Велосипеды: виды и их предназначение

Велосипеды: виды и их предназначение

Существует несколько основных типов велосипедов, каждый из которых предназначен для специфических условий и стиля езды. Горные велосипеды оснащены широкими колесами и прочной рамой, что делает их идеальными для бездорожья и сложных маршрутов. Шоссейные велосипеды, напротив, имеют легкую конструкцию и узкие колеса, подходящие для быстрого передвижения по асфальту и длительных поездок по трассам.

Кроме того, городские и туристические велосипеды предназначены для комфортной поездки по городским улицам и более спокойных маршрутах. Они часто оборудованы дополнительными аксессуарами, такими как корзины и фары. Электровелосипеды, в свою очередь, комбинируют преимущества традиционного велосипеда с помощью электродвигателя, что позволяет легче преодолевать длинные расстояния и подъемы.

Типы велосипедов (краткий обзор)

Велодрайв – один из главных и самых приятных моментов велосипедного спорта. Однако не нужно быть заядлым спортсменом, чтобы испытать тот драйв, грув и эмоции, которые приносит катание на байке.

Достаточно совпадения трех условий: человека, велосипеда и дороги, — и путь к настоящей веломании открыт. Главное условие у нас уже есть – это вы сами. Теперь стоит ответить на два вопроса: в каких целях вы собираетесь использовать байк и где? Причем где диктует выбор основательно.

Например, в ситуации, когда вы находитесь вовсе не в магазине, а, скажем, на острове. Остров любим туристами, но не избалован приметами цивилизации. Вместо дорог – лишь направления движения, камни, кочки, песок и избыток настоящей природы… такой интересной, многообразной, что хочется исходить и изъездить остров вдоль и поперек, из точки А в точку Б, и т.д. Более того, вам повезло: пунктов велопроката на острове предостаточно. Остается сориентироваться, какая «рама о двух колесах» вам подходит.

Здесь нужно быть начеку! Предложить могут что угодно и совсем неподходящее. Махнут рукой в сторону одного, вы подойдете, примерите – вроде бы отлично. Сидишь, как король или принцесса, — спина прямо, голова гордо приподнята, руки отдыхают на руле. Не жизнь, а красота! Не хватает только шляпки, разлетающихся юбок и собаки на поводке. Обычно так ездят экстравагантные городские бабушки.

Поэтому лучше, если эта красота останется на месте.

Ибо городской велосипед (citybike) предназначен для комфортного и неспешного катания по асфальтированным улицам. Он обладает высокой посадкой, что разгружает руки, позволяет сидеть прямо, при этом не чувствуя напряжения. Широкое седло также способствует расслаблению. Такой велосипед отличают большие колеса (28», 622 мм), шины средней толщины и обычно ножные тормоза.

В комплект часто входят крылья, багажник, различные полезные атрибуты и даже электрооборудование. За ним не придется особо ухаживать, поскольку все наиболее изнашиваемые механизмы спрятаны внутрь. Более того, производители часто устанавливают защиту цепи и защиту от попадания ног в колесные спицы. Разновидностей городского велосипеда много, встречаются диковинные конструкции с колясками для детей, приспособлениями для лестниц – кому как удобно. Расслабленный, немного вальяжный чоппер и гламурный круизер – из того же порядка.

Велосипеды: виды и их предназначение

городской велосипед

Существуют также дорожные велосипеды, которые немногим, но отличаются от ситибайка. Дизайн у них проще, поэтому цена дешевле. Отличает также меньшее количество скоростей – всего семь вместо двадцати одной. Тем не менее, передвигаться на нем по грунту куда удобнее и безопаснее.

дорожный велосипед.jpg

дорожный велосипед

Однако не спешите радоваться! Оптимальным вариантом в нашем случае будет горный велосипед (mountain bike, сокращенно — MTB). Прежде чем их изобрели, людям пришлось немало помучиться, но конечный вариант стоил этих тяжких испытаний. Современный маунтинбайк универсален – его можно использовать и в гонках по пересеченной местности (т.н. кросс-кантри), и в городе.

Где велодрайва больше – судить вам. Однако горный велосипед на то и рассчитан, чтобы без труда преодолевать бездорожье. Для этого у него имеются прочные колеса в 26 дюймов (559 мм), на которых трудно поставить «восьмерку», и неубиваемые шатуны. Рамы у горных велосипедов всегда небольшой высоты, прочные и жесткие, сварены из толстых труб.

Самые легкие изготовлены из титана, поэтому стоят дорого. Рамы из стальных и алюминиевых сплавов дешевле, но тяжелее. Ездить на маунтинбайке комфортно и мягко, даже если дорога представляет собой сплошные кочки. Спасибо стоит сказать установленным амортизаторам: переднему или заднему, а, может, обоим сразу, — смотря какой велосипед вы выберете. Они же отвечают за лучшее сцепление с землей, к примеру, на спусках.

Ручки переключателей скоростей (манетки) и ручки тормоза у горных велосипедов всегда располагаются на руле, что крайне удобно при движении. Большое количество ступеней передач (от 21 до 27) позволяют без проблем заезжать на крутые подъемы и ездить по любой грязи. В городе все эти качества пригодятся, чтобы легко преодолевать бордюры на тротуарах, различные препятствия, съезжать по лестницам и пробовать трюки. В общем-то, сегодня большинство песен поют именно этому типу велосипеда и его разновидностям: хардтэйлам, софттэйлам, ригидам и двухподвесочным.

горный.jpg

горный велосипед (хардтейл)

Если же отдых на диком острове вас не прельщает, а манят гонки в роде «Тур де Франс», стоит обзавестись шоссейным велосипедом или даже трековым. Благодаря форме руля – «бараньи рога» — данное средство передвижения и велосипедист сливаются в аэродинамическую форму. На лице у владельца всегда читается воля к победе и какая-то особая спортивная сконцентрированность.

Причем по форме велосипед мало отличается от своего хозяина: худощав, даже субтилен, гладок и покрышками лыс. Колеса очень большие и узкие – специально, чтобы ездить далеко и быстро. Рекорды – вот имя получаемому удовольствию. Лишь бы дороги были ровные.

шоссейный.jpg

шоссейный велосипед

Отправиться в спокойное путешествие можно на туристическом велосипеде. Это промежуточный вариант между шоссейным и горным. От шоссейника ему досталась легкость, от горного – проходимость. Плюс таких велосипедов в том, что они рассчитаны на перевозку грузов, т.е. можно поставить щитки и багажник. Найти велосипед этого типа нелегко, чаще его собирают сами.

Хотя отчаиваться не стоит: в магазинах встречаются всевозможные гибриды с похожими свойствами. Гибридный велосипед так же представляет собой облегченный вариант горного велосипеда, лучше приспособленный для длительной езды по шоссе. Рама у него легче, колеса больше, шины средней толщины, а протектор не очень рельефный. Причем гибридных велосипедов с различным свойствами и комплектацией довольно много, поэтому здесь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

гибрид.jpg

гибридный велосипед

Среди молодежи особой популярностью пользуются BMX’ы (аббревиатура от английского bicycle motocross — велосипедный мотокросс; позднее стали расшифровывать как modified bike x-treme). Это велосипеды очень компактных, «детских» размеров, предназначенные не для езды, а для выполнения разнообразных трюков и гонок на специальных площадках с искусственными препятствиями. Для этого он снабжен колесами в 20 дюймов с 48 спицами, пегами (специальные упоры по торцам осей колес), а особый механизм позволяет вращать руль в одном направлении без перекручивания тормозных тросиков.

bmx.jpg

Экстремальные способы катания можно опробовать также на велосипедах, предназначенных для триала и даунхилла. Здесь опять не обойдется без горного велосипеда, правда, специально переработанного. Велосипеды для скоростного спуска с гор (downhill, DH) представляют собой двухподвесочные велосипеды с очень прочными рамами, длинноходными вилками и задними подвесками с ходом до 200-240 мм.

Для моделей этого типа обязательно наличие мощных дисковых тормозов. Основная задача таких байков – выдерживать нагрузки от движения на высоких скоростях по сложным трассам. Заезды производятся исключительно вниз под гору, поэтому чаще всего присутствует лишь одна большая ведущая звезда. Передвигаться на DH-велосипеде по ровному месту или в гору крайне неудобно.

Вес велосипеда достигает двадцати и более килограмм. Сложная конструкция рамы и высокие требования к надежности обуславливают их значительную стоимость.

Триальный велосипед – это уже веломания на грани циркового искусства. Он сравнительно легок, имеет малую и очень прочную раму. Переключатели передач на такой модели могут отсутствовать, главное его предназначение – тренировка сложных трюков и прыжков. Любители этой масти порой даже отказываются от седла в пользу экспериментов.

Дети, глядя на лихих велосипедистов, тоже хотят поскорее научиться кататься. К выбору велосипеда для ребенка нужно отнестись внимательно: обязательно учитывать количество колес (2-4), их размер (12", 16", 20" и 24"), сложность конструкции, и все это сообразно возрасту, росту и способностям маленького велолюбителя. Стоит упомянуть еще об одном типе велосипеда, возможности которого весьма по вкусу многим гражданам нашей страны.

trial.jpg

Складной велосипед. Легко складывается и разбирается, поэтому удобно хранить в городской квартире. Колеса такого байка обычно малы 20" или 24". Складной велосипед может быть как детским велосипедом, так и полноценным взрослым, независимо от размера колеса. Складные велосипеды могут иметь несколько передач.

Впрочем, при желании большую часть велосипедов можно разобрать в целях хранения или перевозки, — было бы желание. В любом случае важно не забывать: велосипед не должен простаивать, а должен приносить радость и удовольствие!

складной.jpg

складной велосипед

Воспользуйтесь нашим промокодом (необходимо ввести в поле промокодов при оформлении заказа): velo5 — скидка 5% на велосипеды.

Типы и виды велосипедов

Производители велосипедов регулярно предлагают новые модели или совершенствуют существующие, внедряя технические и конструктивные новации, либо комбинируя и улучшая известные решения. Из-за этого увеличивающегося разнообразия классификация велосипедов для новичка дело очень сложное, но необходимое для выбора оптимального варианта.

Чем велотехника отличается друг от друга

Основные составляющие любого велосипеда, это колеса, рама, передача, руль и его вынос, сиденье. Кроме этого, он может оснащаться амортизирующей подвеской и дополнительными амортизаторами, тормозной системой, элементами повышения безопасности, защитными крыльями колес, иногда светотехникой и грузовыми багажниками. Наличие, количество, размер, конфигурация или вид компонентов, а также их сочетания определяют принадлежность к конкретному типу и виду. Основными определяющими для разных типов являются подвеска и передача.

Виды подвески современных велосипедов

Выделяют 4 типа подвески для велотехники.

  • Ригид – амортизаторы отсутствуют полностью (за исключением пружин сиденья).
  • Хардтейл – амортизатор установлен в передней вилке.
  • Двухподвес – модели с передним и задним амортизатором.
  • Софттейл – усовершенствованный хардтейл с передним амортизатором и специальной геометрией перьев сзади.

У софттейла в заднем треугольнике упругого элемента нет, но он устроен так, чтобы компенсировать ударные и весовые нагрузки.

Велосипедная трансмиссия

Классическая схема привода велосипеда предполагает наличие следующих компонентов:

  • педали, жестко соединенные с большой ведущей звездой-шестерней;
  • маленькая звездочка, соединенная с осью колеса и задней кареткой;
  • приводная цепь, соединяющая звезды.

Для увеличения крутящего момента или тягового усилия используются передачи, в которых есть 2-3 больших звезды и несколько маленьких. Комбинируя специальными переключателями (рычаг с приводом на дерейлер) варианты их соединения, можно увеличить скоростные возможности велосипеда или облегчить подъем в гору. В некоторых моделях используется планетарная передача – специальный механизм с тремя степенями свободы.

Классификация велосипедов по назначению

В зависимости от назначения велосипедную технику делят на несколько категорий.

  • Городские – для неспешных поездок на короткие дистанции по ровному покрытию.
  • Шоссейные – для дальних рейдов по хорошим дорогам, часто на большой скорости.
  • Внедорожные – используемые для пересеченной местности.
  • Специальные – для особых категорий пользователей.

Все они дополнительно делятся на виды, некоторые даже на подвиды. Деление немного условное, так как есть модели, которые сложно безоговорочно отнести только к одному типу. Плюс, не так давно на рынке появились «гибриды» – велосипеды, сочетающие в себе черты нескольких видов и типов.

Городские велосипеды и их разновидности

городские велосипеды

Ситибайки или дорожники — это максимально простые и комфортные модели, самые распространенные среди велосипедистов, не выезжающих за пределы населенного пункта. Обычно на них используется стальная рама типа ригид или хардтейл, простая или недорогая (с небольшим количеством передач) многозвездочная либо планетарная трансмиссия, колеса диаметром 24-28 дюймов с шинами средней ширины и мелким рисунком протектора.

Конструкция рамы предполагает прямую посадку, сиденье мягкое, большой диапазон регулировок седла и руля. Тормоза обычно только задние – дисковые или барабанные. Некоторые модели комплектуются дополнительным передним ободным или дисковым тормозом.

