Лыжный ход можно разделить на два основных вида: классический и коньковый. Классический ход подразумевает движение лыжника по параллельным следам, при котором используются как скользящие, так и отталкивающие движения. Этот стиль подходит для различных условий и является традиционным для большинства лыжных гонок.
Коньковый ход отличается характерным, более быстрым и эффективным движением, где лыжи движутся по диагонали, и спортсмен использует силу рук для отталкивания. Этот стиль требует хорошей физической подготовки и применяется в большей степени на спортивных соревнованиях и тренировках, обеспечивая высокую скорость передвижения.
Виды и способы передвижения на лыжах. Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах
Перед тем как начать обучать дошкольников ходьбе на лыжах, важно ознакомиться с основными методами передвижения, спуска, подъема, торможения и поворотов. Правильная техника лыжного движения представляет собой набор действий, позволяющий ребенку-лыжнику максимально эффективно выполнять свои задачи. Критерии этой техники включают в себя естественность, эффективность и экономию усилий. К числу ключевых действий, влияющих на скорость лыжного передвижения, относятся: отталкивание с помощью лыж, использование палок для отталкивания и скольжение.
Темочки:
Ступающий шаг является наиболее элементарным методом перемещения на лыжах. Этот способ используется на мягком снегу на равнине и при восхождении на склон. Ступающий шаг представляет собой технику, при которой лыжник идет, поднимая носки лыж поочередно, при этом задний конец лыжи остается на снегу. Правая рука движется вперед одновременно с левой ногой и наоборот, а тело слегка наклонено вперед. В процессе обучения следует акцентировать внимание на правильной позиции лыжника, на последовательном переносе веса тела с одной ноги на другую, а также на удлинении шага.
Ступающий шаг — это ключевое подготовительное упражнение для овладения техникой скольжения на лыжах. Его выполняют в разнообразных, постепенно усложняющихся условиях. Важно усвоить следующие аспекты: разноименную координацию движений рук и ног, как при обычной ходьбе; перенос веса тела при каждом шаге с одной ноги на другую; а также специфические движения рук, включающие махи и толчки.
Скользящий шаг — это основа лыжного хода. Скользящий шаг состоит из скольжения и выпада. Скольжение на лыжах проходит с поочередным отталкиванием то левой, то правой ногой, стараясь делать широкие шаги и полностью выпрямлять ноги в коленном суставе.
К примеру, когда левая нога отталкивается, правая сгибается в колене и выдвигается вперед, на нее переносится масса тела, что приводит к скольжению на правой лыже. Далее этот процесс повторяется с левой ногой, которая начинает скользить. Важно, чтобы движения рук и ног были скоординированы, чтобы отталкивание ногой и перенос веса тела происходили правильно с толчковой ноги на маховую. Руки при этом активно движутся, наподобие ходьбы.
С течением времени, осваивая сначала ступающий, а затем скользящий шаг, старшие дошкольники начинают обучаться попеременной двухшажной технике и другим лыжным стилям, которые включают повороты, торможение, а также преодоление подъемов и спусков. Все эти маневры начинающие лыжники выполняют без использования палок. Их можно вводить только тогда, когда ребенок уверенно стоит на лыжах.
Повороты на лыжах выполняются на месте и в движении. Чаще всего используют поворот переступанием. Повороты на месте переступанием вокруг пяток и вокруг носков лыж несложны, но желательно отработать их еще раз до полной автоматизации.
Начинать осваивать разворот переступанием следует на ровной поверхности. Убирая в стороны палки, необходимо следить, чтобы пятки лыж не пересекались, слегка приподнимая носки, следует выполнить поворот на 90 градусов или более. Переступание рекомендуется начинать с той ноги, которая ближе к направлению желаемого поворота. Шаги при этом должны быть привычными — ни слишком большими, ни слишком маленькими.
По завершении разворота на снегу от лыж остается след в виде веера. Разворот переступанием можно осуществлять как вокруг задников, так и вокруг носков лыж.
Подъемы на склон. При подъеме на склон применяются различные техники: обычным шагом, «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой» и «зигзагом». Обычный шаг используется на пологих склонах. Движения аналогичны тем, что при обычном ходе, но с немного большим наклоном корпуса вперед и большей опорой на палки.
В тех случаях, когда скользящим шагом идти невозможно, подъем совершается ступающим шагом. Подниматься на горку можно прямо, а также наискось, зигзагом. Сначала детей учат подниматься без палок, так как они вызывают напряженность и скованность движений.
Способ «елочка» применяется главным образом при подъеме на склон в прямом направлении — носки лыж разводятся в стороны и становятся на внутренние ребра. Подъем «полуелочкой» применяется при подъеме (передвижении) наискось. Лыжа, находящаяся выше по склону, ставится в направлении движения, а другая — с разворотом носка в сторону поперек склона. Обе лыжи ставятся на ребро.
Подъем «лесенкой» применяется на крутых и обрывистых склонах и выполняется с продвижением только вверх или вперед-вверх. Стоя боком к склону, нужно сделать шаг в сторону подъема и поставить лыжу на внешнее ребро, чтобы она не соскальзывала, и одновременно переставить палку. Опираясь на палку и лыжу, стоящую выше по склону, приставить к ней вторую лыжу, опираясь на ее внутреннее ребро, и затем переставить палку. Сначала детей учат переступать на ровном месте, затем при подъемах на горку.
Спускам с гор (склонов) детей обучают одновременно с подъемами. Для этого подбирается пологий и ровный склон, не слишком твердая и накатанная поверхность, иначе у детей будут разъезжаться ноги и они могут упасть. Спускаться с гор можно скольжением в разной стойке (низкой, средней, высокой, а также «лесенкой». Основная стойка применяется на сложных спусках с поворотами и неровностями местности; низкая — для увеличения скорости, высокая — на пологих склонах для отдыха мышц ног. С пологих склонов спускаются прямо, наискось, а с более крутых — прямо.
При спусках с горы дети учатся тормозить. Детей обучают простейшим способам торможения — «плугом» и «полуплугом». Торможение применяется не только для полной остановки, но и для замедления движения. При торможении «плугом», давя пятками на лыжи и сжимая колени, задние концы лыж раздвигают в стороны, а носки лыж сближают «плугом». Лыжи ставят на внутренние ребра.
Палки держат близко к коленям, сзади. Для торможения «полуплугом» (или упором) необходимо, чтобы одна лыжа продолжала скользить по прямой, а вторая в это время отводилась в сторону, ставилась на ребро и упиралась им в снег.
Лыжные ходы получили свое название от различных сочетаний движений рук и ног. Они подразделяются на две группы: попеременные ходы (руки работают попеременно) и одновременные ходы (руки работают одновременно).
По количеству скользящих шагов в цикле движения лыжные ходы подразделяются на бесшажные, одношажные, двухшажные, четырехшажные.
Овладев скользящим шагом, дошкольники переходят к изучению попеременного двухшажного хода с палками, который состоит из двух скользящих шагов и двух попеременных отталкиваний палками. При попеременном двухшажном ходе движения естественные, словно при обыкновенной ходьбе — правая нога, левая рука. Чем сильней толчок ногой и палкой, тем дольше и быстрей скольжение на лыже, тем энергичнее темп передвижения.
Метод попеременного двухшажного передвижения. При шаге левой ногой вперед осуществляется вынос правой trekking-палки, параллельно левой рукой и правой ногой делается толчок — центр тяжести смещается на левую ногу. После толчка правая нога расслабляется и благодаря инерции поднимается назад и вверх, поднимая пятку от лыжи. Туловище в это время наклонено вперед, а правая рука завершает вынос палки вперед, кисть располагается на уровне плеча.
Из этого положения лыжник готовится сделать следующий шаг. Продолжая скольжение на левой ноге, он ставит правую палку с нажимом на снег и ею отталкивается. С одновременным подтягиванием правой ноги и переносом на нее тяжести тела продолжается вынос левой руки вперед : скольжение происходит на правой лыже. Цикл хода завершен и в дальнейшем повторяется.
Бесшажный ход с палками применяется при передвижении под уклон и на равнине, на раскатанных участках лыжной трассы, при наличии хорошей опоры для палок и отличном скольжении. Передвигаясь этим ходом, лыжник одновременно сильно отталкивается палками. Скользя на обеих лыжах, он выносит обе палки вперед и вверх, затем быстро ставит их впереди носков ботинок и сильно отталкивается. Туловище при этом наклоняется до горизонтального положения
Одновременный бесшажный ход выполняется следующим образом:
1. После окончания толчка руками лыжник скользит, согнувшись на двух лыжах, голова чуть приподнята.
2-3. Продолжается скольжение, лыжник медленно выпрямляется и легким маятникообразным движением выносит палки вперед.
4. Лыжник почти полностью выпрямляется, начинается подготовка к отталкиванию — масса тела перемещается на носки, ноги слегка сгибаются, палки выведены вперед перед постановкой на снег.
5. Палки ставятся на снег чуть впереди креплений, начинается толчок руками.
6. Основное усилие на палки развивается за счет сгибания туловища. Угол сгибания рук в локтевых суставах несколько уменьшается.
7-8. Толчок заканчивается полным разгибанием рук. Кисти рук находятся на уровне не выше колен, угол наклона палок наибольший.
9. По завершении толчка лыжник продолжает скользить инерционно, при этом согнувшись, на обеих лыжах.
Цикл движений повторяется.
По мере взросления, в школьные годы, будут освоены и другие лыжные ходы, способы подъемов, спусков, поворотов, торможений, преодоления неровностей.
Последовательность обучения
Непосредственное обучение передвижению на лыжах дошкольников проводится в следующей последовательности.
Сначала обучают детей ходьбе на лыжах ступающим шагом без палок — это наиболее простой способ передвижения на лыжах. Этот способ передвижения развивает равновесие и ритм, подготавливает к освоению более сложных лыжных ходов.
При ходьбе без палок легче сосредоточить внимание на положении ног, на координации движений, на сохранении равновесия. Чем раньше дети начнут использовать палки, тем хуже будет их техника передвижения. Несвоевременное использование палок затрудняет передвижение, побуждает ребенка «висеть» на них, что может привести к травмам. Палки дают детям, когда они могут уверенно ходить на лыжах.
После этого учат поворотам на месте (вокруг задников и носков).
Затем поворотам в движении («переступанием», «плугом», «полуплугом»).
Учат торможению, подъемам на горку (обычным шагом, «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»); спускам с горки («лесенкой», в низкой, средней и высокой стойке).
Методы выполнения «елочкой» и «лесенкой» используются исключительно старшими дошкольниками, поскольку для младших они все еще слишком трудные.
С горки спускаются в основной стойке: туловище немного наклонено вперед, ноги согнуты, руки отведены назад и согнуты в локтях.
В дальнейшем дети учатся передвигаться на лыжах скользящим шагом. Для освоения скользящих шагов можно давать такие задания:
— после разбега ступающим шагом скольжение на одной лыжне до полной остановки, вторую приподнять над лыжней;
— скольжение под уклон то на одной, то на другой лыже;
— скользящие шаги с палками в руках, взятыми за середину.
Затем осваивают попеременный двухшажный ход. Обучать этому ходу следует на укатанной лыжне, идущей под уклон, чтобы ребенку было легче скользить.
Одновременному бесшажному ходу обучают детей тогда, когда они освоят ступающий, скользящий шаги, а также попеременный двухшажный ход (примерно в 5-6 лет).
Однако, следует помнить, что при начальном обучении детей-дошкольников ходьбе на лыжах проводится предварительная работа.
На первых занятиях по лыжной подготовке, (которые проводятся в физкультурном зале, дети приучаются к порядку, организованности, правильному выполнению определённых действий, построения в колонну по одному с лыжами в руках.
После этого они осваивают процесс надевания лыж, закрепления креплений на обуви, очистки лыж после использования и их правильного хранения.
Затем воспитатель учит детей исходному положению — «стойка лыжника» : лыжи стоят параллельно на ширине ступни (10-15 см, ноги согнуты так, чтобы колени были над серединой ступни, туловище немного наклоняют вперед, руки полусогнуты и свободно опущены, тяжесть тела распределяют равномерно на обе ноги, взгляд обращен вперед.
С дошкольниками эту стойку полезно повторять на каждой прогулке перед началом ходьбы на лыжах.
Освоению стойки лыжника и основных элементов передвижения на лыжах помогают подготовительные упражнения (как без лыж, так и на лыжах поочередное поднимание ног, переступание в стороны и т. д., а также имитация разных способов ходьбы на лыжах.
Необходимо отметить, что в основе ходьбы на лыжах заложена обычная ходьба и в процессе формирования навыка ребёнка следует отталкиваться от органов чувств, поэтому первые занятия проводятся в зале без лыж, с имитацией ходьбы на лыжах. В дальнейшем по степени освоения можно давать некоторым детям лыжи в зале и совершенствовать технику. Только после этого можно выходить на улицу.
Но детям не просто освоиться с непривычным для них ощущением тяжести лыж, их скольжения на снегу. Поэтому первые движения ребенка — это просто постоять на лыжах, присесть, поочередно поднять одну и другую ногу с лыжей, поставить на снег, попытаться пройти ступающим шагом постепенно усложняются и дети начинают выполнять:
— Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
— Прыжки с поворотом лыж вправо — влево.
— Прыжки с поворотом на 180 и с сохранением равновесия.
— Прыжки в высоту с подтягиванием колен к груди — «Кенгуру».
— Выполнение прыжков на одной ноге с удерживанием равновесия на одной лыже.
— Постановка одной лыжи параллельно туловищу впереди с сохранением равновесия.
— Отведение одной лыжи назад так, чтобы она касалась снега только носком.
Все эти упражнения достаточно сложные и не сразу детям удается их выполнить. Далее при ходьбе необходимо контролировать, чтобы носок лыжи был приподнят, а задний конец прижат к снегу, следить, чтобы руки как при ходьбе двигались с перекрестной координацией.
Кроме того, чтобы избежать травм при ходьбе на лыжах, воспитатель обязан выучить с детьми основные правила, которые они должны усвоить:
1. идти, соблюдая интервал, не отставать, не наезжать на лыжи впереди идущего ребенка;
2. не разговаривать на дистанции;
3. при подъеме на горку и других препятствиях помогать слабому ребенку;
4. скатываться с горки тогда, когда внизу никого нет;
5. если на пути неожиданно возникает препятствие, постараться мягко упасть на бок.
Для того чтобы научить ребенка кататься на лыжах, необходима четкая методика.
Во-первых, на каждой прогулке повторяют упражнения, которые ребенок выполнял на предыдущей прогулке. Во-вторых, придерживаются дидактических принципов обучения — доступности, последовательности, систематичности. В-третьих, широко применяют подвижные игры, придающие обучению эмоциональный характер и способствующие закреплению и совершенствованию необходимых навыков.
Публикации по теме:

Фотоотчет «Мы любим кататься на лыжах!» Рядом с нашим детским садом есть очень красивый парк. Там очень много деревьев. И очень много места. Зимой мы очень любим ходить в этот парк.

Ходьба на лыжах с палками и без палок 1. Ступающим шагом без палок с изменением темпа и направления с выполнением подпрыгиваний (для детей 3-7 лет) 2. Игровое упражнение «Дорожка».
Использование игровых заданий и подвижных игр при обучении и совершенствовании передвижения на лыжах Использование игровых заданий и подвижных игр при обучении и совершенствовании передвижению на лыжах По мере усвоения навыков ходьбы на.
Конспект НОД по аппликации в средней группе «Зайчик на лыжах» МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №166 КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ.
Консультация для родителей «Учим детей ходить на лыжах» Учим детей ходить на лыжах Часто родители задаются вопросом: «С какого возраста можно начинать учить ребенка ходьбе на лыжах?». Хотя лыжи.

Консультация для родителей «Учим детей кататься на лыжах» Консультация для родителей «Учим детей кататься на лыжах» Самые маленькие Строго говоря, по-настоящему кататься на лыжах стоит учиться после.

Люблю на лыжах прокатиться! Фотоотчет Воспитанники дошкольных групп МОУ Прозоровская СОШ с нетерпением ждали наступления зимы. И ждали они не только Новый год и Деда Мороза со.
Обучение малышей 4–5 лет основам лыжной ходьбы. Первый год занятий Видео Обучение малышей 4 — 5 лет основам лыжной ходьбы. В первом году занятий. Лыжная ходьба служит отличным способом для повышения физического состояния и оздоровления.
Программа по обучению детей ходьбе на лыжах Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» п. г. т. Войвож Программа по обучению детей ходьбе.
Программа по обучению детей ходьбе на лыжах Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» п. г. т. Войвож Программа по обучению детей ходьбе.
Способы передвижения на лыжах

Лыжный спорт — это совокупность различных видов зимнего спорта, в соревнованиях по которым спортсмены используют лыжи. Включает в себя бег на лыжах на различные дистанции, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье (лыжная гонка и прыжки на лыжах с трамплина), горнолыжный спорт и др.. Зародился лыжный спорт в Норвегии в XVIII веке.

Классификация лыжных ходов.
Лыжные ходы — закономерное объединение отдельных движений лыжника в единое целое.
1. По отталкиванию ногой от подвижной или неподвижной опоры лыжные ходы подразделяются на:
классические
Эти ходы классифицируются по вариантам работы рук в момент отталкивания. Выделяют группы попеременных ходов, когда отталкивание руками выполняется поочередно, и группы одновременных ходов, в основе которых — одновременное отталкивание руками.
2. По количеству шагов в каждом цикле движений лыжные ходы классифицируют на:
одношаговые; двухшаговые; трехшаговые и четырехшаговые
(с 1,2,3 и 4 скользящими шагами в цикле лыжного хода).
бесшажные — движение происходит только за счет отталкивания палками, без движения ног

Классические ходы включают:
I. Попеременные
II. Одновременные
переходы с одного хода на другой

II. Классические виды, выполняемые одновременно.
Одновременные ходы используют на хорошо подготовленной лыжне с хорошей опорой для палок, при движении по равнинным участкам, отлогим спускам, иногда пологим подъемам. Основным двигательным действием во всех одновременных ходах является отталкивание руками.
1. В одновременном бесшажном ходе происходит непрерывное скольжение на двух лыжах с отталкиванием только руками.

II. Одновременные классические виды.
2. При выполнении одновременного одношажного хода в течение каждого скользящего шага выполняют одно отталкивание руками и один толчок ногой (правой или левой). Лучше поочередно.
Стартовый (скоростной) вариант – отталкивание ногой происходит при выносе рук вперед (кольцо л/п назад-вниз).
В основном варианте отталкивание ногой начинают после окончания выноса рук вперед (кольцо л/п вперед-вниз).

I. Попеременный коньковый вид.
Двухшажный коньковый ход с чередованием подразумевает циклическое выполнение двух скользящих шагов на коньках и двух попеременных отталкиваний руками.

II. Одновременные коньковые виды.
3. Одновременный одношажный коньковый ход состоит из повторений двух скользящих коньковых шагов и двух одновременных отталкиваний руками. Одновременный мах и толчок руками выполняют на каждый шаг. В этом ходе лыжи постоянно скользят под углом 15-20 градусов к направлению движения. При техничном исполнении позволяет развивать высокую скорость на равнинных участках, пологих подъемах и спусках, а также при стартовом разгоне, обгоне соперников, при финишном ускорении.

II. Одновременные виды.
4. Коньковый ход без отталкивания руками применяется для дальнейшего увеличения уже достигнутой высокой скорости на равнинных участках, пологих спусках, когда любые толчковые движения руками дают тормозящий эффект. Туловище лыжника постоянно наклонено под углом 35-45 градусов, что позволяет на высокой скорости сохранить большую устойчивость и уменьшить сопротивление встречного потока воздуха. Различают два варианта хода: с махами и без махов руками.

Спасибо за внимание!

-80 процентов
Виды лыжных ходов
В данной презентации показываеться и объясняеться какие есть лыжные ходы и как они выполняются. Каждый вид рассмотриваеться по фазам. Лыжные ходы разделяются по способу отталкивания на попеременные (отталкивание палками попеременное) и одновременные (отталкивание палками одновременное) и коньковые. По числу шагов выделяют попеременный двухшажный и одновременные одношажный и бесшажный ходы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
![]()
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
![]()
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
![]()
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
![]()
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
![]()
Наладить дисциплину на своих уроках.
![]()
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа «Виды лыжных ходов »

Виды лыжных ходов


Чередующийся двухшаговый шаг
- Попеременный двухшажный ход применяется на равнинных участках дистанции и отлогих склонах (до 2°) при плохом и хорошем скольжении; а при особо благоприятных условиях и на средних склонах (до 5°).
- Лыжник скользит поочередно то на одной, то на другой лыже попеременно (на каждый шаг) отталкивается палками. В повторяющийся цикл движений входят два шага. В каждом шаге различают период скольжения лыжи, когда она движется по снегу, и период ее стояния, когда обеспечивается опора для отталкивания лыжей. В цикле различают пять основных фаз.


Попеременный четырехшажный ход
- Попеременный четырехшажный ход.
Цикл хода состоит из четырех скользящих шагов. На первые два шага лыжник поочередно выносит палки вперед, на третий и четвертый шаг делает два попеременных толчка палками.
- В этом ходе ноги двигаются как в обычном скользящем шаге — непрерывно и равномерно. Первые два скользящих шага, без толчков палками, несколько короче, третий и четвертый шага каждого цикла, в которых помогают палками, — длиннее.

Одновременный бесшажный ход
- Одновременный бесшажный ход применяется на равнинных участках при отличном скольжении и при хорошем скольжении на уклонах, т.е. на склонах, на которых применяется лыжный ход, так как свободный спуск слишком медленный.
- Лыжник скользит стоя на двух лыжах, отталкиваясь одновременно обеими палками.


Одновременный одношажный ход
- Одновременный одношажный ход применяется на равнинных участках и на отлогих подъемах при хорошем скольжении, а также на уклонах при удовлетворительном скольжении.
- Лыжник в каждом цикле делает одно одновременное отталкивание двумя палками и одно отталкивание лыжей. В зависимости от условий (длина и скорость скольжения) в современных гонках применяются три способа (варианта) этого хода: на старте, особенно общем (в эстафетах), — темповый; на равнине и отлогих подъемах — основной и на уклонах — затяжной.


Скоростной вариант одновременного одношажного хода
- Этот ход применяется на равнинных участках местности и на пологих подъемах при хороших и отличных условиях скольжения.
- Цикл состоит из одного отталкивания ногой. Одновременного отталкивания руками и свободного скольжения на двух лыжах. Длина цикла — 7-9 м, продолжительность — 0,8-1,2 с, скорость — 6-8 м/с, темп — 50-70 циклов в 1 мин., продолжительность отталкивания ногой — 0,08-0,12 с, руками — 0,25-0,3с.


Одновременный двухшажный ход

«>




