Эстафетная палочка передается между участниками команды во время соревнования по легкой атлетике. Спортсмен, бегущий первым, должен передать палочку следующему бегуну в установленной зоне, называемой зоной передачи, которая обычно составляет 20 метров.
Для успешной передачи важно, чтобы оба бегуна синхронизировали свои движения. Бегущий спортсмен должен иметь оптимальную скорость, чтобы не снижать темп во время передачи, а принимающий — сосредоточиться на захвате палочки, не останавливаясь.
Эстафетный бег
Эстафета — это термин, происходящий от итальянского слова «staffa», что в переводе означает «стремя». Легко понять, что в древние времена гонцы, стремившиеся передать сообщения как можно быстрее, вынуждены были менять лошадей, перескакивая из «стремени в стремя», что помогало им поддерживать высокую скорость.
Эстафетный бег начал развиваться как вид лёгкой атлетики в XIX веке. Впервые он вошел в программу IV Олимпийских игр, прошедших в Лондоне в 1908 году. В этом соревновании дистанции эстафеты составили 200+200+400+800 метров. На следующих Олимпийских играх в Стокгольме в 1912 году спортсмены уже соревновались в двух традиционных эстафетах — 4×100 и 4×400 метров. Медали в этих заездах завоевали команды Великобритании (42,4 с) и США (3.16,6 с) соответственно.
В последующие годы золотые медали в эстафетных забегах на Олимпийских играх чаще всего получали атлеты из США. Также советские бегуны продемонстрировали хорошие результаты в эстафете.
На Олимпийских играх 1952, 1956, 1960 и 1972 гг. они были серебряными призерами в эстафете 4×100 м, на Московской Олимпиаде (1980 г.) — победителями в обеих эстафетах, а в Сеуле (1988 г.) стали чемпионами в эстафете 4 х 100 м. В последние годы традиции утеряны, и наши спортсмены не добиваются значительных побед. Эстафетный бег 4×100 м для женщин впервые был проведен на Олимпийских играх 1928 г., а 4×400 м стал включаться в программы крупнейших соревнований с 1969 г. Наши бегуньи в эстафетном беге 4×100 м неоднократно становились призерами чемпионатов мира и Олимпийских игр.
В 1993 году российская сборная на чемпионате мира в Штутгарте (Германия) одержала победу, а на Олимпийских играх в Пекине (2008 год) наши атлетки неожиданно завоевали золотые медали с результатом 42,31 секунды. Ещё больше успехов наши легкоатлетки добились в эстафете 4×400 м, впервые состоявшейся на Олимпийских играх в 1972 году. Советские спортсменки побеждали на этой дистанции в 1980 и 1988 годах, а также на чемпионате мира в 1991 году, в то время как российские бегуньи стали победительницами чемпионатов мира в 1999 и 2005 годах.
Мировой рекорд, установленный нашими спортсменками на данной дистанции (3.15,17 с, Сеул), остается непобежденным на протяжении более 25 лет. На Олимпийских играх в Лондоне (2012 г.) мужская команда Ямайки одержала победу в эстафете 4×100 м с новым мировым рекордом (36,84 с). В эстафетах 4×400 м первенствовали атлеты из США. Наша женская сборная финишировала второй, а мужская — заняла пятое место.
Техника эстафетного бега
Эстафетный бег является командным видом легкой атлетики, в котором каждый участник пробегает отведенный ему этап, а результат и место команды определяются по времени, показанному всеми участниками. В эстафетном беге победа в соревновании зависит от умения каждого из участников команды сочетать высокую скорость бега и передачу эстафетной палочки с наименьшими затратами времени.
Эстафеты на 4х100 м и 4х400 м представляют собой классические соревнования, которые проводятся на беговых дорожках как для мужчин, так и для женщин. На этих дистанциях разыгрываются олимпийские награды, и фиксируются мировые рекорды. Кроме стадионных гонок, эстафетные забеги также организуются по городским улицам с различными длинами этапов.
Наиболее технически сложным моментом является передача эстафетной палочки в забеге на 4х100 м, где участники бегут по своим дорожкам на предельной скорости. Поскольку все члены команды, кроме первого, стартуют на своих этапах с хода, а расстояние между бегунами во время передачи составляет от 1 до 1,3 м (что обусловлено длиной руки передающего и принимающего палочку), итоговый результат команды превосходит сумму индивидуальных показателей каждого из участников в забеге на 100 м со старта.
С увеличением этой разницы поднимается уровень техники передачи. Передача эстафеты в беге на различных дистанциях не вызывает проблем, поскольку происходит на невысокой скорости или даже с остановки. Для передачи эстафеты выделена зона длиной 20 метров (зона передачи).
Принимающий эстафету имеет право начинать разбег за 10 м до начала этой зоны (зона разгона), что позволяет достигнуть более высокой скорости. Существует два варианта несения палочки: а) с перекладыванием — в этом случае участники на всех этапах передают палочку из правой руки в левую, а во время бега на этапе сразу перекладывают ее из одной руки в другую; б) без перекладывания — когда бегун несет и передает эстафету той рукой, в которую получил палочку.
Наиболее совершенным и эффективным в эстафете 4 х 100 м считается следующий способ несения палочки: спортсмен, бегущий на первом этапе, держит палочку в правой- руке и передает второму бегуну в левую руку; второй бегун передает третьему из левой в правую, и, наконец, третий — четвертому опять из правой в левую. Таким образом, на вираже (1 и 3 этапы) спортсмену целесообразнее бежать ближе к внутренней части и нести палочку в правой руке, а по прямой (2 и 4 этапы) держать палочку в левой руке и при беге в зоне передачи придерживаться наружного края дорожки, чтобы дать место бегущему ближе к бровке передающему.
Независимо от варианта несения палочки существуют два способа передачи эстафеты: а) «сверху-вниз», когда поверхность ладони принимающего направлена вверх; б) «снизу-вверх», когда указательный палец принимающей руки направлен вниз. Первый способ более быстрый, но менее надежный.
Он позволяет сразу ухватить палочку за край и не передвигать ее во время бега, но в процессе передачи легко потерять палочку. Второй способ передачи позволяет надежно взять палочку за середину, но к концу этапа возникает необходимость передвигать пальцами палочку немного вперед для лучшей последующей передачи.
Следовательно, в тренировках для новичков, где критически важными являются простота и надежность передачи эстафеты, рекомендуется использовать метод передачи «снизу-вверх». Этот способ также более интуитивен, поскольку движение руки снизу-вверх не disrupt беговой ритм.
Чтобы передать эстафету в зоне передачи на максимальной скорости, важно точно, еще в ходе занятий, рассчитать момент начала бега принимающего, т.е. найти то расстояние (гандикап), на которое принимающий подпустит к себе передающего, прежде чем начнет стартовое ускорение. Это расстояние подбирается для каждой пары бегунов смежных этапов путем многократных пробежек и в зависимости от соотношения скорости принимающего и передающего может быть от 6 до 11 м, для чего на дорожке делается хорошо видимая контрольная отметка.
Участник первого этапа начинает бег с низкого старта и держит палочку в правой руке, сжимая ее двумя или тремя пальцами. Бегуны остальных этапов становятся в начале зоны разгона в положение высокого старта с опорой на руку, при этом голова и туловище разворачиваются в сторону, чтобы хорошо была видна контрольная отметка начала бега.
Когда передающий эстафету наступает на контрольную отметку, принимающий сразу начинает стартовое ускорение по соответствующей стороне своей дорожки, стараясь развить возможно большую скорость. Расстояние до отметки должно быть таким, чтобы передающий смог догнать принимающего точно у места предполагаемой передачи палочки за 3-4 м до конца зоны передачи.
Как только бегун приблизится к принимающему на расстояние вытянутой руки, он дает команду: «Хоп!» По этой команде принимающий, не оглядываясь, не снижая темпа и не нарушая ритма бега, быстро вытягивает назад руку с открытой ладонью и отведенным, в сторону бедра большим пальцем. Передающему необходимо, увидев вытянутую руку партнера и сделав беговой шаг, стараться точно вложить в его ладонь эстафетную палочку.
Также, атлет, передавая эстафету, обязан продолжать двигаться по своей дорожке и, в соответствии с регламентом соревнования, покидать ее только после того, как все команды закончат передачу палочки. Часто допускаемая ошибка принимающего заключается в том, что он начинает искать палочку рукой. Нужно, чтобы по сигналу передающего рука была вытянута назад и оставалась в четком положении, без лишних движений.
Слаженность передачи палочки на максимальной скорости играет решающую роль в достижении высоких спортивных результатов в эстафетном беге. Поэтому при целенаправленной подготовке спринтеров в этой дисциплине легкой атлетики важнейшее место отводится совершенствованию технических приемов в ограниченной зоне передачи, обеспечивающих надежность выступлений.
При идеальной передаче участники эстафеты бегут в ногу с одинаковой скоростью, не нарушая ритма движений рук, т.е. не делая ни одного шага с вытянутой рукой. При передаче принимающий должен четко фиксировать свою кисть сзади туловища, а передающий — точно вложить эстафетную палочку в раскрытую ладонь принимающего.
Для определения технического мастерства спортсменов, как при выполнении отдельных передач, так и в эстафетном беге в целом, существует критерий оценки, присущий только этому виду беговой программы. Большинство специалистов сходятся во мнениях о двух способах оценки технического мастерства.
Первый способ характеризуется тем, что от суммы времени бега на 100 м всех участников эстафетной команды на данных соревнованиях вычитается результат, показанный в беге 4×100 м. Большинство специалистов сходится во мнении, что при эффективной технике передачи результат в эстафетном беге может быть на 2,50-2,70 с лучше, чем сумма результатов в беге на 100 м, показанных каждым из участников эстафеты. Второй способ оценки технического мастерства в эстафетном беге предполагает учет времени нахождения эстафетной палочки в 20-метровой зоне, что показывает эффективность взаимодействия бегунов при передаче.
Критерий высокой оценки в данном контексте основывается на времени, которое палочка проводит в диапазоне между началом ее «входа» от бегуна, передающего эстафету, и «выходом» к принимающему, составляющем 1,80-1,90 с у мужчин и 1,90-2,00 с у женщин. Известно, что в 30-метровой зоне разбега и передачи эстафеты ни один бегун не способен достичь своей максимальной скорости. Максимум достигается на больших дистанциях — 40-50 м и даже до 60-70 м. Более того, скорость бегуна, который передает эстафету, к концу дистанции существенно падает. Это различие в скоростях необходимо учитывать при выборе пары спортсменов на последовательных этапах. Учитывая зоны разбега (10 м) и передачи (20 м), спортсмены могут пробежать максимум 110 м на первом этапе, а на втором и третьем — 130 м, на четвертом — 120 м. Таким образом, при распределении участников эстафетной команды по этапам важно учитывать их индивидуальные характеристики, такие как время реакции, способность к быстрому ускорению, уровень максимальной скорости, специальная выносливость, умение бегать по поворотам и т.д.
Последовательность решения задач при обучении технике эстафетного бега и их методическую направленность
Задача 1. Ознакомить с эстафетным бегом и создать у занимающихся представление о технике передачи эстафеты
| Применяемые средства | Методические указания |
| а) Краткая характеристика видов эстафетного бега | Рассказ должен быть интересным, образным, включать историческую справку, основные правила соревнований и современное состояние этого вида в мире и России |
| б) Демонстрация различных способов передачи эстафетной палочки | Показать технику передачи на различной скорости. Показ сопровождать анализом техники с использованием видео |
Задача 2. Научить технике передачи и приема эстафетной палочки на месте и на малой скорости
| Применяемые средства | Методические указания |
| а) Передача эстафетной палочки правой и левой рукой на месте по сигналу преподавателя | Группу построить в две шеренги (расстояние между шеренгами 1,5 м). Передающий палочку смещен на полшага в противоположную сторону от руки, держащей эстафету. По команде преподавателя занимающиеся меняются ролями, поворачиваясь кругом |
| б) То же, но по сигналу передающего | Выполнять в парах, меняться после каждой передачи (передающий выходит вперед). Следить за тем, чтобы принимающий не поворачивал голову для контроля за положением руки и не двигал ею во время передачи |
| в) То же, с предварительной имитацией движений рук при беге | Движения рук выполняются свободно с большой амплитудой, передачу производить по команде передающего. Следить затем, чтобы вынос руки с эстафетой производился после команды «Хоп!», а не одновременно |
| г) Передача палочки в ходьбе и медленном беге по сигналу преподавателя | Выполнять в парах, меняться после каждого выполнения (передающий обгоняет принимающего). Обращать внимание на то, чтобы передающий был смещен в сторону по отношению к принимающему |
| д) Передача палочки в медленном беге в колонне по одному по сигналу передающего | Последний обгоняет колонну и становится направляющим. Обращать внимание на движение в ногу и соблюдение дистанции между занимающимися |
Задача 3. Научить технике старта бегуна, принимающего эстафету
| Применяемые средства | Методические указания |
| а) Рассказ о технике старта с опорой на одну руку и ее демонстрация | Использовать плакаты, фотографии, кинограммы, видеопоказ. Акцентировать внимание на положение головы стартующего |
| б) Старт из положения с опорой на одну руку на прямой | Стартующие, повернув голову назад, следят за преподавателем, который, находясь на расстоянии 7-10 м сзади стартующих, дает сигнал к началу бега флажком |
| в) То же, на повороте перед выходом на прямую и при входе в поворот | Стартующие занимают положение старта ближе к внешнему краю дорожки. Обращать внимание на быстрое наращивание скорости, работу рук и положение туловища |
| г) Старт по отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки | Выполнять в парах, бежать не в полную силу, не оглядываясь |
Задача 4. Научить передаче эстафетной палочки на максимальной скорости
| Применяемые средства | Методические указания |
| а) Определение расстояния от начала зоны передачи до контрольной отметки при беге в «связках» парами на различных скоростных режимах | Это расстояние для каждой пары индивидуально и уточняется путем многократных пробежек |
| б) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости без учета зоны передачи | Обращать внимание на совпадение скоростей партнеров,согласованность в передаче и приеме |
| в) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи | Делать индивидуальную коррекцию в зависимости от места передачи палочки. Эстафету стараться передавать за 3-4 м до конца зоны передачи, не снижая скорости |
| г) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи и степени утомления передающего | Передающий пробегает полностью свой этап, а принимающий после приема эстафеты пробегает не менее 30-40 м в полную силу |
Задача 5. Научить технике эстафетного бега в целом
| Применяемые средства | Методические указания |
| а) Расстановка бегунов по этапам эстафеты 4 х 100 м с учетом их индивидуальных качеств | При составлении команды следует учесть, что максимально бегун на первом этапе пробегает 110 м, на втором и третьем — 130 м и на четвертом -120 м. На I этап следует поставить бегуна, хорошо владеющего техникой низкого старта и умеющего быстро бежать по повороту, на II и III — наиболее выносливых, а на последний -самого быстрого в беге на 100 м с ходу |
| б) Передача эстафеты каждой парой бегунов на максимальной скорости в своей зоне | Фиксируется время «нахождения» палочки в зоне передачи |
| в) Уточнение расстояния до контрольной отметки с учетом внешних условий | Делать поправки нахождения контрольной отметки в зависимости от состояния дорожки, встречного и попутного ветра |
| г) Командный бег «на результат» | Обращать внимание на синхронность передачи палочки в конце зоны передачи |
Требования по технике выполнения легкоатлетических видов (двигательные установки)- Уметь выполнять старт с опорой на одну руку и стартовый разгон при входе в поворот и выходе на прямую.
- Уметь передавать эстафету в последней трети 20-метровой зоны точно и согласованно на максимальной скорости бега (без поворота головы в момент передачи).
- Уметь определять контрольную отметку, а принимающему начинать бег в момент достижения передающим контрольной отметки. Передача эстафетной палочки должна происходить без потери скорости.
Упражнения для самостоятельного овладения рациональной техники- Стоя на расстоянии 1,5 м один от другого (правая рука передающего напротив левой принимающего) передача эстафетной палочки снизу и сверху без команды.
- То же, но движение рук как при беге. Палочка передается по команде стоящего сзади спортсмена из правой руки в левую, затем из левой в правую. Темп постепенно увеличивается.
- Передача и прием эстафетной палочки во время ходьбы и в медленном беге. Обращать внимание на движение в ногу и соблюдение дистанции между спортсменами.
- Старт из положения с опорой на одну руку на прямой, то же перед выходом на прямую и входом в поворот. Старты в момент достижения передающим контрольной отметки.
- Передача и прием эстафетной палочки в беге с максимальной скоростью, то же в зоне передачи. Принимающий после приема эстафеты пробегает не менее 30-40 м в полную силу.
- Уточнение расстояния от начала зоны передачи до контрольной отметки при беге в «связках» парами на различных скоростных режимах.
- Передача и прием эстафетной палочки на одном из этапов эстафетного бега по всем правилам на максимальной скорости. То же на остальных этапах.
Типичные ошибки, возникающие при обучении легкоатлетическим упражнениям, и способы их иборьбы
- Стоя на расстоянии 1,5 м один от другого (правая рука передающего напротив левой принимающего) передача эстафетной палочки снизу и сверху без команды.
- То же, но движение рук как при беге. Палочка передается по команде стоящего сзади спортсмена из правой руки в левую, затем из левой в правую. Темп постепенно увеличивается.
- Передача и прием эстафетной палочки во время ходьбы и в медленном беге. Обращать внимание на движение в ногу и соблюдение дистанции между спортсменами.
- Старт из положения с опорой на одну руку на прямой, то же перед выходом на прямую и входом в поворот. Старты в момент достижения передающим контрольной отметки.
- Передача и прием эстафетной палочки в беге с максимальной скоростью, то же в зоне передачи. Принимающий после приема эстафеты пробегает не менее 30-40 м в полную силу.
- Уточнение расстояния от начала зоны передачи до контрольной отметки при беге в «связках» парами на различных скоростных режимах.
- Передача и прием эстафетной палочки на одном из этапов эстафетного бега по всем правилам на максимальной скорости. То же на остальных этапах.
Типичные ошибки, возникающие при обучении легкоатлетическим упражнениям, и способы их иборьбы
Способ устранения
1. Услышав команду, принимающий поворачивает голову для контроля за приемом эстафеты
Смотреть только вперед, проимитировать движения принимающего под контролем товарища
2. Передающий бежит с палочкой в вытянутой руке
Протягивать руку следует лишь в тот момент, когда есть уверенность, что принимающий готов принять эстафету. Команду «Хоп» необходимо давать, когда расстояние составляет 1-1,3 метра.
3. Принимающий эстафету не фиксирует опущенную для приема руку, а передающий неточно вкладывает палочку в руку партнера
Зафиксировать руку в плечевом суставе. Улучшить зрительный контроль за передачей эстафеты.
Имитировать передачу на месте или в медленном беге
4. Во время передачи спортсмен выбежал на другую дорожку
Увеличить количество занятий на стадионе, следуя стандартным разметкам «коридора»
5. К моменту передачи эстафеты занимающиеся бегут не в ногу
Уточнить контрольную отметку, сделать несколько пробежек в парах без эстафетной палочки
Техника эстафетного бега и обучение передачи палочки
Эстафетный бег — это дисциплина легкой атлетики, в которой результат достигается командными, а не индивидуальными усилиями. Классические соревнования проводятся исключительно на стадионе, но отдельные вариации эстафет могут проходить по шоссе.
Техника эстафетного бега.Технический аспект эстафеты ничем не отличается от спринтерского бега за исключением передачи палочки между участниками одной команды. В забеге принимают участие 4 спортсмена, которые распределяются по всей длине круга на расстоянии 100 метров между собой непосредственно перед стартом.
Участник, стартующий на начальном этапе, принимает позу низкого старта. Эстафетная палочка расположена в правой руке в соответствии с соревнованиями. По команде «на старт» спортсмен снимает свой тренировочный костюм и выходит на дорожку. Сигнал «внимание» подается после того, как все бегуны первого этапа займут свои позиции. Сигнал «марш» подается выстрелом из пистолета или движением флага.
Участники первого этапа бегут по виражу, поэтому после старта прижимаются к левой стороне дорожки, чтобы сократить длину дистанции. При этом наступать на левую линию дорожки запрещено.
Спортсмен на втором отрезке занимает положение высокого старта. Когда до участника второго этапа остается 20 метров, второй спортсмен начинает разбег. Сократив расстояние до нескольких метров 1 номер говорит «Оп» и выставляет правую руку с эстафетной палочкой вперед. Второй спортсмен отводит левую руку назад ладонью вверх.
После передачи эстафеты спортсмен 1 этапа медленно останавливается и остается на своей дорожке. Получивший палочку бегун сокращает дистанцию до третьего спортсмена. Третий передает четвертому.
Когда четвертый участник команды получил эстафету, он начинает заключительный отрезок эстафеты. Ему не нужно передавать палочку, поэтому 4 отрезок показывает лучший результат. Как правило, на заключительный этап выставляется лидер, который обладает большей скоростью.
Завершение в эстафетном беге аналогично соревнованиям на короткие дистанции и может осуществляться тремя методами: 1. Пробежка до конца 2. Рывок вперед грудью 3. Завершение боком После завершения забега атлет постепенно уменьшает скорость, переходя к ходьбе. Рекомендуется снижать темп в течение 30-50 метров.
Виды эстафетного бега.Существуют разновидности эстафет, которые регламентируются Международной ассоциацией легкоатлетических федераций (IAAF) и позволяют устанавливать мировые рекорды. Также существуют нетрадиционные эстафетные дистанции.
ИААФ регламентирует:-Олимпийские дистанции 4 по 100 и 4 по 400 метров. Забеги проводятся для представителей женских и мужских команд.-Мировые рекорды могут быть установлены в беге на 4×100, 4×200, 4,400 и 4×800 метров для женщин и мужчин.-Также мужчины имеют возможность установить рекорд на 4×1500 м.
Нетрадиционные дистанции:-Шведская эстафета, когда участники бегут отрезки 100x200x400x800 метров или в обратном порядке. При этом состав может быть смешанным.-Эстафеты, создаваемые организатором для спортивного праздника, могут иметь любой вид. Но фиксирование рекордов допустимо только на уровне непосредственно праздника, если таковой проводится регулярно.
Соревнования по беговым эстафетам проводятся согласно установленным правилам. Если соревнования носят не официальный характер, правила становятся рекомендацией к проведению.
Основы эстафетного бега. Регламент проведения состязаний устанавливается ИААФ и должен быть соблюден на всех официальных мероприятиях. Если соревнования проводились без точного соблюдения этих правил, результаты не будут признаны действительными на международном уровне.
Длина эстафетной палочки 28-30 см, окружность 12-13 см, а масса 50-150 грамм. Изготавливается из древесного, металлического или пластмассового материала в виде полой трубки. Цвет красный, желтый, оранжевый или любой другой, который будет легко различим для судей и болельщиков.
Эстафетная палочка должна находиться в руках участников команды от старта и до финиша. При этом существует правило, согласно которому передача осуществляется из правой руки в левую, а из левой в правую. Таким образом, с палочкой в правой руке бегут 1 и 3, а в левой 2 и 4 этапы.
Передача производится в 20-метровой зоне. Если эстафета была передана до или после указанной зоны команда дисквалифицируется. Палочка должна вкладываться в руку, т.е. ее нельзя бросать или перекатывать. Если палочка упала, то поднять ее разрешается спортсмену, который нес эстафету. В противном случае снимается вся команда.Каждый спортсмен бежит по своей дорожке от 1 до 4 этапа.
Каждый участник может бежать только один отрезок. Если эстафету пробежало 3 и менее человек, тогда команда снимается с эстафеты. Любое нарушение одного из спортсменов является поводом для дисквалификации всей команды.Если эстафета подразумевает отрезки 400 и более метров, тогда после первого круга разрешается бег по общей дорожке. При этом старт и первый этап проходят по отдельным дорожкам.
Издательская компания: УК ОГУ
Учредитель периодического издания: Чузов А. А.
Контактная информация: Тел: 89011158447
Техника эстафетного бега

Эстафетный бег пользуется большой популярностью у зрителей. В легкой атлетике различают следующие виды эстафетного бега:
- эстафетный бег, проводимый на стадионе. Сюда относятся: 4х100 м, 4×400 м это классические виды;
- эстафеты на любые дистанции и с любым количеством этапов, а также «шведские» эстафеты, например: 800 + 400 + 200 + 100 (или в обратном порядке);
- эстафеты, проводимые вне стадиона, например на улицах городов. Они отличаются разной длиной и количеством этапов, участниками (могут бежать только мужчины, или смешанные, где бегут и мужчины, и женщины).
Рациональная техника, специальная методика тренировки, система отбора спортсменов и психологическая подготовка — все это является основными критериями для создания хорошей эстафетной команды. Техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от техники бега соответствующих видов. Особенностью техники эстафетного бега является техника передачи эстафетной палочки на высокой скорости в соответствии с видом эстафеты.
Ключевыми аспектами успешности команды в эстафете выступают:
- показатели индивидуальных результатов спортсменов на соответствующих дистанциях;
- надежность передачи эстафетной палочки;
- согласованность действий партнеров команды;
- целостность единого коллектива.
В соответствии с правилами соревнований в эстафетном беге палочку нужно передавать в коридоре длиной 20 м. В эстафете 4х100 м бегунам II, III и IV этапов дается дополнительный разбег от начала коридора в пределах 10 м, что позволяет набрать более высокую скорость к месту передачи эстафетной палочки.
С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробегают на I этапе 110 м, на II — 130 м, на III — 130 м, на IV — 120 м. Поэтому при расстановке участников команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности.
В эстафетном беге 4 х 400 м и всех остальных эстафетах дополнительного разбега не дается, и участники должны стартовать, находясь в 20-метровом коридоре. Скорость бега в этих эстафетах ниже, и поэтому не дается дополнительного разбега.
Эстафетный бег может осуществляться: 1) без перекладывания эстафетной палочки; 2) с перекладыванием эстафетной палочки. Обычно первый способ используется в коротких эстафетах, где передача происходит на высоких скоростях, второй способ используется во всех остальных эстафетах. Для обеспечения эффективной передачи бегунам важно иметь чувство пространства, чтобы при приеме эстафетной палочки точно и своевременно начать стартовый разбег (в момент пересечения передающим контрольной отметки), а также чувство скорости, чтобы при передаче эстафеты поддерживать максимально доступную скорость в зоне передачи, а при приеме стабильно и максимально быстро наращивать скорость бега к 15-метровой отметке зоны передачи.
Эффективность передачи эстафетной палочки можно оценить по времени, проведенному ею в зоне передачи. Для спортсменов высокого уровня это время в среднем составляет 1,80—1,90 секунды у мужчин и 2,05 — 2,15 секунды у женщин. Максимальная скорость бега достигается на 15 — 16 метре зоны передачи. Если техника передачи выполняется неэффективно, время потерь на этом этапе может достигать в среднем 0,1-0,3 секунды.
Рассмотрим технику эстафетного бега 4 х 100 м. На I этапе бегун стартует с низкого старта в вираж, как при старте на 200 м. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а указательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорожку у стартовой линии. Для того чтобы бегун I этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку своему партнеру. Бег по дистанции осуществляется с максимальной скоростью. Сложность заключается в передаче эстафетной палочки в ограниченной зоне на высокой скорости.
Существуют два способа передачи эстафетной палочки: снизу — вверх и сверху—вниз. При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке передающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отводится в сторону плоскости ладони, четыре пальца сомкнуты, ладонь смотрит прямо назад. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением снизу—вверх между большим пальцем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть.
При втором способе рука отводится также назад чуть в сторону, но плоскость ладони смотрит вверх. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением сверху—вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть.
Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольную отметку, принимающий бегун начинает стартовый разгон. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый догоняет второго, передающий бегун за 2 беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После выполнения передачи бегун, принявший эстафету, выполняет быстрый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегания зоны передачи другими командами он покидает дорожку.
Бегун второго этапа держит эстафетную палочку в левой руке и передаст ее бегуну третьего этапа в правую руку. На третьем этапе бегун проходит по виражу, стараясь максимально приблизиться к бровке, и передает эстафету на четвертый этап из правой руки в левую. Процесс передачи эстафетной палочки выполняется описанными ранее способами.
В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, т.е. по краям беговой дорожки в зависимости от руки, осуществляющей передачу. При рациональной технике передачи эстафеты бегун, принимающий палочку, должен осуществлять бег и прием эстафеты не оглядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно бегун, принимающий эстафету, стартует или с высокого старта, или с низкого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун поворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную отметку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну руку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки, или, опустив голову, смотрит назад под неопорной рукой.
Очень важный элемент техники в момент передачи — бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу. Важно найти оптимальную «фору» для начала бега, т. е. начинать бег при такой длине «форы», когда совпадение скоростей передающего и принимающего происходит на середине зоны передачи.
В других видах эстафет, но со скоростью передачи эстафетной палочки меньшей, чем максимальная, применяют такие же способы передачи, но бегун, принявший эстафетную палочку, может переложить ее в удобную для себя руку при беге на дистанции. Чем меньше скорость осуществляемой передачи, тем хуже подготовка спортсмена. Основная задача при передаче эстафетной палочки — как можно быстрее передать ее, не потеряв время на самой передаче.
Расстояние между бегунами в момент передачи равняется длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету. Это расстояние может несколько увеличиться за счет наклона вперед при передаче передающего бегуна. Такое расстояние может быть выдержано только при рациональной технике передачи эстафеты на соответствующей скорости бега. Если расстояние сокращается, то возможен обгон принимающего бегуна передающим, и наоборот, при увеличении расстояния между бегунами передача может не состояться или будет выполнена вне коридора.
Перечень использованных источников:
- Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с. Подробнее.




