Маршруты могут быть различными в зависимости от цели путешествия и предпочтений путешественников. Они могут включать городские экскурсии, природные тропы, культурные и исторические маршруты, а также спортивные и гастрономические направления. Каждый маршрут может предлагать уникальные впечатления, позволяя погрузиться в атмосферу региона и узнать его особенности.
Кроме того, маршруты могут варьироваться по сложности и продолжительности, от коротких прогулок по городам до многодневных походов в отдаленные уголки природы. Многие маршруты также адаптированы под различные виды транспорта, будь то пеший, велосипедный, автомобильный или общественный, что делает их доступными для широкой аудитории.
Ищете дешёвые авиабилеты?
Авиакомпании ежемесячно делают скидки на свои авиабилеты. Размеры скидок могут доходить до 50%. Будьте первыми среди тех кто узнает, о начале распродажи авиабилетов. Начните экономить на авиабилетах!
Сэкономьте до 50%. Подпишитесь на распродажи авиабилетов
Вы успешно подписались на распродажи авиабилетов!
Но чтобы мы могли вам отсылать письма со скидками, вам нужно активировать ваш почтовый ящик.
Письмо с инструкцией по активации мы выслали на указанный вами электронный адрес.
Пожалуйста подождите!
Идет добавление вашего электронного адреса в нашу базу
Ошибка! Электронный адрес указан неверно!
Главная ⇢ Полезные советы путешественникам ⇢ Классификация туристских маршрутов
Классификация туристских маршрутов
Каждому начинающему туристу, приобщаясь к туристическому делу, следует разобраться в понятии туристического маршрута и его основных видах. Это поможет распознать подходящие варианты и остановить свой выбор на оптимальном пути следования.
Таким новичкам, как я, туристический маршрут представляется понятием определенным и мало разнообразным. Но такое представление неверное. Туристические маршруты различаются по характеру пути, навыкам, которые необходимы в путешествии, нагрузке и расстоянию.

Классификация туристических маршрутов позволит выбрать оптимальный вариант
Согласно нормативным актам маршруты для туристических путешествий разделяют по его назначению и характеру на:
- маршруты выходного дня – такие, которым характерны небольшие расстояния ( до 25 км). Они несложные и, как я считаю, являются лучшим вариантом для туристов – новичков. Такие походы насыщенны экскурсиями и дают общее представление, что такое туристический маршрут, его достоинства и “подводные камни”. Я предпочитаю отправляться именно в такие походы, потому что в них можно с легкостью научиться ориентироваться на местности и освоить базовые навыки туриста;
- производный маршрут – в нем предусмотрено использование разнообразных активных способов передвижения. Доля их задействования должна составлять не меньше 25 % от общей продолжительности маршрута;
- тематический – посвященный отдельной теме и сопровождающейся насыщенной экскурсионной программой;
- самодеятельный – их разрабатывают и воплощают в жизнь сами туристы. Считаю такую разновидность наиболее опасной для новичков. В таких походах туристы сами обеспечивают свою безопасность, хозяйственные аспекты и решают вопросы нагрузки. Часто к таким вариантам прибегают туристические клубы. Неопытным туристам следует обратить внимание на этот вид маршрута только в том случае, если в группе будет опытный туристический костяк, на который можно положиться во всех вопросах;
- экскурсионный – рассчитанный на время больше суток и предполагает познавательные мероприятия;
- прогулочные – походы в пределах 24 часов.

Самостоятельная разработка маршрута должна основываться на опыте и знаниях
В зависимости от конечно варианта пункта назначения маршруты можно классифицировать на:
- замкнутые – туристы доходят до места назначения и возвращаются в изначальное место старта. Если используется транспорт, то только одного вида;
- кольцевой – путь начинается и заканчивается в одном месте, но весь период следования можно разбить на несколько вариантов стоянок;
- линейные – имеет разные пункты отправки и назначения;
- радиальные – такой вид маршрута, при котором туристы располагаются на турбазе или гостинице и ежедневно отправляются на туристические прогулки – экскурсии. Потом возвращаются снова на базу;
- комбинированные – соединяют в себе несколько видов одновременно.

Комбинированные маршруты лучше остальных дают возможность получить нужные разноплановые навыки
По виду транспорта, который задействования в путешествии, маршруты подразделяют на морские, речные пешеходные, теплоходные и прочие.
Планируя поход, в программе следования обязательно указывается вид маршрута. Ознакомившись с основными его видами, можно понять, чего ждать туристу в пути.
Понравилась статья? Поддержи АвиаСовет.ру, нажми:
Категории сложности туристических маршрутов

Даже тот, кто только начал заниматься туризмом, слышал про категории сложности маршрутов. В этой статье мы разберёмся, чем отличается «единичка» от «тройки» и «шестёрки», кто и как решает, какой оценки достоин тот или иной поход, какие проблемы имеются у системы категорирования и как её нужно использовать при планировании похода.

Свешников Антон
Сертифицированный каяк- и рафтгид, инструктор Международной федерации рафтинга (IRF), создатель компании Ticket 2 Ride, автор курса по безопасности на бурной воде WW Safety School и книги «Безопасность на бурной воде». Редактор блога компании Сплав.

Сухопяткин Александр
Основатель туристического клуба «Шуриктревел», инструктор-проводник спортивного туризма, член Русского географического общества.
Что вы узнаете
Зачем нужна система категорирования маршрутов
Со времен Советского Союза в России существует система категорирования туристических маршрутов в зависимости от их сложности. Изначально её придумали для спортсменов, чтобы они могли соревноваться между собой. Однако категории сложности (КС) используют как самодеятельные туристы, так и компании, организующие коммерческие походы.
Всего категорий шесть. Первая самая простая, шестая — самая сложная. Походы проще «единички» называются некатегорийными.

Вид с перевала Авачинский. Фото Антона Свешникова
Зачем же нужна система категорирования?
- Чтобы при подготовке к маршруту знать, к чему готовиться, и правильно оценить свои силы. Если группа в прошлом сезоне прошла маршрут третьей категории сложности, и это был по-настоящему тяжёлый поход, то не стоит в этом сезоне собираться на маршрут четвёртой категории.
- Чтобы иметь возможность оценить предыдущий опыт участника. Если группа собралась на «пятёрочный» маршрут, то брать туда человека с опытом первой категории определённо не стоит.
- Чтобы хвастаться друг перед другом своими выдающимися достижениями в туризме.
- Для проведения соревнований по спортивному туризму, когда группы предоставляют в маршрутно-квалификационную комиссию отчёты о пройденных походах, чтобы определить, кто же прошел самый сложный и интересный маршрут.
Как определяются категории сложности в туризме
Категории маршрутов определяются по-разному для разных видов туризма. Обычно оценивается километраж, продолжительность, сложность определяющих препятствий. Иногда добавляются поправочные коэффициенты. Не стоит путать сложность всего маршрута целиком (то есть пути из точки А в точку Б с преодолением определённых препятствий) и сложность этих самых препятствий.
Расскажем про наиболее популярные виды туризма: пеший, горный и водный.
Пешеходный туризм
Пешеходная классификация самая запутанная. Открыв методику категорирования пеших маршрутов, можно увидеть много разнообразных таблиц и формул. Она учитывает километраж, продолжительность, локальные и протяжённые препятствия, набор и сброс высоты за поход, автономность маршрута, труднопроходимость и географический показатель региона.

Некатегорийная переправа через ручей. Фото Антона Свешникова
Базовые показатели протяжённости и продолжительности пеших маршрутов разных категорий представлены в таблице.
1 КС
2 КС
3 КС
4 КС
5 КС
6 КС
Протяженность, км
Продолжительность, дни
Локальные препятствия — это те, которые можно показать на карте: перевалы, броды, каньоны, вершины. Они ранжируются от простого сложному и обозначаются буквой и цифрой: 1А, 1Б, 2А, 2Б, 3А, 3Б. Географический показатель — это, грубо говоря, отдалённость. Европейская часть России имеет коэффициент 1, Алтай — 8, а Новая Земля — 30.
Труднопроходимость — интегральная оценка сложности рельефа, характерного для данного региона. Например, передвигаться вне тропы по Крыму или Центральной России значительно легче, чем по плато Путорана или хребту Черского в Якутии.

Переправа категории сложности 1Б. Фото из архива Шуриктрэвел
Желающие разобраться в дебрях классификации пешеходных туристических маршрутов должны обратиться к этому нормативному документу Федерации спортивного туризма России. Желаем удачи.

6 400 ₽

29 900 ₽

21 900 — 26 900 ₽

4 400 ₽
Найти магазин
Этот товар можно купить только в розничных магазинах

14 500 ₽
Найти магазин
Этот товар можно купить только в розничных магазинах
Туристическое снаряжение
Горный туризм
Здесь всё просто. На категорирование маршрута влияет километраж, сложность пройденных перевалов и продолжительность похода.

Спуск с перевала 2Б. Фото из архива Шуриктрэвел
Сложность перевалов определяется крутизной склонов, покрытием (травянистое, скальное, снежное, ледовое), набором необходимого для безопасного преодоления снаряжения, временем, затраченным на прохождение, и количеством точек страховки. Более подробно узнать о категорировании перевалов можно здесь. Все характеристики, кроме крутизны и покрытия склонов, являются субъективными. Одной группе на прохождение перевала потребуется три часа, две точки страховки и минимальный набор снаряжения, а другой — целый день, 20 точек страховки и полный комплект альпинистского оборудования.
1 КС
2 КС
3 КС
4 КС
5 КС
6 КС
Протяжённость маршрута, км
Количество категорированных препятствий (перевалов), не менее
В том числе категорий трудности, не менее
1А, 2 шт.
1А, 1 шт. + 1Б, 2 шт.
1Б, 1 шт. + 2А, 2 шт.
2А, 1 шт. + 2Б, 2 шт.
2Б, 1 шт. + 3А, 2 шт.
3А, 1 шт. + 3Б, 2 шт.
Ориентировочная продолжительность активной части маршрута, дни
Например, для похода первой категории достаточно пройти только два перевала 1А. Если их будет 5 или 100, в пути вам встретится множество сложных и опасных бродов, где надо навесить верёвочную переправу, долин, где надо продираться сквозь кусты, то поход так и останется «единичкой».

Спуск с перевала 1Б. Фото из архива Шуриктрэвел
Если пройти один перевал 1Б в походе первой категории, то этот поход будет называться «поход первой категории с элементами второй». А два перевала 1Б и один 1А уже сделают этот поход «двойкой».
Не стоит путать горный туризм с альпинизмом. У альпинистов действует своя система классификации вершин по сложности.

Подъем на перевал 1Б. Фото из архива Шуриктрэвел

15 500 ₽

11 900 ₽

14 900 ₽

19 900 ₽
Найти магазин
Этот товар можно купить только в розничных магазинах

9 500 ₽
Найти магазин
Этот товар можно купить только в розничных магазинах

14 900 ₽
Найти магазин
Этот товар можно купить только в розничных магазинах
Мужская одежда
Женская одежда
Водный туризм
В настоящее время в нашей стране параллельно используются две системы категорирования: российская и международная.
Российская система категорирования в водном туризме очень похожа на таковую в горном. Для оценки сложности реки (или маршрута, включающего несколько рек) применяется следующая таблица соответствия количества ключевых препятствий — порогов, километража и продолжительности. Отдельные пороги делятся на шесть категорий трудности, высшие из которых также имеют подкатегории A, B, С.
1 КС
2 КС
3 КС
4 КС
5 КС
6 КС
Нормативная (минимальная) протяжённость активной части маршрута (км)
Нормативная (минимальная) продолжительность активной части маршрута (дней)
Категория трудности и минимальное количество определяющих препятствий
1 категория трудности
2 категория трудности
3 категория трудности
4 категория трудности
5 категория трудности
6 категория трудности
То есть маршрут 4 категории сложности имеет протяжённость минимум 100 километров, продолжительность 10 и более дней и три порога 4КС.

Участок второй категории сложности. Фото Антона Свешникова
Сложность порогов оценивается на глаз по весьма расплывчатым описаниям. И если отличить «двойку» от «пятёрки» не составит труда, то оценка порога на «пятёрку» или «шестёрку» всегда остаётся на совести оценивающего.

Порог пятой категории сложности. Фото Антона Свешникова
Международная система классификации делит сплавные участки на классы в зависимости от сложности.
Класс сложности
Характеристика
Класс I
Несложные. Имеется течение, единственным препятствием могут стать мели с отдельными камнями
Класс II
Умеренно сложные. Линия движения очевидна с воды, однако присутствуют простые препятствия: небольшие сливы и бочки. В некоторых местах скорость течения может заметно возрастать
Класс III
Сложные. Линия движения, которой надо придерживаться, также очевидна с воды. Высокие хаотичные валы, бочки, воронки и поганки. Много камней в русле
Класс IV
Очень сложные. Линия движения может быть неочевидна с воды и требует просмотра препятствий с берега. Волны и бочки больше и мощнее, за бочками могут следовать длинные обратки. Необходимо постоянное маневрирование
Класс V
Чрезвычайно сложные. Линия движения не видна с воды и требует обязательного просмотра с берега. Огромные водные структуры, возможны сифоны и карманы. Узкие проходы, а Высокие сливы со сложным заходом или выходом
Класс VI
Верхний предел человеческих возможностей. Участки либо непройденные, либо пройденные единичное количество раз лучшими спортсменами. Возможность прохождения сильно зависит от уровня воды. Сплав представляет смертельную опасность.
Обнос Х
Сплав невозможен. Обнос.

Международная классификация сложности препятствий на реке
Класс трудности характеризует только сложность препятствий реки. Километраж и продолжительность сплава роли не играют.
Обозначение класса сложности типа III–IV (V, X) следует понимать так: в зависимости от уровня воды описанная секция реки имеет III или IV класс. В скобках указывается сложность единичного препятствия, сильно выделяющегося на общем фоне реки. В данном случае на участке присутствует один порог, относящийся к V классу сложности, а также один обнос.
Международная классификация ориентирована в основном на каяки, тогда как советская — на катамараны. Поэтому даже отдельно взятый порог будет иметь разные оценки. Так, например, для квалифицированного каякера отвесный трёхметровый слив не представляет существенной трудности, а для экипажа катамарана является серьёзным препятствием просто в силу конструкции судна.

Связка порогов IV класса по международной шкале, но шестой категории сложности по российской классификации. Фото Ивана Козлачкова
В России, чтобы избежать опасной путаницы, прижилась традиция использовать римские цифры и слово «класс», когда речь идет об оценке по международной шкале, и арабские цифры и слово «категория», когда речь идет о российской шкале. Каякеры и пакрафтеры в своих описаниях используют международную систему, водные туристы — российскую. Федерация спортивного туризма России признаёт только отечественную классификацию.

16 500 ₽

11 950 ₽

1 600 ₽
Найти магазин
Этот товар можно купить только в розничных магазинах

11 600 ₽
Найти магазин
Этот товар можно купить только в розничных магазинах

5 020 ₽
Найти магазин
Этот товар можно купить только в розничных магазинах

3 650 ₽
Подписаться
Товара нет в наличии, подпишитесь, чтобы узнать о поступлении
Водное снаряжение для туризма
Как узнать категорию сложности туристического маршрута
Очевидно, что узнать категорию сложности маршрута нужно до того, как окажешься на его старте. Где же искать заветную цифру?
Если нужна только категория сложности, то стоит обратиться к Перечню классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий. Актуально для походов по России и соседним странам.
Знать одну только категорию сложности предстоящего маршрута недостаточно. Для более детальной подготовки нужно обратиться к отчётам и путеводителям.

Фото из архива Шуриктревел
В наследство от советской эпохи туризма нам досталась уникальная традиция составления отчётов по итогам путешествий. Невероятная популярность этого вида активности в Советском Союзе и после в России привели к тому, что все маршруты на территории страны и ближнего зарубежья были пройдены и описаны.
В настоящее время традиция по-прежнему жива, и количество описаний маршрутов в открытом доступе постоянно пополняется. Абсолютное большинство отчётов, составленных за последние 20 лет, можно найти в интернете. Федерация спортивного туризма России ведёт работу по оцифровыванию более старых описаний. Если найти в сети нужный документ не получилось, то можно воспользоваться старым проверенным способом: прийти в библиотеку местной маршрутно-квалификационной комиссии, найти отчёт там и заодно получить консультацию от аксакалов спортивного туризма, которые нередко владеют актуальной информацией о состоянии маршрутов.
Хороший отчёт укажет не только цифру категории сложности, но и предоставит множество полезной для подготовки информации.

Порог Туданский на реке Чулышман. Республика Алтай. Фото Антона Свешникова
Существуют специальные издания — путеводители по туристическим маршрутам, или же гайдбуки. Современный путеводитель — это справочник, содержащий описания большинства маршрутов региона и всю необходимую информацию для подготовки путешествия: логистика, климат, сезонность, жильё, аренда снаряжения и так далее. Большинство путеводителей по-прежнему имеют формат бумажной книги, но с каждым годом появляется всё больше и больше сайтов и приложений для смартфонов с описаниями маршрутов. По сравнению с туристическими отчётами, описания в путеводителях максимально сжаты и содержат только необходимую информацию.
Проблемы системы категорирования
Первая и главная проблема заключается в том, что не всегда получается объективно оценить сложность определяющих препятствий маршрута. Первопроходцы перевала могут оценить его как 2Б, следующая группа как 3А, а третья, прошедшая его в другое время года, — как 1Б. Ведь восприятие сложности очень субъективно. То же самое с порогами на бурных реках.
По сути мы имеем дело с методом экспертных оценок. Чем больше туристических групп прошло и оценило то или иное препятствие, тем точнее будет его оценка. Но если перевал или порог пройден всего один или два раза, то доверять цифре в главе «категория сложности» не стоит. Помимо этого, некоторые спортивные туристы склонны приукрашивать в отчётах сложность пройденных препятствий, чтобы получить вожделенные справки за нужную категорию.

Индийские Гималаи. Фото Антона Свешникова
Вторая проблема заключается в том, что невозможно вместить всё многообразие природных факторов в одну цифру категории сложности. На реках меняется уровень воды, в горах — погода и снежный покров. Некоторые маршруты сложные, но безопасные, некоторые — наоборот. Реки третьей категории сложности в Карелии и реки той же категории на Кавказе требуют для безопасного сплава очень разных навыков.
Третья проблема — это устаревание подхода к оценке по протяженности, длительности и автономности. С каждым годом туристические группы ходят всё быстрее и быстрее. Маршруты, требовавшие двух недель на прохождение всего двадцать лет назад, сейчас могут быть пройдены на три-четыре дня. Зачем сплавляться по реке 100 километров, если все пороги расположены на первых десяти?
Зачем тащить огромный тяжеленный рюкзак, если в середине маршрута можно пополнить запасы продовольствия в деревне? Устаревший подход к оценке категории сложности порой приводит к забавным казусам. Например, эталонный по сложности водный маршрут на Алтае — река Башкаус (V (VI) международный класс сложности), пройденная за три дня, является по российской классификации некатегорийным маршрутом, а за 10 дней — маршрутом шестой категории сложности.




