Типы легкоатлетических упражнений: какие существуют

Легкая атлетика включает в себя разнообразные виды упражнений, которые можно разделить на несколько категорий: бег, прыжки, метания и спортивная ходьба. Бег, в свою очередь, разнообразен по дистанциям и стилям, включая спринты на короткие дистанции, средние и длинные забеги, а также марафоны и эстафеты.

Прыжки охватывают такие дисциплины, как прыжки в высоту и длину, тройной прыжок и прыжки с шестом, что требует от спортсменов не только силы, но и техники. Метания включают вправление различных снарядов, таких как диск, копье и ядро, которые требуют высокой точности и силы. Спортивная ходьба отличается техникой выполнения, акцентируя внимание на стойкой ноге и определенном ритме движений.

Виды упражнений в лёгкой атлетике

Легкая атлетика представляет собой спортивную дисциплину, охватывающую естественные физические активности человека. Она включает пять категорий физических упражнений: ходьбу, бег, прыжки, метание и многоборье. Каждая из этих категорий имеет свои подвиды и варианты. Правила проведения соревнований устанавливают дистанции и условия участия для мужчин, женщин и спортсменов разных возрастных категорий.

Ключевые легкоатлетические упражнения входят в программу Олимпийских Игр, а также чемпионатов мира и Европы, национальных турниров и других мероприятий. В нашей стране по этим дисциплинам присваиваются спортивные разряды и звания.

Ходьба является естественным способом перемещения для человека. Спортивная ходьба выделяется на фоне обычной как высокой скоростью, так и уникальной техникой, которая способствует значительной быстроте и экономии усилий. Соревнования по ходьбе проходят как на стадионной дорожке, так и на обычных дорогах на дистанциях 3, 5, 10, 15, 30, 50 км, а также по времени — часовой и двухчасовой ходьбе на стадионе. Основное правило в спортивной ходьбе заключается в том, что спортсмен всегда должен сохранять контакт с дорожкой (опора одной или обеими ногами). Если присутствует момент, когда спортсмен оказывается в воздухе, что фактически означает переход к бегу, он будет дисквалифицирован с соревнований.

Бег является основным, главным видом легкой атлетики. Обычно именно бег становится центральной частью всех соревнований. Кроме того, бег входит составной частью во многие другие легкоатлетические упражнения, такие, как прыжки в длину, высоту, с шестом и тройным, метание копья, гранаты, мяча. Бег подразделяется на гладкий (по дорожке стадиона), с барьерами и другими искусственными препятствиями, эстафетный и естественными препятствиями (кросс).

Легкоатлетические прыжки делятся по назначению на прыжки в высоту и в длину. Они могут выполняться как с разбега, так и с места. На данный момент прыжки с места не входят в программу официальных соревнований, а чаще применяются для тренировочных целей и как способ оценки физической подготовки. Существуют различные техники выполнения прыжков.

Прыжки в длину можно выполнять различными техниками, такими как "согнув ноги", "прогнувшись" или "ножницами". Для высоты существуют методы, такие как "перешагивание 1", "перекат", "волна", "перекидной" и "фосбери-флоп". Некоторые техники прыжков имеют разные варианты. К примеру, прыжок "перекат" можно осуществлять с нырком под планку либо без него, зацепляя планку боком или спиной, приземляясь на толчковую или маховую ногу и так далее. Тройной прыжок включает в себя выполнение трех последовательных этапов: "скачка", "шага" и "прыжка". Прыжок с шестом осуществляется с использованием движущейся опоры – шеста.

Метание — сюда входят упражнения преимущественно скоростно-силового характера, целью которых является перемещение снарядов в пространстве па возможно большее расстояние. Метания классифицируются в зависи­мости от способа их выполнения. С разгона снаряда вращением — диск, молот, вес, мяч с петлей, С разбега броском из-за головы метают копье, гранату, мяч. Толчком со скачка — ядро.

Многоборье включает в себя несколько дисциплин легкой атлетики, таких как троеборье, пятиборье и другие. Обычно в многоборья входят упражнения, требующие силы, скорости, ловкости и выносливости — это бег, прыжки и метания. Это влияет на спортсмена своей разносторонностью, так как занятие многоборьем заставляет его развивать различные физические качества в равной мере. В настоящее время наибольшее распространение получили пятиборье и семиборье для женщин, а также десятиборье, семиборье и пятиборье для мужчин.

История развития.

Найти вид спорта с такой древней и богатой историей, как легкая атлетика, довольно сложно. Бег, прыжки и метания появились одновременно с человеком и были неразрывно связаны с его трудовой деятельностью и повседневной жизнью. Поэтому вполне естественно, что легкоатлетические упражнения стали основой первых игр, развлечений и соревнований у всех народов.

Первая известная нам Олимпиада состоялась в 776 г. до н. э. В ее программе был бег на один стадий (192,27 м). На XIV Олимпиаде был включен двойной бег, или диаулос, а на XV Играх бег на длинную дис­танцию — доликос (24 стадия). В 708 г. до н. э. на XVIII Олимпиаде спорт­смены начали соревноваться в пятиборье (пентатлоне), которое состояло из бега, метания копья, диска, прыжков в длину и борьбы.

Родиной современной легкой атлетики стала Англия. Уже в манускриптах XII в. упоминаются легкоатлетические соревнования лондонцев. В середине XVI в. популярными становятся соревнования учащихся колледжей, а затем и университетов. Важными вехами в развитии легкой атлетики в Англии являются организация в 1866 г. Лондонского атлетического клуба, а в 1880 г. Национальной легкоатлетической ассоциации, объединившей все легкоатлетические организации Англии и ее колоний.

Спустя некоторое время легкая атлетика начала активно развиваться в Соединенных Штатах. Первое на открытом воздухе соревнование по легкой атлетике в США прошло в 1871 году, университетские соревнования стартовали в 1874 году, а чемпионат страны состоялся в 1875 году. В конце 1880-х годов XIX века была основана Национальная ассоциация любителей легкой атлетики США.

Одновременно с прогрессом в Англии и США, легкая атлетика получила распространение и в ряде европейских стран: сначала во Франции, затем в Германии и скандинавских государствах. Таким образом, к концу XIX века легкая атлетика становится популярной в большинстве европейских стран.

В 1912 г. была создана Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ), и с этого же года началась официальная регистрация мировых рекордов.

Первое первенство России по легкой атлетике состоялось в 1908 году. Значительным событием стало участие русской сборной на Олимпийских играх 1912 года в Стокгольме. Благодаря усилиям энтузиастов в 1911 году был образован Всероссийский союз любителей легкой атлетики, увеличилось количество клубов и кружков, а также было введено проведение ежегодных чемпионатов страны, многокилометровых забегов и матчевых встреч между различными городами.

Правила проведения соревнований по бегу, прыжкам и метаниям в учебных заведениях

Для того, чтобы соревнования по легкой атлетике прошли интересно и организовано и на них были созданы максимальные удобства для участ­ников и зрителей, организаторами должна быть проведена определенная подготовительная работа. Она складывается из подготовки мест для про­ведения соревнований, оборудования и инвентаря, формирования судей­ской коллегии.

При составлении программы первенства школы (для старших классов) нужно, чтобы в ней были представлены и бег, и прыжки, и метания. Для юношей это может быть бег на 100 и 1500 м, для девушек — на 60 и 800 м. Из прыжковых видов в программу следует включить наиболее доступные в условиях школы прыжки в длину и высоту. Из метаний — метание гранаты, диска, толкание ядра. Из многоборий — троеборье или пятиборье, (для девушек) и шестиборье или восьмиборье (для юношей). Закончить соревнования можно эстафетным бегом 4×60 м или 4×100 м.

В соответствии с нормативами, площадки для организации соревнований должны соответствовать установленным критериям. Прежде всего, следует уделить внимание состоянию покрытия беговой трассы. На трассе обязательно должны быть отметки не только для границ отдельных дорожек, но и линия общего финиша всех дистанций, линии на последних 5 метрах, а также границы зон для передачи в эстафетных забегах.

В секторах для прыжков и метаний нужно проверить состояние грунта, особенно в местах для отталкивания и приземления (в прыжках), а также состояние поверхности кругов для метаний и правильность разметки секторов для приземления снарядов. Для соревнований по каждому виду программы должно быть подготовлено соответствующее оборудование и инвентарь. Специальные помещения должны быть отведены для судей и секретариата.

Соревнования проводятся специальной судейской коллегией. В ее состав входят: главный судья и его заместители, секретарь, стартеры, судьи на финише и секундометристы, бригады судей по видам, судья при участниках и т. п. Количество судей и судейских бригад определяется в зависимости от масштаба соревнования, его программы, количества участников. На школьных соревнованиях главным судьей бывает преподаватель физкультуры, а членами судейской коллегии — актив учащихся. Ес­тественно, что преподавателю нужно заранее позаботиться о подготовке судейского актива, провести семинар, где рассказать о правилах судей­ства и обязанностях судей.

Роль лёгкой атлетики в формировании физической подготовленности.

Упражнения по лёгкой атлетике играют ключевую роль в всестороннем развитии студентов. Бег, прыжки и броски составляют основные элементы почти каждого занятия по физической культуре. Многие легкоатлетические упражнения имеют естественный характер, что делает их доступными для любого ученика.

К 10 — летнему возрасту частота беговых шагов достигает показателей, свойственных взрослым спортсменам — разрядникам. Однако, если в это время не воздействовать специальными средствами на частоту движений, то данное качество постепенно ухудшается и к 16 годам достигает своего минимума.

Долгосрочная программа подготовки бегунов на короткие дистанции включает целенаправленное влияние, начиная с 8-9 лет, на такие моторные качества, как скорость, гибкость и ловкость. Для развития скорости в этом возрасте рекомендуется использовать разнообразные подвижные и спортивные игры, которые включают элементы прыжков, метаний и бега, а также быстрый бег на отрезках длиной 10-40 метров. В возрасте 12-13 лет методы тренировки скорости остаются в основном теми же, однако добавляется многократное выполнение различных прыжков и прыжковых упражнений, а длина быстро пробегаемых отрезков увеличивается до 60-80 метров.

В возрасте 14-16 лет вместе с совершенствованием быстроты движений, гибкости, ловкости и общей выносливости значительное место отводится упражнениям силового и скоростно-силового характера, выполняемым с небольшими отягощениями (набивные мячи, гантели, мешки с песком и др.).

Предрасположенность школьников к отдельным видам прыжков или метаний обычно проявляется через два-три года с момента начала регулярных занятий легкой атлетикой, т. е. в 13-14 лет. Для подростков, специализирующихся в прыжковых видах, главное в это время — совершенствование техники движений и повышение функциональных возможностей.

В метаниях этап начальной спортивной специализации наступает в 13-14 лет. В этот период в тренировке используются в основном упражнения скоростно-силового характера, а разносторонность достигается за счёт многообразной подготовки. Обычно имитационные упражнения выполняются с облегченными снарядами и набивными мячами.

К 15-16 годам объем специализированной подготовки у молодых метателей увеличивается до 40-50%.

В тех видах легкой атлетики, где достижение спортивного результата связано с проявлением выносливости, регулярную тренировку целесообраз­но начинать уже с 11 — 12 лет. В этом случае главной задачей считается воспитание общей выносливости на базе разносторонней физической под­готовленности.

Гибкость — качество, которое необходимо легкоатлетам различных специализаций, по особенно прыгунам и барьеристам. В легкой атлетике от подвижности в суставах зависит возможность выполнять движения с более широкой амплитудой, успешно осваивать технику бега, прыжков и метаний. Для развития специальной гибкости применительно к тем или иным легкоатлетическим упражнениям требуется специальная подготовка. Для барьериста, например, необходима большая подвижность в тазобедренных суставах, для копьеметателей — в плечевом суставе и т. д. и Ловкость определяется умением спортсмена координировать свои движе­ния, решать те или иные двигательные задачи. Бег (особенно барьерный), прыжки и метания хорошо развивают ловкость, однако в тренировке лег­коатлета нужно применять и особые средства, направленные на развитие этого качества, — акробатические упражнения, упражнения на гимнасти­ческих снарядах, разнообразные прыжки.

"Легкая атлетика"

Современные достижения и уровень культуры, с одной стороны, способствуют улучшению жизни людей, а с другой — отдаляют их от мира природы. Уровень физической активности снизился, что в сочетании с неблагоприятной экологической обстановкой причиняет значительный урон человеческому организму. Увеличивается количество заболеваний, ослабевает иммунная система, и многие болезни, ранее характерные для пожилых людей, стали более распространенными среди молодежи, что, в свою очередь, сокращает продолжительность жизни. Уменьшение физической активности является одним из множества негативных факторов, мешающих полноценному жизненному процессу человека.

В наши дни лёгкая атлетика может стать тем самым «спасательным кругом».

Легкая атлетика — наиболее массовый вид спорта, способству­ющий всестороннему физическому развитию человека, так как объединяет распространенные и жизненно важные движения (ходь­ба, бег, прыжки, метания). Систематические занятия легкоатлети­ческими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни.

Легкая атлетика играет ключевую роль в системе физического воспитания благодаря своему многообразию, доступности, возможности регулирования нагрузки и практическому значению. Различные виды бега, прыжков и метаний являются неотъемлемой частью каждого урока физкультуры в образовательных учреждениях всех уровней и также активно используются в тренировках множества других спортивных дисциплин.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА

Классифицировать легкоатлетические виды спорта можно по различным параметрам: группы видов легкой атлетики, половой и возрастной признаки, места проведения. Основу составляют пять видов легкой атлетики: ходьба, бег, прыжки, метания и многобо­рья. Классификация по половому и возрастному признакам: муж­ские, женские виды; для юношей и девушек различных возрастов. В последней спортивной классификации по легкой атлетике у жен­щин насчитывается 50 видов спорта, проводимых на стадионах, шоссе и пересеченной местности, и 14 видов спорта, проводимых в помещении, у мужчин — 56 и 15 видов спорта, соответственно.

Следующая классификация видов спорта приводится по мес­там проведения тренировок и соревнований: стадионы, шоссей­ные и проселочные дороги, пересеченная местность, спортивные манежи и залы.

Легкоатлетические дисциплины классифицируются на циклические, ациклические и смешанные, а В зависимости от доминирования определенного физического качества: скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростная выносливость и специальная выносливость.

Виды легкой атлетики делят на классические (К) (олим­пийские) и неклассические (все остальные). На сегодняшний день в программу Олимпийских игр у мужчин входит 24 вида легкой атлетики, у женщин — 22 вида легкой атлетики, которые разыг­рывают самое большое количество олимпийских медалей.

2. ВИДЫ И ХАРАКТЕР СОРЕВНОВАНИЙ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

Соревнования по легкой атлетике могут проводиться как на улице (на стадионах, шоссе или в лесных зонах), так и в закрытых помещениях (в спортивных манежах и залах). На открытых стадионах обычно включаются все дисциплины легкой атлетики. На шоссе, как правило, организуют мероприятия на длинные, сверхдлинные и ультрадлинные дистанции, включающие ходьбу, начиная с 10 км, и бег на 10 км и более. В лесных массивах проходят кроссовые состязания или бег по сложным маршрутам. В закрытых помещениях устраиваются соревнования по тем дисциплинам легкой атлетики, которые можно проводить только в условиях закрытых пространств.

Соревнования классифицируются по своему типу на личные, командные и лично-командные. В личных соревнованиях выявляются победители и призеры в индивидуальном первенстве, а также определяются места остальных участников. Командные соревнования выявляют только победителей среди команд, не фиксируя личные достижения, и определяют места других команд. Лично-командные соревнования объединяют обе категории, устанавливая как личные, так и командные результаты.

По значению соревнования могут быть кубковые, первен­ства, чемпионаты. Кубковые соревнования определяют победителя и награждают его переходящим кубком, проводятся ежегодно или через год. Первенства проводятся ежегодно для определения пер­вого места и последующих мест. Чемпионаты определяют не только победителя, но и присуждают звание чемпиона, проводятся еже­годно или через год. Чемпионом в каком-либо виде спорта можно стать только на чемпионате соответствующих соревнований.

Когда речь идет о уровне соревнований, их можно условно разделить на четыре категории: высшая, первая, вторая и третья.

Высший уровень — соревнования мирового и континентального масштаба, это — Олимпийские игры, чемпионаты и Кубки мира и континента, первенства континентов.

Первый уровень — соревнования государственного масштаба — соревнования, проводимые Федерацией легкой атлетики страны, Чемпионаты и финалы Кубков республик, входящих в состав РФ, городов Москвы и С.-Петербурга, ведомств республиканского мас­штаба, международные матчевые встречи.

Второй уровень — соревнования, проводимые федерациями республик, входящих в РФ, краев, областей, их центров, городов Москвы и С.-Петербурга и их ведомствами.

Третий уровень включает в себя состязания, организуемые федерациями городов, районами, советами спортивных обществ и коллективами физкультуры.

Соревнования бывают следующих видов:

— основные — соревнования по видам легкой атлетики, где про­исходит распределение мест;

— квалификационные — соревнования по различным видам легкой атлетики организуются для отбора участников на главные соревнования;

— классификационные — такие соревнования обычно проводятся в завершение сезона для оценки уровня мастерства спортсменов;

— разрядные — соревнования спортсменов определенных разрядов, где младшие разряды могут участвовать, а высшие разряды не участвуют;

— с «выравниванием» — задача состязаний заключается в уравновешивании возможностей спортсменов или команд, предоставляя преимущество менее сильным участникам (в зависимости от возраста, разрядов и т.д.). Обычно такие мероприятия проходят в средних учебных заведениях с целью повышения интереса к спорту и формирования здорового спортивного духа;

— отборочные (контрольные) — соревнования проводятся с целью отбора спортсменов в состав сборной команды или для контроля за уровнем их подготовленности;

— заочные — соревнования проводятся одновременно в разных городах, после чего определяются места по количеству набран­ных очков;

— открытые — соревнования проводятся для всех желающих, не­обходим только допуск от врача;

— специальные или тематические — мероприятия организуются для одного вида или группы схожих дисциплин легкоатлетики («Праздник бегуна», «День прыжков», «Марафонский день» и тому подобное);

— матчевые встречи — соревнования проводятся между команда­ми для определения сильнейшей.

Все соревнования независимо от характера и вида должны быть включены в календарь соревнований. Соревнования, не включенные в календарь соревнований соответствующих органи­заций, не могут проводиться и финансироваться. Принцип со­ставления календаря соревнований — сверху вниз, то есть должна соблюдаться субординация, сначала вышестоящая организация со­ставляет свой календарь, затем нижестоящая, и так далее до ни­зового коллектива. Время проведения соревнований нижестоящих организаций не должно совпадать со временем проведения выше­стоящих соревнований. Соревнованиям вышестоящих организаций должны предшествовать соревнования нижестоящих с целью со­ставления сборных команд (например, первенству России должны предшествовать зональные, региональные соревнования, в свою очередь этим соревнованиям — первенства областей, далее — го­родов, коллективов).

Все мероприятия проходят в соответствии с регламентом, разработанным и одобренным соответствующей организацией.

 

Регламент — это основной документ соревнований, который служит руководством для судейской комиссии в процессе их проведения. Внести изменения, дополнения или иборьбы в регламент может исключительно главная судейская комиссия совместно с представителем организации, организующей соревнования, а также с представителями команд.

Организации, проводящие соревнования по легкой атлетике, обязаны выслать положение участвующим командам (организа­циям) в сроки, обеспечивающие необходимую подготовку к дан­ному соревнованию. Положение включает следующие пункты:

— дата и локация проведения соревнований;

— участвующие организации и участники соревнований;

— программа (желательно по дням и часам);

— состав команды и количество видов для выступления одного участника;

— правила и критерии оценки индивидуальных и командных соревнований (методика начисления баллов и оценки);

— условия приема организаций и участников;

— сроки и условия представления заявок.

Документ не должен идти вразрез с действующими нормами соревнований и не должен иметь неоднозначных формулировок.

При планировании расписания соревнований по дням и часам следует принимать во внимание:

— количество видов, проводимых на данном соревновании;

— число дней, отведенных для проведения соревнований, время суток, когда они проходят, а также наличие искусственного освещения;

— предполагаемое количество участников в отдельных видах про­граммы;

— количество секторов для прыжков и метаний, наличие до­полнительных секторов, возможности проведения в одно время прыжков и метаний;

— возможность совмещения участниками соревнований родствен­ных видов программы (например, 100 м и 200 м; 100 м и прыжки в длину; метание диска и толкание ядра и т.д.);

— организация различных этапов соревнований, таких как забеги, четвертьфинальные раунды, полуфиналы и финал, которые проходят в несколько кругов.

Самый простой способ распределения программы по дням, например, ранжирование беговых видов по возрастанию: нечетные виды проводятся в первый день, четные — во второй; если соревнования проводятся в три дня, то: I вид — первый день, II вид — второй день, III вид — третий день, IV вид — первый день и т. д.

В правилах соревнований даются нормы времени для про­ведения забегов, прыжков и метаний по разрядам. Для самостоя­тельного распределения необходимо учитывать время одного за­бега и время работы судейской бригады.

Документ должен ясно определить правила подсчета для установления командного первенства — число дисциплин, учитываемых в зачете, и количество результатов участников в каждой дисциплине; систему оценки достижений — местная и очковая. Местная система — это сумма личных мест в каждом зачете для каждого участника или сумма очков за занятые места в индивидуальных дисциплинах. Очковая система — это присвоение очков согласно специальной таблице.

Отменять или переносить соревнования вправе лишь организация, которая их организует. Главный судья может отменить или отложить старт соревнований в отдельных дисциплинах, если:

— непригодно или неподготовлено место для соревнований;

— оборудование и инвентарь отсутствуют или не соответствуют требованиям для проведения соревнований;

— неблагоприятные метеорологические условия;

— отсутствует медицинский персонал;

— на старт вышел один участник или одна эстафетная команда (исключение составляют лично-командные и командные сорев­нования, которые проводятся и при одном участнике, одной ко­манде).

В случае появления спорных ситуаций в процессе проведения соревнований участники или их представители имеют право обратиться к судье с заявками или протестами. Сначала необходимо подать устное заявление сразу же после официального оглашения результатов. Если вопрос остается неразрешенным, тогда следует представить письменный протест не позднее 30 минут после официального объявления итогов в данной дисциплине.

Организация, проводящая соревнование, должна полностью обеспечить судейскую коллегию необходимым инвентарем, обо­рудованием, протоколами, бланками, канцпринадлежностями, но­мерами участников и др. материалами. Контроль за спортивной базой и ее соответствие правилам соревнований ведут организа­ция, проводящая соревнование, дирекция спортивной базы и глав­ная судейская коллегия.

При проведении лично-командных и командных соревнований каждая команда должна иметь своего представителя. Он несет ответственность за всех участников команды, за своевременную подачу технических заявок и перезаявок; участвует в проведении совещаний; имеет право подавать протесты на спорные вопросы и участвовать в проведении жеребьевки. Представитель команды не имеет права находиться на местах проведения соревнований, непосредственно вмешиваться в ход соревнований и решения су­дейской коллегии.

3. БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

В легкой атлетике выделяют несколько видов бега: спринт, бег на средние и длинные дистанции, сверхдлинный бег, марафон, эстафетный бег, барьерный бег и бег с препятствиями.

Обучение технике беговых видов лучше всего начинать с техники бега на средние и длинные дистанции, т. к. скорость в этих видах относительно невысокая, в то же время здесь сохраняется общая визуальная техника бега, присущая всем его разновидностям.

Способы бега определяются рядом факторов. К главным из них можно отнести: личные характеристики бегуна, степень его физической подготовки, длину пробегаемой дистанции, тип покрытия, по которому осуществляется бег, а также рельеф местности и метеорологические условия.

К бегу на средние дистанции относят бег на 800 и 1500 м, на длинные дистанции — от 3000 м до 10000 м, проводимые на стадионе или на кроссовых дистанциях.

Условно бег можно разделить на старт и стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование. Основы техники бега на протяжении веков существенно не менялись.

Во время бега активную работу выполняют только верхние и нижние конечности (руки и ноги), при этом колебания головы и туловища должны быть минимальными. Скорость движения рук и ног будет зависеть от интенсивности бега. Основной задачей бегуна является выполнение цикла за минимальный срок.

Процесс освоения техники заключается в последовательном изучении различных компонентов, которые вместе формируют комплекс движений, обеспечивающих выполнение циклических задач с высокой степенью точности на постоянной основе.

Основным физическим качеством, которое помогает в изучении и освоении элементов, является координация движений. Чем выше развит уровень координационных способностей, тем точнее выполняемые движения. Развитие координации является важным условием достижения результата в скоростно-силовых дисциплинах, таких как спринт и бег с барьерами или препятствиями.

При беге руки согнуты в локтевых суставах под углом приблизительно 90 градусов, что позволяет выполнять движения более комфортно. Кисти рук сжаты в “слабый” кулак, при этом большой палец как бы приобнимает указательный или пальцы распрямлены.

Ключевым аспектом при беге является длительность контакта стопы с землей. Существует принцип, согласно которому чем быстрее нога отрывается от поверхности, тем выше темп бега. То есть время соприкосновения стопы с землей должно максимально уменьшаться.

При беге силы, которые применяются, должны способствовать движению вперед, а не вверх. Упор вверх требует дополнительных усилий и увеличивает время контакта ноги с поверхностью, что в итоге снижает скорость.

Прыжок – это способ преодоления расстояния с помощью акцентированной фазы полета. В легкой атлетике имеется четыре вида прыжков: прыжок в длину, в высоту, тройной и с шестом. Раньше только мужчины соревно­вались во всех четырех видах прыжков. В 80-х гг. XX в. женщины также стали соревноваться в четырех видах прыжков, до этого они выступали только в двух видах: в прыжках в длину и в высоту.

Прыжок как единое движение можно разбить на составляющие элементы:

— разбег и подготовка к отталкиванию — от начала движения до момента постановки толчковой ноги на место отталкивания;

— отталкивание — с момента постановки толчковой ноги до мо­мента отрыва ее от места отталкивания;

— полет — с момента отрыва толчковой ноги от места отталкива­ния до соприкосновения с местом приземления;

— приземление — это период от момента касания поверхности до полного прекращения движения тела.

Характеризуя величину мышечных усилий в момент перевода части горизонтальной скорости в вертикальную, необходимо сказать не о чистой величине усилий, а об импульсе силы, т. е. величины усилий в единицу времени. Чем больше величина мышечных усилий и меньше время их проявления, тем выше импульс силы, который характеризует взрывную силу мышц. Таким образом, чтобы повысить результат в прыжках, необходимо развивать не просто силу мышц ног, а взрывную силу, характеризующуюся импульсом силы.

Метание – это упражнение в толкании или бросании специальных снарядов на дальность (форма, размер и вес снаряда строго регламентированы международными правилами соревнований).

В зависимости от техники исполнения, легкоатлетические метания классифицируются на три основные группы: 1) броски из-за головы через плечо (копье, граната); 2) броски с вращением (диск, молот); 3) толкание (ядро).

Кроме того, метания можно разделить на две категории: метание и толкание снарядов, которые не имеют аэродинамических характеристик, и метание снарядов, обладающих аэродинамическими свойствами.

Метание копья (гранаты, малого мяча) – смешанный вид (циклический и ациклический), требующий от занимающегося проявления скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости и координации. Метание выполняется с прямого разбега, преимущественно на стадионе. Копье обладает аэродинамическими свойствами.

Метание диска и молота относится к ациклическим видам спорта, которые требуют от спортсмена проявления силы, скоростно-силовых качеств, а также гибкости и координации. Данные метания осуществляются из ограниченного пространства круга, в основном на стадионах. Диск также имеет специализированные аэродинамические характеристики.

Толкание ядра – ациклический вид, требующий от занимающегося проявления силовых и скоростно-силовых качеств, а также координации. Выполняется толкание из круга (с ограниченного пространства).

Основной целью спортивных метаний является дальность полета снаряда, однако падение снаряда должно быть в зоне, которая установлена правилами соревнований.

Легкоатлетические метания по структуре являются одноактны­ми или ациклическими упражнениями. Метания различны только по внешней картине движений метателя, основы же техники всех метаний состоят из следующих факторов:

— исходная скорость запуска снаряда, то есть скорость, которую имеет снаряд в момент его отделения от руки бросающего;

— угол вылета — это угол, образованный вектором начальной скорости снаряда и линией горизонта;

— высота выпуска снаряда — это расстояние по вертикали от точки отрыва снаряда от руки до поверхности сектора;

— сопротивление воздуха;

— угол рельефа — это угол, образованный линией, которая соединяет точку, где был выпущен снаряд, с местом его падения и горизонтом.

4. ИЗ ИСТОРИИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

Легкая атлетика, безусловно, считается самым древним видом спорта в истории человеческой цивилизации. Скоростное бегство и точные броски копья определяли существование раннего человека. Официально возникновение легкой атлетики как спортивной дисциплины относится к 776 году до нашей эры, когда прошли первые Олимпийские игры. В то время в их программу входила единственная дисциплина – «стадиодром», что означало бег на «стадий» (древняя единица измерения длины, равная расстоянию, которое человек может пройти за две минуты).

Современная лёгкая атлетика начала свой путь с отдельных попыток в разных странах проводить соревнования в беге, прыжках и метаниях. Считается, что начало истории современной лёгкой атлетики положили соревнования в беге на дистанцию около 2 км учащиеся колледжа в г. Регби (Великобритания) в 1837 г., после чего такие соревнования стали проводиться в других учебных заведениях Великобритании.

Позднее в программу соревнований стали включать бег на короткие дистанции, бег с препятствиями, метание тяжести, а в 1851 г. — прыжки в длину и высоту с разбега. В 1864 г. между университетами Оксфорда и Кембриджа были проведены первые соревнования, ставшие в дальнейшем ежегодными, положившие начало традиционным двусторонним матчам.

В 1865 году был основан Лондонский атлетический клуб, популяризировавший лёгкую атлетику, проводивший соревнования и наблюдавший за соблюдением статуса о любительстве. Высший орган легкоатлетического спорта — любительская атлетическая ассоциация, объединившая все легкоатлетические организации Британской империи. Организована в 1880 г.

Лёгкая атлетика в США начала развиваться несколько позже, чем в Великобритании: атлетический клуб в Нью-Йорке был основан в 1868 году, а студенческий спортивный союз возник в 1875 году. Эта форма спорта быстро приобрела популярность в университетах, что обеспечивало доминирование американских легкоатлетов на мировом уровне вплоть до 1952 года. В период с 1880 по 1890 годы в ряде стран мира были созданы любительские ассоциации по лёгкой атлетике, которые объединили клубы и лиги, получив статус высших инстанций в этой области.

Широкое развитие современной лёгкой атлетики связано с возрождением Олимпийских игр (1896 г.), в которых, отдавая дань древнегреческим Олимпиадам, ей отвели важнейшее место. И сегодня Олимпийские игры — мощный стимул для развития лёгкой атлетики во всем мире.

Легкая атлетика объединяет виды спорта, основанные на естественных движениях: ходьбу, бег, прыжки, метание. Разнообразие упражнений дает широкие возможности для тренировочного процесса.

Можно выбрать нагрузку разной степени сложности. Учащийся, домохозяйка или спортсмен-олимпиец – каждый занимается в соответствии со своими возможностями и задачами.

Упражнения по легкой атлетике, с одной стороны, содействуют физическому развитию, а с другой – позволяют оценить степень физической подготовки человека.

Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.

В России и других государствах легкая атлетика является элементом государственной системы физического развития.

Легкоатлетические упражнения входят в программы физического воспитания школьников, учащихся всех типов учебных заведений, в планы тренировочной работы во всех видах спорта, в занятия физической культурой трудящихся старших возрастов.

Легкоатлетические секции занимают ведущее место в деятельности коллективов физкультуры, спортивных клубов, добровольных спортивных обществ.

1. Кузнецов В., Теннов В. Олимпийские кольца «королевы спорта». Москва, Советская Россия», 1979 г.

2. Легкая атлетика, под редакцией Д. П. Маркова и Н. Г. Озолина, Москва, 1999 г.

3. Малков Е.А. Подружись с «королевой спорта». Москва, «Просвещение», 1987 г.

4. Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Юный легкоатлет. М: «Физкультура и спорт», 1984 г.

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий