Разнообразие видов быстроты в физической культуре

В физкультуре различают несколько видов быстроты, которые зависят от характера двигательной деятельности и физических качеств спортсмена. Основными видами являются быстрота реакций, которая определяется скоростью реакции на внешние стимулы, и быстрота движений, связанная с максимальной скоростью выполнения определенных упражнений.

Также стоит отметить, что быстрота может проявляться в различных видах спорта и выполняется в сочетании с другими физическими качествами, такими как сила и выносливость. Развитие быстроты является важным аспектом тренировочного процесса и способствует повышению спортивных результатов.

Виды быстроты в физкультуре

Скоростные качества представляют собой совокупность морфо-функциональных характеристик человека, которые позволяют осуществлять моторные действия в максимально короткий промежуток времени в заданных условиях.

Выделяют простые и сложные формы проявления скоростных качеств. К простым формам относятся быстрота двигательной реакции, скорость одиночного движения и частота (темп) движений.

Движения человека можно разделить на две основные категории: простые и сложные. Простая реакция характеризуется латентным временем, необходимым для выполнения определенного движения в ответ на заранее заданный сигнал (например, старт в беге по сигналу или команде). Обычно латентный период для взрослых не превышает 0,3 секунды. Простые двигательные реакции играют важную роль в тех сферах деятельности, где скорость начала движения критически важна (например, спринт, игровые виды спорта, стрельба, фехтование). В повседневной жизни Встречаются ситуации, требующие мгновенного реагирования, особенно в условиях высокой опасности, таких как транспорт или производственная среда.

Сложная двигательная реакция делится на два вида:

– ответ на движущийся предмет (например, при полете мяча);

– выборочная реакция, требующая принять решение среди нескольких доступных вариантов, выбрав наиболее подходящее действие.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физичес­ком воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из не­скольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

Во многих спортивных дисциплинах подобные реакции проявляются одновременно как ответы на движущиеся объекты (например, мяч, шайбу и тому подобное).

Скорость отдельного движения измеряется по времени, необходимому для его исполнения (например, нанесение удара в боксе).

Частота или ритм движений обозначают количество движений за определённый промежуток времени (например, количество шагов во время бега за 10 секунд).

В простых реакциях наблюдается значительный положительный перенос скоростных способностей. Человек, обладающий хорошей реакцией в од­них ситуациях, может великолепно реагировать в любых других, однако между разными элементарными формами прямой связи не существует. К примеру, человек с хорошей двигательной реакцией не обязательно проде­монстрирует высокий темп движений и наоборот.

Комплексные формы проявления скоростных способностей наблюдаются в сложных двигательных актах, для которых характерно сочетание элементарных форм проявления скоро­стных способностей с другими двигательными способностями (силовыми, координационными и др.).

К таким комплексным формам проявления относятся:

– способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, рывки в игровых видах спорта и т.п.);

– способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости (в спринтерском беге, плавании и других циклических видах спорта);

– способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п.

Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от следующих факторов:

1. Подвижности и лабильности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.

2. Соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, ра­стяжимости.

3. Эффективность координации между мышцами и внутри одной мышцы.

4. Генетические данные человека. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60—88% определяется наследственностью, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40—60%)

5. Степени развития волевых качеств, силовых и координационных спо­собностей, гибкости.

6. Энергетических запасов в мышце (содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорос­ти ее расщепления и ресинтеза).

7. Возраста и пола.

Наиболее благоприятными периодами для развития скорост­ных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей скорост­ных способностей продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в пока­зателях быстроты простой реакции и максимальной частоты дви­жений. Целенаправленные воздействия или занятия разными ви­дами спорта оказывают положительное влияние на развитие ско­ростных способностей: специально тренирующиеся имеют пре­имущество на 5—20% и более, а рост результатов может продол­жаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способнос­тей невелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начи­нают опережать девочек, особенно в показателях быстроты цело­стных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных цикличес­ких актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздей­ствием на собственно скоростные способности, но и иным путем — через развитие силовых и скоростно-силовых способ­ностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных скорост­ных способностей.

Задачи развития скоростных способностей. Первая задача состо­ит в необходимости разностороннего развития всех форм проявления скоростных спо­собностей (быстрота реакции, частота движений, скорость оди­ночного движения, быстрота целостных действий). Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить млад­ший и средний школьный возраст – сенситивные (особенно бла­гоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

Вторая задача – максимальное развитие скоростных способ­ностей при специализации детей, подростков, юношей и деву­шек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота дей­ствия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

Третья задача заключается в улучшении скоростных навыков, от которых зависит успешность в некоторых областях профессиональной деятельности (к примеру, в авиации, при исполнении обязанностей оператора в промышленном секторе, энергетических системах, системах связи и так далее).

Виды быстроты в физкультуре

Быстрота — это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени (Теория и методика физического воспитания. — М.: ФиС, 1969, с. 128).

Быстрота является решающим фактором во многих видах спорта. Обычно выделяют три разновидности про­явления скоростных качеств, приведенных ниже.

1. Скорость как предельная быстрота от­дельных движений — элементов техники

В «чистом» виде эта разновидность проявления ско­ростных качеств встречается в спорте довольно редко:

ведь предельная быстрота может быть проявлена лишь в условиях незначительных сопротивлений, таких, как, например, удар в теннисе, короткий укол и удар без учас­тия больших групп мышц в фехтовании и т. п.

Обычно предельная быстрота движений проявляется в сочетании с силой, т. е. эти движения являются до из­вестной степени и силовыми.

2. Быстрота реакции (на сигнал стартера, на изменение игровой ситуации и т. п.)

Эта разновидность быстроты чрезвычайно важна в таких видах спорта, как бокс, фехтование, спортивные игры, а В кратковременных спринтерских упраж­нениях.

В единоборствах и спортивных играх быстрота реак­ции является основной и необходимой предпосылкой для умения спортсмена максимально быстро, опережая соперника, оценить обстановку, принять наиболее выгод­ное в этой ситуации решение и осуществить его. Именно это умение в первую очередь характерно для всех выдающихся боксеров, фехтовальщиков, баскетболистов и др.

Быстрота реакции необходима В спринтерских упражнениях в легкой атлетике, плавании, конькобеж­ном спорте и в некоторых других видах спорта для мак­симально быстрого выполнения старта. Хорошо разви­тое, это качество позволит, правда, выиграть всего 0,1, в лучшем случае 0,2 сек., однако для спринтера иногда они имеют решающее значение.

3. Быстрота как необходимая характеристика тем­па движений

Эта разновидность быстроты исключи­тельно важна в упражнениях циклического характера. Она представляет собой способность быстро чередовать «включения» и «выключения» необходимых мышечных групп, т. е. сокращение и расслабление их. Эта способ­ность позволяет не только увеличивать темп движений, но и выполнять каждое движение более эффективно, с меньшей затратой сил и энергии. Чем быстрее происхо­дит сокращение и расслабление мышцы, тем большее время она имеет для отдыха.

Таким образом, неудивительно, что специализированные упражнения на скорость, нацеленные на развитие темпа движений, должны лежать в основе тренировок спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта. Каждое циклическое движение является сочетанием возбуждения и торможения (активности и расслабления) одной группы мышц, в то время как другая группа — мышцы-антагонисты — испытывает противоположные процессы.

При невысоком темпе это чередование происходит до­вольно четко и безошибочно. При повышении темпа движений, в силу того что процесс торможения развива­ется несколько медленнее, чем процесс возбуждения, наступает такой момент, когда возбуждение обеих групп мышц частично совпадает. Тогда возникает так называ­емая скоростная напряженность мышц, не позволяющая выдерживать подобный темп и тем более его увели­чивать. Скорость перехода мышцы от состояния возбуж­дения к состоянию торможения и обратно индивидуаль­на. Она может несколько повышаться под влиянием специальной тренировки, однако предпосылки к этому являются качеством врожденным, поэтому специальная тренировка у одного спортсмена дает больший эффект, а у другого — меньший.

В абсолютном большинстве видов спорта все эти разновидности скоростных качеств проявляются в соче­тании. Например, результат в спринтерском беге зависит и от реакции на старте, и от быстроты каждого одиноч­ного движения, и от развитого на дистанции темпа.

Вайцеховский С. М. Книга тренера. — М.: Физкультура и спорт, 1971. 312 с. — Воспитание быстроты. – С. 186-188.

  • Назад
  • Вперёд
Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий