В древней Греции бег на длинные дистанции включал в себя несколько стадий, которые были важными аспектами олимпийских игр и других спортивных соревнований. Обычно выделяли две основные дистанции: стадион, который составлял примерно 192 метра, и долихос, протяженность которого могла варьироваться от 7 до 24 стадий, что соответствовало разным длинам от 1,5 до 5 километров.
Эти дистанции давали атлетам возможность демонстрировать свои физические способности и выносливость. Долихос считался особенно сложным, так как требовал не только силы, но и стратегического подхода к распределению усилий на протяжении всей дистанции.
Большие игры Древней Греции
Идеал человека в Греции заключался в гармонии между душевными качествами и физической красотой. Спортивные занятия, способствующие формированию здорового телосложения, повышению силы и ловкости, были неотъемлемой частью воспитания эллинов. Игры и соревнования служили важным проявлением агонального духа, присущего греческой культуре. Изображения на вазах и скульптурных рельефах, запечатлевшие атлетические тренировки и состязания, а также статуи и бюсты чемпионов подчеркивают значимость атлетических мероприятий и всего сопутствующего культурного контекста в жизни греков.
Происхождение игр
Первые упоминания о спортивных состязаниях можно встретить в произведениях Гомера. Ахилл организовал их на следующий день после похорон Патрокла. В программу входили такие мероприятия, как бег, борьба, кулачный бой, метание диска, колесничные гонки, сражения на мечах и стрельба из лука.
Спортивные мероприятия были неотъемлемой частью религиозных праздников, которые проходили в наиболее значимых святилищах, таких как храм Зевса в Олимпии, Немее и Додоне, храм Аполлона в Дельфах, храм Посейдона на Истме и других. Эти события быстро приобрели унифицированный греческий характер, и участники, а также зрители, приезжали из самых удаленных уголков страны. Спортивные игры дополнялись выступлениями музыкантов, певцов и танцоров, а также новыми произведениями художников и артистов. Такие зрелища собирали огромное количество людей. Для гарантии безопасности участников на время игр провозглашался Священный мир.

Наибольшей известностью у греков пользовались четыре основных фестиваля:
- Олимпийские игры, начиная с 776 года до н.э., проводились один раз в четыре года в июле – августе в священной области Зевса в северо-западной части Пелопоннеса.
- Пифийские игры, известные с 582 года до н.э., устраивались также раз в четыре года в августе в храме Аполлона в Дельфах.
- Истмийские игры, учреждённые в 581 году до н.э. в храме Посейдона на Коринфском перешейке, проходили в апреле – мае с периодичностью раз в два года.
- Немейские игры, устраивавшиеся начиная с 573 года до н.э. в августе – сентябре в святилище Зевса в пограничной местности между Арголидой, Аркадией и Коринфом, также организовывались раз в два года.

Временной порядок всех состязаний формировался в определённой последовательности, которую греки называли «периодом». Ни один год не проходил без крупного фестиваля. Помимо этих четырёх игр, в значительных городах также проводили местные спортивные соревнования.
Международное значение игр было весьма велико. Политические деятели и государства, стремившиеся к господству в Греции, находили способы завоевать благосклонность богов и подтвердить законность своих притязаний через спортивные триумфы. Например, аргосцы, нацеленные на лидерство в северо-восточной части Пелопоннеса, старались установить контроль над Немейскими играми.
В 450 году до н.э. аргосцы вообще перенесли их к себе в город, где они проводились до 324 года до н.э. Возможно, особое значение Олимпийских игр не в последнюю очередь определялось тем, что Элида являлась государством, не игравшим особой роли в политической истории Греции, и, следовательно, оценки судей в меньшей степени определялись их партийными пристрастиями. Тем не менее статистика наводит на любопытные размышления: элийцами являлись 125 из известных нам 940 олимпиоников (12%) — самое большое число победителей, происходивших из одного города.

