Правила безопасного передвижения велосипедистов по дороге

Правила безопасного передвижения велосипедистов по дороге
Содержание

Ездить по дороге на велосипеде важно с соблюдением правил дорожного движения и вниманием к окружающей среде. Велосипедист должен двигаться по правой стороне проезжей части, следуя в том же направлении, что и автомобили, и использовать велосипедные дорожки, если они есть. Обязательно подавайте сигналы о своих намерениях и соблюдайте установленные знаки.

Кроме того, важно быть внимательным и предсказуемым для остальных участников движения. Носите шлем и яркую одежду для повышения видимости, особенно в темное время суток. Не забывайте о безопасности, соблюдая дистанцию от автомобилей и избегая резких маневров. Это поможет минимизировать риски и создать безопасную атмосферу на дороге.

Какие правила нужно знать велосипедисту, прежде чем выехать на дорогу в 2023 году

Игнорирование ряда этих норм может привести, как минимум, к наложению штрафа, а в худшем случае — к серьезному ДТП и продолжительному лечению.

В 2023 году некоторые изменения в правилах дорожного движения затронули и велосипедистов, однако общий принцип остался прежним. Даже если у велосипедиста большой опыт, ему не будет лишним освежить в памяти некоторые правила дорожного движения.

Кто такой велосипедист

В правилах дорожного движения ясно указано: велосипедист — это не пешеход, так как он перемещается по проезжей части или тротуару. В то же время, если человек ведёт велосипед "на руках", то он, безусловно, считается пешеходом, поскольку не осуществляет управление транспортным средством, несмотря на то, что находится рядом с ним.

Велосипедист как участник дорожного движения может переходить из одного режима в другой. А значит, при необходимости водитель велосипеда может слезть со своего "стального коня" и далее действовать в режиме пешехода. К примеру, переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. В марте 2023-го вступило в силу постановление, согласно которому статус велосипедиста стал более чётким.

Правила-2023: средства индивидуальной мобильности

С 1 марта 2023 года на всех велосипедах должен быть установлен обязательный элемент — педали или рукоятки, как у моделей с ручным приводом.

По новым нормам, велосипеды не включают в себя такие транспортные средства, как самокаты, скейтборды и роликовые коньки. Электросамокаты, гироскутеры, электроскейтборды и аналогичные устройства теперь классифицируются как "средства индивидуальной мобильности" (СИМ). Для них действуют свои правила, и эта тема требует отдельного обсуждения.

Правила дорожного движения для велосипедистов

При поверхностном взгляде на ПДД может показаться, что владельцу велосипеда достаточно изучить раздел правил 24 "Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов". Но нет. В правила придётся вникать гораздо глубже. По некоторым параметрам велосипедисты приравнены к мотоциклистам — с 1 марта 2023 года велосипедист, который едет вне населённого пункта в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости, обязан иметь при себе предметы со световозвращателями. Это требование относится не только к движению по проезжей части, но и в любых других разрешённых местах.

Обязанности велосипедиста: техническое состояние велосипеда

Согласно пункту 2.3.1. Правил дорожного движения, водитель любого транспортного средства, включая велосипедистов, обязан поддерживать свой велосипед в надлежащем состоянии.

Выезд на проезжую часть с неисправными тормозами или рулевым управлением строго запрещён. Велосипедист должен воздерживаться от поездок в тёмное время суток или при неблагоприятных погодных условиях, если его велосипед не оборудован фарой и задними огнями.

Те, кто пытается облегчить велосипед за счёт удаления необходимых элементов, будут подвергнуты административным санкциям. Очевидно, что такие действия ставят под угрозу как их жизнь, так и безопасность других участников дорожного движения. Если возникают сомнения, рекомендуется ознакомиться с актуальными ПДД за 2023 год перед поездкой, чтобы не упустить важные детали и нормы.

Что запрещено делать велосипедисту по ПДД

Ездить "без рук" нельзя, нужно держаться за руль хотя бы одной конечностью.

Также нельзя поворачивать налево на дорогах с трамвайным движением и там, где больше одной полосы, за исключением велосипедных зон. Это значит, что в городе нельзя поворачивать налево практически на всех крупных улицах. Велосипедисту не запрещено пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, но только в положении рядом с велосипедом. Велосипедист не обязан надевать шлем, но тем не менее этот пункт относится к рекомендациям. В некоторых случаях шлем может спасти жизнь.

Можно ли ездить на велосипеде пьяным

Некоторые гонщики тешат себя иллюзией, что велик — не автомобиль, а значит, с хмельного велосипедиста спроса нет. Это не так. Пункт 2.7 ПДД "запрещает управлять велосипедом лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, а также передавать управление лицам, находящимся в состоянии опьянения".

Даже если друг или родственник во время застолья попросил сгонять за пивком на велосипеде в соседний киоск, ему следует отказать.

Штрафы для велосипедистов

Почти любое нарушение ПДД велосипедистом наказывается штрафом в размере 800 рублей. За пьяную езду — штраф 1–1,5 тысячи рублей. Если велосипедист мешает другим участникам движения, он должен быть готов выплатить одну тысячу рублей. Согласно пункту 14.1 ПДД, велосипедист обязан уступать пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть.

За причинение вреда другому участнику движения велосипедист, согласно п. 1 ст. 12.30 КоАП, заплатит 1–1,5 тысячи рублей.

Правила дорожного движения: сигналы велосипедиста на дороге

Согласно пункту 8.1., перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой водитель обязан подавать сигналы "световыми указателями поворота". На велосипедах нет световых указателей поворота, сигналы подают рукой (впрочем, и автомобилисты в случае неисправности световых указателей используют руки).

Если во время движения вытянуть в сторону левую руку, это будет эквивалентно сигналу левого поворота. Вытянутая правая рука — сигнал правого поворота.

Сигналы поворота подаются заранее, до начала поворота. Вернуть руку на руль лучше перед самым началом поворота. Если отсутствует практика в этом вопросе, лучше потренироваться в безопасном месте.

Где можно ездить на велосипеде

В разделе 24 Правил дорожного движения, который охватывает движение велосипедистов, содержится шесть пунктов (24.1–24.6). Велосипедисты, достигшие возраста 14 лет, имеют право передвигаться (в порядке убывания):

  • велосипедная дорожка;
  • велопешеходная дорожка;
  • полоса для велосипедистов;
  • правый край проезжей части;
  • обочина;
  • тротуар или пешеходная дорожка.

Каждый последующий пункт в данном списке подразумевает, что предыдущие варианты отсутствуют. То есть по обочине можно ехать, если нет велосипедной дорожки или нет возможности ехать по правому краю проезжей части.

Но есть исключения. По проезжей части можно ехать, если ширина велосипеда или груза превышает один метр. Ещё это разрешено, если движение осуществляется в колоннах. Взрослому можно ехать по тротуару / пешеходной дорожке, если он сопровождает велосипедиста младше 14 лет или перевозит ребёнка в возрасте до 7 лет.

Велосипедисты в возрасте от 7 до 14 лет могут ездить по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а В пределах пешеходных зон.

Правила-2023: ПДД для велосипедиста

По состоянию на 2023-й велосипедисты могут передвигаться по тротуарам и обочинам, но они должны следовать ряду требований.

Если водитель велосипеда создаёт помехи для других участников движения, он должен спешиться и перейти в режим пешехода.

Показательный пример: согласно пункту 24.6, если велосипедист и автомобилист будут ехать по тротуару и столкнутся, в аварии будут виноваты оба, поскольку нарушили правила и создали условия для ДТП. Но если автомобиль въедет в спешившегося велосипедиста, виноват будет только водитель машины.

Как отмечают эксперты, главное правило для велосипедиста, как и любого другого участника движения, — быть предельно внимательным. И тогда всё будет хорошо.

Узнайте, как и где можно ездить велосипедисту по правилам

Когда велосипедист едет по дороге, он становится таким же участником дорожного движения, как и другие водители. Идеально, если велосипедист едет по выделенным дорожкам и соблюдает все правила дорожного движения, как водитель автомобиля. Когда дорожек нет, а движение на дорогах слишком плотное, велосипедист переезжает на тротуар, и тогда обязан вести себя как пешеход. Это схема кажется понятной, но судя по тому, что мы видим каждый день на дорогах — нет.

Обсудить

Pexels.com

Как ехать по велодорожкам

Сеть велосипедных дорожек в последние годы разрастается в российских мегаполисах, но велосипедной инфраструктуры все еще недостаточно, чтобы велосипедисты могли передвигаться только по специальным полосам.

«Велосипедист — это и водитель, и пешеход. В случае движения по дорогам общего пользования велосипедист обязан соблюдать все ПДД. Кроме того, он должен иметь на велосипеде светоопозновательные знаки. Самая большая проблема с велосипедом на дороге — его относительная незаметность и скорость ниже потока.

Водители автомобилей, как правило, не ждут велосипеда перед собой или тем более справа, но по правилам обязаны учитывать вероятность его появления. В идеале велосипедист должен двигаться по выделенным велосипедным дорожкам. Поскольку они есть далеко не везде, он двигается по тротуарам. В этом случае он уже пешеход и обязан двигаться без рисков для других пешеходов (что не происходит, особенно среди доставщиков еды)»

Владимир Мартюков
Автомобильный специалист, руководитель проекта Auto2Credit

Как ехать по дороге

Материалы по теме
С этими педалями велосипедист заметнее на 57%

Велосипедисты обязаны двигаться только по направлению потока, то есть нельзя ехать по «встречке» на односторонней улице или двигаться навстречу потоку на трассе. Зато велосипедисты имеют право ехать по выделенной для общественного транспорта полосе, если она расположена справа от основной дороги. Велосипедист обязан обозначать свои маневры на дороге, посмотрите наглядно, как это выглядит, на инфографике.

Поворачивать налево велосипедист может только на дороге с одной полосой и без трамвайных путей. А поворот с многополосной дороги запрещен, если нет выделенной полосы для велосипедистов. Если же велосипедисту нужно повернуть налево на такой дороге, он обязан спешиться и перейти по пешеходному переходу. У велосипедиста приоритет, когда он выезжает с прилегающей территории.

А также, если из двора выезжает автомобиль, то водитель обязан уступить дорогу велосипедисту, движущемуся по дороге. Еще водители должны уступить дорогу велосипедисту на перекрестке, когда он едет прямо, а машины поворачивают направо.

Материалы по теме
Видео: Гонка Bajaj Qute против велосипеда на дистанции в ¼ мили

Когда велосипедист выезжает на дорогу, он становится равноправным участником дорожного движения, как и водители автомобилей. Он обязан пропускать пешеходов, соблюдать правила дорожного движения и останавливаться на светофорах. Кроме того, садиться на велосипед в состоянии алкогольного опьянения также запрещено. Поскольку водительских удостоверений для управления велосипедами пока не предусмотрено, сотрудники ГИБДД не смогут их отнять, но могут выписать штраф в размере 1000—1500 рублей.

Как ехать по тротуару

По правилам велосипедист может ехать по тротуару, только если на улице нет специально отведенных полос, вдоль тротуара ехать нет возможности, например, из-за припаркованных автомобилей, ДТП или односторонней полосы в противоположную сторону. То есть пешеходная зона и тротуар должны использоваться велосипедистом только в крайнем случае, когда другие места для движения недоступны.

Исключение — если велосипедист везет ребенка до 7 лет или сопровождает другого велосипедиста до 14 лет. Велосипедист обязан заботиться о безопасности пешеходов и не должен создавать помехи для их движения. Если это невозможно, велосипедист обязан спешиться. А также слезать с велосипеда он должен, когда переходит пешеходный переход. В противном случае водитель может не успеть остановиться.

«При пересечении пешеходного перехода велосипедист обязан спешиваться, так как водитель автомобиля не успевает среагировать на выезжающий велосипед на зебру. Это грубейшее нарушение, которое может привести к трагедии для велосипедиста и водителя автомобиля»

ПДД для велосипедистов 2025 года

Правила безопасного передвижения велосипедистов по дороге

Как только над центральной частью России устанавливается достаточно теплая погода, количество двухколесных транспортных средств значительно увеличивается. Сотни водителей велосипедов и мопедов появляются на городских улицах и вливаются в плотный транспортный поток.

По моим наблюдениям как минимум 80 процентов водителей двухколесных транспортных средств, для которых не требуется водительское удостоверение, не имеют абсолютно никакого представления о правилах дорожного движения и выезжают на дорогу совершенно неподготовленными.

Правила дорожного движения для водителей мопедов и скутеров были рассмотрены в одной из предшествующих статей на pddmaster.ru. Ну а сегодня пришло время подробно разобрать ПДД для велосипедистов.

Естественно, велосипедист должен знать и соблюдать требования относящихся к нему правил, поэтому всем любителям велопрогулок рекомендую изучить данную статью. Кроме того, даже если у Вас нет велосипеда, Вам также необходимо изучить правила велосипедиста на дороге, чтобы в случае возникновения ДТП с участием водителя велосипеда Вы могли сразу же определить нарушение правил и четко на это указать сотруднику ГИБДД.

Что такое велосипед?

Казалось бы ответ на вопрос "что такое велосипед?" знает даже маленький ребенок, однако нас интересует формулировка понятия велосипед из пункта 1.2 правил дорожного движения:

"Велосипед" представляет собой средство передвижения, за исключением инвалидных колясок, оснащенное как минимум двумя колесами. Обычно оно приводится в движение за счет мышечной силы людей, находящихся на этом средстве, с помощью педалей или ручек. Кроме того, велосипед может быть оборудован электродвигателем с номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающим 0,25 кВт, который автоматически отключается при достижении скорости свыше 25 км/ч.

В данном пункте нас в первую очередь интересует фраза "транспортное средство", т.к. именно она подчеркивает, что все пункты правил дорожного движения, относящиеся к транспортным средствам, относятся в том числе и к велосипедам.

Обращаю ваше внимание на то, что в 2025 году на велосипедах могут быть установлены электродвигатели с низкой мощностью (до 0,25 кВт), которые будут автоматически отключаться при достижении скорости 25 км/ч.

Второе понятие, которое следует рассмотреть в рамках этой статьи — пешеход:

"Пешеход" — это лицо, находящееся вне транспортного средства на проезжей части или на тротуаре, а также на велодорожке, не осуществляя при этом каких-либо работ. К категории пешеходов также относятся лица, передвигающиеся на инвалидных колясках, использующие средства индивидуальной мобильности, велосипеды, мопеды, мотоциклы, а также те, кто ведет санки, тележки, детские или инвалидные коляски, и применяющие для передвижения роликовые коньки, самокаты и другие схожие устройства.

Обратите внимание, водитель велосипеда не является пешеходом во время движения. Однако человек, ведущий велосипед, пешеходом является.

В связи с этим у владельцев велосипедов появляется достаточно интересная возможность. При желании любой велосипедист может без особых усилий стать пешеходом и наоборот.

Так что в случае необходимости велосипедист может слезть с велосипеда и руководствоваться пунктами правил, предназначенными для пешеходов (например, переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу).

Правила дорожного движения для велосипедов

Правила для велосипедистов.

Рассмотрим правила дорожного движения для велосипедов. При беглом просмотре текста правил дорожного движения может показаться, что ПДД для велосипедистов сосредоточены исключительно в 24 разделе правил "24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов". Однако на деле все обстоит совершенно по-иному.

В правилах дорожного движения существует несколько типов участников дорожного движения, к которым может относиться конкретный пункт правил. В числе прочих это механическое транспортное средство, транспортное средство и водитель. Велосипед без двигателя не является механическим транспортным средством, однако все пункты относящиеся к водителям и к транспортным средствам применимы и к велосипедистам.

