Оптимальное время для обучения зависит от личных предпочтений и особенностей биоритмов каждого человека. Утро может обеспечить свежесть ума и высокую концентрацию, что делает его идеальным для усвоения новых знаний и сложных тем.
С другой стороны, вечер может подойти тем, кто предпочитает учиться в более спокойной обстановке. Важно понять, когда вы чувствуете себя наиболее продуктивными и использовать это время для обучения, чтобы достичь лучших результатов.
Почему вечером учиться гораздо эффективнее, чем утром
Кто из нас не мечтал о том, чтобы утренние уроки или первые пары начинались хотя бы на час позже? Как часто мы готовились к экзаменам в последний момент, стремясь запомнить как можно больше билетов перед сном. Исследования показывают, что учёные поддерживают эту идею. Научный журналист Ася Казанцева в своей новой книге «Мозг материален», изданной в библиотеке Corpus, раскрывает, почему вечерняя учеба способствует лучшему запоминанию.
Сон играет ключевую роль в функционировании памяти, так как его основная задача заключается в обработке информации, собранной в течение дня, закреплении важных воспоминаний и устранении тех, что оказались ненужными. Это подтверждено множеством экспериментов, проведённых с использованием различных методик. В моём любимом обозрении, посвящённом связи сна и памяти, представлено 1358 источников — и это всего лишь за 2013 год, после чего появилось множество новых исследований.
Во-первых, существуют поведенческие эксперименты, которые наглядно показывают, что важные знания следует усваивать перед сном. Например, в одном из таких исследований участвовали 207 человек. Каждый из них находился за компьютером, запоминая слова. Участники были разделены на пары, при этом слова в паре могли быть как связанными по смыслу («газета — интервью», «ружье — пуля»), так и не имевшими логической связи («газета — операция», «ружье — волна»).
Чтобы оценить результат обучения, вы показываете человеку одно слово из пары, а он должен напечатать второе. Обучение продолжается до тех пор, пока испытуемые не запомнят хотя бы 24 слова из предложенных.
Около половины испытуемых приходит в лабораторию в девять утра, а другая половина — в девять вечера. Если вы проводите тестирование через полчаса после их изучения слов, то разницы между утренней и вечерней группой не наблюдается. И те, и другие могут вспомнить 75% информации, если им были даны связанные слова, и 70%, если слова были несвязанными.
В случае с другими участниками вы проводите повторное тестирование не через полчаса, а спустя 12 часов. Здесь у вас формируется четыре группы людей, которые учили как связанные, так и несвязанные слова утром или вечером. Таким образом, они приходят на тест либо после того, как провели весь день занимаясь своими делами, либо после того, как достаточно выспались (насколько это возможно, учитывая необходимость быть в лаборатории к 9:00).
Выяснилось, что при таких условиях люди одинаково хорошо справляются с воспроизведением связанных слов. Вам показывают слово «газета», вы вспоминаете «интервью». Но вот если участникам достались слова, не связанные по смыслу, то им говорят «газета», а они должны ответить… Вы‐то помните, какое второе слово я только что приводила в пример? Если нет, то идите спать, потому что те, кто поспал, справлялись с этим заданием так же хорошо, как и с воспроизведением связанных слов, и лучше, чем люди, которые в промежутке бодрствовали.

7 сложных физических концепций, о которых стало известно из сериала «Теория большого взрыва»
Интересен и третий вариант: теперь все участники приходили в лабораторию через 24 часа после обучения. Для одной половины график выглядел так: «выучил слова — целый день занимался своими делами — лег спать — пришел на тест», а для другой половины: «выучил слова — лег спать — целый день занимался своими делами — пришел на тест». Исследование показало, что участники, которые учили слова и затем проходили тест вечером, вспоминали примерно такое же количество слов, как и сразу после обучения. В то время как те, кто учил слова и сдавал тест утром, в среднем вспоминали на 6,5 слова меньше.
Вы осознаете, что это означает, не так ли? Мир организован изначально неблагоприятно. Существует не один такой эксперимент, их множество, с разнообразными типами заданий. Люди учатся запоминать относительное расположение предметов на экране компьютера. Их обучают быстро нажимать на клавиши в заданной последовательности.
Дают или не дают выспаться ночью. Дают или не дают поспать днём. А результаты везде похожие.
Если люди учат что‐то и вскоре ложатся спать, то это записывается им в долговременную память.
Если люди учат что‐то утром, то это перебивается всеми последующими дневными впечатлениями, и когда они наконец добрались до постели, закреплять там уже нечего
Нейробиология говорит нам: в первой половине дня надо заниматься всякой неважной ерундой. Серьёзными вещами, например обучением, надо заниматься ближе к ночи. В моей прекрасной магистратуре по когнитивным наукам, которую делали нейробиологи, за два года ни разу не было первой пары. Второй обычно тоже не было. Пятая и шестая бывали регулярно.
Нейробиологи пришли к выводу, что обучение людей по утрам неэффективно. Кроме того, бессмысленно обучать тех, кто не доспал, так как они не смогут ничего запомнить. Когда мы придем к власти, мы устраним утренние уроки повсеместно. Это особенно актуально для подростков.

«Не спать в ночь перед экзаменом — всё равно что выстрелить себе в ногу»
Есть такая штука — синдром отсроченного наступления фазы сна. Попросту говоря, человек — сова и не переучивается. Когда социальные обязательства заставляют его изо дня в день рано вставать, он, конечно, начинает засыпать раньше, чем делал бы это добровольно, но изо дня в день, из года в год он всё равно сначала час ворочается в постели, а потом на этот же час меньше спит из‐за будильника. И вот если вы подросток, то вы, с одной стороны, не имеете возможности самостоятельно организовывать свой режим сна, а с другой стороны, по‐видимому, в принципе подвержены этому расстройству с большей вероятностью, чем дети или взрослые, — у вас в среднем позже начинает вырабатываться в организме мелатонин («гормон сна»).
Американские подростки страдают сильнее, чем наши, потому что там вообще принято раньше начинать занятия, причём по мере увеличения количества уроков в старших классах их добавляют в ещё более раннее время. Например, занятия в девятом классе могут начинаться в 8:25, а в десятом — уже в 7:20.
В конце такой ужасной недели (и не одной!) учёные приглашают школьников в лабораторию, сажают их там вечером в комнату с приглушенным светом и через равные промежутки времени измеряют им уровень мелатонина в слюне. И обнаруживают, что у десятиклассников он достигает установленного порога (предполагающего, что человек уже уснёт, если его положить в кровать) всё равно в среднем на сорок минут позже. Просто потому, что они старше. Несмотря на то, что они были вынуждены вставать на час раньше всё это время.
«Заставлять подростков вставать в 7:30 — всё равно что заставлять взрослых подниматься в 4:30», — утверждает в своем неформальном обзоре Тени Шапиро, исследующая экономические и учебные последствия недостатка сна. Хотя её высказывания в некоторой степени преувеличены, и научные статьи о мелатонине не подтверждают трёхчасовую разницу, большинство сомнологов согласны с тем, что подростки являются самой недосыпающейся группой в обществе. Это связано не только с тем, что молодежь бывает рассеянной и проводит много времени за компьютером, но и с тем, что общество ожидает от них раннего подъема, к чему они не всегда способны адаптироваться должным образом.
Сдвиг начала школьных занятий на час вперёд повышает результаты тестов по математике и чтению в среднем на 3%
Причём сильнее всего для отстающих учеников (может, они потому и отставали, что ничего не соображают от недосыпа). Среди тех 8,4% норвежских подростков, у которых диагностирован синдром отсроченного наступления фазы сна (то есть это самые неизлечимые совы), 61% начинает курить, 55,2% злоупотребляют алкоголем и 35,2% страдают от депрессии. Не потому, что они совы, а потому, что у них жуткий недосып из‐за школы.
Я вот пишу этот абзац в три часа ночи, и мне отлично, потому что издательству Corpus совершенно всё равно, во сколько я встаю утром, им главное, чтобы я в принципе написала книжку. Вот курить, правда, начала ещё в школе, и пока что мне ещё ни разу не удавалось бросить надолго.
Когда лучше готовиться к экзаменам — утром или вечером?
Зачетная неделя и сессия – самый тревожный период в жизни любого студента, ведь именно от исхода данных испытаний зависит дальнейшая судьба учащегося: продолжит ли он осваивать специальность, появится ли у него академическая задолженность, как хорошо он преодолеет намеченные учебным планом рубежи или вовсе попадет под риск отчисления. Подготовка к зачетам и экзаменам – ответственная миссия. Она реализуется в рамках индивидуальной траектории. Сегодня мы расскажем, в какое время суток лучше всего усваивается информация и почему.
Дата: 3 октября 2022 года

Зачетная неделя и сессия – самый тревожный период в жизни любого студента, ведь именно от исхода данных испытаний зависит дальнейшая судьба учащегося: продолжит ли он осваивать специальность, появится ли у него академическая задолженность, как хорошо он преодолеет намеченные учебным планом рубежи или вовсе попадет под риск отчисления.
Подготовка к зачетам и экзаменам – ответственная миссия. Она реализуется в рамках индивидуальной траектории. Сегодня мы расскажем, в какое время суток лучше всего усваивается информация и почему.
Как работает мозг и память человека в разное время суток?
В течение дня активность (физическая и интеллектуальная) человека меняется, пребывая в стадии прилива, пика или угасания. Поэтому в определенный период времени индивид может испытывать определенные сложности с постижением новых знаний и развитие соответствующих навыков.
Организм каждого человека индивидуален и уникален, поэтому период бодрствования, качество усвоения изученного материала может разниться. Единого времени для максимально эффективного обучения нет, так как биологические часы каждого человека оригинальны. Но все в же в биологических ритмах учащихся можно определить схожие тенденции. Они позволяют сформировать «режим работы мозга» с учетом его фаз активности.
По данным многочисленных психологических исследований, ученым удалось определить приблизительный ритм активности мозга в течение суток.
Время суток
Особенности работы с информацией
В течение дня организм подвергается воздействию массы факторов, которые напрямую сказываются на работе мозга и его продуктивности: памяти, оттачивании определенных навыков и пр. Если проанализировать «классические биологические часы» среднестатистического студента, то можно выделить следующие периоды активности и спада.
С утра и вплоть до обеденного времени организм на фоне «ночного насыщения» силами может активно трудиться и решать самые сложные задачи, разбирать новые темы (независимо от уровня сложности и характера), заниматься аналитической деятельность. Далее вплоть до веера мозговая активность начинает снижаться. С обеда и до 18 часов вечера рекомендуется пересмотреть объем учебы и ее характер: отдав предпочтение повторению или более легким темам и заданиям, физической активности тела и пр.
Квалифицированные специалисты в области психологии и исследования советуют tackling самые трудные учебные и научные задачи в утренние часы, в интервале до 12-14 часов. В это время (с 6 утра до обеда) внимание мозга повышено, что позволяет лучше усваивать новую информацию, решать сложные задачи и развивать различные навыки.

Вечером работа головного мозга снижается и постепенно сводится к нулю на фоне утомления, усталости и «переваривания» ранее поступивших сигналов. Главное – вовремя остановиться, чтобы не работать на износ и не заработать неврологические расстройства: бессонницу, головную боль, ВЧД, стресс и пр.
Перед сном (после 9 вечера) рекомендуется оставить учебу в покое, отвлечь организм спокойными видами занятий: прогулка на свежем воздухе, прослушивание любимой музыки, настольная игра и пр.
Несмотря на многочисленные исследования и определение «оптимального времени для учебы», организм человека – уникальный феномен. В зависимости от фаз активности можно выделить различные типы людей, которые будут отличаться периодом активности и спада работы мозга.
Например, тип «жаворонки» характеризуются ранним пробуждением и ранней утомляемостью. Этим лицам рекомендуется выполнять основную работу по вышеописанной схеме, отдаваясь отдыху после 6- часов вечера. Тип «совы» склонны к активной работает ночью, а днем прилив энергии у них меньший.
Требуется поддержка учителя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Самые продуктивные часы для учебы
Обратите внимание, что независимо от точки земного шара, времени года, учебный год во всех образовательных заведениях длится 9 месяцев, а обучение проводится сугубо в дневное время. Студенты очного отделения, школьники осваивают программу преимущественно до 18 часов дня (если обучение реализуется посменно), то есть в самый пик мозговой активности.
Учащиеся заочного формата постигают образовательную программу преимущественно на основе самоизучения, но сессия проходит в традиционном режиме: чаще всего в дневное время, реже – в вечернее. Экзамены и зачеты проходят также до 18 часов дня.

Если проанализировать расписание занятий, то можно отметить следующие тенденции:
- Наиболее сложные или аналитические предметы отводятся на первые пары, а дисциплины «вторичного плана» — общеразвивающие, творческие – на конец учебного дня;
- Самые сложные темы и задания подвергаются первичному освещению в начале занятия, а дополняющие фрагменты освещаются попутно. Притом нередко педагог чередует сложное и простое с целью регулирования нагрузки на мозг;
- Во время пар педагог делает небольшие перерывы, а также могут быть предусмотрены перемены для небольшой разгрузки мозга и наилучшего усвоения информации.
- Определить привычные или наиболее удобные часы для обучения с учетом действующего расписания занятий;
- Оценить учебную нагрузку и дополнительные интересы, дела, хобби и выявить дни, когда можно увеличить учебную нагрузку, выделить дополнительное время на разбор тем и заданий и пр.;
- Оценить «тяжесть предмета» или темы, от есть расставить приоритеты и определить примерное время на достаточное и уместное изучение, запоминание информации. Если дисциплина дается сложно, то целесообразно уделить ей больше внимания;
- Определить общее время на подготовку к предстоящему испытанию или занятию и построить корректный график повторения/изучения тем с учетом сильных и слабых мест учащегося;
- Учесть собственный «хронотип учащегося» и часы активности: «жаворонкам» рекомендовано постигать и повторять материалы до вечера, а «совам» – преимущественно вечером.
Таким образом, наиболее удачными часами для освоения новых учебных и исследовательских знаний считаются утренние часы, а Время до 18 часов вечера.
Однако, принимая во внимание индивидуальные особенности каждого человека, такие как его психотип и биоритмы, временные рамки активного обучения могут значительно отличаться. В среднем, оптимальная продолжительность качественного и продуктивного усвоения информации составляет примерно 8-12 часов, что соответствует нормированному рабочему дню с учетом кратковременных перерывов для отдыха.
Как построить график обучения с максимальной эффективностью?
Обучение в любом образовательном заведении проходит согласно заранее разработанной траекторией: учебный план, календарно-тематический план, расписание занятий. Чтобы выработать определенный режим, студенту важно адаптироваться к новому темпу работы. В этом деле на первый план встает расписание занятий.

Учебный процесс – явление стандартное, но требующее правильно адаптации под возможности и нужды организма. Поэтому для выработки максимально эффективной траектории и графика подготовки, изучения новой информации и подготовки к экзаменам, необходимо проанализировать следующие моменты:
Для построения индивидуальной эффективной траектории обучения и повторения материала студенту необходимо учесть собственный «биоритм», учебную нагрузку, а затем грамотно расставить приоритеты и тщательно спланировать каждый шаг (соотнеся дела и время).
Опытные учащиеся и эксперты рекомендуют вначале заниматься повторением и разбором наиболее сложной информации и предметов, заданий, а затем постепенно снижать уровень сложности или характер предметов: со сложных технических переходить на более простые гуманитарные ориентиры и пр.
По данным психолого-исследовательских работ, оптимальная активность мозга наблюдается в течение первых 20-30 минут изучения темы или материала, после чего она постепенно снижается.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Когда лучше учиться: достоинства и недостатки утренней и вечерней подготовки?
Каждый студент самостоятельно выбирает время для обучения и подготовки домашнего задания, к предстоящим зачетам и экзаменам или иным аттестационным рубежам. В таблице ниже мы предоставим достоинства и недостатки изучения материалов в утреннее и вечернее время.
Изучение или повторение информации утром
Преимущества данного метода
Недостатки подхода
Особенности подготовки к занятиям в вечернее время
Достоинства подхода
Недостатки подхода
Выбор времени для учебы или самообразования, а также подготовки к предстоящим экзаменам – это прерогатива самого студента. Однако при этом важно учитывать сложность образовательной программы, биоритмы, наличие свободного времени, а также скорость усвоения информации и способности к запоминанию.
При изучении и повторении материалов ключевым моментом является недопущение лени и факторов, способствующих ее возникновению. Необходимо создать благоприятные условия для качественной подготовки, ориентируясь на собственное самочувствие и уровень знаний.
Самые распространенные вопросы о максимально эффективном построении графика подготовки к экзаменам
Проанализировав десятки психологических исследований и учтя собственный опыт, опыт других студентов в обучении и подготовке к сессии, специалисты Дисхелп готовы ответить на наиболее популярные вопросы пользователей, которые помогут в корректном планировании учебного процесса.
Вопрос №1. Когда лучше учить или повторять материал, утром ил вечером?
Согласно народной мудрости, утро вечера мудренее. Если подойти к данному вопросу сугубо с физиологической точки зрения, то правда пословицы очевидна. Человеческий организм во время сна отдыхает физически, но мозг продолжает работать круглосуточно, подавая импульсы. Ночью происходит выработка гормонов и отвлечение мозга от информации, ее переработка и укладывание в рамках кратковременной и долговременной памяти.
В идеале разбирать наиболее сложные материалы и темы, предметы и задания лучше всего в часы активности, то есть утром. Повторять уже ранее освоенный материал можно в течение дня, но вечер рекомендуется в любом случае высвободить для «разгрузки». Если освободить вечернее время не удастся, то целесообразно оставить на этот период времени минимум информации, а ее характер должен быть простейшим (то есть ранее освоенным, понятным, осознанным и пр.).
Вопрос №2. Сколько информации поглощать или повторять за один подход: много или мало?
Чтобы качество изучения и повторения материалов не хромало, важно грамотно распределить необходимый объем на несколько «присестов». Выучить или повторить весь курс за семестр за 21 день – банальное насилие над организмом.
Когда количество изучаемых материалов значительное, полезно разбить его не только по временным интервалам, но и распределить на несколько дней, если это возможно. Можно также оптимизировать объем изучаемого: материалы, которые легче воспринимаются и хорошо запоминаются, можно просмотреть быстро, а те, что представляли трудности, лучше изучить более тщательно. Таким образом, на быстрое ознакомление отводится меньше времени, тогда как на глубокое понимание выделяется больше часу.
При планировании скорости и глубины подготовки к экзамену важно ориентироваться на текущий учебный план: расписание занятий, наличие свободного времени, характер и уровень сложности предмета/темы и пр. То есть студенту придется адаптироваться под текущие факторы, найти время и силы на повторение и пр.
В идеале объем постигаемой информации должен быть примерно равным ежедневно. Притом студенту важно руководствоваться принципами посильности и ясности данных, захватывая оптимальный объем информации (без перегрузок для организма).

Вопрос №3. С чего начать подготовку к зачету или экзамену: с простого или сложного?
Если студент может подобрать хотя бы минимальный объем информации из «глубин памяти» и хоть как-то развить поставленный перед ним вопрос, проблему, задачу, то данный момент можно отложить или просто бегло повторить. Если же материал вызывает массу проблем и сложностей, то лучше всего начать подготовку к испытанию с него, тщательно разобравшись во всех нюансах.
Притом немаловажно понять, сколько времени потребуется на погружение в задание или проблему, чтобы скорректировать темпы подготовки в перспективе.
Когда какая-либо тема или предмет вызывает серьезные трудности, разумно обратиться за поддержкой: попросить разъяснения у преподавателя, репетитора или тьютора, а также у товарищей по группе и т.д.
Вопрос №4. Учитывать ли индивидуальные особенности организма при подготовке к экзамену?
За один день, сутки или раз невозможно моментально перестроить организм на нужный лад. Поэтому рекомендуется следовать уже привычной схеме и режиму. То есть нет единого подхода к постижению учебного плана или предмета, единых биологических часов и пр.
При подготовке к зачетам или экзаменам важно грамотно выстроить график обучения и повторения, чтобы он был привычен, удобен и приносил пользу. Поэтому опытные психологи рекомендуют выбирать то время, когда организм испытывает прилив энергии или активен. Например, «жаворонкам» проще учиться только днем, а «совам» — вечером и частично ночью. Но не стоит пренебрегать отдыхом для восполнения затраченной энергии, чтобы в дальнейшем не страдало качество подготовки по иным дисциплинам.
То есть важно грамотно комбинировать учебу, отдых, хобби и иные дела с возможностью сделать небольшой перерыв и полноценное восстановление.
Вопрос №5. Стоит ли заниматься накануне экзамена?
Опытные психологи отмечают, что за день до испытания необходимо отвлечься от материалов, заданий и прочих моментов по подготовке, дать организму время на восполнение сил и моральную подготовку к аттестации. Но если студенту неспокойно на душе, то можно периодически перечитывать наиболее сложные для него фрагменты.
Отказ от подготовки к экзамену за с@#%и позволяет организму восстановиться, снять усталость и привести мысли в порядок (чтобы в голове были знания, а не беспорядок из них). Однако, самое важное — отдыхать разумно, а не злоупотреблять этим временем.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации экспертов Disshelp по продуктивной подготовке к экзамену
Тренируйте память, так как именно от ее «насыщенности и заполненности», применения зависит качество усвоения и запоминания. Если по каким-либо причинам повторение или изучение материалов усложняется и замедляется даже в периоды активности, то важно проанализировать ситуацию и выявить причины отклонений. Если всему виной переутомление, то необходимо сделать перерыв. Если же причина в дефиците витаминов или состоянии здоровья, важно обратится к специалистам или пропить курс витаминов, препаратов, ускоряющих работу мозга и пр.
Для повышения качества усвоения информации важно не просто постоянно зубрить на протяжении нескольких часов. Каждые полчаса или перед тем, как приступить к постижению очередного вопроса или задания, делайте небольшие перерывы, дав мозгу время на «переваривание интеллектуальной пищи» и небольшой отдых, восполнение энергии.
Применяйте знакомые или наиболее productive методы подготовки к контрольным работам и экзаменам, а также техники для запоминания материалов. В канун испытания не стоит прибегать к новым экспериментам. Лучше довериться проверенным методам и добиться хорошего результата.
Подключайте всевозможные, посильные методы для подготовки к экзаменам, облегчая собственную участь. Привлекайте друзей для поиска ответов на экзаменационные вопросы, если спокойнее идти на испытание со шпаргалками – готовьте их, непонятна тема – терзайте ее с помощью наставников или разбирающихся людей. Как гласит народная мудрость, «на войне все средства хороши», так и Вы будьте во всеоружии.
Минимизируйте отвлекающие факторы и настройтесь на работу. Поверьте, тишина, покой, концентрация на материале и психологическая готовность еще никого не подводила.
Чтобы подготовка к экзамену была наиболее эффективной, не перенапрягайте свой организм. Помните, что ненужные усилия редко ведут к положительным результатам. Найдите баланс между своим временем, объемом изучаемого материала, условиями занятий, темпом погружения и повторения, избегая при этом излишних нагрузок (физических, умственных и прочих). Обязательно уделяйте время отдыху и заботьтесь о своем питании: оно должно быть здоровым, богатым витаминами и минералами, полноценным.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и аспирантских работ!
Когда лучше заниматься английским: советы по организации обучения
Когда наиболее эффективно учить английский: в светлое время суток или в темное, в выходные или в рабочие дни? Давайте определим, какое расписание подойдет именно вам.

Наши советы будут полезны и тем, кто учит английский самостоятельно, и тем, кто занимается с преподавателем: мы расскажем, как разработать оптимальное расписание занятий. Советуем вам завести дневник или блокнот и в нем составить примерный график, так легче будет вспомнить, когда вы должны заниматься, кроме того, ведение записей дисциплинирует.
В какое время суток заниматься английским?
Думаем, все слышали о делении людей на жаворонков и сов. Первым удобно работать по утрам, вторым — по вечерам. Однако ритм жизни диктует нам свои правила, и вот уже совы встают в шесть утра на работу, а жаворонки ложатся спать далеко за полночь. Получается, можно найти немного времени для занятий и утром, и вечером.
Рекомендуем сразу же «забронировать» в дневнике 5-10 минут после пробуждения и 5-10 минут перед сном на изучение и повторение новой лексики: в это время мозг работает наиболее продуктивно, вам будет проще запомнить информацию.
Далее нужно решить, заниматься днем или в позднее время суток. С одной стороны, все мы ходим на работу и знаем, что самые сложные дела обычно легче решить с утра, как говорится, «на свежую голову». С другой стороны, опыт подготовки к экзаменам в студенческие годы показывает, что за ночь перед экзаменом можно освоить парочку-другую учебников.
Множество «сов» предпочитают заниматься чем-то поздно вечером или даже ночью. Итак, когда же лучше отводить время для занятий? Давайте проанализируем плюсы и минусы как дневной, так и ночной активности.
| + У вас больше энергии, вы активны, вас не клонит ко сну. | + Вас никто не беспокоит, не отрывает от занятий (многие люди уже спят). |
| + Соответствие естественному природному циклу: именно световой день предназначен для активной деятельности. | + Поздним вечером и ночью активно проявляется креативная сторона личности, можно найти творческий подход к изучению английского. |
| + Можно заниматься со своими друзьями или в группе на курсах английского языка. | + Уроки фактически в полной тишине, можно заниматься самостоятельно или учить английский язык онлайн с преподавателем. |
| + Естественное освещение более безопасно для зрения. | + Вероятность «залипнуть» в социальной сети ночью снижается: большинство потенциальных собеседников спит. |
| – Вас отвлекают знакомые, друзья, домочадцы. | – Есть соблазн лечь спать после тяжелого трудового дня. |
| – Можно заняться бытовыми проблемами и пропустить урок. | – Нет возможности заниматься оффлайн на курсах. |
Как видите, занятия в разное время суток имеют свои преимущества и недостатки, поэтому советуем серьезно отнестись к составлению расписания. Некоторые изучающие английский пытаются чередовать уроки в дневное и ночное время, но такая тактика не оправдана. Ученые доказали, что наиболее продуктивно мозг усваивает информацию, которую получает в одно и то же время, через одинаковые временные интервалы. Более того, у вас не будет соблазна откладывать занятия «на потом», «на попозже» и т. п. Умение организовать учебный процесс — первый шаг на пути к успеху.
Как часто заниматься английским
Learn everything you can, anytime you can, from anyone you can — there will always come a time when you will be grateful you did.
Учитесь всему, чему можете, всегда, когда можете, у каждого, у кого сможете — обязательно наступит время, когда вы будете благодарны себе за это.

После того, как вы выбрали время и продолжительность занятий, сделайте пометку в дневнике. Как придерживаться расписания и не забывать о нем? Допустим, вы решили заниматься ежедневно в 19-00. Поставьте будильник на смартфоне на это время. Рекомендуем проделать этот трюк, даже если вы не жалуетесь на память.
Звонок как внешний сигнал стимулирует мозг существенно сильнее, чем быстрое воспоминание о том, что «да, мне следует заняться этим», которое может выветриться из головы в считанные мгновения.
Нужно ли заниматься английским в выходные дни?

Чем чаще вы будете заниматься изучением английского языка, тем быстрее заметите позитивные сдвиги. Однако студенты иногда склонны впадать в крайность: заниматься по 3-4 часа ежедневно без выходных и перерывов. Такой режим полезен для знаний, но подходит не всем.
Некоторые ученики за 1,5-2 месяца такого «интенсива» пресыщаются языком настолько, что у них пропадает мотивация к занятиям. Поэтому руководствуйтесь принципом «все хорошо в меру». Если у вас напряженный рабочий график и много домашних дел, позволяйте себе отдыхать. Достаточно будет самостоятельных занятий продолжительностью 30-40 минут в день. Делайте себе полноценный выходной, «день свободы от обучения» подарит вам новые силы для дальнейшего движения вперед.
С другой стороны, если у вас мало времени для занятий в будние дни, можно наверстать упущенное в выходные. Позанимайтесь немного дольше: 1,5-2 часа с перерывом в 10-15 минут.
Какое бы расписание уроков вы для себя ни составили, следуйте ему. Английский язык — это не та вещь, которую можно одолеть за ночь, он дается только тем, кто готов усердно работать. Пусть ваш труд будет легким и приятным!