Почти всегда городские велосипеды оснащают защитными крыльями и накладками на цепь, светоотражателями, фарой и задним фонарем, современные модели могут иметь указатели поворотов. Часто устанавливаются багажники с прижимным фиксатором и (или) корзинки.

На вес производители внимания не обращают, потому что такие велосипеды предназначены для коротких, не скоростных поездок, по улицам, парковым аллеям и так далее.

  1. Женский велосипед с открытой рамой. Основное его отличие заключается в низком расположении верхней поперечины рамы или ее отсутствии (в этом случае нижняя часть делается более прочной). Кроме этого расстояние по нижним точкам выноса седла и руля меньше. Все это сделано для компенсации особенностей анатомии слабого пола, а также для возможности комфортной езды даже в длинной юбке или платье.
  2. Круизеры. Городские модели с вытянутой в длину рамой, заниженным задним треугольником и часто заметным наклоном назад выносов руля и седла. Такие велосипеды могут иметь не совсем обычные, в ретро-стиле обводы, а особенности конструкции и посадки требуют более-менее ровного и твердого покрытия.
  3. Складные велосипеды. Отличительные особенности таких моделей, это небольшие 18-24 дюйма колеса, небольшая однопоперечная рама с механизмом складывания и максимальная высота выносов. Модель пользуется спросом среди тех, у кого сложности с хранением велосипеда, а также любителей выездов на природу. В эксплуатации выделяется низкими скоростями и сложностью езды при значительных перепадах высот.

Характеристики и виды шоссейных велосипедов

шоссейные велосипеды

Общей характеристикой для таких велосипедов будет оптимизация для поездок на дальние расстояния. Типовые признаки – прочная большая рама традиционной формы, колеса диаметром 28-29 дюймов, покрышки узкие, максимальное число передач трансмиссии, посадка с минимальным сопротивлением воздушному потоку. Последний пункт обеспечивается высоким седлом и заниженным рулем, чаще всего изогнутым, типа «бараний рог» или «баран». Существуют три основные разновидности.

  1. Шоссейный или спортивный (гоночный). Кроме перечисленных признаков при описании следует отметить полное отсутствие амортизаторов и практически гладкий протектор. Такие модели делают максимально легкими, в том числе за счет отсутствия любых деталей, ненужных для езды и управления, и тонкой рамы из специальных легких сплавов. Их стихия – скоростные велогонки на большие расстояния по хорошему асфальту. В городе и на местности неудобны, быстро изнашиваются и ломаются.
  2. Трековый велосипед. Специализированная разновидность спортивного велосипеда. Основным отличием является отсутствие тормозов, и не то что дополнительных скоростей, но классической задней каретки. Педали и заднее колесо связаны цепью жестко, обычно вне трека не используется.
  3. Туристический или дорожный. Не следует путать его с городским «дорожником», по сути, это «шоссейник», адаптированный для более комфортного перемещения, с возможностью перевозки грузов и выезда за пределы твердого покрытия. Основные отличия от спортивных, это широкое сиденье, наличие короткоходного переднего амортизатора, светотехники и багажников, более крупный и широкий протектор, упор на тяговые передачи. Такие модели менее скоростные, подходят для асфальта и грунтовок, но не для полноценного бездорожья.

Горные велосипеды и внедорожники

горные велосипеды

Часто категорию внедорожных велосипедов ограничивают только «горными» моделями. Это вполне объяснимо, ведь характерные особенности «внедорожников» полностью соответствуют описанию классического горного велосипеда.

  • Прочная, немного укороченная рама типа хардтейл или двухподвес, с приподнятой нижней частью, что позволяет расположить основную каретку примерно на одной высоте с осями колес, увеличив дорожный просвет.
  • Колеса диаметром 24-26 дюймов, со средним или широким, глубоким агрессивным протектором, цепляющимся за неровности и предохраняющим от проколов (с недавнего времени начали выпускать модели с 27.5-дюмовыми и даже больше колесами).
  • Амортизаторы газовые, гидравлические или их комбинация, с большим ходом для защиты от ударов неровностей; дорогие модели могут иметь дополнительные амортизаторы в выносах руля и седла.
  • Максимально защищенные от ударов, влаги и пыли узлы, особое внимание при проектировании-изготовлении уделяется тормозным шлангам, упругим элементам и системам передач.
  • Усиленные обода, короткий прямой руль, и другие компоненты, на которые приходится максимальная нагрузка.
  • Консольные тормоза типа V-brake или дисковые, с увеличенной площадью контакта с колодкой.
  • Малое или среднее количество доступных передач (16-28).

Такая конструкция позволяет преодолевать полноценное бездорожье, и чем богаче и дороже комплектация, тем больше у велосипеда возможностей. Некоторые подвиды горных велосипедов как All Terrain Bikes (вседорожный), Recreation (активный отдых) или Hibrid (гибридный) выделяются меньшей выраженностью «горных качеств» и пользуются большим спросом из-за своей универсальности. Иногда их называют «псевдогорными» и берут для поездок на работу, в магазин, покатушек в парке и недалеких выездов на природу за город. Если судить по статистике, то такие модели постепенно вытесняют традиционные ситибайки.

В зависимости от некоторых изменений комплектации или конструкции полноценные горные велосипеды можно разделить на несколько подвидов.

  1. Кросс-кантри – как правило, хардтейл с большим запасом скоростей и коротким выносом руля. Используется для гонок по пересеченной местности с небольшим или средним перепадом высот.
  2. Бэккантри – хардтейл, софттейл или двухподвес с усиленной рамой. Модификация для внедорожных марафонов и работы на трасах со значительным перепадом высот.
  3. Даунхиллы – двухподвесы с максимальным ходом амортизатора и очень прочными деталями конструкции, двухкоронной передней вилкой и минимальным набором передач (только одна ведущая звезда). Основное назначение – скоростной спуск с горы, часто наверх их доставляют своими силами или на подъемниках.
  4. Фрирайд, дертджампинг и эндуро – что-то среднее между кросс-кантри и даунхилом, и может использоваться для гонок и катания по горному бездорожью с любым перепадом высот. Отличаются высокой прочностью, заниженной рамой и приличным количеством передач.
  5. Триалы (Stock или MOD)– «горники» маленькой ростовки, чаще всего ригиды с 20-дюймовыми колесами, предназначенные для прыжков и преодоления препятствий. Выделяются прочностью и специализированной «трюковой» оснасткой.

Кроме этого к внедорожной категории следует отнести фэтбайки – велосипеды для передвижения по песку, снегу, траве. Их главная особенность, это высокая и очень широкая (до 10 см) покрышка, причем давление в шинах специально делается низким, для комфортного передвижения по рыхлому покрытию. Из-за больших шин рама и вилки тоже намного шире обычных.

Специальные велосипеды

Если говорить о серийных моделях, а не специальных байках, созданных в небольшом количестве (или даже в единственном экземпляре), то список специальных категорий будет выглядеть так.

детские велосипеды

Детские

Подразумеваются не уменьшенные копии взрослых моделей, а специально сконструированные байки для начинающих велосипедистов. Для совсем маленьких детей производители предлагают трехколесные велосипеды с цепным приводом на общую заднюю ось или педалями, жестко закрепленными на переднем колесе. Для детей постарше модели двухколесные, но в комплектации предусмотрены маленькие страховочные колесики, устанавливаемые по бокам от основного заднего.

Утилитарные

Грузовые и даже пассажирские (велорикши) трехколесные и четырех колесные модели. Часто их называют веломобилями. Кроме основного сиденья имеют пассажирские или грузовой отсек. В странах постсоветского пространства только начинают пользоваться спросом, а в Азии давно стали массовыми участниками дорожного движения.

трюковые велосипеды

Трюковые

  • BMX – городская вариация МОДа, приспособленная для выполнения трюковых элементов разной сложности с использованием искусственных препятствий – ступеней, тумб, перил и так далее, часто имеют дополнительные упоры для ног на осях колес.
  • Моноциклы – по сути, колесо с педалями, могут иметь цепной привод и сиденье.
  • Цирковые – похожие на трековые отсутствием передачи и жестким приводом, но с другой формой руля, могут иметь дополнительные детали для упора.
  • Дрифт-трайки – специальные подели с педальным приводом на большое переднее колесо и пластиковыми накладками-сликами на маленьких задних, что позволяет проходить повороты в заносе.

В завершение коротко об особенных велосипедах – электрических и лигерадах. Электровелосипеды, это модификации обычных моделей, но с возможностью ездить, используя не только мускулы, но и электрический привод, работающий за счет аккумулятора, размещенного в специальном отсеке.

Лигерад или рикамбент, это особый вид двухколесных велосипедов, конструкция которых предполагает полу-лежачее или лежачее положение ездока. Сначала их рассматривали только как форму необычного развлечения или способ выделиться. Но потом оказалось, что это единственный способ покататься на настоящем велосипеде без опасных последствий для людей с проблемами позвоночника, верхнего плечевого пояса и с заболеваниями суставов.

Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий