Прыжки в длину являются одним из основных видов легкой атлетики и включены в программу легкоатлетических соревнований. Этот вид спорта требует от спортсменов высокой физической подготовки, скорости и координации.
Несмотря на это, иногда может возникнуть путаница, и некоторые люди могут считать прыжки в длину неотъемлемой частью легкой атлетики. Однако это совершенно ошибочно, так как прыжки в длину являются важной дисциплиной внутри данной категории.
Тест с ответами: «Легкая атлетика»
5. Основу классификации видов спорта в легкой атлетике составляют: а) бег, прыжки, метания, марафонские дистанции б) беговые виды, прыжковые, метания и многоборья в) ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья +
6. Начиная с 1924 г., для постановки шеста в прыжках в высоту использовали: а) металлические упоры б) специальный ящик + в) земляные ямки
7. Впервые результат в 17 м в тройном прыжке преодолел: а) Бимон в 1970 г. б) Тадзима в 1936 г. в) Шмидт в 1960 г. +
8. Первый официально зарегистрированный в 1864 г. результат по прыжкам в высоту равнялся … см: а) 167 + б) 169 в) 171
9. Отталкивание в прыжках с шестом, в отличие от других прыжков, выполняется … движений(ями) рук: а) стопорными б) маховыми в) без маховых +
10. Изменения в технике движений зависят, в том числе и от: а) погодных условий б) психологических особенностей спортсмена + в) условий проведения соревнований
11. Какой вид спорта называют «королевой спорта»: а) легкую атлетику + б) гимнастику в) тяжелую атлетику
12. Кросс — это: а) бег с барьерами б) бег по пересеченной местности + в) бег с ускорением
13. К видам легкой атлетики не относятся: а) прыжки через гимнастического коня + б) прыжки с шестом в) спортивная ходьба
14. Какие беговые дистанции не входят в программу Олимпийских игр: а) 400 м, 800 м б) 200 м, 100 м в) 500 м, 1000 м +
15. Какая из дистанций является спринтерской: а) 100 м + б) 800 м в) 500 м
16. Чем измеряется длина разбега: а) рулеткой б) ступнями + в) беговым шагом
17. Стипль-чез — это вид бега, который проводится: а) в естественных условиях б) на беговой дорожке стадиона с однотипными барьерами в) на беговой дорожке стадиона с барьерами и ямой с водой +
18. В каком году возникла легкая атлетика в России: а) в 1896 б) в 1888 + в) в 1912
19. Какова ширина беговой дорожки на стадионе: а) 100 см б) 105 см в) 125 см +
20. Результат в прыжках в длину на 80-90% зависит от: а) быстрого выноса маховой ноги б) максимальной скорости разбега и отталкивания + в) способа прыжка
21. Результат в прыжках в высоту на 70-80% зависит от: а) координации движений прыгуна + б) направления движения маховой ноги и вертикальной скорости прыгуна в) способа прыжка
22. Наиболее эффективным упражнением для развития выносливости служит: а) бег на короткие дистанции б) бег на длинные дистанции + в) бег на средние дистанции
23. При самостоятельных занятиях легкой атлетикой наиболее эффективным является контроль за физической нагрузкой: а) по частоте дыхания б) по самочувствию в) по частоте сердечных сокращений +
24. Отсутствие разминки перед соревнованиями (или перед основной нагрузкой в тренировке) чаще всего приводит к: а) улучшению спортивного результата б) травмам + в) экономии сил
25. Фибергласовые шесты в прыжках появились в этом году: а) 1976 б) 1967 в) 1961 +
26. В начальный период обучения технике барьерного бега расстояние между барьерами: а) должно соответствовать правилам соревнований б) может быть уменьшено + в) может быть увеличено
27. Бег на длинные дистанции (на стадионе) включает столько метров: а) 3000; 5000; 10000 + б) 1500; 5000; 10000 в) 5000; 10000; 42000
28. Одна из решаемых задач при обучении движению ног в спортивной ходьбе — это постановка: а) ноги на носок б) согнутой ноги на грунт в) выпрямленной ноги на грунт +
29. Бег с препятствиями у мужчин включает дистанции на столько метров: а) 2000; 3000 + б) 3000; 5000 в) 5000; 10000
30. Основные факторы, определяющие результативность прыжков: а) оптимальная работа всех звеньев тела б) начальная скорость вылета ОЦМ прыгуна и угол вылета + в) начальная скорость разбега и сила отталкивания
31. Одной из задач обучения технике прыжка с шестом является обучение технике: а) перехода через планку и приземлению + б) падения в) владения шестом
Прыжковые виды легкой атлетики
В статье рассмотрены виды легкоатлетических прыжков и их техники выполнений.
Прыжковые виды лёгкой атлетики – это вид спорта, включающий разные виды прыжков. В настоящее время прыжки получили широкое распространение не только как отдельные виды легкой атлетики, но и как полезные физические упражнения, служащие в качестве средства физического воспитания обучающихся для решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач для гармонического, разностороннего физического развития обучающихся.
Актуальность данной темы определяется одной из главных задач – подготовки физически развитого человека посредством прыжковых видов легкоатлетических упражнений. Большинство исследователей по физической культуре и спорту уверены, что решение этой задачи лежит в оптимизации учебного процесса путем введения в учебные занятия по физической культуре прыжковых видов лёгкой атлетики. Поэтому актуально изучение их влияния на здоровье, физическое развитие обучающихся.
Цель – рассмотреть прыжковые виды лёгкой атлетики.
Задачи: определить виды легкоатлетических прыжков;
- рассмотреть виды прыжков через вертикальные препятствия;
- рассмотреть виды прыжков через горизонтальные препятствия;
- раскрыть основные фазы техники прыжка.
Методологическую основу данного исследования составили: особенности занятий избранным видом спорта (Л.Н. Коваль, О.Г. Богданов, Е.В. Ярошенко, Е.Н. Алексеева) [1].
Для решения поставленных задач применены следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы.
Легкая атлетика – вид спорта, объединяющий упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях и составленные из этих видов многоборья. В общеобразовательной школе легкая атлетика представлена такими видами как – ходьба, бег (на короткие, средние, длинные дистанции; эстафетный бег; кроссовый бег), прыжки (в высоту, длину), метания (малого мяча, гранаты, толкание ядра). Регулярные занятия легкоатлетическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни.
В легкой атлетике есть четыре вида прыжков: прыжок в высоту, прыжок с шестом, прыжок в длину и тройной прыжок.
В настоящее время прыжки получили широкое распространение не только как отдельные виды легкой атлетики, но и как полезные физические упражнения, служащие действенным средством разностороннего физического развития.
Для достижения высоких спортивных результатов недостаточно тренироваться только в прыжках. Важно иметь высокий уровень разностороннего и специального физического развития. С этой целью применяются разнообразные средства тренировки. В специальной подготовке прыгуна особенно большое внимание уделяется развитию силы и быстроты мышечных сокращений.
С этой целью используются: гимнастика на снарядах, упражнения со штангой, специальные прыжковые упражнения, спринтерские упражнения, бег на короткие дистанции и др. Одновременно с этим большое внимание уделяется совершенствованию в технике прыжка. Развитие двигательных качеств и совершенствование прыгуна в технике должны протекать взаимосвязано.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ ПРЫЖКОВ
Легкоатлетические прыжки относятся к упражнениям со смешанной циклически-ациклической структурой. Освоение техники этих упражнений содержит ряд переходных фаз, связывающих ее отдельные части. Сложность этих фаз в том, что в них происходит переключение координации движений с изменением их структуры и перераспределением скорости и усилий. Особенно трудной по характеру переключений и техническому выполнению является фаза перехода от разбега к отталкиванию.
Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: прыжки с преодолением вертикальных препятствий (прыжки в высоту и прыжки с шестом) и прыжки с преодолением горизонтальных препятствий (прыжки в длину и тройной прыжок).
Эффективность прыжка определяется в фазе отталкивания, когда создаются главные факторы результативности прыжка. К этим факторам относятся: начальная скорость вылета тела прыгуна; угол вылета тела прыгуна. Траектория движения ОЦМ в полетной фазе зависит от характера отталкивания и вида прыжка. Причем тройной прыжок имеет три фазы полета, а прыжок с шестом – опорную и безопорную части фазы полета.
Прыжки в высоту
Прыжок в высоту с разбега – дисциплина легкой атлетики, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов. Составляющие прыжка – разбег, подготовка к отталкиванию, отталкивание, переход через планку и приземление.
Требует от спортсменов прыгучести и координации движений. Проводится в летнем и зимнем сезоне. Является олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года и для женщин с 1928 года.
Соревнования по прыжкам в высоту происходят в секторе для прыжков, оборудованном планкой на держателях и местом для приземления. Спортсмену на предварительном этапе и в финале даётся по три попытки на каждой высоте. Спортсмен имеет право пропустить высоту, при этом неиспользованные на пропущенной высоте попытки не накапливаются.
Если спортсмен совершил неудачную попытку или две на какой-либо высоте и не хочет больше прыгать на этой высоте, он может переносить неиспользованные (соответственно, две или одну) попытки на следующие высоты. Прирост высот в ходе соревнований определяется судьями, но он не может быть менее 2 сантиметров. Спортсмен может начать прыгать с любой высоты, предварительно оповестив об этом судей. Расстояние между держателями планки 4 м. Размеры места приземления 3×5 метров. При попытке спортсмен должен отталкиваться одной ногой. Попытка считается неудачной, если:
- в результате прыжка планка не удержалась на стойках,
- спортсмен коснулся поверхности сектора, включая место приземления, расположенное за вертикальной проекцией ближнего края планки, или между, или за пределами стоек любой частью своего тела до того, как он преодолел планку,
- спортсмен оттолкнулся двумя ногами.
Удачную попытку судья отмечает поднятием белого флага. Если планка упала со стоек после поднятия белого флага, попытка считается засчитанной. Обычно судья фиксирует взятие высоты не раньше, чем спортсмен покинул место приземления, но окончательное решение о моменте фиксации результата формально остаётся за судьёй.
Прыжки с шестом
Прыжок с шестом – легкоатлетическая дисциплина, в которой спортсмены соревнуются в высоте прыжка, используя длинные гибкие шесты (в настоящее время шесты изготавливаются из фибергласса или углеродного волокна) для преодоления горизонтальной планки, закреплённой на двух мачтах на значительной высоте (до 6 м и выше). Соревнования в прыжках с шестом проводились уже в Древней Греции, а также кельтами и жителями древнего Крита. Прыжок с шестом среди мужчин является олимпийским видом спорта с Первой летней Олимпиады 1896 года, среди женщин – с Олимпийских игр 2000 года в Сиднее.
Возможность пропускать высоты и переносить попытки является основным тактическим приёмом в ходе соревнований. Типичный приём в случае неудачной попытки на очередной высоте – это перенести две попытки на следующую высоту. Соревнования в прыжке с шестом одни из самых длительных в легкоатлетических секторах и иногда затягиваются на много часов. В последнее время рассматриваются альтернативные варианты правил, при которых спортсменам (как в тяжёлой атлетике) даётся фиксированное количество попыток на все соревнования.
Соревнования по прыжку с шестом происходят в секторе для прыжка с шестом, оборудованном планкой на держателях и местом для приземления. Спортсмену на предварительном этапе и финале даётся по три попытки на каждой высоте. Прирост высот в ходе соревнований определяется судьями, он не может быть менее 5 см. Обычно на малых высотах планка поднимается с шагом 10–15 см и затем шаг переходит к 5 см.
Расстояние между держателями планки 4,5 м. Размеры места приземления 6×6 (5×5 для региональных соревнований) м. Длина дорожки для разбега – не менее 40 м, ширина – 1,22 м.
Попытка считается неудачной, если:
- в результате прыжка планка не удержалась на стойках;
- спортсмен коснулся поверхности сектора, включая место приземления, расположенное за вертикальной плоскостью, проходящей через дальний край ящика для упора, любой частью тела или шестом;
- спортсмен в фазе полёта руками попытался удержать планку от падения.
Удачную попытку судья отмечает поднятием белого флага. Если планка упала со стоек после поднятия белого флага, это уже не имеет значения – попытка засчитана. Если при выполнении попытки шест сломается, спортсмен имеет право выполнить попытку заново.
Прыжок в длину – двигательное действие, относящееся к горизонтальным прыжкам. Прыжок в длину требует от спортсменов прыгучести, спринтерских качеств. Прыжок в длину входил в соревновательную программу античных Олимпийских игр. Является современной олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года и для женщин с 1948 года.
В настоящее время на тренировках и соревнованиях используются 4 основные техники прыжка:
- в шаге;
- прогнувшись;
- ножницы;
- с места.
Прыжки в длину «в шаге» – старейшие в истории. Именно с них начинается обучение данной дисциплине.
Выполняется прыжок следующим образом:
- после отталкивания ноги атлета принимают положение шага,
- приземление происходит на маховую ногу, к ней подтягивается толчковая, а туловище слегка наклоняется вперед,
- перед соприкосновением с песком прыгун сгибает колени, а руки выводит перед собой,
- ноги выпрямляются и выбрасываются вперед, одновременно руки опускаются вниз и отводятся назад.
Прыжки в длину «прогнувшись» технически сложнее предыдущих, поэтому прежде, чем приступить к их освоению, требуется достичь определенного уровня подготовки. Особенно распространена техника «прогнувшись» среди спортсменок.
Суть ее в следующем:
- оттолкнувшись, атлет принимает положение «в шаге», при этом корпус направлен вперед, а толчковая нога находится сзади и не сгибается,
- согнутая маховая нога выносится вперед бедром, руки сгибаются и устремляются вверх,
- маховая конечность опускается вниз и одновременно с толчковой отводится назад, а корпус прогибается в пояснице,
- колени сгибаются и подтягиваются к груди спортсмена, а затем ноги резко выравниваются, руки отводятся за спину,
- при опускании на песок ноги сгибаются, а руки разводятся в стороны.
Техника «ножницы» предполагает наличие у спортсмена силовых и скоростных навыков. В прыжке прыгун продолжает выполнять движения ногами, как при беге. Так, при длине прыжка 8 м в воздухе атлет совершает 3,5 шага:
- после отталкивания принимается положение «в шаге»,
- маховая нога выпрямляется и устремляется вниз, затем сгибается и уходит назад,
- одновременно сгибается толчковая нога и направляется вперед.
- толчковая нога устремляется вниз, а рука с ее стороны поднимается вверх и выводится вперед,
- маховая нога направляется вперед, а рука с ее стороны – вперед и в сторону,
- перед приземлением обе ноги сгибаются и поднимаются к груди, а затем с силой выпрямляются и выводятся вперед.
Для выполнения прыжка «с места» спортсмен занимает исходное положение у линии старта. Выпрямляет спину и плечи; руки, не сгибая, отводит назад; ноги располагает на уровне плеч.
Прыжок производится следующим образом:
- руки и ноги немного сгибаются,
- при отталкивании руки резко выводятся вперед,
- подтягиваются и выпрямляются ноги, спортсмен отталкивается и отрывает стопы от поверхности,
- в полете колени поднимаются к груди, корпус выпрямляется, руки опускаются, стопы устремляются вперед,
- при приземлении руки резко выводятся вперед, ноги сгибаются в коленях.
Несмотря на кажущуюся простоту движения, прыжок в длину предъявляет студенту ряд серьезных требований, без которых невозможно достичь определенного результата. Высокий уровень скорости, силы, прыгучести и ловкости очень важен для достижения хороших результатов в этом виде легкой атлетики.
Задача прыгуна заключается не только в достижении максимальной скорости движения до тех пор, пока не будет установлена нога, но и в более сложном требовании – в процессе призыва преобразовать часть горизонтальной скорости в вертикальную, что возможно для тех, кто имеет высокую степень скорости и силы.
Таким образом, скорость выражает возможность самого быстрого продвижения в горизонтальной плоскости, а прыжки – способность бросать тело в вертикальной плоскости.
Комплексная тренировка, многоборье, высокий уровень развития скорости, силы и силовых качеств являются, таким образом, основой для подготовки прыгунов в длину с самого начала.
В то же время подготовка длинного прыгуна состоит из нескольких этапов, решающих проблемы технического и физического совершенствования, определяющих анатомические и физиологические особенности ученика, его возраст, его подготовку, в связи с чем выбираются средства физико-технической подготовки, а также педагогические методы работы с детьми.
Освоение прыжков на всех этапах обучения и тренировок должно сопровождаться повышением уровня общей и специальной подготовленности учащихся – основы проявления максимальных взрывных усилий, характерных для прыжков.
Во время тренировок, особенно на начальных этапах необходимо широко применять игры и различные эстафеты с прыжками. Это, с одной стороны, внесет в процесс обучения необходимую эмоциональность и значительно увеличит тренировочные нагрузки, а с другой – улучшит координационные способности детей, научит их управлять своим телом в полете, поможет развивать прыжковое мужество и ловкость.




