Правильное переключение передач на велосипеде – это важный навык, который помогает поддерживать оптимальную скорость и эффективность. При переключении передач старайтесь делать это в моменты, когда вы не находитесь под сильной нагрузкой, например, перед тем, как заехать на холм или изменить скорость. Это позволит избежать износа трансмиссии и обеспечит плавность переключения.
Обратите внимание на ритм ваших педалей: при переключении передач немного ослабьте давление на педали. Для передних передач переключайте их, когда скорость больше, а для задних – это можно делать в зависимости от условий – в гору или на ровной дороге. Регулярная практика переключения поможет вам интуитивно понимать, когда и как лучше сменить передачу.
Как правильно переключать передачи велосипеда?
В статье рассматривается, как правильно переключать передачи на велосипеде. Лето – замечательный период для активного отдыха и неспешного времяпрепровождения. В любых из этих случаев велосипед станет не только средством избавления от повседневной рутины, но и источником ярких эмоций на протяжении всего сезона.
Велосипед является отличным транспортным средством, подходящим как для городских поездок, так и для путешествий по сложным маршрутам. Широкий ассортимент различных моделей позволяет выбрать велосипед, который удовлетворяет высоким требованиям как по эксплуатационным характеристикам, так и по дизайну.
Тем не менее, даже если у вас есть отличный и высококачественный велосипед, это не обеспечит комфортную поездку без правильного его использования. Одним из ключевых навыков для велосипедиста является умение грамотно переключать передачи.

Мало
47 992 ₽ Цвет Размер рамы 1439 очков
Добавить в корзину В корзине
Кажется, зачем вообще менять передачи на велосипеде? У него нет двигателя, значит, он будет двигаться быстрее, если велосипедист будет крутить педали интенсивнее – правда? Не совсем так. В общем, да, велосипед – это механическое транспортное средство, которое движется благодаря усилиям самого велосипедиста, но, как и в случае с автомобилем, трансмиссия влияет на эффективность работы транспортного средства. Переключение передач в системе велотрансмиссии помогает снизить усилия на педалях и уменьшить утомляемость велосипедиста.

В зависимости от различных рельефов местности, по которой пролегает ваш путь на велосипеде, различается и тяжесть прокручивания педалей велосипеда. При движении на одной и той же скорости в гору приходится прилагать больше усилий, чем при катании по ровной поверхности. При езде с горы, наоборот, педали крутятся намного легче и быстрее.
Крайне важно выбрать соответствующую передачу в зависимости от того, едете ли вы по ровной поверхности или спускаетесь с горы.
Во-первых, это снижает затраты сил во время поездки, что позволяет сохранить энергию при длительных маршрутах. Во-вторых, правильно подобранная передача поможет избежать риска получения травм, например, при быстром спуске с холмов. Согласитесь, гораздо приятнее кататься с радостью и без лишних ушибов, чем после пары поездок оставлять велосипед до полного заживления всех повреждений.
Как происходит переключение передач?
Процедура смены передач довольно проста и сводится к переходу цепи с одной звездочки на другую. Передняя и задняя звездочки в своем сочетании помогают варьировать уровень нагрузки на велоезда. Переключение скоростей осуществляется с помощью шифтера – механизма, расположенного на руле велосипеда.
Шифтер позволяет перескакивать передачи при помощи перекидывания цепи между звездами. В основном большинство многоскоростных велосипедов имеет три передние звезды и шесть-восемь задних звезд. Передние звезды принято считать начиная от малой звезды к большой, в то время как задние считаются от наиболее большой к наименее.

Что лучше: высокие или низкие передачи?
Увы, но нет понятия идеальной передачи, нельзя наверняка сказать, что высокие передачи будут предпочтительны в том или ином случае, так как все очень индивидуально и каждый велосипедист должен подобрать подходящую скоростную передачу для себя в том или ином случае. Поэтому не бойтесь испробовать все возможности смены скоростных передач, которые предоставляет трансмиссия вашего велосипеда, потому как переключение передач на велосипеде позволит вам кататься с комфортом и получать удовольствие от каждой поездки.
Какие же существуют виды переключателей скоростей?
Переключатели скоростей можно подразделить на три вида: внешние, внутренние и комбинированные. Внешний переключатель является наиболее привычным видом. Механизм работы переключателя заключается в перебрасывании цепи между звездами через рамку. Данный вид переключателей весьма популярен и активно используется как на городских многоскоростных велосипедах, так и на горных.
Передний переключатель позволят перекидывать цепь между тремя передними звездами благодаря перемещающейся рамки, внутри которой расположена цепь велосипедная. При смене скоростей при помощи шифтера рамка перемещается, вставая над нужной звездой, за счет чего цепь перекидывается на эту звезду. Задний переключатель в свою очередь перемещает в рамках поперечной оси лапку с закрепленными между ними роликами. За счет перемещения переключателя цепь перекидывается с одной задней звезды на другую.
Преимуществами данного вида переключателей является легкость и понятность конструкции, однако минусом будет чувствительность системы к погодным условиям.

Внутренний, он же планетарный переключатель, располагается во внутренней части втулки сзади. При этом у велосипеда с планетарной втулкой имеется одна передняя и одна задняя звезда. Количество скоростей в таких моделях чаще всего от 3 до 7. Преимуществом данного вида является высокая надежность и долговечность эксплуатации, а Возможность переключать передачи без вращения педалей. Одним из весомых минусов является сложность ремонта и большой вес системы. Комбинированные переключатели представляют собой гибрид внутренних и внешних переключателей, за счет чего они сочетают в себе как плюсы, так и минусы обоих указанных видов.
Основные правила переключения скоростей
Правильное переключение скоростей не только обеспечивает комфорт при катании, но и позволяет увеличить срок службы всех элементов велосипедной конструкции. Поскольку наиболее распространенный вид переключателей скоростей – внешний, то и рекомендации будут именно для велосипедов с данным видом переключателей.
1. Переключение передач правильнее всего осуществлять именно во время катания, то есть, пока велосипедист прокручивает педали, так как это приводит в движение элементы трансмиссии. 2. Следует обращать внимание на натяжение цепи – во время переключения передач цепь не должна быть чрезмерно натянута, но и не следует допускать ее провисание. 3. Не следует перескакивать через несколько передач сразу, а перекидывать цепь последовательно с одной звезды на другую. 4. В том случае, если при переключении скоростных передач вы заметили посторонние шумы в системе, то велика вероятность, что переключение не произошло, поэтому следует вновь прожать рычаг шифтера, чтобы завершить переключение скорости. 5. Переключать скорости лучше всего заранее: до начала подъема в гору или спуска с нее.

Также необходимо помнить о правильных комбинациях звезд:
Большая передняя звезда подходит для сочетания с 4 по 8 заднюю звезду. Данное сочетание оптимально для катания по ровному дорожному полотну.
Как видно, освоение правил переключения передач не вызывает особых затруднений и запоминается довольно легко, что помогает быстро адаптироваться к смене скоростей на велосипеде даже тем, кто только начинает. Научиться правильно переключать скорости возможно лишь применяя рекомендации на практике, поэтому не стоит стесняться переключать их во время езды – чем больше будете пробовать, тем быстрее достигнете успеха!
Как правильно переключать передачи на велосипеде

Если вы никогда раньше не ездили на скоростном велосипеде, то наличие рычажков на руле и ряд звездочек на шатуне и кассете наверняка вызывает у вас множество вопросов. Кроме того, порой и счастливые владельцы велосипеда со скоростями или простенького горного велосипеда с трудом понимают, зачем вообще нужны скорости.
На ровной дороге с хорошим покрытием без переключения передач вполне можно обойтись. Велосипедист просто подбирает оптимальное для себя положение цепи и удобное передаточное соотношение. Скорость велосипеда тут определяется упрямством и физической формой. Но лучше уже и тут научиться играть передачами, подбирая оптимальный каденс в зависимости от угла наклона и дорожных условий. Излюбленное передаточное соотношение большинства новичков 2-5 или 2-4.

Чтобы заехать в горку, проехать по песку или снегу, одного соотношения скоростей будет недостаточно. На велосипедах с одной скоростью в такой ситуации все зависит только от интенсивности педалирования, силы мышц велосипедиста, техники катания и умения вовремя «тянуть».
Наличие передач сильно упрощает этот процесс, но только при условии, что скорости переключаются правильно и своевременно. Не нужно забывать и о здоровье коленных суставов. Гораздо полезнее, если на сложных участках колени не перегружаются, а делают больше движений – т.е. каденс больше.
Устройство переключателя

Для того, чтобы правильно пользоваться переключением передач, нужно понимать принцип его работы. Принцип работы трансмиссии велосипеда строится на том же передаточном отношении из школьной физики. Так работают все механические коробки передач. Для упрощения – если маленькая звезда крутит большую – это силовая пониженная передача (т.е. можно ехать в горку без усилий), а если большая крутит маленькую то всё наоборот. Это будет скоростная передача или повышенная.
Соответственно, на велосипеде мы имеем передачу открытого типа. Впереди большие звезды (2-3 штуки в стандартном случае), а сзади кассета из 5-8 звезд. Остается перекидывать цепь между ними. Для этого и служит переключатель передач (как передний, так и задний переключатель).
Перемещение цепи по блокам обеспечивается передним или задним переключателем, а переключатель связан с рычажками на руле велосипеда (манетками). Правый триггер обычно регулирует положение спереди, левый – сзади. Комбинируя различные положения цепи на звездах, велосипедист варьирует скорость движения велосипеда, а вместе с этим меняется передаточное отношение, а следовательно – и мышечное усилие, необходимое для получения результата. Переключение на переднем блоке позволяет радикальнее менять передаточные отношения и быстро перескакивать между основными режимами. Перемещение по кассете даёт возможность более точно подобрать нужное соотношение.
Для чего нужны передачи
Чем больше звездочка сзади, тем ниже будет скорость велосипеда, но тем меньше усилий понадобится для кручения. Низкая передача идеально подходит для подъема в гору, езды по песку, неровному грунту или снегу. Колесо перемещается медленно, но с огромной силой. Соответственно, если застрять в грязи – это идеальное соотношение.
Высокая передача обеспечивает быстрый набор скорости, но в то же время требует от велосипедиста больших физических усилий. Она хороша для скоростного перемещения по дорогам с ровным покрытием, а также для движения по спуску.
В большинстве случаев в каждой конкретной ситуации оптимальное соотношение передач выбирается со временем. Опытные велосипедисты делают это инстинктивно, не задумываясь о переключении скоростей. Новичку же предстоит освоить этот процесс самостоятельно, так как скорость велосипеда зависит не только от передачи, но и от физической подготовки райдера.
Как мы уже говорили ранее – ездить на одной передаче, имея скоростной велосипед очень плохо. Как минимум, быстрее стирается кассета да и велосипед со скоростями тогда не нужен. Но в первую очередь это демонстрирует неумение использовать технику.
Как правильно пользоваться передачами?
Механизм переключения скоростей сильно подвержен воздействию неблагоприятных факторов. Для того, чтобы он служил долго и никогда не подводил, следует с самого начала соблюдать несколько основных правил.
После покупки нового велосипеда первым делом нужно настроить систему переключения скоростей. Если она уже настроена и работает стабильно, то конечно же, лезть в неё не нужно. О том, как это сделать, мы расскажем в другой статье. Например, здесь мы писали о заднем переключателе.

Есть несколько простых рекомендаций:
Переключайте на ходу
Переключать передачи можно только во время движения велосипеда. В неподвижном состоянии манетка тоже сработает, но цепь положения не изменит. Затем, после начала движения, произойдет резкий скачок с одной звезды на другую. Это может привести к соскакиванию цепи или ее застреванию между звездочками.
Переключайте заранее
Переключать скорости можно только при отсутствии нагрузки на педали. При подъеме вверх, преодолении неровностей или быстром вкручивании нагрузка максимальна, и скидывать передачи уже поздно. Об этом всегда нужно заботиться заранее. Например, если вы видите перед собой подъем, то переключиться нужно как минимум за несколько метров до него.
В противном случае, механизм попросту может не сработать. Кроме того, появляется вероятность повреждения звезд и разрыва цепи. Однако, и на горе можно переключаться. Высококачественное оборудование позволяет это делать. Но как с дорогим качественным обвесом, так и с самым простым переключателем есть способ переключения на горе.
Достаточно разогнать велосипед до появления инерции, потом ослабить нажатие на педали и, вращая педали, пока велосипед едет по инерции (или находится в точке равновесия), сменить передачу. В этом случае, переключение не вызовет сложностей.
Переключайте поэтапно
По этой же причине на недорогих переключателях нельзя одновременно скидывать или поднимать передачу сразу на несколько значений. Это нужно делать поэтапно: щелчок -> перемещение цепи -> несколько оборотов педалей -> щелчок-> и так далее. В случае, если вы пытаетесь перекинуть через несколько звезд, нужно будет удостовериться, что цепь заняла нужное положение и только после этого прилагать усилия.
Избегайте перекосов
Есть такое понятие, как запрещенные передачи. Переключая скорости во время катания, следите за тем, чтобы не было сильных перекосов цепи. Если спереди цепь находится на крайней внешней звезде, а сзади – на крайней внутренней (или наоборот), то, помимо вероятности соскальзывания цепи, возникает опасность её преждевременного износа и повреждения механизма. Чем более параллельно она будет расположена по отношению к раме, тем лучше. Оптимальные сочетания переднего и заднего положения цепи можно обозначить так:
- 3 — большая передняя – 4-8 задняя
- 2 — средняя передняя – 3-6 задняя
- 1 — малая передняя – 1-3 задняя.
Лучший способ переключения передач на велосипеде
Как упоминалось ранее, переключение передач следует осуществлять только при незначительном давлении на педали.
Поэтому оптимальная схема переключения скоростей выглядит так:
- Интенсивно педалируя, разгоните велосипед.
- Затем прекратите крутить педали. Момент, когда велосипед еще движется по инерции на высокой скорости без помощи велосипедиста, оптимален для переключения передач. Если речь идёт о горе, то нужно почувствовать точку равновесия (хотя, если сил хватает до разгона для движения по инерции – так даже лучше).
- В этот момент нужно щелкнуть манеткой и услышать характерное перекидывание цепи.
- После нажатия снова начинайте крутить педали – как минимум до момента, пока не услышите щелчок перескочившей на соседнюю звезду цепи. Если щелчка не было, или вместо него вы слышите треск зависшей в неопределенном положении цепи, немного надавите на ту же манетку, не нажимая на нее до конца. При этом продолжайте крутить педали. Цепь сменит положение в течение нескольких секунд. Однако, методика работает только в случае, когда у нас прямая тяга. Поэтому, фокус сработает только в тех случаях, когда переключение (причем вверх или вниз) обеспечивается натяжением тросика. В противном случае толку мало. Тогда можно просто перекинуть на следующую передачу, услышать переключение и вернуть ручку обратно. Правда цепь может и проскочить нужную звезду. Такое происходит на недорогих низкокачественных переключателях или на неправильно настроенном оборудовании.
Если вы все делаете правильно, но передачи все равно переключаются с трудом, обратите внимание на состояние цепи и звездочек. После каждого катания они обязательно должны быть очищены от грязи и лишней влаги. Особенно важно это при катании зимой. Цепь нужно смазывать как можно чаще – зимой перед каждой поездкой, летом раз в неделю.
Причина неполадок с переключением может крыться и в износе механизма. Если вдруг цепь начинает проскальзывать прямо по зубчикам – значит настало время менять или кассету, или соответствующую звезду. Также, если переключатель уже старый, то могли ослабнуть возвратные пружины и сбиться позиционирование. Такое оборудование настроить на идеальную работу точно не выйдет.