Внимание! Пункты правил, относящиеся к пешеходам, не относятся к водителям велосипедов. Они относятся лишь к лицам, ведущим велосипед.

Таким образом большая часть правил дорожного движения распространяется на велосипедистов, включая и специальный 24 раздел. Разбирать и объяснять абсолютно все ПДД для велосипедистов в этой статье я не буду. Интересующийся читатель может сделать это самостоятельно. Я остановлюсь лишь на тех пунктах правил, которые чаще всего нарушаются водителями велосипедов.

Техническое состояние велосипеда

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем — Основные положения).

Запрещено передвижение, если имеются неисправности в тормозной системе, рулевом управлении, сцепном устройстве (в составе автопоезда), отсутствуют исправные фары или задние габаритные огни в темное время суток или при недостаточной видимости, а также если стеклоочиститель со стороны водителя не функционирует во время дождя или снегопада.

Итак, правила дорожного движения запрещают движение велосипеда, у которого есть неисправности рабочей тормозной системы или рулевого управления. Причем речь идет не только об управлении велосипедом со сломанным рулем или тормозами.

Существуют "увлеченные" велосипедисты, которые пытаются уменьшить вес велосипеда всевозможными способами. В том числе в ход идет удаление тормозов и прочих элементов конструкции. Наказание за подобное нарушение предусмотрено кодексом об административных правонарушениях и будет рассмотрено в конце статьи.

Алкогольное опьянение велосипедиста

Пункт 2.7 правил дорожного движения запрещает управлять велосипедом лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, а также передавать управление лицам, находящимся в состоянии опьянения.

Например, если пьяный товарищ слезно умоляет Вас дать ему велосипед для поездки к ближайшему киоску "за добавкой", ему нужно в этом настойчиво отказать.

Сигналы поворота

8.1. Прежде чем начать движение, сменить полосу, выполнить поворот (разворот) или остановиться, водитель обязан подавать сигналы с помощью световых указателей направления. Если указатели отсутствуют или не функционируют, разрешается подавать сигналы рукой. При выполнении маневра необходимо избегать создания опасности движения и помех для других участников дороги.

Сигнал для левого поворота (разворота) выполняется вытянутой вбок левой рукой или правой, вытянутой вбок и согнутой в локте под углом 90 градусов вверх. Сигнал для правого поворота осуществляется вытянутой вбок правой рукой или левой, вытянутой вбок и согнутой в локте под углом 90 градусов вверх. Для подачи сигнала торможения используется поднятая вверх левая или правая рука.

Водитель велосипеда должен подавать сигналы поворота перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой. Поскольку световыми указателями поворота велосипеды не оборудуются, сигналы необходимо подавать рукой. Сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу правого поворота — вытянутая правая рука.

На практике я рекомендую использовать в качестве сигналов именно руку, вытянутую в сторону поворота. Обычно водители легко понимают значение этого сигнала. Что касается руки, согнутой в локте и вытянутой в другую сторону, то данный сигнал может ввести окружающих в заблуждение. Т.е. такой сигнал водители могут просто не понять.

Сигналы поворота необходимо подавать заблаговременно до начала поворота. Вернуть руку на руль можно непосредственно перед началом поворота.

С каждым годом на улицах становится все больше и больше велосипедистов, которые грамотно ведут себя на перекрестках и своевременно подают сигналы поворота. Со стороны может показаться, что выполнение этого маневра может вызвать затруднения или проблемы, однако на практике это не так. Достаточно лишь немного потренироваться на ровной поверхности.

Обратите внимание, что во время подачи сигнала поворота нельзя, во-первых, нажимать на ручку тормоза оставшейся на руле рукой, во-вторых, въезжать в ямы. И то и другое может привести к падению.

Где можно ехать на велосипеде?

В 2024 году велосипедистам уделено внимание в 6 пунктах раздела 24 правил дорожного движения (24.1 — 24.6).

Расположение велосипедиста на проезжей части

Движение велосипедистов старше 14 лет возможно в порядке убывания:

  • По велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.
  • По правому краю проезжей части.
  • По обочине.
  • По тротуару или пешеходной дорожке.

Обратите внимание, что каждый последующий пункт в вышеприведенном списке подразумевает, что предыдущие пункты отсутствуют.

Например, по обочине (пункт 3) можно ехать только при отсутствии велосипедной дорожки или полосы, а также отсутствии возможности движения по правому краю проезжей части.

Кроме того, есть и несколько исключений:

  • По проезжей части можно ехать, если ширина велосипеда или груза превышает 1 метр.
  • По проезжей части можно ехать, если движение осуществляется в колоннах.
  • По тротуару или пешеходной дорожке можно ехать, если Вы сопровождаете велосипедиста возрастом до 14 лет или перевозите ребенка в возрасте до 7 лет.

При движении по проезжей части следует иметь в виду следующие пункты правил:

24.5. Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет возможно по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а В пределах пешеходных зон.

Обратите внимание, что "велосипедисты-школьники" не имеют права ездить по велосипедным полосам, проезжей части дороги и обочине.

Велосипедисты младше 7 лет могут передвигаться исключительно в компании пешеходов (по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, а также по зонам, предназначенным для пешеходов).

Таким образом в 2024 и 2025 году движение велосипедистов возможно в том числе и по тротуарам и обочинам. При этом правила велосипедиста предъявляют дополнительные требования:

Если передвижение велосипедиста или лица, использующего средство индивидуальной мобильности, на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки в таких зонах) создает опасность или мешает передвижению пешеходов, то велосипедист обязан спешиться и следовать правилам, установленным для пешеходов, а лицо, использующее средство индивидуальной мобильности, должно спешиться или уменьшить скорость до уровня, не превышающего скорость пешеходов.

Отмечу, что при движении по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам и пешеходным зонам велосипедист не должен создавать помехи движению иных лиц. В случае необходимости велосипедист должен слезть с велосипеда и продолжить движение в качестве пешехода.

Рассмотрим интересный пример. Предположим, по тротуару едут автомобиль (в некоторых случаях это разрешено правилами) и велосипедист. Если произойдет столкновение (ДТП), то виноваты в нем будут оба участника дорожного движения. Если же велосипедист будет идти по тротуару пешком, то в ДТП он виноват не будет (не будет оплачивать ремонт автомобиля).

Таким образом, пункт 24.6 подчеркивает, что в случае ДТП на тротуаре одним из его виновников в любом случае будет велосипедист.

Выделенные полосы для велосипедистов

В 2025 году на дорогах можно встретить выделенные полосы для велосипедистов, обозначенные специальными знаками:

Знак 5.14.2 Полоса для велосипедистовЗнак 5.14.4 Конец полосы для велосипедистовЗнак 5.11.2 Дорога с полосой для велосипедистовЗнак 5.12.2 Конец дороги с полосой для велосипедистовЗнак 5.13.3 Выезд на дорогу с полосой для велосипедистовЗнак 5.13.4 Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов

По этим полосам разрешено движение только на велосипедах и мопедах.

Выделенные полосы для общественного транспорта

Кроме того, в 2024 году велосипедисты могут двигаться и по выделенным полосам для общественного транспорта. Пункт 18.2 Правил:

18.2. На участках дороги, где имеются полосы для общественного транспорта, выделенные знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и 5.14, движение и стоянка любых других транспортных средств на этих полосах не разрешаются, кроме случаев:. Велосипедисты могут использовать полосы для маршрутных транспортных средств, если эта полоса расположена справа.

Знак 5.14.1 Полоса для маршрутных транспортных средствЗнак 5.14.3 Конец полосы для маршрутных транспортных средствЗнак 5.11.1 Дорога с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.12.1 Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.13.1 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.13.2 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств

Обратите внимание, велосипедист может выехать на полосу общественного транспорта только в том случае, если эта полоса обозначена одним из перечисленных выше знаков. Не должно быть дополнительных условий, запрещающих въезд на указанную полосу.

Например, в некоторых российских городах движение организовано следующим образом. Фактически дорога имеет выделенную полосу для маршрутных транспортных средств и все участники движения это понимают. Однако с точки зрения ПДД полоса не обозначается перечисленными выше знаками. Просто при въезде на нее устанавливается знак 3.1 "кирпич".

Знак 3.1 Въезд запрещен

Игнорировать предписания этого знака вправе только водители общественного транспорта. Остальным автомобилистам и велосипедистам запрещено проезжать под "кирпич".

Велосипедист на полосе для общественного транспорта

Велосипедные зоны

С 14 декабря 2018 года в правилах дорожного движения появилось понятие "Велосипедная зона". Для обозначения велозоны используются следующие дорожные знаки:

Знак 5.39 Велосипедная зонаЗнак 5.40 Конец велосипедной зоны

По велосипедной зоне могут двигаться не только велосипедисты, но и механические транспортные средства (автомобили). При этом должны соблюдаться следующие правила:

  • Велосипедисты имеют приоритет над автомобилями.
  • Велосипедисты могут двигаться по всей попутной стороне проезжей части, а не только у правого края.
  • Велосипедистам не запрещены поворот налево и разворот на широких дорогах.
  • Скорость движения ограничена цифрой 20 км/ч.
  • Пешеходы могут переходить дорогу в любом месте, но преимущества они при этом не имеют.

Более подробная информация про велозоны приведена в следующей статье:

Водители велосипедов должны пропускать пешеходов на переходах

14.1. Водитель автомобиля, который подходит к нерегулируемому пешеходному переходу, должен предоставить преимущество пешеходам, переходящим дорогу или уже находящимся на проезжей части (включая трамвайные пути) с целью совершения перехода.

Велосипед, также как и любое другое транспортное средство, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.

Световые приборы для велосипедов

19.1. 19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а В тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах и средствах индивидуальной мобильности — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);

19.5.В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

В темное время суток на велосипеде должны быть включены фары или фонари.

Примечание. До 1 марта 2023 года велосипедисты должны были в светлое время суток включать ближний свет фар или дневные ходовые огни. В 2025 году это требование отменено.

Возраст для управления велосипедом

Управлять велосипедом разрешается в любом возрасте. Однако в зависимости от возраста правила движения на велосипеде различаются (речь об этом шла выше).

Разрешено передвигаться по автомобильной дороге только с 14-летнего возраста.

Запреты для водителей велосипедов
  • управлять велосипедом, мопедом и средством индивидуальной мобильности (при наличии руля), не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией велосипеда или средства индивидуальной мобильности;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Из этого перечня нужно отметить следующие пункты:

1. Водителям велосипедов запрещается поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. Т.е. поворот налево в городе велосипедисту запрещен практически на всех крупных улицах.

Примечание. Данное требование не распространяется на велосипедные зоны, а также на дороги, где поворот налево разрешен из крайней правой полосы.

На практике можно предложить следующий выход из сложившейся ситуации. Водитель велосипеда покидает свое транспортное средство и становится пешеходом. Затем он пересекает перекресток в требуемом направлении по пешеходному переходу. После этого он вновь садится на велосипед и продолжает движение по проезжей части или обочине.

2. Запрещается буксировка велосипедами и мопедами, а Велосипедов и мопедов.

3. При управлении велосипедом не требуется специальный велошлем, однако рекомендую его приобрести всем веловладельцам. Однажды я был свидетелем того, как в достаточно безобидной ситуации мой товарищ упал с велосипеда и ударился головой (о землю, не об асфальт). Вследствие этого он получил сотрясение мозга и потерял память за последние несколько недель.

Думаю не стоит напоминать, что в случае ДТП с участием автомобиля велошлем может сохранить Вам жизнь. Так что не экономьте на собственном здоровье.

Распространенные нарушения правил водителями велосипедов

Самые распространенные нарушения правил водителями велосипедов — это движение навстречу транспортным средствам и движение на велосипеде по пешеходному переходу. В перечисленных ситуациях велосипедисты попросту не знают, что они стали водителями, и в душе продолжают оставаться пешеходами.

Оба перечисленных маневра чрезвычайно опасны, однако особенно сильно это относится к пересечению дороги по пешеходному переходу велосипедистом. Очень часто в подобных ситуациях погибают дети, причем водители автомобилей виноватыми не являются (они должны пропускать исключительно пешеходов, к которым велосипедисты не относятся).

Также стоит отметить, что велосипед способен легко набирать скорость до 30 — 40 км/ч, что делает появление велосипедистов на дороге довольно быстрым и внезапным. Водителям автомобилей следует с осторожностью наблюдать за движением велосипедистов как на проезжей части, так и в соседних зонах в летнее время года.

Штрафы за нарушение правил дорожного движения водителями велосипедов

Для начала хочу отметить, что в отличие от действующих правил дорожного движения, в главе 12 кодекса об административных правонарушениях велосипед не рассматривается как транспортное средство. Об этом свидетельствует примечание к статье 12.1:

Замечание. В контексте данной статьи под транспортным средством подразумевается автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания свыше 50 кубических сантиметров или с максимальной мощностью электродвигателя превышающей 4 киловатта и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час. К этому понятию также относятся прицепы, требующие государственной регистрации, а в других статьях данной главы упоминаются тракторы, самоходные дорожностроительные и другие самоходные машины, управление которыми согласно законодательству Российской Федерации о безопасности дорожного движения требует специального разрешения.

В соответствии с этим примечанием к велосипедистам не могут быть применены положения статей главы 12, относящиеся к транспортным средствам.

Тем не менее для велосипедистов предназначена особенная статья КоАП, предусматривающая штрафы за нарушение правил:

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а Водителя транспортного средства), —

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Таким образом, практически любое нарушение правил дорожного движения, допущенное велосипедистом, должно быть наказано штрафом в размере 800 рублей. Единственное исключение — нарушение, допущенное в состоянии опьянения. Оно наказывается штрафом в размере 1 000 — 1 500 рублей.

Однако есть в КоАП и еще одна статья, действие которой также распространяется на велосипедистов:

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения со стороны пешехода или другого участника дорожного движения, что привело к возникновению помех для движения автотранспортных средств или причинению лёгкого или средней тяжести вреда здоровью пострадавшего.

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или другим участником дорожного движения (за исключением водителя), которое привело к созданию помех для движения транспортных средств, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

2. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Согласно статье 12.30, если велосипедист создаст помехи в движении транспортных средств, то он получит штраф 1 000 рублей (вместо 800, рассмотренных выше).

Ну а самое суровое наказание для велосипедиста — это штраф в размере 1 000 — 1 500 рублей, который может быть наложен в случае причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью другого участника дорожного движения. Для получения этого штрафа нужно сильно постараться (на большой скорости не поделить дорогу с пешеходом).

Кроме того, любой штраф велосипедист может оплатить со скидкой 50 процентов.

Так что штрафы для водителей велосипедов в настоящее время не идут ни в какое сравнение со штрафами для водителей автомобилей (30 000 рублей за управление автомобилем в состоянии опьянения). Кроме того, преимущество велосипедистов на дороге состоит и в том, что за нарушение требований ПДД их штрафуют крайне редко. А это в свою очередь ведет к тому, что большинство "двухколесных" ведут себя на дороге непредсказуемо, провоцируя возникновение опасных ситуаций.

На этом рассмотрение особенностей ПДД для велосипедистов закончено. Еще раз напоминаю, что каждому велосипедисту необходимо хотя бы раз прочитать полную версию правил дорожного движения.

Ну а в завершение предлагаю Вам посмотреть короткое видео, которое наглядно демонстрирует, к чему может привести нарушение ПДД для велосипедистов:

Желаю вам безопасных поездок!

Обновлено: 27 февраля 2023
Раздел: Нормы Дорожного Движения
Информация об авторе:
Максим Калашников

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий