Правильная езда на велосипеде по проезжей части требует соблюдения правил дорожного движения и внимательности к окружающим. Велосипедист должен двигаться в том же направлении, что и автомобили, использовать маршрутные знаки и сигналы, а также учитывать скоростной режим. Необходимо максимально придерживаться правой стороны дороги, уступая дорогу пешеходам и знакам, запрещающим движение.
Кроме того, важно быть видимым на дороге, особенно в условиях плохой видимости или в ночное время. Ношение световозвращающих элементов и использование велосипедных фонарей увеличивают безопасность. Велосипедист должен постоянно оценивать дорожную ситуацию и быть готовым к неожиданным манёврам автомобилистов, чтобы минимизировать риск аварий.
Как ездить на велосипеде в городе: правила и лайфхаки
Велосипед стал неотъемлемой частью городской транспортной системы. На них передвигаются на работу, к месту отдыха, занимаются спортом и просто наслаждаются прогулками.
Правила езды
Наиважнейшее и очевидное правило – перед тем, как отправиться на велосипеде по городу, обязательно следует ознакомиться с правилами дорожного движения для велосипедистов. В 2020 году была опубликована новая версия с некоторыми изменениями. Полный текст доступен для чтения здесь.
- Велосипед движется по проезжей части – это главное правило, которое и нарушают чаще всего. Тротуар для пешеходов, газон – не для велосипедов.
- Если есть велодорожки – ехать по ним. Но в России их наличие – скорее миф и грёза, даже в Москве сеть велодорожек не охватывает всего города и не везде связана между собой.
- Ехать на велосипеде надо в направлении потока машин, вдоль обочины, на расстоянии полметра-метр от неё.
Раздел 24.2 Правил дорожного движения указывает на позицию велосипеда в транспортном потоке – эти сведения стоит запомнить, чтобы эффективно защищать свои интересы при конфликтных ситуациях с водителями автомобилей.

Но и правила, и здравый смысл не приравнивают велосипед к машине. В идеальном мире можно рассчитывать на некоторое снисхождение от других участников движения. Но в реальности такое положение велосипеда в мире автодорог требует от велосипедиста предельной концентрации и неусыпного внимания.
«Независимо от того, что у вас горит зелёный сигнал светофора, всегда нужно проверять ситуацию справа и слева! На дороге могут появиться пешеходы, а Водители, которые ведут себя непредсказуемо. Не забывайте, что внезапные препятствия могут возникнуть в любом моменте. Ключевые моменты – это сосредоточенность и внимательность», – делится своим мнением Андрей Шмыгун, мастер спорта по велоспорту с 20-летним опытом, а также организатор велогонок «Гранд Тур Мастерс».
Одежда, экипировка и особые знаки на велосипеде
Существуют как явные, так и неформальные нормы, касающиеся того, что должно присутствовать на велосипедисте и его транспортном средстве.
- Одежда. Всегда ярких, кислотных, «ядовитых» цветов: оранжевый, салатовый, красный. Велотрусы не обязательно подбирать в цвет – но верх одежды должен быть заметным.
- Шлем. По правилам взрослым велосипедистам носить шлем не нужно. Так что надевать его или нет для езды в городе – личный выбор каждого. Но из соображений безопасности всё-таки лучше носить.
- Светоотражатели. Вещь тоже не обязательная, но необходимая в тёмное время суток, в плохую погоду, в туман.
- Фары. А вот фары – непременный элемент для велосипеда по пункту 19.1 ПДД. Задняя фара должны быть красной, передняя – белой. Но важно ещё не забывать их включать, и тут можно прибегнуть к динамо-фонарям, которые загораются сами, пока вы крутите педали.
Как правильно подавать знаки автомобилистам
О своих манёврах велосипедисты должны обязательно предупреждать, и делать это возможно только рукой – поворотников у велосипедов нет.
- Если собираетесь поворачивать направо, вытягиваете вбок вправо правую прямую или согнутую в локте руку.
- Если собираетесь поворачивать налево, вытягиваете вбок влево левую прямую или согнутую в локте руку.
- Если останавливаетесь – поднимаете руку вверх.
Сигнал выдается перед выполнением манёвра и отключается непосредственно перед его началом – поворот следует выполнять, уверенно держа руль обеими руками.
Перед тем как повернуть, рекомендуется оглянуться назад и проверить, что водитель отметил ваш сигнал и снижает скорость, чтобы пропустить вас
Что можно и чего нельзя велосипедисту в городе
Необходимо рассмотреть моменты, которые могут вызвать разные интерпретации и дискуссии.
Получите тренировочные планы для марафона и полумарафона и начните подготовку прямо сейчас!
- С детьми, если ребёнок едет на своём велосипеде или сидит с вами в велосипедном кресле, ехать по тротуару можно и даже нужно. Это прописано в том же пункте 24.2.
- По тротуару ездить нельзя, но если вы там оказались, то придётся спешиваться и двигаться пешком в одном потоке с людьми, ведя велосипед рядом с собой.
- Пересекать зебру пешком нужно только в том случае, если велосипед двигался по тротуару – тогда проезжая часть пересекается на общих основаниях с пешеходами. Если же велосипед, как и положено, ехал по проезжей части, то спешиваться при пересечении зебры не надо.
- Поворот налево на велосипеде запрещён. Это действительно так, потому что такой манёвр достаточно опасный. Так что легально повернуть налево можно только по зебре – спешившись и пересекая проезжую часть по ней.
- По правилам редакции ПДД для велосипедистов ещё от 2015 года разрешается ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. Это актуально, например, для Москвы, где недавно такие полосы появились. Но надо помнить, что в выходные приоритет общественного транспорта заканчивается – там могут ездить и обычные машины.
Если произошла авария
Если речь о поломке, то можно попробовать починиться самому – для этого полезно возить с собой две специальные велосипедные ложки и запасную камеру, плюс набор ключей-шестигранников.
Велосипедисты считаются полноправными участниками дорожного движения и, следовательно, могут быть вовлечены в ДТП. Они обладают аналогичными правами и обязанностями, как и автомобилисты.
Если велосипед столкнулся с машиной, делать надо всё то же самое, что делают машины: вызывать ГИБДД или ДПС.
Тренировки на велосипеде в городе
Здесь всё чуть сложнее.
- В городе нельзя развивать скорость выше дозволенных 25 км/ч.
- Тренировку могут нарушить вынужденные остановки на светофорах и зебрах.
- Езда по скоростным трассам, кольцевым автодорогам, вроде МКАДа, – исключается.
- Если тренировка – это небыстрая езда, то тренироваться, то есть, по сути, просто ездить, в городе можно по правилам, описанным выше.
Но длительная тренировка и тем более темповая в городе невозможны. Трудно там будет отработать и силовые элементы, вроде подъёмов и интервалов. Поэтому остаётся один вариант – выезжать за город.

«Заниматься тренировками в городе не рекомендую, так как там много различных помех, светофоры, перекрёстки и не всегда адекватные пешеходы. Лучше всего погрузить велосипед в багажник, сесть в машину и уехать за город подальше, чтобы ничто не отвлекало от занятий. Это оптимальный вариант», – делится рекомендацией Андрей Шмыгун.
На тренировку на велосипеде, как и для обычной езды, лучше всего:
- Надеть яркую экипировку кислотных цветов.
- Надеть шлем, обязательно! При тренировочных скоростях в 30-50 км/ч он необходим.
- Надеть солнцезащитные очки – не для крутизны, а для защиты от пыли, ветра, мошек.
- Взять с собой ремнабор с запасной камерой.
- Взять с собой воду.
- Иметь съёмное крыло, которое можно надеть в случае дождя.
«Ещё не надо забывать пить и есть на тренировках и не брать на себя слишком много – переутомление ведёт к снижению внимания, а это очень часто провоцирует аварии, довольно нелепые, но опасные», – предупреждает участница чемпионатов мира на олимпийской дистанции и «половинке» Ironman, совладелец, руководитель, тренер спортивного клуба и команды RedLava Team Инна Цыганок.
Поведение при езде на велосипеде в группе
Когда тренировка происходит в группе, от велосипедиста требуется внимательность и концентрация, а также неукоснительное следование словам тренера.
«Важно чётко выполнять указания тренера, когда происходит езда в группе. И в группе первый всегда думает о тех, кто сзади, а не так, что подъехал к светофору, видит там мигающий жёлтый и думает – проскочу. Остальные сзади уже не успеют», – напоминает Инна Цыганок.
При передвижении в компании следует учитывать несколько дополнительных сигналов и норм:
- Если первый видит на дороге люк или яму, он должен дать сигнал рукой на объезд препятствия.
- Перед любым новым препятствием на дороге – пробка, машина – сигнал «Внимание!» подаётся рукой вверх. Он же нужен для того, чтобы предупредить о торможении.
- Нельзя допускать резких виляний.
- Тормозить, особенно с большой скоростью, только двумя руками, задействуя и задний, и передний тормоза.
- В случае поломки сначала подать сигнал группе, а потом тормозить.
Правила дорожного движения для велосипедистов

Как уберечься от опасности? Ежедневно мы являемся участниками дорожного движения, выступая в качестве пешехода, пассажира или водителя, даже когда катаемся на велосипеде.
Простые правила для того, чтобы избежать опасности:

главный навык для езды на велосипеде – это научиться держать равновесие;
сев за руль велосипеда ты считаешься водителем и должен соблюдать все правила дорожного движения;
Детям младше 14 лет запрещено кататься на велосипеде по проезжей части, обочинам дорог и тротуарам;
кататься на велосипеде можно только в безопасных местах, вдали от дорожного движения, в парках на специальных велосипедных дорожках, во дворах;
катаясь на велосипеде, надевайте шлем, чтобы защитить голову в случае падения.Правила езды на велосипеде для школьников.
Памятка. Прежде чем выехать из дома, велосипедист обязан:
проверить техническое состояние велосипеда;
проверить рулевое управление – насколько свободно он поворачивается;
проверить шины – хорошо ли они накачены;
проверить, в порядке ли ручной и ножной тормоза – смогут ли они остановить велосипед перед неожиданным препятствием;
проверить, работает ли звуковой сигнал велосипеда, чтобы ты мог вовремя предупредить людей о своем приближении и не сбить их.
Велосипедист, помни! От твоей дисциплины зависит твоя безопасность и безопасность окружающих тебя людей. Желаем тебе счастливого пути!
Угрозы, которые могут встретить молодого велосипедиста
- Опасная привычка. «Любимая» опасная привычка велосипедистов — начинать движение, не осмотревшись по сторонам налево, направо, не оглянувшись назад. Именно это — поворот влево, не глядя — причина подавляющего большинства наездов на велосипедистов!
2. «Пустынная улица». На таких улицах велосипедисты обычно катаются по проезжей части или, находясь недалеко от дороги, например, катаясь наперегонки, часто, не приостановившись и не оглядевшись, выезжают с ходу на проезжую часть или пересекают ее.
3. Нерегулируемый перекресток. При движении по улицам с неинтенсивным движением («пустынным») велосипедисты часто пытаются проехать через нерегулируемый перекресток, не снижая скорости, особенно под уклон.
При этом из-за домов, деревьев и других помех обзору они могут не заметить на пересекаемой дороге приближающийся к перекрестку транспорт.
Общее правило безопасного вождения для велосипедистов (как и для водителей) такое: при приближении к перекрестку или пешеходному переходу скорость необходимо снижать всегда, и тем больше, чем обзор хуже.
4. На территории двора. Естественно, двор является пространством, где главными «гостями» можно считать пешеходов и велосипедистов, в то время как автомобилист, попавший во двор, оказывается «на незнакомой земле».
Однако в тесных дворах, где приходится проезжать на велосипеде близко к движущейся машине, лучше этого не делать: водитель может не заметить велосипедиста и совершить наезд.
Лучше сойти с велосипеда и вести его за руль, пока автомобиль близко.
5. Велосипедиста не замечают. Внимание водителей на проезжей части всегда настроено на размеры автомобиля, и они легко могут упустить в своем наблюдении за дорожной обстановкой такой «малогабаритный объект», как велосипед.
Поэтому велосипедисту стоит ездить, помня в любой ситуации о том, что он может быть не замечен водителем. И вести себя очень осторожно!
Водители особенно редко обращают внимание на велосипедистов в условиях сумерек, в ночное время, на слабо освещённых улицах и при недостаточной светоотражающей одежде велосипедистов.
Кроме того, водитель не замечает велосипедиста, когда тот находится близко позади — слева или справа, или прямо позади автомобиля, в «мертвой», не просматриваемой водителем зоне.
«Смотри и будь видимым» — это общее правило обязательно и для велосипедиста.
ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ВЕЛОСИПЕДИСТ (СКУТЕРИСТ):
Управлять велосипедом по дорогам разрешается с 14 лет, мопедом (скутером) – с 16 лет.
Велосипедисты и водители мопедов (скутеров) обязаны передвигаться лишь по самой правой полосе, причем по одному, как можно ближе к краю.
Движение по обочине допускается в том случае, если это не создает помех пешеходам.
Водителям велосипеда и мопеда (скутера) категорически запрещается:
Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.
Перевозить пассажиров на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками (данное правило не распространяется на детей в возрасте до 7-ми лет).
Транспортировка груза, который превышает 0,5 метра по длине или ширине габаритов, а также груза, затрудняющего управление, недопустима.
Осуществлять движение по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки.
Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
Двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
Прежде чем выехать из дома обязательно необходимо:
оценить техническое состояние велосипеда или мопеда;
проверить руль — легко ли он вращается;
проверить шины — хорошо ли они накачаны;
в порядке ли ручной и ножной тормоза — смогут ли они остановить велосипед, мопед перед неожиданным препятствием;
работает ли звуковой сигнал велосипеда, мопеда, чтобы вовремя предупредить людей о своем приближении и не сбить их.
ДОВОДИМ ДО ВАШЕГО СВЕДЕНИЯ, что согласно статье 12.29, часть 2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, за нарушения правил дорожного движения, совершенные лицами, достигшими 16-летнего возраста и управляющими мопедом или велосипедом в процессе дорожного движения, предусмотрены административные меры в виде предупреждения или штрафа в размере 200 рублей.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Прежде чем купить своему ребенку скутер, воспитайте в нем дисциплинированного участника дорожного движения.
Управлять скутером, мопедом разрешено только с 16 лет. При этом надо помнить, что на мопедах и скутерах запрещено перевозить пассажиров и совершать левый поворот или разворот на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении.
Также на мопедах и скутерах передвигаться по дорогам можно только по крайней правой полосе в один ряд, держась при этом как можно ближе к правому краю.
Все указанные правила касаются Велосипедистов, однако кататься по дорогам на велосипеде разрешается лишь с 14-летнего возраста.
Несмотря на то, что законодательством Российской Федерации разрешено движение по дорогам на велосипедах с 14 лет и на скутерах (мопедах) с 16 лет, подумайте о том, а готов ли Ваш ребенок в силу его возрастных и психо-физических особенностей ориентироваться на дорогах нашего города с его интенсивным движением, анализировать дорожную обстановку, быстро и грамотно принимать решения при возникновении аварийных ситуаций, строго следовать правилам дорожного движения? На любое изменение дорожной обстановки при отсутствии опыта и навыков вождения ребенок может растеряться. Задумайтесь об этом, перед тем как приобрести ребенку скутер. В случае малейших сомнений и во избежание трагедии отложите покупку этой «игрушки» на более поздний срок.
Правила езды на велосипеде для школьников (детей и подростков) и взрослых: по городу, по проезжей части
ПДД для взрослых и маленьких велосипедистов значительно отличаются. Детям до 14 лет нельзя выезжать на проезжую часть, а потому правила езды на велосипеде для школьников распространяются лишь на велосипедные дорожки и пешеходные зоны.
Дети до 7 лет должны быть всегда под присмотром взрослых людей. Также стоит обзавестись экипировкой: шлемом, налокотниками и наколенниками.
Главные рекомендации
Совершая маневры на велосипеде, ребенок должен правильно оценивать ситуацию и своевременно объезжать препятствия. Родителям нужно тренировать своё чадо для выработки навыка обзора местности и управления велосипедом одновременно.
В целях безопасности необходимо соблюдать следующие правила:
не рекомендуется слушать музыку через наушники во время движения;
нельзя разгоняться в местах большого скопления людей;
нужно использовать звуковые сигналы с помощью звонка для предупреждения пешеходов о произведении маневра;
нужно объезжать ямы, трещины, лужи, стекла и камни;
нельзя съезжать с тротуаров на проезжую часть;
нельзя отпускать руль во время движения;
не стоит переключать внимание на посторонние вещи, необходимо сосредоточиться на управлении велосипедом.
Важно, чтобы родители внушили своим детям необходимость заботиться о своём транспортном средстве, регулярное его обследование перед выездом и умение устранять небольшие неисправности.
Основные дорожные знаки для велосипедистов:
Этот знак указывает на велосипедную дорожку. Если полоса асфальта вдоль дороги не отмеченная данным знаком, то это просто обочина, движение по которой велосипедистам разрешено, или это тротуар, движение по которому велосипедистам запрещено.
Въезд на велосипеде под этим знаком запрещен.
