Способы заработка на спортивных мероприятиях

Способы заработка на спортивных мероприятиях

Заработать на спорте можно различными способами, в зависимости от ваших интересов и навыков. Например, можно начать с блоггинга или создания контента на платформах соцсетей, делясь анализом матчей, новостями команд или своими прогнозами. Для этого потребуется глубокое понимание спорта и активное взаимодействие с аудиторией.

Кроме того, существует возможность инвестирования в спортивные команды, спонсорских соглашений или участия в дебютных соревнованиях. Также многие специалисты зарабатывают на спортивных мероприятиях через организацию турниров, тренерскую деятельность или работу в спортивной аналитике, что позволяет использовать свои знания для получения дохода.

Как заработать на спорте. Ниши и перспективы

Какова прибыльность спортивной индустрии, и возможно ли обнаружить в ней источник дохода.

Александра Савраева

директор по развитию «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг»

В последние годы российский спорт пережил несколько turbulentных этапов. Первым стал глобальный кризис, вызванный пандемией коронавируса. Затем важным моментом стало исключение российских спортсменов и спортивных клубов из международных соревнований. Тем не менее, сейчас все еще существуют возможности для заработка в спорте. О том, как именно, на форуме «Masters of Sport: формула победы» поделилась директор по развитию СБК Александра Савраева.

Скачать полную презентацию

Мировой рынок растет

Международная спортивная индустрия имеет сложную структуру, включая профессиональный и любительский спорт, смежные рынки, спортивные товары, питание и беттинг.

Согласно данным Two Circles, в 2023 году суммарный доход владельцев объектов интеллектуальной собственности в спортивной сфере (клубов, лиг, индивидуальных брендов), известных как IP Owners, составил $159 миллиардов. Прогнозируется, что к 2033 году этот показатель вырастет до $260 миллиардов. Спортивная индустрия продолжает развиваться, однако тенденции значительно зависят от ситуации в конкретных сегментах. Например, рынок азартных игр, частью которого является беттинг, уже оценивается в $242 миллиарда.

Способы заработка на спортивных мероприятиях

Доходы глобальной спортивной отрасли по различным дисциплинам

  1. Футбол – 34%
  2. Американский футбол – 12%
  3. Баскетбол – 8%
  4. Бейсбол – 7%
  5. Автоспорт – 6%
  6. Скачки –6%
  7. Хоккей – 5%

Самым перспективным регионом аналитики Two Circles называют Азию, хотя на данный момент больше всего выручки все еще генерируют Европа и Северная Америка.

Что в России?

Официальные данные от Росстата, ЕМИСС и Министерства спорта России могут служить индикатором состояния спортивной отрасли в стране. Ожидаемый объем рынка услуг физической культуры и спорта на 2023 год составляет ₽165,1 млрд. Это значение не только выше допандемического уровня, но и указывает на положительные тенденции, несмотря на имеющиеся внешние вызовы.

Какие аспекты охватывает рынок услуг физической культуры и спорта согласно официальной статистике:

  • входные билеты и абонементы на спортивные соревнования, праздники, спортивно-зрелищные мероприятия;
  • абонементы и билеты в спортивные клубы и фитнес-центры;
  • пользование спортивными тренажерами, катками, кортами, гимнастическими залами, бассейнами, лыжными спусками, подъемниками и другими спортивными объектами, включая бильярд и боулинг;
  • услуги по организации охоты и рыбалки.

Существует debate по вопросу, что следует считать спортивной индустрией и как трактовать её рыночную экосистему. В общем понимании, спортивная сфера – это сфера деятельности, ориентированная на человека, созданная для удовлетворения потребностей трёх категорий потребителей: зрителей, спортсменов и спонсоров. В то же время имеется и другая, рыночная классификация, которая включает в себя рынки спортивных событий, объектов, товаров, услуг, партнеров, кадров и квазиспортивной продукции (такие как спортбары, спортивная литература, видеоигры).

Доля Москвы в объеме российского рынка услуг ФКиС в последние десять лет неуклонно увеличивается – с 17% в 2015-м до 24% сейчас.

Тренды

Опыт развития индустрии и актуальные цифры и рейтинги показывают несколько закономерностей.

  • Профессиональный спорт в 99% не рентабелен, то есть в нем нет дисконтированного срока окупаемости инвестиций. И это не только российская особенность.
  • Больше шансов на окупаемость у проектов в массовом спорте. Хотя рентабельность все равно в большинстве случаев будет невелика. Например, в фитнесе она в среденм не превышает 7%.
  • В топе мировых спортивных брендов по выручке нет молодых компаний.

Интересный рейтинг в 2021 году составили Sports.ru и Fever Pitch. Они сделали список крупнейших компаний России, работающих в сферах, связанных со спортом по выручке за 2020-й (чтобы не учитывать влияние пандемии). К сожалению, новой версии документа не выходила, но и по этим данным можно определить перспективные для заработка отрасли.

Первая – это фитнес, явный лидер в спортивном предпринимательстве. Второй пример успеха – букмекерские конторы, ни одна из сфер спортивного бизнеса не показывает подобных темпов роста. Но и порог входа в нее максимально высок.

Есть примеры успешных компаний, выросших из продажи спортивного оборудования. «Веломоторс» (15-е место) показал выручку на уровне футбольного «Зенита». А В топ-30 попал «Кант», семейная компания, которая начинала 30 лет назад с переоборудования мусорной свалки в горнолыжный склон и выросла в крупную сеть магазинов оборудования для горных лыж и сноуборда.

Перспективно выглядит и направление франшиз . Его изучил «Тинкофф Журнал». Одна такая точка может приносить предпринимателю от ₽80 тыс. в месяц. Самые популярные категории – опять же фитнес, детские секции и клубы, магазины спортивного питания, хореографические и танцевальные школы.

Другие растущие отрасли спортивной экономики – киберспорт, массовые (марафоны или велопробеги) с участием платежеспособной аудитории, частные спортивные клубы и академии.

Клиентов с деньгами, желающими заниматься спортом и готовыми за это платить, достаточно. Главная задача – превратить спортивную услугу в качественный продукт или маркетинговое событие. Это относится и к рынку профессиональных спортивных событий, который так и не стал в России рентабельным, и к массовому спорту.

Спорт, шоу-бизнес и порно. Как спортсменам начать зарабатывать?

Для тех, кто предпочитает больше текст, ниже даем расшифровку аудиозаписи подкаста, отредактированную и очищенную от оговорок и слов-паразитов. Всё для вашего удобства.

Селиверстов:

Мы закончили предыдущий выпуск на фразе о том, что пора бы спортивному бизнесу оценивать себя по доходам. Или, как минимум, по выручке в качестве как следствия интереса своей целевой аудитории к себе — а не по затратам своих ресурсов, таких как человекочасы и деньги. Сегодня, все в том же составе: я, Алексей Селиверстов, со мной вместе Алексей Гряцких и Сергей Нечувилин. Продолжаем дальше копаться в вопросе: чего же не хватает нашим современным спортивным клубам, лигам и федерациям, чтобы гордо именоваться частью индустрии эмоций и развлечений?

Основной задачей бизнеса, в рамках определения из учебника и из базовой логики, является то, что бизнес ставит целью устойчивое получение прибыли на длительный период. То есть на долгосрок . Если речь идет про краткосрок — это не бизнес. Если прибыли нет — это тоже не бизнес. К чему мы неожиданно приходим?

Российский спорт — не бизнес вообще. И большая часть зарубежного профессионального спорта — тоже не бизнес вообще. Это то, что называется самозанятость за деньги инвесторов . Соответственно, нет открытия в том, что спорт становится игрушкой для определенного рода людей. Хуже, когда становится игрушкой за государственные деньги. И тогда возникает вопрос про то самое целеполагание: а зачем всё это происходит?

И с точки зрения российского спорта, относительно массы клубов и относительно массы даже видов спорта, вообще решительно непонятно, зачем всё это происходит. Если клубы или федерации смогут внятно ответить на этот вопрос… Кроме слов «мы развиваем чего-нибудь там, или мы убираем детей с улиц» — детей с улиц прекрасно убирает мобильный телефон или компьютер… То тогда будет собственно понятно: если это не бизнес, то что это вообще? Социальная какая-то активность, ещё что-то?

Но пока это не бизнес. И даже не индустрия развлечений. Потому что индустрия развлечений — это тоже бизнес . И при случае достаточно прибыльный. Достаточно посмотреть на «Цирк Дю Солей» [подкаст записывался до объявления о вероятном банкротстве Cirque Du Soleil из-за убытков от коронавируса и карантина – прим.]

Селиверстов:

Вернемся тогда к простым понятиям. Наш добрый спортивный бизнес с кровью на губах отстаивает свою уникальность, самобытность и российскую идентичность. Прикрывает своими достижениями на региональной и мировой аренах. Но эти достижения не перекликаются с деньгами, правильно? «Цирк Дю Солей» завоевал множество наград, но и его стоимость по данным различных источников колеблется от миллиарда до нескольких миллиардов долларов США.

Так в чём смысл и продукт индустрии развлечений? И еще один вопрос вдогонку, господа. Слышал я такую фразу как «самозанятость за счёт инвесторов». Что это такое и с чем это есть?

У индустрии развлечений продукт, по большому счёту, ровно один — это обмен эмоцией. Обмен некой картинки, движения, действа, чего угодно, происходящего в рамках поставщика некого развлечения, в обмен на эмоции, полученные зрителем. То есть если нет эмоций, нет удовлетворения, нет чего-то запоминающегося…

Кстати, отличное определение дали панки, которые приходили к Дудю. Они очень точно отметили, что лучший концерт — это не обязательно тот, который исполнен идеально. Это концерт, который запоминается. Даже если на нем царил хаос и беспорядок — это уже, в целом, хороший концерт. Конечно, лишь бы при этом не сожгли стадион.

Но, в целом, это все сделано правильно. А если сыграли идеально, и потом ты пришёл и сказал, что было круто, но больше рассказать нечего — этот концерт так себе. Это к вопросу про эмоции.

И про воспоминания, что немаловажно. Потому что массу хоккейных и футбольных матчей вспомнить нельзя. Но тот бардак, который творился в НХЛ, в отдельных матчах НБА или в матчах хоккейного «Витязя» более чем можно вспомнить. Кто с теплотой, кто с нелюбовью. Но это, по крайней мере, тот самый произведенный продукт на выходе — что-то запомнилось, есть чем «поторговать» в плане воспоминаний.

Теперь про самозанятость за счёт инвестора. Это частая история в разного рода бизнесах и стартапах, когда инвестор вливает туда деньги в обмен либо на рост капитализации либо на будущую прибыль. Но среднестатистический бизнесмен или стартапер, в которого проинвестировали, либо в виду ущербной инвестмодели либо просто от нежелания как следует стараться в рамках полученного бюджета, или за «отсутствием желания что-либо выиграть», он технично эти деньги проедает. Но потом приходит и говорит: «Ещё!».

Вот как твой анекдот про «Тосно».

— Мы выиграли чего-то там, дайте денег.

— Тогда мы умрем.

— Ну и сдохните.

Это могло бы быть прекрасным сценарием для конкурса фильмов, посвященных Альфреду Хичкоку: за 10 секунд показать драматический сценарий, желательно со смертью. Ну вот то же самое здесь.

История в том, что самозанятость подразумевает отсутствие похода за прибылью, то есть отсутствие ключевой цели бизнеса. Нам дали денег, мы чего-то там делаем. Понадобится это кому-то, не понадобится — нам по большому счёту неважно. Мы оцениваем себя именно с точки зрения затрат. Мы старались — мы устали.

Таким образом, мы потратили эти средства впустую. Если мы прикладывали усилия и изнемогали, но в результате не получили ничего, то с позиции инвестора можно сказать, что наша работа оказалась практически бесполезной.

Ключевая ошибка заключается в том, что нельзя сравнивать клуб.

Давайте говорить в исторической и социальной ретроспективе этого вопроса. Потому что у нас клуб воспринимается как некая бизнес-модель, бизнес-ферма или инкубатор. Вот, к примеру, «Тосно». Парни создали проект, который, как раз чистой воды «самозанятость за счёт инвесторов». Вот им дали денег, они какой-то результат намутили, выиграли кубок.

Это тоже не хухры-мухры. Молодцы, постарались. Они устали. И вот в этой логике инвестиционной, они, на самом деле, честно посмотрели в глаза инвесторам и сказали: смотрите, как мы умеем. А оказалось, что это никому не нужно.

Потому что, на самом деле, клубы не создаются для кого-то.

Мы смотрим на то, как в Англии за 150 лет умерло всего, вроде бы, два клуба. И то там какие-то странные истории с этими клубами были связаны. Они умерли давно уже. Все остальные клубы, которые были созданы, живы. Главная фишка любого клуба — это то, что клуб создается не для кого-то, а кем-то.

Вот мы сегодня говорили про «Hashtag United». Это вот яркий пример того, как есть один или несколько драйверов, которые генерят идеи, концепции, предлагают что-то, управляют этим процессом — но в целом клуб жив.

Любой клуб жив, пока жив последний болельщик. Я не говорю про того, кто конкретно покупает билет — это тоже форма членства в клубе, но , скажем так, разовая. Я имею в виду «пока жив последний член клуба».

Посмотрите, как, сколько раз умирало футбольное «Торпедо», а оно до сих пор живо и туда по-прежнему приходят люди. Их мало, их меньше, чем у «Спартака», «Зенита» и «ЦСКА». Может быть, меньше в разы, но есть смысл инвестировать в клуб, как выясняется. Потому что там есть какая-то тысяча болельщиков — а это члены клуба.

Это люди, которые не забыли про тот флаг, с которым, возможно, они родились. Я не знаю подробности каждого, но могу предположить это. Они родились в том районе, или родители болели, или кто-то играл за этот клуб в свое время.

И именно в этом заключается основное отличие. Я считаю, что текущие трудности (включая ситуацию в российском спорте) проявляются в том, что многие стараются рассматривать его исключительно через призму экономики. Сначала, мол, давайте воспринимем это как бизнес-проект… Серьёзно, уйдите с этим! Какая тут "бизнес-проект"!?

Ты сначала создай ценность какую-то, ты сначала объедини, докажи, что ты вообще кому-то интересен. Бизнес-модель она придёт потом, сверху.

Вынужден набросить ещё раз. Потому что нормальная бизнес-модель подразумевает собой концепцию, понимание целевой аудитории, а также что именно этой аудитории будет продаваться, под каким соусом и так далее . Бизнес-модель — это достаточно объемная штука, и она состоит не только из бизнес-плана. Более того, даже бизнес-план не всегда бывает в ряде тех или иных, в итоге оказавшихся успешными, бизнесов, изначально стартапов. Иногда и бизнес-планы бывают прописаны весьма-весьма поверхностно. Но когда ты чётко понимаешь, на чём ты собственно играешь, чем ты апеллируешь и для кого — у тебя задача сильно упрощается, чем просто «подсчитали по табличке, а в итоге это никому не нужно».

Соответственно, «просто создать клуб, посмотреть, как пойдёт, перевернуть» — это классика жанра у стартапов, которые в итоге мрут пачками . Наверное, даже мухи дохнут в меньших объёмах. Почему? Начинаем чего-то колбасить, тратим деньги и усилия, непонятно зачем, непонятно для кого — сдохли. Окей, открыли новый стартап. Опять чего-то колбасим, непонятно для кого — опять сдохли.

Потом пошли к инвесторам — чуть стало больше понимания. Опять чего-то колбасим, но все равно, непонятно для кого — сдохли. Такой вечный двигатель.

Есть термин, который меня очень забавляет: «серийный предприниматель». Или «серийный стартапер» — что еще хуже. Этот человек, который просрал дофига чего и до сих пор не научился и не поумнел в массе своей. Да, бывают исключения, они приятные. В большинстве случаев они потом пишут книжки, публикуются в разного рода журналах и так далее.

Но в целом — это классика жанра. «Мы начали для кого-то колбасить — не поняли для чего, сдохли».

То есть в оригинале как раз надо сесть и заранее понять: для кого, для чего, есть ли эта аудитория вообще, надо ли это ей? Скажем, в Индии можно открыть хоккейный клуб — и что? Сколько нужно вложить денег чтобы там хоккей стал наравне с крикетом? Я думаю, что примерно дофига — как по времени, так и по деньгам. Вопрос: надо ли этим заниматься?

А если надо, то как? Если как, то с каким конкретно подходом? И так далее, и так далее.

А часто как? Спортивный клуб — окей, собрались люди по интересам, здОрово. Но когда ты пытаешься это превратить уже в профессиональную историю, там уже надо подходить к этому как к бизнесу. А бизнес-модель подразумевает, в том числе, описание аудитории, концепцию, идеологию, в конце концов. То есть для кого, как мы будем играть, какое шоу будем делать.

Или наша цель заключается исключительно в достижении результата, поэтому мы будем выступать столь же плохо, как хоккейное «Нью-Джерси» в 90-х, что было невозможно наблюдать без слёз, но, как результат, мы будем стабильно попадать в плей-офф.

Вот тут начинаются уже вопросы идеологии, концепции, и так далее. Это всё вписывается в бизнес-модель — которую, по-хорошему, надо писать заранее. Потому что это экономит время, деньги и, опять же, лишает тебя разного рода страданий.

Мы говорим с вами, по сути, об одних и тех же вещах. Хорошо, можно рассмотреть клуб как стартап — да, такие примеры есть. Но, клуб, ещё раз — это, всё-таки, самообразование, для начала.

То есть прежде, чем это превратить в финансовую модель, те люди, которые там участвуют и которые потом создадут какую-то бизнес-модель… Она, естественно, нужна — хотя бы по той причине, что если что-то начинает нести выручку, то должна быть бухгалтерия и так далее… Эта логика понятна, но я говорю о том, что клуб — это всё-таки не искусственно созданная история. Это изначально что-то, что объединяет людей по какой-то причине — и масштабы у всех разные.

Вот пример с клубом Бекхэма. Да, это медийная личность, которая в состоянии обеспечить охват аудитории в одиночку, и на первых порах это точно клубу достаточно. Ну и плюс всё-таки это закрытая лига MLS — там немножко другие законы жанра, стандарты, и так далее. Грубо говоря, если ты попал в закрытую лигу, то скончаться тебе как «Тосно» там точно не удастся.

То есть тебя будет вертеть на вертелах там, спасать, обжаривать, надрезать, делать операции, но тебя вытянут. В конце концов, переведут, поменяют менеджмент в принудительном порядке, вот. Но, всё-таки, сама идея клуба — она изначально в идее каких-то людей. И отсюда вырастает уже дальше какая-то монетизация и капитализация. Потому что без этих людей это всё бесполезно.

Клуб – это история изначально не про бизнес, а про увлечение. Это мы сейчас смотрим на клубы типа «Реал Мадрид» или «Манчестер Юнайтед». Но давайте посмотрим, где они были 100 лет назад, и что с ними происходило. И они далеко не выглядели так как сейчас – да, зрителям они были интересны, но в разные времена по-разному. И тем не менее, у каждого клуба своя какая-то история.

Поэтому я хочу сказать, что клуб — это не просто бизнес, это сначала про людей. Сначала должно появиться что-то, что определенному количеству людей будет интересно. Это всё-таки не стартап в чистом виде.

Селиверстов:

И вот тут мы подошли к, возможно, самому главному краеугольному камню спортивного бизнеса. К попытке осознать реальный интерес вида спорта, чтобы он понравился целому множеству людей. Чтобы те, в свою очередь, захотели бы вкладываться в его настоящее и будущее — деньгами и временем.

Ярким примером может служить соперничество регби и футбола. С одной стороны, когда-то давным-давно один юный спортсмен поднял мяч с земли, бросившись в сторону ворот, упростив игру в футбол. Однако последующие правила регби, содержащие термины и понятия, такие как «скрамы», «коридоры», «раки», «молы», а также множество линий на поле, делают этот вид спортивного состязания значительно более сложным по сравнению с футболом. Люди предпочитают ясность. Между тем, есть и другие виды спорта, которые испытывают трудности не только сейчас – в условиях кризиса и пандемии, но и всегда.

В России даже к командным видам спорта, динамичным и, в какой-то мере весёлым — таким как волейболу, гандболу, мини-футболу, водному поло, и практически всем женским командным видам спорта — тяжело. В эти виды спорта не придут люди с деньгами, чтобы позволить местным управленцам и дальше самозаниматься за счет этих денег. Им дадут денег, но меньше и только по требованию, а им как всегда не хватит. Что делать?

На самом деле, водное поло в Европе крайне популярно. Оно, конечно, не соперничает с футболом. Это бессмысленно даже сравнивать, но, тем не менее, профессиональные клубы там живут. Также, как мы знаем, что и борцовские клубы живут в Европе — и там проходят клубные чемпионаты по борьбе. Просто мне кажется, что Лёша прав в том плане, что у нас в стране у представителей любительских, скажем так, дисциплин есть некое завышенное ожидание .

Проблема же не в том, что футболисты много получают. Их, на самом деле, и смотрят больше, чем на остальных. А проблема в том, что у нас какой-то там «белый ходок», где ходьба по дороге на 20 км. Эти люди, которые даже когда-то что-то выигрывают, пока их не снимали за допинг, они реально испытывают амбиции такие же, что и футболисты. Им реально почему-то обидно, что им платят меньше, чем футболисту в какой-то команде.

Вот в этом и состоит глупость. За футбол, на самом деле, не обидно. Мы можем сколько угодно критиковать футболистов или баскетболистов, или хоккеистов за то, что они не так сыграли, не оправдали ожиданий, но их всё равно смотрят! Их смотрят всё равно больше, чем совокупно все остальные виды спорта. И проблема не в этих футболистах, хоккеистах, и не в том, сколько они получают.

Это, в конце концов, в масштабах страны не так много с точки зрения условного ВВП. Но проблема в том, что остальные виды спорта с помощью государственной политики мы пытаемся подтягивать под этот профессиональный стандарт .

А вот тут-то и проблема. Выясняется, что-либо надо их содержать вечно — а это невозможно ни в одной стране мира. У нас тоже не такая экономика, которая позволит это содержать – особенно в таком же формате как футбол. Но есть завышенное ожидание. И вдруг выясняется, что у нас синхронное плавание или гимнастика хочет получать также, как футболисты. А с чего?!

Люди-то за это не платят . То есть, получается, это социальная нагрузка на государство, и государство тоже какой-то момент поймёт, что если это нужно 1000 человекам, то давайте мы будем платить условно 1000 рублей в месяц. Вот это будет справедливо.

Мне кажется, что в этом проблема, в итоге. Плевать, сколько футболисты получают. Пусть получают. В конце концов, они всё-таки на фоне остальных видов спорта интересны бОльшему количеству людей.

Селиверстов:

Да, они получают именно ту сумму, которую им назначили. В этом и заключается вся простота. Возможно, им бы хотелось зарабатывать больше, и они не были бы против, если бы получали меньше. Но они принимают то, что им предлагают. Никто не держит их под дулом пистолета и не требует: "Я хочу миллиард."

Нет, ему берут и дают миллиард в течение 5 лет — как в одном московском клубе.

Просто мы приходим к тому, что есть местечковые виды спорта. Но эти местечковые виды спорта жутко популярны. Как, к примеру, крикет в Индии. Индия огромная страна, почти 2 миллиарда человек. Там обожают этот крикет, и их лига по крикету одна из самых богатых и дорогих в мире.

Есть Новая Зеландия и Австралия, которая играет в австралийский футбол. Жутко популярная штука только там. Ну так почему бы эти ходоки бы не ходили бы себе по Мордовии, и не сделали бы из этого классный контент о том, как им тяжело, о том, что они из-за этого испытывают, как они тренируются, как они живут, чем они занимаются помимо там этой спортивной ходьбы?

Просто вот возьмем простой пример. Василий Артемьев, капитан сборной России по регби, в рамках проекта регбийного университета, в том числе, рассказывал, почему там регби стало популярно. Всё сводится к одной книжке, которая была написана в своё время. Называлась она «Школьные годы Тома Брауна». История про мальчика, который учился в элитной школе, и там он тоже занимался спортом.

Этим спортом был регби, отсюда эта книжка.

Во-первых, она стала жутко популярной. Появился поджанр школьных приключений. Ярким примером этих школьных приключений являются «Сумерки» или «Гарри Поттер», правильно? Ну, вот как-то взяли и продвинули.

Берём Японию. Страна, в которой живет множество народу на очень маленьких островах. Страна, которая очень много работает и много чего пережила за историю, как минимум, 20 века. Но спорт там включён в воспитание, и 75-80 процентов учеников средней и старшей школы так или иначе задействованы в спортивных клубах.

Это делается не только потому, что они должны быть здоровыми и веселыми и плюс пропаганда здорового образа жизни. Профессиональный спорт — это самая плохая пропаганда здорового образа жизни.

Нет, профессиональный спорт, спорт в этих школьных организациях даёт им понимание того, что ожидать от взрослого будущего мира . Это иерархия внутри команды, это понимание, кто лидер, понимание инструкций, которые тебе дают, в том числе, на поле, и сил, которые ты должен потратить на достижение той или иной задачи. И, на самом деле, спортивных мультиков, спортивных аниме – кучи.

Спортивные мультики предоставляют детям шанс познакомиться с различными видами спорта и сделать свой выбор. Если их интересует баскетбол, они смотрят соответствующий мультфильм, мечтают стать баскетболистами и, возможно, достигают успеха в НБА. Если они предпочтут регби, можно вспомнить популярное аниме, вышедшее в 2015 году. Команда выиграла у ЮАР и получила возможность проводить Кубок мира на своей территории.

Великолепно выступили на Кубке мира. Будут развиваться и дальше. Про футбол куча всего, про бейсбол куча всего, и как-то вот всё вместе, внутри этой системы работает.

А у нас не работает. У нас спортивные фильмы все превращаются в какие-то байопики. Вот вам показывают Харламова, вот вам показывают Стрельцова. Но мы не вернемся к той стране и к тому режиму, и к тем видам спорта, и к тем организациям, которые были. Мы живём в другой стране.

Я вот родился в 90-м, я не могу себя никак ассоциировать с Харламовым, как и со Стрельцовым, как и с Черенковыми. Не могу, мне нужны нынешние герои, современные герои, чтобы полюбить вид спорта, чтобы полюбить какую-то команду.

Мне кажется, здесь история, опять же, о поиске бизнес-модели. Вот возьмём пример того же фигурного катания. Есть там история с многочисленными разного рода шоу на льду и прочим и прочим — нормально зарабатывают там люди? Да вполне себе.

Селиверстов:

Супер зарабатывают. Недавно на Sports.ru был длиннющий материал о том, что у Первого канала все права на всю команду Тутберидзе. И это их ключевой продукт, и они зарабатывают очень много на просмотрах именно этого ключевого продукта. «Фигурке» в России — отлично. Но "Первый канал" не стремится покупать права на трансляцию волейбольного чемпионата России или ватерпольного чемпионата России. Или чемпионата России по спортивной ходьбе.

Естественно, потому что, собственно, шоу вокруг этого хозяйства они состроить не могут. В то же время, возьмём то же самое спортивное синхронное плавание. Все прозаично: сначала был просто олимпийский вид спорта. Ну, прекрасно, а сейчас раз — и водное шоу на льду.

Что ещё интереснее, это Дарина Валитова, которая член сборной России, она сейчас выступает в Цирке «Дю Солей» [выступала до коронавирусной пандемии и практически полного роспуска цирковой труппы – прим.]. Сейчас там ведет стримы из Вегаса, где она застряла на карантине и где, собственно, там «Дю Солей» должен был выступать [на момент записи подкаста – прим.]. То есть этот же вопрос поиска той самой модели и поиск за счёт чего и как ты будешь развлекать людей.

Тот же Вадим Бабешкин придумал прыжки с трамплина со всякими надувными животными. И в кружок, и рядом с кружком, и вверх ногами, и лежа на боку и так далее. В результате оказалось, что он популярнее, чем сам вид спорта как таковой внутри страны. То есть это вопрос просто по поиску моделей. А среднестатистический российский спортсмен (и в какой-то мере зарубежный) считает, что он должен бегать-прыгать — и на этом конец .

Иными словами, это похоже на то, как будто артисты цирка все еще верят, что мы не создадим театральные представления с разнообразными номерами. Мы будем представлять «номер такой-то», конферансье выйдет и так далее. Но если вы стремитесь получать оплату, как в коммерческой сфере, то и вести себя нужно соответствующим образом.

И одна из ключевых вещей с точки зрения бизнеса — это возможность адаптации. Нет адаптации — бизнес умирает. А российский спорт адаптироваться совершенно не хочет. Он просто хочет жить в условиях, которые были давно, и хочет, чтобы эти условия сохранялись . А если эти условия не сохранятся — примерно, как в девяностые года — то мы будем плакать, страдать колоться об кактусы и так далее.

Всё, что угодно вместо того чтобы искать эффективную модель. Вот и вся история.

Селиверстов:

Давайте снова вернемся к этому пресловутому «Хэштег Юнайтед». Ряд любителей, которые дружат с камерой и с микрофонами, решили снимать, как они играют в футбол. За несколько лет они стали жутко популярными: 500 000 подписчиков на Youtube, среди их спонсоров «Coca-cola», игра Football Manager, «Adidas». И ребята ведут постоянный видеоблог о команде. Да, они знают свою целевую аудиторию.

Большинству их целевой аудитории до 18 лет. Они делают для них реалити-шоу на Youtube — и они на этом зарабатывают. У нас тоже было несколько примеров спортивных реалити-шоу. По «Матч ТВ» было с Юраном и Карпиным. До этого с Тихоновым по «России 2».

Но только почему-то это появившееся реалити-шоу на Youtube выстрелило, а у нас не выстрелило. Почему?

Ну, это вопрос качества исполнения. Если ты это исполняешь для галочки и не очень понимаешь, зачем тебе это нужно, и не выкладываешь ни интерес, ни творчество, ни душу, как это часто было с разного рода спортивными клубами, которые делали что-то для галочки…

Когда не было Instagram и YouTube, среднестатистические спортсмены ходили и являли своё лицо на разного рода встречи. По школам, по предприятиям, которые их спонсировали и так далее. И там было видно, что люди пришли для протокола. Короче, мы не понимаем, зачем это надо и вообще, в лучшем случае, о нас будет заметка в газете. Сейчас, когда поняли, что это неотъемлемая часть некой медийной составляющей, спортивной жизни — они научились это превращать в шоу! Кто волонтерами стал, кто сам в больницу пошёл, кто там в школе отметился, кто урок провел — да чего только нет! [речь идет о периоде карантина – прим.]

Это вопрос лишь в понимании качества исполнения — и ничего больше. Если ты не хочешь понимать, ты становишься какой-нибудь спортивной ходьбой. Если понимаешь — ты становишься Вадимом Бабешкиным или любительским футбольным клубом «Амкал». Который с точки зрения медийки привлекает больше к себе внимания, чем иной клуб российской Премьер-лиги.

Селиверстов:

А почему нельзя взять на вооружение данные методы и приёмы профессиональным клубам в менее известных, в менее дотационных видах спорта? Ведь баскетбол, хоккей и футбол как-нибудь справятся сами, правильно? А все остальные почему не могут делать? Ну почему женский футбол не может так делать, а могут только ходить и жаловаться? Почему так не может делать волейбол профессиональный?

Почему так не может делать, в конце концов, регби? Сделайте контент, который будет нравиться людям на постоянной основе.

Вопрос правильный, хороший и своевременный (даже спустя 30 лет), но есть небольшая ремарка по поводу ТВ прав на спортивную ходьбу. Их купить невозможно потому, что их просто нет. Нет прав на этот супер-ивент.

Селиверстов:

Cамое главное, что на марафоны-то есть.

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий