Быстрота может проявляться в различных формах, в зависимости от контекста. Физическая быстрота относится к скорости движения и реакции человека или объекта, что имеет важное значение в спорте и других физических активностях. Психическая быстрота, в свою очередь, связана с быстротой восприятия и обработки информации, что особенно актуально в условиях интенсивного обучения или работы с большим объемом данных.
Кроме того, быстрота может быть связана с эффективностью действий и принятий решений в повседневной жизни. Это проявляется в умении быстро адаптироваться к изменениям и реагировать на ситуации, что часто определяет успешность в современных условиях конкуренции. Таким образом, виды быстроты разнообразны и взаимосвязаны, обеспечивая гибкость и адаптивность человека в различных сферах жизни.
Общая характеристика быстроты
Главными разновидностями проявления скорости являются:
- Двигательная реакция — это процесс, начинающийся с восприятия информации, которая побуждает к действию, и заканчивающийся в момент начала движения-ответа. Информацией, побуждающей к действию, как правило, является заранее обусловленный сигнал или ситуация, имеющая сигнальное значение.
- Быстрота одиночного движения — это способность человека с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты.
- Частота движений — это способность человека выполнять движения в максимальном темпе в единицу времени.
Разновидности быстроты
В ходе выполнения различных движений, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности, современное общество регулярно оказывается перед необходимостью оперативно и адекватно реагировать на предсказуемые или неожиданные стимулы.
БЫСТРОТА представляет собой совокупность функциональных характеристик человека, позволяющих осуществлять двигательные действия за кратчайший промежуток времени, соответствующий конкретным условиям.
Основными видами проявления быстроты являются:
1) Реакция движений представляет собой процесс, который начинается с восприятия информации, способствующей действию, и завершается с началом ответного движения. Обычно информация, вызывающая действие, это заранее установленный сигнал или ситуация, обладающая сигнальным значением.
По своей сути, период двигательной реакции — это скрытое время, то есть интервал от начала восприятия раздражителя до момента ответа на него (латентный период).
Различают простые и сложные реакции:
1. Простейшая двигательная реакция представляет собой ответ, вызванный заранее установленным моторным действием на неожиданный сигнал, который появляется внезапно. К примеру, к простым реакциям можно отнести стартовые сигналы в беге, быструю стрельбу по силуэтам, бросок мяча по заранее известному сигналу и тому подобное. Латентное время простой реакции у неподготовленных людей составляет от 0,2 до 0,3 секунды, в то время как у опытных спортсменов оно сокращается до 0,1-0,2 секунды.
К сложным реакциям можно отнести:
- Реакция на движущийся объект — это способность человека наиболее быстро и точно реагировать на нестандартные перемещения определённого объекта в условиях дефицита времени и пространства. В основе реакции на движущийся объект лежит умение постоянно удерживать его в поле зрения и оперативно подбирать адекватные движения-ответы. Чаще всего этот вид реакции встречается в спортиграх и единоборствах. Футбол.
- Реакция выбора — это способность человека наиболее быстро осуществлять выбор адекватного ответа на разнообразные раздражители в условиях дефицита времени и пространства. Баскетболист.
- Быстрота одиночного движения — это способность человека с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты. Координация таких движений относительно простая и мало влияет на скорость их выполнения, например: прямые одиночные удары в боксе, уколы в фехтовании, движения руки при метании копья, ударе по мячу и т.д. Чем более простое по координации упражнение и чем автоматизированнее движение.
- Частота движений — это способность человека выполнять движения в максимальном темпе в единицу времени. Темп движений очень важен в циклических движениях спринтерского характера (бег, гребля, плаванье, велоспорт) и при быстром повторении ациклических движений (серия ударов в боксе). Говоря о темпе движений, важно иметь в виду, что понятие «темп» близко связано с понятием «скорость», но они отнюдь не тождественны. Можно, например, поднимать руку на разную высоту и опускать её в одинаковом темпе — скорость же движения руки при этом будет разная.
Характеристика быстроты и ее форм
Скорость как двигательное качество – это умение человека выполнять двигательные действия за кратчайший промежуток времени с конкретной частотой и импульсивностью, учитывая данные условия. В вопросе о сущности этого качества среди специалистов нет единого мнения. Некоторые утверждают, что физиологической основой скорости служит лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие считают, что значимую роль в проявлении скорости играют подвижные нервные процессы. Многочисленные исследования подтвердили, что скорость представляет собой комплексное двигательное качество человека.
Мельницкий Владимир Сергеевич
Содержимое разработки
Характеристика быстроты и ее форм
Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.
Существует несколько основных видов выражения скорости:
1. Быстроту простой и сложной двигательной реакции.
2. Скорость индивидуального перемещения.
3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела или переключением с одного действия на другое при отсутствии значительного внешнего сопротивления.
4. Число движений.
Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности.
Скорость ответной реакции, проявляющаяся в ответ на неожиданно возникший сигнал определенным движением или действием, играет ключевую роль в рукопашном бою. В ходе поединка могут возникать один или несколько одновременных или последовательных стимулов (действий со стороны противника), поэтому различают простые и сложные реакции (реакция на движущийся предмет или реакция выбора соответственно).
В простой реакции выделяют два ее компонента:
1. Латентный (отстающий) процесс, возникающий из-за задержек, которые накапливаются на различных уровнях организации движений в центральной нервной системе. Время латентной реакции в простых двигательных действах нельзя улучшить с помощью тренировок, оно не связано со спортивными достижениями и не может служить показателем скорости человека.
2. Моторный, за счет совершенствования, которого в основном и происходит сокращение времени реакции.
Простые реакции имеют выраженный эффект переноса скорости: занятия различными скоростными упражнениями способствуют улучшению быстроты простой реакции, и те, кто быстро реагирует в одних обстоятельствах, также будут оперативны в других ситуациях.
При напряженной мышечной работе у хорошо тренированных людей наблюдается уменьшение времени простой двигательной реакции и повышение возбудимости нервно-мышечного аппарата (НМА); у менее тренированных — время реакции ухудшается, происходит снижение возбудимости ЦНС и функционального состояния НМА. После интенсивной кратковременной мышечной работы может происходить уменьшение времени реакции и за счет ослабления тормозных процессов в связи с перевозбуждением ЦНС.
Существуют мнения, что быстрота – это врожденная характеристика, и что, к примеру, невозможно стать спринтером, если нет необходимых природных данных. Тем не менее, практика показывает, что благодаря регулярным многолетним тренировкам спортсмен способен значительно развить свою быстроту.
Наиболее успешно быстрота развивается в 10-12-летнем возрасте. Поскольку быстрота движений зависит от силы мышц, поэтому эти качества развивают параллельно. Как известно, чем меньше внешнее сопротивление движениям, тем они быстрее. Уменьшить вес снаряда, установленный правилами соревнований, нельзя. Также невозможно уменьшить вес тела без вреда для здоровья.
Тем не менее, существует возможность повышения силы. Увеличение силы поможет атлету проще справляться с внешними нагрузками, что, в свою очередь, позволит ему быстрее выполнять различные движения.

-80%
Быстрота как физическое качество; виды быстроты, обуславливающие факторы, мера измерения, общая характеристика и методические приемы совершенствования
Скорость – это умение осуществлять двигательное действие с наивысшей быстротой (в минимально возможный временной интервал). Выделяются простые и сложные формы проявления скоростных навыков. К простым формам относятся скорость реакции, скорость выполнения отдельных движений и частота (темп) движений.
Быстрота простой реакции — латентный (скрытый) период реакции — временной отрезок от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.
Сложные моторные реакции представляют собой реакции «выбора» (когда необходимо быстро определить одно подходящее действие из нескольких возможных в данной ситуации). В нескольких спортивных дисциплинах подобные реакции Возникают в ответ на объекты в движении (например, мяч, шайба и т.д.).
Частота, или темп, движений — это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).
Способы выражения скоростных качеств проявляются в разнообразных комбинациях и в взаимодействии с другими физическими характеристиками и техниками: скорость реализации комплексных движений, умение быстро достигать максимальной скорости и способность на долгое время сохранять эту скорость.
Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5—6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.
В спортивных играх и единоборствах существует еще одно уникальное проявление скорости — это способность быстро останавливать движение, когда обстановка требует немедленной остановки и смены направления.
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); силы мышц; способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; энергетических запасов в мышце (АТФ и КТФ); амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; способности к координации движений при скоростной работе; биологического ритма жизнедеятельности организма; возраста и пола; скоростных природных способностей человека.
Оптимальными этапами для формирования скоростных навыков у детей обоих полов являются годы от 7 до 11. В возрасте от 11 до 14—15 лет наблюдается более медленный рост разных параметров быстроты. До достижения 12—13 лет половые отличия в развитии скоростных способностей незначительны.
Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы (В. И. Лях, 1997):
1. Занятия, которые фокусируются на различных элементах скоростных навыков: реакционная быстрота; темп выполнения отдельных движений; повышение частоты движений; увеличение стартовой скорости; выносливость при скоростной деятельности; оперативность при выполнении последовательностей двигательных действий в объединении (например, в беге, плавании, работе с мячом).
2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).
3. Упражнения с комбинированным воздействием: на быстроту и различные другие качества (быстроту и силу, быстроту и координацию, быстроту и выносливость); на развитие скоростных качеств и улучшение моторных навыков (в беге, плавании, игровых видах спорта и т.д.).
Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений.
Ключевыми способами развития скоростных навыков являются:
Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.
Конкурсный подход включает в себя разнообразные тренировочные соревнования (например, заезды, эстафеты, гандикапы — соревнования с уравнением условий) и завершающие состязания.
Игровой метод — выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр.




