Дети обычно начинают бегать в возрасте от 18 до 24 месяцев. В этом периоде они уже уверенно передвигаются на ножках и осваивают навыки координации, что позволяет им проявлять большую физическую активность.
Развитие моторики и интерес к исследованию окружающего мира способствуют тому, что малыши начинают бегать, в основном, в игровой форме. Важно обеспечить безопасность и пространство для игры, чтобы дети могли развивать свои навыки свободно и без препятствий.
12 месяцев: особенности развития ребёнка. Первые самостоятельные шаги (от 12–14 месяцев до 1.5 лет)
Первый шаг малыша — это значимое событие для всех родителей. После того как ребёнок начал передвигаться вдоль мебели и толкая предметы, он неожиданно подошёл к вам с восторженным выражением лица. Этот новый способ самостоятельного передвижения становится важным моментом как для родителей, так и для самого ребёнка. Как только он осваивает хождение без посторонней помощи, остановить его становится практически невозможно, и он стремится каждую минуту опробовать свои новообретённые навыки. Больше не нужны игрушки для мотивации; сам процесс ходьбы и бега становится его основной целью.
Большинство малышей начинают делать свои первые шаги в возрасте от 13 до 14 месяцев. У некоторых детей ходьба начинается раньше, а у других — лишь в 18 или даже 20 месяцев. Когда ребёнок начинает «бегать», это во многом зависит от скорости созревания в мозге функции ходьбы. Если родители в детстве поздно начали ходить, то, как правило, их дети тоже не спешат встать на ноги. На этом этапе развития ребёнок может быть настолько сосредоточен на обучении ходьбе, что другие аспекты его развития временно останавливаются.
Непосредственная свобода передвижения не всегда необходима для уверенной ходьбы. Некоторые отважные малыши просто вырываются и мчатся прочь, не успев освоить навыки равновесия, в итоге не понимая, как затормозить во время бега и позволить себе упасть в объятия родителей. Удерживание равновесия во время бега оказывается проще, чем освоение этого навыка в состоянии стоя. Другие дети освобождаются от поддержки перед тем, как осторожно сделают свой первый шаг. Ходьба становится более безопасной, когда ребёнок умеет останавливаться и изменять своё направление движения.
Этот сложный период развития тем легче для ребёнка, чем лучше у него развилось чувство равновесия и координации за последние несколько месяцев. Если он самостоятельно освоил этап за этапом, то должен хорошо чувствовать своё тело: удерживание торса на весу, повороты, ползание и подтягивания укрепят его тело, и тогда у него не будет проблем с выпрямлением и правильной схемой движения.
Не редкость, когда родители начинают «обучать» своего малыша ходьбе раньше, чем это необходимо, поднимая его за ручки или подмышки. Однако настоятельно рекомендуется дождаться момента, когда его чувство равновесия будет достаточно развито, чтобы он смог сделать первые шаги самостоятельно. Лишь тогда стоит предложить свою поддержку.
Самый эффективный способ, чтобы ребёнок научился ходить — это делать это босиком. Так он лучше ощущает землю и возможности своих ног. Это положительно сказывается на его восприятии и равновесии. Если ножки вашего малыша начинают сильно мерзнуть, можно надеть ему нескользящие носки или, что еще предпочтительнее, мягкую обувь из натуральной кожи.
Это даёт вашему ребёнку устойчивость, когда он подтягивается на гладком полу, например, на плитке или паркете. Босиком или в мягкой обуви ребёнок может легко переключаться из одного положения в другое. Мышцы стопы развиваются правильно.
Первые независимые шаги еще весьма неустойчивы и неловки, однако со временем ходьба становится более уверенной.
Ребёнок поднимает плечи и удерживает равновесие, выравнивая руки в стороны. Изменяя положение корпуса, он продвигается вперёд. Это говорит о том, что фаза опоры на стопу уже присутствует, но фаза отталкивания и плавного перекатывания стопы всё еще нуждаются в доработке. Этот процесс происходит постепенно до достижения трёхлетнего возраста; только тогда позвоночник окончательно выравнивается вертикально, то есть таз становится ровным, а округлая спина уходит. В более раннем возрасте дети используют естественный шарнир стопы и округлый животик.
Не стоит волноваться, если голеностопы вашего малыша не идеально ровные во время первых шагов. На этапе обучения ходьбе у него будет заметная О-образная форма ног, а спустя год можно заметить, что колени могут стать Х-образными. Только к трем годам ось ног начнет выравниваться.
Первые попытки ходьбы часто заканчиваются падением на попу, если ребёнок не старается удерживать равновесие, разводя руки. Однако через несколько недель ходьба становится настолько безопасной, что ребёнку больше не нужно использовать руки для равновесия, вместо этого он начинает помахивать ими из стороны в сторону. Малыш учится адаптировать темп к пространственным условиям.
Он может останавливаться и менять направление движения. Не держась, он встаёт — в основном из медвежьей стойки — с земли и снова садится. Он свободно стоит и одновременно может держать игрушку в руках.
Лестница некоторое время преодолевается только ползком. Позже ребёнок начинает спускаться, держась за перила обеими руками, и поднимается по лестнице боком. Для начала лучше всего спускаться на попе или сбоку от перил.
Первая обувь
Ребёнку нужна обувь только тогда, когда он может хорошо ходить и гулять на улице. Тогда обувь — необходимая защита от влаги и холода.
В первые несколько лет стопа растёт довольно быстро, и вы должны быть очень внимательны и осторожны, чтобы ребёнку никогда не приходилось носить слишком маленькую обувь. Если это произойдёт, то стопа малыша сильно пострадает. Чтобы определить размер, нарисуйте картонный шаблон с обеих ног вашего ребёнка.
Для этого держите ребёнка стоя, поставьте его стопу на кусок картона и нарисуйте контур. Теперь добавьте примерно 1 см к носку и вырежьте шаблоны. Это позволяет проверить в обувном магазине, подходит ли обувь, которую вы выбрали: шаблоны должны без проблем вписываться в обувь.
Кроме того, вы должны убедиться, что подошва легко сгибается во всех направлениях и пятки полностью закрыты. Обувь должна доходить до щиколотки даже в сандалиях. Лучше не давать детям носить использованную кем-то обувь, т.к. она уже потеряла необходимую форму для грамотного развития стоп.
Родители обычно с нетерпением ждут первой покупки обуви для ребёнка и бывают очень удивлены, что малыш зачастую не согласен. Ощущение обуви на ноге настолько непривычно и неудобно для большинства детей, что они начинают кричать и снова пытаются снять обувь. Можно отвлечь ребёнка, восхитившись красивой обувью. Тогда, возможно, малыш быстро забудет о неудобствах и с гордостью будет носить обувь, как взрослый.
Другие навыки
Речь
На этом этапе активно используется язык; многие дети начинают разумно использовать первые несколько слов. Растёт пассивное понимание языка, т.е. ребёнок уже многое понимает. Потребность ребёнка исследовать предметы ртом и языком уменьшается.
Социальное поведение
Наступает этап бунта. В этот период ярко выражается желание ребёнка быть независимым.
Рекомендации по игре и движению
Благодаря способности бегать и лазать ваш ребёнок может пойти куда угодно. Он наблюдает за вашими повседневными делами и хочет участвовать. Он также хочет есть вместе с вами, он хочет использовать ваши повседневные предметы быта, он хочет «помогать», когда вы убираетесь, готовите и занимаетесь домашней работой. Постарайтесь постепенно вовлекать его в этот процесс и поручать небольшие задания, даже если порученное дело будет занимать немного больше времени.
Цели возраста 12 месяцев
Ребёнок может свободно вставать по-медвежьи
Малыш сам садится и встаёт
Ребёнок ходит без посторонней помощи, может останавливаться и менять направление во время движения.
Все статьи рубрики «Бобат: развитие в игре»
5 месяцев: особенности развития ребёнка. Опора на один локоть
7–8 месяцев: особенности развития ребёнка. Косое (боковое) присаживание
9 месяцев: особенности развития ребёнка. Ползание и сидение
месяцев: особенности развития ребёнка. Положение на коленях и подъём на ножки
месяцев: особенности развития ребёнка. Стоим без опоры
месяцев: особенности развития ребёнка. Первые самостоятельные шаги
Развитие движений у детей от 1 до 3 лет: что помогает, а что задерживает
Главная задача в возрасте от 1 до 3 лет — совершенствовать свои движения. Научиться увереннее ходить, бегать, прыгать и сохранять равновесие тела в пространстве, двигаться с вещами в руках, согласованно действовать руками и ногами.
В статье рассмотрим основные этапы развития движений ребёнка и условия, которые помогут ему своевременно освоить нужные двигательные навыки.
Развитие движений от 1 до 1,5 лет
Ходит. Как только ребёнок начинает самостоятельно ходить, это становится его базовой потребностью. Он уже не может стоять на месте, ему нужно постоянно перемещаться — он способен без остановки пройти до 10 метров. Потом останавливается на 2–3 минуты, осматривает окружающее пространство или присаживается, снова встаёт и идёт. Поэтому ему нужно пространство, в котором можно свободно и безопасно перемещаться.
В 12–14 месяцев большинство детей ходят, но походка ещё шатающаяся и неустойчивая. Они не всегда способны обойти какое-то препятствие — могут стукнуться и упасть, но не стоит переживать. Природа позаботилась, чтобы дети не получали травмы, пока учатся ходить. Вместо некоторых костей у них хрящи, а малый вес и небольшой рост смягчают удары при падении.
Во время ходьбы ребёнок широко расставляет ноги и часто сгибает их в коленях, чтобы удержать тело в пространстве. Наступает на пол всей ступнёй, чтобы увеличить площадь опоры. Походка его шаркающая, что тоже помогает удерживать равновесие. С этой же целью некоторые дети при ходьбе раскачиваются из стороны в сторону и размахивают руками.
Ходьба пока неравномерная — ребёнок то бежит, то замедляет шаг, то останавливается, затем снова двигается такими перебежками. Это нормально, ему пока сложно скоординировать темп ходьбы.
Осваивает более сложные движения. Малыш учится делать повороты и развороты, наклоняется и пятится. Пытается прыгать на пружинистых поверхностях — матрасе или батуте. Ещё ему нравится прятаться, поэтому пригодятся пространства с одеялами и стульями, гамаками и палатками. И конечно — танцевать под музыку: вскидывать ручки, кружиться и делать пружинистые полуприседания.
Преодолевает препятствия. После года малыши всё ещё много ползают на четвереньках, многие предпочитают этот способ передвижения ходьбе. Они перелазят через невысокие препятствия вроде горы из подушек или карабкаются на лесенку. В этом возрасте пригодятся лабиринты, лесенки около 1 метра высотой или горки из мягких матов.
Ребёнку также необходимо подниматься на разные высоты, поэтому лестницы, стулья и диваны привлекают его внимание. Ближе к полутора годам он начинает осваивать умение перешагивать через низкие объекты (до 10 см).
Переносит предметы. Начинающему ходунку нравится переносить предметы с места на место. Это помогает развивать координацию тела в пространстве, а заодно тренирует руки. Повесьте в свободном доступе несколько небольших сумочек, поставьте корзину с ручками или положите мячи.
Трек для мяча — хорошее подспорье для развития координированных движений. Ребёнок кидает мяч в отверстие, потом идёт к концу дорожки, берёт мяч и снова несёт к отверстию.
Бросает. В этом возрасте ребёнок делает первые попытки замахиваться при бросании. Пока что его больше интересует бросание вдаль, нежели в цель. Положите в свободный доступ мягкие мячики или подушечки для бросания, чтобы дать возможность потренировать этот навык.
Тянет и толкает. К 14 месяцам появляется потребность тянуть и толкать. Поэтому пригодятся тележки и каталки, которые можно катить перед собой или тянуть.
Качается и отталкивается ногами при движении. Желательно, чтобы сиденье качелей располагалось невысоко от пола. Так ребёнок сможет самостоятельно садиться, вставать с качели и толкаться. Он может лечь на сиденье и толкаться ногами или, присев на сиденье, отступить назад, поднять ноги и начать раскачиваться. Также пригодится обычная лошадка-качалка.
Ближе к 16 месяцам уже можно предлагать беговел или низкий трёхколёсный транспорт, позволяющий отталкиваться от пола ногами (педальный трёхколёсный велосипед понадобится ближе к 2,5 годам).
Развитию движений помогают спортивные комплексы и снаряды. Список проверенных производителей, примеры и рекомендации вы найдёте в статье «Выбираем спортивный комплекс ребёнку для дома»
А этот бот в Телеграме бесплатно пришлёт таблицу с нормами развития движений. Можно прочекать навыки своего малыша
Развитие движений с 1,5 до 2 лет
Много ходит. В этот период ребёнок переживает цикл максимального усилия — ищет любые возможности, чтобы увеличить силу ног и рук, научиться держать равновесие в пространстве. Он способен проходить километры с небольшими перерывами, но создаётся такое впечатление, что совершенно не устаёт. При ходьбе малыш сначала сгибает локти и прижимает их телу, но постепенно формируются согласованные движения: правая рука и левая нога делают одновременное движение вперёд.
Малыш начинает учиться подниматься и спускаться по наклонным поверхностям, расположенным на высоте около 20 см от пола. Можно установить наклонную доску, по которой он с радостью будет передвигаться.
Переносит тяжести. Малыш постоянно ищет в среде какие-то тяжести, которые хочет переносить. Можно организовать сумки с тяжёлыми предметами и предлагать переносить посильные тяжести — например, давать в магазине свой пакет.
Учится удерживать предметы при движении. Ребёнок старается удерживать в руках предметы, забираясь на диван и слезая с него. Или карабкается с игрушкой в руках по лестнице. Так он учится удерживать вес в руках при сложных движениях. Рука становится ещё более умелой: малыш может поворачивать ручку или высыпать что-то из перевёрнутой ёмкости, брать в руки два мелких предмета одновременно.
Осваивает ходьбу по ступенькам. Если раньше малыш мог передвигаться по ступенькам только на четвереньках, то теперь ему по силам освоить более сложное комбинированное движение — спускаться и подниматься в вертикальном положении ногами. Он ещё не может поднимать ноги попеременно, поэтому сначала ставит одну ногу на ступеньку, затем приставляет к ней другую.
Перешагивает препятствия, которые находятся на высоте 20 см от пола. Здесь пригодятся брусок, перекладина или бревно для балансирования. Если придвинуть такой брусок к стене, то ребёнок будет ходить по нему, держась за стену. Позже можно будет передвинуть брусок от стены, чтобы учился ходить по прямой линии на весу.
Ходит по линиям. Ближе к 2 годам для удержания тела в пространстве ребёнок начинает перемещаться по различным линиям. Вы заметите, как он начнёт сосредоточенно ходить по чёрточкам на асфальте, узким дорожкам или бордюрам. Всё это делается интуитивно, чтобы научиться удерживать своё тело в пространстве. Можно наклеить на пол цветной скотч: сначала прямую полосу, а потом овал диаметром в пару метров.
Развитие движений с 2 до 3 лет
Утончает движения. После 2 лет завершается формирование базовой координации тела, и ребёнок переходит в период утончения движений. Движения становятся точнее, грациознее и экономнее, а для достижения цели совершается всё меньше действий. Ненужные движения отсекаются, остаются только точные. Так малыш достигает оптимального результата в кратчайший срок, а сэкономленная энергия направляется на дальнейшее развитие.
Легко выполняет сложные движения. Движения у детей второго и третьего года жизни развиты достаточно хорошо, чтобы без передышки преодолеть расстояние в 80–100 метров. Они уже умеют выдерживать направление и изменять его по просьбе взрослого, менять высоту и ширину шага, идти быстрее или медленнее.
Двухлетка начинает ходить с перекатом, с пятки на носок, ходьба становится уверенной. После этого переходит на следующий этап — учится подпрыгивать, прыгать в длину и перемещаться прыжками. А ещё может недолго постоять на одной ноге и походить на цыпочках. Ещё ему нравится бросать небольшие предметы на расстояние до 1 метра.
Двухлетка с удовольствием пинает, ловит и бросает мяч. Может выполнить два разных действия одновременно — например, топнуть и хлопнуть в ладоши. А его руки способны совершать одновременно разные движения: когда рвёт бумагу, то одна рука тянет лист к себе, а другая от себя.
Разум и тело становятся единым целым. При отсутствии каких-либо преград или нарушений в процессе развития, к двум с половиной годам они уже интегрированы — это единое целое продолжает развиваться совместно.
Вместе со скачком в моторном развитии, у ребёнка происходит скачок в развитии интеллекта — любопытство толкает его к активному исследованию окружающего мира. Он всё лучше понимает, как с ним взаимодействовать. Нажал на кнопку пульта — включился телевизор, повернул ручку на музыкальном центре — изменился звук, повернул ручку крана — полилась вода. Кнопки и ручки становятся любимой забавой.
Поскольку базовая координация тела уже сформировалась, можно начинать водить ребёнка в спортивные секции и кружки, научить ездить на велосипеде или самокате, лазить по верёвочной лестнице. Актуальными остаются долгие прогулки, подвижные игры, лазанье и прыжки.
Что может помешать развитию движений
Ребёнок проходит колоссальный путь в своём двигательном развитии и усовершенствовании движений. Наша задача — создать условия, в которых он пройдёт этот путь без препятствий:
Не стоит ограничивать свободу движений, если она не принесёт вред ребёнку, другим людям, животным или предметам.
И сам взрослый не должен стать препятствием на пути двигательной активности ребёнка — не нужно постоянно носить на руках или держать в коляске на прогулке.
Лучше следовать за естественным развитием, а не ускорять освоение новых навыков. Дождитесь, когда созреет нервная система ребёнка, и он будет готов к самостоятельным движениям.
Не стоит подгонять развитие своего малыша под нормы или других детей. Развитие движений происходит в индивидуальном темпе: одни дети сначала осваивают прыжки, другие — броски. Пройдёт пара месяцев, и ваш малыш обязательно освоит тот двигательный навык, который демонстрируют ровесники. Но только при условии, что у него есть для этого возможности в подготовленной вами среде.
Статья подготовлена по материалам курса Сензитивные периоды развития ребёнка В. Н. Могилёвой — кандидата психологических наук и Монтессори-педагога AMI
Фото Ольги Горевой и Николь Кавано
Мини-курсы для родителей от 299 руб
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов