В физкультуре различают несколько видов быстроты, которые зависят от характера двигательной деятельности и физических качеств спортсмена. Основными видами являются быстрота реакций, которая определяется скоростью реакции на внешние стимулы, и быстрота движений, связанная с максимальной скоростью выполнения определенных упражнений.
Также стоит отметить, что быстрота может проявляться в различных видах спорта и выполняется в сочетании с другими физическими качествами, такими как сила и выносливость. Развитие быстроты является важным аспектом тренировочного процесса и способствует повышению спортивных результатов.
Виды быстроты в физкультуре
Скоростные качества представляют собой совокупность морфо-функциональных характеристик человека, которые позволяют осуществлять моторные действия в максимально короткий промежуток времени в заданных условиях.
Выделяют простые и сложные формы проявления скоростных качеств. К простым формам относятся быстрота двигательной реакции, скорость одиночного движения и частота (темп) движений.
Движения человека можно разделить на две основные категории: простые и сложные. Простая реакция характеризуется латентным временем, необходимым для выполнения определенного движения в ответ на заранее заданный сигнал (например, старт в беге по сигналу или команде). Обычно латентный период для взрослых не превышает 0,3 секунды. Простые двигательные реакции играют важную роль в тех сферах деятельности, где скорость начала движения критически важна (например, спринт, игровые виды спорта, стрельба, фехтование). В повседневной жизни Встречаются ситуации, требующие мгновенного реагирования, особенно в условиях высокой опасности, таких как транспорт или производственная среда.
Сложная двигательная реакция делится на два вида:
– ответ на движущийся предмет (например, при полете мяча);
– выборочная реакция, требующая принять решение среди нескольких доступных вариантов, выбрав наиболее подходящее действие.
Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).
Во многих спортивных дисциплинах подобные реакции проявляются одновременно как ответы на движущиеся объекты (например, мяч, шайбу и тому подобное).
Скорость отдельного движения измеряется по времени, необходимому для его исполнения (например, нанесение удара в боксе).
Частота или ритм движений обозначают количество движений за определённый промежуток времени (например, количество шагов во время бега за 10 секунд).
В простых реакциях наблюдается значительный положительный перенос скоростных способностей. Человек, обладающий хорошей реакцией в одних ситуациях, может великолепно реагировать в любых других, однако между разными элементарными формами прямой связи не существует. К примеру, человек с хорошей двигательной реакцией не обязательно продемонстрирует высокий темп движений и наоборот.
Комплексные формы проявления скоростных способностей наблюдаются в сложных двигательных актах, для которых характерно сочетание элементарных форм проявления скоростных способностей с другими двигательными способностями (силовыми, координационными и др.).
К таким комплексным формам проявления относятся:
– способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, рывки в игровых видах спорта и т.п.);
– способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости (в спринтерском беге, плавании и других циклических видах спорта);
– способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п.
Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от следующих факторов:
1. Подвижности и лабильности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.
2. Соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости.
3. Эффективность координации между мышцами и внутри одной мышцы.
4. Генетические данные человека. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60—88% определяется наследственностью, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40—60%)
5. Степени развития волевых качеств, силовых и координационных способностей, гибкости.
6. Энергетических запасов в мышце (содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза).
7. Возраста и пола.
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей скоростных способностей продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5—20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.
Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).
Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем — через развитие силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных скоростных способностей.
Задачи развития скоростных способностей. Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития всех форм проявления скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий). Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст – сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.
Вторая задача – максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).
Третья задача заключается в улучшении скоростных навыков, от которых зависит успешность в некоторых областях профессиональной деятельности (к примеру, в авиации, при исполнении обязанностей оператора в промышленном секторе, энергетических системах, системах связи и так далее).
Виды быстроты в физкультуре
Быстрота — это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени (Теория и методика физического воспитания. — М.: ФиС, 1969, с. 128).
Быстрота является решающим фактором во многих видах спорта. Обычно выделяют три разновидности проявления скоростных качеств, приведенных ниже.
1. Скорость как предельная быстрота отдельных движений — элементов техники
В «чистом» виде эта разновидность проявления скоростных качеств встречается в спорте довольно редко:
ведь предельная быстрота может быть проявлена лишь в условиях незначительных сопротивлений, таких, как, например, удар в теннисе, короткий укол и удар без участия больших групп мышц в фехтовании и т. п.
Обычно предельная быстрота движений проявляется в сочетании с силой, т. е. эти движения являются до известной степени и силовыми.
2. Быстрота реакции (на сигнал стартера, на изменение игровой ситуации и т. п.)
Эта разновидность быстроты чрезвычайно важна в таких видах спорта, как бокс, фехтование, спортивные игры, а В кратковременных спринтерских упражнениях.
В единоборствах и спортивных играх быстрота реакции является основной и необходимой предпосылкой для умения спортсмена максимально быстро, опережая соперника, оценить обстановку, принять наиболее выгодное в этой ситуации решение и осуществить его. Именно это умение в первую очередь характерно для всех выдающихся боксеров, фехтовальщиков, баскетболистов и др.
Быстрота реакции необходима В спринтерских упражнениях в легкой атлетике, плавании, конькобежном спорте и в некоторых других видах спорта для максимально быстрого выполнения старта. Хорошо развитое, это качество позволит, правда, выиграть всего 0,1, в лучшем случае 0,2 сек., однако для спринтера иногда они имеют решающее значение.
3. Быстрота как необходимая характеристика темпа движений
Эта разновидность быстроты исключительно важна в упражнениях циклического характера. Она представляет собой способность быстро чередовать «включения» и «выключения» необходимых мышечных групп, т. е. сокращение и расслабление их. Эта способность позволяет не только увеличивать темп движений, но и выполнять каждое движение более эффективно, с меньшей затратой сил и энергии. Чем быстрее происходит сокращение и расслабление мышцы, тем большее время она имеет для отдыха.
Таким образом, неудивительно, что специализированные упражнения на скорость, нацеленные на развитие темпа движений, должны лежать в основе тренировок спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта. Каждое циклическое движение является сочетанием возбуждения и торможения (активности и расслабления) одной группы мышц, в то время как другая группа — мышцы-антагонисты — испытывает противоположные процессы.
При невысоком темпе это чередование происходит довольно четко и безошибочно. При повышении темпа движений, в силу того что процесс торможения развивается несколько медленнее, чем процесс возбуждения, наступает такой момент, когда возбуждение обеих групп мышц частично совпадает. Тогда возникает так называемая скоростная напряженность мышц, не позволяющая выдерживать подобный темп и тем более его увеличивать. Скорость перехода мышцы от состояния возбуждения к состоянию торможения и обратно индивидуальна. Она может несколько повышаться под влиянием специальной тренировки, однако предпосылки к этому являются качеством врожденным, поэтому специальная тренировка у одного спортсмена дает больший эффект, а у другого — меньший.
В абсолютном большинстве видов спорта все эти разновидности скоростных качеств проявляются в сочетании. Например, результат в спринтерском беге зависит и от реакции на старте, и от быстроты каждого одиночного движения, и от развитого на дистанции темпа.
Вайцеховский С. М. Книга тренера. — М.: Физкультура и спорт, 1971. 312 с. — Воспитание быстроты. – С. 186-188.
- Назад
- Вперёд




