Плавание: эффективный способ укрепления здоровья

Плавание: эффективный способ укрепления здоровья
Содержание

Плавание является одним из самых эффективных способов укрепления здоровья, так как оно задействует почти все группы мышц, улучшая общую физическую форму и выносливость. Регулярные занятия плаванием способствуют улучшению кардиореспираторной системы, увеличению силы и гибкости, а также снижению уровня стресса. Это низкоударное упражнение, что делает его безопасным для людей различных возрастов и физических кондиций.

Кроме того, плавание положительно влияет на психоэмоциональное состояние, способствуя расслаблению и улучшению настроения. Вода создает ощущение невесомости, что помогает снять напряжение с суставов и мышц, а также способствует более глубокому дыханию. Таким образом, плавание не только укрепляет физическое здоровье, но и улучшает общее качество жизни.

Педагогический опыт «Плавание как эффективное средство укрепления здоровья детей»

Значимость. В рамках концепции дошкольного воспитания особое внимание уделяется вопросам охраны и улучшения здоровья детей. На сегодняшний день поддержание и улучшение здоровья детей является одной из ключевых стратегических задач на уровне государства.

Темочки:
  • ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
  • Плавание для детей
  • Работа инструкторов по физической культуре
  • Темочки
  • Дистанционная педагогическая конференция апрель 2021

Необходимость выявления новых методов и способов повышения здоровья детей, находящихся в дошкольном возрасте, обусловлена множеством факторов: неблагоприятными экологическими условиями, увеличением объема информации и, как результат, значительной утомляемостью.

В первые семь лет жизни у детей формируются основы здоровья, развиваются ключевые двигательные навыки и создаются важные условия для комплексного гармоничного развития личности. Физическое состояние детей в дошкольном возрасте тесно связано с двигательной активностью, которая, в свою очередь, влияет на их психологическое самочувствие. Плавание является оптимальным видом физической нагрузки, поскольку оно оказывает более разнообразное воздействие на организм по сравнению с другими физическими упражнениями. Таким образом, внедрение в детские сады технологий, способствующих сохранению здоровья, включает и обучение детей плаванию. Этот процесс играет ключевую роль в укреплении здоровья и закаливании детского организма.

Основная идея опыта.

Программа физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей дошкольного возраста ориентирована на укрепление здоровья малышей, начиная с раннего дошкольного этапа, и поддержание их здоровья посредством плавательных занятий.

С целью реализации данной концепции я определил следующие цели и задачи:

Цель — обучение плаванию детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Профилактические мероприятия :

— вовлекать малыша в активное и здоровое существование;

— содействовать укреплению здоровья ребенка;

— совершенствовать опорно-двигательный аппарат;

— формировать правильную осанку.

— формировать двигательные умения и навыки;

— формировать знания о здоровом образе жизни;

— формировать знания о способах плавания.

— воспитывать двигательную культуру;

— воспитывать нравственно волевые качества, такие как смелость, настойчивость, уверенность в себе;

— воспитывать чувство заботы о своем здоровье.

Теоретическая база опыта.

Ключевыми элементами социализации детей являются семья и детский сад. С введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) значимость семьи в сотрудничестве с детскими образовательными учреждениями увеличилась многократно. Сегодня родители играют активную роль в образовательном процессе своих детей. Дошкольный возраст имеет наибольшее значение для формирования и развития личности каждого ребенка.

Именно дошкольное детство дает толчок для всестороннего развития ребенка дошкольника. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. С ее помощью ребенок учится, развивается. Игра позволяет ребенку не только познавать новое, пополнять существующие знания в той или иной области, она дает ребенку возможность укрепить и сохранить свое здоровье.

В игре дети не только находят друзей, они еще узнают о пользе занятий, о значении предметов в жизни, о естественных факторах природы и др. Во время игр на воде и занятий по плаванию дети узнают и закрепляют знания о частях тела, о направлениях движений, о культурно-гигиенических навыках, узнают название и назначение спортивного инвентаря.

Все эти знания позволяют детям сохранять свое здоровье, заботиться о нем. Полученными знаниями дети делятся с друг другом, а также со своими родителями, тем самым приобщают их к здоровому образу жизни. Много знаний дети получают и от родителей, данные знания тоже помогают укреплять здоровье дошкольника. Многие родители на своем примере показывают необходимость заботы о своем здоровье. В детском саду основная роль по оздоровлению детей дошкольного возраста принадлежит педагогам, инструкторам по физической культуре и медицинскому персоналу учреждения.

Время не стоит на месте, инструктору по физической культуре приходится идти в ногу со временем, чтобы быть компетентным в решении тех или иных задач. В работе по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста не достаточно одних каких-то знаний, необходимо эти знания постоянно обновлять и пополнять.

В своей работе опираюсь на труды отечественных исследователей, которые уделяли большое внимание сохранению здоровья дошкольников. Многие авторы видят работу по сохранению и укреплению здоровья детей по-разному.

Многочисленные научные исследования посвящены проблемам физкультурно-оздоровительной работы с детьми, особенностям методики физического воспитания в детском саду, повышению физической подготовленности, закаливанию, развитию физических качеств детей дошкольного возраста и др. (Е. Н. Вавилова, Ю. Ф. Змановский, Л. В. Карманова, С. Я. Лайзане). Большое внимание укреплению и сохранению детей уделял В. А. Сухомлинский. Он считал, что забота о здоровье детей –важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, должна стоять забота об укреплении здоровья ребенка. Макаренко Л. П. «Юный пловец», Осокина Т. И. «Как учить детей плавать»,

Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. «Обучение плаванию в детском саду : Книга для воспитателей детского сада и родителей». Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина «Плавание-крепость здоровья» — вот лишь немногие труды, на которые я опираюсь в своей работе на должности инструктора по плаванию.

Для достижения положительного результата по поставленной проблеме недостаточно просто изучить материал. Я, как и многие другие педагоги нахожусь в постоянном поиске. Ищу новые, нетрадиционные формы и методы по оздоровлению дошкольников. Большое внимание уделяю подготовке нестандартного материала для занятий. Мною организована «тропа здоровья» в бассейне зале.

Занятие, которое приносит детям не только удовольствие, положительные эмоции, но и позволяет заниматься профилактикой плоскостопия и следить за правильностью осанки ещё до непосредственных занятий по плаванию. Данная тропа пользуется большим спросом у детей всех возрастных групп, что также дает положительный результат в оздоровлении дошкольников.

Уникальность предложенного опыта.

Новизна выполненного педагогического исследования заключается в том, что я ищу способы укрепления здоровья дошкольников не только на занятиях по плаванию, но рассматриваю этот вопрос более масштабно. Например, провожу родительские собрания в детском саду, где рассказываю о пользе плавания для дошкольников. Также провожу различные праздники и развлечения на воде с привлечением родителей, чтобы они наглядно могли убедиться в пользе занятий по плаванию не только в физическом аспекте, но и в психологическом.

Технология опыта. Именно в периoд дoшкoльного детства прoхoдит фoрмирование черт характера ребенка, формируются навыки, привычки ребенка. Полученные в данный период знания служат для дальнейшего становления ребенка. В своей работе я придерживаюсь основных принципов:

В нашем саду имеется полностью оборудованный бассейн для занятий детей плаванием, где есть весь необходимый инвентарь.

В бассейне созданы все необходимые условия, для того чтобы дети научились плавать. Имеется различный инвентарь: плавательные доски, лопатки, колобашки, надувные нарукавники и жилеты.

В нашем детском саду имеется тренажёрная комната. Перед каждым занятием инструктор по плаванию выполняет вместе с детьми упражнения на суше, дети вспоминают правила поведения на воде, и лишь только после этого непосредственно начинают занятия на воде.

Большое внимание в своей работе вместе с педагогами мы уделяем сотрудничеству с родителями наших воспитанников. Инструктор по плаванию тесно работает с педагогами учреждения. Совместными усилиями организуются родительские собрания, круглые столы, проводятся индивидуальные и коллективные консультации, дни здоровья, различные спортивные праздники на воде.

Анализ результативности. Опыт накопленной мною работы показывает, что у детей дошкольного возраста, которые регулярно посещают занятия плаванием в детском саду, происходит снижение заболеваемости и укрепляется организма.

Посещение бассейна влияет не только на физические, но и на умственные данные ребенка, стимулируя его нервно-психическое развитие. Контактируя с водой человек получает массу положительных эмоции. Польза плавания настолько велика, что занятие можно отнести не только к самым популярным видам спорта, но и к терапевтическим методикам, применяемым в медицине. Чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма:

1. Мышечная система. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных групп мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. Сопротивление воды способствует формированию более сильных и эластичных мышц.

2. Опорно-двигательная система. В водной среде уменьшается давление на позвоночник и суставы. Укрепление связок содействует правильному развитию осанки. Плавание способствует поддержанию подвижности суставов, особенно в области шеи, плеч и бедер. Прогулка по массажным дорожкам перед занятиями плаванием, активные движения ног в воде без опоры — способствуют укреплению стоп ребенка и предотвращают возникновение плоскостопия.

3. Сердечно — сосудистая система. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды.

4. Дыхательная система. Давление воды и возрастающая потребность в кислороде, как следствие повышенной энергозатратности, укрепляет дыхательную систему : улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, совершенствуется дыхательный ритм, повышается эластичность легких, растет количество альвеол легких, объем и вентиляция легких, максимальное потребление кислорода.

5. Нервная система. Важна радость, удовольствие, которое получает ребенок от общения с водной стихией. Использование элементов игры позволяют сохранять эту радость на протяжении всего обучения. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Плавание помогает побороть водобоязнь, снимает утомление, помогает при нервном перенапряжении, поднимает настроение, улучшает сон, внимание и память.

6. Закаливание. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разным условиям внешней среды. Движение воды оказывает массирующий эффект.

7. Культурно — гигиенические навыки. Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития. Постоянное выполнение ребенком целого ряда санитарно — гигиенических требований приучает его к самостоятельности и воспитывает уверенность в собственных силах.

8. Личностные качества. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Занятия развивают у детей такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Публикации по теме:

Плавание: эффективный способ укрепления здоровья

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, — здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.

Гимнастика с фитболом как способ повышения двигательной активности и улучшения здоровья дошкольников в образовательных учреждениях. Гимнастика с фитболом.

Фотоотчет «Прогулка в зимнее время года как средство укрепления здоровья детей» Прогулка в зимнее время года необходима детям. Цель прогулки: укрепление здоровья детей. Задачи: — Формировать стремление к здоровому.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы — спорт, игра,.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Советы музыкального руководителя для родителей «Музыка как средство укрепления здоровья детей во время самоизоляции» Все мы сейчас переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами,.

Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей» «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять.

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 "Солнышко. " Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

  • ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
  • Плавание для детей
  • Работа инструкторов по физической культуре
  • Темочки
  • Дистанционная педагогическая конференция апрель 2021

«Оздоровительное значение плавания»

Плавание является одним из важнейших звеньев в системе закаливания и физического воспитания любого человека. Постоянный контакт с водой закаливает, является лучшим средством профилактики простудных заболеваний, способствует воспитанию силы воли и физической выносливости.

Во время плавания создаются прекрасные условия для улучшения работы системы органов кровообращения: увеличивается количество кислорода, поглощаемого всеми органами и тканями организма, усиливается венозный отток от ног, сокращаются почти все мышцы тела. Плавание развивает дыхательную и сердечно-сосудистую системы и в значительной степени укрепляет весь организм.

Плавание приносит пользу как здоровым людям, так и тем, кто испытывает проблемы со здоровьем. Здоровые укрепляют свой организм и развивают физические способности, в то время как люди с заболеваниями находят в плавании и водных процедурах эффективное и контролируемое средство для лечения.

Плавание помогает излечить такие болезни, как неврозы, неврастении, повреждения позвоночника, последствия травм и болезни опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие). При болезнях обмена веществ, бронхиальной астме и хронических воспалительных заболеваниях системы органов дыхания плавание является незаменимым средством оздоровления. Плавание увеличивает общую выносливость организма, повышает иммунитет и общий тонус организма. Плавание способствует закаливанию организма, человек становится меньше подвержен простудным заболеваниям. Во время плавания совершенствуется механизм терморегуляции, улучшаются иммунологические свойства, повышается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.

Астафьев Александр Анатольевич

Содержимое публикации

Статья на тему:

«Оздоровительное значение плавания»

История развития плавания.

Особенности воздействия плавания на организм человека.

Оздоровительное значение плавания.

Влияние занятий плаванием на сердечно-сосудистую, дыхательную систему и опорно-двигательный аппарат.

5. Как плавание воздействует на нервную и иммунную системы.

Плавание относится к числу наиболее эффективных средств оздоровления. Оно показано без ограничения практически всем здоровым людям любого возраста.

Древнеиндийские философы выделили 10 преимуществ плавания, которые дают человеку: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин.

Плавание оказывает своеобразное, присущее только этому виду спорта, влияние на организм человека. Находясь в воде, человек испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поскольку плотность воды в 769 раз больше плотности воздуха.

Это обстоятельство позволяет человеку находиться в ней в расслабленном антигравитационном состоянии, причем в своеобразном — горизонтальном — положении. Чтобы удержаться на поверхности воды и преодолеть вплавь некоторое расстояние, приходится выполнять специфические движения, подобных которым нет ни в каком другом виде спорта. Вода обладает высокой теплопроводностью (в 30 раз больше воздуха), что требует от организма повышенных затрат энергии при выполнении даже легких физических нагрузок. Поэтому плавание, безусловно, является одним из самых эффективных в оздоровительном отношении видов спорта, мощным средством предупреждения и даже иборьбы начинающихся нарушений телосложения.

1. История развития плавания.

Первые соревнования международного уровня по плаванию состоялись в 1889 г. в столице Румынии городе Будапешт. Плавание дебютировало на Олимпиадах современности уже на первой из них в 1896 г. в Афинах. В 1908 г. была создана Международная федерация любительского плавания (ФИНА).Данный вид спорта постоянно развивался, появлялись новые скоростные стили плавания.

В 1887 г. на первых официальных соревнованиях Великобритании пловцы пользовались только брассом на боку без выноса рук из воды – самым старым способом. Первые рекорды на длинных и коротких дистанциях поставлены именно брасом. Данный способ был ещё описан в 1538 г. датчанином Н. Бинманом. Вероятно, этот стиль плаванья в своё время переняли у лягушки.

Долгое время этот вид так и называли – плавание «по-лягушачи». В XIX в. этот способ получил название брасс. На Олимпиаде 1928 г. в Амстердаме победу одержал кубинец И. Индельфонсо. Он показал самый высокий результат, благодаря гребкам руками до бёдер. В 1954 г. советский пловец М. Петрусевич установил мировой рекорд, проплыв часть дистанции под водой.

Таким образом возник ныряющий брасс с гребком руками до бёдер – скоростной вариант классического. В 1957 г. из-за изменений в правилах он был запрещён. В середине 30-х г. ХХ в. появился новый стиль плавания – баттерфляй, названный так из-за сходства с движениями крыльев бабочки.

В 1935 году американец Джимми Хиггинс впервые проплыл на официальных соревнованиях в новом стиле и установил мировой рекорд на дистанции 100 метров с результатом 1 минута 10,8 секунды. Тем же годом его достижения превзошёл советский спортсмен Семён Бойченко, который проплыл ту же дистанцию за 1 минуту и 8 секунд. На Олимпийских играх 1948 года, в финале, пловец, соревновавшийся в технике брасс, показал наихудший результат, что привело к тому, что ФИНА разделила соревнования на брасс и баттерфляй. В это время был закреплён стиль скоростного баттерфляя — дельфина: вместо привычных движений ногами, характерных для брасса, спортсмены начали выполнять волнообразные движения всем телом, включая ноги. Первым, кто продемонстрировал этот стиль с высокой скоростью, стал американец Д. Зиг в 1935 году. В 1953 году венгр Дьёрде Тумпек установил мировой рекорд, используя этот метод. С тех пор пловцы начали применять исключительно скоростной стиль баттерфляя.

2. Особенности воздействия плавания на организм человека

Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом.

Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой водная среда.

Эти особенности так же обусловлены и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой, теплоемкостью.

К тому же при занятиях плаванием тело человека находится в горизонтальном положении.

Воздействие воды на организм начинается с кожи, поверхность которой, как известно 1,5- 2 м2. Омывая тело пловца вода очищает кожу, улучшая тем самым ее питание и дыхание. Кроме того, кожа подвергается химическому воздействию содержащихся в воде микроэлементов.

Плотность воды примерно в 775 раз больше плотности воздуха, а отсюда затруднение движений, ограничение скорости и большие энергозатраты.

При плавании основная мышечная работа затрачивается не на удержание человека на воде, а на преодоление силы лобового сопротивления.

Расход энергии при плавании на различные дистанции зависит от их длины и мощности работы. На дистанциях 100 — 1500 м он составляет в среднем от 100 до 500 к/кал

Давление воды затрудняет процесс вдоха, а при выдохе необходимо справляться с сопротивлением воды, что увеличивает нагрузку на дыхательные мышцы. Во время плавания формируется новый автоматизм дыхательных процессов, который проявляется в снижении времени дыхательного цикла, повышении частоты дыхания и минутного объема вентиляции. Это также способствует увеличению легочной вентиляции и жизненной емкости легких.

Кроме плотности и давления воды существенное влияние на организм при занятиях плаванием оказывает ее теплоемкость.

Теплоемкость воды в 4 раза больше и теплопроводность в 25 раз выше, чем воздуха. Поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80 % больше тепла, чем на воздухе. В связи, с чем у него повышается обмен вещество для сохранения теплового баланса в организме.

Вследствие этого совершенствуются механизмы, обеспечивающие сохранение температурного гомеостаза.

И, конечно же, анализируя физиологические изменения при плавании и его влияние на организм нужно сказать о двигательной деятельности пловца.

Она определяется горизонтальным положением тела, большим сопротивлением движению, выработкой специфических двигательных автоматизмов и новых координации движений, строгой последовательностью работы отдельных мышечных групп, включением в работу преимущественного мышц рук и плечевого пояса (до 70 %) и ног при плавании брассом. Под влиянием тренировки у пловцов хорошо развивается сила мышц.

При плавании основные мышечные группы выполняют динамическую работу и в зависимости от дистанции должны быть адаптированы к работе, как в аэробных, так и в анаэробных условиях.

Кроме того, горизонтальное положение тела при плавании облегчает работу сердца, улучшает расслабление мышц и функции суставов.

Так же необходимо остановиться на изменениях в крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Это наблюдается даже после одноразового пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия состав крови фактически достигает нормального уровня. Однако уровень форменных элементов крови при регулярных занятиях повышается длительное время.

Подводя итог, следует сказать, что занятия плаванием в виду воздействия на организм, как двигательной деятельности, так и водной среды, приводят к физиологическим изменениям практически во всех органах и системах человека.

3. Польза плавания для здоровья.

Плавание одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50?80% больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза большей, чем воздух). Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы солнце и воздух. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.

Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У людей, систематически занимающихся плаванием, возрастает величина ударного объема сердца, частота сердечных сокращений в покое снижается от 60 до 55 (50) уд/мин. Для сравнения: у не занимающихся спортом частота сердечных сокращений обычно колеблется в пределах от 65 до 57 уд/мин.

Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный ритм дыхания, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха из-за давления воды на грудную клетку, выдоха из-за сопротивления воды. Люди, систематически занимающиеся плаванием, имеют высокие показатели ЖЕЛ и экскурсии грудной клетки (величина ЖЕЛ у пловцов-спортсменов находится в пределах 7000см3).

Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др.

Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют “мышечный корсет”, способствуя выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.

Регулярные занятия плаванием поддерживают уровень физического состояния у взрослых людей, повышают жизненный тонус. Это подтверждают наблюдения за физическим состоянием занимающихся в группах здоровья, где среди других видов физических упражнений применяется плавание.

Плавание полезно и пожилым людям. Как уже говорилось, вода является хорошим проводником тепла, поэтому только за 15 мин пребывания в воде (при температуре 24°С) человек теряет около 100 ккал тепла. Иными словами, для людей пожилого возраста, которым трудно выполнять интенсивную физическую работу, плавание является средством повышения интенсивности процессов обмена веществ в организме.

Человек, погруженный в воду, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость. Практическое взвешивание показало: человек средних габаритов весит в воде 2-3 кг. На этом основано одно из лечебных свойств плавания.

«Гидроневесомость» позволяет разгрузить позвоночник, межпозвонковые диски расправляются и отдыхают. Возникают исключительно благоприятные условия для усиления обмена веществ. Человек растет, что называется, на глазах. Измерьте-ка свой рост перед тем, как нырнуть в бассейн, и через 45 минут плавания – получите лишний сантиметр, а то и больше.

Дети, которые часто занимаются плаванием, растут быстрее. Плавание является рекомендуемым терапевтическим методом для лечения разных искривлений позвоночника и нарушений осанки.

При любых способах плавания почти все суставы позвоночника действуют с высокой амплитудой и в самых различных плоскостях, полностью используют свои природные возможности. При этом пределы возможностей несколько расширяются, так же суставы позвоночника уже не несут тяжелой статической опорной нагрузки. Погруженный в воду человек почти не тратит усилий на поддержание позы. Пловец работает лежа.

Правильная техника плавания позволяет равномерно нагружать мышцы позвоночника. При различных способах плавания в работе позвоночника есть своя специфика.

Во всех способах плавания необходимо освоить глубокий и быстрый вдох. Это требует отличной подвижности грудной клетки. Показатели спирометрии у пловцов намного превышают показатели людей, не занимающихся плаванием, с тем же ростом и весом. Это исключительно важный момент. Установлено, что с возрастом жизненная емкость легких человека неуклонно снижается.

Почему?

Отвечая на этот вопрос, обычно забывают о главной причине – снижении амплитуды движений реберных суставов и грудного отдела позвоночного столба.

У пожилых людей подвижность трудной клетки составляет всего 1–2 см или даже полностью исчезает. Постепенно формируется так называемый брюшной тип дыхания, при котором вдох происходит исключительно за счет опускания купола диафрагмы. Плавание позволяет до глубокой старости использовать суставы ребер и позвоночник по их назначению и сохранить юношескую подвижность легких (10-16 см), отличную гибкость позвоночника, предотвращая развитие остеохондроза.

Перед плавательной тренировкой проделывайте упражнения для разминки. Пловцы называют ее «сухим плаванием» и выполняют после разогревания и перед вхождением в воду. В комплекс гимнастических упражнений «сухого плавания» обязательно включайте побольше силовых упражнений, не требующих большой амплитуды движений. Благодаря им мышцы, получив дополнительные возможности для растягивания, сохраняют достаточно высокий тонус и способность в экстренных случаях противостоять травмирующей силе.

Научившись держаться на воде, приступайте к изучению спортивных стилей плавания, исключительно целесообразных в том числе и в смысле оздоровительного эффекта. Помните о правильном дыхании и упражнении суставов грудной клетки при форсированном вдохе и выдохе. Не забывайте об общефизической подготовке, в особенности о силовых упражнениях умеренной амплитуды.

Решив приобщиться к плаванию, помните, что даже плохо плавать лучше, чем не плавать вообще.

4. Воздействие плавания на сердечно-сосудистую систему, дыхательные пути и опорно-двигательный аппарат

Плавание благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему. Горизонтальное положение тела, а также циклические движение, связанные с работой мышц, давление воды на подкожное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела – все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работы. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца.

У систематически занимающихся плаванием отмечается физиологическое урежение пульса до 60 и менее ударов в минуту. При этом сердечная мышца работает мощно и экономно.

Таким образом, в результате занятий плаванием в сердечно-сосудистой системе происходят положительные изменения (в виде усиления сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшение работы сердца), которые ведут к более быстрому транспортированию крови, насыщенной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ.

Механизм положительного воздействия плавания на органы дыхания заключается в активной тренировке дыхательной мускулатуры, увеличении подвижности грудной клетки, легочной вентиляции, жизненной емкости легких, потребления кислорода кровью. При плавании в дыхании участвуют самые отдаленные участки легких, и в результате исключаются застойные явления в них.

Кроме того, плавание с задержкой дыхания, ныряние, погружение под воду тренируют устойчивость к гипоксии.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что плавание является эффективным средством укрепления и развития дыхательной системы.

При плавании человек находится в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела — это создает условия для нормирования нарушений осанки, увеличивает двигательные возможности и содействует их развитию. Показатель суммарной подвижности в суставах пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций. Выполнение плавательных движений руками и ногами вовлекают в работу почти все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры.

Также необходимо отметить, что при занятиях плаванием практически отсутствует опасность травмирования опорно-двигательного аппарата.

По своим динамическим характеристикам плавание является одним из доступных средств физической культуры занимающихся различного возраста и подготовленности.

5. Воздействие плавания на нервную и иммунную систему

Регулярные занятия плаванием являются мощным фактором воздействия на нервную высшую деятельность человека.

Действие температуры воды уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение мозга.

Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания человек легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память.

Следует отметить, что приятные ассоциации, связанные с плаванием, положительно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, так необходимого в повседневной жизни.

Рассмотрев оздоровительное воздействие занятий, плавание на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы, опорно-двигательный аппарат, безусловно, необходимо отметить, что кроме этого плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур. К тому же, происходящие изменения в крови повышают защитные свойства ее иммунной системы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям.

Итак, в результате занятий плаванием на организм человека оказывается разностороннее положительное воздействие. В оздоровительных целях плавание доступно и полезно практически всем возрастным категориям.

Плавание является одним из важнейших звеньев в системе закаливания и физического воспитания любого человека. Постоянный контакт с водой закаливает, является лучшим средством профилактики простудных заболеваний, способствует воспитанию силы воли и физической выносливости. Во время плавания создаются прекрасные условия для улучшения работы системы органов кровообращения: увеличивается количество кислорода, поглощаемого всеми органами и тканями организма, усиливается венозный отток от ног, сокращаются почти все мышцы тела. Плавание развивает дыхательную и сердечно-сосудистую системы и в значительной степени укрепляет весь организм.

Плавание полезно как здоровым, так и больным людям. Здоровые получают прекрасную закалку, улучшают свои физические возможности, а те, кто страдает различными заболеваниями, находят в плавании и водных процедурах прекрасное дозированное лечебное средство. Плавание помогает излечить такие болезни, как неврозы, неврастении, повреждения позвоночника, последствия травм и болезни опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие). При болезнях обмена веществ, бронхиальной астме и хронических воспалительных заболеваниях системы органов дыхания плавание является незаменимым средством оздоровления.

Плавание увеличивает общую выносливость организма, повышает иммунитет и общий тонус организма. Плавание способствует закаливанию организма, человек становится меньше подвержен простудным заболеваниям. Во время плавания совершенствуется механизм терморегуляции, улучшаются иммунологические свойства, повышается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.

Перечень использованных источников

Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь – плавание. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 160с.

Викулов А.Д. Плавание: Учебное пособие для студентов высших учебшых заведений. – М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 368с.

Иванченко Е.И. Наука о спортивном плавании. — Мн.: МПП Госэкономплана РБ, 1993. — 168 с.

Каптелин А.Ф. Плавание в лечебных целях //Здоровье. — 1980. — № 7. — С. 26-27.

Никитский Б.Н. Плавание: Учебник для вузов. – М.: Просвещение, 1981. – 304 с.

Плавание. Учебник под ред. Н.Ж. Булгаквой. — М.: ФиС, 2001. – 398

Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиоза у детей. — Киев: Здоровье, 1980. — 144 с.

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий