Тренировка стоп имеет важное значение для поддержания общего здоровья и физической активности. Сильные и подвижные стопы обеспечивают лучшую равновесие и стабильность, что снижает риск травм при занятиях спортом или выполнении повседневных задач. Кроме того, правильная нагрузка на стопы способствует улучшению осанки и распределению веса, что влияет на здоровье всего опорно-двигательного аппарата.
Кроме физической нагрузки, тренировка стоп может помочь улучшить кровообращение и гибкость, что особенно полезно для людей, много времени проводящих на ногах. Укрепление стоп также может уменьшить болевые ощущения в ногах и суставах, позволяя вести более активный и комфортный образ жизни.
Порядок осмотра ребенка и назначение упражнения для стоп
Стопа ребенка не существует отдельно от него, не существует вне особенностей его развития, включая и возможные перенесённые проблемы в родах. Существенное значение имеет и наследственной фактор по линии отца и матери ребенка.
Осмотр ребенка на приеме
На врачебно-консультационном приёме обязателен полный осмотр ребенка с оценкой стоя, сидя и лежа следующий факторов:
- Конституциональные особенности развития,
- Наличие маркеров возможной недифференцированной (чаще всего) дисплазии соединительной ткани,
- Проявление наследственной факторов, влияющих на индивидуальные особенности развития стопы, нижних конечностей,
- Функциональные анатомические особенности установки стопы ребенка в фазы опорной и безопорной ходьбы,
- Результаты плантоскопии,
- Индивидуальные особенности износа обуви,
- Анализ представляемых медицинских документов и обследований,
- При наличии родных братьев и сестер проводится сравнительный анализ всех вышеуказанных факторов в их семейной совокупности.
Для назначения упражнений развивающих тонусно-силовые характеристики сводообразующих мышц стопы ребёнка желателен предварительный врачебно-консультационный прием.
![]() | На Рис.1 представлены в искусственно гипертрофированной форме две разных установки стопы и коленного сустава – вальгусная (а) и варусная (б). Причины таких особенностей рассматриваются врачом совместно с родителями на с обязательным анализом всех возможных причинных факторов.Важно подчеркнуть, что обе формы установки стоп и коленных суставов могут следствием слишком раннего вставания ребенка в кроватки. Такая же картина может наблюдаться как временное явление у недоношенных детей, т.к. костная ткань недостаточно «набрала» солей гидроксиапатита кальцияпри достаточном количестве коллагена – костного матрикса, придающего детским костям некоторую гибкость и упругость. |
![]() | На Рис.2 представлена вальгусная установка стопы (а) на опорной поверхности со смещенным к внутренней части переднего отдела стопы и пятки пиковыми точками гравитационных нагрузок (б) имеющими свои специфические отрицательные последствия для растущей стопы и опорно-двигательной системы ребёнка. |
![]() | На Рис.3 представлена крайняя степень комбинированного продольного и поперечного плоскостопия с полной потерей всех сводов стопы и выраженный диффузной гравитационной перегрузкой всего внутреннего отдела стопы. Такая стопа лишена способности к амортизации и адаптации к двигательным нагрузкам. Меняется нагрузка на вышележащие отделы опорно-двигательного аппарата, походка становится шлепающая, нередко возникает болевой синдром в области связочно-сухожильного аппарата стопы и голеностопа; также страдает и коленный сустав, связанный со стопой в единую функциональную цепь. |
![]() | На Рис. 3.1 представлена деформация (уплощение) арки поперечного свода стопы, характерная для детей более старшего возраста и подростков; точки пиковых гравитационных нагрузок смещены и сконцентрированы в центре переднего отдела стопы. Это место развития омозолелостей; изменяется походка, особенно в фазу опорной ходьбы с нагрузкой переднего отдела и отрыва от опоры. В этом же месте формируется и болевой синдром. |
![]() | ![]() |
Для лучшего понимания особенностей функциональной анатомии стопы стоит рассмотреть примеры так называемого сухожильного стремени стопы, образованного перекрестом сухожилий длинной малоберцовой мышцы и задней большеберцовой – главной стато-динамической опорой продольных сводов стопы (Рис. 4, 5, 6). Именно эти мышцы очень слабы у детей и подростков с плоскостопием, и именно эти мышцы необходимо тренировать для достижения должной поддержки костного скелета стопы.

На Рис.7 вид стопы сбоку. Представлены так называемые пассивные затяжки сводов стоп. Это элементы связочного аппарата стопы, формирующего и поддерживающего его пространственную конфигурацию и чаще всего определяющиеся наследственными факторами.
Упражнения для стоп
На Рис.8-16 представлены простые и доступные упражнения для самостоятельного развития собственных мышц стопы и мышц, приходящих на стопу своими сухожилиями с голени.
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
Плохие привычки, ухудшающие здоровье опорно-двигательного аппарата
На Рис. 17-22 представлены некоторые примеры неправильного (слева) и правильного (справа) выполнения повседневных поз и движений детей и подростков.
| ❌ ✔ | ❌ ✔ |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Тренировки стоп для подростка
На Рис.23-33 для подростков старшего возраста представлено:
| Использование принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) для динамической стабилизации стопы с использованием тренирующих упражнений с фломастером (Рис.23) | ![]() | |
| Тренировка с использованием принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) с помощью латексных лент разной степени плотности мышц, участвующих в поддержании продольных сводов стоп (Рис.24) | ![]() | |
| Тренировка с помощью неустойчивой поверхности (балансировочной подушке) обеспечивает динамическую нагрузку не только на мышцы, участвующих в поддержании продольных сводов стоп, но и на всю постуру (Рис.25-26); Рекомендуется при гипермобильности связочного аппарата у детей. Задача – удержание баланса при положении стоп параллельно полу (на двух ногах, затем на одной) 1-5 минут. | ||
| Тренировка связочно-сухожильного аппарата стопы и голени с помощью резинки (Рис.27) способствует проработке мелких мышц стопы, а также камбаловидной и икроножной мышц голени. | ![]() | |
| Тренировка с помощью массажного мячика мышц стопы и длинной малоберцовой мышцы, участвующей в поддержании продольных сводов стопы (Рис.28) | ![]() | |
| Тренировка на ступеньках лестницы (как пример) внутренней и наружной головок бицепса голени для достижения должной стабилизации пяточной кости на опоре, особенно при вальгусной установке стопы (Рис.29) | ![]() | |
| Тренировка системы постуральной устойчивости тела в пространстве на упругой и нестабильной опоре (Рис.30) | ![]() | |
| Тренировка длинного сгибателя и разгибателя большого пальца и разгибателя пальцев стопы (Рис.31); упражнение показано при всех видах плоскостопия. Прижать рукой большой палец к полу, пытаясь его приподнять, и наоборот разогнуть большой палец и, придерживая его рукой стараться согнуть. Затем прижать рукой 2 и 5 пальцы стопы к полу и оторвать от пола 3 и 4-й | ![]() | |
| Разминание связочно-сухожильного аппарата голеностопа при сидячей работе/учебе (Рис.32) | ![]() | |
| Пример очень важного упражнения для развития мышц стопы, особенно при комбинированном плоскостопии и при поперечном плоскостопии (Рис.33) | ![]() | |
Текст и иллюстрации подготовил
Иванов Е.Г., врач общей (семейной) практики, специалист семейной ортопедической мануальной терапии, прикладной медицинской кинезиологии и подиатрии, сертифицированный специалист Медицинской системы FormThotiks; консультант Ортопедических центров «Поступь».
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ
Многие мамы считают, что заботиться о правильном формировании стопы нужно с момента первых шагов малыша. Это не так. Способствовать полноценному развитию стоп ребёнка нужно с самого рождения.
Почему важно не пеленать туго грудничка, не обувать его дома, и какие упражнения укрепляют стопы малыша, читайте в статье.
Почему важно, чтобы ребёнок дома ходил босиком?
Нужна ли обувь ребёнку дома? Какую обувь ребёнку для дома нужно покупать? Для ответа на эти вопросы, отправимся к точке отсчёта – ко времени, когда малышу еще далеко до первых шагов.
Известный американский ортопед Саймон Винклер отмечал, что профилактика проблем со стопами ребенка закладывается с первых недель его жизни.
С самого рождения грудничок растопыривает, сгибает и разгибает пальцы рук и ног. При этом мама не мешает ему двигать ручками. Что нельзя сказать о ножках. Часто взрослые используют тугое пеленание малыша, а это приводит к ослаблению мышц ног и ступней.
Если в младенчестве ребёнок не имеет достаточно возможностей двигать пальцами ног, то они будут развиваться неправильно.
Получается, для того, чтобы стопа развивались правильно, ей нужна нагрузка с самого рождения.
Когда же ребёнок начинает делать первые шаги, он сам уже тренирует свои стопы ходьбой. Но тут мешают два фактора:
- ровный пол и однообразная поверхность;
- обувь на ребёнке дома.
Специально для тревожных мам даю цитату ортопеда, кандидата медицинских наук и заместителя директора ФБГУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Турнера» В М. Кениса:
— В М. Кенис, Врач-ортопед, кандидат медицинских наук и заместитель директора ФБГУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Турнера»
Человеческая стопа сформирована для ходьбы босиком. Человечество носит обувь в нынешнем понимании этого слова последние лет 500, наверное, а в России так вообще лет 200. Еще недавно вся Россия ходила в лаптях, в них не было никаких задников — ни высоких, ни низких, – и люди не вымерли от плоскостопия.
Свод стопы – генетически запрограммированный элемент ее анатомии. Биологически стопа приспособлена только к ходьбе босиком.
Если посмотрите на свою ладонь, то увидите, что на ее поверхности есть выемка — условный «свод кисти». Но при этом никто не носил перчаток с высокими жёсткими обшлагами на кисти. Тем не менее, кисть сама сформировалась с нужным сводом потому что так заложено нашей эволюцией.
Так зачем же ноге ребенка нужна обувь с высоким задником и супинатором? Не за чем. Такая обувь нужна только её производителю и реализатораторам, а не малышу, не имеющему патологий в развитии стопы. Давайте ребёнку дома ходить босиком.
Однако, в некоторых случаях, когда у детей бывает врожденная деформация стопы или нейромышечные заболевания (ДЦП), стабилизирующая обувь может оказаться полезной.


































