Преимущества тренировки стоп: зачем это нужно

Преимущества тренировки стоп: зачем это нужно

Тренировка стоп имеет важное значение для поддержания общего здоровья и физической активности. Сильные и подвижные стопы обеспечивают лучшую равновесие и стабильность, что снижает риск травм при занятиях спортом или выполнении повседневных задач. Кроме того, правильная нагрузка на стопы способствует улучшению осанки и распределению веса, что влияет на здоровье всего опорно-двигательного аппарата.

Кроме физической нагрузки, тренировка стоп может помочь улучшить кровообращение и гибкость, что особенно полезно для людей, много времени проводящих на ногах. Укрепление стоп также может уменьшить болевые ощущения в ногах и суставах, позволяя вести более активный и комфортный образ жизни.

Порядок осмотра ребенка и назначение упражнения для стоп

Стопа ребенка не существует отдельно от него, не существует вне особенностей его развития, включая и возможные перенесённые проблемы в родах. Существенное значение имеет и наследственной фактор по линии отца и матери ребенка.

Осмотр ребенка на приеме

На врачебно-консультационном приёме обязателен полный осмотр ребенка с оценкой стоя, сидя и лежа следующий факторов:

  • Конституциональные особенности развития,
  • Наличие маркеров возможной недифференцированной (чаще всего) дисплазии соединительной ткани,
  • Проявление наследственной факторов, влияющих на индивидуальные особенности развития стопы, нижних конечностей,
  • Функциональные анатомические особенности установки стопы ребенка в фазы опорной и безопорной ходьбы,
  • Результаты плантоскопии,
  • Индивидуальные особенности износа обуви,
  • Анализ представляемых медицинских документов и обследований,
  • При наличии родных братьев и сестер проводится сравнительный анализ всех вышеуказанных факторов в их семейной совокупности.

Для назначения упражнений развивающих тонусно-силовые характеристики сводообразующих мышц стопы ребёнка желателен предварительный врачебно-консультационный прием.

Преимущества тренировки стоп: зачем это нужноНа Рис.1 представлены в искусственно гипертрофированной форме две разных установки стопы и коленного сустава – вальгусная (а) и варусная (б). Причины таких особенностей рассматриваются врачом совместно с родителями на с обязательным анализом всех возможных причинных факторов.Важно подчеркнуть, что обе формы установки стоп и коленных суставов могут следствием слишком раннего вставания ребенка в кроватки. Такая же картина может наблюдаться как временное явление у недоношенных детей, т.к. костная ткань недостаточно «набрала» солей гидроксиапатита кальцияпри достаточном количестве коллагена – костного матрикса, придающего детским костям некоторую гибкость и упругость.
вальгусный завал стопыНа Рис.2 представлена вальгусная установка стопы (а) на опорной поверхности со смещенным к внутренней части переднего отдела стопы и пятки пиковыми точками гравитационных нагрузок (б) имеющими свои специфические отрицательные последствия для растущей стопы и опорно-двигательной системы ребёнка.
продольно-поперечное плоскостопиеНа Рис.3 представлена крайняя степень комбинированного продольного и поперечного плоскостопия с полной потерей всех сводов стопы и выраженный диффузной гравитационной перегрузкой всего внутреннего отдела стопы. Такая стопа лишена способности к амортизации и адаптации к двигательным нагрузкам. Меняется нагрузка на вышележащие отделы опорно-двигательного аппарата, походка становится шлепающая, нередко возникает болевой синдром в области связочно-сухожильного аппарата стопы и голеностопа; также страдает и коленный сустав, связанный со стопой в единую функциональную цепь.
уплощение поперечного сводаНа Рис. 3.1 представлена деформация (уплощение) арки поперечного свода стопы, характерная для детей более старшего возраста и подростков; точки пиковых гравитационных нагрузок смещены и сконцентрированы в центре переднего отдела стопы. Это место развития омозолелостей; изменяется походка, особенно в фазу опорной ходьбы с нагрузкой переднего отдела и отрыва от опоры. В этом же месте формируется и болевой синдром.
анатомия стопыПорядок осмотра ребенка и назначение упражнения для стоп.

Для лучшего понимания особенностей функциональной анатомии стопы стоит рассмотреть примеры так называемого сухожильного стремени стопы, образованного перекрестом сухожилий длинной малоберцовой мышцы и задней большеберцовой – главной стато-динамической опорой продольных сводов стопы (Рис. 4, 5, 6). Именно эти мышцы очень слабы у детей и подростков с плоскостопием, и именно эти мышцы необходимо тренировать для достижения должной поддержки костного скелета стопы.

скелет стопы сбоку

На Рис.7 вид стопы сбоку. Представлены так называемые пассивные затяжки сводов стоп. Это элементы связочного аппарата стопы, формирующего и поддерживающего его пространственную конфигурацию и чаще всего определяющиеся наследственными факторами.

Упражнения для стоп

На Рис.8-16 представлены простые и доступные упражнения для самостоятельного развития собственных мышц стопы и мышц, приходящих на стопу своими сухожилиями с голени.

Упражнение стяни носокУпражнение с валикомРазминаем стопу
выравнивание по вертикалиУпражнение Упражнение
Упражнение Упражнение с полусферамиПорядок осмотра ребенка и назначение упражнения для стоп.

Плохие привычки, ухудшающие здоровье опорно-двигательного аппарата

На Рис. 17-22 представлены некоторые примеры неправильного (слева) и правильного (справа) выполнения повседневных поз и движений детей и подростков.

❌ ✔❌ ✔
держать осанку распределять нагрузку
правильно нагружать коленине допускать варусной нагрузки на колени
правильная постановка коленей на велосипедеправильная постановка коленей на самокате

Тренировки стоп для подростка

На Рис.23-33 для подростков старшего возраста представлено:

Использование принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) для динамической стабилизации стопы с использованием тренирующих упражнений с фломастером (Рис.23)Рисунок ногой
Тренировка с использованием принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) с помощью латексных лент разной степени плотности мышц, участвующих в поддержании продольных сводов стоп (Рис.24)тренировка с латексными лентами
Тренировка с помощью неустойчивой поверхности (балансировочной подушке) обеспечивает динамическую нагрузку не только на мышцы, участвующих в поддержании продольных сводов стоп, но и на всю постуру (Рис.25-26); Рекомендуется при гипермобильности связочного аппарата у детей. Задача – удержание баланса при положении стоп параллельно полу (на двух ногах, затем на одной) 1-5 минут.
Тренировка связочно-сухожильного аппарата стопы и голени с помощью резинки (Рис.27) способствует проработке мелких мышц стопы, а также камбаловидной и икроножной мышц голени.тренажер для косточки
Тренировка с помощью массажного мячика мышц стопы и длинной малоберцовой мышцы, участвующей в поддержании продольных сводов стопы (Рис.28)катание мячика с шипами стопой
Тренировка на ступеньках лестницы (как пример) внутренней и наружной головок бицепса голени для достижения должной стабилизации пяточной кости на опоре, особенно при вальгусной установке стопы (Рис.29)упражнение на лестнице
Тренировка системы постуральной устойчивости тела в пространстве на упругой и нестабильной опоре (Рис.30)Упражнения на валике
Тренировка длинного сгибателя и разгибателя большого пальца и разгибателя пальцев стопы (Рис.31); упражнение показано при всех видах плоскостопия. Прижать рукой большой палец к полу, пытаясь его приподнять, и наоборот разогнуть большой палец и, придерживая его рукой стараться согнуть. Затем прижать рукой 2 и 5 пальцы стопы к полу и оторвать от пола 3 и 4-йупражнения для большого пальца стоп
Разминание связочно-сухожильного аппарата голеностопа при сидячей работе/учебе (Рис.32)разминка сухожилий и связок стоп
Пример очень важного упражнения для развития мышц стопы, особенно при комбинированном плоскостопии и при поперечном плоскостопии (Рис.33)упражнения для развития мышц стопы

Текст и иллюстрации подготовил

Иванов Е.Г., врач общей (семейной) практики, специалист семейной ортопедической мануальной терапии, прикладной медицинской кинезиологии и подиатрии, сертифицированный специалист Медицинской системы FormThotiks; консультант Ортопедических центров «Поступь».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ

Многие мамы считают, что заботиться о правильном формировании стопы нужно с момента первых шагов малыша. Это не так. Способствовать полноценному развитию стоп ребёнка нужно с самого рождения.

Почему важно не пеленать туго грудничка, не обувать его дома, и какие упражнения укрепляют стопы малыша, читайте в статье.

Почему важно, чтобы ребёнок дома ходил босиком?

Нужна ли обувь ребёнку дома? Какую обувь ребёнку для дома нужно покупать? Для ответа на эти вопросы, отправимся к точке отсчёта – ко времени, когда малышу еще далеко до первых шагов.

Известный американский ортопед Саймон Винклер отмечал, что профилактика проблем со стопами ребенка закладывается с первых недель его жизни.

С самого рождения грудничок растопыривает, сгибает и разгибает пальцы рук и ног. При этом мама не мешает ему двигать ручками. Что нельзя сказать о ножках. Часто взрослые используют тугое пеленание малыша, а это приводит к ослаблению мышц ног и ступней.

Если в младенчестве ребёнок не имеет достаточно возможностей двигать пальцами ног, то они будут развиваться неправильно.

Получается, для того, чтобы стопа развивались правильно, ей нужна нагрузка с самого рождения.

Когда же ребёнок начинает делать первые шаги, он сам уже тренирует свои стопы ходьбой. Но тут мешают два фактора:

  • ровный пол и однообразная поверхность;
  • обувь на ребёнке дома.

Специально для тревожных мам даю цитату ортопеда, кандидата медицинских наук и заместителя директора ФБГУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Турнера» В М. Кениса:

— В М. Кенис, Врач-ортопед, кандидат медицинских наук и заместитель директора ФБГУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Турнера»

Человеческая стопа сформирована для ходьбы босиком. Человечество носит обувь в нынешнем понимании этого слова последние лет 500, наверное, а в России так вообще лет 200. Еще недавно вся Россия ходила в лаптях, в них не было никаких задников — ни высоких, ни низких, – и люди не вымерли от плоскостопия.

Свод стопы – генетически запрограммированный элемент ее анатомии. Биологически стопа приспособлена только к ходьбе босиком.

Если посмотрите на свою ладонь, то увидите, что на ее поверхности есть выемка — условный «свод кисти». Но при этом никто не носил перчаток с высокими жёсткими обшлагами на кисти. Тем не менее, кисть сама сформировалась с нужным сводом потому что так заложено нашей эволюцией.

Так зачем же ноге ребенка нужна обувь с высоким задником и супинатором? Не за чем. Такая обувь нужна только её производителю и реализатораторам, а не малышу, не имеющему патологий в развитии стопы. Давайте ребёнку дома ходить босиком.

Однако, в некоторых случаях, когда у детей бывает врожденная деформация стопы или нейромышечные заболевания (ДЦП), стабилизирующая обувь может оказаться полезной.

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий