратиться в травмпункт. Эксперт отмечает, что при отказе в добровольном возмещении пешеход вправе потребовать возмещение вреда от велосипедиста через суд.
* Имя и фамилия изменены редакцией.
- Марина Кеньшева
ПДД для велосипедистов 2025 года

Как только над центральной частью России устанавливается достаточно теплая погода, количество двухколесных транспортных средств значительно увеличивается. Сотни водителей велосипедов и мопедов появляются на городских улицах и вливаются в плотный транспортный поток.
По моим наблюдениям как минимум 80 процентов водителей двухколесных транспортных средств, для которых не требуется водительское удостоверение, не имеют абсолютно никакого представления о правилах дорожного движения и выезжают на дорогу совершенно неподготовленными.
Правила дорожного движения для водителей мопедов и скутеров были рассмотрены в одной из предшествующих статей на pddmaster.ru. Ну а сегодня пришло время подробно разобрать ПДД для велосипедистов.
Естественно, велосипедист должен знать и соблюдать требования относящихся к нему правил, поэтому всем любителям велопрогулок рекомендую изучить данную статью. Кроме того, даже если у Вас нет велосипеда, Вам также необходимо изучить правила велосипедиста на дороге, чтобы в случае возникновения ДТП с участием водителя велосипеда Вы могли сразу же определить нарушение правил и четко на это указать сотруднику ГИБДД.
Что такое велосипед?
Казалось бы ответ на вопрос "что такое велосипед?" знает даже маленький ребенок, однако нас интересует формулировка понятия велосипед из пункта 1.2 правил дорожного движения:
"Велосипед" — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
В данном пункте нас в первую очередь интересует фраза "транспортное средство", т.к. именно она подчеркивает, что все пункты правил дорожного движения, относящиеся к транспортным средствам, относятся в том числе и к велосипедам.
Также хочу обратить Ваше внимание, что в 2025 году велосипеды могут обладать электродвигателем небольшой мощности (до 0,25 кВт), автоматически отключающимся при скорости 25 км/ч.
Второе понятие, которое следует рассмотреть в рамках этой статьи — пешеход:
"Пешеход" — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Обратите внимание, водитель велосипеда не является пешеходом во время движения. Однако человек, ведущий велосипед, пешеходом является.
В связи с этим у владельцев велосипедов появляется достаточно интересная возможность. При желании любой велосипедист может без особых усилий стать пешеходом и наоборот.
Так что в случае необходимости велосипедист может слезть с велосипеда и руководствоваться пунктами правил, предназначенными для пешеходов (например, переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу).
Правила дорожного движения для велосипедов

Рассмотрим правила дорожного движения для велосипедов. При беглом просмотре текста правил дорожного движения может показаться, что ПДД для велосипедистов сосредоточены исключительно в 24 разделе правил "24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов". Однако на деле все обстоит совершенно по-иному.
В правилах дорожного движения существует несколько типов участников дорожного движения, к которым может относиться конкретный пункт правил. В числе прочих это механическое транспортное средство, транспортное средство и водитель. Велосипед без двигателя не является механическим транспортным средством, однако все пункты относящиеся к водителям и к транспортным средствам применимы и к велосипедистам.
Внимание! Пункты правил, относящиеся к пешеходам, не относятся к водителям велосипедов. Они относятся лишь к лицам, ведущим велосипед.
Таким образом большая часть правил дорожного движения распространяется на велосипедистов, включая и специальный 24 раздел. Разбирать и объяснять абсолютно все ПДД для велосипедистов в этой статье я не буду. Интересующийся читатель может сделать это самостоятельно. Я остановлюсь лишь на тех пунктах правил, которые чаще всего нарушаются водителями велосипедов.
Техническое состояние велосипеда
2.3. Водитель транспортного средства обязан:
2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем — Основные положения).
Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.
Итак, правила дорожного движения запрещают движение велосипеда, у которого есть неисправности рабочей тормозной системы или рулевого управления. Причем речь идет не только об управлении велосипедом со сломанным рулем или тормозами.
Существуют "увлеченные" велосипедисты, которые пытаются уменьшить вес велосипеда всевозможными способами. В том числе в ход идет удаление тормозов и прочих элементов конструкции. Наказание за подобное нарушение предусмотрено кодексом об административных правонарушениях и будет рассмотрено в конце статьи.
Алкогольное опьянение велосипедиста
Пункт 2.7 правил дорожного движения запрещает управлять велосипедом лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, а также передавать управление лицам, находящимся в состоянии опьянения.
Например, если пьяный товарищ слезно умоляет Вас дать ему велосипед для поездки к ближайшему киоску "за добавкой", ему нужно в этом настойчиво отказать.
Сигналы поворота
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
Водитель велосипеда должен подавать сигналы поворота перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой. Поскольку световыми указателями поворота велосипеды не оборудуются, сигналы необходимо подавать рукой. Сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу правого поворота — вытянутая правая рука.
На практике я рекомендую использовать в качестве сигналов именно руку, вытянутую в сторону поворота. Обычно водители легко понимают значение этого сигнала. Что касается руки, согнутой в локте и вытянутой в другую сторону, то данный сигнал может ввести окружающих в заблуждение. Т.е. такой сигнал водители могут просто не понять.
Сигналы поворота необходимо подавать заблаговременно до начала поворота. Вернуть руку на руль можно непосредственно перед началом поворота.
С каждым годом на улицах становится все больше и больше велосипедистов, которые грамотно ведут себя на перекрестках и своевременно подают сигналы поворота. Со стороны может показаться, что выполнение этого маневра может вызвать затруднения или проблемы, однако на практике это не так. Достаточно лишь немного потренироваться на ровной поверхности.
Обратите внимание, что во время подачи сигнала поворота нельзя, во-первых, нажимать на ручку тормоза оставшейся на руле рукой, во-вторых, въезжать в ямы. И то и другое может привести к падению.
Где можно ехать на велосипеде?
В 2024 году движению велосипедистов посвящены сразу 6 пунктов раздела 24 правил дорожного движения (24.1 — 24.6).

Движение велосипедистов старше 14 лет возможно в порядке убывания:
- По велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.
- По правому краю проезжей части.
- По обочине.
- По тротуару или пешеходной дорожке.
Обратите внимание, что каждый последующий пункт в вышеприведенном списке подразумевает, что предыдущие пункты отсутствуют.
Например, по обочине (пункт 3) можно ехать только при отсутствии велосипедной дорожки или полосы, а также отсутствии возможности движения по правому краю проезжей части.
Кроме того, есть и несколько исключений:
- По проезжей части можно ехать, если ширина велосипеда или груза превышает 1 метр.
- По проезжей части можно ехать, если движение осуществляется в колоннах.
- По тротуару или пешеходной дорожке можно ехать, если Вы сопровождаете велосипедиста возрастом до 14 лет или перевозите ребенка в возрасте до 7 лет.
При движении по проезжей части следует иметь в виду следующие пункты правил:
24.5. Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства.
Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.
Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.
Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет возможно по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а В пределах пешеходных зон.
Обратите внимание, что "велосипедисты-школьники" не имеют права ездить по велосипедным полосам, проезжей части дороги и обочине.
Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет возможно только вместе с пешеходами (по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам).
Таким образом в 2024 и 2025 году движение велосипедистов возможно в том числе и по тротуарам и обочинам. При этом правила велосипедиста предъявляют дополнительные требования:
Если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов, а лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.
Отмечу, что при движении по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам и пешеходным зонам велосипедист не должен создавать помехи движению иных лиц. В случае необходимости велосипедист должен слезть с велосипеда и продолжить движение в качестве пешехода.
Рассмотрим интересный пример. Предположим, по тротуару едут автомобиль (в некоторых случаях это разрешено правилами) и велосипедист. Если произойдет столкновение (ДТП), то виноваты в нем будут оба участника дорожного движения. Если же велосипедист будет идти по тротуару пешком, то в ДТП он виноват не будет (не будет оплачивать ремонт автомобиля).
Таким образом, пункт 24.6 подчеркивает, что в случае ДТП на тротуаре одним из его виновников в любом случае будет велосипедист.
Выделенные полосы для велосипедистов
В 2025 году на дорогах можно встретить выделенные полосы для велосипедистов, обозначенные специальными знаками:






По этим полосам разрешено движение только на велосипедах и мопедах.
Выделенные полосы для общественного транспорта
Кроме того, в 2024 году велосипедисты могут двигаться и по выделенным полосам для общественного транспорта. Пункт 18.2 Правил:
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе, за исключением:. На полосах для маршрутных транспортных средств разрешено движение велосипедистов в случае, если такая полоса располагается справа.






Обратите внимание, велосипедист может выехать на полосу общественного транспорта только в том случае, если эта полоса обозначена одним из перечисленных выше знаков. Не должно быть дополнительных условий, запрещающих въезд на указанную полосу.
Например, в некоторых российских городах движение организовано следующим образом. Фактически дорога имеет выделенную полосу для маршрутных транспортных средств и все участники движения это понимают. Однако с точки зрения ПДД полоса не обозначается перечисленными выше знаками. Просто при въезде на нее устанавливается знак 3.1 "кирпич".

Требования этого знака могут игнорировать только водители общественного транспорта. Остальные же транспортные средства, в том числе велосипедисты, проезжать под "кирпич" не могут.

Велосипедные зоны
С 14 декабря 2018 года в правилах дорожного движения появилось понятие "Велосипедная зона". Для обозначения велозоны используются следующие дорожные знаки:


По велосипедной зоне могут двигаться не только велосипедисты, но и механические транспортные средства (автомобили). При этом должны соблюдаться следующие правила:
- Велосипедисты имеют приоритет над автомобилями.
- Велосипедисты могут двигаться по всей попутной стороне проезжей части, а не только у правого края.
- Велосипедистам не запрещены поворот налево и разворот на широких дорогах.
- Скорость движения ограничена цифрой 20 км/ч.
- Пешеходы могут переходить дорогу в любом месте, но преимущества они при этом не имеют.
Более подробная информация про велозоны приведена в следующей статье:
Водители велосипедов должны пропускать пешеходов на переходах
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
Велосипед, также как и любое другое транспортное средство, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.
Световые приборы для велосипедов
19.1. 19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а В тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
на всех механических транспортных средствах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах и средствах индивидуальной мобильности — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
19.5.В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
В темное время суток на велосипеде должны быть включены фары или фонари.
Примечание. До 1 марта 2023 года велосипедисты должны были в светлое время суток включать ближний свет фар или дневные ходовые огни. В 2025 году это требование отменено.
Возраст для управления велосипедом
Управлять велосипедом разрешается в любом возрасте. Однако в зависимости от возраста правила движения на велосипеде различаются (речь об этом шла выше).
Движение по проезжей части дорог возможно только начиная с 14 лет.
Запреты для водителей велосипедов
- управлять велосипедом, мопедом и средством индивидуальной мобильности (при наличии руля), не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией велосипеда или средства индивидуальной мобильности;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Из этого перечня нужно отметить следующие пункты:
1. Водителям велосипедов запрещается поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. Т.е. поворот налево в городе велосипедисту запрещен практически на всех крупных улицах.
Примечание. Данное требование не распространяется на велосипедные зоны, а также на дороги, где поворот налево разрешен из крайней правой полосы.
На практике можно предложить следующий выход из сложившейся ситуации. Водитель велосипеда покидает свое транспортное средство и становится пешеходом. Затем он пересекает перекресток в требуемом направлении по пешеходному переходу. После этого он вновь садится на велосипед и продолжает движение по проезжей части или обочине.
2. Запрещается буксировка велосипедами и мопедами, а Велосипедов и мопедов.
3. При управлении велосипедом не требуется специальный велошлем, однако рекомендую его приобрести всем веловладельцам. Однажды я был свидетелем того, как в достаточно безобидной ситуации мой товарищ упал с велосипеда и ударился головой (о землю, не об асфальт). Вследствие этого он получил сотрясение мозга и потерял память за последние несколько недель.
Думаю не стоит напоминать, что в случае ДТП с участием автомобиля велошлем может сохранить Вам жизнь. Так что не экономьте на собственном здоровье.
Распространенные нарушения правил водителями велосипедов
Самые распространенные нарушения правил водителями велосипедов — это движение навстречу транспортным средствам и движение на велосипеде по пешеходному переходу. В перечисленных ситуациях велосипедисты попросту не знают, что они стали водителями, и в душе продолжают оставаться пешеходами.
Оба перечисленных маневра чрезвычайно опасны, однако особенно сильно это относится к пересечению дороги по пешеходному переходу велосипедистом. Очень часто в подобных ситуациях погибают дети, причем водители автомобилей виноватыми не являются (они должны пропускать исключительно пешеходов, к которым велосипедисты не относятся).
Кроме того, учитывая тот факт, что велосипед может без проблем развивать скорость до 30 — 40 км/ч, велосипедисты появляются на проезжей части весьма стремительно и неожиданно. Управляя автомобилем в теплое время года необходимо внимательно следить за передвижениями велосипедистов по дороге и прилегающим к ней территориям.
Штрафы за нарушение правил дорожного движения водителями велосипедов
Для начала хочу отметить, что в отличие от действующих правил дорожного движения, в главе 12 кодекса об административных правонарушениях велосипед не рассматривается как транспортное средство. Об этом свидетельствует примечание к статье 12.1:
Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
В соответствии с этим примечанием к велосипедистам не могут быть применены положения статей главы 12, относящиеся к транспортным средствам.
Тем не менее для велосипедистов предназначена особенная статья КоАП, предусматривающая штрафы за нарушение правил:
Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения
2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а Водителя транспортного средства), —
влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Таким образом, практически любое нарушение правил дорожного движения, допущенное велосипедистом, должно быть наказано штрафом в размере 800 рублей. Единственное исключение — нарушение, допущенное в состоянии опьянения. Оно наказывается штрафом в размере 1 000 — 1 500 рублей.
Однако есть в КоАП и еще одна статья, действие которой также распространяется на велосипедистов:
Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего
1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
2. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Согласно статье 12.30, если велосипедист создаст помехи в движении транспортных средств, то он получит штраф 1 000 рублей (вместо 800, рассмотренных выше).
Ну а самое суровое наказание для велосипедиста — это штраф в размере 1 000 — 1 500 рублей, который может быть наложен в случае причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью другого участника дорожного движения. Для получения этого штрафа нужно сильно постараться (на большой скорости не поделить дорогу с пешеходом).
Кроме того, любой штраф велосипедист может оплатить со скидкой 50 процентов.
Так что штрафы для водителей велосипедов в настоящее время не идут ни в какое сравнение со штрафами для водителей автомобилей (30 000 рублей за управление автомобилем в состоянии опьянения). Кроме того, преимущество велосипедистов на дороге состоит и в том, что за нарушение требований ПДД их штрафуют крайне редко. А это в свою очередь ведет к тому, что большинство "двухколесных" ведут себя на дороге непредсказуемо, провоцируя возникновение опасных ситуаций.
На этом рассмотрение особенностей ПДД для велосипедистов закончено. Еще раз напоминаю, что каждому велосипедисту необходимо хотя бы раз прочитать полную версию правил дорожного движения.
Ну а в завершение предлагаю Вам посмотреть короткое видео, которое наглядно демонстрирует, к чему может привести нарушение ПДД для велосипедистов:
Удачи на дорогах!
Обновлено: 27 февраля 2023
Раздел: Правила Дорожного Движения
Об авторе:
Максим Калашников
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Какие правила нужно знать велосипедисту, прежде чем выехать на дорогу в 2023 году
Пренебрежение некоторыми из этих правил чревато в лучшем случае штрафом, в худшем — серьёзной аварией и длительным лечением.

Обложка © ТАСС / Андрей Махонин
В 2023 году некоторые изменения в правилах дорожного движения коснулись и велосипедистов, но в целом суть осталась та же. Даже если велосипедист считает себя опытным, ему не помешает повторить некоторые ПДД.
Кто такой велосипедист

В правилах дорожного движения всё прописано чётко: водитель велосипеда — это точно не пешеход, ведь он находится либо на проезжей части, либо на тротуаре. Однако человек, ведущий велосипед "под уздцы", — стопроцентный пешеход, поскольку он не управляет транспортом, хотя и находится рядом с ним.
Велосипедист как участник дорожного движения может переходить из одного режима в другой. А значит, при необходимости водитель велосипеда может слезть со своего "стального коня" и далее действовать в режиме пешехода. К примеру, переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. В марте 2023-го вступило в силу постановление, согласно которому статус велосипедиста стал более чётким.
Правила-2023: средства индивидуальной мобильности

С 1 марта 2023 года все велосипеды должны иметь обязательный признак — педали или рукоятки (как у велосипедов с ручным приводом).
Согласно новым правилам, к велосипедам не относятся: самокаты, скейтборды, роликовые коньки и т.д. Электросамокаты, гироскутеры, электроскейтборды и другие аналогичные транспортные средства теперь относятся к "средствам индивидуальной мобильности" (СИМ). Для них другие правила, и это предмет отдельного разговора.
Правила дорожного движения для велосипедистов

При поверхностном взгляде на ПДД может показаться, что владельцу велосипеда достаточно изучить раздел правил 24 "Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов". Но нет. В правила придётся вникать гораздо глубже. По некоторым параметрам велосипедисты приравнены к мотоциклистам — с 1 марта 2023 года велосипедист, который едет вне населённого пункта в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости, обязан иметь при себе предметы со световозвращателями. Это требование относится не только к движению по проезжей части, но и в любых других разрешённых местах.
Обязанности велосипедиста: техническое состояние велосипеда

Водитель транспортного средства, а значит, и велосипедист, согласно пункту 2.3.1. ПДД, обязан держать велосипед в исправном состоянии.
Запрещено выезжать на дорогу со сломанными тормозами и неисправным рулевым управлением. Велосипедист не должен выезжать на трассу в тёмное время суток или при плохой погоде, если "стальной конь" не оснащён фарами и задними габаритными огнями.
Экстремалы, которые намеренно уменьшают вес велосипеда за счёт удаления важных элементов конструкции, понесут административную ответственность. То, что они подвергают риску себя и других участников движения, — само собой разумеющееся. Если есть сомнения — перед поездкой лучше поизучать билеты ПДД из актуальной версии 2023 года. Почти все тонкости и принятые нормы там учтены.
Что запрещено делать велосипедисту по ПДД

Фото © ТАСС / Роман Пименов
Ездить "без рук" нельзя, нужно держаться за руль хотя бы одной конечностью.
Также нельзя поворачивать налево на дорогах с трамвайным движением и там, где больше одной полосы, за исключением велосипедных зон. Это значит, что в городе нельзя поворачивать налево практически на всех крупных улицах. Велосипедисту не запрещено пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, но только в положении рядом с велосипедом. Велосипедист не обязан надевать шлем, но тем не менее этот пункт относится к рекомендациям. В некоторых случаях шлем может спасти жизнь.
Можно ли ездить на велосипеде пьяным

Некоторые гонщики тешат себя иллюзией, что велик — не автомобиль, а значит, с хмельного велосипедиста спроса нет. Это не так. Пункт 2.7 ПДД "запрещает управлять велосипедом лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, а также передавать управление лицам, находящимся в состоянии опьянения".
Даже если друг или родственник во время застолья попросил сгонять за пивком на велосипеде в соседний киоск, ему следует отказать.
Штрафы для велосипедистов

Центр организации дорожного движения (ЦОДД). Фото © ТАСС / Максим Григорьев
Почти любое нарушение ПДД велосипедистом наказывается штрафом в размере 800 рублей. За пьяную езду — штраф 1–1,5 тысячи рублей. Если велосипедист мешает другим участникам движения, он должен быть готов выплатить одну тысячу рублей. Согласно пункту 14.1 ПДД, велосипедист обязан уступать пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть.
За причинение вреда другому участнику движения велосипедист, согласно п. 1 ст. 12.30 КоАП, заплатит 1–1,5 тысячи рублей.
Правила дорожного движения: сигналы велосипедиста на дороге

Согласно пункту 8.1., перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой водитель обязан подавать сигналы "световыми указателями поворота". На велосипедах нет световых указателей поворота, сигналы подают рукой (впрочем, и автомобилисты в случае неисправности световых указателей используют руки).
Если во время движения вытянуть в сторону левую руку, это будет эквивалентно сигналу левого поворота. Вытянутая правая рука — сигнал правого поворота.
Сигналы поворота подаются заранее, до начала поворота. Вернуть руку на руль лучше перед самым началом поворота. Если отсутствует практика в этом вопросе, лучше потренироваться в безопасном месте.
Где можно ездить на велосипеде

Движению велосипедистов посвящены шесть пунктов раздела 24 ПДД (24.1–24.6). Велосипедист старше 14 лет может ездить (в порядке убывания):
- велосипедная дорожка;
- велопешеходная дорожка;
- полоса для велосипедистов;
- правый край проезжей части;
- обочина;
- тротуар или пешеходная дорожка.
Каждый последующий пункт в данном списке подразумевает, что предыдущие варианты отсутствуют. То есть по обочине можно ехать, если нет велосипедной дорожки или нет возможности ехать по правому краю проезжей части.
Но есть исключения. По проезжей части можно ехать, если ширина велосипеда или груза превышает один метр. Ещё это разрешено, если движение осуществляется в колоннах. Взрослому можно ехать по тротуару / пешеходной дорожке, если он сопровождает велосипедиста младше 14 лет или перевозит ребёнка в возрасте до 7 лет.
Велосипедисты в возрасте от 7 до 14 лет могут ездить по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а В пределах пешеходных зон.
Правила-2023: ПДД для велосипедиста

По состоянию на 2023-й велосипедисты могут передвигаться по тротуарам и обочинам, но они должны следовать ряду требований.
Если водитель велосипеда создаёт помехи для других участников движения, он должен спешиться и перейти в режим пешехода.
Показательный пример: согласно пункту 24.6, если велосипедист и автомобилист будут ехать по тротуару и столкнутся, в аварии будут виноваты оба, поскольку нарушили правила и создали условия для ДТП. Но если автомобиль въедет в спешившегося велосипедиста, виноват будет только водитель машины.
Как отмечают эксперты, главное правило для велосипедиста, как и любого другого участника движения, — быть предельно внимательным. И тогда всё будет хорошо.




