Типы велосипедов и их предназначение: что выбрать

Типы велосипедов и их предназначение: что выбрать

Существует несколько типов велосипедов, каждый из которых предназначен для определенных условий и стилей катания. Горные велосипеды имеют прочную конструкцию и большие шины, что делает их идеальными для пересеченной местности и бездорожья. Шоссейные велосипеды, в свою очередь, легки и аэродинамичны, что позволяет развивать высокую скорость на асфальтированных дорогах.

Также существуют гибридные велосипеды, которые объединяют в себе элементы как горных, так и шоссейных моделей, позволяя использовать их в различных условиях. Для городских поездок предназначены городские велосипеды, которые удобны и практичны для передвижения по городским улицам, а специальные модели, такие как туристические велосипеды, разработаны для длительных путешествий с возможностью установки багажников и других аксессуаров.

Типы и виды велосипедов

Производители велосипедов регулярно предлагают новые модели или совершенствуют существующие, внедряя технические и конструктивные новации, либо комбинируя и улучшая известные решения. Из-за этого увеличивающегося разнообразия классификация велосипедов для новичка дело очень сложное, но необходимое для выбора оптимального варианта.

Чем велотехника отличается друг от друга

Основные составляющие любого велосипеда, это колеса, рама, передача, руль и его вынос, сиденье. Кроме этого, он может оснащаться амортизирующей подвеской и дополнительными амортизаторами, тормозной системой, элементами повышения безопасности, защитными крыльями колес, иногда светотехникой и грузовыми багажниками. Наличие, количество, размер, конфигурация или вид компонентов, а также их сочетания определяют принадлежность к конкретному типу и виду. Основными определяющими для разных типов являются подвеска и передача.

Виды подвески современных велосипедов

Выделяют 4 типа подвески для велотехники.

  • Ригид – амортизаторы отсутствуют полностью (за исключением пружин сиденья).
  • Хардтейл – амортизатор установлен в передней вилке.
  • Двухподвес – модели с передним и задним амортизатором.
  • Софттейл – усовершенствованный хардтейл с передним амортизатором и специальной геометрией перьев сзади.

У софттейла в заднем треугольнике упругого элемента нет, но он устроен так, чтобы компенсировать ударные и весовые нагрузки.

Велосипедная трансмиссия

Классическая схема привода велосипеда предполагает наличие следующих компонентов:

  • педали, жестко соединенные с большой ведущей звездой-шестерней;
  • маленькая звездочка, соединенная с осью колеса и задней кареткой;
  • приводная цепь, соединяющая звезды.

Для увеличения крутящего момента или тягового усилия используются передачи, в которых есть 2-3 больших звезды и несколько маленьких. Комбинируя специальными переключателями (рычаг с приводом на дерейлер) варианты их соединения, можно увеличить скоростные возможности велосипеда или облегчить подъем в гору. В некоторых моделях используется планетарная передача – специальный механизм с тремя степенями свободы.

Классификация велосипедов по назначению

В зависимости от назначения велосипедную технику делят на несколько категорий.

  • Городские – для неспешных поездок на короткие дистанции по ровному покрытию.
  • Шоссейные – для дальних рейдов по хорошим дорогам, часто на большой скорости.
  • Внедорожные – используемые для пересеченной местности.
  • Специальные – для особых категорий пользователей.

Все они дополнительно делятся на виды, некоторые даже на подвиды. Деление немного условное, так как есть модели, которые сложно безоговорочно отнести только к одному типу. Плюс, не так давно на рынке появились «гибриды» – велосипеды, сочетающие в себе черты нескольких видов и типов.

Городские велосипеды и их разновидности

Типы велосипедов и их предназначение: что выбрать

Ситибайки или дорожники — это максимально простые и комфортные модели, самые распространенные среди велосипедистов, не выезжающих за пределы населенного пункта. Обычно на них используется стальная рама типа ригид или хардтейл, простая или недорогая (с небольшим количеством передач) многозвездочная либо планетарная трансмиссия, колеса диаметром 24-28 дюймов с шинами средней ширины и мелким рисунком протектора.

Конструкция рамы предполагает прямую посадку, сиденье мягкое, большой диапазон регулировок седла и руля. Тормоза обычно только задние – дисковые или барабанные. Некоторые модели комплектуются дополнительным передним ободным или дисковым тормозом.

Почти всегда городские велосипеды оснащают защитными крыльями и накладками на цепь, светоотражателями, фарой и задним фонарем, современные модели могут иметь указатели поворотов. Часто устанавливаются багажники с прижимным фиксатором и (или) корзинки.

На вес производители внимания не обращают, потому что такие велосипеды предназначены для коротких, не скоростных поездок, по улицам, парковым аллеям и так далее.

  1. Женский велосипед с открытой рамой. Основное его отличие заключается в низком расположении верхней поперечины рамы или ее отсутствии (в этом случае нижняя часть делается более прочной). Кроме этого расстояние по нижним точкам выноса седла и руля меньше. Все это сделано для компенсации особенностей анатомии слабого пола, а также для возможности комфортной езды даже в длинной юбке или платье.
  2. Круизеры. Городские модели с вытянутой в длину рамой, заниженным задним треугольником и часто заметным наклоном назад выносов руля и седла. Такие велосипеды могут иметь не совсем обычные, в ретро-стиле обводы, а особенности конструкции и посадки требуют более-менее ровного и твердого покрытия.
  3. Складные велосипеды. Отличительные особенности таких моделей, это небольшие 18-24 дюйма колеса, небольшая однопоперечная рама с механизмом складывания и максимальная высота выносов. Модель пользуется спросом среди тех, у кого сложности с хранением велосипеда, а также любителей выездов на природу. В эксплуатации выделяется низкими скоростями и сложностью езды при значительных перепадах высот.

Характеристики и виды шоссейных велосипедов

шоссейные велосипеды

Общей характеристикой для таких велосипедов будет оптимизация для поездок на дальние расстояния. Типовые признаки – прочная большая рама традиционной формы, колеса диаметром 28-29 дюймов, покрышки узкие, максимальное число передач трансмиссии, посадка с минимальным сопротивлением воздушному потоку. Последний пункт обеспечивается высоким седлом и заниженным рулем, чаще всего изогнутым, типа «бараний рог» или «баран». Существуют три основные разновидности.

  1. Шоссейный или спортивный (гоночный). Кроме перечисленных признаков при описании следует отметить полное отсутствие амортизаторов и практически гладкий протектор. Такие модели делают максимально легкими, в том числе за счет отсутствия любых деталей, ненужных для езды и управления, и тонкой рамы из специальных легких сплавов. Их стихия – скоростные велогонки на большие расстояния по хорошему асфальту. В городе и на местности неудобны, быстро изнашиваются и ломаются.
  2. Трековый велосипед. Специализированная разновидность спортивного велосипеда. Основным отличием является отсутствие тормозов, и не то что дополнительных скоростей, но классической задней каретки. Педали и заднее колесо связаны цепью жестко, обычно вне трека не используется.
  3. Туристический или дорожный. Не следует путать его с городским «дорожником», по сути, это «шоссейник», адаптированный для более комфортного перемещения, с возможностью перевозки грузов и выезда за пределы твердого покрытия. Основные отличия от спортивных, это широкое сиденье, наличие короткоходного переднего амортизатора, светотехники и багажников, более крупный и широкий протектор, упор на тяговые передачи. Такие модели менее скоростные, подходят для асфальта и грунтовок, но не для полноценного бездорожья.

Горные велосипеды и внедорожники

горные велосипеды

Часто категорию внедорожных велосипедов ограничивают только «горными» моделями. Это вполне объяснимо, ведь характерные особенности «внедорожников» полностью соответствуют описанию классического горного велосипеда.

