Оздоровительное плавание — это форма физической активности, направленная на улучшение общего состояния здоровья и восстановление организма. Этот вид плавания включает разнообразные техники и стили, которые помогают развивать выносливость, укреплять сердечно-сосудистую систему и улучшать дыхательную функцию.
Занятия оздоровительным плаванием могут быть полезными для людей всех возрастов и уровней подготовки. Они способствуют снятию мышечного напряжения, улучшению психоэмоционального состояния и повышению качества жизни, что делает плавание одним из самых эффективных способов поддержания здоровья.
Влияние оздоровительного плавания на организм человека
Библиографическая запись: Демьянова Л. М., Иванова О. А., Анозов Г. Р. Влияние лечебного плавания на здоровье человека // Наука без границ. 2018. № 3 (20). С. 83-86.
Резюме: В данной статье рассматривается влияние плавания на здоровье человека. Анализируются ключевые преимущества плавания по сравнению с другими видами физических упражнений. Особое внимание уделяется подробному разборам воздействия плавательных занятий на различные системы организма. Проведено исследование с использованием опроса среди студентов Факультета Управления ЮФУ для выявления мнения молодежи о плавании и их осведомленности о его значении для здоровья. На основе анализа полученных данных определены основные аспекты воздействия лечебного плавания на организм человека.
В нынешнее время существует множество факторов, влияющих на здоровье и жизнь человека негативным образом. К числу этих факторов относятся неблагоприятная экологическая ситуация, постоянные стрессы, возникающие в повседневной жизни, и малоподвижный «сидячий» стиль жизни. По этой причине физкультура и занятия спортом имеют особое значение для поддержания здоровья человека. Регулярные физические упражнения способствуют поддержанию организма в хорошем состоянии, укрепляют здоровье и, в целом, улучшают настроение.
Однако, многие из существующих видов спорта имеют целый ряд противопоказаний или требуют больших физических затрат, что лишает их универсального характера для любого человека. В данном случае важнейшей задачей становится поиск такого вида физической активности, который позволил бы регулярно поддерживать организм в тонусе и при этом не имел бы особых противопоказаний.
Оздоровительное плавание является одним из самых полезных видов физической активности, оказывая благоприятное воздействие как на физическое состояние человека, так и на его эмоциональное восприятие. Регулярные тренировки в воде не только способствуют улучшению здоровья, но и помогают развивать сильный характер, самодисциплину и стойкость. Плавание подразумевает активность в водной среде, в результате чего на организм воздействуют два основных фактора: сами физические упражнения и свойства воды.
Когда речь заходит о преимуществах плавания, стоит выделить, что оно положительно сказывается на почти всех системах организма, включая:
- сердечно-сосудистую систему;
- дыхательную систему;
- мышечную систему;
- нервную систему;
- иммунную систему.
Влияние на сердечно-сосудистую систему человека в первую очередь выражается в ее общем укреплении. Так, у людей, регулярно занимающихся плаванием, частота сердечных сокращений в спокойном состоянии редко превышает отметку в 60, в то время как у обычного не тренирующегося человека это значение достигает 70…80 сокращений в минуту.
Следует подчеркнуть, что в отличие от многих других спортивных дисциплин, плавание оказывает исключительно положительное воздействие на профилактику заболеваний сердечно-сосудистой системы. Постоянное давление воды помогает значительно улучшить кровообращение к сердцу, что делает плавание полезным даже для людей с ослабленной сердечной мышцей.
Гидромассаж кожи способствует улучшению регуляции вегетативных функций организма, стимулирует сердечно-сосудистую систему и повышает периферическое кровообращение. Также стоит отметить, что занятия плаванием помогают увеличить кровообращение в мозге, что, в свою очередь, позитивно сказывается на развитии психики, снижает уровень усталости и способствует улучшению умственных способностей.
Плавательные занятия положительно сказываются на функциях дыхательных мышц и в целом улучшают состояние дыхательной системы. Снижаются гравитационные нагрузки на позвоночник, что способствует укреплению мышечного корсета грудной клетки и, как следствие, улучшению осанки.
Практикой показано, что при заболеваниях, связанных с заболеванием позвоночника, плавание помогает ликвидировать этот дефект. Поэтому врачи часто направляют в бассейн детей с различными формами искривления позвоночника.
Независимо от выбранного стиля плавания, при регулярных тренировках у человека также происходит постоянная проработка всех групп мышц, тем самым мышечная система организма укрепляется и способствует гармоничному формированию общей формы тела. Стоит отметить, что несмотря на то, что вода создает гораздо большее сопротивление, чем воздух, мышечная система организма не перенапрягается. Таким образом, плавание позволяет в разы быстрее развивать мышцы человека (в отличие, например, от бега), при этом не причиняя вреда организму. Кеннет Купер, известный специалист в области оздоровления человеческого организма и развития оздоровительных технологий, не раз отмечал, что плавание является одним из наиболее эффективных видов аэробной нагрузки, который вовлекает в работу все основные мышцы [2].
Иммунная система человека также подлежит позитивному воздействию со стороны плавания, так как в результате регулярных тренировок организм человека постепенно закаливается, становится более сильным и выносливым. Известен также факт, что в результате занятий плаванием организм человека постепенно вырабатывает иммунитет к холодным температурам, становится более терпимым. Происходящие изменения в крови повышают защитные свойства ее иммунной системы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям.
Нельзя недооценивать влияние плавания и на нервную систему. Общее тонизирование организма приводит к тому, что регулярные тренировки позволяют благоприятно воздействовать на психику человека, снижая уровень стресса и психологического дискомфорта.
Не стоит также забывать, что плавание является одной из наиболее эффективных мер для правильного здорового похудения, так как за 15 минут времяпровождения в воде человек теряет 100 ккал.
Ценность плавания для организма человека широко известна почти каждому человеку. Для демонстрации наглядного примера пользы плавания как вида физической нагрузки мы провели небольшой опрос среди студентов.
В качестве вопросов респондентам предлагались следующие:
1) Считаете ли Вы, что плавание оказывает положительные оздоровительный эффект на организм человека? 2) На какую из систем человеческого организма, на Ваш взгляд, плавание оказывает наибольшее влияние? а. На опорно-двигательную; б. На сердечно-сосудистую; в. На нервную; г. На иммунную; д. На дыхательную. 3) С какими целями, на Ваш взгляд люди начинают заниматься плаванием? 4) Занимались ли Вы плаванием? Если да, то какую пользу оно принесло для Вашего организма?
В результате опроса были сделаны следующие выводы:
1) Большинство участников исследования подчеркнули, что занятие плаванием благоприятно сказывается на здоровье, что составляет около 87 % от общего числа опрошенных. 2) На рисунке 1 представлены результаты опроса по второму вопросу.
Рис. 1. Влияние плавания на различные системы организма
3) Большинство респондентов отметило, что наиболее распространенной причиной для занятий плаваний выступает желание человека иметь красивую и подтянутую фигуру, а также укрепление собственного организма и развитие различных групп мышц в организме. 4) 54 % из опрошенных отметили, что они занимались плаванием, из них 17 % – на постоянной основе и 29 % продолжают заниматься до сих пор. В качестве наиболее полезного свойства плавания респонденты отмечали формирование хорошего строения тела, развитие мускулатуры, а также общее повышение стойкости и выносливости организма.
Подводя итог, следует сказать, что занятия плаванием имеют целый ряд неоспоримых достоинств, которые позволяю отнести данный вид спорт к числу наиболее полезных для организма.
В заключение хотелось бы еще раз выделить наиболее полезные оздоровительные свойства плавания для организма:
- Плавание оказывает укрепляющее воздействие на сердечно-сосудистую систему организма, существенно улучшая ЧСС человека в спокойном состоянии, а также улучшая приток крови к внутренним органам;
- Во время тренировок независимо от выбранного стиля плавания в человеческом организме задействуются практически все группы мышц, тем самым плавание обеспечивает гармоничное развитие костно-мышечной системы;
- Плавание способствует общему укреплению иммунитета организма, а также повышает выносливость и переносимость температур;
- Плавание также способствуют снижению психических нагрузок на организм, уменьшает уровень стресса и оказывает тонизирующее воздействие на здоровье человека;
- В отличие от иных видов спорта плавание практически не имеет противопоказаний и является наименее травмоопасным видом спорта;
- Плавание может быть показано людям с различными заболеваниями, в том числе с заболеваниями сердечно-сосудистой и опорно-двигательной системы.
- Волокитина Т. А., Демьянова Л. М., Усенко С. В. Оздоровительная физическая культура в основе здорового образа жизни студента// Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. 2017. С. 217-219.
- Булгакова Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. М. : Изд. центр «Академия», 2008.
- Гармонова В. Е., Борейко О. Н. Оздоровительное значение плавания // Вестник ТИ. 2015. № 2. Гуманитарные науки. С. 96.
СПБ ГБУЗ ГВФД
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городской врачебно-физкультурный диспансер»
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городской врачебно-физкультурный диспансер»
Контактные номера регистратуры
ПН — ПТ
191028, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 18
Телефоны регистратуры
ПН — ПТ
191028, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 18- Главная
- Профиль
- Лечебное и оздоровительное плавание
Лечебное и оздоровительное плавание
Лечебное плавание
Физические упражнения в воде оказывают не только общеукрепляющее, но и мощное лечебное воздействие. Механизм этого воздействия обусловлен многими особенностями водной среды:условия пребывания в воде похожи на условия невесомости: сила земного притяжения значительно уменьшается, и активное движение может быть выполнено при минимальном мышечном усилии.
Лечебное плавание используется при следующих заболеваниях:
- остеохондроз
- сколиотическая болезнь
- воспалительные или дегенеративные заболевания суставов ( артриты, артрозы), сопровождающиеся контрактурами
- состояния после травм или хирургических операций на опорно-двигательном аппарате
- ожирение I-II степени
- неврозы
Оздоровительное плавание
Плавание – является прекрасным средством физического развития и укрепления здоровья.Движения в воде стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают деятельность желудка и кишечника, совершенствуют терморегуляцию, организм становится менее восприимчивым к простудным заболеваниям, нормализуется психоэмоциональное состояние.
Занятия плаванием развивают и укрепляют костно-мышечную систему, в результате улучшается питание суставов и периартикулярных тканей позвоночника, конечностей, а это является эффективным профилактическим средством остеохондроза и суставной патологии.
В отделении восстановительного лечения есть группы оздоровительного плавания для взрослых и детей разного возраста.
Для совершеннолетних:
- аквааэробика
- группы по подготовке беременных к физиологическим родам. Запись в группу проводится после 20-й неделе беременности при наличии обменной карты из женской консультации.
Для детей:
- группы «грудного» плавания
- группы для детей, не умеющих плавать
группы оздоровительного плавания (формируются по возрастному принципу)
Грудное плавание
У каждого новорожденного имеется плавательный рефлекс, который постепенно угасает в течение первых 3-4 месяцев жизни. Поэтому в это время ребенку нужно дать возможность проявить свой врожденный рефлекс, прийти в бассейн и начать плавать. Наблюдения показывают, что у «плавающих младенцев» многие двигательные и другие жизненные функции более совершенны, чем у их сверстников. В первую очередь это касается дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата: дети начинают раньше сидеть, ходить, они более «крепкие» в физическом плане, менее подвержены простудным и инфекционным заболеваниям.
Плаванием может заниматься любой здоровый малыш с 3-х недельного возраста.
В чаше бассейна дети находятся вместе с мамами под наблюдением опытного инструктора.
Для записи в группу грудного плавания необходимо:
- пройти осмотр у врача восстановительной терапии в диспансере
- для ребенка необходима его амбулаторная карта
- для мамы – справка от врача КВД или гинеколога
Научная электронная библиотека


Лечебное плавание – одна из форм лечебной физической культуры (ЛФК), особенностью которой является одновременное воздействие на организм человека и воды, и активных движений.
Физические свойства водной среды резко отличаются от свойств воздушной среды, обычной для человека, и предъявляют организму иные требования. Двигательная деятельность пловца в водной среде вызывает изменения в деятельности всех органов и систем организма.
Функция плавания как средства оздоровления, в отличие от других физических активностей, заключается в многогранном влиянии воды на человеческий организм, что обусловлено физическими, тепловыми, химическими и механическими характеристиками водной среды.
Вследствие высокого сопротивления воды на метр проплыва расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с одинаковой скоростью. Этим объясняется чрезвычайно низкий коэффициент полезного действия при плавании (1–7 %) по сравнению с бегом (25–30 %).
Плавание и лечебная гимнастика в воде имеют неоценимое значение для посттравматических больных и больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При ограничении подвижности в суставах, снижении силы мышц, сопровождающихся болевыми ощущениями, лечебная гимнастика в воде имеет преимущество перед гимнастикой на суше. Эффект от занятий будет больше, если занятия в воде совмещать с занятиями на суше.
Лечебное и лечебно-оздоровительное плавание отличается от оздоровительного плавания контингентом занимающихся. Лечебным плаванием занимаются люди, имеющие ухудшение в состоянии здоровья, которое можно исправить или компенсировать с помощью специально подобранных средств.
К средствам лечебного плавания относят специальные упражнения, нацеленные на восстановление здоровья и физической работоспособности, нарушенных в результате заболеваний, а также после травм или перенесенных операций. Специальные средства дополняются средствами общеукрепляющего характера, направленными на оздоровление организма, развитие физических и волевых качеств, закрепление моторных навыков. Плавание имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение.
Воспитательное значение плавания во многом зависит от организации процесса. Систематические занятия содействуют воспитанию у занимающихся чувства коллективизма, сознательной дисциплины, организованности, настойчивости и трудолюбия, смелости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения способствуют совершенствованию двигательных способностей.
Эмоциональное значение водных занятий заключаются в снятии психологической напряженности у больных с хроническим течением заболевания, создании оптимистического настроения в многолетнем лечении.
Оздоровительно-гигиеническое значение плавания состоит не только в воздействии физических упражнений на организм, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершенствует теплорегуляцию, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствует повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной ёмкости легких.
Прикладное значение плавания состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать и умения оказывать помощь на воде.
Задачи лечебного плавания
Ключевые цели проведения лечебных физических упражнений как на суше, так и в водной среде состоят в следующем:
● разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;
● возможное исправление деформации;
● воспитание правильной осанки;
● улучшение координации движений;
● увеличение силы и тонуса мышц;
● постановка правильного дыхания;
● улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
● приобретение навыков плавания – освоение техник плавания;
● развитие волевых качеств и создание психического стимула для дальнейшего лечения;
● снятие эмоционального напряжения у пациентов, предупреждение психического истощения.
Медицинский контроль в лечебном плавании
Медицинский контроль на занятиях лечебным плаванием необходим:
1) для выявления противопоказаний к занятиям плаванием в связи с отклонениями в состоянии здоровья;
2) определения функционального состояния занимающегося с целью назначения соответствующей нагрузки по времени, объему, темпу;
3) контроля за состоянием организма в процессе занятий: изучения функциональных возможностей организма (поэтапный медицинский контроль) и влияния на организм отдельных тренировочных упражнений (текущий медицинский контроль и самоконтроль).
Две первые задачи решаются перед началом курса занятий лечебным плаванием, третья – в процессе занятий.
Выявляя противопоказания к занятиям плаванием, следует учесть, что при плавании существует возможность индивидуализировать нагрузку для каждого обучающегося с заболеванием опорно-двигательного аппарата.
Кроме того, все, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата, дважды в год обязательно должны посещать врача-ортопеда.
Таким образом, осуществление медицинского контроля является важнейшей и неотъемлемой частью лечебного плавания при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
Материалы для обучения лечебному плаванию
Учебный программный материал по лечебному плаванию включает следующие разделы:
● методика лечебного плавания в травматологии и ортопедии;
● практические навыки по технике плавания при нарушениях осанки;
● практические навыки по технике плавания применительно к сколиозу (подготовительные упражнения и обучение технике плавания);
● специальные корригирующие упражнения при разных типах и степени сколиоза и других заболеваний;
● упражнения на суше и в воде.
Сообщение студентам знаний о воде, бассейне, правилах поведения и безопасности в бассейне. Гигиенические требования к пловцу. Профилактика простудных и грибковых заболеваний; профилактика травматизма на воде. Правила купания в открытых водоёмах. Оказание помощи утопающему. Спортивное плавание; основные стили плавания.
Классификационная таблица разрядных нормативов для студентов определенного вуза как дополнительный стимул к овладению техникой спортивного плавания. Лечебное плавание и его задачи. Влияние плавания на воспитание правильной осанки, укрепление свода стопы. Значение систематичности занятий плаванием. Особенности занятий лечебным плаванием при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
Практические навыки по технике плавания. Общие подготовительные упражнения для освоения с водой
В начале обучения плаванию многие новички испытывают недостаток уверенности в воде; их движения бывают спешными, слабо скоординированными, не синхронизированными с ритмом дыхания и сосредоточенными на том, чтобы не утонуть, что приводит к быстрой усталости.
Прежде чем начать изучать технику плавания, необходимо овладеть упражнениями для освоения с водой.
Общие упражнения на погружение, всплывание, лежание, скольжение, изучение правильного дыхания выполняются на первых четырёх–шести занятиях. Кроме того, упражнения на скольжение и постановку дыхания следует включать в последующие занятия, посвящённые освоению техники плавания.
На первых занятиях даётся общая характеристика подготовительных упражнений, объясняется их целесообразность в процессе обучения; показывается техника подготовительных упражнений; выполняются имитационно-подготовительные упражнения на суше, которые затем воспроизводятся в воде:
● удерживаться на воде в положении лёжа на груди, на спине, при этом менять положение рук и ног;
Для успешного обучения технике плавания в воде необходимо придерживаться следующей последовательности отработки плавательных элементов:
1) техника дыхания;
2) техника движений ногами с произвольным дыханием, с вы- дохом в воду;
3) координация движений ногами и дыхания;
4) техника движений руками с произвольным дыханием;
5) координация движений рук с ритмом дыхания;
6) взаимодействие движений ногами и руками с задержкой дыхания;
7) согласование движений руками, ногами и дыхания.
Методика проведения занятий
При составлении программ по лечебному плаванию необходимо учитывать общие методические принципы, которые позволяют обеспечивать высокую эффективность лечебного действия упражнений в воде:
– своевременное (раннее) начало реабилитационных мероприятий;
– комплексное использование различных средств (их всестороннее воздействие на организм);
– индивидуализацию программы (в зависимости от возраста больных, характера их заболевания, общего состояния организма, степени физической подготовки, умения держаться на воде и т.п.);
– адекватность и постепенность нарастания нагрузки;
– системность воздействия (тщательный подбор упражнений и последовательность их выполнения);
– периодичность, стабильность влияния и продолжительность его действия;
– применение новых и разнообразных упражнений;
– использование методов контроля.
Упражнения в воде, применяемые в лечебном и оздоровительном плавании
Основные группы упражнений
Упражнения у бортика
Специальные комплексы гимнастических упражнений, выполняемые на различной глубине: разновидность ходьбы, бега, прыжков в воде; специальные упражнения на освоение с водой и обучение технике плавания
Плавание различными способами
Спортивные способы плавания (кроль на спине и на груди, брасс); прикладные способы плавания (брасс на спине, плавание на боку); индивидуально рекомендуемые (лечебные способы плавания); перечисленные способы со средствами облегчения плавания (ласты, плавательные доски, надувные резиновые круги) и с дополнительными нагрузками (лопатки для плавания, амортизаторы)
Игры, облегчающие освоение с водой; игры с элементами обучения технике плавания; игры с элементами прикладного плавания (ныряние, транспортировка предметов, прыжки с бортика); игры с элементами водного поло
Безопасное плавание, водные процедуры
Физическая активность в воде по желанию занимающихся
Применяемые гимнастические упражнения в воде у бортика могут быть самыми разнообразными. Они классифицируются по следующим признакам:
● по анатомическому – для развития мелких (движения пальцами, стопами, кистями), средних (движения шеей, голенью, бедром, предплечьем, плечом) и крупных (движения верхними или нижними конечностями, туловищем) групп мышц;
● по характеру мышечного сокращения – динамические и статические, когда мышца напрягается, но движения не происходит (условно сюда относятся дыхательные упражнения);
● по степени активности – активные (самостоятельные движения), активно-пассивные (например, помогая здоровой рукой), пассивные.
В воде применяются также упражнения на растягивание, в равновесии, направленные на повышение подвижности в суставах; координацию; укрепление ослабленных мышц и на расслабление напряженных мышц, т.е. корригирующие; расслабление с использованием предметов и снарядов; дыхательные.
По своей направленности все упражнения делятся на общеразвивающие (общеукрепляющие) и специальные, предназначенные для избирательного воздействия на определенный сегмент опорно-двигательного аппарата или на весь организм. При этом одно и то же упражнение может в зависимости от целей и задач комплекса упражнений при одних заболеваний рассматриваться как специальное, при других – как общеразвивающее.
Дозировка упражнений осуществляется выбором исходного положения (стоя у бортика, лежа на воде, в плавании); сложностью движения (степень усилия, амплитуда движений, нагрузка на мелкие или крупные мышечные группы и т.п.), наличием элементов облегчения плавания или дополнительной нагрузки, продолжительностью и темпом, количеством повторений. Обязательно подбирается оптимальное соотношение упражнений: общеразвивающих и дыхательных, у бортика и в плавании, по элементам и в координации, в свободном и ускоренном темпе, с активным (свободное плавание, купание) и пассивным отдыхом (расслабление, паузы отдыха), с различной глубиной погружения. Общий объем движений должен соответствовать режиму двигательной активности больного.
Начальное обучение движению ногами при плавании кроль на груди и на спине
Инструктаж, демонстрация и воспроизведение движений с помощью ног. Исполнение движений ногами в стиле «кроль» в положении сидя на краю бассейна с ногами в воде.
Разучивание упражнений в упоре лёжа у бортика, взявшись руками за бортик с произвольным дыханием, затем с выдохом в воду.
Скольжение на груди и спине с работой ног при задержанном дыхании, потом с продолжительным выдохом и произвольным дыханием.
Плавание ногами с произвольным дыханием, с доской и на спине с вытянутыми руками вверх.
Плавание ногами с доской, с индивидуальной коррекцией. После того как студенты научатся проплывать до 25 м ногами кролем, на груди, с доской и на спине, вытянув руки вверх, можно переходить к изучению техники способом брасс на груди.
Движение «брасс» ногами на суше
Выполняется симметричными движениями. Из упора сидя на скамейке: разведение носков в стороны, носки на себя, пятки вместе; имитация движений в упоре сидя (пятки не отрывая от пола) и в упоре лёжа на груди на краю скамейки (ноги на весу).
Ноги «брасс» на груди
Тело пловца лежит горизонтально. В силу сложности координации следует начинать с овладения раздельной техникой движений. После овладения раздельной координацией занимающиеся легче и быстрее осваивают нормальное чередование движений ногами в согласовании с дыханием.
Техника плавания «кроль на груди»
Способ плавания «кроль» занимает лидирующие позиции по скорости и является наиболее распространённым в спортивном плавании. Техника выполнения движений «кролем» на груди схожа с другими стилями, такими как «кроль на спине» и «дельфин». Именно поэтому этот стиль плавания активно применяется в обучении детей и подростков плаванию.
Кролем можно нырять под водой, работая одними ногами или помогая себе гребками рук брассом. При плавании кролем пловец выполняет попеременные движения руками и ногами: выполнив гребок одной рукой, пловец переносит ее вперед над водой, в это время другая рука заканчивает гребок и т.д. При плавании кролем тело лежит на поверхности воды почти в горизонтальном положении (рис. 1).
Движения руками обеспечивают основную тягу, а движения ногами помогают поддерживать более высокое положение тела в воде. Вдох происходит при повороте головы в сторону.

Рис. 1. Техника плавания «кроль на груди»
Положение тела. Перед началом движения кролист лежит на поверхности воды горизонтально, в хорошо обтекаемом положении, лицо опущено в воду. С увеличением скорости он принимает более высокое положение и угол атаки уменьшается. Плечи пловца поворачиваются вправо-влево относительно продольной оси тела, упрощая выход рук из воды и движение их по воздуху и давая возможность при выполнении гребка рукой активно включать в работу мышцы туловища. Поворот плеч происходит при входе так, что из воды показывается подмышка.
Чтобы сделать вдох, пловец поворачивает голову в сторону. Поворот головы для вдоха, а также гребки руками вызывают небольшие колебания тела вокруг продольной оси.
Движения ногами. Пловец выполняет непрерывные хлыстообразные движения ногами, слегка согнутыми в коленях, снизу вверх и сверху вниз навстречу друг другу. Движение ногой начинается от бедра, передается на голень и заканчивается хлестом стопы. Расстояние между стопами в их крайнем положении достигает 30–40 см. Во время движений ног на поверхности воды образуются брызги и пенистый след.
Движения руками. Руки пловца работают попеременно: левая рука делает гребок, правая проносится над водой; левая рука заканчивает гребок у бедра и вынимается из воды, а правая входит в воду и начинает наплыв и т.д. Пловец вводит руку в воду под острым углом, против одноименного плеча. В воде рука постепенно вытягивается вперед-вниз, принимая обтекаемое положение.
Для выполнения хорошего и сильного гребка надо по возможности его удлинять, продолжая движение до бедра. Гребок выполняется согнутой рукой с высоким положением локтя, позволяя пловцу удерживать кисть и предплечье – основные гребные поверхности – почти перпендикулярно направлению его движения. При этом ладонь обычно проходит под средней линией тела и даже немного заходит за нее. Наибольшее сгибание руки в локте приходится на середину гребка – угол между плечом и предплечьем должен составлять почти 90°.
Гребок нужно выполнять с непрерывным усилием. Чтобы добиться этого, рука, делающая гребок, должна двигаться с ускорением к его концу.
Снижение давления воды на гребущие части руки (из-за замедления движения при выполнении гребка) делает руку тормозящим элементом. В противовес этому, выполнение гребка с равномерным или возрастающим усилием способствует росту скорости пловца.
Выполнение основной части гребка сочетается с небольшим поворотом тела в сторону одноименной гребущей руки. Это дает возможность пловцу усилить гребок за счет мощности мышц туловища. Заканчивается основная часть гребка при пересечении ладонью линии бедра. В конце гребка из воды последовательно выходят плечо, предплечье и кисть.
Пловец в конце гребка сгибает руку и, поднимая локоть из воды, начинает движение плеча вперед над водой. Достигнув крайнего верхнего положения локтя, рука входит в воду кистью примерно на уровне одноименного плеча.
Дыхание. Обычно кролисты применяют дыхание с поворотом головы в одну сторону, при котором в течение цикла движений на два гребка руками приходятся по вдоху и выдоху.
Вдох происходит в конце гребка рукой. После входа руки в воду пловец поворачивает голову лицом вниз и делает выдох в воду, распределяя его на все оставшееся время движения до следующего вдоха. Вдох должен быть глубоким, а выдох – полным. Во избежание попадания в рот воды выдох завершается интенсивно. Соотношение вдох/выдох – 1:3.
Согласование движений. Пловец продвигается вперед, непрерывно выполняя попеременные гребки руками и ритмичные движения ногами. На каждый цикл движений, т.е. на два гребка правой и левой руками приходится шесть движений ногами и выполняется по одному вдоху и выдоху.
Техника плавания «кроль на спине»
Техника плавания «кроль на спине» похожа на технику плавания «кроль на груди», поэтому эти два способа плавания изучают одновременно. Причём большинство людей, не умеющих плавать, быстрее осваивают кроль на спине. Это происходит потому, что при плавании на спине не нужно делать выдох в воду – наиболее сложный для начинающих пловцов элемент техники плавания.
При плавании кролем на спине пловец лежит на поверхности воды почти горизонтально, его затылок погружен в воду (рис. 2). Он продвигается вперёд при помощи поочерёдных гребков правой и левой руками и попеременных движений ногами сверху вниз. Закончив гребок, рука появляется из воды и проносится вперёд по воздуху. На выполнение одного цикла движений приходится два гребка руками, шесть движений ногами, вдох и выдох.
Положение тела. Пловец лежит на поверхности воды почти в горизонтальном, вытянутом положении. Плечи одновременно с движениями руками немного поворачиваются относительно продольной оси тела – эти действия упрощают выполнение круговых движений плечами и руками. Ноги и таз погружены в воду несколько глубже, чем при плавании кролем на груди. Это вызвано тем, что при неглубоком положении ног в момент сгибания – разгибания коленей стопы и голени будут находиться над водой и значительно снизят эффективность работы ног.

Рис. 2. Методика плавания «спина с кролем»
Движение ногами. Здесь также, как и при плавании кролем на груди, выполняются ритмичные, непрерывные, попеременные движения ногами вверх-вниз. При этом носки значительно повёрнуты внутрь. Расстояние между ними в крайних точках движения (одна вверху, другая внизу) несколько больше, чем при плавании «кроль на груди», из-за некоторого сгибания ног в коленях.
Наибольший эффект в работе ног для продвижения пловца вперёд дает активное разгибание в коленях – пловец как бы отталкивается от воды. Хлыстообразные попеременные движения ногами начинаются от бёдер, переходят на голени и заканчиваются стопами.
При правильных движениях ногами на поверхность воды появляется фонтан от стоп.
Движения руками. Руки поочерёдно выполняют следующие друг за другом гребки, продвигающие пловца вперёд. Движение каждой руки включает:
1) наплыв и опорную часть гребка;
2) основную часть гребка;
3) выход руки из воды;
4) пронос руки по воздуху и погружение в воду.
Разделение гребка на опорную и основную части условно. Если правая рука делает гребок, то левая проносится над водой; если правая рука заканчивает гребок у бедра и появляется из воды, то левая входит в воду и начинает наплыв и т.д.
В исходной позиции (И.П.) рука вытянута за головой и расположена параллельно водной поверхности. При выполнении наплыва и в опорной фазе гребка прямая рука постепенно сгибается в локте, а ладонь переходит в И.П. для начала главной, наиболее эффективной, части гребка.
Основная часть гребка выполняется с последовательным сгибанием и разгибанием руки в локте. Это даёт возможность пловцу удержать кисть и предплечье почти в перпендикулярном положении к направлению движения.
При выходе руки из воды последовательно показывается плечо, предплечье и кисти. Выходу руки из воды значительно помогает поворот плеч, при котором плечо гребущей руки поднимается из воды.
После выхода из воды рука, прямая или немного согнутая в локте, быстро двигается по воздуху вверх по направлению движения пловца. Во время движения руки кисть так поворачивается ладонью наружу, чтобы войти в воду мизинцем вниз. Такой поворот кисти упрощает выполнение кругового движения рукой над водой и начало нового гребка, когда рука опускается в воду за головой примерно на линии одноимённого плеча и принимает исходное положение для наплыва.
Дыхание. На один цикл движений пловца приходятся по одному вдоху и выдоху. В конце гребка более сильной рукой (обычно правой) пловец делает вдох через рот. Затем, после небольшой задержки, следует медленный выдох через рот (и частично через нос), который продолжается до следующего вдоха. Выдох завершается с усилием во избежание попадания в рот воды при следующем вдохе.
Согласование движений. На один цикл движений пловца приходится гребок правой и левой руками, шесть ударов ногами вверх-вниз, вдох и выдох.
Для плавания кролем на спине характерны непрерывная круговая работа руками, наплыв, субъективное ощущение лёгкости хода и свобода движений. Вдох выполняется в конце гребка одной рукой, а выдох продолжается почти всё остальное время движения пловца до нового цикла.
Техника плавания «брасс на груди»
По сравнению с другими спортивными способами плавания брасс имеет наибольшее прикладное значение. Применяя этот способ, можно нырять в глубину и длину, плавать продолжительное время, затрачивая относительно мало сил, транспортировать пострадавшего (даже в одежде).
Движения в стиле «брасс» выполняются под водой и менее утомительны, чем при плавании другими способами. Поэтому плавание данным способом легко осваивается даже людьми пожилого возраста.
В технике плавания брассом спортсмен располагается на поверхности воды, лицом вниз, и движется вперед за счёт одновременных, симметричных гребков руками и ногами (см. рис. 3). Вдох осуществляется в начале гребкового движения руками, а выдох в воду происходит в момент отталкивания ногами. В отличие от стилей плавания, где основная движущая сила исходит от плечевого пояса и рук, при брассе скорость зависит в большей степени от движений ног.
Положение тела. И.П. – пловец лежит на поверхности воды в положении на груди с вытянутыми руками и ногами, ладони обращены вниз. Во время плавания тело брассиста изменяет угол атаки от изначального положения до 15°, что связано с незначительным подниманием плеч и головы при выполнении воздуха. Чем меньше и плавнее будет изменяться угол атаки, тем меньше будет встречное сопротивление воды. Брассист должен избегать излишнего прогибания в пояснице при вдохе и во время толчка ногами.
Движения ногами. Цикл движения ногами разделяется на фазы:
1) подготовительная – подтягивание;
2) рабочее движение – толчок;
3) скольжение после толчка.

Рис. 3. Техника плавания «брасс»
Ноги выполняют движения одновременно и симметрично. При подтягивании пловец сгибает ноги в тазобедренных суставах, разводит колени в стороны – вниз на расстояние, не превышающее ширины плеч пловца. Подтягивание заканчивается, когда между бедрами и телом пловца образуется тупой угол приблизительно 120–130°, а голени занимают вертикальное положение по отношению к поверхности воды.
Когда подтягивание заканчивается, пловец быстро, но мягко разворачивает носки ног в стороны перпендикулярно направлению движения. Из этого положения начинается рабочее движение – толчок, который производится за счет энергичного разгибания ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Во время толчка пловец опирается на воду внутренней поверхностью голени и стопы. Движение ногами совершается по дугам в стороны – назад и выполняется слитно в один темп до завершающего толчок соединения ног.
Большое значение для правильного толчка имеет последовательность разгибания ног в суставах: сначала ноги разгибаются в тазобедренных суставах, затем следует разгибание в коленных и потом в голеностопных суставах. Такая последовательность включения в движение бедер, голеней и стоп помогает пловцу реализовать наибольшую силу тяги. Четкой границы между подтягиванием и толчком ногами нет, они выполняются единым слитным движением. После толчка ногами пловец скользит вперед по инерции; при этом ноги сближаются, выпрямляясь, и поднимаются к поверхности воды [12].
Руки в движении. Гребок начинается с вытянутых вперед рук. Движения руками помогают пловцу продвигаться вперёд, обеспечивая поддержание головы и плеч над водной поверхностью для вдоха.
Пловец начинает гребок руками из положения скольжения с вытянутыми руками и ногами. Гребок начинается с разведения рук в стороны – вниз и опоры кистями о воду. Затем пловец, сгибая руки в локтях, активно включает в гребок предплечья. В конце гребка локти приближаются к туловищу, а кисти – к подбородку.
Выведение рук вперед начинается сразу после гребка, при этом кисти сближаются, а ладони обращены вниз. После выведения рук вперед и толчка ногами начинается скольжение, во время которого кисти находятся у самой поверхности воды.
Дыхание. На цикл движений приходится по одному вдоху и выдоху. Быстрый вдох выполняется в начале гребка руками, при этом пловец поднимает голову, как бы опираясь о воду кистями рук. В остальные периоды цикла – выведение рук вперед и скольжение – вы- полняется выдох.
Согласование движений. В конце гребка руками ноги сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, подготавливаясь к толчку. Закончив гребок, руки вытягиваются, а ноги, заняв исходное положение для толчка, выполняют мощный толчок. В результате этих действий пловец скользит вперед с вытянутыми руками и ногами. Вдох происходит в начале гребка руками, выдох начинается при толчке ногами и продолжается до следующего вдоха.




