Преимущества занятий циклическими видами спорта: как они влияют на здоровье

Преимущества занятий циклическими видами спорта: как они влияют на здоровье

Занятия циклическими видами спорта, такими как бег, плавание или велоспорт, приносят значительную пользу для здоровья. Они способствуют улучшению cardiovascular системы, увеличивают выносливость и развивают аэробные способности, что делает организм более устойчивым к физическим нагрузкам и стрессам.

Кроме того, циклические виды спорта помогают эффективно контролировать массу тела, улучшают обмен веществ и способствуют выделению эндорфинов, что положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии. Регулярные тренировки могут повысить общий уровень энергии и улучшить качество жизни.

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЦИКЛИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Основные термины: учащиеся, стойкость, аэробные способности, кардиореспираторная эффективность, успех в обучении, физическая активность.

 

Игнатенко Н.В.

 

Аспирант, Драгоманovskiй национальный педагогический университет

METHODOLOGY OF APPLICATION OF THE CYCLIC LOADING OF MOTIVE ACTIVITY OF STUDENTS ON TRAINING OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация

Исследование посвящено актуальной проблеме теоретико-методического обеспечения процесса развития общей выносливости студентов в ходе занятий различными двигательными режимами. Выявлены значительные расхождения в проявлении физических возможностей студентов (общей выносливости) в процессе освоения различных двигательных режимов во время физкультуры, что послужило основой для их учета при планировании учебных программ кафедр физического воспитания в высших учебных заведениях. Предложенное содержание образовательного процесса по физическому воспитанию, оказывающее положительное влияние на физическое состояние, уровень функциональных систем организма и психические способности занимающихся, может быть рекомендовано для студентов всех форм обучения в системе образования Украины.

Keywords: students, endurance, aerobic power, cardio respirator productivity, success of educating, physical activity.

Данная работа проведена в соответствии с планом НИР Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова.

Основная задача исследования: проанализировать, как циклические нагрузки физической активности студентов во время занятий по физическому воспитанию влияют на их учебные достижения в вузе.

Для достижения данной задачи были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать влияние учебных занятий по физическому воспитанию с разными двигательными режимами на уровень физического развития, физической подготовленности и выносливости студентов;
  2. Установить взаимосвязь целенаправленной физической активности на занятиях по физическому воспитанию с уровнем умственной работоспособности и успешностью обучения студентов на протяжении учебного года.

Объект исследования — физическое воспитание студентов высших учебных заведений.

Предмет исследования: формы, средства и методы обучения студентов разным циклическим нагрузкам двигательной активности на занятиях физического воспитания.

При решении поставленных задач исследования проводились 2 эксперимента. В первом — констатирующем педагогическом эксперименте участвовало 60 студентов-мужчин. Было осуществлено обоснование направленности исследования, выбор форм организации, средств и методов направленной физической подготовки студентов в процессе учебы и применяемых методик исследования.

Второй эксперимент был формирующим и проводился на протяжении 2011-2012 учебного года. Исследовались студенты — мужчины Национального технического университета Украины "Киевский политехнический институт" в возрасте 18-21 год в процессе учебы. Все было обследовано 180 студентов, которые были разделены на 6 групп: 1-ю контрольную группу (К1) составили 30 студентов специального отделения.

Контрольную группу (К2) составили 30 студентов основного отделения. Учебный процесс по физическому воспитанию проводился согласно государственной программе (2 раза по 2 часа в неделю). Главное внимание уделялось технической и физической подготовке студентов. В другие группы вошли студенты основного отделения. Учебный процесс по физическому воспитанию строился согласно программе кафедры по типичному учебному плану. Сравнительная оценка распределения учебного времени на техническую и физическую подготовку представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Распределение времени учебных занятий по физическому воспитанию на техническую и физическую подготовку студентов контрольных(К1, К2) и экспериментальных (Е3, Е4, Е5, Е6) групп(в%)

Группы испыту емыхОтведены часы на учебные занятияРаспределение времени на физическую подготовку
Техническая подготовкаФизическая подготовкаПодавляющее развитие двигательных качествРазвитие других двигательных качеств
К16040100
К25050100
Е33070Выносливость — 7030
Е43070Скоростно-силовые качества — 7030
Е53070Ловкость — 7030
Е61090Выносливость — 40 Ловкость — 4020

В экспериментальных группах учебный процесс по физическому воспитанию планировался и проводился на основе индивидуального планирования часов на отдельные виды программы по сравнению с типичным учебным планом, по которому работала кафедра. Также было изменено соотношение времени проведения основной части занятия (65 мин.), которое преимущественно отводилось на физическую и частично на техническую подготовку студентов, что обеспечило наличие контраста в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами.

Первую экспериментальную группу (Е3) составили 30 студентов основного отделения. В основной части учебных занятий в этой группе подавляющее внимание уделялось развитию выносливости (70%). Так для развития и совершенствования выносливости применялся дозированный бег по пересечённой местности, который проводился равномерным методом. Были увеличены количество часов по легкой атлетике до 76 часов, 50 часов, из которых планировалось для занятий бегом на средние и длинные дистанции (таблица 1).

Вторую экспериментальную группу (Е4) составили 30 студентов основного отделения. Акцент на занятиях по физическому воспитанию делался на совершенствование скоростно-силовых двигательных качеств. Контингент 3-й экспериментальной группы (Е5) составили 30 студентов основного отделения. Главной направленностью проведения учебно-тренировочного процесса в этой группе было развитие ловкости и координационных способностей студентов, для чего использовались преимущественно игровые методы физического воспитания, содействующих овладению волейболом и футболом в объеме 50 учебных часов.

Четвертую экспериментальную группу (Е6) сформировали из 30 студентов, обучающихся на основном отделении. В отличие от прочих групп, ключевой характеристикой учебно-тренировочного процесса данной группы стало одновременное развитие двух физических качеств — выносливости и ловкости.

В процессе учебных занятий на физическую подготовку отводилось до 90% времени основной части урока, из них 40% использовалась на развитие выносливости и ловкости, применяя те же методы и средства целеустремленного действия как и в группах Е4 и Е5. В планировании учебно-тренировочных занятий до 20% времени отводилось преимущественно на физическую подготовку студентов, а на дальнейшее формирование двигательных навыков приходилось до 10%. Суммарный объем целеустремленной работы по развитию выносливости и ловкости за учебный год сложил 36 учебных часов. Такое распределение часов есть, на наш взгляд, более рациональным, адекватно приспособленным как к климатическим условиям, так и к материально-спортивной базе характерной для большинства вузов.

Динамика физического развития студентов показала, что статистически значимых изменений ростового и весового показателей за время эксперимента у испытуемых не выявлено, хотя была отмеченная тенденция к их повышению под воздействием учебных программ и естественного развития человека. Среди изученных параметров физического развития существенный прирост отмечен только в жизненный индекс (ЖІ) и только в группе Е3, который достоверно (р<0,05) превышал данный показатель у студентов контрольных и экспериментальных групп Е4, Е5 (рис.1)

Преимущества занятий циклическими видами спорта: как они влияют на здоровье

Рис. 1 — Групповые данные жизненного показателя у студентов контрольных и экспериментальных групп, где: 1 – данные в конце эксперимента; 2 – начальные данные

13-08-2019 18-42-45

Режимы физической активности студентов экспериментальных групп способствовали более значительному повышению уровня их физической подготовленности.

13-08-2019 18-43-59

Наиболее эффективным в этом отношении следует считать двигательный режим студентов группы Е3, направленный на подавляющее развитие выносливости путем применения длительных упражнений циклического характера по равномерному методу спортивной тренировки, что имело влияние на изменения уровня физической работоспособности. В начале учебного года исследуемые группы по уровню физической работоспособности студентов существенно не различались. Достоверное повышение физической работоспособности в течение учебного года было установлено лишь в группе Е3 (рис. 6, 7).

13-08-2019 18-45-17

По объему оперативного мышления или скорости протекания умственных процессов группы к занятиям в начале учебного года также достоверно не различались. Однозначное увеличение объема оперативного мышления к занятиям за учебный год в группе Е3 на 15,81% и на 10,63% после них было самым значительным.

По качеству протекания умственных процессов при решении арифметических примеров группы к началу занятий в начале учебного года существенно не различались. Изменение данного показателя в динамике учебного дня к началу и в конце эксперимента на 2,46-25,43% явилось существенно достоверным. Его улучшение к началу занятий на 18,03% и на 12,40% после занятий у студентов группы Е3 было наиболее высоким (рис.8).

13-08-2019 18-47-39

Рис.8 — Групповой объем оперативного мышления при решении арифметических примеров в динамике учебного дня и учебного года, где: 1 – к началу учебного дня в начале учебного года, 2 – в конце учебного дня в начале учебного года, 3 – к началу учебного дня в конце учебного года, 4 – в конце учебного дня в конце учебного года

Поскольку исследуемые лица были зачислены в студентов по строго определенной сумме баллов, набранных при сдаче конкурсных вступительных экзаменов, и группы комплектовались по принципу однородности успеваемости, есть основание считать, что исследуемые группы к эксперименту по критерию успеваемости в учебе существенно не различались. По итогам зимней экзаменационной сессии высшее достижение имели студенты группы Е5 — 4,12±0,7 баллов.

Студенты группы Е4 показали наименьшие результаты. Их успеваемость оказалась статистически значительно ниже по сравнению со студентами групп К1, Е3 и Е5 (р < 0,05, р < 0,01). Данные весенней экзаменационной сессии практически не отличались от показателей успеваемости в зимней сессии.

Наивысший показатель успеваемости по итогам весенней экзаменационной сессии был у студентов группы Е3 — 3,92±0,12 балла. Относительно учебной успеваемости студентов групп Е4 и Е6 он стал достоверно выше (р<0,01). Высокая успеваемость в учёбе по итогам зимней и весенней сессий отмечена только в экспериментальной группе Е3, учебный процесс по физическому воспитанию которой был направлен на развитие выносливости средствами длительной циклической работы.

13-08-2019 18-47-53

Рис. 9 — Групповая успеваемость обучения студентов, где: 1 – результаты успеваемости в зимней сессии, 2 – результаты успеваемости в весенней сессии

Вывод. Таким образом, на количественные и качественные показатели умственной работоспособности и учебную успеваемость студентов оказывает влияние несколько факторов, однако ведущими среди них являются факторы аэробной мощности и кардиореспираторной производительности организма. Однако наиболее информативными показателями, поэтому, следует считать величины МПК при выполнении нагрузки субмаксимальной мощности.

Литература

  • Богоявленский Н.Г. К вопросу об определении физической работоспособности у студентов вуза / Н.Г. Богоявленский, А. И. Кисель, Н.А. Меркулов // В сб.: Проблемы совершенствования физического воспитания и повышения спортивного мастерства студентов. Материалы Всесоюзной научной конференции. М., 1980. — 103 с.
  • Колчинский А. З. Кислородный режим организма ребенка и подростка/ А. З. Колчинский // К. : Наука, 1973, с. 319.
  • Бериташвили И.С. Как повысить работоспособность / И.С. Бериташвили // М.: Медицина, 1973.
  • Vander AJ., Sherman J.H., Luciano D.C. (1980) Human Physiology // McGraw — Hill Inc. — New Yorкe.
  • Van Handel P., Puhl J. (1983) Sports Physiology — Testing the Athlete. Clinics in Sports Medicine.
  • MacDougall, J.D., Wenger. HA, scourge" of humanity. To improve this situation, it is necessary to agitate the population towards a healthy lifestyle and daily, regular physical education and sports.

    Only by implementing and developing such a policy can the negative trend of decreasing the level of the nation’s health be stopped, which is a sign of the power of the state and a factor in its socio — economic development, which is reflected in improving the quality of life of the entire population of the country.

    Текст научной работы на тему «ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

    ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

    POSITIVE INFLUENCE OF CYCLIC SPORTS ON HUMAN LIFE IN MODERN SOCIETY

    Струганов Сергей Михайлович

    кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Физическая подготовка» Восточно-Сибирский институт МВД России

      г. Иркутск, Россия Струганов Сергей Михайлович, кандидат наук, доцент кафедры физической подготовки Восточно-Сибирского института МВД России

      Бобровик Артем Павлович

      кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургский университет МВД России

      г. Санкт-Петербург, Россия Bobrovik Artem Pavlovich PhD., associate professor Department of physical training and applied martial arts St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

      St. Petersburg, Russia

      Гаврилов Максим Анатольевич

      кафедра «Физическая культура» Иркутский авиационный техникум г. Иркутск, Россия Gavrilov Dmitry Anatolyevich

      department of physical culture» Irkutsk Aviation College Irkutsk, Russia

      Аннотация. В статье поднимается проблема, которая является актуальной в наш стремительно развивающийся и прогрессирующий век. С развитием общества человечество все меньше и меньше занимается простыми, доступными физическими упражнениями, особенно связанные циклическими видами спорта. Поэтому общее состояние населения нашего общества с каждым годом ухудшается.

      Заболевания, которые раньше имели единичный характер, теперь становятся «бичом» человечества. Для улучшения данной ситуации необходимо проводить агитацию населения к соблюдению здорового образа жизни и ежедневным, регулярным занятиям физической культурой и спортом. Только реализуя и развивая такую политику можно остановить отрица-

      существенную тенденцию ухудшения состояния здоровья населения, что служит индикатором силы государства и влияет на его социально-экономическое развитие, сказываясь на улучшении качества жизни граждан страны.

      Abstract. The article raises a problem that is relevant in our rapidly developing and progressive age. With the development of society, humanity is less and less engaged in simple, affordable physical exercise, especially associated with cyclic sports. Therefore, the general condition of our population is deteriorating every year. Diseases that used to have a single character have now become the "scourge" of humanity. To improve this situation, it is necessary to agitate the population towards a healthy lifestyle and daily, regular physical education and sports.

      Only by implementing and developing such a policy can the negative trend of decreasing the level of the nation’s health be stopped, which is a sign of the power of the state and a factor in its socio-economic development, which is reflected in improving the quality of life of the entire population of the country.

      Ключевые слова: физическая культура, спорт, социализация физической культуры, здоровый образ жизни, средства физического воспитания, работоспособность, стресс, здоровье нации

      Keywords: physical culture, sports, socialization of physical culture, healthy lifestyle, means of physical education, performance, stress, health of the nation

      В наш стремительный век научно-технического прогресса резко изменилась среда обитания современного человека. В связи, с чем он стал вести малоподвижный образа жизни, а вследствие этого участились случаи переедания и злоупотребление вредными привычками (алкоголь, курение и др.). Это вызвано большим количеством рутинной умственной работы на фоне нервного перенапряжения и чрезмерно жестокой конкуренции в среде его общения. Пагубность такого образа жизни для здоровья человека при значительных умственных и эмоциональных перегрузках достаточно хорошо освещена современной наукой, и очень мало уделяется внимания пагубности малоподвижного образа жизни при умственных перегрузках для психического здоровья, а тем более влиянию его на тонкие процессы сознания [2, с. 18].

      Психика человека очень хрупка и никто не застрахован от нервных срывов. Поэтому, чтобы избежать его в качестве мощного и наиболее доступного реабилитационного средства можно предложить занятия циклическими, легкодоступными видами спорта, которые в сочетании с фармакологической витаминизацией организма позволяют снижать до минимума это пагубное для человека состояние [9, с. 214].

      Рассмотрим более подробно целесообразность и эффективность аэробных циклических нагрузок, так, в основе жизнедеятельности организма человека лежит дыхание. Поэтому одним из основных показателей является уровень аэробных возможностей, который позволяет выполнять большую по мощности работу длительное время при относительно «свободном» дыхании.

      Развитие необходимого уровня аэробных возможностей организма возможно только при почти ежедневной длительной, регулярной и достаточно напряженной мышечной работе. К таким средствам развития аэробных способностей относятся упражнения циклического характера, при которых происходит максимального

      потребления кислорода (МПК): лыжи, длительный бег, коньки, велосипед, плавание, гребля. При занятиях этими видами спорта организм работает в режиме аэробно-анаэробного порога, что является главным показателем жизнеспособности человека [3, с. 37].

      МПК представляет собой интегральный индикатор общего состояния здоровья и физической работоспособности, зависящий от функциональности кардиореспираторной системы, а также тонких изменений в капилляризации мышечной ткани и улучшении энергетических процессов в митохондриях [1, с. 87]. Достичь этих изменений не удастся в короткие сроки; для этого требуется длительный период регулярных и интенсивных тренировок, среди которых особое место занимают циклические упражнения.

      Из всех циклических упражнений приоритетное положение занимает длительный бег, так как он не требует специальных условий и не предъявляет высоких требований к опорно-двигательному аппарату.

      Нервно-мышечная система организма при регулярных занятиях циклическими видами спорта приобретает уникальное свойство, называемое «органом чувств», но в отличие от других органов чувств он не только воспринимает информацию, но и накапливает ее. Поэтому ежедневная физическая нагрузка необходима для того, чтобы этот «орган чувств» выполнял свои функции, и ежедневные занятия бегом помогают выработать эту чувствительность, так как механизмы развития однотипных качеств очень похожи [8, с. 370].

      В генотипе человека заложена предрасположенность к тяжелому физическому труду, которую необходимо постоянно поддерживать. Если человек избегает физических нагрузок, то происходит нарушение гармонии данной ему природой, а за нарушением естественной гармонии следует дисгармония (нервные перенапряжения, психологические срывы, умственные перегрузки и т.д.) [10, с. 53]. Поэтому, при всеобщей индустриализации мира адекватную нагрузку можно получить только интенсивными «искусственными» физическими упражнениями аэробной направленности.

      Все системы оздоровления, в том числе голодание, закаливание и т. п., несмотря на все аргументации своего воздействия, сводятся к одному. Организму задается некоторый стресс (физическая нагрузка, голод, холод и т. д.) с которым он пытается справиться. Если уровень стресса не превысил некоторую предельно допустимую величину, организм справляется со стрессом и после периода восстановления, готов перенести еще больший стресс, то есть происходят положительные изменения в состоянии организма [7, с. 402]. Поэтому тренировка должна соответствовать уровню подготовленности занимающегося, в которой легче всего контролировать продолжительность стресса, чтобы не было вероятности сильных отрицательных последствий при однократном применении чрезмерной нагрузки. При занятиях бегом очень легко контролировать продолжительность и интенсивность нагрузки, так как у занимающихся автоматически изменяется дыхание и частота сердечных сокращений.

      При систематических тренировках человек учится переносить стресс, который создается во время выполнения физических упражнений, а затем и ассимилировать

      его, то есть переносить нагрузку и интенсивность намного выше, чем он выполнял вначале своих занятий спортом. Возвращаясь к циклическим видам спорта, а конкретно к длительному бегу, стоит заметить, что это уникальное средство для снятия стресса, т.к. оно является самым естественным средством передвижения вместе с ходьбой, которое одновременно учит человека правильно дышать [5, с. 58].

      Как сказал физиолог Г. Селье, что «адаптация к одному виду стресса влечет за собой адаптацию и к другим ее видам» [6, с. 167]. Уже после начала регулярных занятий бегом у человека улучшается психологическое состояние организма. Может поэтому, во второй половине XX века в развитых странах начался беговой бум, люди выходили на различные беговые дорожки, чтобы сбросить с себя гнет психического и физического перенапряжения, который накладывала на них современная цивилизация.

      Занятия бегом повышают аэробные возможности организма и его общего энергетического потенциала. Вместе с ним положительное влияние на организм оказывают также и спортивные различные игры, помогая сбрасывать негативную энергию, которая накапливается в сознание и в организме человека в повседневной жизни, а также способствуя доброжелательному общению.

      В отличие от мужского населения труд женщин зачастую связан с мелкой монотонной физической или умственной работой, которая не способствует развитию аэробных возможностей организма, а часто используемая и популярная среди женщин ритмическая гимнастика не может дать высокой аэробной нагрузки и вызвать соответствующие положительные сдвиги в организме. Для этого требуется аэробная нагрузка длительностью не менее 30 минут на пульсе частоты сердечных сокращений 120-140 уд/мин. Учитывая, что женский организм от природы предрасположен переносить длительные физические нагрузки аэробной направленности, то они благоприятно воздействуют на него, чем резкая взрывная силовая нагрузка.

      увеличивается в пять раз по сравнению с состоянием покоя и сохраняется на высоком уровне в течение нескольких часов после завершения тренировки. Если на начальных занятиях человеку удастся ощутить это состояние отдыха, то в дальнейшем ему будет проще мотивировать себя на следующую тренировку [4, с. 132].

      Не смотря на все положительные стороны аэробных нагрузок, многие пытаются ссылаться на отсутствие времени или стесняются выйти в спортивной форме из подъезда своего дома, но это является только отговоркой, чтобы оправдать себя. Аэробными упражнениями начинали заниматься даже тяжелобольные люди, поэтому, нужно только заставить себя начинать с маленьких нагрузок и постепенно их увеличивать. Всегда тяжело сделать только первые шаги, не оглядываясь по сторонам и не слушая разговоров за своей спиной, но потом вы заметите, как преодолеете этот барьер и постепенно освоите достаточно высокие физические нагрузки, а ваше состояние станет намного лучше первоначального и организм заполнится жизненной энергией.

      1. Каган В. Е. Внутренняя картина здоровья термин или концепция? // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 86-89.

      2. Казначеев В. П. Здоровье нации. Просвещение. Образование : монография. Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. 248 с.

      3. Лидьярд А., Гилмор Г. Бег с Лидьярдом. Доступные методики оздоровительного бега от великого тренера ХХ века / пер. с англ. В. Б. Розова. 2-е изд. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. 352 с.

      4. Махонин Е. В., Журавская Н. В., Асмолов И. Ю., Сиротина Р. Л. Современные детерминанты здоровьесберегающей образовательной среды : монография. Орел : Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, 2015. 243 с.

      5. Панова О. С., Дьяков А. С. Информационные технологии в физической культуре и спорте // Педагогическое мастерство: сборник статей V Международного научно -практического конкурса. Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 57-59.

      6. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Перевод с англ. В. И. Кандрора и А. А. Рогова. Москва : Медгиз, 1960. 254 с.

      7. Струганов С. М., Никитина К. В. Влияние физической культуры и спорта на формирование психического здоровья человека в современном обществе // Совер-шенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения : Сборник статей XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Сургут, 15-16 ноября 2019 г.) / под ред. С. И. Логинова, Ж. И. Бушевой. Сургут : Россиздат (ИП Казаченко Л.Ю.), 2019. С. 400-404.

      8. Струганов С. М., Катрина М. И., Ахматгатин А. А. Факторы повышения мотивационно-ценностного отношения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020. № 7(185). С. 368-372.

      9. Струганов С. М., Грушко В. М., Глубокий В. А. Роль физической культуры и спорта в развитии устойчивости организма к стрессам в ходе профессиональной деятельности // Научный Дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 2 (5). С. 211-216.

      10. Эльмурзаев М. А., Пономарев М. А. Социокультурный потенциал физической рекреации // Теория и практика физической культуры. 2014. № 2. С. 52-54.

      1. Kagan V. E. Vnutrennyaya kartina zdorov’ya termin ili kontseptsiya? [Internal picture of health term or concept?]. Voprosy psikhologii — Questions of psychology, 1993, no 1, pp. 86-89.

      2. Kaznacheev V. P. Zdorov’e natsii. Prosveshchenie. Obrazovanie [The health of the nation. Education. Education]. Moscow, Research Center for the Problems of the Quality of Training of Specialists Publ., 1996, 248 p.

      3. Lid’yard A., Gilmor G. Beg s Lid’yardom. Dostupnye metodiki ozdorovitel’nogo bega ot velikogo trenera KhKh veka. 2-e izd [Running with Lidyard. Available methods of health running from the great trainer of the 20th century. 2nd ed.]. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber Publ., 2013, 352 p.

      4. Makhonin E. V., Zhuravskaya N. V., Asmolov I. Yu., Sirotina R. L. Sovremennye determinanty zdorov’esberegayushchey obrazovatel’noy sredy [Modern determinants of the health-saving educational environment]. Orel, Orel State University Publ., 2015, 243 p.

      5. Panova O. S., D’yakov A. S. Informatsionnye tekhnologii v fizicheskoy kul’ture i sporte [Information technologies in physical culture and sports]. Pedagogicheskoe masterstvo: sbornik statey V Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo konkursa [Pedagogical skills: collection of articles of the V International scientific and practical competition]. Penza, ICNS "Science and Education" Publ., 2018, pp. 57-59.

      6. Sel’e G. Ocherki ob adaptatsionnom sindrome [Essays on the adaptation syndrome]. Moscow, Medgiz Publ., 1960, 254 p.

      7. Struganov S. M., Nikitina K. V. Vliyanie fizicheskoy kul’tury i sporta na formirovanie psikhicheskogo zdorov’ya cheloveka v sovremennom obshchestve [The influence of physical culture and sports on the formation of human mental health in modern society]. Sovershenstvovanie sistemy fizicheskogo vospitaniya, sportivnoy trenirovki, turizma, psikhologicheskogo soprovozhdeniya i ozdorovleniya razlichnykh kategoriy naseleniya : Sbornik statey XVIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Surgut, 15-16 noyabrya 2019 g.) [Improvement of the system of physical education, sports training, tourism, psychological support and health improvement of various categories of the population : Collection of articles of the XVIII All-Russian scientific and practical conference with international participation; (Surgut, November 15-16, 2019]). Surgut, Rossizdat (IP Kazachenko L.Yu.) Publ., 2019, pp. 400-404. (In Russia).

      8. Struganov S. M., Katrina M. I., Akhmatgatin A. A. Faktory povysheniya motivatsionno-tsennostnogo otnosheniya naseleniya k regulyarnym zanyatiyam fizicheskoy kul’turoy i sportom [Factors of increasing the motivational-value attitude of the population to regular physical culture and sports]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta — Uchenye zapiski of the P. F. Lesgaft, 2020, no. 7 (185), pp. 368-372.

      9. Струганов С. М., Грушко В. М., Глубокий В. А. Физическая культура и спорт как ключевые факторы развития устойчивости организма к стрессовым ситуациям в профессиональной деятельности. Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России, 2020, № 2 (5), с. 211-216.

      10. El’murzaev M. A., Ponomarev M. A. Sotsiokul’turnyy potentsial fizicheskoy rekreatsii [Socio-cultural potential of physical recreation]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury — Theory and practice of physical culture, 2014, no. 2, pp. 52-54.

      VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015


      ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА НА ПРИМЕРЕ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

      Гайдамак М.А. 1

      1 ЮРГИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

      Работа в формате PDF
      81.4 KB

      Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

      Введение: в РФ есть классифицирование, согласно которому все виды спорта, связанные с проявлением двигательной активности, делятся на 5 главных групп: скоростно-силовые, циклические, со сложной координацией, спортивные игры и единоборства. В основе такого подразделения лежит общность характера деятельности, а следовательно, и общность требований к видам спорта, входящим в ту или иную группу.

      Цель работы: рассмотреть воздействие физических нагрузок на организм человека в циклических видах спорта.

      Суть циклических видов спорта заключается в цикличном повторении движений тела в пространстве.[2]

      Во время занятий данными видами спорта используется огромное количество энергии, а работа производится, с высочайшей интенсивностью. Циклическим видам спорта необходима поддержка метаболизма, специализированного питания, в особенности при марафонских дистанциях, в процессе которых происходит переход энергетических источников с углеводных на жировые. Отличный результат в циклических видах спорта находится в зависимости от многофункциональности возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стойкости организма к гипоксимическим сдвигам.[1]

      Легкая атлетика относится к циклическим видам спорта. Этот вид спорта включает в себя такие дисциплины, как бег, прыжки, ходьба и метание, а также многоборья, сформированные из этих элементов.

      Занятие легкой атлетикой способствует развитию силы, выносливости, быстроты, закаливанию организма, улучшению подвижности в суставах.[1]

      В легкой атлетике осуществляется мышечная деятельность, в которой задействованы почти все группы мышц. К примеру, мышечную деятельность подразделяют на статическую и динамическую. При статической происходит мышечное сокращение, но без движения, а при динамической- помимо мышечного сокращения еще и перемещение частей тела относительно друг друга. При статической работе нет фазы расслабления мышц, в которой должны пополняться запасы веществ, израсходованных на сокращение мышц, поэтому статическая мышечная деятельность является более утомительной в сравнении с динамической, даже если будет одинакова и длительность ,и интенсивность работы.[1]

      По количеству включенных в работу мышц двигательную деятельность подразделяют на работу локального, регионального и глобального характера.

      Локальный характер — задействовано менее 1/3 мышечной массы. К примеру, работа одной рукой.

      Региональный характер — задействована 1 крупная мышечная группа и несколько мелких. К примеру, работа только руками.

      Глобальный характер — задействовано более 2 /3 мышечной массы. К примеру бег, плавание.[1]

      Физиологические изменения в организме под влиянием циклических видов спорта

    1. В сердечно сосудистой системе
    2. В дыхательной системе
    3. В опорно-двигательном аппарате
    4. В нервной системе
    5. В обмене веществ организма

    Сердце — основной центр кровеносной системы. В результате тренировки, в связи с увеличением толщины стенок сердца и объема сердечной мышцы, возрастает его масса и размеры, что приводит к увеличению работоспособности и мощности сердца.

    Если регулярно заниматься спортом это приводит к повышению активности лейкоцитов, повышается сопротивляемость организма к различным инфекционным заболеваниям.

    Физическая активность помогает тканям адаптироваться к условиям гипоксии (нехватке кислорода) и увеличивает возможность клеток организма эффективно функционировать в условиях его дефицита.

    Очень эффективно дыхание развивают упражнения с включением в работу большого количества мышечных групп в условиях чистого воздуха (плавание, гребля, лыжный спорт, бег).

    Скелетная мускулатура – аппарат, с помощью которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура-это надежная опора для скелета.

    Увеличивающаяся способность мышц к растяжению и в эластичность связок совершенствуют движения, увеличивают их амплитуду, расширяют возможности адаптации человека к различной физической работе.

    При систематических занятиях улучшается кровоснабжение мозга, общее состояние нервной системы на всех её уровнях. При этом отмечаются большая сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, так как нормализуются процессы возбуждения и торможения, которые являются основой физиологической деятельности мозга. Самые полезные виды спорта – это плавание, лыжи, коньки, велосипед, теннис.

    Физические тренировки оказывают разностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость. Доказано, что устойчивость внимания, восприятия, памяти находится в зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности.

    У людей, занимающихся спортом, белки используются главным образом для развития мышц и костей. В то время как у нетренированных людей – для получения энергии (при этом выделяется ряд вредных для организма веществ).[1]

    Вывод: Занятие циклическими видами спорта, такими как легкая атлетика способствует разностороннему воздействию на организм человека, есть как положительные стороны, так и отрицательные. У спортсменов, занимающихся легкой атлетикой часто наблюдаются заболевания сердечно сосудистой системы, переутомление. Если грамотно распределять нагрузку на тренировочные процессы, спортсмены непременно достигнут высокого результата!

    • http://www.km.ru/referats/F49210FA826B45AC91E371ABA0C9D3AD
    • http://www.world-sport.org/cycle/
    Оцените статью
    Атлетика
    Добавить комментарий