Велосипед является отличным средством передвижения, способствующим улучшению физической формы и здоровья. Регулярные поездки на велосипеде укрепляют сердечно-сосудистую систему, развивают мышцы и повышают общую выносливость, что делает занятия доступными и для взрослых, и для детей.
Кроме того, велосипед помогает снижать уровень стресса и улучшает настроение благодаря выработке эндорфинов. Он также является экологически чистым транспортом, который способствует уменьшению загрязнения воздуха и сокращению пробок в городах, делая городскую среду более комфортной для жизни.
Езда на велосипеде и ходьба пешком помогают повышать уровень физической активности, снижать загрязнение воздуха, спасать жизни людей и смягчать климатические изменения
Езда на велосипеде и ходьба пешком помогают бороться с избыточной массой тела и повышать уровень физической активности, недостаток которой ежегодно приводит в Европейском регионе к одному миллиону смертей. Оба этих активных способа передвижения также помогают снижать загрязнение воздуха, которое ежегодно становится причиной более полумиллиона смертей. В новой публикации ВОЗ говорится о том, что, согласно имеющимся научным данным, инвестиции в меры политики в поддержку безопасной езды на велосипеде и ходьбы могут играть важную роль в улучшении показателей здоровья, смягчении последствий изменения климата и улучшении состояния окружающей среды.
Массовый переход к езде на велосипеде и ходьбе сможет решать проблемы, связанные с существующими моделями мобильности, такие как загрязнение воздуха, парниковые газы и шум, дорожно-транспортный травматизм и недостаток возможностей для физической активности и использования общественного пространства. Этот тезис приводится в докладе под названием "Езда на велосипеде и ходьба: новейшие данные в поддержку выработки политики", который был представлен на Боннском диалоге по вопросам здоровья и окружающей среды, организованном Европейским центром ВОЗ по окружающей среде и охране здоровья.
Авторы публикации предлагают разработчикам политики новейшие научные данные в поддержку езды на велосипеде и ходьбы. Документ был подготовлен под эгидой Программы по транспорту, окружающей среде и здоровью (ОПТОСОЗ) – совместной программы ВОЗ и Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН).
Убедительные данные в поддержку езды на велосипеде и ходьбы пешком
Связь между физической активностью и здоровьем давно уже убедительно доказана, а в новой публикации детально рассказывается об эффекте для здоровья непосредственно от этих двух активных способов передвижения. Существует немало исследований, посвященных эффекту для здоровья от езды на велосипеде и ходьбы. В частности, доказано, что:
- ежедневные или практически ежедневные 30 минут ходьбы или 20 минут езды на велосипеде позволяют снизить риск смерти как минимум на 10%;
- активные способы передвижения помогают снизить почти на 10% риск сердечно-сосудистых заболеваний, и почти на 30% – риск диабета 2 типа;
- смертность от рака среди тех, кто использует велосипед в качестве транспорта, ниже на 30%.
Такие данные представляются особенно актуальными для нашего Региона, где, согласно Докладу ВОЗ о проблеме ожирения в Европе 2022 г., избыточная масса тела или ожирение наблюдаются почти у двух третей взрослых и у одной трети детей. Недостаточная физическая активность и ожирение являются в Регионе важными факторами риска неинфекционных заболеваний, на которые приходится почти 86% всех смертей и 77% бремени болезней.
Противодействие климатическому кризису и решение проблемы загрязнения воздуха требует немедленного снижения уровня выбросов от моторизированного транспорта, в особенности – от личных автомобилей. В публикации также отмечаются новейшие данные, которые свидетельствуют о том, что активные способы передвижения играют важную роль в смягчении последствий изменения климата. Например, для совершения поездок на расстояния вплоть до 16 км вполне можно отказаться от машины в пользу активных способов передвижения, и именно на такие поездки приходится 40% всех углеродных выбросов от транспортных средств. Хотя велосипед и ходьба не способны заменить собой все поездки на машине, их потенциал для снижения уровня выбросов все же весьма велик.
Вместе с тем, для перехода к активным способам передвижения требуется решить проблемы, связанные с безопасностью. Каждый год от травм, полученных в дорожно-транспортных происшествиях, гибнут 84 000 жителей Региона, в том числе более 20 000 пешеходов и более 3000 велосипедистов. Меры, направленные на повышение безопасности, должны следовать системному подходу, затрагивающему все структурные уровни, от просвещения на индивидуальном уровне до безопасности транспортных средств, разработки инфраструктуры и регулирования дорожного движения.
Какие шаги могут предпринять страны
Из публикации следует, что хотя Европейский регион считается лидером в том, что касается экологически безвредных видов транспорта, планирование в сфере активных способов передвижения остается фрагментированным, практически без координации усилий между муниципалитетами. Для обеспечения безопасности езды на велосипеде и ходьбы могут приниматься следующие меры:
- При организации городских пространств важно обеспечивать, чтобы до работы, учреждений образования и здравоохранения, точек общественного питания, продовольственных и непродовольственных магазинов, мест отдыха и других мест повседневного использования можно было безопасно добраться активным способом и общественным транспортом.
- Инфраструктура для безопасной езды на велосипеде и ходьбы играет ключевую роль в поддержке активных способов передвижения.
- Создание таких удобств, как раздевалки на работе и безопасные стоянки для велосипедов, а также близость остановок общественного транспорта как запасного варианта, тоже способствуют выбору в пользу активных способов передвижения.
- Создание зеленых зон, парков и тропинок, а также другие меры по реорганизации и возрождению городов, косвенно стимулируют езду на велосипеде и ходьбу.
- У детей должна быть возможность безопасно добраться до школы пешком или на велосипеде, и они должны знать о важности регулярной физической активности и о влиянии транспорта на окружающую среду.
- Снижение зависимости от автомобилей за счет оптимального землепользования и городского планирования, эффективный общественный транспорт и устранение стимулов для использования автомобилей может способствовать большей популярности езды на велосипеде и ходьбы.
- Страны должны разрабатывать собственные планы в поддержку езды на велосипеде и ходьбы, обеспечить необходимые для этого ресурсы и определить сферы ответственности за реализацию таких планов.
Новая публикация призвана способствовать реализации Общеевропейского плана комплексного развития велосипедного движения, который содержит ряд рекомендаций относительно выделения пространства для велосипедистов и пешеходов, улучшения инфраструктуры для активных способов передвижения, повышения безопасности велосипедистов и пешеходов и снижения числа происшествий со смертельным исходом, выработки странами политики в отношении езды на велосипеде и интеграции езды на велосипеде в политику здравоохранения и в городское и транспортное планирование. Этот план в прошлом году был утвержден 56 странами в общеевропейском регионе, принявшими участие в организованном под эгидой ОПТОСОЗ Пятом совещании высокого уровня по вопросам транспорта, охраны здоровья и окружающей среды.
Чем полезен велосипед
Настоящей проблемой нашего времени стал малоактивный образ жизни, постоянные стрессы и проблемы с экологией. Физическая культура направлена на повышение защитных сил организма, его жизненного тонуса, нормализации функций органов и систем. Оптимальная ежедневная физическая нагрузка организма обеспечивает его полноценную и сбалансированную деятельность. Какие именно физические нагрузки подобрать для подвижного образа жизни, каждый решает сам, учитывая вкус, возможности и потребности. В этой работе хотелось бы рассмотреть пользу, которую приносит человеку велосипед.
Существует много видов транспортных средств, так же существует много видов спорта. Каждый человек сам выбирает, какой вид транспорта использовать и каким видом спорта заниматься. Однако, спорт и транспорт можно соединить вместе и получить, изобретенный еще в середине 19 века, велосипед. Как упоминалось выше, велосипед – это средство передвижения. В связи с этим необходимо рассмотреть пользу передвижения на велосипеде относительно передвижения на других видах транспорта.
Во-первых, велосипед не испускает вредных выхлопных газов, при попадании которых в организм человека, больше всего страдают органы дыхания, что впоследствии может вызвать ряд опасных, как острых, так и хронических заболеваний.
Во-вторых, затраты на содержание велосипеда сведены к минимуму и не сравнимы с содержанием автомобиля. Экономия очень существенная.
В-третьих, парковочные места. Стоянки для автомобилей есть не везде, нужно тратить средства на платную стоянку или тратить время на то чтобы найти парковочное место рядом с работой, домом и т.д.
В-четвертых, в отличие от передвижения на общественном транспорте, Вы не будете зависеть от его расписания и от количества посадочных мест, а значит, риск опоздания будет сведен к минимуму.
Перейдем к пользе, которую приносит велосипед, как вид спорта. Регулярная езда на велосипеде укрепляет и тренирует сердце и сосуды, делает организм более выносливым, снижает усталость работы, сон становиться здоровым, просыпаться вы будете полным сил.
Во время движения на велосипеде вдыхается больше воздуха, чем обычно, соответственно, легкие работают в полную силу, увеличивается их объем, приходит в норму обмен веществ. Каждый орган, включая головной мозг, получает намного больше питательных веществ с кровью и кислородом.
Особенно полезны занятия велосипедом курящим людям, людям, страдающим вегето-сосудистой дистонией, головными болями. При катании тренируется вестибулярный аппарат, укрепляются мышцы ног, кровь в венах начинает активно двигаться, уменьшая застойные явления в сосудах. Велика польза велосипеда для людей, имеющих проблемы с варикозным расширением вен.
Еще одним плюсом велосипедных прогулок является профилактика аденомы, так как они способствуют улучшению кровоснабжения органов малого таза. Необходимо перечислить все мышцы, которые развиваются в процессе катания на велосипеде. Ягодичные мышцы, помогают нам удерживать равновесие при движении. Мышцы брюшного пресса, удерживают тело в прямом и правильном положении.
Верхняя часть ног — четырехглавая мышца бедра, нижняя часть ног, а именно икроножные мышцы, усиленно работают, когда стопа ноги вытягивается при нажатии на педаль велосипеда. Во время данного движения задействуются подколенные сухожильные мышцы. Подвздошная мышца выполняет функцию сгибания ноги в коленном суставе, а также разгибания бедра.
Нельзя не упомянуть и пользу для глаз. Глазные мышцы активно тренируются: мы то смотрим вперед, фокусируя взгляд на предметах которые находятся вдали, то перед собой. Получаем эстетическое удовольствие, рассматривая природу или городской пейзаж, и одновременно делаем профилактику близорукости. По мнению врачей-диетологов, велосипед также способствует снижению веса.
Человек может уменьшить свой вес на 6 килограммов в год езды на велосипеде на работу. В среднем, за десять минут поездки на велосипеде сжигается около пятидесяти калорий. Однако, чтобы добиться результатов необходимо кататься регулярно. Во время езды Вырабатывается адреналин и эндорфины, отвечающие за прилив радостных эмоций. Настроение улучшается, нервная система успокаивается и укрепляется, уходят стрессы, тревоги, на душе становится легко и спокойно.
Подводя итог, можно добавить, что велосипед доступен каждому человеку, независимо от уровня заработной платы, места жительства, возраста и половой принадлежности. Польза, приносимая велосипедными прогулками велика. Из всего выше перечисленного, с уверенностью можно сделать вывод, что велосипед — друг человека. Катайтесь как можно чаще и получайте удовольствие.