Взрослые велосипедисты – полноправные участники дорожного движения, поэтому они могут совершать обгон других транспортных средств. Для того чтобы избежать аварий и травм, придерживайтесь простых советов:
Прежде чем совершать обгон, необходимо уменьшить скорость, чтобы другие автомобилисты могли вас заметить.
Обгоняя припаркованные машины учитывайте, что дверь может внезапно открыться и это неизбежно приведет к столкновению. Нельзя проезжать слишком близко к автомобилям.
Запрещено обгонять движущиеся автомобили справа, потому что вас может сбить встречный транспорт.
Необходимо учитывать, что стоящая на месте машина может начать движение. Поэтому велосипедисту всегда нужно быть на виду.
Каждому участнику дорожного движения важно различать виды пересекающихся дорог и знать правила проезда по ним.
Перед тем как повернуть направо, убедитесь, что вы уступили дорогу автомобилям, приближающимся с того направления. Если вы собираетесь повернуть налево, необходимо дать проехать всем транспортным средствам, которые движутся навстречу.
Перекресток с приоритетом
Этот участок образуется путем пересечения главной и второстепенной дорог. При движении по первой – велосипедист имеет преимущество, но приближаясь к перекрестку, ему следует снизить скорость, так как никто не может гарантировать соблюдения ПДД другими водителями. Если необходимо повернуть налево, пропустите транспортные средства, движущиеся со всех сторон.
По сигналу светофора вы можете проехать прямо либо направо. Движение налево запрещено, так как в ПДД предусмотрено движение велосипедистов только по крайней правой полосе либо по обочине.
Важно! Если у вас не получается пересечь перекресток, переведите велосипед в руках через пешеходный переход.
Передвижение вблизи объектов
Велосипедистам не всегда приходится ездить по открытой местности. Если вы проезжаете рядом с деревьями, кустами или сквозь туннели, обязательно подавайте звуковые сигналы. Таким образом вы предупредите пешеходов и автомобилистов о своём приближении. Это правило можно применять при выезде из-за угла.
Совет! Перед поездкой на дальние расстояния обзаведитесь небольшим звонком или клаксоном.
Детям до 7 лет разрешено кататься исключительно по тротуару, после 7 лет юные велосипедисты могут перемещаться по специальным дорожкам, но в присутствии родителей.
Перед первой поездкой нужно изучить правила езды для детей:
Учащийся обязан пропускать пешеходов.
Нельзя снимать руки с руля, ноги с педалей, а также перевозить пассажиров на велосипеде.
Перед каждым использованием, велосипед нужно осматривать с целью своевременного выявления неисправностей.
При движении необходимо соблюдать дистанцию, уметь объезжать прохожих.
Перед каждой поездкой нужно надевать защитную экипировку.
Настройка сидения нового велосипеда должна быть такой, чтобы ребенок мог дотянуться до педали прямой ногой в ее нижнем положении. Для безопасности школьника в темное время суток необходимо оснастить велосипед катафотами: белыми спереди, красными сзади и оранжевыми по бокам. Также потребуется установить звонок, фару или фонарик.
Шлем для ребенка нужно подбирать не на вырост, а по размеру его головы. Нельзя допускать, чтобы он сползал на глаза. Лучше всего приобрести яркий шлем со светоотражателями. Это обеспечит видимость малыша для всех участников движения даже в сумерки. Шлем также может быть с фонариком.
Кисти, локти и колени должны быть защищены специальной экипировкой – перчатками, наколенниками и налокотниками.
Одежду на ребенка нужно одевать легкую и дышащую, чтобы во время катания он не перегрелся. Недопустимо крутить педали в слишком длинных или широких штанах, их наматывание на цепь приведет к падению. Обувь должна быть удобной, хорошо держаться на ногах.
Все велосипедисты должны знать правила маневрирования. Во время начала движения, обгона или перестроения нужно поступать следующим образом:
при начале движения предоставьте преимущество всем машинам, движущимся по той же полосе;
въезжая во двор дома, пропустите встречный транспорт;
поворачивая направо, вытяните правую руку вбок или согните в локте левую руку;
поворачивая налево, вытяните левую руку либо согните правую;
если вам нужно остановиться, поднимите любую руку вверх.
Обратите внимание! Изображение знаков следует осуществлять тщательно, так как существует риск потерять контроль и упасть. Рекомендуется сначала провести тренировку.
Все маленькие велосипедисты должны выучить правила дорожного движения, а для катания использовать безопасные места.
При этом родители обязаны находиться рядом, контролировать своих детей, а также соблюдать скоростной режим во время езды.




