Зимой ездить на велосипеде может быть интересным и активным способом передвижения, однако требует особого внимания к безопасности. Важно выбирать правильную одежду, которая будет теплой, но не ограничивающей движение. Также стоит использовать специальные зимние шины с протектором для лучшего сцепления на скользких дорогах.
Кроме того, следует учитывать видимость в зимний период – устанавливайте на велосипед фонари и отражатели. Не забывайте о том, что на снегу и льду движение может быть более сложным, поэтому старайтесь соблюдать осторожность и снижать скорость. Это поможет избежать травм и сделает поездки на велосипеде в зимнее время приятными и безопасными.
Ездить на велосипеде зимой: 5 простых правил, проверенных на личном опыте
Когда меня видят зимой на велосипеде, сразу делают круглые глаза. Так скользко же! Так холодно же! Как ты катаешься? На самом деле катание зимой почти не отличается от катания летом. Велосипед – это круглогодичный вид транспорта, что отлично доказывают жители Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании.
А мы почему-то боимся. Итак, несколько правил из моего опыта: как кататься на велосипеде зимой.
Тим Скоренко
Обсудить тему
Нет, не скользко. Ровно в той же мере, в какой скользко ходить или ездить на машине. Правила безопасности при езде на велосипеде зимой — точно такие же, никаких отличий. Дело в том, что идущий по льду человек обычно падает или вперёд, или назад, когда скользит опорная нога (напомню, что ходьба — это контролируемое падение). У велосипеда этой проблемы нет — он может упасть только вбок.
А это происходит точно при тех же условиях, при каких падает человек или заносит автомобиль. Например, если вы резко повернули прямо на льду. А в остальном резиновые покрышки держат лучше, чем 90% зимней обуви, и вероятность упасть — гораздо меньше, чем у пешехода.
Как кататься на велосипеде зимой, и что для этого необходимо
В идеале вам понадобится зимняя резина, если вы ездите каждый день, скажем, на работу. Но в принципе, если ездить аккуратно, просто резина с хорошим сцеплением будет работать.
Как правильно ездить на велосипеде зимой, и чего делать нельзя
Точно нельзя резко поворачивать и — важно! — «перекладывать» велосипед на скорости. Боковые части протектора на снегу, льду и даже просто скользком асфальте почти не держат, точно грохнетесь. Никакая зимняя резина не спасёт.
Также категорически (!) нельзя ездить на «лысой» резине. Собственно, правило, как и для автомобиля.

Чтобы езда на велосипеде зимой была максимально комфортной и безопасной, первое, что нужно сделать — подобрать подходящие шины. Для зимних поездок подходит велосипед с широкими покрышками — 35 миллиметров и больше. Чем шире покрышки, тем лучше сцепление и меньше вероятность упасть
Хитрости и тонкости езды на велосипеде зимой
Значительно большую опасность, нежели лёд или иная скользкая поверхность, представляет собой неровный слежавшийся снег, промёрзший, с выбоинами и ямками. Даже летом, если ваше колесо боком соскользнёт с бордюра, вы с высокой долей вероятности упадёте. Здесь ж снежный «бордюр» может возникнуть в любом месте. Чтобы безопасно проехать зону неровного наста, нужно просто очень крепко держать руль — его будет вырывать — и двигаться прямо.
2. Так грязно же!
Этот аргумент постоянно приводят, когда я говорю о зимней езде на велосипеде в Скандинавии. Да, в наших городах грязно, ничего не поделаешь. Но, как ни странно, после поездки на велосипеде больше вероятности прийти домой чистым, чем после пешеходной прогулки. Поясню, почему.
Дело в том, что велосипедист не касается ногами земли. Когда все надевают тяжёлые зимние сапоги и ботинки, я езжу в лёгких кроссовках, которые боятся воды. И приезжаю с сухими ногами. При этом я еду по грязи, лужам, слякоти — всё это остаётся на покрышках. Брызги полностью отсекаются крыльями.

Очень часто во время езды на велосипеде зимой, особенно в регионах, где нет сильных морозов, на кассету и цепь намораживается лед. Чтобы этого не происходило, велосипед должен иметь прочные стальные крылья
Как подготовить себя и велосипед, чтобы ездить зимой
Обязательно позаботьтесь об установке правильных крыльев. Укороченные, спортивные — всё это не подходит для зимней езды на велосипеде. Крылья должны быть полноразмерными и накрывать полностью, до середины высоты, заднее колесо, и максимально далеко вперёд — переднее. Иначе брызги и грязь будут просачиваться. Без крыльев ездить нельзя, будете с головы до ног покрыты коричневой жижей.
Хитрости и тонкости: Важный фактор, который также нужно учитывать, чтобы правильно и комфортно ездить на велосипеде зимой — это низ штанов. Конечно, можно надевать специальные узкие велоштаны, но если вы едете на работу или просто по делам, то это не очень удобно (нужно носить сменку, переодеваться). Потому что край штанов зимой так или иначе касается педалей, шестерен, передач — и становится грязным буквально за несколько минут. Оптимальный выход — аккуратно закатывать брюки буквально на 2−3 оборота вверх, чтобы их верхний край был выше самой большой шестерни передач. Соответственно, нужны тёплые шерстяные гольфы почти до колена, лучше всего — горнолыжные или для альпинистов.

Чтобы кататься на велосипеде зимой, необходимо оборудовать своего «железного коня» большими крыльями или брызговиками — специальными лопатками на конце крыла, которые дают дополнительную защиту от влаги
3. Так холодно же!
Это вообще смешно, если честно. В минус 15 я езжу в рубашке, флисовом свитере и гортексовской ветровке, и мне жарко. Всё просто: езда на велосипеде (особенно зимой), если она не прогулочная, — это довольно приличная работа, спорт. Как бег (бегуны зимой бегают в довольно лёгкой одежде, не правда ли?) или, скажем, лыжи (лыжники тоже на себя пуховики не напяливают).
Тело вырабатывает избыточное тепло, даже в такой лёгкой одежде к месту назначения иногда приезжаешь запаренным. Это индивидуально для каждого — нужно рассчитать, в какой комбинации одежды вам будет и не жарко, и не холодно. Но в любом случае эта комбинация будет на порядок легче обычной зимней формы.
Что необходимо: так, про шерстяные гольфы для зимней езды на велосипеде я уже говорил. Скажу про ветровку — это вещь №1. Не пуховик, не куртка, не свитер, а хорошая дорогая ветровка с Gore-tex или аналогичной мембраной. Подскажу: действительно качественные вещи начинаются где-то от 10 000 рублей. У меня вообще горная штормовая ветровка, через неё никакой ветер не пробивается.
Именно хорошая ветровка — это залог того, что вы не замёрзнете на ветру. А что под ней — второй вопрос.

Gore-tex (читается гортэкс) — это мембранная ткань, которая используется для изготовления специальной одежды и обуви. Такая мембрана совершенно не пропускает воду, отлично защищает от ветра и при этом хорошо отводит пот, то есть, внутрь влагу не пропускает, а вот наружу — легко. Одежда, оснащенная технологией Gore-tex, станет отличным вариантом для езды на велосипеде зимой
Ещё категорически необходимы перчатки. Без них даже не думайте кататься на велосипеде зимой. Руки превратятся в два нечувствительных обрубка. В принципе, есть даже шанс получить обморожение. Перчатки тёплые, но не ограничивающие движение пальцев и не мешающие нажимать на тормоз.
Хитрости и тонкости: В штанах есть слабое место — защита внутренней поверхности бедра. Посередине защищает отчасти седло, отчасти нижнее бельё и несколько слоёв ткани штанов (там же молния или пуговицы, в конце концов). А вот на внутреннюю поверхность бёдер набегает ледяной ветер. В идеале для зимней езды на велосипеде нужно термобельё. Лучше в форм-факторе шортов, потому что если вы поверх нижней части термобелья ещё гольфы шерстяные нацепите, сваритесь заживо.
4. Оборудование велосипеда
Велосипед — это относительно сложный механизм с большим количеством подвижных элементов. И на них мороз действует. Расскажу об особенностях воздействия зимней погоды на различные детали.
Как правильно ездить зимой на велосипеде: все о тормозах
Если тормоза дисковые — то всё хорошо, можно не париться (главное — не забывайте об увеличении тормозного пути при езде на велосипеде зимой). А вот если ободные, то они при при длительном простое на морозе ниже минус 5 градусов дубеют намертво и не тормозят вообще (!). Для того, чтобы привести их в чувство, нужно аккуратно поехать вперёд, притормозить, ещё поехать, ещё потормозить, за 15−20 торможений они разогреются трением об обод и заработают. Про остальные типы тормозов — роллерные, барабанные, ленточные — рассказывать не буду ввиду их редкости.

Еще одно важное замечание — если хотите кататься на велосипеде зимой и летом, не забывайте проводить техосмотр своего транспортного средства после холодного сезона — дело в том, что противообледенительные реагенты, которыми посыпают дороги, могут разъедать детали велосипеда
Передачи
После долгого стояния они, как и прочие детали велосипеда, обледеневают. Цепь может банально перескользнуть на другую шестерню без нажатия на переключение. Не забывайте об этом и будьте осторожны при езде на велосипеде зимой. Лучше всего ехать на той передаче, которая установилась в качестве стабильной. Но это только в сильный мороз и гололёд.
Педали
Они тоже обледеневают, и нога может соскользнуть. Если летом в принципе не очень важно, на какую сторону педали давить (обратная обычно не имеет выступов-зацепов), но если катаетесь на велосипеде зимой, то смотрите, чтобы педаль вдавливалась в подошву обуви и держалась крепко.
Велозамок
Может замёрзнуть намертво (как и автомобильный). Придётся отогревать. Проще всего полить кипятком. Замок с ключом надёжнее и удобнее во время зимней езды на велосипеде, чем замок с кодом.
Сиденье
Лучше иметь тряпочку, чтобы, как и в дождь, протереть его от снега после простоя на улице.
Электрика
Велокомпьютеры почти всегда «дохнут» и в минусовую погоду не работают. Они просто на это не рассчитаны. Есть отдельные модели, которым безразличны погодные условия, но чтобы установить это, нужно тестировать. По крайней мере, рядовой беспроводной Cateye во время зимних поездок на велосипеде у меня не работает, и O-Synce — тоже. Так что если вдруг какая-то компания сделает велокомпьютер, работающий в двадцатиградусный мороз, с удовольствием испытаю.

Также при езде на велосипеде зимой не забывайте об освещении. В плохую погоду или в темноте по утрам и вечерам вас хуже видно, поэтому установите на руль дополнительный источник света — лучше съемный, чтобы его было легко заряжать дома или на работе
Сигнал
Обычный велозвонок с вращающейся внутренней частью промерзает и звонить перестаёт — особенно если на нём лёд. А вот «дуделке» мороз безразличен. Тембр её меняется, но громкость остаётся.
5. Правила вождения и ухода
Естественно, вождение велосипеда зимой отличается от летнего. Как уже говорилось выше, зимой нельзя перекладывать велосипед на скорости и вообще резко поворачивать. Но есть и ещё несколько правил.
- Держите большую дистанцию и не разгоняйтесь до экстремальных скоростей. Тормозной путь по слякоти вырастает относительно сухого асфальта раза в два. Если выскочит пешеход или автомобиль, вы просто не успеете затормозить;
- Держите в голове карту расчищенных поверхностей. Короткий путь перестаёт быть коротким, если он нечищенный — по снегу и насту велосипед идёт с трудом. Иногда проще и быстрее объехать по расчищенным катетам;
- Где бы в квартире ни стоял велосипед, под ним стоит постелить тряпку или какое-нибудь старое покрывало. По приезде на него будет стекать вода и грязь;
- Зимой стоит смазывать велосипед чаще, чем летом. Вода в его конструкции почти постоянно, а это негативный фактор.
Надеюсь, я ничего не забыл. Хотя наверняка что-нибудь забыл. Главное — не бойтесь кататься на велосипеде зимой. В этом нет ничего страшного и опасного. Летом свои особенности — потная футболка, большая вероятность проколоть колесо (зимой острые предметы обычно снесены водой или вдавлены в снег) и так далее.
Финны же ездят. И датчане. А мы чем хуже?

Нередко рекомендуется зимой хранить двухколёсный транспорт в тёплых помещениях — главное, следите за тем, чтобы он не заржавел от избытка влаги, которая однозначно будет скапливаться на деталях транспортного средства во время езды зимой
Как подготовиться к езде на велосипеде зимой

Велосипед – экологичный вид транспорта. Несмотря на то, что большинству привычнее кататься на велосипеде в теплый период года, многие люди не отказывают себе в поездках и зимой.

- Ездить под падающим снегом куда приятнее, чем под весенним или осенним дождем.
- Мороз переносится легче, чем летний зной, а чтобы согреться, нужна правильная экипировка и уверенная скорость.
- На мягком снегу покрышки изнашиваются меньше, чем на асфальте, а все, что летом может проколоть колеса (стекла, гвозди и т. д.), будет скрыто подо льдом.
- Вероятность падения даже на льду у велосипедиста меньше, чем у пешехода, как бы парадоксально это ни звучало. Человек, идущий по скользкой поверхности, падает вперед или назад, поскольку опорная нога теряет сцепку во время движения. Велосипед постоянно пребывает в состоянии динамического равновесия. Можно упасть только набок, например, резко затормозив или повернув в сторону, т. е. нарушив правила вождения.
- Езда на велосипеде зимой полезна для здоровья. Это отличный способ закаливания и укрепления иммунитета, поддержания фигуры в форме, а тела – в тонусе.
Расскажем, что нужно для езды на велосипеде зимой, как одеваться и какие правила соблюдать, отправляясь на велопрогулку.
Для тренировки, оттачивания и совершенствования навыков катания, зима – лучшее время. Экстремальные условия потребуют большей сноровки, зато по окончании сезона можно смело называть себя профи.
Одежда для катания на велосипеде зимой
Правильно подобранная одежда – важное условие для комфортной и безопасной езды на велосипеде в холодный период года. Одежда должна отвечать следующим требованиям:
- быть непродуваемой и непромокаемой;
- не стеснять движений и не уменьшать обзор;
- иметь оптимальные теплоизолирующие свойства;
- быть заметной для водителей и пешеходов.
Оптимальный вариант – одеваться слоями. Принципа трехслойной экипировки придерживаются профессиональные велогонщики, которые тренируются и в холодное время года. Но его легко реализовать и любителям, адаптировав под условия города.

Это самый важный функциональный слой, который отвечает за отведение влаги от тела, сохранение тепла и дыхание кожи.
Статья по теме
Если надето неправильное белье, даже фирменная верхняя одежда окажется бесполезной.
Для езды на велосипеде зимой подходит универсальное повседневное или спортивное термобелье из тонкой мериносовой шерсти, а также специальные спортивные модели гибридного состава, рассчитанные на повышенные нагрузки и предназначенные для профессионалов.
Для передвижения в условиях города достаточно первого варианта: термобелье из мериносовой шерсти эффективно отводит влагу, оставаясь при этом сухим, снижает теплопотери и предупреждает переохлаждение.
Терморегулирующие свойства шерсти помогают поддерживать температурный баланс и исключают перегрев в помещении.
Терморегулирующие свойства шерсти помогают поддерживать температурный баланс и исключают перегрев в помещении.
Подборка товаров
2. Утепляющий слой.
Оптимальным вариантом будет поддевка из флиса – легкого, износостойкого материала, обладающего отличными теплоизоляционными качествами, хорошо выводящего влагу и пропускающего воздух.

Это непромокаемая, непродуваемая куртка, которая обеспечит защиту от ветра и снега. Она не должна быть слишком теплой или громоздкой.
Если вы носите шерстяную водолазку, а ваша куртка на флисовой подкладке, то в утепляющем слое нет необходимости.
Это непромокаемая, непродуваемая куртка, которая обеспечит защиту от ветра и снега. Она не должна быть слишком теплой или громоздкой.
Пуховики, кожанки, длинные пальто, шерстяные куртки не подходят.
Для комфортной езды на велосипеде и качественного утепления всех частей тела в зимнее время понадобится следующая одежда.
- Штаны. Лучше всего использовать штаны для беговых лыж – они узкие, непромокаемые и непродуваемые, быстро сохнут и легко очищаются от грязи. Или полукомбинезон из влагозащитной ткани. Если вы добираетесь на железном коне до офиса, не стоит ехать в брюках или джинсах – они могут запачкаться, запутаться и порваться, привести к падению. Лучше переодеться по приезде. Альтернативное решение − аккуратно закатывать брюки на 2−3 оборота вверх. В этом случае понадобятся термоноски с высоким голенищем, почти до колена.
- Обувь. Теплые треккинговые ботинки хорошо подходят для катания. Можно ездить и в привычных повседневных ботинках, если они теплые, плотно сидят на ноге и имеют подошву с протектором. Для дополнительной защиты можно приобрести специальные неопреновые велобахилы на обувь. Во время катания стопы практически находятся без движения и могут замерзнуть. Поэтому обязательно надевайте термоноски , которые защитят от переохлаждения на улице, а в помещении не дадут ногам вспотеть.
Подборка товаров
- Шапка. Идеальная модель для велопрогулок – это балаклава : ее конструкция обеспечит защиту головы, лица и шеи от холода. Также подойдет плотная облегающая шапка, например, из мериносовой шерсти: голова будет в тепле и не вспотеет.
Подборка товаров
- Шарф. Если приобрести балаклаву, необходимости в шарфе нет. Если же используется обычная шапка, нужно дополнить ее шарфом. Оптимально подходят снуды, которые легко надеваются через голову и не мешают при езде.
Подборка товаров
- Перчатки . Без этого аксессуара о комфортной езде говорить не приходится – руки быстро мерзнут на холоде и от попутного ветра, переохлаждаются и перестают слушаться, что негативно сказывается на управлении велосипедом. Предпочтительны вязаные модели из шерсти, подобранные по размеру.
Подборка товаров
- Шлем. Безопасность – превыше всего! Шлем нужно правильно подобрать по размеру и только потом – по дизайну.
- Очки. Подойдет или горнолыжная маска, или мотоциклетные очки с пластмассовыми дужками.
При выборе одежды старайтесь выдержать грань между теплом, комфортом и свободой движений. Если вы катаетесь редко, можно адаптировать подходящие вещи из повседневного гардероба.
Если же велосипед для вас – круглогодичный вид транспорта, лучше не экономить и приобрести специальную экипировку, начиная от термобелья и заканчивая специальной верхней одеждой и обувью.
Подготовка и обслуживание велосипеда зимой

Грамотная подготовка велосипеда к зиме – важное условие для комфортного и безопасного катания. Профессиональные спортсмены имеют отдельный велосипед для холодного периода года, но, зная все тонкости, вполне можно обойтись и одним железным конем.
До прогулки нужно подержать велосипед в подъезде или на неотапливаемом балконе, чтобы рама «привыкла» к холоду. По возвращении домой надо делать то же самое. А также очищать раму от налипших снега, наледи, соли для предупреждения коррозии.
Для зимнего катания предназначены жесткие вилки либо вилки с воздушно-масляным или пружинно-масляным амортизатором. А вот пружинно-эластомерный вариант не подходит: эластомер дубеет на морозе. После каждой поездки вилку нужно тщательно очищать от соли.
— Тросики и рубашки.
Невозможность переключения скоростей или срабатывания тормозов – серьезная проблема на дороге. Это может случиться из-за попадания влаги внутрь рубашек тросов. Поэтому перед началом холодного сезона эти элементы нужно проверить, а зимой – периодически смазывать.
Дисковые гидравлические либо механические тормоза надежны и эффективно работают даже при неблагоприятных погодных условиях. Ободные тормоза требуют хороших навыков катания и высокой скорости реакции, поскольку эффективность их в зимнее время снижается.
Во избежание заклинивания переключатели периодически нужно обрабатывать смазкой с влагоотталкивающими свойствами.
Даже при аккуратном катании в цепь набиваются снег, грязь и дорожные реагенты. Периодически ее нужно чистить и смазывать.
Следует приобрести зимние покрышки, позволяющие уверенно передвигаться даже по льду. От обычных моделей они отличаются составом, структурой и рисунком протектора, шириной (35 миллиметров и больше). Резина может быть шипованная и без шипов. Предпочтительна шипованная. На продвинутых покрышках есть до 350 шипов, расположенных в несколько рядов, но для обычного катания по городским улицам достаточно модели с 50–200 шипами, расположенными в 2 ряда.

Если же зима выдалась теплая, на дорогах нет наледи, можно использовать обычную резину, но не лысую, а с хорошим протектором, обеспечивающим сцепление с поверхностью. На таких покрышках достаточно легко кататься по свежевыпавшему снегу либо утрамбованному пласту.
При смене температуры (выходе из помещения на улицу) давление в шинах падает, поэтому камеры при необходимости нужно подкачивать. Но во избежание повреждения перекачивать их нельзя. А вот если камеры будут слегка прогибаться под весом человека, увеличивается площадь соприкосновения с заснеженной дорогой и, соответственно, безопасность передвижения.
Полноразмерные, максимально закрывающие колеса крылья обеспечат лучшую защиту от грязи в условиях города. Заднее крыло должно быть до середины колеса, переднее – выдвигаться далеко вперед. Для чистых загородных дорог достаточно легких быстросъемных крыльев.
Световой день зимой короткий, видимость снижается и во время осадков, поэтому наличие световых приборов на велосипеде обязательно. Фонари устанавливаются на руль и сзади транспортного средства, рекомендованы и спицевые светоотражатели. Следует позаботиться об элементах питания – на морозе они быстрее теряют заряд, а от влаги могут окислиться.
Обслуживание велосипеда зимой потребует больших усилий и времени, нежели в теплый период года.
После каждой прогулки необходимо тщательно очищать раму и движущиеся части от снега, наледи, песка и соли, проверять детали на целостность и работоспособность, наносить водоотталкивающую смазку на основные узлы.
Все поломки важно сразу устранять – это гарантия долгого срока службы транспортного средства и вашей безопасности!
Особенности и правила езды на велосипеде зимой
Другая температура, влажность и состояние дороги – все это нужно учитывать велосипедисту. Простые правила помогут удержать велосипед даже на скользком дорожном покрытии и насладиться прогулкой.

- Немного разомнитесь прежде, чем выйти на улицу: сделайте приседания, растяжку.
- Придерживайтесь средней скорости – это позволит согреться, но не запариться и передвигаться достаточно безопасно. Для этого выберите оптимальную передачу и не меняйте ее в течение поездки. И, конечно же, лучше не рисковать и не лихачить: резкие повороты, ускорения и торможения, езда под боковым уклоном − все это может закончиться печально.
- Тормозите мягко и прерывисто, сначала нажимая на задний тормоз, затем мягко – на передний.
- Соблюдайте дистанцию до препятствий минимум в два раза больше, чем летом. Тормозной путь увеличивается, а пешеход или перестраивающийся автомобиль может появиться внезапно.
- Передвигайтесь по расчищенным участкам дороги. Наледь, скопления снега существенно замедляют движение и могут привести к падению, травмам и повреждению транспортного средства.
- Откажитесь от навигации, электронного звонка и музыки. На морозе бортовой компьютер и звонок могут просто выйти из строя. Лучше перейти на обычную «дуделку», которая обеспечит хорошую слышимость. Что касается музыки, это отвлекающий фактор. А внимательность, бдительность и скорость реакции на заснеженных и скользких дорогах очень важны.
- Снимите пластмассовые детали, без которых можно обойтись, – на морозе пластик становится хрупким и может сломаться.
Напоследок несколько советов, как кататься на велосипеде зимой. Старайтесь ездить по плотно утрамбованному снегу, поворачивайте плавно, по большому радиусу. Передвигайтесь по специальным дорожкам и не выезжайте на автомобильные дороги. удобно.
Одевайтесь правильно, соблюдайте правила вождения и заряжайтесь отличным настроением во время зимних велопрогулок!
12 советов как ездить на велосипеде зимой с комфортом
Зима – не повод отказываться от велосипеда. Это хорошо иллюстрирует опыт скандинавских стран, в которых, несмотря на суровые зимы, культ велосипеда неподвластен капризам природы. Для того чтобы укротить снежную стихию вовсе не обязательно приобретать фэтбайк или вкладываться в серьезный технический апгрейд своего велосипеда. Минимальная замена компонентов, правильная экипировка и соблюдение базовых правил зимнего катания позволяют забыть о сезонных ограничениях. Эксперты нашего магазина дадут 12 важных рекомендаций, которые сделают ваше катание по заснеженным дорогам комфортным и безопасным.

Смените летнюю резину
Подготовку велосипеда к зимнему сезону всегда начинают с покрышек. Это очевидно, поскольку без правильной сезонной резины не будет эффективного сцепления с дорогой, а сам велосипед потеряет до 60% в управляемости. В идеале, лучше приобрести специальные покрышки для межсезонья. Они изготовлены из материалов обладающих улучшенным сцеплением, не «дубеют» при низких температурах, устойчивы к дорожным реагентам и имеют продуманный рисунок протектора, который отвечает за хорошее управление на заснеженной или обледенелой дороге.

Велосипед можно оставить и в обычной маунтинбайковской резине, при условии, что она имеет подходящий рельеф протектора. Высокие шипы по центру покрышки отвечают за хороший контакт с дорогой; протекторы, выступающие по бокам, – обеспечивают контроль управления на поворотах. Для зимы оптимальны шины с разреженным рисунком протектора, поскольку широко расположенные шипы не забиваются снегом и не снижают качество сцепления с покрытием.
Наилучший контакт с обледенелой дорогой дает зимняя резина с металлическими шипами. На таком варианте уместно остановиться тем, кто планирует ездить быстро и много. Приобретать такие покрышки лучше заранее, чтобы успеть немного обкатать их на сухой дороге. Это нужно для того, чтобы металлические шипы хорошо сели в посадочные места.
Обзаведитесь компактным насосом и следите за давлением в камерах
При резких колебаниях температуры давление в камерах падает, поэтому возьмите за правило контролировать состояние колес и периодически их подкачивать. Конечно же, компактный и надежный насос должен стать обязательным спутником ваших зимних поездок. Следите за тем, чтобы колеса не были перекаченными – это в значительной мере ухудшает управляемость велосипедом.
Для контролируемой и безопасной езды по снегу колеса лучше слегка приспустить – с низким давлением в камере увеличивается площадь контактного пятна с дорогой, что положительным образом сказывается на управляемости велосипедом. Возможно, многих удивит тот факт, что проколоть колесо зимой намного проще. Поэтому лучше позаботиться о наличии запасной камеры или ремкомплекта.
Катайтесь на низких передачах
В зимнее время старайтесь меньше кататься на высоких передачах. При силовом педалировании вы будете часто буксовать, что повышает риск аварийных ситуаций. Помимо этого высокие передачи увеличиваю нагрузки на механические компоненты велосипеда, в частности быстрее изнашиваются подшипники, в которых на морозе загустевает смазка.
Ухаживайте за трансмиссией
Главный враг велосипеда зимой – это антигололедные реагенты, которыми посыпают дороги. Они создают серьезные неприятности прежде всего для компонентов трансмиссии, которые и без того подвержены усиленному износу в холодное время года. Смазывайте цепь и звездочки после каждых 3-4 выездов. Для этих целей лучше использовать специальные зимние составы, которые не теряют своих свойств на морозе, отталкивают воду и защищают металл от агрессивного влияния реагентов.

Следите за состоянием рамы
Перед воздействием зимних факторов уязвимы и другие металлические компоненты велосипеда – в частности рама. В большей степени к зимнему катанию приспособлены алюминиевые модели. Морозы незначительно влияют на изменение их механических свойств – сварные швы и другие уязвимые компоненты без последствий выдерживают удары, не подвержены хладноломкости и устойчивы к агрессивному воздействию реагентов.
Стальная рама менее приспособлена к катанию при минусовых температурах. После падений и ударов внимательно изучайте ее на предмет трещин. Места с поврежденной краской следует или закрашивать, или обрабатывать специальными ингибиторами, которые предотвратят образование и разрастание коррозионного очага – главного врага металлической рамы.
Установите подходящие крылья
Как бы хорошо или плохо вы не относились к велосипедным крыльям, зимой – это необходимость. В противном случае грязевая «каша» из снега, пыли и антигололедных реагентов будет бить в лицо и пачкать спину. Удовольствия от такого катания окажется мало. Важно чтобы крылья были установлены с достаточно большим грязевым зазором – снег не должен забиваться между крылом и покрышкой, усложняя тем самым вращение колеса. Лучше всего выбирать высокие крылья как на горных велосипедах.

Ç
Соблюдайте трехслойный принцип экипировки
Комфорт зимнего катания больше чем наполовину зависит от правильной одежды, в которой будет удобно, которая будет эффективно сохранять тепло и отводить влагу. Несмотря на доступность самых разных вариантов зимнего снаряжения, в изобилии предлагаемого индустрией велоспорта, основной принцип эффективной экипировки остается неизменным – это так называемая трехслойная схема.

Нательный слой – термокофта и термоштаны. Такая одежда, изготовленная из современных синтетических тканей, эффективно отводит влагу, обеспечивает сухость тела, предотвращает переохлаждение.
Средний слой – кофта из флиса. Одежда из этого материала легкая, отлично удерживает тепло и благодаря высокой паропроницаемости хорошо отводит влагу. Это основной утепляющий слой. Имея в своем спортивном гардеробе две-три флисовых кофты разной плотности, вы подберете оптимальную комбинацию экипировки под любую погоду.
Внешний слой – куртка и штаны с мембраной. Вне зависимости от типа мембраны – поровой, гидрофильной, однослойной или многослойной – функции такой одежды всегда одинаковы. Благодаря особой структуре она отводит от тела избыточную влагу в виде водяного пара, при этом надежно защищает спортсмена от ветра, дождя и снега.
Обзаведитесь закрытыми велосипедными перчатками
Перчатки нужны уже при относительно теплой погоде, когда термометр еще не опустился ниже +10°С. Кисти, обдуваемые встречным потоком холодного воздуха, замерзают намного быстрее, вызывая не просто дискомфорт, а по-настоящему болевые ощущения. Замерзшие руки хуже удерживают руль, ими сложнее переключать скорости, а задубевшими пальцами – контролировать тормоза. Хорошие велоперчатки – это инвестиция не только в комфорт, но и в безопасность.

От обычных зимних перчаток лучше отказаться сразу. Они не справляются с возложенными на них функциями: продуваются холодным ветром, не обеспечивают надежного сцепления с грипсами (ручками на руле) и проигрывают в эргономичности – ими неудобно переключать скорости и контролировать тормоза. Все эти качества способна обеспечить только профессиональная экипировка. Современная индустрия велоспорта предлагает самые разные варианты: от легких видстоперных перчаток до утепленных моделей с мембраной, защитными пластиковыми вставками и т.д.
Подумайте о подходящей обуви
Велоиндустрия не испытывает дефицита в вопросе зимней велообуви: она предлагает самые разные модели ботинок, которые эффективно сохраняют тепло, не пропускают влагу и обеспечивают свободу движений при интенсивном педалировании. Выбор правильной обуви – это важный момент, поскольку ноги, также как и руки, уязвимы перед морозами – они быстро замерзают и способны испортить положительные впечатления от катания.
Профессиональная зимняя велообувь стоит немало. Если вы не настроены совершать дополнительные инвестиции в экипировку, можно ограничиться более бюджетными вариантами. Добиться приемлемого комфорта несложно при помощи обычной обуви и двухслойного утепления ног, когда на трекинговые термоноски надевают более теплые носки из шерсти.
Размер обуви, соответственно, должен подбираться с немалым запасом. Хорошо если это невысокие ботинки, которые не будут полностью обездвиживать голеностоп. Чтобы уберечь ноги от промокания, используйте влагозащитные пропитки для обуви, а еще лучше специальные велобахилы. Не лишним будет всегда иметь в рюкзаке пару сменных сухих носков.
Используйте велосумку или специальный рюкзак
Катаясь зимой, с собой придется брать больше вещей, чем в теплое время года. Вместительности обычных бардачков для этих целей окажется недостаточно. Вместо них лучше использовать специальные велосипедные сумки-штаны. Они обладают большой вместительностью, равномерно распределяют нагрузку и, что немаловажно, делают велосипед более устойчивым и послушным в управлении за счет смещения центра тяжести книзу.

Велосумки вместительны, но довольно габаритны, поэтому многие велосипедисты остаются верны обычным рюкзакам. Это оправданная альтернатива, но при одном важном условии – рюкзак должен иметь натяжную сетчатую спину. Она обеспечит обдув тела со всех сторон и позволит мембранной куртке беспрепятственно выполнять свои функции. Плотно прилегающий рюкзак будет блокировать работу мембраны со всеми вытекающими последствиями – под курткой начнет скапливаться пар, спина будет потеть и мокнуть, увеличится риск переохлаждения. Выбирая рюкзак для зимних поездок, уместно сразу остановиться на велосипедных моделях: помимо хорошей сетчатой спинки в них предусмотрено множество других полезных опций – непромокаемый чехол, крепления для шлема и пр.
Подумайте о приобретении «зимнего» шлема
Велосипедный шлем – базовый элемент защиты, и по понятным причинам зимой его значимость возрастает в разы. Наивно думать, что толстая шапка в полной мере выполнит его функции. В вопросах защиты шлем незаменимый элемент экипировки, к тому же в нем на порядок комфортнее, поскольку голова лучше защищена от пронизывающего холодного ветра.
Зимой под него надевают флисовую шапку, спортивную балаклаву или специальный мембранный подшлемник. Поэтому большинству велосипедистов приходится приобретать второй шлем, размер которого подобран с поправкой на головной убор. В целом зимние и летние варианты мало чем отличаются друг от друга, единственное, на что следует обратить внимание при выборе второго шлема – чтобы в нем было как можно меньше вентиляционных отверстий.
Потребляйте жидкость несмотря на холод
Распространенная ошибка большинства велосипедистов активно катающихся зимой – нарушение питьевого режима. Это неправильно, поскольку вне зависимости от температуры, организм спортсмена все также нуждается в восполнении жидкости. Конечно, от ледяной воды из фляги лучше отказаться, вместо этого отведите место в рюкзаке под термос с горячим чаем. В дальних зимних поездках вместо обычной воды или чая эффективнее пить изотоники – спортивные напитки, которые восстанавливают организм после интенсивных нагрузок.