Олимпийские игры
Олимпийские игры считались одними из самых почитаемых и древних спортивных мероприятий. Они проходили в святилище Зевса Олимпийского, находившемся на западе Пелопоннеса, в области Элида, в 60 км от одноименной столицы, каждые четыре года, накануне первого полнолуния после летнего солнцестояния. Истоки этих игр восходят к мифологическим временам: их возникновение связывали то с самим Зевсом, то с его сыном Гераклом. Первые достоверно задокументированные соревнования в Олимпии состоялись в 776 году до нашей эры. Эта дата, установленная Гиппием из Элиды, послужила многим греческим историкам отправной точкой для отсчета времени.
Изначально Олимпийские игры носили чисто локальный характер и длились всего один день. С увеличением их популярности и количеством участников в VI веке до н.э. продолжительность событий возросла сначала до трёх дней, а с 468 года до н.э. — до пяти. Также усложнялась спортивная программа. Первым олимпийским видом спорта был бег. В 708 году до н.э. к нему добавилось пятиборье, в 688 году до н.э. появился кулачный бой, в 680 году до н.э. — колесничные гонки, в 648 году до н.э. — скачки и панкратий (борьба).

Участвовать в Олимпийских играх и быть их зрителями имели право лишь свободные греки, обладающие полными гражданскими правами и не имеющие на себе пятна кровопролития. Иностранцы и женщины были исключены из числа участников состязаний. По условиям соревнований, спортсмены обязаны были добраться до Элиды за десять месяцев до начала игр и в течение этого времени совместно тренироваться, чтобы узнать друг друга и определить свои силы.
Накануне открытия игр устраивалось торжественное шествие из Элиды в Олимпию, в котором принимали участие жрецы, судьи-элланодики и атлеты. Все вместе они вступали на территорию святилища, приносили здесь жертвы и клялись соблюдать правила состязаний. Элланодики, наблюдавшие за ходом соревнований и присуждавшие награды победителям, назначались из местных жителей-элийцев при помощи жребия. Их было десять человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места.
Порядок участников состязания определялся жребием. При выходе на арену глашатай объявлял имя атлета и его происхождение. В последний день праздника вручались награды. Победителю-олимпионику преподносились увитый пурпурными лентами оливковый венок и пальмовая ветвь. Он получал право поставить свою статую в священной роще Зевса.
Хотя памятник следовало ставить на собственные деньги, географ Павсаний, посетивший Олимпию около 175 года н.э., утверждал, что в это время там стояло примерно 200 статуй.

Вернувшись домой, победитель получал почести от сограждан. Ему навстречу выходил весь народ. Олимпионик в роскошной пурпурной одежде въезжал в город на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. Его сопровождала процессия конных и пеших граждан.
Бывали случаи, когда для въезда победителя в город разбирали часть стены, видимо, полагая, что через обычные ворота личность такого масштаба проехать не сможет. В сопровождении сограждан олимпионик шёл в храм и посвящал свой венок богу-покровителю города. Затем в его честь давался обед в пританее или в зале для совещаний совета.
В его честь сочинялись торжественные гимны, которые заказывались таким мастерам жанра как Пиндар, Симонид Кеосский и Вакхилид. В Афинах имя олимпионика указывалось в документах рядом с именем архонта-эпонима, он освобождался от всех повинностей и пользовался почётным местом на играх и праздниках. По словам Пиндара, «победитель игр всю свою жизнь пользуется сладостным спокойствием за свои подвиги, и это — счастье, не имеющее границ, высший предел желаний каждого смертного». Известен и такой случай. После того, как борец Диагор Родосский сам стал олимпиоником трижды, затем увидел, как олимпиоником сначала стал его сын, а потом и внук, один спартанец, приветствуя его, воскликнул: «Умри, Диагор, ибо на Олимп тебе не взойти».

Виды состязаний
Наиболее древним видом из числа упоминаемых спортивных состязаний был бег. Этот вид спорта с самого начала входил в программу Олимпийских игр. Греки различали бег на короткую дистанцию (один стадий — 192,27 м), среднюю (два стадия — 384,54 м) и длинную (от семи до 24 стадий). При беге на средние и длинные дистанции участники бежали по дорожке до поворотного столба стадиона, затем разворачивались и бежали в обратном направлении. Кроме обычного бега существовал бег на два стадия в гоплитском вооружении, вначале включавшем щит, панцирь и шлем, а позже — только с одним щитом.

Борьба вошла в программу Олимпийских игр начиная с 708 года до н.э. Борцы различались лишь по возрастным группам, ограничений по весовым категориям не существовало. Поединок не имел фиксированной продолжительности. Борьба велась до победы одного из противников, каждый из которых старался обездвижить или сдавить другого участника руками.
Победа засчитывалась за троекратный бросок противника на спину или на плечо. Основными приёмами были захваты и броски, болевые заломы не допускались. Для получения преимущества над противником борцы-профессионалы старались иметь значительный вес, соответственно, поединок тяжеловесов проходил в медленном темпе. В пятиборье, напротив, предпочтительнее оказывались скоротечные схватки с бросками и махами противника.
Наиболее известным борцом своего времени был Милон из Кротона, который впервые завоевал победу в Олимпии в 540 году до нашей эры, будучи ещё подростком. Позже, уже в зрелом возрасте, он становился олимпийским чемпионом ещё пять или шесть раз. К своим достижениям в Олимпии он добавил семь побед на Пифийских играх, десять на Истмийских и девять на Немейских. Милон прославился не только выдающимися физическими данными и силой, но и своей страстью к еде. Он с легкостью мог поднять на плечи трехлетнего быка, обойти с ним стадион, а затем зажарить и съесть его целиком за один день.

Кулачный бой появился в программе Олимпийских игр в 688 году до н.э. Как и в борьбе, здесь не различались весовые категории. Поединок продолжался до победы одного из участников, которая могла быть одержана нокаутом или признанием поражения. Среди разрешённых приемов числились удары двумя руками одновременно, а также удары ребром ладони. Запрещены были захваты, укусы и пинки ногами.
Большой вес давал кулачному бойцу преимущество над противником, но одновременно ограничивал его подвижность. Важное значение придавалось умению бойца уходить от ударов противника или уклоняться от них с помощью обманных движений. Кулачный бой греки считали самым опасным видом спорта. Художники и скульпторы изображали бойцов с лицами, изуродованными шрамами, с переломанными носами и порванными ушами. Известны описания боёв, закончившиеся смертью одного из участников.

Ещё одной разновидностью силового вида спорта был панкратий, в котором борьба соединилась с кулачным боем — как в стойке, так и на земле. В программу Олимпийских игр он вошёл в 648 году до н.э. Здесь разрешались удары кулаком, локтем, коленом или ногой, захваты, сжатия, заломы, выкручивания суставов. Существовал запрет кусаться и царапаться, который, правда, постоянно нарушался.
В кулачном поединке противники стремились нокаутировать друг друга сильным ударом и в то же время, опасаясь пропустить такой удар, обычно вели медленный бой на дальней дистанции. Кисти бойцов были защищены бинтами из сыромятной кожи. В панкратии же бойцам не разрешалось бинтовать руки.
Опасаясь разбить кулак о зубы или лоб противника, бойцы действовали на более близкой дистанции, при этом переходя от кулачного боя к борьбе. Задача состояла в том, чтобы измотать противника и нанести ему как можно больше мелких травм. Исход боя решался неспособностью одного из соперников его продолжать или же добровольной сдачей, символом которой был вытянутый указательный палец.

Пятиборье (пентатлон) появилось в программе Олимпийских игр в 708 году до н.э. Оно включало бросание диска, прыжки в длину, метание копья, бег на короткую дистанцию и борьбу — в такой последовательности они перечисляются в стихе Симонида.
Соединение вместе различных видов спортивных состязаний требовало от победителя пятиборья разносторонних навыков и высокой результативности, как в лёгкой, так и в тяжёлой атлетике. Правила соревнований нам доподлинно неизвестны из-за пренебрежения греков описаниями процедуры. Скорее всего, состязания велись на выбывание участников предварительных этапов, так что в финале их оставалось только двое — им и предстояло бороться за окончательную победу. Этой стройной гипотезе противоречат надписи победителей, которые скорее являются бегунами, чем борцами, что, вероятно, предусматривает возможность победы по очкам.

Закат Олимпии
Высокое значение Олимпийских игр в известной степени сохранялось и в эпоху, когда Греция уже утратила свою независимость. В Олимпии возводились новые постройки и статуи, её посещали правители и художники. Упряжка, принадлежавшая будущему императору Тиберию, принесла ему лавровый венок победителя в 4 году до н.э.
Император Нерон лично участвовал в играх в 67 году н.э., для чего, вопреки традиции, приказал провести их на два года раньше срока. Закономерно, что он получил много призов и венков за победы в состязаниях, но после его убийства игры были объявлены недействительными. В эпоху Римской империи Олимпийские игры получили в полном смысле международный характер.
В Олимпию съезжались спортсмены из Александрии, Эфеса, Сирии и Африки. Золотой век Олимпии относится к правлению императора Адриана, который ценил греческую культуру и искусство. В этот период было создано классическое описание Олимпийских игр, написанное греческим географом и путешественником Павсанием.

Напряжённый, изобиловавший катастрофами III век н.э. ознаменовался начавшимся в это время упадком Олимпии. Многие обветшавшие от времени здания были разрушены сильным землетрясением и уже не восстанавливались. Для защиты священного участка от вторжения варваров-герулов в 267 году н.э. его укрепили стенами, в строительстве которых были использованы блоки разобранных построек.
Последние восстановительные работы относятся к правлению императора Диоклетиана в конце III века н.э. Несмотря на начавшийся упадок, спортивные игры — пусть и не такие пышные, как ранее, — продолжали проводиться. Последняя найденная археологами статуя победителя датируется 261 годом н.э. Правда, сами устроители игр были далеко не так внимательны к именам олимпиоников. Только благодаря случайности до нас дошло имя победившего на играх 369 года н.э. армянского принца Вараздата.
Окончательный удар играм нанесло распространявшееся христианское вероучение. В 394 году н.э. император Феодосий приказал закрыть языческие храмы и запретил проведение Олимпийских игр. Их возрождение произошло лишь в конце XIX столетия по инициативе Пьера де Кубертена.
Олимпийские игры (античные)

Области знаний: Социальная история Европы, История повседневности Европы Дата учреждения: 776 год до нашей эры Дата упразднения: конец 4 века нашей эры Историческое государство: Древнегреческие полисы и колонии Современное государство: Греция Исторический период: Древний мир
Спортивные события Спортивные события
Олимпийские игры (античные)

Стадион в Олимпии (Греция). Вид сверху. Стадион в Олимпии (Греция). Вид сверху. Согласно исторической традиции, Олимпийские игры были «возобновлены» в 776 до н. э. элейцем Ифитом и спартанцем Ликургом , которые составили договор об экехейрии – священном перемирии, объявляемом на время подготовки и проведения Олимпийских игр.
Этот договор был вырезан на бронзовом диске, хранившемся в Олимпии. Контроль над Олимпийским святилищем и организацию Олимпийских игр осуществлял полис Элида. К участию в Олимпийских играх допускались только полноправные граждане греческих полисов (позднее в играх участвовали также римляне).
Олимпийские игры начинались в 1-е полнолуние после летнего солнцестояния и продолжались 5 дней. Первый день был посвящён жертвоприношениям и другим религиозным действиям. Атлеты, их отцы и братья, а также учителя гимнастики (тренеры) перед статуей Зевса в булевтерии приносили клятву не нарушать обычаев и законов Олимпийских игр.
В течение трех следующих дней проходили спортивные соревнования. К беговым дисциплинам относились: олимпийский бег на стадионе (длина которого составляла чуть больше 192 м), двойной бег, длинный бег и гоплитодромос (бег в боевых доспехах, включая шлем, поножи и щит; впоследствии этот вид бега проводился только со щитом). В единоборствах можно было увидеть борьбу, кулачный бой и панкратион (состязания, комбинирующие элементы борьбы и кулачного боя с применением удушающих и болевых приемов). Также проводились конкурсы в рамках пентатлона (пятиборье, включающее бег, прыжки в длину, метание копья и диска, а также борьбу).

Сцена тренировки кулачных борцов и борцов панкратиона. Изображение на краснофигурном килике. 490–480 до н. э. Приписывается вазописцу литейной мастерской. Британский музей, Лондон. Сцена тренировки кулачных борцов и борцов панкратиона.
Изображение на краснофигурном килике. 490–480 до н. э. Приписывается вазописцу литейной мастерской. Британский музей, Лондон.
На Олимпийском ипподроме проходили состязания колесниц и скачки верхом на лошадях. Программа Олимпийских игр иногда изменялась. Состязания проводились в 2 возрастных категориях: мужчины и мальчики. За ходом соревнований следили специально выбранные из числа граждан Элиды судьи – элланодики; в разное время их было от 2 до 12 человек.
В последний день проходило награждение победителей Олимпийских игр – олимпиоников венком из ветвей дикой маслины, после торжественного жертвоприношения организаторы игр приглашали победителей на пир. Олимпионики пользовались уважением по всей Греции, а в родных полисах они получали различные привилегии и могли реализовать свою популярность, например в политической жизни. Со 2-й половины 6 в. до н. э. победители Олимпийских игр получили право устанавливать в Олимпии статуи с соответствующей надписью в память о своей победе.

Награждение атлетов-победителей. Изображение на краснофигурной чаше. 485–480 до н. э. Приписывается мастеру Дурису. Британский музей, Лондон. Награждение атлетов-победителей. Изображение на краснофигурной чаше. 485–480 до н. э. Приписывается мастеру Дурису.
Британский музей, Лондон.

Статуи атлетов-победителей создавали лучшие скульпторы Греции ( Мирон , Поликлет , Лисипп и др.); греческие поэты ( Пиндар и др.) прославляли их победы в специально написанных по этому случаю одах .
Диадумен (атлет, увенчивающий себя победной повязкой). Римская копия 1 в. с бронзовой статуи скульптора Поликтета ок. 430 до н. э. Британский музей, Лондон.
Диадумен (атлет, увенчивающий себя победной повязкой). Римская копия 1 в. с бронзовой статуи скульптора Поликтета ок. 430 до н. э. Британский музей, Лондон.
Самым почётным было победить на всех 4 общегреческих соревнованиях (кроме Олимпийских игр, общегреческий статус имели ещё Истмийские игры , Немейские игры и Пифийские игры ) в течение четырёхлетнего цикла; таких победителей называли периодониками. Олимпийские игры привлекали к себе десятки тысяч зрителей со всего Средиземноморья и Причерноморья.
В период Олимпийских игр зрителям представляли свои таланты ораторы, философы и поэты. Женщины не имели права участвовать в Олимпийских играх. Греческий историк Тимей в начале III века до нашей эры предложил вести отсчет времени по Олимпиадам как основу для общей хронологии Греции.
Олимпийские игры проводились почти до конца 4 в. н. э., пока не были запрещены римским императором Феодосием I , как и все остальные языческие культы. В 1896 г. Олимпийские игры были возобновлены по инициативе П. де Кубертена . Исследования по различным проблемам спорта в Древнем мире, включая Олимпийские игры, публикуются в ежегодном журнале Nikephoros (Νικηφόρος; с 1988). Стрелков Андрей Валентинович . Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2014.
Информация

Области знаний: Социальная история Европы, История повседневности Европы Дата учреждения: 776 год до нашей эры Дата упразднения: конец 4 века нашей эры Историческое государство: Древнегреческие полисы и колонии Современное государство: Греция Исторический период: Древний мир
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: КАК ЭТО БЫЛО



Если попытаться разобраться с происхождением Олимпийских игр в Древней Греции, то обнаружится, что практически все книги на эту тему дают абсолютно тождественные тексты. Даже уважаемое и весьма авторитетное издание в двух томах под названием «Век Олимпийский» Валерия Штейнбаха рассказывает всё те же красивые легенды, якобы дошедшие до нас из глубины веков.
Самая популярная из них – легенда о могучем Геракле, которого наряду с самим Зевсом и еще одним древнегреческим героем Пелопом считают «учредителем» Олимпийских игр.
Любимый сын Зевса однажды вычистил огромный и очень запущенный скотный двор царя Авгия, что было приравнено к подвигу. Сделал он это весьма хитроумным способом и управился за один день. Когда же герой явился к царю, чтобы получить обговоренную награду, Авгий неосмотрительно отказался платить и прогнал его со двора. За что и поплатился!

Геракл вернулся с войском и в кровопролитной битве уничтожил Авгия. Свою победу он решил отметить, устроив состязания в беге. Легенда утверждает, что Геракл самолично отмерил дистанцию в 600 ступней (1 стадий), что в переводе на современную меру длины составляет всего лишь 192 м 28 см.
Вот с такого скромного забега на короткую дистанцию и началась, судя по легенде, грандиозная история древних Олимпийских игр, а затем и мирового Олимпийского движения. Кстати, начиная с 1948 года, человечество именно сегодня, 23 июня, отмечает Международный Олимпийский день.
Первые 13 древнегреческих Олимпийских игр, проводимых близ деревушки Олимпия (потому и – Олимпийские!), состояли только из одного вида состязаний – бега на 1 стадий. При проведении 14-х Олимпийских игр бегали уже две дистанции: 1 стадий и 2 стадия, то есть 200 и 400 метров соответственно. Еще позже появился «длинный бег», дистанция которого варьировалась от 1500 до 5000 метров.
Правила проведения соревнований отличались строгим подходом. За фальстарт участников безжалостно наказывали палками, после чего их вновь возвращали на стартовую линию. Атлеты, которые покидали дистанцию до финиша, также не избегали жесткого наказания. «Если ты вышел на старт – бойся до последнего!» — данное правило строго исполнялось.
Легенды рассказывают о греческом бегуне, который после победы в беге на 1 стадий, быстренько сбегал домой (500 стадиев от Олимпии), рассказал своим землякам о победе и к ночи вернулся обратно, чтобы утром вновь выйти на старт и бороться за новую награду.

Позже в программу Олимпийских игр был введен бег с оружием. Он обычно завершал Олимпийские состязания. Наверняка, это было потрясающее зрелище: несколько десятков молодых мускулистых мужчин в одних только бронзовых шлемах бежали, потрясая щитами и оружием… Да-да, атлеты Древней Греции, где царил культ красивого тренированного тела, по традиции выступали обнаженными.
Кстати, марафонских забегов в Греции не было. Олимпийской дисциплиной бег на сверхдлинную дистанцию (42 км 195 м) станет только в 1896 году на Первых возрожденных Олимпийских играх современности.
В 708 году до н.э. в программу Олимпийских игр были введены две новые дисциплины: кулачный бой (подобие бокса) и борьба, которую мы сегодня называет классической или греко-римской.

Кулачные бои проводились по весьма жестким правилам. Бойцы вместо современных боксерских перчаток наматывали себе на руки смазанные жиром длинные кожаные ремни с острыми краями и металлическими цестами. Можно себе представить последствия удара подобными «перчатками»… Бой чаще всего заканчивался не добровольной капитуляцией, а глубоким нокаутом.
Классическая борьба была менее груба и травматична. Борцы натирали тело оливковым маслом, чтобы сопернику труднее было осуществлять захваты. Борьба продолжалась до тех пор, пока один из борцов трижды (!) не повалит соперника, прижимая к земле его лопатки. Кусаться было запрещено, а вот выкручивать и ломать противнику руки-ноги-пальцы разрешалось.

Еще позже, в 648 году до н. в спортивную программу был введен панкратион (бои без правил), соединяющий кулачный бой и борьбу. Как видим, развитие бойцовых дисциплин шло в сторону ужесточения.
В программе Олимпийских игр появился пентатлон (пятиборье), включающий борьбу, метание копья, метание диска, прыжки в длину и бег. Конечно, было бы очень интересно узнать, на какое расстояние прыгали древние греки и как далеко они метали свои копья и диски… Но в то время расстояния никто не замерял. Количественный результат был не важен. Важна была только победа!
Прыжки в длину выполнялись под бодрую музыку и без разбега. При этом в руках у атлетов были небольшие каменные гантели весом до 4-х кг. Прыгун должен был последовательно выполнить несколько (три?) прыжков. Предполагают, что победным становился прыжок метров на 16.

Гонки на колесницах отличались своей зрелищностью и опасностью. Квадриги, в которые были запряжены четырёхлошадные команды, мчались с невероятной быстротой. Правила позволяли intentionalные столкновения и различные жесткие методы сдерживания соперников. Для успешного прохождения 12 кругов по ипподрому требовалось выдающееся мастерство и хладнокровие.
Среди победителей в гонках на колесницах значится и имя римского императора Нерона. Его победа была весьма курьёзной. В этих гонках должны были участвовать прекрасно подготовленные атлеты и лошади из лучших конюшен Греции.
Однако когда стало известно, что в состязании примет участие император Нерон собственной персоной, все заявленные спортсмены немедленно снялись с соревнований. Таким образом, Нерон в гордом одиночестве появился на старте, стоя на колеснице, запряженной десятью (!) лошадями. Хроники донесли до нас, что император умудрился дважды упасть на дистанции. Его поднимали, водружали на колесницу, и он продолжал «гонку». Когда Нерон добрался до финиша, его немедля увенчали лавровым венком. И никто из зрителей не посмел даже улыбнуться…
Соревнования по скачкам тоже отличались от современных. По правилам, на середине дистанции, когда разгоряченные лошади уже неслись с безумной скоростью, всадник спрыгивал и бежал до финиша рядом со скакуном, держась за подпругу. То есть, от атлета требовалось быть не только хорошим наездником, но и отличным бегуном.
Конечно, сейчас мы идеализируем Древнюю Грецию и её Олимпийские игры. Мы думаем, что это современные соревнования пропитаны духом коммерции и коррупции, а вот в Древней Греции атлеты свято верили в благородные идеалы и соревновались только лишь за оливковую веточку (или лавровый венок, или венок из сельдерея…) Увы, это не совсем так…

На самих соревнованиях победителю, действительно, вручали ветвь оливы. Зато потом на олимпионика, как из рога изобилия, сыпались всевозможные дары. Помимо пожизненной славы и положенного в обязательном порядке увековечивания в мраморе или бронзе, олимпийские чемпионы получали множество материальных благ. Каждый город сам придумывал, как поощрить своего победителя.
Так, в Афинах победитель имел право всю жизнь бесплатно обедать в государственном пиршественном зале и, вообще, полностью жить за государственный счет. К тому же во всех городах олимпионикам предоставляли почетные высокооплачиваемые должности, и они становились частью местной элиты. Но: для этого надо было обязательно побеждать. Второе место ничего не стоило и никого не интересовало. Как говорится, второй – это первый из проигравших… Ставки в игре были чрезвычайно высоки. Поэтому и в Греции случалось всякое…
А вы говорите – оливковая веточка…
Древний период Олимпийского движения закончился весьма печально. Греция была завоевана Римской империей и сделалась ее провинцией. По инерции Олимпийские игры еще какое-то время проводились, но потом их запретили, сочтя из-за легенд, с ними связанными, языческими пережитками. События, когда-то полные жизни, сделались просто красивой сказкой с прекрасными идеальными героями, со сказочными существами. И сказка эта постепенно забывалась…
Но ничто не вечно под солнцем, даже забвение.

В конце 19 века французский барон Пьер де Кубертен, молодой и энергичный общественный активист, поставил перед собой задачу восстановить Олимпийские игры в их прежнем великолепии. Он верил, что ценности Олимпийского движения даруют человечеству «дух свободы, мирного соперничества, физического совершенства и будут способствовать культурному взаимодействию между народами». Ему удалось воплотить это в жизнь! Но это уже относится к другой эпохе.
В Международный Олимпийский день (и во все остальные дни тоже!) Центр чтения Национальной библиотеки приглашает познакомиться с коллекцией книг, посвященных истории Олимпийского движения.
Материал подготовила сотрудник Центра чтения Нагибнева И.Н.




