Выносливость и спорт: какие виды физической активности способствуют ее развитию

Виды спорта, развивающие преимущественно выносливость, включают в себя бег на длинные дистанции, велоспорт и плавание. Эти дисциплины требуют от спортсменов продолжительной физической активности на протяжении длительного времени, что способствует улучшению работы сердечно-сосудистой системы и увеличению общей выносливости организма.

Кроме того, командные виды спорта, такие как регби и футбол, тоже способствуют развитию выносливости, так как спортсмены находятся в постоянном движении и должны поддерживать высокий уровень энергии на протяжении всей игры. Регулярные тренировки в этих видах спорта помогают увеличить аэробную выносливость и выносливость в целом.

Виды спорта на выносливость, стимулирующие оздоровительно-тренировочный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

В данном материале обсуждается важность выносливости в процессе физического развития. Рассматривается влияние выносливости на уровень работоспособности. Изучаются изменения, происходящие в организме во время тренировок на выносливость. Предложены виды спорта, способствующие развитию выносливости. Приведены комплексы упражнений для различных спортивных направлений. Также представлен ряд упражнений, направленных на формирование общей и силовой выносливости. Рассматривается значение выносливости в контексте оздоровительных и тренировочных программ.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сбитнева О. А

Улучшение физической подготовки курсантов и слушателей Министерства внутренних дел России с помощью плиометрических тренировок

Рекомендации по подготовке к сдаче норм ГТО в контрольных испытаниях на выносливость

Развитие силовой выносливости средствами кроссфита (на примере военнослужащих)

Эффективное применение круглых тренировок в спортивных занятиях

Формирование общей выносливости у младших школьников

i Не можете найти нужное? Попробуйте воспользоваться сервисом поиска литературы.

ENDURANCE SPORTS THAT STIMULATE THE HEALTH AND TRAINING PROCESS

The article considers the necessity of endurance in physical development. The role of endurance in determining performance. The changes in the body during endurance work are analyzed. Sports that develop endurance are presented. Given sets of exercises for different sports. The complex of exercises forming the General and power endurance is offered.

Рассматривается роль выносливости в процессе здоровья и тренировки.

Текст научной работы на тему «Виды спорта на выносливость, стимулирующие оздоровительно-тренировочный процесс»

ТИПЫ СПОРТА НА ВЫНОСЛИВОСТЬ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ

О.А. Сбитнева, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, город Пермь)

Аннотация. В данной статье обсуждается важность выносливости в контексте физического развития. Рассматривается влияние выносливости на уровень работоспособности. Проводится анализ изменений, происходящих в организме во время тренировок на выносливость. Представлены различные виды спорта, способствующие развитию выносливости. Включены комплексы упражнений для разнообразных спортивных дисциплин.

Также предложен набор упражнений, направленный на формирование общей и силовой выносливости. Обсуждается значение выносливости в рамках оздоровительно-тренировочного процесса.

Ключевые слова: выносливость, физическая активность, упражнения, студенты, адаптация, здоровье.

Выносливость необходима спортсменам не только в соревнованиях, но и для выполнения большого объема работ, комфортного самочувствия, быстрого восстановления. Физическая выносливость играет важную роль в определении нашей работоспособности, эффективности, отличного здоровья. Все эти факторы влияют на жизнь в целом. Высокий уровень общей выносливости стоит рассматривать не только относительно здоровья, но и успеха [1].

В современном обществе наблюдается снижение общего состояния здоровья молодежи. Студенты, чаще страдают заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Наблюдается недостаток двигательной активности. Отношение к физической культуре является одной из социально-педагогических проблем.

Физическая подготовка студентов, ее необходимость, обусловлена быстрыми темпами развития отраслей, в которых предстоит работать специалистам. Ограничение физической активности у студентов, способствует снижению памяти, внимания. Внимание — системообразующий фактор. От внимания зависит скорость восприятия, эффективности усвоения учебного процесса. При регулярных занятиях усиливается устойчивость умственной работоспособности к утомляемости.

Выносливость обусловлена, прежде всего, деятельностью коры головного мозга, определяющей и регулирующей состояние ЦНС и работоспособность всех других органов систем, в том числе энергетической [2].

Физическая выносливость — это способность к эффективному выполнению упражнений, преодолевая утомление. Уровень развития данного критерия обусловливается энергетическим потенциалом организма человека (спортсмена).

Общая выносливость выступает как способность к эффективному выполнению работы неспецифического характера, которая оказывает положительное влияние на процесс накапливания спортивного мастерства. В структуре специальной выносливости лежит конкретный случай, который определяется спецификой вида спорта и его отдельной дисциплины. Скоростная выносливость проявляется в деятельности в течение длительного времени, предъявляющая повышенные требования к скоростным параметрам движений без утомления и нарушения техники. Силовая выносливость отражает способность длительно выполнять силовую работу без снижения эффективности, без видимых технических нарушений. Выносливость к статическим усилиям отображается способностью долго поддерживать умеренное мышечное напряжение без изменения позы. Данная

деятельность наблюдается в процессе переноски грузов, при долгом сохранении неподвижности. Разносторонняя выносливость обуславливает продолжительное совершение работы, для выполнения которой необходимо переключаться с одного вида деятельности на другой. Рекомендуют чередовать силовые и кардио тренировки.

К видам спорта, которые развивают общую выносливость, относятся циклические виды, в которых физическая нагрузка действует длительное время на фоне повышения аэробного (кислородного) обмена в организме: спортивная ходьба, бег на средние и длинные дистанции; марафонский бег; велоспорт; плавание; гребля на академических лодках, байдарках, каноэ; лыжные гонки, конькобежный спорт, биатлон; спортивное ориентирование, триатлон. Все эти виды способствуют укреплению здоровья. Это связано с повышением экономичности работы мышц, укреплением сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нормализацией массы тела.

Изучим комплексы тренировок в легкой атлетике на дистанциях от 100 до 150 метров

2-3 повторения, в несколько серий; повторный метод 4-5 на 200 м; повторно-серийный метод, в серии 2-3 повторения на дистанции 100-150 м. В велокроссе: начинать нужно с разминки, а именно: ходьба 200-400 м, бег для спринтеров и гито-виков 2-3 км. Бег для преследователей на

3-5 км. Общеразвивающие упражнения на 10-15. Основная часть: прыжки с ноги на ногу по 20-30 раз. На обеих ногах с продвижением вперед по 10-12 раз, тройной прыжок. Прыжки чередовать с упражнениями на расслабление и растягивание. 1012 упражнений с отягощениями.

Все упражнения повторять по методу круговой тренировки.

В плавании: проплывать отрезки от 10 до 25 м, с количеством повторений от 2 до 16 раз в 5-6 серий. При 1-3 повторном заплыве, с интервалами отдыха 1 -2 мин., проплывать отрезки расстоянием до 4050 м. Гребля на байдарках: подтягивание на перекладине с отягощением, повтор упражнений до 10 раз. Поднимание туловища из положения лежа на спине от 15 до

20 раз. Сгибание, разгибание рук в упоре на брусьях, с отягощением, от 12 до 15 раз.

В лыжном спорте: Ходьба с отягощением. Специальная ходьба до 5 км, имитирующая скользящий шаг (частота шагов 120-140 мин, скорость передвижения — от 2,6 до 3,1 м/с) с повторением от 7 до 10 раз. Прохождение отрезков средней длины развивает специальную выносливость, длинные отрезки — общую выносливость. Отрезки с повышенной скоростью используют для развития скоростной выносливости.

Комплекс упражнений на общую выносливость:

1-й день: прыжки через скамейку, 4 подхода по 40-50 повторений; отжимания от пола, 4 подхода по 20-25 повторений; прыжки на скакалке, 4 подхода по 120-150 повторений.

2-й день: подтягивание на перекладине, 4 подхода по 12-15 повторений; обратные отжимания от скамейки, 4 подхода по 2025 повторений; упор присев, упор лежа, 4 подхода по 20-25 повторений.

Третий день: прыжки на скакалке, 4 серии по 120-150 повторений; отжимания от земли, 4 серии по 20-25 повторений; планка, 4 подхода по 45-60 секунд.

4-й день: подтягивание на перекладине 60 секунд; обратные отжимания от скамейки 60 секунд; прыжки в высоту, 4 подхода по 15-20 прыжков.

Занятия на выносливость формируют жизненно важные волевые качества, настойчивость, упорство, волю. Качество выносливость, полученные в процессе ее развития двигательные умения и навыки, лежат в основе успешного выполнения многих трудовых операций.

Упражнения на развитие силовой выносливости: Отжимания: упражнения на верхнюю часть тела, способствуют развитию выносливости мышц груди и рук. Упражнение повторить 15-20 раз. Отжимание на брусьях: упражнение помогает разрабатывать трицепсы плеч. Упражнение следует повторить 15-20 раз. Подъем на носках: упражнение развивает мышцы икр, которые важны при прыжках, подъемы на носках содействуют их развитию. Повторять

упражнение от 15 до 25 раз. Прыжки вверх с подтягиванием коленей к груди: развивает мышцы нижней части тела. Упражнение повторить 15-25 раз.

При физической деятельности происходят изменения не только в работающих мышцах, но и во многих других органах и тканях. В процессе физической работы меняется скорость энергетического обмена в сердечной мышце. В состоянии покоя, основным источником энергии для миокарда являются жирные кислоты, глюкоза и кетоновые тела.

При напряженной физической работе миокард окисляет локтаты, следовательно, запас гликогена почти не расходуется. В головном мозге, во время физической деятельности, ускоряется энергообмен, который выражается в повышении потребления глюкозы и кислорода. Повышается скорость обновления гликогена и фосфолипидов.

При очень продолжительной работе может снижаться запас макроэргов, что вызывает утомление. Физическая работа вызывает изменение содержания в крови белков и продуктов их распада. Изменяется соотношение между белками крови. При переходе из состояния покоя к интенсивной физической работе, изменяются многие биохимические показатели в крови. Во много раз возрастает потребность в кислороде.

Факторы выносливости у человека, позволяют сохранить активность организма при неблагоприятных условиях в его внутренней среде. Они вызываются работой: нарастание кислородного объема, увеличение молочной кислоты. От выносливости человека зависит его способность со-

1. Гужаловский А.А., Попов В.П. Воспитание выносливости. Основы воспитания физических способностей / В кн. Основы теории и методики физической культуры // Под ред. А.А.

Гужаловский. — Москва: Физическая культура и спорт, 1986.

2. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 288 с.

3. Курамшин Ю.Ф. Методика развития выносливости / В кн. теория и методика физической культуры: Учебник под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. — М.: Советский спорт, 2003.

4. Кожевникова Л. Физическое воспитание как средство формирования здорового образа жизни и культуры досуга студенческой молодежи // Физическое воспитание студентов. — 2010.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М. Физкультура и спорт, 1991.

хранять заданные технические и тактические параметры работы, не смотря на утомление. В жизни человека постоянно возникают ситуации, под которые он должен уметь адаптироваться.

Проблема адаптации связано с тем, что физиологические и биологические признаки сопоставляют с социальными проблемами человека и общества. Человек мигрирует, может оказаться в равнинных или горных условиях, в жаре, холоде, но при этом он связан с особенностями питания, обеспечении водой и другим индивидуальным комфортом. Все это связано с дополнительным механизмом адаптации. От силы воздействия раздражителей окружающей среды, а также функционального состояния человека, адаптивные факторы могут вызывать как благоприятные реакции организма, так и неблагоприятные. Систематическая тренировка формирует физиологические механизмы, которые расширяют возможности организма и готовность к адаптации.

Рассмотрение вопросов, связанных с развитием выносливости, и влиянием на организм человека, доказывает, что это способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности, без снижения эффективности. Для ее развития может быть применен обширный круг средств и методик физического воспитания. Следует помнить, что сначала развивают общую выносливость, а затем, на ее основе, специальную. Одна из основных черт методики развития выносливости -это регулярность ее выполнения [3].

ENDURANCE SPORTS THAT STIMULATE THE HEALTH AND TRAINING

O.A. Sbitneva, Senior Lecturer Perm State Agrarno-Technological D.N. Pryanishnikova (Russia, Perm)

Университет имени академика

Abstract. The article considers the necessity of endurance in physical development. The role of endurance in determining performance. The changes in the body during endurance work are analyzed. Sports that develop endurance are presented.

Given sets of exercises for different sports. The complex of exercises forming the General and power endurance is offered. The value of endurance for the health-training process is analyzed.

Keywords: endurance, physical activity, exercises, students, adaptation, health.

Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость

Воспитание выносливости в процессе спортивной тренировки в определённом виде спорта является одним из действенных средств достижения высокой общей и профессиональной работоспособности, основанной на повышении устойчивости центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и других функциональных систем организма против утомления. Собственно, под выносливостью и понимается способность организма человека преодолевать наступающее утомление.

Физиологические механизмы этого процесса достаточно сложны, так как работа может относиться к различным зонам мощности (или интенсивности), а значит, и выносливость в каждой из них различна. В зоне большой и умеренной мощности, которая может поддерживаться от 3-5 мин до более получаса, появляется так называемая общая выносливость. Общая выносливость проявляется в той или иной степени во всех других зонах мощности при всех видах деятельности. В её физиологической основе лежит развитие возможностей аэробного обмена в организме человека. Для проявления общей выносливости нужны хорошее сердце, здоровые лёгкие, достаточное количество гемоглобина в крови, обильное кровоснабжение работающих мышц и т. д.

Главное, что под влиянием рациональной и систематической тренировки указанные органы, физиологические процессы могут повышать свои функциональные характеристики. Вот почему в данном случае нас больше интересуют те виды спорта, в которых, как и в большой части трудовых процессов (в течении всего рабочего дня), происходят аэробные реакции в организме.

Поэтому наибольшее значение в обычной жизни, в профессиональной деятельности имеют такие виды спорта, которые развивают главным образом аэробные возможности организма, обеспечивающие длительную продуктивную работу сравнительно невысокой мощности не только в спортивной деятельности, но и в течение достаточно длительного по продолжительности рабочего времени на производстве. Выносливость, как и другие двигательные качества, чаще всего проявляется специфически, в зависимости от особенностей деятельности, характера возникающего утомления.

В настоящее время различают несколько типов утомления: умственное, сенсорное (связанное с преимущественной нагрузкой на органы чувств), эмоциональное, физическое (развивающееся при выполнении разнообразных спортивных и трудовых действий) Например, военными специалистами было установлено, что наиболее высокой и устойчивой скоростью работы на радиотелеграфных аппаратах (мелкие быстрые движения пальцев руки) обладали лица с лучше развитой выносливостью (в данном случае — способность к длительному бегу). Поэтому, приступая к развитию специальной выносливости в каком-либо спортивном или профессиональном действии, необходимо предварительно создать у человека определённую базу кроветранспортирующих и дыхательных возможностей, других физиологических механизмов общей выносливости.

Таким образом, акцентированное воспитание выносливости у молодых людей в целях подготовки к жизни и профессиональной деятельности требует решения задач всестороннего развития функциональных систем организма. Это связано с повышением физиологических и психологических границ устойчивости организма человека к сдвигам внутренней среды, вызванным напряженной работой.

Значимость устойчивости для каждого человека и для профессионалов в любой сфере очевидна, что подчеркивает главенствующую роль выносливости в подготовке к продолжительной и качественной деятельности. Общая выносливость необходима всем спортсменам, так как она способствует эффективному выполнению большого объема тренировок и лучшему освоению специализированных видов тренировок. Это еще раз подчеркивает важность развития общей выносливости среди молодежи, вне зависимости от того, занимается ли молодой человек спортом или просто физкультурой, поскольку высокий уровень общей выносливости является одним из основных показателей отличного здоровья. Таким образом, к спорту, который особенно развивает общую выносливость, относятся все циклические виды спорта, где физические нагрузки продолжаются в течение достаточно длительного времени на фоне увеличения аэробного обмена в организме. К таким видам спорта можно отнести: спортивную ходьбу, бег на средние, длинные и марафонские дистанции, лыжные гонки и биатлон, плавание, греблю, велосипедный спорт (шоссейные гонки, кросс и классические дистанции на треке), большинство дистанций и многоборья в конькобежном спорте, альпинизм, спортивное ориентирование, туризм и ряд других.

Хотя все циклические виды спорта, связанные с проявлением выносливости, существенно различаются по структуре движений друг от друга, однако между ними имеются и общие положения: спортивные достижения атлетов основываются на достаточно объёмных тренировочных и соревновательных нагрузках. В процессе регулярных тренировок развивается в той мере, в какой это необходимо для каждого конкретного вида спорта, исполнительское функциональное «звено» — кислород-транспортная система и регулирующее «звено» — центральная и эндокринная система.

Спортсменам, специализирующимся в этих видах спорта, присущи способности к длительному выполнению физической работы, успешное волевое противостояние утомлению. Их высокая работоспособность обеспечена разнообразными сдвигами приспособительного характера, происшедшими в организме под влиянием тренирующих воздействий: морфологическим и функциональным развитием мышцы сердца, повышением эластичных свойств стенок кровеносных сосудов, увеличением запаса энергетически богатых веществ в мышцах и внутренних органах, высокой степенью эффективности работы нервной системы и др.

Это можно иллюстрировать следующим примером. Одним из показателей (тестов) функционального развития дыхательной и сердечнососудистой системы служит результат выполнения мышечной работы при частоте сердечных сокращений 170 ударов в минуту. Следует отметить, что, приступая к тренировке в этих видах спорта, надо сразу же настроиться на большую и тяжёлую тренировочную работу.

Это связано с воспитанием способности к высокому уровню мобилизации резервов организма («терпению») не только в ходе соревновательной, но и тренировочной деятельности, так как повышение тренированности связано с преодолением утомления. Регулярные тренировки в этой группе видов спорта, как и в других, воспитывают способность к саморегуляции эмоционального состояния в условиях стресса, в условиях острой спортивной борьбы.

Но главное в том, что всё это может потребоваться именно в процессе обычной трудовой жизни, что ещё раз подчёркивает прикладной и воспитывающий характер спортивной подготовки. Конечно, как и по всем видам спорта, у разных людей имеются большие способности к одним из них и меньше — к другим.

Сразу же может возникнуть вопрос: а какой уровень выносливости у меня сегодня (не с точки зрения сравнения с достижениями больших спортсменов, а сравнительно со здоровыми людьми, не занимающимися спортом). Такую оценку можно сделать и самостоятельно.

Более 15 лет назад американский физиолог К. Купер предложил характеризовать физическую работоспособность людей различного возраста с помощью определения расстояния, преодолеваемого за 12 минут. За прошедшие годы этот тест нашёл широкое распространение.

Практическое применение теста Купера, в наибольшей мере определяющего состояние сердечно-сосудистой системы, заключается в следующем. Надо преодолеть (пройти, пробежать) как можно большее расстояние в течение 12 минут. Делать это лучше на стадионе, где, как правило, общая длина круговой дорожки равна 400 м. При первом применении теста не следует стремиться к самоистязанию. Лучше проводить тест с чьей-либо помощью, чтобы не следить за временем и преодолеваемым расстоянием, а ориентироваться только на самочувствие. По окончании 12 минут надо измерить (запомнить) расстояние, преодоленное за это время, и по таблице определить степень своей физической подготовленности.

  • Какие виды спорта способствуют развитию выносливости?
  • Какие имеются типы утомления?
Оцените статью
Атлетика
Добавить комментарий