  • Прочная, немного укороченная рама типа хардтейл или двухподвес, с приподнятой нижней частью, что позволяет расположить основную каретку примерно на одной высоте с осями колес, увеличив дорожный просвет.
  • Колеса диаметром 24-26 дюймов, со средним или широким, глубоким агрессивным протектором, цепляющимся за неровности и предохраняющим от проколов (с недавнего времени начали выпускать модели с 27.5-дюмовыми и даже больше колесами).
  • Амортизаторы газовые, гидравлические или их комбинация, с большим ходом для защиты от ударов неровностей; дорогие модели могут иметь дополнительные амортизаторы в выносах руля и седла.
  • Максимально защищенные от ударов, влаги и пыли узлы, особое внимание при проектировании-изготовлении уделяется тормозным шлангам, упругим элементам и системам передач.
  • Усиленные обода, короткий прямой руль, и другие компоненты, на которые приходится максимальная нагрузка.
  • Консольные тормоза типа V-brake или дисковые, с увеличенной площадью контакта с колодкой.
  • Малое или среднее количество доступных передач (16-28).

Такая конструкция позволяет преодолевать полноценное бездорожье, и чем богаче и дороже комплектация, тем больше у велосипеда возможностей. Некоторые подвиды горных велосипедов как All Terrain Bikes (вседорожный), Recreation (активный отдых) или Hibrid (гибридный) выделяются меньшей выраженностью «горных качеств» и пользуются большим спросом из-за своей универсальности. Иногда их называют «псевдогорными» и берут для поездок на работу, в магазин, покатушек в парке и недалеких выездов на природу за город. Если судить по статистике, то такие модели постепенно вытесняют традиционные ситибайки.

В зависимости от некоторых изменений комплектации или конструкции полноценные горные велосипеды можно разделить на несколько подвидов.

  1. Кросс-кантри – как правило, хардтейл с большим запасом скоростей и коротким выносом руля. Используется для гонок по пересеченной местности с небольшим или средним перепадом высот.
  2. Бэккантри – хардтейл, софттейл или двухподвес с усиленной рамой. Модификация для внедорожных марафонов и работы на трасах со значительным перепадом высот.
  3. Даунхиллы – двухподвесы с максимальным ходом амортизатора и очень прочными деталями конструкции, двухкоронной передней вилкой и минимальным набором передач (только одна ведущая звезда). Основное назначение – скоростной спуск с горы, часто наверх их доставляют своими силами или на подъемниках.
  4. Фрирайд, дертджампинг и эндуро – что-то среднее между кросс-кантри и даунхилом, и может использоваться для гонок и катания по горному бездорожью с любым перепадом высот. Отличаются высокой прочностью, заниженной рамой и приличным количеством передач.
  5. Триалы (Stock или MOD)– «горники» маленькой ростовки, чаще всего ригиды с 20-дюймовыми колесами, предназначенные для прыжков и преодоления препятствий. Выделяются прочностью и специализированной «трюковой» оснасткой.

Кроме этого к внедорожной категории следует отнести фэтбайки – велосипеды для передвижения по песку, снегу, траве. Их главная особенность, это высокая и очень широкая (до 10 см) покрышка, причем давление в шинах специально делается низким, для комфортного передвижения по рыхлому покрытию. Из-за больших шин рама и вилки тоже намного шире обычных.

Специальные велосипеды

Если говорить о серийных моделях, а не специальных байках, созданных в небольшом количестве (или даже в единственном экземпляре), то список специальных категорий будет выглядеть так.

детские велосипеды

Детские

Подразумеваются не уменьшенные копии взрослых моделей, а специально сконструированные байки для начинающих велосипедистов. Для совсем маленьких детей производители предлагают трехколесные велосипеды с цепным приводом на общую заднюю ось или педалями, жестко закрепленными на переднем колесе. Для детей постарше модели двухколесные, но в комплектации предусмотрены маленькие страховочные колесики, устанавливаемые по бокам от основного заднего.

Утилитарные

Грузовые и даже пассажирские (велорикши) трехколесные и четырех колесные модели. Часто их называют веломобилями. Кроме основного сиденья имеют пассажирские или грузовой отсек. В странах постсоветского пространства только начинают пользоваться спросом, а в Азии давно стали массовыми участниками дорожного движения.

трюковые велосипеды

Трюковые

  • BMX – городская вариация МОДа, приспособленная для выполнения трюковых элементов разной сложности с использованием искусственных препятствий – ступеней, тумб, перил и так далее, часто имеют дополнительные упоры для ног на осях колес.
  • Моноциклы – по сути, колесо с педалями, могут иметь цепной привод и сиденье.
  • Цирковые – похожие на трековые отсутствием передачи и жестким приводом, но с другой формой руля, могут иметь дополнительные детали для упора.
  • Дрифт-трайки – специальные подели с педальным приводом на большое переднее колесо и пластиковыми накладками-сликами на маленьких задних, что позволяет проходить повороты в заносе.

В завершение коротко об особенных велосипедах – электрических и лигерадах. Электровелосипеды, это модификации обычных моделей, но с возможностью ездить, используя не только мускулы, но и электрический привод, работающий за счет аккумулятора, размещенного в специальном отсеке.

Лигерад или рикамбент, это особый вид двухколесных велосипедов, конструкция которых предполагает полу-лежачее или лежачее положение ездока. Сначала их рассматривали только как форму необычного развлечения или способ выделиться. Но потом оказалось, что это единственный способ покататься на настоящем велосипеде без опасных последствий для людей с проблемами позвоночника, верхнего плечевого пояса и с заболеваниями суставов.

Виды велосипедов

При выборе велосипеда стоит познакомиться с наиболее популярными вариантами, узнать их особенности и понять, чем они отличаются друг от друга. Так вы подберете подходящий именно вам велосипед, а также сэкономите нервы и деньги.

Дорожный велосипед

Данный вид велосипеда обладает примитивной конструкцией и устаревшим дизайном. Если вы ищете двухколесного друга, чтобы комфортно путешествовать на дальние расстояния, то это точно не ваш выбор. Но если вам или вашему дедушке нужен надежный транспорт для поездок на даче, то это неплохой вариант.

Дорожный велосипед

Плюсы:

  • Простота;
  • Ремонтопригодность;
  • Надежность из-за минимума деталей и их простоты;
  • Стоимость.

Минусы:

  • Внешний вид;
  • Большой вес;
  • Неповоротливый;
  • Подвержен преждевременной коррозии.

Городской (прогулочный) велосипед

Это велосипед-потомок дорожного байка. У него улучшенная конструкция, облегченная рама и более приятный дизайн. Первые модели были с одной скоростью, сейчас производители предлагают многоскоростные варианты (от 7 до 21 скорости), а также широкий модельный ряд с возможностью выбора велосипеда по дизайну. Назначение велосипеда заложено в его названии, это неплохой велосипед для небольших прогулок в черте города, но ждать от него подвигов не стоит.

Городской велосипед, новый

Плюсы:

  • Надежность;
  • Ремонтопригодность;
  • Мобильность из-за малого веса и возможности складывания у некоторых моделей;
  • Стоимость.

Минусы:

  • Устаревший дизайн многих моделей;
  • Особенности рамы; лишние шарнирные соединения и замковые механизмы усложняют конструкцию и требуют дополнительного обслуживания;
  • Ограниченность в возможности модернизаций и улучшений велосипеда , например, колеса размером больше 26” вы вряд ли сможете поставить.

Горный велосипед

На сегодняшний день это самый распространенный вид велосипедов. В первую очередь такие байки привлекают дизайном. Но кроме внешней составляющей есть и другие положительные моменты, например, проходимость и многофункциональность. Горные велосипеды – это крупное семейство, куда входят не только привычные модели, которые мы каждый день видим на улице, но и велосипеды для кросс-кантри, даунхилла, триала со всеми их разновидностями.

Горный велосипед стоит выбирать, если вы планируете кататься по пересеченке. Амортизированная вилка, широкий профиль и прочная рама позволят вам получать удовольствие практически на любом рельефе.

Горный велосипед, кросс-кантри

Горный велосипед, триал

Плюсы:

  • Практичность;
  • Широкий модельный ряд;

Минусы:

  • Цена на горный велосипед среднего уровня значительно выше, чем на городской велосипед такого же уровня;
  • Ходовые качества: из-за широкого профиля езда по асфальту будет отнимать больше сил и доставлять меньше удовольствия.

Шоссейный велосипед

Вид велосипеда, разработанный для езды на большой скорости. Шоссейник отличается отсутствием амортизации, малым весом, узкими шинами, рулем “бараньи рога” и контактными педалями. Езда по гладкому асфальту доставит массу положительных эмоций, а вот ямы и пересеченная местность будут страшным сном для велосипедиста: двигаться по грунту будет не только неприятно и тяжело, но ещё и опасно из-за риска падения или выхода из строя деталей велосипеда.

Шоссейный велосипед

Плюсы:

  • Скорость и накат;
  • Качество сборки и используемых материалов.

Минусы:

  • Высокая стоимость;
  • Ремонтопригодность;
  • Дорогое обслуживание и дополнительные аксессуары;
  • Проходимость.

Туринговый (туристический) велосипед

Такие байки приспособлены к продолжительным поездкам и созданы для велотуризма. Комфорт в дальней поездке обеспечен особой конструкцией с отсутствием агрессивного наката и высокой проходимости по бездорожью. Говоря проще, туринговый велосипед впитал в себя все самое лучшее из шоссейного и горного велосипедов и является пограничным вариантом между этими видами.

Туристический велосипед разработан с большим вниманием к анатомическим особенностям человека, поэтому недельное или даже месячное велопутешествие не вызывает дискомфорта. Покупка и обслуживание такого велосипеда достаточно затратны, поэтому на дорогах общего пользования они встречаются редко.

Туринговый велосипед

Плюсы:

  • Комфорт;
  • Качество сборки и используемых материалов;
  • Ходовые качества;
  • Практичность.

Минусы:

  • Стоимость велосипеда;
  • Цена на обслуживание и дополнительные аксессуары.

Гибрид

Из названия понятно, что это результат объединения характеристик двух видов велосипедов: горного и шоссейного. Немного напоминает туринг, но не стоит путать эти виды. Гибрид – более дешевый вариант, который впитал в себя максимум от горного велосипеда: вилка с амортизацией, прямой руль, геометрия рамы и ряд других компонентов горного предка.

От шоссера же достались только гладкие покрышки и размер крупной звезды в системе ведущих звёзд. Гибрид достаточно популярен и его легко встретить на улице.

Велосипед-гибрид

Плюсы:

  • Стоимость;
  • Ремонтопригодность;
  • Практичность.

Минусы:

  • Ходовые качества: гибрид – это смесь, вы всегда будете где-то посередине между горным и шоссером, поэтому не стоит ждать вершин от катания по асфальту и пересеченной местности.

Круизер

Велосипед с запоминающимся внешним видом. Первые модели появились в начале 20-го века и к его середине обрели широкое распространение. Для данного велосипеда характерны: большой вес, широкий изогнутый руль и удобное крупное седло. Из-за достаточно широкого профиля этот байк обладает неплохой проходимостью, но большую скорость на нем не развить.

Если вы хотите вальяжно катиться по набережной своего города, собирая взгляды окружающих, то этот велосипед вам точно подходит.

Велосипед-круизер

Плюсы:

  • Комфорт;
  • Качество сборки и используемых материалов;
  • Простота;
  • Ремонтопригодность;
  • Проходимость.
Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий